Растим лидера: разный подход по воспитанию качеств у мальчика и девочки. Особенности формирования лидерских качеств

Что такое лидерство? Это свойства личности, позволяющие человеку управлять собой и другими людьми. В наше время это очень значимый ресурс, особенно в конкурентном взрослом мире. Понятно, что родители обычно хотят вырастить из своего ребенка сильного, уважаемого и состоявшегося в жизни человека. Однако не всегда это возможно. Не надо быть наивным и думать, что из любого маленького человечка может получиться Лидер с большой буквы - Македонский или Наполеон. Имеют значение врожденные характеристики. Уже в детском саду зачастую видно, кто из детей себя проявляет как будущий лидер. Кто является заводилой, кто не боится риска, отзывается первым, иногда, к сожалению, пускает в ход кулаки. Не все себя проявляют лидерами, есть дети ведомые, но повысить лидерские качества, сделать так, чтобы они больше работали на ваше чадо - это реально. Для этого надо понять, какие качества являются главными для настоящего Лидера?

Первое - это уверенность. По-другому говоря, высокая и независимая самооценка. Формируется она еще в детском и подростковом возрасте - и в первую очередь окружением и родителями. Зависит самооценка от объема безусловной, материнской любви, которую он получает. Материнская любовь - это любовь и уважение просто по факту существования, без всяких условий, только потому, что ты такой, как есть. Материнская, безусловная любовь - это поощрение любого поведения ребенка, независимо от результата. Условная, она же отцовская, это любовь и принятие только при каких-то условиях, за то, что ты хороший и соответствуешь требованиям. Наоборот, отцовская, условная любовь - это поощрение только поведения ребенка с хорошим результатом и отрицание результата негативного. Не значит, что безусловная любовь может исходить только от матери, а условная только от отца, в нашем мире все роли давно перемешались. Важен объем безусловной любви в целом от семьи и от окружения. По большому счету, воспитание - это всегда сочетание отцовской и материнской любви, вопрос в балансе между ними. В семьях, где баланс нарушается в сторону отцовского воспитания, ребенок может развиваться с зависимой и заниженной самооценкой, неуверенный и не уважающий себя. Поэтому родителям важно отдавать себе отчет, что происходит и чаще оказывать знаки приятия, любви, внимания без всякого повода, а не только, когда ребенок заслужил. Возможна и другая крайность, когда ребенка принимают полностью и ничего не требует, тогда он вырастает великовозрастным инфантилом - и речи о лидерстве тоже не идет. Поэтому родителям важно отслеживать баланс и чувствовать границы допустимого.

Второе - это инициативность. То есть умение предложить новое, проявить себя, свою смелость, умение рисковать. Это, конечно, опасно, поскольку инициатива зачастую наказуема не только во взрослом, но и в детском мире. Но без инициативы ребенок так никогда и не научиться выходить из личной зоны комфорта и пробиваться в этом мире. Если на ребенка со стороны взрослых идет давление - не то сделал, не так сказал, не туда пошел, понятно, что ребенок будет себя чувствовать себя маленьким и ничтожным в этом мире. Тем более среди богов - взрослых, которые много умеют и владеют этим миром. Разумеется, удобнее иметь послушного ребенка, но если родители делают из него робота, то пусть отдают себе отчет, что и во взрослом мире он будет только исполнителем чужой воли. Поэтому важно уже в мелочах давать возможность и поощрять инициативу ребенка и помогать ему ее проявлять. Как это сделать? Не пропускать, когда ребенок хочет себя проявить и помочь взрослым. Поручать ему какие-то мелкие дела: самому одеваться, помочь накрыть на стол, протереть пыль. Со старшими детьми договориться и закрепить часть обязанностей - мыть посуду, ходить в магазин, стирать белье. Здесь главный принцип такой - что ребенок может сделать без участия взрослых, он должен делать. Даже если пока он делает плохо, не слишком удачно или коряво, родителям важно взять свое раздражение под контроль и помнить, что инициатива ребенка важнее, чем разбитая чашка.

Третье - ответственность. То есть умение осознавать и принимать последствия своих решений. Во многом лидерство заключается в мере ответственности. Лидеры много получают, потому что много берут на себя. Но сколько именно брать, все равно решает сам лидер. Есть такая расхожая фраза, которую не все понимают и поэтому не придают значения: «свобода - это осознанная необходимость». Какая-такая свобода и какая-такая необходимость? Здесь именно ответственность и имеется в виду. Ответственность за свой выбор и свои решения. Ключевые слова следующие. Свобода выбора. Необходимость принятия последствий. Для развития ответственности ребенок обязательно должен иметь практически ежедневный выбор. Что и когда есть? Когда и в каком объеме делать уроки? Сколько сидеть у компьютера? Но он должен уметь принимать ответственность за эту свободу. Эту ответственность должны воплощать родители. Если он выбирает есть мороженое вместо обеда, то он должен понимать, что больше всю неделю мороженого у него не будет. Если он выбирает делать уроки вечером, а не после школы, он должен принимать на себя ответственность за их качество. Если он выбирает сейчас сидеть у компьютера, а не выполнять домашние обязанности, он должен принять ответственность за то, что завтра у него может не быть компьютера. Жизнь взрослого - это ежедневный ответственный выбор. Если родители воспитали такую осознанность уже к подростковому возрасту, ребенок будет идти по жизни настоящим Лидером!

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.

Мнение психологов

Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.

Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так. Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке. Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».

Как же вырастить лидера?

Психологи советуют:

  1. Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  2. Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждый пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка. А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  3. Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.
  4. Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.
  5. Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

Лидер-школьник - эталон для одноклассников. Такого «неформального» лидера не выбирают и не назначают официально, его видно сразу. Он не уполномочен быть ответственным за какие-то дела, однако ему доверяют и учителя, и сверстники. Он - законодатель моды и всех актуальных тенденций. Среди черт ребёнка-лидера можно выделить ответственность, наличие собственного аргументированного мнения, умение защитить другого.

Лидерские качества

Психологи утверждают, что лидерам присущи определённые правила поведения и качества:

  • лидер оказывает поддержку, а не настаивает
  • лидер вдохновляет на действия, а не заставляет
  • лидер умело контактирует с окружающими
  • лидер умеет убеждать других
  • лидер формирует своё окружение
  • лидер умеет организовывать людей для общего дела
  • лидер умеет планировать, а после этого – действовать.

Лидер помогает другим добиться успеха, он самоутверждается как .

Средства воспитания

Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы. Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков. Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?

Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  1. Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель - особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их . Помогает фраза: «Когда будешь взрослым - будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  2. Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют - тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  3. Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
  4. Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
  5. В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.

В школе:

Путями воспитания лидера сегодня принято считать:

  • образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
  • общественно-политический или гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
  • эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
  • физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).

Если хотите вырастить настоящего лидера, то:

  1. Помогайте ребёнку почувствовать веру в свои силы.
  2. Уважительно относитесь к ребёнку.
  3. Прекратите излишне опекать.
  4. Когда ребёнок не уверен в своих силах, рискуйте и прилагайте усилия в формировании лидерства.
  5. Не мешайте мечтать и строить амбициозные планы.
  6. Давайте возможность самому находить решения и преодолевать препятствия.
  7. Развивайте лидерские качества, привлекая к командной работе (в спорте, учёбе и на отдыхе).
  8. Расширяйте кругозор ребёнка, предоставляйте возможность для формирования личных интересов.
  9. Учите доброжелательному общению с людьми.
  10. Будьте примером. Меняйте собственное поведение для того, чтобы показать ребёнку образец истинного лидера.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке - было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка.

Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями. И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.

Детское лидерство

Дети тоже легко проявляют свои лидерские качества, если им не мешать и не втолковывать в голову, что «да, с твоим характером ничего не добьешься». Родителям стоит помнить, что занять лидирующую позицию может каждый, и не стоит махать руками раньше времени, нужно подобрать правильную стратегию воспитания в зависимости от характера и темперамента ребенка.

Два типа лидерства

Знаете ли вы, что лидерство бывает двух типов?

Скорее всего, вам хорошо известен только первый его тип, наиболее яркий, харизматичный - так называемое открытое лидерство («первый парень на деревне», душа компании) . Человек-организатор, который сказал - и все слушаются, делают, потому что хочется подчиняться его власти и очарованию.

Второй тип лидерства - более сдержанный, не всегда эмоциональный, этакий серый кардинал , который тихо и незаметно даже не дает распоряжения, а управляет людьми так, что они сами предлагают сделать нужное и бросаются исполнять после лёгкого кивка.

Второй тип во многом более выгоден, так как неочевидное, не бросающееся в глаза лидерство позволяет добиваться результатов , а в случае ошибки или провала обиженная толпа растерзает яркого лидера, в то время как серый кардинал спокойно будет сидеть дальше в своем кабинете. Он вычеркнет из списка контактов очередного неудачливого героя, только и всего… Неплохая тактика, если подумать.

Что же с детским лидерством? Большинство родителей догадываются, что растить лидеров из мальчика и из девочки следует по-разному. Но часто даже взрослым непонятно, в чем именно должно быть отличие.

Если у вас сын

Возьмем в качестве примера литературное произведение Михаила Веллера «Приключения майора Звягина», невероятно мотивирующая книга. В одной из глав как раз рассказывается, как незаметный мальчик влюбляется в первую красавицу класса. Она уже в студенческом возрасте без фанатизма принимает его ухаживания, потом начинает встречаться с более богатым парнем - аспирантом с машиной. А мальчику говорит: «Отстань от меня, надоел».

В книге этот «амебный» юноша под руководством майора Звягина постепенно становится популярным парнем, о котором мечтает любая девушка. Майор за несколько месяцев «прокачивает» обычного работягу со стройки, никуда не поступившего, стеснительного: обучает играть на гитаре, прилично одеваться, ходить на лыжах. Юноша публикует стихотворение, сочиненное коллективным разумом семьи Звягина, и попадает на престижную ТВ-передачу, которую смотрят все, в том числе его пассия.

Всего за три месяца обычный парень набирает те бонусы, с помощью которых он переходит в разряд востребованных молодых людей. Он прекрасно танцует, хорошо одевается, живо ведет беседу, рассуждает, транслируя мысли из умных книг. Он умело дерется на глазах у своей возлюбленной, великолепно катается на лыжах, и еще у него есть поклонница с машиной. И все, образ сформирован, вчерашняя недотрога по уши влюбляется и соглашается выйти замуж.

Давайте посмотрим на художественный сюжет внимательнее: в книге четко прописана классическая схема, как человек из рабочего на стройке и неудачника без особых перспектив становится желанным мужем для избалованной девушки. И подобную схему можно применить к любому человеку в юном возрасте или еще лучше - в детстве. Родитель может стать для сына «майором Звягиным» и помочь последовательно выполнить шаги к успеху.

На этом пути вашему сыну может понадобиться еще и помощь друзей, но чтобы друзья захотели помогать, ребенок уже должен быть для них авторитетом. И эта авторитетность нарабатывается: либо человек умеет делать что-то лучше, чем они, либо он знает больше; или же в каких-то ситуациях он грамотно реагирует, не теряется, не паникует, а четко говорит, как и что мы будем делать; или у него есть какие-то необычные мысли, знания, действия, и тогда остальные смотрят на него как на гуру.

Нужно подумать, какие интересы подходят для его возраста, для его компании, в какой ситуации ребенок может продемонстрировать превосходство, наличие знаний, которых нет у других детей.

Если у вас дочь

Когда-то я прочла любопытный эпизод, как девочку, обычную школьницу, можно превратить в первую красавицу и умницу. Учитель по предмету «Этика и психология жизни» захотел обычную девочку сделать супер-красавицей в восприятии одноклассников. После лекции о галантности и хороших манерах он поставил девочку на стул и показывал, как правильно целовать даме руку, на примере этой девочке.

Дело было в 10 классе, в сентябре, и весь учебный год все мальчики смотрели на эту девочку как на первую красавицу. Вот такая простенькая манипуляция со стороны взрослого человека - и учитель добился того, что обычная девочка становится суперзвездой класса, хотя до этого девять лет чувствовала себя гадким утенком. Этот пример очень показателен.

Думаю, вы тоже замечали, что самой красивой и самой популярной девочкой становится не та, которая действительно очень красива , если судить о каких-то объективных характеристиках выбора, а та, которая ведет себя как первая красавица.

Поэтому, если вы хотите, чтобы дочка чувствовала себя королевой, начинайте ей говорить об этом, делать комплименты. Причем желательно, чтобы их делала не женщина, хотя и мамина похвала никогда не помешает, а чтобы комплименты и слова восхищения дочь слышала от папы и других мужчин: дяди, брата, дедушки.

Девочка начинает привыкать к тому, что она нравится, ведь ей это все говорят, тогда она ставит себя по-другому в среде сверстников. Такая популярная девочка входит во взрослую жизнь не с глупым ощущением, что за каждую толику внимания надо как-то рассчитываться, или комплименты парнями делаются, только когда им что-то нужно. Она живет с ощущением, что восхищенное внимание к ней является нормой жизни.

К сожалению, воспитанные советской системой мамы делают жуткую ошибку: они убивают в девочках женственность и лидерство. Например, у моей приятельницы дочку в садике мальчики по очереди возили на санках. А она, как принцесса, благосклонно принимала их знаки ухаживания, они даже боролись, кто из них провезет ее на этих санках. И вдруг мама начала возмущаться и выговаривать: «Как же ты так себя ведешь?! Надо меняться местами - он тебя повозил, теперь ты его вези».

Я, когда это услышала, изумилась и спрашиваю: «Да ты что вообще делаешь?! Ты понимаешь, что у твоей девочки врожденная женская модель поведения - мужчины для нее совершают подвиги, в ответ получают ее восхищение, благодарность, и это вполне нормальный, адекватный взаимообмен.

Чему ты учишь ребенка? Пахать как лошадь, не меньше, чем мужчина? Зачем ты это делаешь?!» Мама, естественно, обиделась, что я посчитала её модель равенства глупой. Но в моих глазах мама, которая убивает в девочке ее природную женственность, враг своей дочери. Это огромная ошибка, если она, опасаясь, что дочь вырастет легкомысленной, не позволяет девочке быть красивой и привлекательной легко, без усилий.

Поэтому, если речь идет о девочках-подростках, задумайтесь, что для них ценным выделяющим признаком является красивая одежда, последняя модель iPhone, походы на курсы моделей или еще какие-либо принятые в этом возрасте атрибуты «крутизны». Нет, я не призываю сию секунду снимать с карточки всю зарплату и бежать в бутик, одевать ребенка по последней миланской моде.

Это простой пример превосходства по шкале детских ценностей. И нет, это не опасно. Модные вещи и последний iPhone не сделают вашу дочь эгоисткой сами по себе - характер формирует воспитание, а не марка обуви. А вот в детской и подростковой среде модные вещи дают превосходство при прочих равных условиях, и это хорошо.

А теперь о приятном: обладать признаками превосходства, лидерскими качествами можно и без материальных благ. Если интеллектуально ваш ребенок опережает других детей, они будут его слушать. При наличии интеллекта любой предмет или занятие можно превратить в предмет культа. Помните сцену из «Тома Сойера», когда мальчишки отдавали все свои ценности: стеклянные шарики, монеты, пуговицу, дохлую кошку в обмен за уникальную возможность - разрешение покрасить тетушкин забор?

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка. Ваша задача родителя - не просто покупать ему дорогие вещи, а определить тип и темперамент дочери или сына, и развить интеллектуально и эмоционально. Тогда ребенок начнет доминировать над сверстниками, научится выстраивать отношения со взрослыми. Это будет фундаментом его будущего лидерства во взрослом мире, а вы сможете вырастить ярких, успешных и счастливых личностей .опубликовано .

Ольга Юрковская

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Здравствуйте, дорогие родители!

Это целеустремлённый и волевой человек. Конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребёнок обладал лидерскими качествами. Как воспитать ребёнка лидером? Как это сделать естественным поведением, а не заученной манерой?

Что значит быть лидером?

Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.

Важно понимать, что все не могут быть «капитанами» команды и не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества присущие лидерам, без навязывания стереотипов и реализации себя в ребёнке.

Лидер – это не тот, кто идёт по головам, наплевав на чужое мнение и желания, это человек, который может привлечь внимание, владеет словом, его речь уверенна и сама по себе заставляет прислушиваться.

Такой человек не боится ответственности, имеет своё мнение и готов отстаивать его. Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения.

Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, эгоизму и неоправданному самомнению.

Отсюда вытекает ещё одна характерная лидерская черта – не бояться ошибок. Промах не способен сломить, лидер умеет принимать поражение и взять из отрицательного события положительный опыт.

Как привить нужные качества?

Чтобы малыш с детства мог проявлять в себе все эти качества, родителям нужно помочь ему в этом. Сделать это можно прибегая к помощи игр, чтения и, конечно, общения.

1. Уважайте мнение ребёнка , говорите с ним, задавайте вопросы, интересуйтесь жизнью и интересами малыша. Разговаривая и высказывая своё мнение, о сказке или мультфильме и его героях малыш постепенно учится высказывать своё мнение. С более старшими детьми можно пробовать завязывать спор о правильных поступках, ведь уметь отстаивать мнение так же важно, как его наличие.

2. Развивать ораторское искусство пригодится не только лидеру. Поощряйте участие в конкурсах, классных выступлениях. С раннего детства дома можно устраивать спектакли для родственников, кукол и игрушек, пусть малыш преодолевает стеснение в родных стенах и будет готов к «большой» аудитории.

Предложите поиграть в такую игру – возьмите фотографии хорошо знакомых ребёнку людей, например, домочадцев. Сложите их в коробку и предложите вытащить одну карточку. Ребёнку нужно описать внешность, характер, род занятий и характерные черты человека изображённого на ней и делать это нужно ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

«Здравствуйте, я Виктория, это означает «победа». У меня длинные золотистые волосы, я прекрасно готовлю яблочный пирог, у меня прекрасный сын и замечательный муж». Для начала можно играть всем вместе, описания должны быть как можно более подробными, используйте красивые речевые обороты, интересные слова.

Малыш обогатит словарный запас, научится высказываться и хвалить людей, замечая их достоинства.

Описывая человека от ПЕРВОГО ЛИЦА он неосознанно будет перенимать эти качества на себя, а в будущем не будет стесняться презентовать себя, ведь очень часто, когда просят рассказать о себе, например, на собеседовании, мы не находим слов и не можем показать свои достоинства, даже если они абсолютно обоснованны.

Вторая игра, тоже заключается в описании, но уже предметов. Вы можете поиграть с ребёнком в галерею. Пусть малыш будет экскурсоводом, а в «музей» к нему придут игрушки. Рассказывая о каждом экспонате, кроха будет подбирать слова, и учиться преподносить предмет. В будущем это поможет презентовать свою идею или проект.

3. Увлечение . Интересы всегда обогащают личность человека. Хобби или профессиональное занятие какой-либо деятельностью, например, спортом, поможет ребёнку выработать дисциплину, целеустремлённость.

4. Вовлекайте ребёнка в общение , учите его на собственном примере, как подойти и познакомиться, напоминайте об употреблении «волшебных» слов, учите его словам, которые помогут поддержать беседу, скажите о темах, которые не следует поднимать.

Ребенок, чувствующий поддержку, веру и любовь родителей, как правило, с раннего детства уверен в своих силах.

5. Принятие поражения . Самый острый вопрос, возникающий у каждого человека, который стремится к чему-либо. Если ребёнок собирал пирамидку, она упала, и он тут же заплакал, сразу предлагайте начать заново.

Объясняйте, что с первого раза мало у кого, получается, нужно попрактиковаться и с каждым разом получаться будет лучше и лучше. Хвалите кроху, если он кропотливо чем-то занимается. Развитию терпения и усидчивости способствуют такие занятия как сбор конструктора, пазлы, мозаики, вышивание и др.

Предложите ребёнку поиграть в лото, шашки, шахматы. Соревновательные игры во дворе или дома научат не опускать руки, говорите ему, что не страшно проиграть, важно при этом не сдаться и попробовать ещё раз.

6. Разнообразьте досуг ребёнка. Чем больше он видит, чем с большим количеством людей встречается, наблюдает, тем легче он будет общаться, и держаться в обществе.

Обладая различными знаниями легче поддержать или начать разговор. Детские спектакли, выставки, развлекательные центры, кружки, походы на природу, весёлые дни рождения, путешествия, прогулки – всё это способствует общению и наполнению багажа знаний.

Дома можно читать книги, изучать животных, растения, проводить опыты по выращиванию овоща из семечка. Все эти действия направляют ребёнка в русло активного действия, движения и понимания, что «под лежачий камень вода не течёт».

7. Научите ребёнка ставить цели и добиваться их . Начать нужно с малого. Например, «хочу учиться за границей». Цель хорошая, но лучше разделить её на несколько более реальных «выучить определённые английские слова и фразы, подтянуть оценку за четверть и за год, пойти на дополнительные языковые курсы» и т.д.

Добиваясь каждого пункта своего плана, ребёнок будет видеть, что у него получается и цель учиться за границей не такая уж недостижимая, если двигаться в этом направлении поэтапно.

Лидерские качества действительно пригодятся каждому человеку, они помогут добиться успеха в учёбе, дружбе, семье, достигать поставленных целей и, конечно, быть успешным человеком. Помните, что успешность для каждого человека заключается в разном.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

Источник: http://polonskaya-blog.ru/kak-vospitat-rebenka-liderom/

Как воспитать ребенка лидером?


Кто такой лидер? Это человек, умеющий и знающий, как вести за собой других людей, как их организовать для выполнения собственных и общественных потребностей. Но не путайте лидерские качества ребенка с диктаторскими - это два различных понятия, которые, как батарейки, имеют противоположную полярность.

Человек, вырастающий лидером, до конца остается положительным и ответственным персонажем, который идет к своей цели не «по головам», а находя обходные правильные пути.

Именно такого положительного лидера хотят вырастить большинство родителей, поскольку они мечтают радоваться его успехам в будущем, видеть в нем руководителя крупной компании или просто состоявшегося в этой жизни человека.

Но без поддержки и правильного воспитания ребенок вряд ли будет стремиться к лидерским вершинам.

Если вы захотите оспорить этот факт и скажете, что лидеры бывают и в детских домах, где беспризорников никто не воспитывает, то этому можно найти верное объяснение - с темпераментом человек рождается, и если ребенок от природы «пробивной», то он сам захочет выделяться из толпы.

Ну, а под крылом у родителей даже шустрые детки вырастают неприспособленными ко взрослой жизни из-за чрезмерной опеки. Поэтому, если у ребенка есть задатки лидера, то их, несомненно, нужно развивать.

Уже в возрасте 3-х лет можно заметить стремление малыша быть в центре внимания, собирать вокруг себя детишек во дворе и придумывать новые игры, обязательно становясь капитаном команды. Вот они - задатки лидера! Ребенок уже понимает, что он хочет выделяться из серой массы подчиненных и вести за собой других.

Дайте ребенку свободу действий

В 3 года малыш не может самостоятельно выйти на улицу без мамы, но в песочнице он играется без неё, преодолевая различные трудности в общении и стремясь научиться жить в социуме. Именно об этой свободе мы и говорим.

Пока мы живем - мы учимся, и каждая наша ошибка - это опыт, из которого мы извлекаем полезные выводы.

Пока вы бегаете за ребенком и решаете его проблемы в любых ситуациях (забрал сосед игрушку, ущипнула девочка в садике, толкнул братишка), вы не даете ребенку шанс самому разобраться со случившимся и почувствовать себя увереннее.

Из таких деток, за которых все и всегда делают родители, вырастают капризные и неприспособленные особи, которые с малейшей проблемой бегут к мамочке, не желая при этом даже подумать о возможном решении проблемы. Какой же лидер может вырасти из такого ребенка?

Если малыш чего-то сильно захотел, то подумайте вместе с ним, как это реализовать, и речь идет не о покупке дорогой игрушки, а о детских спортивных секциях или кружке рисования, или музыкальных, певческих занятиях.

Покажите ребенку, что все свои желания нужно уметь реализовывать - пускай он учится качественно и быстро решать проблему, ведь это основное и главное качество лидера.

Перед тем, как ребенка сделать лидером, родители должны подумать, а какой пример они сами могут ему показать? Ведь в первую очередь ребенок подражает своим маме и папе, учится у них справляться с трудностями. Так что будьте примером для подражания, и вы вырастите достойного сына или дочь.

Поддерживайте и хвалите своего малыша

Ребенок, которого постоянно ругают, указывают на недостатки, обзывают, с самого детства становится замкнутым и неуверенным в себе, и он эту неуверенность может пронести через всю свою жизнь, так и не дав волю чувствам. К сожалению, такие родители не понимают, что они «растаптывают» и калечат волю своего ребенка.

Если поощрять малыша хотя бы словами (никто не говорит о дорогих подарках), то ему захочется повторять снова и снова, доведя действие до совершенства. Так, например, если ребенок застеснялся на утреннике и не захотел читать стих, его не нужно ругать, иначе он будет бояться публики еще больше. Самые правильные слова в этот момент: «Ничего страшного не случилось.

Не получилось в этот раз - обязательно получится в следующий! Ты лучше подготовишься, и я буду гордиться тобой еще больше!». С такой мотивацией ребенок лидер захочет сделать вам приятно, переборет свой страх и в следующий раз все-таки сделает этот маленький шажок на сцену.

А чем больше ребенок раскрепощается, тем лучше он общается со сверстниками, и тем больше шансов, что он будет вести за собой толпу.

Изначально ребенка нужно раскрепощать еще в кругу семьи, учить с ним стихи и ставить стульчик посреди комнаты, чтобы все родные слушали малыша. Таким образом, ребенок преодолевает страх перед публикой, и в будущем с удовольствием будет выступать перед целым залом.

Особенно важно разговаривать с ребенком, объяснять ему, что пока он не рискнет что-то сделать, он не получит результат.

Ведь как же он может утверждать, что он этого не сделает или у него не получится, пока он не попробует? Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, подбадривайте.

Успешным и активным детям подражают другие детки, так что, начиная лепить из песка красивый замок, ваш малыш заметит, как к нему присоединятся все остальные.

Дайте лидеру «поле» для общения

Чтобы отточить свои лидерские навыки, ребенку необходимо общаться, причем не только с родными и близкими, но и с другими детками, будь то в песочнице, в детском саду или в школе.

Ребенку нужно расширять свой привычный круг общения - отдайте его в спортивную секцию или в любую другую, но обязательно в ту, где могут проявиться лидерские качества, то есть где ребенок может быть капитаном (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, командные игры).

Ребенок лидер - жизнерадостный, активный, старается всегда быть заводилой и сам придумывать правила игры.

Лидер умеет говорить

Среди прочих лидерских качеств ораторское искусство имеет не последнюю роль, ведь чтобы вести за собой людей, нужно уметь доносить до них свою мысль.

Учите ребенка правильно составлять предложения и внятно, понятно объясняться. Бывают детки, которые уже в 2,5 годика могут чисто и внятно рассказать свою мысль, а бывают и такие, которые в 10 лет запинаются и не могут слова соединить в предложение.

А ведь это очень важно для лидера - уметь правильно сформулировать мысль, чтобы её поняли все окружающие. Вы можете следить за его речью в тот момент, когда ребенок играет, когда он разговаривает с вами или с друзьями, когда выступает перед бабушками или на утреннике.

И обязательно подбадривайте малыша, уговаривайте его попробовать еще раз. Если с первого раза не получилось внятно рассказать папе о том, что случилось на улице, то пускай малыш соберется с мыслями, повторит все про себя, и только потом скажет это вслух.

Придавайте крохе уверенности, ведь родители для него - самые важные судьи и помощники.

Лидер в ответе за свои слова

Врун никогда не станет лидером, потому что люди вокруг просто перестанут его уважать. Многие родители прощают своим маленьким деткам несерьезное вранье, когда они пытаются оправдать себя в том, что чашку с молоком разлил не он, а кошка.

Но большая ложь растет из маленькой, и малыш должен понимать, что он в ответе за свои слова, ведь от его вранья могут пострадать другие. Лидер должен отвечать и за произнесенные фразы, и за свои действия, и за то, что последует за сказанным.

Воспитывайте в своем ребенке не только лидерские, но и человеческие качества - уважение к другим, умение прислушиваться к чужому мнению и считаться с ним, умение отвечать за содеянные поступки и находить выход даже в самых сложных ситуациях (при этом дайте понять ребенку, что вы всегда будете рядом и поможете в решении проблемы, но решать их за ребенка не будете). К тому же, лидерами становятся те дети, которые могут похвастаться своей находчивостью, умением проанализировать ситуацию и найти выход (возможно, не без вашей помощи, но именно по своей инициативе), и даже когда у них что-то не получается, они не сложат в унынии руки, а будут стараться до тех пор, пока не получат положительный результат.

Лидер умеет слушать и слышать

Настоящий лидер уважает других людей, прислушивается к их мнениям. Люди не пойдут за человеком, который всегда стоит на своем, унижает других и кричит без причины. Научите малыша всегда и везде здороваться со всеми, причем неважно - знакомые это люди или нет.

Когда он впервые пришел в садик, пускай он поздоровается и обязательно улыбнется всем воспитателям, всем детками, и обязательно уборщице и повару - этим он уже заработает себе положительную репутацию. С позитивно настроенными и обаятельными людьми общаться приятнее, им хочется доверять и верить.

Так что если вы заметили, что приветствие с улыбкой вошло в привычку малыша, и его не нужно принуждать к этому, значит, в нем начали зарождаться повадки лидера.

Но есть еще одна очень важная для лидера черта - это слушать и слышать критику в свою сторону, причем не обижаться на неё, не плакать и не забиваться в угол, а делать из неё конструктивные выводы.

Если ребенку сделали замечание или покритиковали его действия, значит, он не смог всем угодить, и нужно обдумать, как сделать так, чтобы этого больше не повторилось.

Человек, который не воспринимает критику, не хочет её слушать и делать выводы, показывает тем самым слабину своей души и явную эгоистичность.

Основные ошибки родителей

Зачастую родители настолько фанатично любят свое чадо, что они бросаются из крайности в крайность - отдают ребенка в спортивную секцию, а через месяц отправляют его в художественную школу только из-за того, что его похвалил воспитатель за красиво нарисованный рисунок.

Родители «лепят» из ребенка, как им кажется, идеального человека, не обращая внимания на его темперамент, особенности поведения, виденье мира.

Важно не только знать, как воспитать ребенка лидером, но и понимать, зачем вы это делаете, сможет ли ребенок оправдать ваши надежды или сломается под столь сильным напором.

Ребенок вряд ли оправдает звание лидера, если родители:

  • Вместо подбадривания кричат и ругают ребенка за его ошибки . В этом случае малышу просто не захочется повторять попытку и добиваться своего;
  • Совсем не помогают ребенку в решении его проблем. Конечно, малыша нужно учить самостоятельности, но на то вы и родители, чтобы всегда прийти на помощь, если ребенок этого попросит или если вы видите, что ситуация требует вашего вмешательства. Сколько бы ни было ребенку - 3 года или 60 лет, для своих родителей он всегда останется ребенком, и родители до конца жизни должны о нем заботиться;
  • Не верят в своего ребенка . Даже состоявшемуся в этой жизни человеку сложно жить без поддержки близких, а маленькому формирующемуся организму и вовсе болезненно прорываться в жизнь без слов «у тебя все получится!», «не опускай руки!», «мы в тебя верим!»;
  • Считают своего малыша идеальным и лучше всех. Даже если у ребенка что-то получилось, не стоит возвышать его над другими, иначе он загордится, и будет относиться к другим пренебрежительно. Достаточно ласково похвалить и сказать, что в следующий раз он сможет больше;
  • Хотят от своего ребенка больше, чем он может на самом деле. Так же, как ваши желания могут разниться с возможностями ребенка, которыми его одарила природа, также он может и хотеть совсем иного. И если вы навязываете ему публику, а он в силу своей чрезмерной стеснительности даже перед родными стих не может рассказать, то, может быть не стоит расстраивать и унижать малыша? Ведь вместо лидера вы можете получить ребенка со сломанной психикой. Человек с музыкальным талантом может никогда не стать художником, поэтому любите ребенка таким, каков он есть, и не «лепите» из него того, кем он быть не хочет.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-kak-vospitat-rebenka-liderom/

» Как воспитать будущего лидера?

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.

Мнение психологов

Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, коммуникабельность – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.

Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так.

Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке.

Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».

Как же вырастить лидера?

Психологи советуют:

  1. Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  2. Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждый пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка. А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  3. Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.
  4. Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.
  5. Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

«Лидер – это вовсе не тот, кто добивается успеха наглостью, силой и угрозой. Лидер – это человек, умеющий ставить цели и быть настойчивым в их достижении, коммуникабельный и уверенный в себе человек, способный вести за собой коллектив».

Какой он, лидер?

Давайте попробуем разобраться, по каким качествам ребёнка можно распознать в нём будущего лидера :

  • Ребёнок имеет какое-то захватывающее увлечение, хобби.
  • При неудаче малыш не очень-то огорчается и не бежит в слезах, а спокойно и упорно пытается преодолеть проблему, делая выводы и приобретая необходимый опыт.
  • Ребёнка интересуют семейные дела.
  • Он умеет находить интерес и пользу в том, в чём другим бы и в голову не пришло.
  • Он коммуникабелен и дипломатичен, легко идёт на контакт.
  • Ребёнок не обидчив, не завистлив, дружелюбен.
  • Ребёнок-лидер не приказывает, а увлекает в игру сверстников, умело всё объясняет, не конфликтует.
  • Он всегда чем-то выделяется, притягивает к себе.
  • Имеет свой стиль мышления, склонен к планированию и просчитыванию разных вариантов (это можно уже заметить в 3-4 года).
  • Ребёнок-лидер не ждёт, когда для него организуют игру: он может занять себя сам.
  • Маленькие лидеры наблюдательны. Они проявляют интерес к особенностям человеческих отношений и могут выступать в роли посредника при разрешении детских конфликтов.

Лидер-школьник - эталон для одноклассников. Такого «неформального» лидера не выбирают и не назначают официально, его видно сразу.

Он не уполномочен быть ответственным за какие-то дела, однако ему доверяют и учителя, и сверстники. Он - законодатель моды и всех актуальных тенденций.

Среди черт ребёнка-лидера можно выделить ответственность, наличие собственного аргументированного мнения, умение защитить другого.

Лидерские качества

Психологи утверждают, что лидерам присущи определённые правила поведения и качества:

  • лидер оказывает поддержку, а не настаивает
  • лидер вдохновляет на действия, а не заставляет
  • лидер умело контактирует с окружающими
  • лидер умеет убеждать других
  • лидер формирует своё окружение
  • лидер умеет организовывать людей для общего дела
  • лидер умеет планировать, а после этого – действовать.

Лидер помогает другим добиться успеха, он самоутверждается как личность.

Средства воспитания

Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы.

Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков.

Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?

Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  1. Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель - особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их авторитет. Помогает фраза: «Когда будешь взрослым - будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  2. Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют - тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  3. Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
  4. Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
  5. В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.

В школе:

Путями воспитания лидера сегодня принято считать:

  • образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
  • общественно-политический или гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
  • эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
  • физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).

«Помочь стать настоящим лидером могут как родители, так и опытные педагоги».

Если хотите вырастить настоящего лидера, то:

  1. Помогайте ребёнку почувствовать веру в свои силы.
  2. Уважительно относитесь к ребёнку.
  3. Прекратите излишне опекать.
  4. Когда ребёнок не уверен в своих силах, рискуйте и прилагайте усилия в формировании лидерства.
  5. Не мешайте мечтать и строить амбициозные планы.
  6. Давайте возможность самому находить решения и преодолевать препятствия.
  7. Развивайте лидерские качества, привлекая к командной работе (в спорте, учёбе и на отдыхе).
  8. Расширяйте кругозор ребёнка, предоставляйте возможность для формирования личных интересов.
  9. Учите доброжелательному общению с людьми.
  10. Будьте примером. Меняйте собственное поведение для того, чтобы показать ребёнку образец истинного лидера.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке - было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.

Сегодняшние дети это завтрашние лидеры, а лидерами, как известно, не рождаются, лидеров воспитывают. Есть несколько простых, но действенных способов привить ребенку лидерские качества естественным образом, нужное слово или собственный пример в нужный момент сделает больше, чем морализаторство на эту тему в старшем возрасте, мол, "ты должен быть сильнее, ты должен принимать решение, от тебя будет зависеть" и т.п…
1 || Демонстрируйте свой пример. В глазах ребенка лидером являетесь вы, поэтому думайте со всей ответственностью о своих решениях и поступках. Как будете поступать вы, скорее всего, так же будет поступать в аналогичных ситуациях и ребенок.
2 || Поощряйте командную работу. Это касается не только совместных семейных дел, но и мероприятий, в которых будет участвовать группа детей: поход с классом, командный спорт, театральная постановка и пр.
3 || Учите детей справляться с неудачами. Это очень важный навык любого успешного человека - пережить неудачу и двигаться дальше. Проигрыш в спорте, разочарование от низкой отметки, обида от того, что старостой класса выбрали не его… Да много таких случаев, когда ребенок должен уметь разумно относиться к потерям, обидам и разочарованиям, допуская то, что они неизбежны, а не зацикливаться на них.
4 || Развивайте навыки ведения переговоров. Не давите на ребенка своим авторитетом, если видите, что ему ваше решение доставляет дискомфорт ("ты сделаешь, как я сказал"). Учите его спорить с вами, достигать компромисса. Да, да! Именно с вами, родителями, которым лучше знать, что и как делать ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения путем переговоров, споров с разумными аргументами. И вы в свою очередь не забывайте об уважении его мнения.
5 || Учите ребенка принимать взвешенные решения. Не сиюминутные, импульсивные, а взвешенные. Чем раньше дети научатся принимать правильные решения, тем увереннее они будут это делать во взрослой жизни. Чтобы этому научить, не предлагайте ребенку сразу весь спектр вариантов на выбор, ограничьте его несколькими, чтобы проще было сравнивать. Например, на выходные ребенок хочет идти в кино, мама предлагает пригласить родственников в гости, а папа предлагает поехать на лыжную базу. Предложите ребенку сделать выбор, как провести выходные, взвесив все за и против. И это лишь одна ситуация, причем, неконфликтная. Когда ребенку не хочется идти в школу, и он однажды решит не идти, предложите ему сначала хорошо подумать и взять ответственность за свое решение на себя.
6 || Демонстрируйте ребенку, что его решения действительно уважаются, и с вашей стороны к ним есть доверие. Например, когда мы идем в ресторан, то обычно заказ блюд для детей мы делаем сами. Разрешите ребенку самому сделать выбор из предлагаемого меню (разумеется, здесь имеются обоснованные "нет" на очень дорогие блюда, алкоголь, блюда, которые могут вызвать аллергию, например). Или что касается одежды: пусть ребенок самостоятельно принимает решение, в чем пойдет в школу (у него все равно ограниченный в этом деле выбор) или в гости. Видя доверие и уважение с вашей стороны к его решениям, ребенок будет и вам больше доверять, что только укрепит ваши отношения, особенно, в подростковом возрасте.
7 || Поощряйте решение ребенка о подработке. Когда дети учатся в старших классах, на время летних каникул часто открываются возможности найти себе подработку, которая принесет небольшой личный доход, что позволит подростку чувствовать себя более самостоятельным и независимым. Если работа не вызывает у вас подозрений, если ребенок может с ней справиться, не сопротивляйтесь его решению. Кто-то может выгуливать собак, кто-то разносить газеты, кто-то работать промоутерами, кто-то писать заметки в местную газету. Это дает уверенность в себе, учит отвечать за качество своей работы, а все это несомненно способствует развитию лидерских навыков в будущем.
8 || Устраивайте семейные вечера настольных игр. В настольных играх у всех участников равные права, они учат стратегическому мышлению, игре по правилам, игре в команде.
9 || Развивайте навыки планирования в детях. В каждой семье наверняка имеется масса запланированных мероприятий - от вариантов проведения каникул до ежемесячных поездок в гости к родственникам или друзьям. Привлекайте детей к планированию поездок и походов, семейных развлечений. Пусть они вместе с вами продумывают расписание, маршрут, кто за какие дела будет отвечать в эти поездки. Например, мама готовит в дорогу бутерброды, а дети проверяют по списку, все ли необходимые предметы взяты. Одновременно дети будет учиться и делегированию обязанностей, пониманию того, что это помогает все успевать и никуда не торопиться.
10 || Используйте магнитные или пробковые доски для визуализации целеполагания. Например, ребенок хочет в этом году стать одним из лучших скрипачей в городе. Поместите его фотографию вверху в окружении фотографий известных скрипачей мира. Ниже поместите календарь всех городских конкурсов и выступлений юных скрипачей, а также расписание занятий музыкой. Постепенно на доске будут появляться фотографии ребенка с таких выступлений, его грамоты, его записи и мысли… Такая визуализация поможет мечте не терять своей силы, и заряжать ребенка на новый рывок, даже после неудачи.
11 || Поощряйте чтение. Исследования постоянно подтверждают то, что много читающий ребенок всегда увереннее, чем ровесник, не уделяющий внимание чтению. Даже если это легкомысленное чтение, оно все равно помогает расширить кругозор, видеть варианты поступков на примере героев, анализировать ситуации, произошедшие в книге, и действия персонажей, которые к этому привели.
12 || Поощряйте оптимистическое мышление. Оптимизм тесно связан с успехом. Развивайте в ребенке умение с юмором относиться к себе, уметь по-доброму пошутить в нужный момент, с оптимизмом смотреть на ситуацию. Люди, которые это умеют и заряжают уверенностью других, всегда становятся лидерами.