Реставрация изделий из бронзы. Реставрация и очистка бронзовых изделий в домашних условиях. Правила чистки бронзы препаратами бытовой химии

Подсвечники из бронзы и латуни могут стать украшением любого интерьера. Дизайнеры любят дополнять залы и комнаты подобными изделиями, желая придать торжественность обстановке. Но подобные изделия портятся, металл тускнеет и теряет свой блеск и цвет. Особенно если речь идет об антикварных изделиях, которые пользуются спросом. Так как избежать потускнений и сохранить изделие в неизменном виде?

Подсвечник из бронзы

Веяния старины

Существует несколько разновидностей подсвечников, которые стоят достаточно дорого. Все они изготовлены из бронзы. Этот металл особенно ценился нашими предками, да и подсвечники были только у зажиточных граждан, которые не отличались экономией. Канделябры и подсвечники, а также другие изделия из бронзы украшали не только дома дворян, чиновников и царей, но и были частью интерьера храмов и церквей.

Изделия из бронзы были художественной ценностью и вводились в ранг искусства. Металл украшали драгоценными камнями, инкрустировали жемчугом, сочетали с золотом и позолотой. На сегодняшний день коллекционеры ценят:

  1. Этрусские подсвечники.
  2. Канделябры родом из Древнего Рима.
  3. Старинные изделия XI–XIV веков.
  4. Бронза периода Возрождения.
  5. Антикварные изделия стиля барокко.
  6. Антиквариат периода XVIII–XIX веков.
  7. Подсвечники XIX–XX века.

Первые подсвечники из бронзы появились еще до нашей эры. Спасибо за это стоит сказать культуре этрусков. Они делали крупные канделябры и подсвечники, стержень был высоким. Изделия из бронзы имели большую чашу для одной или нескольких свечей.

Особенностью этрусков было желание украсить бронзу фигурками животных и людей. Такие подсвечники очень красивые, большие и стоят достаточно дорого. Найти их можно только в музеях Западной Европы.

Канделябры из Древнего Рима отличались помпезностью. Они были еще крупнее и массивнее этрусских, а также имели крупный стержень и чашу. Изделия были выполнены в стиле Месопотамии. Имели подставку в форме треноги, предназначались для свечи из сала или воска. В целом римляне взяли все лучшее у культуры этрусков и дополнили. Сегодня эти изделия считаются культурным наследием, полюбоваться ими можно в музеях Вероны и Лондона.

В Средние века самые красивые статуэтки, канделябры и подсвечники мастера изготавливали для церквей. Изделия были крупными и длинными - высотой от 1,5 до 2,7 метра. Имелись также и переносные подсвечники, с которыми по церкви прогуливались монахи и другие священнослужители. Отличительной чертой таких изделий считалась покрытие из золота, которое наносили на бронзу. А также было принято украшать металл драгоценными камнями.

Эпоха Возрождения - это время изящества и красоты. В этот период облик подсвечника из бронзы существенно изменился. На изделиях появились завитки растений, фигурки ангелов, цветы и лепестки, которые сплелись в причудливую форму. Бронза стала изысканной, изящной и дополнилась ажурными завитками.

Не отличались изяществом бронзовые предметы утвари периода правления Людовика XIV. Причина в том, что интерес к литью из бронзы заметно угас. Умельцы увлеклись другими металлами: железом, медью и др. Латунь по химическим свойствам имеет сходство с бронзой, поэтому подсвечников из этих металлов немного, но они есть. Отличительной чертой изделия считается свободный дизайн, который не имеет никаких ограничений.

Подсвечник из латуни

Антиквариат периода XVIII–XIX веков отличается хитросплетением линий. Рококо имеет свои особенности: прямые линии отошли на второй план, умельцы вновь заинтересовались бронзой и латунью и принялись экспериментировать. Они могли выполнить чашу для свечи в форме морской раковины, сочетать цветы с ажурным плетением, экспериментировать с объёмом. Также можно увидеть сходство с подсвечниками времен периода Римской империи.

XIX век ознаменовал себя тем, что осветительные приборы и их производство претерпело массу изменений. Искусство литья было поставлено на поток, в результате чего изделия обесценились, утратили уникальность. Но есть экземпляры, которые в этот период изготавливали под заказ. Подсвечники и канделябры отличались богатством и роскошью, бронзу дополняли слоновой костью, россыпью камней и украшали золотом.

Методы чистки

Реставрация изделий имеет ряд особенностей. Причина в том, что бронза - не самый износостойкий металл, она часто покрывается зелеными пятнами и разводами. Для того чтобы убрать с поверхности подсвечника или статуэтки загрязнения, можно использовать:

  • горох;
  • цикорий;
  • уксус, соль и муку;
  • лимонную кислоту и соду;
  • фланелевую ткань;
  • сукно и мел.

1) Кашица из гороха поможет убрать с поверхности латуни или бронзы грязь, налет и признаки окисления. Для этого стоит сварить горох таким образом, чтобы из него получилась каша. После кашу наносят на поверхность подсвечника и оставляют на 20–30 минут. Затем очищают металл от гороха при помощи воды и зубной щетки. После процедуры стоит просушить изделие, тщательно протереть его тканью.

2) Цикорий, как и горох, превращают в кашу, тщательно размешивают с теплой водой, а после наносят на утварь. Оставляют на поверхности металла на 30 минут, затем промывают изделие теплой водой и чистят при помощи щетки. Бронзу или латунь стоит протереть сухой тряпкой и дать подсвечнику высохнуть.

3) Смешивают в емкости муку и соль, после добавляют в смесь уксус и немного воды. Размешивают все до состояния пасты. Затем пасту наносят на металл, втирая ее в поверхность при помощи круговых легких движений. Чистка длится до 20 минут, после пасту смывают с поверхности изделия. Вытирают тряпкой, дают обсохнуть.

4) Сода и кислота лимона хорошо подходят для латуни, но могут убрать грязь и с поверхности меди и бронзы. Соду и кислоту смешивают, превращая в кашицу, потом полученное средство наносят на статуэтку, канделябр или подсвечник. Втирают средство в поверхность металла круговыми движениями. Оставляют предмет на 30 минут, а после промывают его под потоком теплой воды, вытирают насухо и полируют сукном или фланелью.

5) Иногда достаточно протереть металл фланелевой тканью - такая читка не поможет избавиться от сильных загрязнений. Но если проводить процедуру регулярно и не жалеть на это времени, можно получить неплохой результат.

6) Мелом натирают поверхность изделия, а потом протирают бронзу сукном. Это помогает убрать незначительную грязь с поверхности металла. Но вот от окислов и зеленых пятен такая читка не поможет.

На реставрацию подсвечник можно отдать специалисту. Он выполнит чистку и вернет бронзе блеск и цвет.

Но если такой возможности нет, то можно провести чистку бронзовых или латунных подсвечников с помощью химических реагентов:

  1. Аммиак.
  2. Нашатырный спирт.
  3. Этиловый спирт.
  4. Зубная паста.
  5. Ацетон.

1) Аммиак стоит растворить в воде и этим раствором натереть подсвечник. Такая чистка подойдет для латуни и бронзы. Если грязь не поддается удалению с первого раза, процедуру можно повторить через несколько минут. Но стоит иметь в виду, что реагенты могут негативно воздействовать на металл.

2) Нашатырный спирт нередко используют для чистки ювелирных изделий. Украшения натирают нашатырём, то же можно сделать и с бронзой. Подсвечник погружают в раствор и оставляют его там на несколько минут. После поверхность металла вытирают насухо и полируют.

3) Этиловый спирт или водку, так же как и нашатырь, используют для чистки домашней утвари. Спирт наносят на фланель или сукно, и тщательно протирают тканью подсвечник или канделябр. В результате грязь уходит, снимается налет, а бронза или латунь начинают блестеть и играть на солнце.

Зубная паста

4) Чистить бронзу можно и при помощи зубной пасты и обычной щетки. Можно выбрать отбеливающую пасту, нанести ее на ткань или щетку и начать процедуру. Когда чистка закончится, нужно смыть с поверхности изделия пасту. Если загрязнения сильные, то пасту необходимо оставить на несколько минут или даже полчаса. Потом промыть подсвечник под потоком воды, вытереть насухо и отполировать сукном.

5) Можно использовать и ацетон, но такой метод чистки может привести к нежелательным последствиям. Небольшое количество ацетона наносят на тряпку и протирают им латунь или бронзу. Перед проведением процедуры подсвечник стоит промыть, вытереть и устранить с его поверхности незначительные загрязнения.

Стоит помнить о том, что перед началом чистки изделие всегда стоит промывать теплой водой с мылом - нередко этого вполне достаточно для того, чтобы вернуть бронзе блеск.

Антиквариат трогать не советуют, тем более не рекомендуют использовать для чистки таких изделий реагенты. Нанесение химикатов может привести к тому, что после чистки частицы реагента испортят металл. Реакция может протекать медленно и незаметно, но в конечном счёте на поверхности подсвечника, канделябра или статуэтки появятся пятна, избавиться от которых будет сложно.

Профессиональная реставрация включается в себя не только чистку изделия из латуни или бронзы, но и восстановление покрытия. В результате чего поверхность подсвечника выглядит, как новая. Некоторые реставраторы наносят на поверхность изделий специальный лак - это помогает защитить бронзу или латунь от агрессивного воздействия внешней среды.

Реставрация зданий. Данная страничка предназначена строительно-реставрационным организациям, собственникам зданий – памятников истории и архитектуры, всем тем, кому небезразличны внешний вид и техническая сохранность исторических зданий и сооружений. В наших мастерских мы профессионально изготовим по Вашему индивидуальному заказу лепные изделия из гипса и бетона, фасадную лепнину из фибробетона, деревянные лестницы из дуба и других ценных пород дерева, дубовые окна и двери, изделия из бронзы и латуни, дверные и оконные ручки, латунные шпингалеты, дверные латунные петли, люстры, бра, хоросы, паникадила из бронзы и латуни, кованые изделия.

Предлагаем выполнить работы по росписи потолка и стен.

Первое с чем приходится сталкиваться при изготовлении лепнины, это изготовление модели. Модель может быть изготовлена из разных материалов.
Если количество требуемых лепных изделий невелико, а поверхность изделия не требует идеального качества проработки деталей, где нет ограничений по шероховатости поверхности,
а для их изготовления достаточно изготовить одну рабочую форму, то модель может быть изготовлена в скульптурном пластилине. Такая модель дешевле других, но
снять с нее несколько рабочих форм вряд ли удастся, так как пластилин слишком мягок и подвержен деформации. Для получения более прочной модели есть несколько способов, вот один из них.
Способ первый начинается так, как описано выше, с той лишь разницей, что вместо рабочей формы, с пластилиновой модели снимается предварительная форма, чаще всего изготавливаемая из виксинта. В полученную виксинтовую форму заливается гипс, после чего гипсовая отливка вновь попадает в руки художника-скульптора на детальную доработку. В отличие от пластилиновой, поверхность гипсовой модели можно сделать практически идеально гладкой. В гипсе можно вырезать такие тонкие детали, какие вывести на пластилине возможно с гораздо большими временными и трудовыми затратами. С готовой гипсовой модели изготавливается необходимое количество рабочих форм. В процессе работы над изготовлением модели художник обязан помнить, что при каждом изготовлении формы происходит усадка вновь получаемой модели на 2-3 процента от первоначальной. Плюс в таком методе изготовления в том, что по предварительной форме можно отлить несколько гипсовых изделий, которые скульптор может использовать как заготовки для компиляции подобных изделий, различающихся деталями, экономя при этом на первой стадии изготовления. Минус в том, что гипсовая модель хрупкая, боится падений, механических воздействий и повышенной влажности. При соблюдении технологии хранения гипсовая модель может храниться десятилетиями, по ней возможно изготовить необходимое количество рабочих форм для изготовления лепнины тогда, когда этого потребует производственная необходимость. На производстве длительному хранению подлежат именно мастер-модели, а не готовые рабочие формы, так как формы занимают слишком много места, при этом формы от длительного хранения приходят в негодность и с ними становится невозможно работать.
Существует несколько способов изготовления лепнины из гипса и бетона. Самый распространенный это метод прямой заливки в рабочую форму. При таком способе изготовления лепных изделий в рабочую форму заливают раствор бетона, или разведенный гипс. Для придания прочности лепным изделиям, изготовленным подобным образом, в заливаемый материал могут быть вмонтированы элементы арматуры из стали, цветных металлов, капроновая сетка, стеклоткань или другие. В случае с гипсовой лепниной, предназначенной для установки внутри помещений, с успехом может применяться дерево.
На нашем производстве в основном применяется метод напыления стеклофибробетона. Первоначальный этап изготовления лепнины таким способом ничем не отличается от описанного выше. Та же модель, те же рабочие формы. Но бетон не заливается в форму из емкости, а напыляется с помощью современного оборудования в форму как из краскопульта. При этом в аппарате распыления бетон смешивается с частичками стеклянной нити, называемой стеклофиброй, которая в свою очередь образует стойкие химические связи. Таким образом достигается повышение плотности бетона, повышение прочности готового изделия до 30-ти процентов. Толщина слоя напыляемого фибробетона редко бывает более двух сантиметров. В этом просто нет необходимости, так как прочность получаемой лепнины высокая, а малый вес изделия положительно влияет при установке. В процессе послойного напыления, после первых нескольких миллиметров бетона, в форму могут быть вложены различные закладные изделия: резьбовые шпильки, проушины и так далее, изготовленные из нержавеющей стали, или цветного металла. При необходимости в крупных изделиях изготавливаются ребра жесткости, что дает дополнительную прочность.
Часто в оформлении частных домов требуется изготовление гипсового лепного декора повышенной прочности. Это необходимо тогда, когда гипсовая лепнина устанавливается не на потолке, а в местах возможного физического контакта: дверные и оконные проемы, арочные ниши, стены. В таком случае мы предлагаем изготовление упрочненного гипсового лепного декора. Такая лепнина дороже традиционной гипсовой лепнины, но она способна испытывать гораздо большие механические воздействия и нагрузки. Достигается это тем, что гипс затворяется не просто водой, а смесью воды с молоком. С одной стороны подобная смесь значительно повышает твердость и прочность выстоявшегося изделия, с другой увеличивает жизнедеятельность разведенного гипса в несколько раз. Такой гипсовый состав уже возможно напылять точно так же, как и бетон, с применением стеклянной фибры, что в свою очередь дополнительно повышает прочность гипсового изделия.

1. Общие указания

Очистка бронзовых и медных предметов, найденных при археологических раскопках, а также их сохранение в музейных коллекциях представляют весьма ответственное и сложное дело. Помимо общей необходимости осторожного обращениях ценными объектами, работа консерватора усложняется разнообразием состава сплавов и требованиями со стороны археологов о сохранении в возможно неприкосновенном виде патины, этого характерного «налета веков». Поэтому к способам для очистки и консервации бронзовых предметов следует относиться с большим разбором, так как удачно применяемый для одного случая реактив может оказаться совершенно непригодным при других обстоятельствах, вызывая в результате изменение цвета патины, покрывающей предмет, а следовательно и общего вида последнего.

Можно сказать, что почт и каждый предмет требует к себе индивидуального подхода .

Все способы, предложенные для очистки и консервации, по методу действия их на бронзовые и медные предметы можно разделить на три основные группы: электрохимические, химические и термические. Широко применяемые в практике реставрации железных предметов механические способы очистки большей частью являются лишь одной из промежуточных операций при очистке предметов по какому-нибудь из способов, отнесенных к одной из трех названных групп.

Хорошо сохранившиеся предметы с не изменяющейся на воздухе патиной можно после осторожной тщательной просушки сразу помещать в музейных витринах; бронзы с доброкачественною патиной, в которую вкраплены частицы песка, окружавшей предмет земли и пр., приходится подвергать особой обработке для выявления рисунков, надписей и пр., скрытых слишком толстым слоем патины.

Для удаления бугорков, бородавок, шишек, грубых слоев окислов и пр. пользуются молотками, резцами и другими инструментами,— конечно, с величайшей осторожностью, чтобы не повредить обрабатываемой поверхности, учитывая и то, что процессы разрушения могли проникнуть очень глубоко в толщу предмета и грубое механическое воздействие может быть губительным для объекта работы.

Для вскрытия шишек Rosenberg пользуется особым ножом длиною в 4 см и шириною 6—7 мм, короткий клинок которого имеет форму около четверти окружности с заостренным концом впереди; помощью такого ножа можно очищать самые твердые предметы.

Для того, чтобы выявить присутствие в предмете вредных хлористых соединений, применяют увлажнение их в камере Розенберга (см. ее описание стр. 19 раздела «Изделия из железа»), вследствие чего представляется возможным определить, допустимо или нет продолжительное хранение предмета на открытом воздухе.

Если поместить в увлажнительную камеру бронзу с гладкой блестящей патиной, лежавшую в земле и содержащую хлористые соли, то она, по утверждению Rosenberg"a, уже после 1—2 дней пребывания в камере покрывается многочисленными, прозрачными как вода капельками, имеющими нейтральную или слабо-кислую реакцию, но не содержащими хлора. 1

Rosenberg указывает, что в местах нахождения стеаринообразной массы капли покрываются блестящей зеленой корочкой; образования таких корочек, равно как и самой стеаринообразной массы при опытах, поставленных в лаборатории Гос. Эрмитажа, пока не наблюдалось. Rathgen указывает, что образование подобной массы представляет, весьма редкое явление.

Если во время содержания предмета в увлажнительной камере обнаружено, что патина не имеет угрожающего для состояния предмета характера, то можно обойтись без особой обработки, применяя лишь одно выщелачивание.

1 Rathgen, ук. соч., стр. 74. В разделе о железных изделиях уже было дано описание этой камеры. Здесь оно является повторением только отчасти, так как главным образом здесь даются процессы, происходящие в камере Rosenberg"a в бронзе.

Бронзовые изделия всегда предают интерьеру шарм и служат главными украшениями дома. Но со временем владельцы бронзовых украшений могут увидеть налёт и трудноудаляемую пыль на предметах интерьера. Тогда и возникает вопрос, как сделать бронзу вновь сияющей и вернуть ей былую красоту и шик . Прежде чем приступать к чистке бронзы в домашних условиях, следует точно понять из какого сплава сделана вещь. Ведь чем больше известно о сплаве, тем быстрее и легче будет очистить предмет, при этом не испортив его.

Для того чтобы отличать латунь от бронзы, нужно знать особенности их строения:

  • в состав бронзы входят: медь, алюминий, олово, кремний;
  • в сплаве латуни содержится медь, цинк, бериллий свинца.

Именно из-за наличия меди в составе обоих металлов, их сложно различить. Но из-за присутствия других разных химических элементов, бронза с латунью отличаются друг от друга как по свойствам и структуре, так и по долговечности. По внешнему виду предметы из этих сплавов также можно отличить: изделия из латуни более жёлтые , чем изделия из бронзы, которые имеют тёмно-коричневый цвет .

Со временем на металлических предметах появляется налёт-патина. Это естественная реакция металла на окружающую среду. Перемены температуры воздуха, освещения и влажности негативно влияют на бронзовые вещи.

Патина-это защитный слой, который защищает металл от дальнейшего разрушения. Но стоит помнить, если патина неравномерно покрывает предмет или на изделиях появились тёмные пятна, то постепенно металл разрушается.

Чтобы очистить металлические предметы от результата окисления нужно подготовить:

  • Бумажные салфетки;
  • фланелевая тряпочку для полировки;
  • ёмкость или контейнер для приготовления очистительных смесей;
  • резиновые перчатки;
  • тряпочку из сукна.

Перед началом реставрации изделий из бронзы предметы нужно ополоснуть в растворе кальцинированной соды. Это поможет очистить изделие от въевшейся пыли и других загрязнений. Особенно актуально для люстры, бра и украшений из бронзы. Медали и монеты погружают в раствор полностью. Затем, изделия промывают проточной водой.

Для очистки бронзовых предметов очень часто используют натуральные продукты. Например:

  1. Цикорий . Порошок цикория разводится холодной водой до состояния кашицы и наносится на предмет мягкой щёткой, натирается до блеска. После чего остатки смеси удаляются под проточной водой, а изделие полируется фланелевой тряпочкой.
  2. Горох . Отличный способ очистить монеты или небольшие медали. Монеты сложить в ёмкость, всыпать горох, залить водой и кипятить примерно 2 часа. Кашица из гороха отлично удаляет ржавчину. Для этого пюре из гороха раскладывают на проржавелые места, дают засохнуть, затем промывают изделия в кипятке и счищают отсталую ржавчину мягкой щёточкой. После процедуры бронзу стоит натереть мягкой ветошью.
  3. Сода с соком лимона . Помогают вернуть первоначальный вид изделию, даже если металл начал окисляться. На поверхность предмета нужно нанести пасту из соды и лимонного сока, без усилий натереть, дать постоять, а затем остатки смыть водой.

Для очистки бронзовых и латуниевых предметов используют и химические средства очистки. Но прежде чем использовать более радикальные методы реставрации изделий, лучше попробовать более щадящие методы чистки. Если с патиной справится не удалось, то помогут химические вещества. Например:

  1. . Подходит для удаления налёта и грязи с украшений и бронзо-алюминиевых монет. В ёмкость с нашатырным спиртом кладут изделия и оставляют на 10−15 минут. После, вытаскивают с помощью пинцета из раствора и промываются водой.
  2. Ацетон . Смоченным в ацетоне ватным диском протирают предмет до момента, пока диск не перестанет быть грязным после соприкосновения с бронзой.
  3. Щавелевая кислота . Половину стакана кислоты разводят в пяти литрах воды, опускают туда украшения и держат в растворе до потемнения жидкости. Затем украшения вынимают, промывают под проточной водой и натирают фланелью до блеска. Это радикальный способ и используют его в самых запущенных случаях.
  4. Паста Гои . Отлично полирует и удаляет мелкие царапины. В труднодоступных местах она малоэффективна. Перед началом полировки поверхность смачиваю спиртом, наносят пасту с помощью плотной ткани, натирают металл. После процедуры металл натирают воском до блеска, чтобы появления пятен не повторялось.

Для очищения бронзовых украшений подходит бытовая химия:

  1. Хозяйственное мыло и мелкий песок . Вариант очистки подходит для предметов, не имеющих хрупких элементов. Состав разводят водой до жидкой кашицы, погружают туда украшения, ставят ёмкость на огонь, доводят до кипения. Мыло очищает от пыли, а песок снимает налёт, при этом не разрушает металл.
  2. Зубной порошок. С помощью мягкой щёточки нанести порошок на очищаемую поверхность, затем натереть мягкой ветошью до блеска.

При использовании химии нужно соблюдать технику безопасности. Все работы нужно выполнять в хорошо проветриваемых помещениях, вдали от источников огня, на руки надевать резиновые перчатки.

Чтобы налёт больше не появлялся на бронзовых предметах интерьера, нужно выполнять несколько простых правил:

  • После очистки изделий на поверхность нужно нанести воск или парафин. Эти вещества образуют защитный слой на металле и не дают негативным факторам воздействовать.
  • Хранить бронзовые вещицы нужно в коробках, завёрнутые в велюр или замшу.

Несмотря на эффективность и безопасность перечисленных методов очищения бронзовых вещей, лучше всего этот процесс доверить профессионалам. Они быстро приведут изделие в порядок и не повредят металл.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Элитные старинные украшения из бронзы часто являются не просто ценными вещами, а семейными артефактами, они бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Пользуются популярностью и антикварные бронзовые изделия бытового назначения, которые требуют художественного подхода, нуждаются в восстановлении привычного блеска и роскошного внешнего вида. Содержание:

Почему бронза тускнеет и требует реставрации?

Бронзовые изделия – воплощения стиля и изящества, они были широко распространены еще в прошлых веках, пользовались спросом у взыскательных людей. Бронза выглядит красиво и привлекательно, придает жилья неповторимый шарм и очарование. Правда, со временем она теряет роскошный внешний вид, а на поверхности образуются пятна – результат окисления. Причина тому проста – сплав вступает в контакт с окружающей средой. Потускневшие бронзовые изделия, вместе с тем, не потеряли своей ценности – достаточно провести чистку, чтобы вернуть металлу былую привлекательность. Реставрация требуется не только по причине временных изменений. Часто украшения из бронзы ломаются, приходят в негодность из-за конструктивных особенностей. Так, неаккуратное использование шкатулки с витиеватой резьбой может привести к быстрому износу и повреждениям.

Какие изделия из бронзы нуждаются в ремонте?

Во все времена бронза была востребованным материалом в декоративной сфере. Ее использовали для изготовления множества украшений:
  • Крошечные статуэтки и величественные скульптуры. Не секрет, что они пережили не одно тысячелетие благодаря пластичности, превосходным качествам и стойкости к внешним факторам;
  • Предметы интерьера – украшения перил, лестниц, кованых карнизов из бронзы свидетельствуют о превосходном вкусе владельца, о любви к искусству и красивым вещам;
  • Предметы обихода – письменные принадлежности, подсвечники, рамы зеркал и картин, бронзовая мебель – сфера применения этого материала весьма обширна. Используют бронзу и для изготовления фурнитуры, для посуды, ювелирных украшений, сувениров.
Особую ценность имеют антикварные изделия – вещи, хранящие исторические воспоминания многих поколений. Со временем они теряют красоту, очарование, былой шарм, впрочем, утраченные характеристики можно восстановить, требуется реставрация антиквариата из бронзы.

Восстановление антикварной бронзы в мастерской

Кто-то решит, что старую бронзовую статуэтку можно убрать с глаз долой, задвинуть подальше в пыльный шкаф и забыть о ней. Но ценители уверяют: винтажные вещи сегодня являются признаком состоятельности, и затейливое изделие сможет стать украшением интерьера. Как происходит восстановление антиквариата из бронзы?
  • Проводится осмотр патины – коррозийного слоя. Если он гладкий, значит, среда здоровая, если же структура губчатая, требуется ремонт;
  • Удаляется первый слой патины – это нужно для эстетического и технического преображения. Мастер использует ювелирные сверла, вибрационные граверы, скальпели, скребки;
  • Металл очищают деминерализованной водой с применением моющего средства для бронзы;
  • Проводится затирка, которая направлена на придание изделию блеска;
  • Выполняется спиртовая антикоррозийная обработка;
  • Осуществляется натирка двухкомпонентными смолами, усиленными за счет синтетических волокон. Они обеспечивают хорошие результаты, подходят для расширения металла.
Если в процессе использования антиквариат был поврежден, к примеру, у статуэток отсутствуют части, проводится ремонт, чтобы вернуть утраченный вид. Когда изделие изготовлено из нескольких видов материала, процесс восстановления усложняется, однако провести работы опытному мастеру по силам.

Как проводится чистка бронзовых изделий?

Реставрация изделий из бронзы, если они просто загрязнились, но не имеют дефектов, проводится дома, для этого применяются народные методы и рекомендации:
  • Перед чисткой предмет обязательно обезжиривают, прополаскивая в содовом растворе, обработка проводится в резиновых перчатках, чтобы защитить руки;
  • Очистка слабых загрязнений осуществляется в мыльном растворе с теплой водой и щеткой с мягкой щетиной. Затем бронзу полируют шерстяной тканью;
  • При наличии почернений используют раствор с мылом и денатурированным спиртом в расчете 1 ложка на литр воды. Изделие промывают и просушивают;
  • Если появилась окись на поверхности, применяют сок лимона, он хорошо устраняет такие пятна;
  • Зеленую патину чистят смесью воды, аммиака, уксуса, которую разводят в равных пропорциях.
Впрочем, вышеперечисленные методы подходят только для бронзовых изделий, не имеющих особой ценности – ювелирные украшения так никогда не чистят, так как есть риск их повреждения, требуется аккуратный подход. Не помогут эти способы и при наличии серьезных дефектов, пятен, окиси – тогда требуется профессиональный подход. Реставрация бронзы является оптимальным решением проблемы, когда старый антиквариат утрачивает былой вид. Восстановление поможет вернуть привлекательность предметам интерьера.