Психология цвета – значение цветов в психологии. Значения световых сигналов светофора - уроки пдд. Сиреневый цвет в психологии

Совсем скоро наступит зима, а это значит, что пришло время позаботиться о защите своих губ. Увлажнить их можно с помощью масла. Но как его выбрать? Разберёмся в этом!

Как сделать выбор?

Как выбрать масло для губ? На что следует обращать внимание при выборе? Вот самые важные критерии:

  • Натуральность. Кожа губ очень нежная и тонкая, так что она особенно подвержена всевозможным негативным воздействиям. И именно поэтому следует выбирать только натуральные средства, которые не смогут навредить.
  • Хорошая впитываемость. Если после нанесения масло будет долгое время оставаться на губах, не впитываясь в кожу, то вы будете испытывать дискомфорт. Кроме того, такое средство не будет выполнять некоторые свои функции (питание и увлажнение) и даже может замёрзнуть на морозе, лишь навредив вашим губам.
  • Выполняемые функции и предназначение. Определитесь, чего вы хотите, что вам нужно. Если у вас сухие губы, и вы хотите их увлажнить, выбирайте увлажняющие масла. Если губы часто воспаляются, то оптимальными будут противовоспалительные средства.
  • Удобство нанесения. Если вы решили выбрать магазинное косметическое средство, то будет здорово, если оно будет удобным в использовании.

Косметические масла

Перечислим самые популярные косметические масла для губ и их характеристики:

  1. Масла для губ греческой компании «Korres» пользуются популярностью. В состав этих средств входят такие компоненты как рисовый воск, масло ши, а также натуральные красители. Есть несколько масел из этой линии с разными ароматами (например, с ароматом жасмина, дикой розы, гуавы, мандарина и прочих фруктов и цветов) и оттенками. Некоторые средства способны окрашивать поверхность губ. Как показывают отзывы, средство удобно в использовании, реально увлажняет и питает губы, имеет приятные текстуру и запах. Наносить масло можно пальцем или с помощью кисти (она в комплект не входит).
  2. Масла марки «Body Shop» тоже востребованы. В их состав входят масло ши и натуральный пчелиный воск. Многим средство нравится, так как оно имеет приятный запах (вариантов ароматов несколько). Но у некоторых на губах после нанесения остаются комки, плёнка. Впитываются эти масла не очень хорошо.
  3. Масло для губ «Нивеа» содержит такие компоненты, как и масло карите. Есть несколько вариантов запахов: макадамский орех и ваниль, сочная малина и крем-карамель. Отзывов о средстве много и почти все они являются положительными. Губы становятся мягкими и нежными, масло прекрасно впитывается.
  4. Масло для губ «Stenders» изготовлено на основе натурально масла ши и некоторых других эфирных масел (розы, кофейных зёрен и так далее). Почти все, использовавшие средства данной марки, остались довольными. Масло легко наносится, быстро впитывается и не оставляет следов.
  5. Масло «Green Way» выпускается в удобном флакончике с роликом, который делает нанесение очень комфортным и быстрым. Основной компонент – оливковое масло. Многим средство нравится не только из-за удобства применения, но и из-за эффективности. Губы действительно становятся мягкими и увлажнёнными.
  6. Масло для губ «Аевит Libre Derm». В состав входят рициновое, персиковое и миндальное масла, витамины Е и А, альфа-бисаболол и антиоксидант. Мнения об этом масле разделились. Одним оно помогает защищать и увлажнять губы, другие же никакого эффекта не замечают.

Натуральные масла

Не менее полезно и эффективно применение натуральных природных масел. А какие эфирные или растительные масла подойдут для губ и действительно помогут добиться эффекта?

  • . Оно не только увлажняет и прекрасно питает, но также помогает избавиться от мелких трещинок и снять воспаления.
  • не зря часто используется косметологами и входит в состав многих профессиональных средств. Свойства его уникальны. Во-первых, оно оказывает ярко выраженное регенерирующее воздействие, то есть ускоряет восстановление и заживление тканей. Во-вторых, масло способно проникать в глубокие слои кожи и доставлять в них питательные вещества. В-третьих, такое средство стимулирует выработку коллагена и тем самым делает губы более упругими (недаром оно используется для увеличения объёма губ). В-четвёртых, данное масло защищает губы от негативного воздействия факторов окружающей среды, таких как ветер, ультрафиолет, мороз и так далее.
  • прекрасно питает кожу губ и обеспечивает глубокое увлажнение.
  • оказывает антисептическое, противовоспалительное, антибактериальное и ранозаживляющее воздействия.
  • Масло лесного ореха помогает восстановить кислотный баланс кожи и повысить её тонус. Такое средство является оптимальным для бережного ухода за нежной кожей губ.
  • Миндальное масло проникает в глубокие слои эпидермиса и обеспечивает питание и увлажнение.
  • , во-первых, помогает сохранять эластичность, свежесть и упругость кожи. Во-вторых, оно нормализует обменные процессы эпидермиса и тем самым значительно улучшает состояние губ, обеспечивая полноценный и правильный уход.
  • Масло розы разглаживает мелкие морщинки на губах и способствует обновлению клеток. Кроме того, оно имеет прекрасный аромат.
  • идеально подходит для сухой кожи губ и обеспечивает полноценное питание.
  • Касторовое масло ускоряет обменные процессы и нормализует кровообращение.

  • Используйте лишь натуральные косметические масла.
  • Проведите пробу на аллергию, нанеся минимальное количество масла на небольшой участок кожи.
  • Если масло вам не подошло, смените его.

Ухаживающее средство, оказывающее не только косметическое, но и терапевтическое действие. Производители органической косметики для губ - бальзамов, кремов, обязательно включают в ее состав растительные и эфирные масла.

"Владея информацией о свойствах конкретных аромамасел, можно собственноручно приготовить масляный состав целенаправленного косметического или лечебного воздействия. "

Растительные масла: свойства, эффект

Растительные масла считаются базовыми . Могут служить основой для приготовления ухаживающего средства для губ с добавлением эфирных масел.

Источник витаминов А и D - это оливковое масло для губ . Оно активизирует обновление эпидермиса, заживляет микротрещины, делает губы мягкими, избавляя от шелушения.

Миндальное масло увлажняет, питает, защищает от негативного внешнего воздействия (солнца, ветра, холода), заживляет. Эффективно решает проблему обветренных губ, избавляет от микротрещин и шелушения, активизируя регенеративные свойства кожи.

Масло зародышей пшеницы может применяться и как профилактическое средство, и как лечебное. Предотвращает появление трещин на губах и быстро заживляет уже появившиеся. В течение нескольких дней, регулярно используя это масло, можно избавиться от "заедов" в уголках рта.

Эфирные масла: способы применения

Эфирное масло для губ в чистом виде применяется с осторожностью и в основном точечно, так как это сильнейший аллерген. Для безопасного использования аромамасла разбавляются транспортными (базовыми) маслами, которые составляют основной объем косметического продукта.

Рецепты для придания объема и восстановление природной яркости губ

1. Пара капель мятного масла, добавленная в блеск для губ повседневного использования. Такая комбинация даст эффект визуального увеличения объема губ. Действие обусловлено свойством мятного масла усиливать кровообращение, вызывая прилив крови к губам и небольшую отечность. Стойкого эффекта можно добиться, включив в состав блеска для губ помимо мятного каплю лимонного масла.

2. Масло мелиссы - 5 капель, базовое масло - 10 г. Такой состав вернет природную свежесть и четкий контур губам.

Увлажнение, питание и защита

1. Масла мирра – 3 капли, розовое масло – 4 капли плюс 10 г базового масла - устранят шелушение.

2. Миртовое масло (3 капли), масло розового дерева (3 капли), смешанные со столовой ложкой базового масла смягчат потрескавшиеся губы.

3. Базовые масла (оливковое, миндальное, масло авокадо и виноградных косточек) сами по себе способны защитить губы от влияния неблагоприятных погодных условий межсезонья. Добавив в них (на 10 г по капле) любое из масел - лаванды, герани, розового дерева, нероли, можно усилить эффект.

Составы антисептического и заживляющего действия

1. Лавандовое и розового дерева (по 2 капли) масла смешанные с облепиховым или миндальным (10 г) маслом и 5 г меда заживят трещины на губах.

2. По капле ромашкового, лавандового, лимонного масел плюс 10 г базового и 5 г меда при регулярном смазывании губ также избавят их от трещин.

3. Масло чайного дерева может использоваться точечно при лечении герпетических высыпаний на губах.

Защитными, питательными, увлажняющими свойствами также обладают масла авокадо, виноградных косточек и облепиховое. Базовые (транспортные) масла можно использовать в качестве ухаживающего бальзама для губ. А их сочетание с эфирными маслами позволит достичь желаемого эффекта и даже усилить его - предотвратить появление морщин, поспособствовать заживлению микротрещин, смягчить, увлажнить, придать объем и яркость губам. Регулярное использование масел для губ сделает их ухоженными и красивыми.

Многие девушки мечтают о том, чтобы их губы стали более полными и чувственными. Однако хирургия, как известно, не всегда дает положительный результат - и масса неудачных звездных примеров от женщины-кошки Джослин Вильденштейн до участницы «Фабрики звезд-4» Алексы тому подтверждение. Впрочем, это не повод отказываться от мечты. Рассказываем о лучших способах увеличить губы естественным путем.

Уход

Массаж. Легкий массаж зубной щеткой средней жесткости в течение минуты пойдет на пользу не только вешнему виду, но и текстуре губ. Такая «чистка» позволит удалить омертвевшие клетки кожи и сделать губы более гладкими – любимая помада или блеск будут ложиться заметно ровнее. Кроме того, массаж стимулирует кровообращение, так что визуально губы станут более пухлыми. Попробуйте положить на зубную щетку немного меда или вазелина, чтобы сделать процедуру еще более эффективной. Залог успеха в данном случае – регулярность.

Скраб. Хороший пилинг два или три раза в неделю способен сделать губы полнее. Приготовьте скраб из компонентов, которые всегда есть под рукой: смешайте немного сахара и оливкового масла, после чего мягко втирайте получившуюся смесь в кожу губ в течение 30 секунд. Оставьте скраб еще на 30 секунд, а затем смойте его ватным диском, смоченным в теплой воде или мицеллярном растворе.

Эфирные масла. Отличный способ увеличить губы на 2-3 часа – эфирные масла. Они будут не только действовать в правильном направлении, но также бережно ухаживать за губами в процессе применения.

  1. Эфирное масло корицы. Это масло стимулирует капилляры и улучшает кровоток, что делает губы более чувственными и объемными. Добавьте несколько капель в любимый блеск или наносите его на губы всякий раз, когда хотите их увеличить. В течение нескольких минут вы будете чувствовать легкое покалывание или жжение – в этом нет ничего страшного – но эффект вас приятно удивит.
  2. Эфирное масло мяты перечной. Перечная мята работает точно так же, как и корица – улучшает кровообращение и стимулирует приток крови. Приятным бонусом при использовании этого эфирного масла становится ощутимый охлаждающий эффект. Смешайте чайную ложку вазелина и 1-2 капли эфирного масла перечной мяты, чтобы получить натуральный бальзам, который можно везде брать с собой.
  3. Эфирное масло кайенского перца. Масло кайенского перца также можно добавить в обычный бальзам для губ, но более заметный эффект оно дает в виде домашнего бальзама. Смешайте столовую ложку кокосового масла, 1/3 столовой ложки масла какао и 20 капель масла сладкого миндаля. Теперь в полученный состав добавьте 2 капли эфирного масла кайенского перца – и вы получите гурманский вариант бальзама для увеличения губ с удивительными ухаживающими свойствами.

Макияж

Глянцевые текстуры (светлые оттенки) . Отдавайте предпочтение блескам с глянцевым или влажным финишем, помадам с увлажняющими компонентами или сатиновым эффектом – они зрительно увеличивают губы. В сочетании с карамельно-розовыми или нюдовыми оттенками эффект будет еще более впечатляющим.

Темные оттенки (матовые текстуры). Темные ягодные помады – один из главных трендов этого сезона, потому отказаться от них в угоду объему будет очень сложно. В таком случае остановите внимание на стойких матовых помадах с плотным покрытием, которые позволят «нарисовать» новый контур губ поверх вашего собственного (на 1-2 миллиметра больше), и сделать это неочевидным для окружающих.

Бежевый карандаш. Карандаш, подобранный в тон губам, позволит расширить их границы на 1-1,5 миллиметра, и использовать при этом помаду любого оттенка. Важно, чтобы попадание в цвет было максимально точным. В завершении обязательно пройдитесь по контуру пуховкой с прозрачной пудрой, чтобы закрепить результат.

Хайлайтер и корректор. Классическая схема использования хайлайтера предполагает нанесение его в центр лба, на спинку носа, в центр подбородка, под скулы и на галочку над верней губой. Для большего объема уделите особенное внимание галочке. Кроме того, тонкой кистью (например, для подводки) с хайлайтером обведите контур верхней губы, а контур нижней, напротив, подчеркните корректором на 1-2 тона темнее кожи.

Градиент. Сделать губы визуально более полными поможет градиент. Такой макияж не только полезен в смысле объема, но еще и весьма актуален. Возьмите белый карандаш и плотно закрасьте им центр губ – а затем нанесите блеск ягодного оттенка по всей поверхности, так чтобы центральная часть в итоге получилась чуть светлее кончиков.

Растушевка. Контурные карандаши, как и строгий контур, сегодня не в моде. Визажисты советуют отказаться от четких границ, отдав предпочтение осмысленной неаккуратности. Чтобы визуально увеличить губы, полностью закрасьте их поверхность карандашом в тон помаде, а затем тщательно растушуйте «рисунок», слегка выезжая за естественную границу. Финальный штрих – покройте губы глянцевым блеском с перламутром.

Бальзам для губ. Один из самых очевидных лайфхаков, о котором, тем не менее, нельзя не напомнить. Не расставайтесь с увлажняющим бальзамом для губ – один положите в сумочку, а другой оставьте на рабочем месте. Легкий влажный финиш, который оставляет любой бальзам, добавит губам объема и чувственности.

Если все вышеперечисленное кажется вам слишком сложным, воспользуйтесь средствами, которые специально для вас создали специалисты косметических брендов. Блески, увеличивающие губы, называют пламперами. Обычно в их состав входят специальные «объемные» компоненты (те же эфирные масла корицы и кайенского перца), увлажняющие вещества и светоотражающие частицы.

10 лучших блесков-пламперов

Блеск для губ Dior Lip Maximizer

Формула блеска Lip Maximizer от Dior, насыщенная активным коллагеном, содержит филлеры на основе гиалуроновой кислоты, которые разглаживают, увлажняют и заполняют губы. Его можно использовать тремя способами: самостоятельно, на помаду более темного оттенка или утром перед нанесением макияжа, чтобы увлажнить губы и сделать их более объемными.

Блеск для губ Smashbox O-Plump Lip Plumper

«Интуитивный» блеск для губ O-Plump Lip Plumper от Smashbox не только визуально увеличивает губы, но и придает им розовый оттенок, который умеет подстраиваться под ваш естественный цвет. В составе можно обнаружить гинко милоба (китайское реликтовое дерево, которое используется в качестве лекарственного средства на протяжении пяти тысяч лет), усиливающее микроциркуляцию, а также имбирную мяту, морские растения, витамин С, масло семян грейпфрута и масло авокадо.

Блеск-объем M.A.C Plushglass

«Объемный» блеск Plushglass от M.A.C может похвастаться приятной гелевой консистенцией и деликатным золотым шиммером. Кроме своего непосредственного назначения – придания губам дополнительного объема - он еще и отлично увлажняет. За насыщение кожи губ питательными элементами ответственен витамин Е, а за объем - экстракт перца.

Блеск Rouge Bunny Rouge XXX Lip Plump Swell Bliss

«Пчелы Зачарованного Сада с почтением приносят этот дар своей Королеве», - описание блеска XXX Lip Plump Swell Bliss для сказочного бренда Rouge Bunny Rouge вполне традиционное. По словам производителя, секрет тройного объема кроется в не менее секретном компоненте Maxilip, который сделает губы пухлыми и мягкими за счет повышения количества вырабатываемого в организме коллагена.

Блеск Laura Mercier Lip Plumper

В составе блеска Lip Plumpers от Laura Mercier содержится масло Ши, витамины А и Е, масло виноградных косточек, масло энотеры, полипептид, экстракты меда и алоэ. В смысле действия продукт не многим отличается от ему подобных: интенсивно увлажняет, заметно смягчает и, конечно, увеличивает объем губ.

Средство для увеличения губ Almea Xlips Plumper

Косметический бренд Almea известен, прежде всего, своим средством для роста ресниц Almea XLash. Но и у аналогичного продукта для губ найдется немало поклонниц. Блеск Xlips Plumper заметно (и почти мгновенно - в течение 5 минут) увеличивает объем губ за счет гиалуроновой кислоты и растительных экстрактов в составе. Среди последних - уже знакомый экстракт листьев гинкго милоба, обладающий мощными антиоксидантными свойствами, а заодно улучшающий капиллярное кровообращение.

Блеск NYX Pump It Up Lip Plumper

Представители NYX убеждены, что после использования блеска Pump it Up Lip Plumper ваши губы смогут составить конкуренцию губам Анджелины Джоли и Скарлетт Йохансонн. Как бы там ни было, а пептиды в составе средства действительно способны стимулировать выработку коллагена и обеспечить видимый эффект объема. Кроме того, в состав блеска входят питательные минеральные масла и экстракт алоэ, «запечатывающий» влагу в коже.

Средство для упругости и объема Eldan Cosmetics Lips Plumper

Средство для упругости и объема Lips Plumper от швейцарского бренда Eldan по традиции обеспечивает губам значительное увеличение объема, глубокое увлажнение и питание. Олигопептид в составе делает губы более упругими и эластичными, а витаминные компоненты восстанавливают и питают их. Приятное дополнение состоит в том, что регулярное применение продукта (но максимум – три раза в день) способно сделать контур губ более четким.

Блеск Tony Moly Kiss Lover Lip Plumper

Основными ингредиентами блеска для губ Kiss Lover Lip Plumper от корейского бренда Tony Moly являются красный перец и мята, отлично усиливающие циркуляцию крови. За увлажнение в данном случае отвечают сразу три натуральных компонента: морской коллаген, витамин E и аргановое масло. Особенной популярностью у поклонниц блесков-пламперов пользуется оттенок Hoot Mint с приятным охлаждающим эффектом.

Блеск Jane Iredale Just Kissed Lip Plumper

Состав блеска Just Kissed Lip Plumper от Jane Iredale включает экстракты имбиря и мяты (стимулируют кровообращение, способствуя увеличению объема), оливковое масло, масло авокадо и цветочный воск (успокаивают и смягчают губы), пептиды пролонгированного действия (интенсивно увлажняют и стимулируют выработку коллагена). К тому же, блеск подчеркнет и усилит естественный пигмент губ - причем, этот факт не зависит от выбранного вами оттенка.

Масла для лица, тела и волос быстро вошли в наш повседневный бьюти-обиход, хотя еще пару лет назад многим были в новинку.

В уходе эти средства действительно эффективны: когда нужно в SOS-режиме получить питание и увлажнение, они справляются на «ура».

Неудивительно, что теперь выпускают еще и мейкап-средства на основе масел - например, для губ. Одни из самых ярких представителей масел-тинтов для губ - Volupté Tint-in-Oil от Yves Saint Laurent Beauté и Juicy Shaker от Lancôme. Что нужно знать о маслах для губ и какое лучше выбрать?

Масло-бальзам для губ с оттеночным пигментом Volupté Tint-in-Oil, Yves Saint Laurent Beauté

У Volupté Tint-in-Oil по-настоящему насыщенная формула - в ней присутствуют сразу четыре масла: абрикосовое, кориандра, стратоцвета и жожоба. Вместе они - сила, способная без особого труда бороться с сухостью губ, заживлять микроповреждения, заботиться о молодости кожи. Несмотря на то что масла - это фактически основа состава Volupté Tint-in-Oil, текстура у средства легкая, почти тающая на губах, а также совсем не липкая. Добавление пигментов позволяет получить покрытие очень нежного, естественного оттенка.

Двухфазный блеск для губ Juicy Shaker, Lancôme

У Lancôme был несколько другой подход к созданию средства для макияжа губ с масляной текстурой. Она неоднородная: Juicy Shaker - двухфазный продукт. На дне тюбика - тинт с мерцающими частицами, сверху же - смесь из 4 масел: персиковых косточек, клюквы, сладкого миндаля и шиповника. Чтобы эти две составляющие формулы Juicy Shaker соединились, флакон нужно встряхнуть, на что, кстати, намекает даже название средства. В результате на губах оказывается блестящее полупрозрачное покрытие, которое в течение дня смягчает кожу, увлажняет ее, питает, защищает с помощью антиоксидантов, успокаивает и восстанавливает. К слову, Juicy Shaker также можно использовать как масло для увеличения губ. Кроме того, он обращает на себя внимание благодаря модному аппликатору-кушону - он делает нанесение средства комфортнее некуда.


В холодный сезон достойной заменой привычным бальзамам для губ как раз могут стать масла-тинты - им тоже под силу спасти красоту губ от вреда сухого воздуха и морозного ветра.

А вы пробовали эти продукты нового поколения? Оставьте свой отзыв в комментариях.

Ньютон обратился к исследованиям цветов, наблюдаемых при попытках усовершенствования телескопов. Стремясь получить линзы возможно более хорошего качества , Ньютон убедился, что главным недостатком изображений, получаемых в телескопе, является наличие окрашенных в радужные цвета краев изображений.

В 1666 году Ньютон произвел в Кембридже опыт разложения белого цвета призмой – опыт, который познакомил нас с истинной природой цвета. Через маленькое круглое отверстие в ставне окна в затемненную комнату проникал луч света, а его пути Ньютон ставил стеклянную трехгранную призму и пучок света преломлялся в призме. На экране, стоявшем за призмой, появлялась разноцветная полоса, которую Ньютон назвал «спектром» (от греческого «спектрум» - смотрю). См. рис.1

реконструкция по рисунку Ньютона.

Со времен Ньютона принято различать в спектре семь основных цветов:

красный , оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый .

Конечно, разделение спектра именно на семь цветовых зон чисто условно. В действительности, глаз различает в спектре громадное количество промежуточных оттенков, поскольку последовательность цветов спектра непрерывна, и каждый цвет переходит в соседний плавно и постепенно.

Описанное наблюдение Ньютона показывает, что лучи разного цвета по-разному преломляются призмой . Это важное заключение Ньютон проверил многими опытами. Важнейший из них состоял в определении показателя преломления лучей различного цвета, выделенных из спектра. Для этой цели в экране, на котором получается спектр, прорезалось отверстие, перемещая экран. Можно было выпустить через отверстие узкий пучок лучей того или иного цвета. Опыты обнаружили, что такой выделенный пучок, преломляясь во второй призме, уже не растягивается в полоску. Такому пучку соответствует определенный показатель преломления, значение которого зависит от цвета выделенного пучка. Зависимость показателя преломления от цвета получила название «дисперсия цвета» (от лат. dispergo – разбрасываю).

Ньютон установил также, что можно наоборот, смешав семь цветов спектра, вновь получить белый цвет. Для этого он поместил на пути разложенного призмой цветного пучка (спектра) двояковыпуклую линзу, которая снова налагает различные цвета один на другой; сходясь, они образуют на экране белое пятно . Если же поместить перед линзой (на пути цветных лучей) узкую непрозрачную полоску, чтобы задержать какую-либо часть спектра, то пятно на экране станет цветным.

Описанные опыты показывают, что для узкого цветного пучка, выделенного из спектра, показатель преломления имеет вполне определенное значение, тогда как преломление белого света можно только очень грубо охарактеризовать одним каким-то значением. Сопоставляя подобные наблюдения, Ньютон сделал вывод, что существую простые цвета, не различающиеся при прохождении через призму, и сложные , представляющие собой совокупность простых, имеющих разные показатели преломления. В частности, белый солнечный свет есть такая совокупность цветов, которая при помощи призмы разлагается на спектральные (простые). Таким образом, в основных опытах Ньютона заключались два важных открытия:

1) свет различного цвета (длина волны) характеризуется разными показателями преломления в данном веществе (дисперсия);

2) белый цвет есть совокупность простых цветов.

В чем же состоит основное различие между цветами спектра? Ньютон утверждал, что различные цвета состоят из частиц разного размера: красные лучи – из самых больших частиц, фиолетовые – из самых маленьких. С другой стороны Томас Юнг предполагал, что цвета соответствуют волнам различной длины, при чем в красных лучах волны самые длинные, в фиолетовых – самые короткие. Эти два объяснения представляются настолько важными, что необходимо несколько более подробно остановиться на них. В науке мы объясняем явления посредством аналогий с другими явлениями. Мы можем, поэтому, представлять себе луч света, как поток частиц, выбрасываемых источником света. Подобно пулям, выбрасываемым пулеметом. Эти частицы чрезвычайно малы, так что они могут долгое время испускаться источником света, не вызывая в нем сколько-нибудь заметной потери веса. Они распространяются по прямым линиям, что очень простои естественно объясняет прямолинейность лучей света. Частицы отражаются зеркалом подобно тому, как резиновый мяч отскакивает от пола и бильярдный шар от борта. Когда частицы ударяют в сетчатку глаза, они вызывают ощущение света. Этот способ объяснения световых явлений называется теорией истечения (или корпускулярной теорией). Ньютон в первой части своей «Оптики» говорит: «В этой книге я не намереваюсь объяснять свойства света гипотезами, но предполагаю только устанавливать их и проверять рассуждением и опытом». В соответствии с этим намерением Ньютон очень осторожен в своих утверждения, свободных. Насколько это возможно, от гипотез. Он постоянно употребляет слово «луч», мысленно представляя его себе как поток частиц, причем стекло призмы притягивает частицы луча, падающего на него, и это притяжение является причиною отклонения луча от первоначального направления; маленькие частицы притягиваются сильнее больших и испытывают. Следовательно, большее отклонение, что и является причиной образования спектра. Принимая теорию истечения, ньютон высказывал сомнения в ее верности. Он спрашивает сам себя: «Не производят ли различные лучи колебания различной частоты, которые, сообразно их частоте, вызывают ощущения различных цветов, подобно тому, как колебания воздуха вызывают ощущения различных звуков, соответствующих их частоте?» Ньютон в этом вопросе не становится на точку зрения чистой волновой теории, но предполагает компромисс – соединение теории истечения и волновой: «Световые корпускулы, ударяясь о вещество, вызывают в нем волны».

Немного великих открытий пользовались таким почетом и были оценены их современниками в такой степени, как открытия Ньютона. Когда в 1727 году в возрасте 84 лет

он скончался – он с величайшими почестями был похоронен в Вестминстерском аббатстве. В течение последних 20 лет его жизни в огромном кругу учеников и почитателей он считался непогрешимым авторитетом, и его воззрения на свет получили чрезвычайно широкое распространение.

На рубеже 19 века Томас Юнг установил принцип интерференции света, согласно которому можно, сложив свет со светом, получить темноту, то есть взаимно погасить свет. Юнг исследовал различные приложения принципа интерференции и пришел к заключению, что свет должен распространяться волновым движением. Объяснить полосы интерференции с точки зрения истечения оказалось совершенно невозможным. Он вычислил также среднюю длину волны света различных цветов. Его результаты даны в следующей таблице. Они представляют интерес, как первые определения длины световых волн, которые когда-либо были сделаны. Следует отметить, что его цифры вполне пригодны и для современного употребления:

Весь спектр можно разделить по цветовым оттенкам на две части. В одну часть входят красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую – фиолетовые, синие, голубые и зеленые цвета. Цвета первой части спектра связываются у нас с представлением о цвете накаленных тел - огня, поэтому их называют теплыми цветами. Цвета второй части спектра связываются у нас с цветом воды, льда, металла и называются холодными цветами.

Чем же определяется цвет окружающих нас предметов? Какой физический смысл соответствует нашим представлениям о том, что трава зеленая, цветок мака красный, а небо голубое и т.д.? Цветов предметов, окружающих нас, зависит, во-первых, от их способности отражать или пропускать падающий на них световой поток и, во-вторых, от распределения светового потока в спектре освещающего их источника света. Когда мы говорим, что поверхность имеет зеленый цвет (при освещении белым светом), то это означает, что из всей совокупности лучей, составляющих белый свет, данная поверхность отражает преимущественно зеленые лучи. Прозрачная среда (стекло, жидкость), представляющаяся нам окрашенной в зеленый цвет (при освещении белым светом), пропускает из всей совокупности лучей преимущественно зеленые лучи. Соответственно, отраженные или пропущенные лучи воздействуют на наши глаза и у нас создается ощущение зеленого цвета. Всем известно, что окраска комнаты и находящихся в ней предметов воспринимается нами по-разному при дневном (естественном) и вечернем (искусственном) освещении, осуществляемом лампами накаливания. Причины этого – различное распределение светового потока в спектрах дневного света и лампы накаливания, наличие в спектре дневного света всех видимых излучений почти в равном количестве и почти полное отсутствие синих и фиолетовых лучей в спектре лампы накаливания. При освещении лампами накаливания красные цвета становятся более сочными, а оранжевые краснеют. При этом и красные, и оранжевые цвета становятся более светлыми. Голубые цвета зеленеют, а синие и фиолетовые несколько краснеют, приобретая при этом пурпурный оттенок, а значит – темнеют.

Все цвета, встречающиеся в природе, разделяются на ахроматические и хроматические . К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серый цвет , являющийся промежуточным между белым и черным цветами. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют – они бесцветны. Хроматическими цветами являются все цвета, имеющие тот или иной цветовой оттенок. Прибавляя к спектральному свету все большее количество белого света, мы получаем множество цветов одного тона, но различных по степени разбавления их белым светом.

Длина волны спектрального цвета, который при разбавлении белым светом дает данный цвет, носит наименование цветового тона , или доминирующей длины волны . Цветовой тон обозначается греческой буквой λ d (лямбда) с индексом и выражается в нанометрах.

Количество цветов одного и того же тона безгранично, поскольку безгранична возможность прибавления разного количества белого света к данному спектральному цвету. Из сказанного следует, что один цветовой тон не характеризует полностью цвета. Надо учесть степень его разбавления, то есть степень его белесости по отношению к спектральному цвету. В спектральных цветах нет примеси белого, они являются самыми чистыми цветами . Параметр цвета, который учитывает степень разбавления спектрального цвета белым, называют чистотой цвета и обозначают буквой ρ . Чистота цвета выражается в долях единицы или процентах. Спектральные цвета имеют чистоту цвета, равную 100%. Все ахроматические цвета имеют чистоту цвета, равную нулю.

Цветовой тон λ d и чистота цвета ρ характеризуют качество цвета. Совокупность цветового тона и чистоты цвета, то есть качественный параметр цвета, носит название цветности . Но и цветность не характеризует цвет полностью. Для оценки цвета необходимо указывать кроме цветности и его яркость (В ). То есть количественный его параметр, так как розовый цвет, например, при малых яркостях будет нам казаться цветом бордо, желтый – коричневым, а голубой – синим. Два цвета тождественны, если они имеют одинаковую цветность и одинаковую яркость.

Из множества цветов одинакового цветового тона наш глаз может отличить друг от друга лишь ограниченное их число. Для спектральных цветов разного цветового тона это число составляет от четырех (желтый цвет) до двадцати пяти (красный цвет). Наименьшее воспринимаемое глазом различие в цвете носит название порога цветоразличения . Число таких порогов характеризует насыщенность различных цветов. Чем больше порогов цветоразличения имеет место для данного цвета от белого до спектрального, тем более насыщенным является данный цвет. Наиболее насыщенными являются красный и синий цвета. Наименее насыщенным – желтый цвет. Таким образом, не следует отождествлять насыщенность и чистоту цвета, являющихся различными понятиями.

Спектральные цвета являются самыми чистыми цветами, которые нам приходится наблюдать, так как в них отсутствует примесь белого цвета. Однако они не исчерпывают существующего в природе разнообразия цветов. В спектре нет белых, черных и серых цветов, кроме того, в спектре отсутствуют малиновый, вишневый, сиреневый и другие подобные цвета, называемые пурпурными. Полный набор, встречающихся в природе цветов, может быть получен при смешении спектральных цветов между собой в различной пропорции, а также смешением спектральных цветов с ахроматическими (белым и серым).

Под смешиванием цветов понимают явление образования новых цветов путем составления из двух или нескольких других цветов. Многочисленными опытами установлено, что некоторые пары хроматических цветов, смешанные в определенной пропорции, образуют ахроматический цвет. Два цвета, образующие при смешивании ахроматический цвет, называют дополнительными. В природе существует бесчисленное количество пар дополнительных цветов, в том числе и спектральных. Ниже ориентировочно указаны названия взаимно дополнительных цветов.

Первый из дополнительных цветов

Второй из дополнительных цветов

Красный

Голубой

Оранжевый

Голубой

Желтый

Синий илиголубой

Желто-зеленый

Пурпурный

Зеленый

Пурпурный

Голубой

Красный илипурпурный

Синий

Желтый

Фиолетовый

Желто-зеленый

Гениальный русский ученый М.В. Ломоносов в 1856 году впервые высказал мысль о том, что в нашем глазу есть три рода светочувствительных элементов, которые по-разному реагируют на свет разного спектрального состава. Первые - чувствительны преимущественно к красному, вторые – преимущественно к зеленому, и третьи – к синему цветам. Если же в глаз попадает сложный световой поток, состоящий из ряда составляющих световых потоков разного цвета, то на него реагируют все три рода светочувствительных элементов. В зависимости от соотношения их реакции мы ощущаем результирующий цвет, соответствующий спектральному составу света, попадающему в глаз.

Эта трехцветная теория цветового зрения, которая после М.В. Ломоносова была значительно развита Юнгом и Гельмгольцем, полностью подтвердилась фактами оптического смешения цветов. В самом деле, все возможные цвета могут быть получены смешением в разных пропорциях трех взаимно независимых цветов – красного (700 нм), зеленого (546,1 нм) и синего (435,8 нм). Однако глаз человека не способен анализировать состав цвета, то есть определять без приборов из каких частей этот свет состоит.

Огромное разнообразие цветов и оттенков, воспринимаемых зрением, в нашу эпоху развитой техники и разветвленной науки порождает необходимость точной номенклатуры цвета. Это значит, что всякий цвет мы должны уметь точно назвать и обозначить, и притом так, чтобы наше обозначение выражало его весьма детально, позволяя уверенно различать самые тонкие нюансы оттенков одного и того же цвета. Такая задача разрешается в специальном разделе экспериментальной оптики, называемом колориметрией – термин составлен из латинского корня «колор» (цвет) и греческого «метрон» (мера). Таким образом, колориметрия представляет собой искусство измерения цвета, позволяющее любой цвет выразить в виде некоторого числа или, вернее, комбинации чисел. Трехцветная колориметрическая система может быть представлена графически в виде так называемого цветового треугольника.

Основные цвета помещаются в вершинах треугольника. Цвет, получаемый при смешивании двух цветов в равных количествах, изображается равностоящей от них точкой. Дополнительные цвета – маджента, желтый и голубой (cyan) – лежат в середине сторон треугольника. Белый, который получается при сложении зеленого, синего и красного в равных количествах, изображается точкой, лежащей в центре треугольника на равном расстоянии от его углов. Спектральные цвета (красный, оранжевый, желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубой, синий) лежат вдоль первой и затем вдоль второй стороны треугольника. Цвета, лежащие вдоль его основания, по порядку следующие: красный, розовый, гвоздичный, маджента, пурпурный, синий. Насыщенные цвета лежат вдоль сторон треугольника, а цвета бледные – внутри, вокруг белого. Так, например, если мы будем двигаться вдоль медианы из красного угла, красный будет становиться все бледнее до тех пор, пока не перейдет в белый. Белый, при дальнейшем движении, приобретает легкий голубой оттенок, который будет становиться все более насыщенным, пока мы полностью не перейдем в синий угол. Этот треугольник, идея построения которого также принадлежит Ньютону, может служить для установления приблизительного соотношения между цветами. Поскольку в спектре белого цвета отсутствуют пурпурные цвета, то и в этом треугольнике для них нет места. Для того чтобы все реально существующие цвета, в том числе пурпурные (малиновый, вишневый, сиреневый и т.п.) лежали внутри цветового треугольника, его математически перестраивают в так называемую «цветовую диаграмму» в удобных для использования прямоугольных координатах.

Преимущество треугольника цветов в том, что он дает возможность точно описывать цвета посредством соответствующих им точек в треугольнике. Способ этот естественно гораздо точнее словесного описания, так как большинство людей плохо умеет передавать словами тонкие оттенки. Он позволяет с одного взгляда определять результат смешения любых двух цветов в какой угодно пропорции.

Надо сказать, что и при жизни и после смерти у Ньютона было много оппонентов, в том числе и такие именитые ученые, как Гюйгенс, Гук, Юнг, Френель. Их работы не опровергли, а, несомненно обогатили теорию Ньютона, но среди «оппонентов» Ньютона особенно выделяется Иоганн Гете, известный поэт. Его учение «о цветах». Появившееся в 1810 году, то есть через 150 лет после «Оптики» Ньютона, было написано со старой аристотелевской точки зрения, примером которой могут служить воззрения д-ра Барроу (см. выше). Все бы ничего, но его «учение» проникнуто большим презрением к работам Ньютона по спектру. Находясь под впечатлением, что он разрушил теорию Ньютона, Гете утверждает: «пока существовала ньютоновская теория, было невозможно написать или даже подготовить путь к написанию истории теории цветов; никогда еще аристократическое предубеждение не заставляло смотреть с такой надменной нетерпимостью сверху вниз на лиц, иначе мыслящих, чем это практиковалось в школе Ньютона, и по отношению к тому, что было сделано в оптике в прежние времена или делалось заново».

На самом деле Гете не опроверг Ньютона и не разрушил его теорию. Нам кажется, что именно он, а не Ньютон «с надменной нетерпимостью», «сверху вниз» выразил «аристократическое предубеждение» против объективной реальности, обнаруженной Ньютоном. Ньютон создал теорию, объясняющую свойства световых лучей. Это была удивительная теория, в которой считалось. Что свет состоит из частиц, сопровождаемых волнами, и которая объясняла на основе этого предвидения законы распространения света и его действия на вещество. Теперь, 250 лет спустя, наука располагает четкими доказательствами того, что свет сочетает в себе свойства и волн, и корпускул , это особая совокупность электромагнитных волн и квантов («волна-пилот» или «волновой пакет» по выражению выдающегося физика, лауреата Нобелевской премии Луи де Бройля).

Однако надо всегда помнить, что Ньютон в своих работах писал: «лучи света не являются цветными. В них нет ничего, кроме определенной способности и предрасположения вызывать у нас ощущение (выделено нами) того или иного цвета ». Цвет, таким образом, не является объективной физической величиной, существующей независимо от органа зрения. Независимо от человека существует излучение, имеющее свойство, называемое цвет . Это свойство возникает только при воздействии излучения на глаз. В этом смысле, взгляд Гете на цвет, как на нечто единое целое, неразложимое, имеет право на существование в психологии и тому подобных областях науки и жизнедеятельности человека, где физическая природа света и цвета не имеет значения.

Во-первых, многое зависит от назначения комнаты. Так, для спальни нужно выбирать спокойные прохладные цвета, способствующие расслаблению и отдыху и даже вызывающие сонливость. Такие, как нежно-голубой, светло-сиреневый или бледно-фисташковый, которые могут быть дополнены бежевыми оттенками. На кухне будут кстати яркие цвета, тонизирующие и стимулирующие активность - сочный желтый в сочетании синим, огненно-оранжевый с изумрудно-зеленым. А в ванной будет кстати освежающая бирюза.

Во-вторых, следует соотносить цвет оформления помещения с тем, на какую сторону света выходят его окна. Слегка «охладить» залитые солнцем южные комнаты и успокоить яркий для глаз свет помогут прохладные тона - голубой, зеленый. Если же окна выходят на север, немного «согреть» ее помогут красный, оранжевый и желтый.

Кстати, с помощью теплых и холодных цветов можно даже скорректировать недостатки помещения. Так, первые помогут «приблизить» стены очень большой комнаты и сделать ее более уютной, а вторые способны зрительно увеличить маленькое пространство.

Правило повторения

Повторение цветов в разных комнатах создает целостное восприятие жилья и ощущение гармонии. Это может быть особенно актуально в квартире, комнаты которой оформлены в разной стилистике. Например, цвет аксессуаров в спальне - настольных ламп, подсвечников, полочек для фото - может повторять цвет стен в гостиной, а цвет мебели в гостиной - перекликаться с текстилем в прихожей. Если вы затрудняетесь с выбором оттенка, который визуально соединит сразу несколько комнат, но при этом не перетянет все внимание на себя, обратите внимание на универсальный белый цвет. Он не только гармонично вписывается в почти в любую цветовую гамму, но и освежает, оживляет пространство.

Впрочем, есть и более радикальные решения. Например, можно покрасить пол/потолок во всех комнатах в один и тот же цвет или пустить вдоль потолка по всей квартире одинаковый кант.

Особенности освещения

Помните, что искусственное освещение способно менять восприятие цвета. Так, лампа накаливания увеличивает резкость цвета, усиливает интенсивность теплых тонов и уменьшает воздействие холодных. Люминесцентные лампы дневного цвета действуют наоборот. Зато широко распространенные сейчас энергосберегающие помогают добиться «золотой середины»: для этого нужно установить в одной люстре одинаковое количество лампочек с мягким теплом и холодным светом.

Однако иногда и знание всех этих правил не дает полного понимания того, насколько гармоничным окажется интерьер. Профессиональные дизайнеры интерьеров всегда начинают работу с эскиза. Нарисовать его под силу не каждому, а вот сделать простую аппликацию может любой. Отыщите в журналах или мебельных каталогах изображения тех цветов, которые вы хотели бы использовать интерьере, вырежьте их и приклейте на лист бумаги. Так вы сможете наиболее объективно оценить, как они смотрятся вместе.

Психологическое воздействие цвета разнообразно. Различают прямое воздействие его, способное вызвать у нас ощущение тепла или холода, чувство печали или веселья и т. п., вторичное воздействие, связанное с субъективными или объективными ассоциациями, возникающими от воздействия цвета. Вторичное воздействие цвета очень спорно и может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Однако есть группа относительно общих впечатлений, появляющихся вследствие эффективных и субъективных ассоциаций.

При теплом цветовом окружении увеличивается работоспособность, но снижается слуховая чувствительность и затрудняется перенесение высоких температур . Относительно физиологически нейтральными являются цвета середины спектра {зеленые, желто-зеленые) и светлые ахроматические (серые), занимающие промежуточное положение между группами холодных и теплых цветов . Эти цвета получили наименование физиологически оптимальных цветов.

Не менее важную роль в психофизиологическом воздействии цвета имеет его насыщенность и светлота. Темные насыщенные цвета ассоциируются с тяжестью, вызывают цветовое утомление, а светлые - ощущение легкости, света, повышают работоспособность.

Воздействие отдельного цвета тем сильнее, чем больше занимаемая им поверхность, чем он ярче и насыщенней. Цвет способен иллюзорно расширять окружающее пространство, зрительно увеличивать пропорции и размеры предметов, глубину пространства и перспективу.

Эмоциональное восприятие цвета зависит от условий освещения, цветовой адаптации, цветовых контрастов и гармоний. Недостаточная освещенность снижает восприятие цветовых источников в связи с низкой светочувствительностью цветоощущающих элементов зрения. Цветоощущение может быть острым при достаточно высоком уровне освещенности (150-700 Лк).

Красный цвет - цвет пламени, костра, как бы наступает, подавляет другие цвета, он активный, возбуждающий, энергичный, активизирует человека.

Оранжевый цвет субъективно напоминает тепло, а объективно огонь или заход солнца. Тонизирующий, действует в том же направлении, что и красный, но слабее. Отсюда его психологическое воздействие : теплый, возбуждающий. В некоторых случаях оранжевый утомляет больше, чем красный.

Желтый цвет самый светлый в спектре - тонизирующий, физиологически наименее утомляющий. Оранжевый и желтый создают те же чувства, что и красный, но в меньшей степени.

Зеленый цвет - самый привычный для органа зрения - физиологически оптимальный, цвет природы. Успокаивает, повышает работоспособность.

Голубой цвет - успокаивающий, снижает напряженность.

Синий цвет - способствует заторможению функций физиологических систем человека. Он считается самым холодным из цветов. Имеет малую яркость, подчеркивает действие тепловых цветов и благодаря этому свойству часто выбирается как фон для противопоставления деталям, имеющим интенсивные тепловые окраски.

Фиолетовый цвет - соединение красного и синего цветов - производит угнетающее действие на нервную систему.

Различают теплые цвета - красный, оранжевый, желтый и холодные - голубой, зеленый, синий, фиолетовый.

Посредством зрения человек в состоянии ощущать положение, размеры, форму, движение, структуру и окраску находящихся вокруг него объектов.

В процессе цветового решения объекта мы встречаемся не с отдельными цветами, а с их комбинациями и сочетаниями. Нас интересует, как влияют одни цвета на другие при их сочетании, разном количестве, разной насыщенности и т. п.

Яркость видимого объекта определяется нами не как абсолютная величина, а как относительная, по отношению к фону. Так, например, из двух квадратов одинаково серого цвета квадрат на черном фоне кажется нам более светлым, чем квадрат на белом фоне. То же явление мы наблюдаем и с цветными объектами. Это явление называется одновременным контрастом.

В композиционном решении эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием промышленного изделия. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета, т. е. оценка эстетических качеств цвета должна происходить в его конкретной ситуации.

На человека психологически и эстетически действуют не отдельные цвета, а их сочетания. Степень такого воздействия зависит от соотношения цветов по всем их характеристикам: нюанса, контраста, активности, пассивности и т. п.

Знание данной проблемы для художника-конструктора очень важно: промышленные изделия, машины, орудия труда, стены производственного, общественного и бытового интерьера, ткани, предметы убранства создают цветовую среду, формируют душевное состояние человека и его работоспособность.

Законы цветовых гармоний относительны. В каждую историческую эпоху у того или другого народа те или иные гармонические сочетания цветов считались особенно красивыми. Например, терракотово-красный с черным - основной мотив росписи керамики Древней Греции, для туркестанской керамики типичны различные сочетания глубокого кобальтового цвета с цветом золотистой охры.

В наше время проблема улучшения внешнего вида промышленного и бытового интерьера и экстерьера, промышленных изделий, пластики машинных форм неотьемлема от проблемы их цветового решения. Цветовое решение промышленной продукции имеет исключительно важное значение не только с точки зрения повышения эстетических качеств того или иного изделия. При работе на производстве и дома - у станка, машины и с бытовыми электроприборами - важны не только умение, мастерство, навыки, интеллект работающего, но и его настроение, самочувствие. Цвет в данном случае играет огромную роль.

В помещении можно создать впечатление простора, применив светлые холодные тона. Теплыми - красными, коричневыми тонами - можно, наоборот, создать впечатление суженности пространства. Один и тот же предмет, окрашенный в светлый или просто белый цвет, всегда выглядит более легким, а в темный или черный - кажется тяжелее. Одно и то же помещение или предмет производит различное впечатление в зависимости от его окраски. Помещения, окрашенные в голубые, синие, зеленые цвета, кажутся более прохладными, чем они есть на самом деле, а окрашенные в оранжевые,- более теплыми.

Помещение, особенно с плохим освещением, окрашенное в белый цвет, кажется обычно несколько серым. С психологической точки зрения окраска общественного или производственного помещения в белый цвет утомляет и на рабочих воздействует неблагоприятно. Неблагоприятное впечатление производит также сплошная белая окраска больничных помещений. Исследования показали, что более разнообразная окраска, с правильным подбором цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного.

При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что подбор цветов должен определенным образом соответствовать специфике данного труда. Например, в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или раскаленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. Здесь целесообразно использовать тона, противоположные цвету расплавленного металла,- синие и зеленые,- для того, чтобы помещение казалось более холодным. Очень важно продумать цветовую гамму рабочего места. Представьте себе токарный станок, окрашенный в серый цвет, на фоне серой стены, причем обрабатываемая деталь тоже обычно серая. Такая «цветовая гамма» будет утомлять рабочего и приведет к снижению производительности труда.

Подход к цветовому оформлению заводского цеха, офиса, учебных классов должен быть индивидуальным. Оформление помещений, станков, машин, бытовых приборов требует логического соответствия формы и цвета. Правильно подобранная гамма окраски делает изделие привлекательным, вызывает доброе, любовное отношение к нему, тем самым облегчает работу и уход за ним.

Функция, форма и цвет любого промышленного изделия должны быть органически увязаны между собой. Цвет нельзя рассматривать вне условий эксплуатации и конкретной формы. Поэтому окраска должна проводиться с учетом конкретной формы промышленного изделия и специфики работы, общения человека с данным изделием.

В спектре солнечного луча семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все эти цвета имеют очень много оттенков. Из трех основных цветов - красного, желтого и синего - можно составить все остальные цвета. Смешивая краски этих цветов, можно получить зеленый цвет (синяя краска с желтой), оранжевый (желтая с красной), фиолетовый (красная с синей) и другие промежуточные цвета. Для наиболее полного и правильного использования красок необходимо знать основные законы цветоведения.

Тонов цветовой палитры, которую нам предлагает промышленность - будь то гуашь, акварель, масляные краски - вполне достаточно для того, чтобы получить нужные нам цвета, а из цветов - цветовую гармонию. В природе гармония цвета бесспорна. Изучая ее на примерах природных аналогов, исследуя условия, которые привели к этой гармонии, человек ищет ключ к научному решению цветовой гармонии искусственной среды.

Отношение цветов между собой могут быть контрастными, а могут быть и сближенными - нюансными. Гармонизировать нюансные цвета сравнительно легче, чем контрастные, но это не означает, что они всегда предпочтительнее.

Контраст - это резко выраженная противоположность. Цветовой и яркостный контрасты широко применяются на практике, и в первую очередь для установления четкой видимости деталей машины и органов управления ими. Часто контраст в технике обусловлен безопасностью водителей, пешеходов, рабочих.

Дорожные знаки контрастны, чтобы водитель различал их на расстоянии.

Контрасты различают: по светлоте (светлый - темный); по цветовому тону (цвет и его дополнительные цвета); по насыщенности; по фактуре (матовый - блестящий); по ассоциациям (выступающие - отступающие, теплые - холодные, легкие - тяжелые, угнетающие - успокаивающие и т. п.).

Нюанс - это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме.

Задача нюансной согласованности цветовой среды требует для моноцветности композиции, использования принципов нюансной растяжки цвета и цветового вхождения.

Распространенным примером построения нюансно-согласованной цветовой среды является использование сближенных цветов, цветов одной группы.

Люди отдают предпочтение какому-то одному цвету, в крайнем случае - двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются: в одежде, обстановке и т.д.). Одним из популярных вопросов является: «Какой твой любимый цвет?» Разве не так? Ответ на него может не только удовлетворить простое любопытство, но и помочь разгадать характер, эмоциональный склад личности. Конечно, нельзя отрицать и то, что со временем у человека может меняться вкус и пристрастие к цвету.

Прежде чем начать чтение, подумайте, какой цвет ваш любимый, а какой отодвинете на последнее место: красный, розовый, оранжевый, желтый, зеленый, салатный, голубой, сиреневый, синий, фиолетовый, коричневый, бежевый, серый, белый, черный.

Красный

Красный цвет символизирует безудержное стремление к успеху, драматизации переживаний, ощущение полноты жизни. Это - стимул ко всякой деятельности, активности во всевозможных сферах. Человек отличается смелостью, силой воли, властностью, вспыльчивостью, общительностью, склонностью к альтруизму, если красный его любимый цвет. Если вы помещаете красный цвет на первое место, значит, хотите интенсифицировать свои эмоциональные ощущения, действовать энергично.

Однако яркая, радостная картина имеет и обратную сторону … поскольку вы с такой силой жаждете ярких красок в жизни, рутина может доводить вас до сумасшествия; нетерпеливость приводит к переменчивости и непостоянству.

Вам трудно оставаться объективным, ваше поведение отличается самоуверенностью и упрямством. Вы предпочитаете, выслушав чей-либо совет, поступать по-своему. Терпение не входит в число ваших добродетелей. Тем не менее, другим людям с вами интересно, вы побуждаете к действию. Мир оказался бы скучным местом без «красных» людей.

Поскольку красный цвет ассоциируется с неистовой жаждой жизни, возбуждением и страстью, нелюбовь к этому цвету может означать, что именно сейчас вам вряд ли хочется испытывать столь интенсивные эмоции. Возможно, вас отпугивают агрессивность и напор, с которыми связано восприятие красного цвета. Или, быть может, вы все-таки ищете большего удовлетворения от жизни, но боитесь быть втянутым в ее круговорот?

Люди раздражительные, уставшие, волнуемые множеством проблем часто обращаются к более прохладным цветам в поисках отдыха и расслабления - это естественная защитная реакция.

У людей же, которые поставили этот цвет на последнее место, развит комплекс неполноценности, страх перед ссорами, любовь к уединению, нестабильность в отношениях.

Розовый

Розовый цвет - смягченный красный, он объединяет страсть и чистоту. Этот цвет ассоциируется с романтикой, свежестью, утонченностью и нежностью.
Человек, который предпочитает розовый цвет, всю жизнь пребывает в мире грез и ожидании чудес.

Мечтает о возвышенной любви, он нежный и расслабленный. Он жуткий противник рая в шалаше - обожает комфорт и уют. Нередко «розовые очки» заменяют ему действительность, поэтому спокойствие - его второе «я». А вот свидание с суровой (если в какой-то момент она такая) действительностью может надолго выбить его из колеи. Бывает, что «розовый» человек частенько подводит окружающих, так как переоценивает свои силы. Зато после неприятностей и жизненных бурь он почти мгновенно успокаивается. Такой человек часто обещает гораздо больше, чем может выполнить, но его планы - это зачастую иллюзии.

Если же вы поставили розовый цвет на последнее место, значит, вы человек прагматичный и не любите попусту «витать в облаках». Вообще, мягкие, умеренные оттенки не отличаются эмоциональностью, поэтому многие люди безразличны к розовому цвету . Если вам не нравится розовый, вы, возможно, ищете ярких впечатлений, а этот цвет для вас слишком спокойный.

Оранжевый


Это цвет людей, обладающих незаурядной интуицией и склонных к мечтательности. Они безумно любят блистать в любом обществе и находиться в центре внимания. Обладая многими способностями, такие люди, скорее всего, оригинальны, но не гениальны. Недостатки?

Обратимся к старинной итальянской комедии масок - там оранжевый цвет означал лицемерие и притворство! Люди, у которых оранжевый цвет любимый, часто бывают непостоянными: своим лучшим другом такой человек скорее всего назовет того, с которым сошелся недавно. В любви они независимы и всегда готовы покорять новые миры!

Если вы предпочитаете персиковые оттенки, вы обладаете теми же качествами, что и «оранжевые» люди, но спокойней и еще менее агрессивны, вы столь же дружелюбны и обаятельны, а в общении даже еще мягче. Вы способны столь же упорно трудиться, но в игре чаще выбираете роль наблюдателя.

Если вы поставили оранжевый цвет на последнее место, видимо, слишком яркие цвета в жизни вам не по душе: вам не нравятся шумные вечеринки, неуемное веселье, громкий смех, хвастовство и интимность напоказ. Поэтому вы трудно сходитесь с людьми и, возможно, даже слывете нелюдимым. Огромному количеству знакомых вы предпочитаете узкий круг действительно близких друзей, и если уж вы находите друга - это друг на всю жизнь.

Желтый

Желтый цвет воспринимается как светящийся и теплый, так как он сильно ассоциируется с солнечным светом. Этот цвет искрится оптимизмом, он символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Люди, у которых желтый цвет любимый, оригинальны, наделены богатым воображением и развитым художественным вкусом. Обладая пытливым умом, они любят все новое и интересное. Если вам нравится желтый цвет, вы, скорее всего, надежный друг. Ваши амбиции часто реализуются, и в целом у вас очень светлый взгляд на жизнь.

Однако вы часто эгоистичны, и не любите быть вторым. Вы можете быть щедрым, но часто недоверчивы, и это может выглядеть так, будто вы сторонитесь людей. Иногда вы нетерпимы по отношению к идеям других людей, которые кажутся вам не так хорошо продуманными, как ваши собственные. Вы искренне печетесь о благе общества, но все же больше склонны размышлять об этом, чем что-либо предпринимать. «Желтые» люди склонны к педантизму, но в то же время вполне довольны миром и счастливы.

Если вам неприятен желтый цвет, то вы недолюбливаете и те черты, которыми обладают «желтые» люди. Вы реалист, практичный человек с утилитарными предпочтениями и, скорее всего, критично относитесь к тем, кто не разделяет ваших взглядов. Вы скептично принимаете новые идеи, и скорее сконцентрируетесь на знакомых вещах, чем попробуете что-нибудь новое. Для вас всегда важен гарантированный результат, поскольку вы предпочитаете надежно защитить себя от разочарований. Если вы поставили желтый цвет на последнее место, то скорее всего вы являетесь человеком сосредоточенным, пессимистически настроенным, с вами трудно завязать знакомство.

Зеленый

Зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Самый «природный» цвет завораживает балансом теплоты и прохлады, и «зеленые» люди часто оказываются уверенными и уравновешенными по характеру. Они прилежные граждане, заботливые родители , неравнодушные соседи - разборчивые, добрые и щедрые люди.

Если вы предпочитаете зеленый цвет, значит, вы боитесь чужого влияния, ищете способа самоутверждения, так как это для вас жизненно важно. Вы умны и с лету понимаете новые идеи. С другой стороны, вы редко согласитесь рискнуть и попробовать что-либо новое там, где можно пойти проверенным, общепринятым путем. «Зеленые» люди никогда не страдают недостатком аппетита, и даже если приходится сесть на диету, похудеть удается редко. Одна из худших черт этих людей - склонность к сплетням и зависти.
Поклонник темно-зеленого цвета упрям и настойчив. Те, кто поставил этот темно-зеленый цвет на первое место, в большинстве своём прямолинейны, бескомпромиссно стремятся к выполнению собственных решений, обнаруживают тенденцию к идеализации самих себя, одновременно имея склонность насильно улучшать других.

Тот, кто не любит зеленый цвет, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще - всей трудностей. Человек, решительно отбросивший зеленый цвет, часто жалуется на то, что окружающие слишком многого от него требуют. Тех, кто поставил зеленый цвет на последнее место, вряд ли можно назвать общительными или компанейскими. Естественная потребность в признании группой людей скорее оттолкнет вас от них, чем заставит присоединиться. Вам не нравится поступать, думать или выглядеть так же, как поступают, думают и выглядят большинство людей вокруг вас. Пикники и вечеринки, и даже поездки в гости к родственникам - не для вас.

Салатный

Салатный считается любимым цветом людей, обладающих властным характером и довольно циничным взглядом на жизнь и отношениями между полами. Такие люди любят подавлять, начальствовать не только на работе, но и в семье. Таким людям вообще присущ страх перед активными действиями: они все время опасаются попасть в затруднительное положение. Зато они любят подталкивать к активности других и ждать: что получится?

Если вы поставили салатный цвет на последнее место, то скорее всего вы человек замкнутый, необщительный, не любите командовать людьми, вам намного проще подчиняться. В то же время вы человек обязательный, тактичный, порой даже деликатный.

Голубой

Голубой цвет - это символ впечатлительности, привязанности, верности. Те, кто поставил голубой цвет на первое место, в минуты неудач легко впадают в уныние. Это типичный инфантильный тон, и если его предпочитает взрослый человек, значит, он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера. Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки.

Это цвет артистов, причём совсем не обязательно артистов по профессии. Такие люди любят жизнь, любят играть в ней красивые роли, обожают успех и, как правило, легко его достигают. Стремятся к признанию. Если их работа им по душе, они добиваются в ней больших успехов. Если человек предпочитает светло-голубой цвет, то он не выносит одиночества и, как правило глубоко страдает, если вокруг него образуется пустота. От природы очень общителен и имеет много друзей. Он умеет много давать, но взамен хочет получать столько же. Из тех немногих качеств, которые усложняют ему жизнь, можно назвать боязнь одиночества.

Если вы решительно отбрасываете голубой цвет, то это означает внутреннее беспокойство и желание перемен, которые помогут избавиться от депрессии и пассивности.

Сиреневый

Люди, любящие цвет лаванды, часто предпочитают его всем другим. Таким людям нравится, когда их считают непохожими на других; они смекалисты, хотя не всегда отличаются тонким умом. «Сиреневые» личности в жизни стремятся к совершенству и даже изощренности, им принадлежит фантазия о мире, в котором все «темные» стороны жизни можно просто игнорировать. Внешний вид и первое впечатление о собеседнике очень важны для таких людей.

Аристократичность и склонность к сентиментальности ассоциируются с сиреневым цветом , так же как романтичность, ностальгия и утонченность. Поскольку этот цвет очень близок к фиолетовому, «сиреневые» люди часто обладают творческим складом ума и с удовольствием поддерживают талантливых людей.

Если вы поставили сиреневый цвет на последнее место, ваш подход к жизни - деловой. Вы не любите, когда собеседник с вами заигрывает или уклоняется от прямого разговора, так как сами предпочитаете быть прямолинейным. Вы не подвержены ностальгии, потому что живете настоящим. Те, кто не любит лиловый и сиреневый цвета , также испытывают сильную неприязнь к поверхностности в поведении или внешнем виде , и обычно не скрывают этого. Лиловый цвет они обычно воспринимают как пресный и скучный.

Синий

Синий - это цвет спокойствия и умиротворенности. Вероятно, это наиболее широко предпочитаемый цвет. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро и легко устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих.

Люди, предпочитающие синий цвет, доверчивы и нуждаются в доверии. Чувствительные к потребностям других, способные на крепкую привязанность, такие люди тяжело переживают всякое предательство или разочарование. Они не избегают больших компаний но, тем не менее, предпочитают оставаться в кругу близких друзей. «Синие» люди стремятся к гармонии, спокойствию, терпению и стойкости, к умиротворенности. Они консервативны, надежны, обладают ровным характером и прежде чем сказать или сделать что-либо - думают дважды.

Если ваш цвет - синий, у вас сильно развито чувство ответственности. Вам следует быть осторожным, чтобы педантизм не сделал вас слишком требовательным к другим. Впрочем, ваша внимательность к людям и мягкость перевесят негативные черты вашего характера.

В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.

Вообще нелюбовь к синему цвету означает беспокойство, неугомонность, потребность вырваться из окружающего однообразия. Возможно, вам хочется сменить работу, или даже изменить всю жизнь в поисках впечатлений. Вы, наверное, устали от того, что кто-то постоянно «надеется на вас», но совесть не позволяет вам все бросить. Вам бы хотелось быть богатым или знаменитым (или и то и другое?), потому что иногда вам кажется, что это позволяет наслаждаться жизнью без необходимости работать так много и упорно. Глубокий насыщенный синий цвет зачастую ассоциируется с грустью и меланхолией, и потому некоторые люди ставят его на последнее место.

Фиолетовый

Тот, кто любит фиолетовый цвет - человек необычный. Он стремится к свободе и независимости, обожает сюрпризы и зигзаги. Он может показаться «спящим», но в душе стремится к полету, мечтает о крыльях, чтобы взлететь как можно выше. Любит интеллектуальное общение, и, между прочим, ему частенько этого не хватает! Любители фиолетового цвета часто обладают недюжинным интеллектом.

«Фиолетровые» личности загадочны, обладают творческим складом ума и быстро воспринимают возвышенные идеи. Фиолетовый цвет часто нравится художникам, а также людям, которые считают, что сильно выделяются из однообразия окружающей их толпы. Если это ваш цвет, вы, скорее всего, щедры и очаровательны. Фиолетовый часто ассоциируется с наблюдательностью, восприимчивостью, тщеславием и переменчивостью.

Поскольку фиолетовый - это сочетание красного и синего цветов, которые воспринимаются как противоположные, ваш характер отличает сочетание противоречивых черт, и вы постоянно пытаетесь балансировать между этими противоположностями - возбуждением красного и спокойствием синего…

Считается, что с «фиолетовыми» людьми просто жить, но их трудно по-настоящему узнать. Вы можете быть скрытным, поэтому даже в те моменты, когда вы раскрываете душу, самые близкие друзья не всегда могут полностью вас понять.

Если фиолетовый цвет вам не нравится, то вы - материалист, привыкли обосновывать свои взгляды на жизнь, цените устойчивость, понятность, симметрию. В общении прямолинейны и открыты, и, видимо, не любите людей, которые отличаются высокомерностью, неестественной утонченностью или поверхностно судят о вещах.

Коричневый

Цвет матери-земли ассоциируется с прочностью и надежностью. Люди, неравнодушные к оттенкам коричневого, обладают ровным характером, твердым чувством долга и ответственности, ценят тонкий юмор, простоту, комфорт, качество, гармонию и домашний очаг. Поклонник коричневого цвета обстоятельный и старается совершать только обдуманные поступки.

Предпочитает не шумную компанию, а одиночество и тишину. Такого человека отличают суровость в отношениях, стойкость по жизни и бережливость. Он любит власть и стремится к ней. Для него самое главное - крепко и твердо стоять на земле. Такой человек редко производит блестящее впечатление на окружающих, но в трудную минуту на него можно положиться. «Коричневый» человек активен в любви и посвящает ей много времени, хотя любовь никогда не помешает ему контролировать себя (хотя бы для того, чтобы совсем не потерять голову). Еще он склонен поразмышлять над проблемами мира, и, если уж он ставит перед собой цель, то будет добиваться ее во что бы то ни стало!

«Коричневые» люди - верные друзья, понимающие но непреклонные, они отличаются твердыми убеждениями и могут быть нетерпимы к тем, кто думает, говорит или действует слишком быстро. Они внимательно относятся к деньгам, умеют присмотреться к товару и сделать выгодную покупку.

Если вы поставили коричневый цвет на последнее место, то вы, похоже, фантазируете о множестве вещей - например, мечтаете отправиться в путешествие с бродячим цирком или стать автогонщиком… все новое захватывает вас, а обыденные вещи кажутся невероятно скучными. Вы остроумный, импульсивный и щедрый человек. Жизнь на ферме - не для вас, и домоседы нагоняют на вас скуку. Вы любите людей, но они должны быть яркими и выдающимися. Серьезные отношения могут быть весьма рискованными для вашего партнера - ведь вас так трудно заставить усидеть на одном месте!

Бежевый

«Бежевые» люди обладают теми же основными отличительными чертами , что и «коричневые», только вот черты эти сильно смягчены и проявляются не так отчетливо. Кремово-бежевый цвет и медовые тона во многом перенимают качества, которые ассоциируются с желтым, а розоватые оттенки бежевого ближе по настроению к розовому цвету.
Цвет беж нравится душевным людям, которые ценят качество и практичность и стремятся сохранять нейтралитет в сложных ситуациях.

Если вам не нравится бежевый цвет, вы более сдержанны, чем те, кому не нравится коричневый, но обладаете многими из присущих им качеств. Бледность бежевого цвета символизирует для вас бледное существование - скучное и утомительное. Вы ненавидите обыденность.

Серый

Серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых людей, долго раздумывающих, прежде чем принять какое-нибудь решение. Люди, предпочитающие этот наиболее нейтральный из всех оттенков, отличаются таким же нейтральным отношением к жизни, они словно пытаются защитить себя от сумасшедшего мира, кутаясь в надежное покрывало из нейтральности.

Если это ваш цвет, вы, очевидно, предпочитаете безопасный, осмотрительный, уравновешенный образ жизни, и в отличие от любителей красного цвета, стремитесь не к ярким впечатлениям, а к удовлетворенности. Для вас в любых ситуациях важно сохранять «status quo».

Вы часто в жизни идете на компромиссы. Вы практичны и спокойны, и не любите привлекать внимание, получаете удовольствие от труда и стремитесь быть полезным. В целом, вы человек неторопливый, консервативный, сдержанный и надежный.

Не любить серый цвет - значит не любить нейтральность. Вы предпочтете оказаться правым или неправым, но не воздержавшимся. Обыденность слишком скучна для вас: вы стремитесь к более полной, насыщенной жизни . Возможно, это заставляет вас часто менять привязанности, интересы и предпочтения в поисках своего счастья…

Одним словом, люди, которым этот цвет не нравится, обладают импульсивным, иногда даже легкомысленным характером.

Белый

Это синтез всех цветов, поэтому он является идеальным цветом , «цветом мечты». В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он редко кого отталкивает.

Белый цвет символизирует чистоту. Те, кто другим тонам предпочитает чистый белый, обычно отличаются аккуратностью во всем, они осторожны и проницательны, критичны и несколько суетливы. Белый также означает самодостаточность и, часто, невинность. Он - словно воспоминание детства и простоты…

Нелюбовь к белому не значит, что вы - неорганизованный или неопрятный человек, но вряд ли вами всецело владеет страсть к порядку, тем более вас нельзя назвать слишком суетливым человеком. Слегка асимметричные вещи для вас гораздо интереснее идеальных пропорций , а несколько пылинок на книжной полке не вызывают у вас желания немедленно приступить к большой уборке. Вы раскованны, и в компании с вами приятно проводить время.

Черный


Черный в действительности - не цвет, а его отсутствие. Однако у черного цвета на редкость много приверженцев. Человек, выбирающий его, всегда готов к борьбе, он полон огня и страсти. Чувства «черного» поглощают его целиком, порой захлестывают.

Это цвет бунта, стихии, но не добровольное чувство, а внушенное обстоятельствами или другими людьми. Увы, любитель черного цвета не всегда может правильно оценить ситуацию, отчего проигрывает и очень сильно страдает. В его жизни интим играет ведущую роль, он очень страстный, своего рода «царь ночи», обожает любить и быть любимым. Независимо от цели, он всегда идет напролом, не останавливаясь. В отношениях с ним вы обязательно столкнетесь с неуправляемыми эмоциями.

Часто черный цвет символизирует безрадостное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (исключая траурную символику - это особый случай), нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, - показатель того, что пессимистические настроения развеиваются.

У людей, которые поставили черный на последнее место, этот цвет может ассоциироваться с абсолютным отрицанием… это извечная тайна, бездна, черная дыра… Он может символизировать смерть и траур. Быть может, вы в детстве боялись темноты и забыли об этом, но ощущения дискомфорта преследуют вас, когда вы смотрите на черный цвет. Впрочем, черный может казаться и просто слишком тяжелым, темным для вас.

Вы, скорее всего, чувствуете себя неудобно в обществе людей с изощренными манерами - вам больше нравятся люди искренние, не обременяющие себя и других условностями социального положения.