Ребенок хнычет по любому поводу. Что делать, если ребенок вредничает. Дополнительный метод остановить спор с ребенком

Всем мамам без исключения знакомо такое состояние собственного чада, когда он или она, независимо от пола, ноет без остановки. Как отучить ребенка ныть, хотелось бы знать каждому родителю. Очень хочется избежать раздражения, вызванного необоснованным нытьем и всех последующих за этим состоянием крайних мер. Чадо будто специально вынуждает своих опекунов на применение радикальных мер в виде угла и лишения всевозможных удовольствий. Меры, принятые во взвинченном состоянии помогают мало и практически не приносят пользы совсем.

Прежде чем наказывать ребенка за частое нытье, необходимо определить причину беспокойства малыша

За наказанием следует новая волна нытья, сопровождаемая теперь уже «законными» с точки зрении ребенка претензиями в плане того, что родители, его бедного, совсем не любят и лишь наказывают, причем безо всякого на то повода. Чадушко благополучно забывает на тот момент, чем было вызвано наказание или ограничение на жизненные удовольствия, и ведет себя как несправедливо обиженный злой судьбой человечек.

В такие моменты «агрессор» (и по совместительству любящий родитель) начинает и впрямь ощущать себя монстром неспособным на объективные суждения и качественное воспитание. Всякий, столкнувшийся с постоянным детским нытьем, воспитатель скажет, что это явление не придает жизненных сил и может вымотать почище любой физической работы.

Какие факторы способны вызвать хроническое нытье?

Определиться в мире детских капризов и понять разницу в причинах для нытья пятилетнего и двухлетнего малыша поможет сравнение и перечисление поводов, наиболее часто используемых детьми для «превращения в кошмар» жизни взрослых, находящихся рядом. Выявить эти явления легко. Часто обострение в плане бессмысленного нытья начинается в тот момент, когда в гости приходят бабушки или дедушки. Почему? Дело в том, что иногда причинами капризов бывает именно недостаток общения и ласки.


Ребенок хочет, чтобы каждый член семьи любил и ублажал маленького эгоиста. А если этого не происходит - сразу слезы и истерики

Как отучить ребенка плакать по любому поводу, если родители, постоянно занятые своей работой и делами по дому считают, коли чадо одето, обуто и накормлено - этого достаточно для правильного воспитательного процесса? Ан, нет. Дитятко-то еще и любви хочет. Причем, не в дозированном количестве, а без края и меры, чтоб быть обласканным со всех сторон, измятым любящими руками до состояния теста, буквально задушенным наполовину родительским поцелуями.

И это не выдумки: ведь дети питаются любовью, она необходима им для правильного развития и нормального духовного взросления. Замечали иногда, что малыш обходит всех находящихся дома и буквально собирает поцелуи?

Скажем так, ребенок должен быть 25 часов в сутки на сто процентов уверен, что его любят не только мама и папа, это само собой разумеется, но и вся Вселенная тоже. Только тогда чадушко довольно, и причин для рева остается чуточку меньше. Немного о том, что еще помимо недостатка любви заставляет малыша или отрока плакать - это могут быть следующие факторы:

  • болезненное состояние;
  • недостаток внимания;
  • настроение;
  • неумение занять себя без помощи взрослых;
  • тоска по близким людям;
  • избалованность;
  • способ добиться свой цели;
  • желание казаться маленьким;
  • черта характера.

Даже у маленького человечка может быть плохое настроение. Родителям кажется, что он специально треплет им нервы. Но может просто придумать малышу интересное занятие?

Скрытые заболевания

Бывает так, что постоянно ноющего малыша, особенно если он еще не умеет говорить и не сможет правильно ответить на ваши вопросы типа «где вава», нужно просто обследовать. Сводите его к врачу на осмотр.

Возможно, что у ребенка просто что-то болит. Дети, также как и взрослые, способны болеть, это понятно каждому, поэтому не стоит пускать все на самотек, считая, что малыш просто капризничает. Лучше исключить для начала более серьезные причины и только потом приниматься за воспитание.

Недостаток внимания

Часто понятия взрослого и малыша о «дозировке» любви расходятся кардинально. Если нам, большим людям кажется, что в плане игр и ласки наш малыш полностью удовлетворен, на деле это может оказаться совсем не так. Не надо возмущенно говорить о том, что времени на все не хватает. Порой достаточно и получаса в день выделенного конкретно на интересы ребенка, чтобы он почувствовал себя важным и нужным.


Ребенку необходимо общение с родителями и совместные игры. А заниматься нужно не только тем, что считают нужным родители, но и важными, по мнению малыша, делами, например, чтением книг или пусканием мыльных пузырей

Речь тут идет именно об игре и общении глаза в глаза без всяких отвлекающих факторов типа телефона. Положа руку на сердце, признаемся себе честно, что порой большинство из родителей чаще общается с экраном компьютера, чем с собственными детьми.

Наши маленькие (и не очень) крошки также подвержены влияниям погодных факторов, геомагнитных бурь и прочей «природной нечисти». У ребенка не хуже, чем у взрослого, может испортиться настроение от скуки или грубо сказанного слова. Не нужно считать, что малыш ничего не понимает, и ему можно сказать все, что угодно.

Обращая внимание на душевный настрой чада и подбирая выражения в разговорах с ним, можно избежать многих неприятных выходок с его стороны. Не заставляете его плакать, унижая грубыми выражениями. Другими словами, уважайте своего ребенка, да уважаемы будете.

Неумение правильно выстроить свой досуг

Многие малыши и даже детки постарше, к примеру, пятилетние, не могут правильно использовать свободное время. Оставшись наедине с собой, ребятишки начинают скучать и затем пристают к взрослым с одним и тем же вопросом звучащим примерно так:

― Мам, ну ма-а-м, что мне поделать? Так до тех пор, пока выведенная из терпения мамочка не прикрикнет на чадо или не поставит в угол. Как отучить? Есть, конечно, альтернативное решение - поиграть с ребенком и он перестанет плакать, но не всегда это возможно по причине тотальной занятости.

Избалованность

Порой причиной, по которой ребенок принимается плакать, является обыкновенный недостаток воспитания, проще сказать избалованность. У излишне балованных ребятишек появляется в характере черта, не дающая ему спокойно оставаться на вторых ролях.

Такому малышу требуется быть постоянно в центре, ему необходимо пристальное внимание взрослых и круглосуточное участие и прислуживание его маленькой персоне. Здесь родителям жаловаться не стоит, ведь такое поведение чада - прямой результат их попустительства и вседозволенности.


Малыш пытается выпросить новую игрушку посредством нытья? Пресекайте это сразу. В младшем возрасте тяжело противиться слезкам в глазах, зато в будущем умение договариваться о покупках будет очень экономить и бюджет и нервы

Как способ добиться своей цели

К примеру, 7, 8, 9-летние отроки вполне способны намеренно действовать на нервы родителям, канюча и подвывая:

― Никто меня бедного не любит и ничего-то мне не покупают. Вон, у Таньки есть новый телефон, а у меня совсем никакого нет. Если малыши в 4-5-6 лет способны лишь плакать и выпрашивать игрушки, то с возрастом методы воздействия остаются теми же, а вот потребности возрастают.

Растут не только года. Особенно весомо заметно это по денежным тратам. Что делать? Лучше всего постараться справиться с привычкой ныть в младшем возрасте, это поможет избежать финансового краха, когда дитя подрастет. Не забывайте о том, что скоро к плохой привычке добавится еще вредность подросткового периода и гипертрофированная обидчивость. Это получается очень взрывоопасная смесь.

Желание подольше оставаться маленьким

Беспричинные слезы, а также намеренно младенческое поведение часто проявляется у тех деток, в семье которых появились младшие по возрасту братья или сестры. До этого момента все было замечательно, родители всегда были рады поиграть, а тут все меняется в мгновение, и малыш все чаще слышит фразы типа «сделай сам», «сиди тихо», «ты уже большой» и так далее. Какие нервы это выдержат? Естественно, он всеми силами старается повернуть семейный быт в привычное русло и всем доказать, что он еще совсем маленький и тоже нуждается в опеке и помощи.

Что делать родителям?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Исключается

  1. Поддаваться на слезные манипуляции и идти на поводу маленького плаксы. Дети быстро понимают, что желаемой цели можно добиться слезами и криком.
  2. Не обращать внимания на слезы. Игнорировать плачущего ребенка нельзя, так как проблема остается нерешенной (см. также: ). Оставление малыша наедине со слезами только усугубит ситуацию.
  3. Крайне не рекомендуется кричать, обзываться, применять физические методы. «Замолчи или я тебя поставлю в угол», «Перестань орать!», «Сейчас тебя заберет злой полицейский». Эти фразы часто употребляют родители, но ни одна из них не помогает исправить проблему. В этом случае взрослые сами начинают манипулировать детьми, причем очень агрессивно. В результате чадо только уходит в себя, затаивает обиду или подвергается страху. А плакать он может начать еще сильнее.
  4. Не нужно подавлять эмоции, запрещая плакать. Регулярное подавление естественных эмоциональных проявлений приводит к нервным расстройствам.

Ругать, наказывать и шантажировать - худшие методы «взаимодействия» с плаксой

Как правильно?

  • Важно научиться спокойно реагировать на плач. Когда к слезам ребенка присоединяется взрослый крик, то получается общая истеричная драма. Спокойствие и тишина помогут в случае давления малыша. Он поймет, что слезами не получится добиться желаемого и успокоится.
  • Принятие чувствительного и эмоционального малыша. Он такой, какой есть. Не стоит акцентировать внимание на его плаксивости, старайтесь хвалить за доброту.
  • Учитесь переключать интерес плаксивого чада. Если его что-то обидело, огорчило или уязвило, то нужно постараться отвлечь от детской беды. Найдите ему интересное занятие и малыш забудет о причине расстройства.
  • Когда ребенку плохо, необходимо быть рядом, показывать личным примером сочувствие и поддержку. Таким способом мы учим детей адекватному поведению в сложной ситуации. Маленькие дети требуют от взрослых внимания к их неприятностям: «Пожалей», «Погладь», «Посиди рядом».
  • Если ребенок капризничает, требует невозможного, то нужно спокойно и без агрессии объяснять ему, что плач не поможет: «Я тебя понимаю, но выполнить твое требование не могу». Стоит учиться распознавать провокации и объяснять малышу, что плач только расстраивает, а не помогает выбить желаемое.
  • В конце дня можно подвести итоги и похвалить ребенка за день, проведенный без капризов и плача. Можно выдавать малышу самодельные медальки и считать, сколько их получилось. Ругать в этом случае нельзя, закрепляем только положительные результаты.
  • В некоторых случаях стоит пересмотреть свои родительские взгляды. Иногда ребенок реагирует на взрослый мир слезами, так как не может выразить свои эмоции и чувства иначе.

Итак, чтобы научиться справляться с детскими истериками и плачем нужно лучше узнать свое чадо, в некоторых случаях полезно изменить родительский стиль воспитания.

  • ребенку 7 лет, реагирует очень чувствительно на многое, слезами и говорит что переживает. учиться не хочет, все не любят его, особенно мама (по его словам)Как быть?

  • Здравствуйте! Моя дочь постоянно плачет по любому поводу, за горшком идём вместе, если я пошла без неё плачет. В садик идти плачет, немного поругала плачет. Хочет что бы взяли на ручки, а ей уже 2.9 года, спать укладываться покачай меня на ручках. Пожалей меня говорит, я жалею, но от этих капризов и нытья уже спасу нет. Не слушается, 15 раз скажешь подойди пожалуйста будем одеваться, будет бегать больше до тех пор пока не поругаешь, по хорошему не понимает, хотя я всегда стараюсь тихо мирно все разрешить, но она каждый раз меня выводит из себя, и я ругаюсь, и соответственно она потом плачет. Что это значит, внимания не хватает или избалованность? Я вроде и так каждый раз сижу с ней обнимаю, целую, говорю что люблю её каждый день, что она у меня самая хорошая, умненькая и т. п. Как быть?

  • Мальчику 5 лет, постоянно без причины кричит по любому поводу, может дико хохотать по любому поводу, днём перестал спать, вечером просто неуправляемый становится. На занятиях в детском саду перестал отвечать, снизилась успеваемость и стал самым отстающим в группе, что делать? Может есть какие нибудь медикаменты или обратиться к неврологу?

  • Девочке 5 лет. На каждое мое нет, начинает плакать, упрашивать, я не разрешаю, начинается истерика. Начинаешь ей объяснять что так нельзя, приводишь аргументы, она еще громче в рев, и трястись начала. Что это может быть? И стала боятся оставаться одна, везде ходит за мной. Говорит боюсь, можно я с тобой… Хотя внимание уделяется ей 24/7 т.к. сейчас с ней сидим дома. Уже нервы иногда сдают что она постоянно и по любому поводу плачет…к кому обращаться тут не понимаю…

  • Здравствуйте. Мальчику 5 лет постоянно ноет, есть сестра на 2 года младше. Может это, конечно, связано с ее появлением, но он еще может выдумать какую то трагическую историю, косаемая его, например, что ему больше не включат мультики или, что не дойдут сладости и из за этого плачет. Иногда говорит, что может ему лучше уйти, раз уж я такой нытик и тоже со слезами. Здесь, конечно, моя вина, я им иногда говорю, что уйду, если не будут меня слушаться. Что делать с сыном нытиком, мы даже с ним поиграть не можем, потому что если он проиграл, то сразу в слёзы. Иногда маминой мудрости не хватает и я сама понимаю, что начинаю вредить ему и усугубляю ситуацию своим воспитанием.

  • Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

    Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

    Дети , как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

    Обучение в школе - важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

    Развивать интеллект - непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

    Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его - оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

    Маленький говорун

    «Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», - обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.


    Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор - фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

    Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

    Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

    По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

    При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

    С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

    Чтение - это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

    Когда молчание не золото: слушаем наших детей

    Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

    В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.


    Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе - уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

    Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

    Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

    В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

    Роль литературы в развитии

    Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта - ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

    Декламация стихов - это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения - значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

    Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное - практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.


    Речевая коммуникация и объединение на идее

    Реализация орального вектора - это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать - это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь - в случае с оральным человеком возможны все варианты.

    Развитый вербальный интеллект - это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком - когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком - когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень - более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

    Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

    Корректор: Елена Лавецкая

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

    Рассказывает врач-педиатр Татьяна Мангушева .

    Почему он так часто болеет?

    Ребенок, у которого часто повторяются ОРВИ, сейчас не редкость. Часто – это 6–8 раз в год. Хотя, если малыш только пошел в садик, он может болеть ОРВИ и чаще, это естественный процесс адаптации. Теперь о том, «почему». Есть несколько основных причин:

    1. Недолеченность. Многие мамы, отсидев с ребенком на больничном неделю, настаивают: «Выписывайте, доктор. Все у нас нормально: насморка нет, температуры тоже, чуть подкашливает, но пройдет – на это нужно время. А на меня и так уже на работе косо смотрят». К сожалению, большинство родителей невозможно убедить в том, что остаточные явления нельзя пускать на самотек – может развиться осложнение и перейти в хроническое заболевание. Вообще, после ОРВИ нужно еще на 5–7 дней резко ограничить контакты с другими детьми (и со взрослыми, так что никаких гостей, поездок в общественном транспорте, походов по магазинам!), иначе высок риск заболеть снова – иммунная система должна восстановиться.

    2. Встреча с вирусами другого вида и бактериальными инфекциями. Вирусов, вызывающих острые респираторные заболевания, насчитывают около двухсот. Переболел раз - получил иммунитет к одному виду, второй раз – к другому. А еще есть и бактерии (стрептококки, стафилококки…), которые тоже могут вызывать респираторные (т. е. относящиеся к органам дыхания) заболевания. Жизни не хватит, чтобы столько болеть! Логичен вопрос: почему одни дети не вылезают из простуд, а другие нет? Многое зависит от того, насколько эффективно работает иммунная система ребенка.

    3. Ослабленный иммунитет. Защитные силы организма – сложная система, на работу которой влияет множество факторов:

    ● дисбактериоз – состояние, при котором нарушается равновесие микрофлоры кишечника. Интенсивно размножающиеся патогенные микроорганизмы одерживают верх над полезными бактериями, а они-то и способствуют выработке иммуноглобулина А – основного защитника организма от инфекций.

    ● аллергия – это вялотекущий воспалительный процесс. Защитная система организма борется с ним, и на то, чтобы одолеть еще и новые инфекции, сил не хватает.

    ● глисты – продукты распада их деятельности (токсины) всасываются в кишечник, и защитной системе опять-таки приходится работать с двойной нагрузкой: и бороться с вирусами, и выводить токсины.

    ● хронические очаги инфекции – они постоянно присутствуют в организме, например, при тонзиллите, гайморите, кариесе и других заболеваниях.

    ● заболевания внутренних органов : почек, сердца или, например, нарушение функций поджелудочной железы, которая обеспечивает синтез иммуноглобулинов.

    Что делать?

    Часто болеющего ребенка, особенно если он болеет не только часто, но и подолгу, нужно обследовать. Для начала педиатр должен назначить:

    ● общий анализ крови,

    ● иногда биохимический анализ крови,

    ● анализ мочи,

    ● иммунограмму,

    ● УЗИ органов брюшной полости.

    По результатам обследования врач решает, к каким специалистам направить ребенка на консультацию, чтобы найти первопричину частых ОРВИ.

    Прежде всего, как правило, нужно показать ребенка аллергологу. Особенно если после болезни он еще долго подкашливает. Это может быть синдромом так называемого обструктивного бронхита (при котором бронхи забивает неотходящая мокрота), что по сути является предастматическим состоянием. Кроме того, аллерголог назначает исследования кала на дисбактериоз, на яйцеглист, а также кожные пробы или специальный анализ крови с целью выявления аллергенов.

    Если у ребенка обнаруживаются проблемы с почками, его направляют к нефрологу, с органами пищеварительной системы – к гастроэнтерологу. И конечно, обязательно к отоларингологу – обычно у 90% часто болеющих детей есть серьезные лор-проблемы, чаще всего это аденоиды.

    А вот иммунолог, вопреки распространенному мнению, нужен далеко не каждому ребенку. Потому что патологии иммунной системы, к счастью, у детей встречаются редко.

    Но если ОРВИ протекает слишком долго и тяжело, ребенок отстает в развитии от своих ровесников, тщательное иммунологическое обследование необходимо.

    Лечить без ошибок

    Не стану говорить о лечении ОРВИ – это тема особая. Но остановиться на ошибках нужно обязательно. Во-первых, вирусные инфекции нельзя лечить антибиотиками, на вирусы они не действуют, а вот состояние микрофлоры кишечника ухудшают, к тому же провоцируют аллергические реакции у детей. Однако врачи нередко назначают их для «перестраховки», хотя такие препараты необходимы только тогда, когда налицо симптомы осложнений.

    Самая распространенная ошибка родителей – стремление сбить температуру. Не стоит этого делать! Температура – естественная защитная реакция организма: при высокой – вирусы и бактерии перестают размножаться. Сбивать температуру нужно только тогда, когда она поднимается выше 38,5°. Или, если ребенок плохо ее переносит, например, у него начинаются судороги.

    Есть растительные средства, укрепляющие иммунную систему на основе эхинацеи, женьшеня и т.д. Их можно принимать для профилактики и укрепления иммунитета, но только когда ребенок здоров и после консультации с врачом.

    Плюс профилактика

    А вообще, как бы банально это ни звучало, лучшее, что укрепляет организм, – это закаливание. Начинать его нужно летом. Можно проводить водные процедуры или воздушные, индивидуальную схему для ребенка лучше обсудить с педиатром. Хорошая тренировка для иммунитета – баня: с 2,5–3 лет можно водить ребенка в парную или сауну. В начале июня или сентября хорошо свозить ребенка на море, но не менее чем на две недели, чтобы он нормально перенес акклиматизацию.

    С осени до начала лета, когда происходит естественное ослабление иммунитета, нужно принимать поливитамины. Помимо витаминно-минеральных комплексов, общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты, особенно с добавками минералов.

    В период эпидемий гриппа и ОРВИ перед выходом из дома желательно смазывать изнутри носик ребенка оксолиновой или интерфероновой мазью, чтобы повысить защиту слизистых (предварительно проконсультируйтесь с врачом). А по возвращении промывать нос йодно-солевым раствором (на стакан воды 1 ч. ложка соли и 5 капель йода). Расставьте по квартире блюдечки со смесью разных орехов: грецкого, фундука, кедровых. Пусть походя ребенок съедает по щепотке – это тоже укрепляет защитные силы.

    И, конечно же, не забывайте о вакцинации. Не только против гриппа. Ослабленным детям просто необходимы плановые прививки. Например, корь или краснуха ослабляют иммунитет сильно и надолго: ребенок начинает болеть ОРВИ гораздо чаще. Прививки делают не раньше чем через две недели после полного выздоровления. В день вакцинации обязательно нужно измерить температуру, ребенка должен осмотреть педиатр.

    В тему

    Анна Никонова, мама 7-летней Иры:

    – У нас было два захода в детский сад с перерывом в год, и всякий раз начиналась полоса беспрерывных болезней. Посадила дочь дома, с няней. И что? Три простуды за осень.

    Однажды попали к хорошему педиатру, она предложила схему закаливания. Как многие родители, я поначалу отнеслась к этому скептически. Начали с контрастных обливаний ладошек. 2–3 раза в день Ира полминуты держала ручки под текущей из крана горячей водой, убирала, а я тут же поливала ее ладони из кувшина холодной. Потом по утрам стала обтирать ее тело махровым полотенцем, смоченным в воде комнатной температуры, и растирать сухим до легкого покраснения. Позже перешли на контрастный душ. С пяти лет больше не болеем.

    Татьяна Гурова, мама 5-летнего Антона:

    – Мы победили частые простуды благодаря спорту. Хотя первая попытка была неудачной. В 2,5 года я начала водить сына в бассейн. Не пошло, хотя мы и голову сушили, и не выходили на улицу сразу после занятий, и одевались тепло. Следующей осенью поставила сына на горные лыжи. Я – тренер, занимаюсь с детьми. Нагрузки подбирала ему осторожно, но в общем-то наращивала интенсивно. Зиму проскочили без соплей. Мы даже ее продлили: в мае ездили на детские сборы в Апатиты. Из Москвы улетали в 20 градусов тепла, а там снег, ветер. Все перенес нормально, не чихнул ни разу! Летом много купаемся: на даче река рядом. С утра до вечера сын ходит по саду босиком, а на ночь мою ему ноги холодной водой.

    Детское нытье нередко вызывает у родителей раздражение и досаду. Исследования показывают, что детское нытье, пик которого приходится на возраст от 2 до 4 лет, воспринимается окружающими «как один из самых нервирующих звуков на земле», неприятнее даже звука скрежета по дереву, плача, работающей дрели и других вызывающих дискомфорт звуков типа скрипучего мела, которым пишут на классной доске.

    Выведенные из себя нытьем родители могут рассерженно крикнуть ребенку «Прекрати ныть!» или «Слышать не могу, как ты разговариваешь таким голосом!». Или молчат, но внутри буквально кипят от раздражения.

    Чтобы реагировать на детское нытье с сочувствием (вместо досады), родители могут напомнить самим себе причины того, почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться. Эти причины были выявлены в ходе проведенных психологами научных исследований.

    5 причин того, почему дети ноют, и что в каждом из этих случаев могут сделать родители

    1. Ребенок может ныть из-за того, что он нуждается в помощи или ресурсе взрослого

    Если ребенок ноет, одной из причин может быть то, что он устал и нуждается в помощи взрослого. Иногда посредством нытья дети как бы говорят нам: «Я больше не могу вести себя как большой, пожалуйста, позаботься обо мне как о маленьком».

    Когда дети переживают стресс, испытывают голод, жажду, усталость или чрезмерную нагрузку (часто это происходит из-за изменений в режиме), их обычные сладкие голосочки превращаются в требовательный ультразвук. Они могут потребовать немедленно дать им: немного вздремнуть, попить воды или молока, перекусить, отдохнуть, сменить подгузник - и, известно им это или нет, они ведут себя полностью в соответствии с научно доказанной истиной: когда ты скулишь и ноешь, ты быстрее получишь внимание других (и нужные тебе ресурсы), чем если ты молчишь.

    Это просто более эффективно. Исследователи обнаружили, что люди более чувствительны к нытью, чем к нейтральной речи и даже плачу. Ноющий звук в буквальном смысле залезает им под кожу (на коже масса рецепторов, она очень чувствительна) и отрывает их от того занятия, которым они были до этого поглощены.

    Попробуйте такой способ:

    Когда ваш ребенок ноет, задайте себе вопрос: «Он устал (голоден, хочет пить, перевозбудился или перенервничал)?», «Не слишком ли много всего мы запланировали на этот день?», «Не слишком ли поздно он лег спать накануне?», «Не давит ли на него что-то, с чем ему трудно эмоционально совладать (например, появление младшего брата или ссора с другим ребенком в детском саду?», «Может быть, его беспокоит физическая боль (он заболевает, у него растет новый зуб, болит место ушиба)?».

    Напомните себе: «Мой ребенок ноет, потому что в такой форме он просит о срочной помощи или утешении».

    1. Дети могут ныть из-за того, что нуждаются в большей эмоциональной близости со своим взрослым

    Особенно сильное нытье может быть сигналом о том, что ребенок нуждается в большей эмоциональной близости. Таким образом он посылает своему близкому взрослому сигнал: «я хочу провести с тобой немного времени один на один» - за чтением книжек, приготовлением еды или игрой.

    Исследование психолога Джона Готтмана показывает, что дети чаще просят родительского внимания при помощи нытья, когда им нужна «доза» эмоционального контакта. Когда ребенок говорит: «Ты поиграешь со мной?», родитель может удовлетворить стоящую за этим вопросом эмоциональную потребность, с радостью согласившись поиграть («Да, малыш, я люблю играть с тобой») и уделив этому немного времени. Когда двухлетний ребенок протягивает родителю ручки, родитель может удовлетворить стоящую за этим жестом эмоциональную потребность, подхватив его на руки и приласкав.

    Исследования также показывают, что дети ноют чаще, если находятся в конфликтной и дисфункциональной семейной среде. В одном из исследований была выявлена связь: когда основной негатив исходил от матери, дети чаще спорили и дрались; когда от отца - чаще ныли и плакали. Отрицательный эмоциональный фон, создаваемый обоими родителями, четко коррелировал с тем, как часто дети использовали в повседневной речи слова, негативно окрашенные эмоционально.

    Попробуйте такой способ:

    Когда дети ноют, отойдите от ситуации на некоторую дистанцию и проанализируйте общий уровень собственного стресса, свое эмоциональное состояние, количество и качество времени, проведенного с детьми, и семейную обстановку в целом.

    1. Дети могут ныть потому, что хотят выразить свои чувства

    Исследования показывает, что нытье (а не только плач) - это для маленьких детей всего лишь способ выразить грусть или разочарование. Педагог Дженет Лэнсбери предлагает родителям принимать, признавать и поддерживать детей и их чувства вместо того, чтобы исправлять, ругать и контролировать их. «Чем доброжелательнее мы относимся к недовольству наших детей, тем счастливее будет каждый в нашем доме», пишет она.

    Попробуйте такой способ:

    Напомните себе, что нытье является временным этапом в обучении сложному навыку выражения своих чувств и лучшая реакция на него - доброта и принятие. Если вам очень неприятно слушать, как ребенок ноет, попробуйте сделать несколько медленных вдохов и выдохов и мысленно повторить про себя девиз Дженет Лэнсбери: «Я могу дать этим чувствам быть».

    Вспомните, когда вы сами в последний раз давали волю своим чувствам: хорошо прожитые (например, выплаканные) грусть и разочарование освобождают нас и помогает нам двигаться дальше.

    1. Дети могут ныть, потому что от природы чувствительны или раздражительны

    Все дети рождаются с разным темпераментом. Условно учеными выделяется три типа темперамента (хотя ни один ребенок не вписывается четко в какую-то одну из этих категорий):

    1. Легкий и гибкий
    2. Активный и вспыльчивый
    3. Медлительный и осторожный

    Попробуйте такой способ:

    Помните, что некоторые дети имеют врожденную предрасположенность к более ярким реакциям, большей настойчивости, большей тревожности, или им требуется больше времени, чтобы справиться с новым опытом или меняющимися обстоятельствами жизни (и поэтому они ноют чаще).

    1. Дети могут ныть в ответ на меняющийся стимул

    Бихевиорист Скиннер обнаружил, что люди повторяют какое-либо поведение долгое время, если оно «подкрепляется» каким-либо меняющимся стимулом (то есть, если стимул дается от случая к случаю, а не постоянно). Например, если вы иногда даете ноющему ребенку мороженое после ужина, он с большой долей вероятности будет продолжать ныть еще очень долго после одного такого эпизода (чтобы получить то же вознаграждение).

    Попробуйте такой способ:

    Будьте последовательны, избегайте поощрения нытья. Не соглашайтесь на «еще один мультик», «еще одного динозавра» в магазине детских игрушек или «еще немного поиграть» (хотя уже поздно, и пора спать). Да, это прекращает нытье в конкретный момент, но усиливает его в долгосрочной перспективе. Иногда всем нам хочется выглядеть в глазах ребенка доброй феей, которая исполняет любые желания (дети в такие моменты часто говорят что-то типа «Ты лучшая мамочка (лучший папочка) на свете!»), и подкрепить собственное чувство значимости.

    Если вы решите, что оно того стоит, то ждите, что в ближайшие несколько недель нытья будет намного больше. Чтобы в конце концов прекратить эту порочную практику, попробуйте начать дарить ребенку подарки и делать приятное спонтанно, вне связи с его нытьем.

    Подытожим: хотя принимать, понимать и по-доброму обходиться с детским нытьем - отнюдь не простая задача, это замечательный путь построения крепкой и надежной привязанности между вами и ребенком. Отвечая на нытье ребенка любовью и лаской, вы развиваете его эмоциональную сферу и укрепляете связь между вами. А чем сильнее детско-родительская связь, тем меньше вероятность, что ваш ребенок будет ныть в будущем.

    Перевод с английского Анастасии Храмутичевой

    Здравствуйте, дорогие родители!

    Самым первым способом общения для маленького человека является плач. Когда малыш плачет, он сообщает о своих потребностях, родители с нетерпением ждут, когда малютка подрастёт и заговорит, чтобы спокойно объясняться и не «гадать» о желаниях своего чада.

    Но случается, что, даже научившись говорить и сигнализировать о своих потребностях спокойно, ребёнок постоянно хнычет, чтобы обратить на себя внимание и добиться своего.

    Для родительского уха это настоящее испытание. Доказано, что детское нытье является одним из сильнейших раздражающих звуков для материнской нервной системы.

    Он сродни звуку трущегося пенопласта или назойливого скрипа. Для того, чтобы хныканье не переросло в привычку, которая будет раздражать уже не только родителей, но и окружающих, чтобы научить малыша просить и обращать на себя внимание правильными способами, нужно начинать корректировать поведение крохи как можно раньше.

    Возможные причины подобного поведения

    Почему же малыш вместо того, чтобы пользоваться словами начинает хныкать? К этому его подталкивают несколько причин:

    • Родители обращают внимание на ребёнка только в такие моменты. Дети очень быстро учатся и понимают, какие приёмы работают, а какие нет. В том случае, если малышу не достаточно внимания, и он замечает, что вся семья собирается вокруг него, если он начинает плакать или хныкать, то очень скоро при любом удобном случае малыш будет прибегать к этому методу.
    • Добиться желаемого любой ценой . Если мама покупает игрушку или даёт телефон, может что-то вкусное, чтобы малыш перестал плакать или канючить. То ребёнок начинает этим пользоваться, особенно в общественных местах.
    • Кроха чем-то недоволен . Момент, когда у малыша действительно появилась какая-то потребность, но он не может понять, что это. Довольно частая ситуация, которая приводит к плохому настроению и естественно к хныканью. Это может произойти, например, в период усталости, чувства голода, когда ребёнку жарко или наоборот холодно.

    Зачастую при возникающих физических потребностях дети оповещают об этом родителей привычным и самым доступным способом. Начало заболевания так же может стать причиной хныканья, режущиеся зубки или головная боль.

    К возможным причинам можно отнести скуку. Да, малышам, так же как и взрослым может быть скучно, поэтому своё недовольство они проявляют подобным поведением.

    Считается, что периодическое нытье и хныканье детей говорит о возрастных изменениях или так называемых . Они происходят на фоне роста ребёнка. Психологического изменения, приобретения новых умений и навыков, гормональных и физических изменений, поэтому психологически дети подобным образом подготавливаются и облегчают процесс.

    Для корректировки поведения крохи маме нужно действовать согласно алгоритму: «найти причину — устранить её — показать другой способ выражения».

    В следующий раз, когда ребёнок начал ныть, мама должна сначала исключить физические причины, т.е. посмотрите на состояние, нет ли температуры, возможно малыш перегрелся или слишком утомился, напоите водой или сводите в туалет.