Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие. О детской самостоятельности и ее развитии

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Ответственность и самостоятельность одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Как научить ребенка самому собирать рюкзак в школу и не забывать делать уроки, собирать игрушки и вещи?

Вот основные правила самостоятельности ребенка

  1. самостоятельность часть естественного развития ребенка;
  2. дети намного выносливее, чем кажутся;
  3. мнение взрослых определяет самоощущение ребенка;
  4. вседозволенность вредна.

Как формируется самостоятельность?

Формирование личной ответственности и самостоятельности естественный процесс. Ребенок учится этому, также как учиться сидеть, ходить, или говорить. На определенном этапе развития ребенок научится сам принимать решения, но чтобы это произошло, взрослые не должны мешать. Гиперопека и родительские страхи, часто приводят к инфантилизму у ребенка и не желанию, что-либо делать самому. Казалось бы, мелочи, позволять ребенку есть самому, несмотря на то, что он все вокруг перепачкает, или одеваться, не думая о том насколько медленно он это делает. Но эти мелочи основа будущей самостоятельности. А если постоянно делать все за детсадовца, то потом не стоит удивляться, что школьник не в состоянии собрать портфель. Постепенно позволяя малышу все больше вещей делать самому без помощи – это залог естественного развития самостоятельности.

Большинство считает, что дети слабые и беззащитные существа, которых все время нужно опекать и защищать от всего мира. Но это не так. Попытка оградить ребенка от внешнего мира с постоянными «нельзя» и «это опасно» приводят к формированию тревожности и неуверенности в себе. Организм ребенка очень хорошо адаптируется и восстанавливается. Поэтому в теплый солнечный день ребенок может пробежаться босиком. Нет ничего страшного в том, что ребенок выпьет стакан холодного молока или залезет на высокую лесенку. Самостоятельность во многом зависит от понимания возможностей своего тела.

Какие ошибки родителей лишают детей самостоятельности?

Дети познают не только внешний мир, они также познают себя. И это познание своего внутреннего мира напрямую связано с тем, что слышит о себе ребенок от взрослых. Если на любую попытку сделать, что-то самому или помочь маме, или папе, ребенок слышит «не надо, ты еще мал», то впоследствии это приведет к отсутствию желание делать что-то самому. И тогда ни о какой самостоятельности речи быть не может. Взрослым нужно постараться контролировать себя и свои слова, обращенные к дочери или сыну, постараться избавиться от: «не лезь, а то упадешь», «ты все делаешь не так».

Бывает и так, что самостоятельность ребенка подсознательно пугает его мать. Мысли о том, что столько душевных сил и времени отданы ребенку, а он станет самостоятельным и перестанет нуждаться в маме. Чаще от этого страдают женщины, не получающие помощи от родных и близких в заботе о ребенке. И самое сложное, что им нужно сделать – это понять, что роль матери не единственная, которую они могут играть в жизни. А их окружению почаще давать им возможность отдохнуть. И тогда радость за успехи ребенка не будет смешивать со страхом потери.

О вреде гиперопеки было сказано выше, но и ее полная противоположность вседозволенность будет мешать естественному развитию самостоятельности. Оказавшись «пупом мира» ребенок не совсем понимает, что же делать, ведь его жизненный опыт совсем мал. Попытки угодить во всем и всегда и выполнить любой каприз дочери или сына, как не странно, формируют внутреннюю тревожность. Она и мешает развиться самостоятельности.

Еще один важный момент – это помощь. Никогда не нужно лезть к ребенку с помощью, если он о ней не попросил. Понятно, что речь идет о ситуациях, когда нет угрозе жизни. Дочь или сын увлечено, что-то мастерят, а родителю кажется, что его помощь сделают поделку лучше, и он вмешивается в процесс. Это лишает ребенка уверенности в себе. Даже если, что-то не получается лучше дать шанс попробовать еще раз. Лишь, когда ситуация тупиковая, стоит предложить помощь, спросив нужна ли она.

Спокойное отношение к ошибкам ребенка, залог его самостоятельности. Ошибки – часть процесса обучения чему-либо, опыт. Лучше объяснить дочери или сыну, что в неудачах нет ни чего страшного, чем критиковать и наказывать.

Ребенок обязательно станет самостоятельным, главное не мешать ему и поддерживать в трудную минуту.


«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0

Светлана Дорогойченкова
Развитие самостоятельности

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

Именного образовательного чека

«Реализация требований ФГОС ДО : проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»

с 07.10.2016 г. по 16.10.2016 г.

«Развитие самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры»

Выполнила : Дорогойченкова

Светлана Михайловна

воспитатель

структурное подразделение

детский сад «Ромашка»

ГБОУ СОШ с. Чубовка

Самара, 2016

Введение

1. Теоретические аспекты развития самостоятельности у детей 3 лет в процессе игры. 5

Заключение 13

Литература 15

Введение

Развитие самостоятельности - важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности . В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования» , в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования : воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Актуальность проблемы развития у младших дошкольников связана с определенными «перекосами» в воспитании детей.

К сожалению, большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании , инициативности и относительной независимости ребенка. С каждым годом число несамостоятельных младших дошкольников неуклонно растет.

В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада . В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому . Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии , надеть колготы, пользоваться ложкой и т. д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше.

Вместе с тем, в практике работы ДОУ педагоги испытывают трудности в развитии самостоятельности у младших дошкольников : не знают специфики работы по развитию самостоятельности , затрудняются в выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка , т. к. она способствует развитию его личности в целом.

Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности . Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих

Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности в самообслуживании у дошкольников 3 лет.

1. Теоретические аспекты у детей 3 лет в процессе игры.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать . Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А., СЛ. Рубинштейна, Т. Гуськовой, И. С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений , постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей . Родители должны целенаправленно её развивать , не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается.

Т. В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

А. А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг , она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, умении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым – мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и достижениями.

Академик И. С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому , без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо» , когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

В настоящее время многие родители уделяют большое внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию , часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно , пить, есть, одеваться, умываться.

Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка , так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его самостоятельности .

С раннего детства начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это именно с привития навыков самообслуживания .

Работая с детьми младшего возраста, перед нами встала проблема формирования самостоятельности в самообслуживании и на сегодняшний день эта проблема очень актуальна : подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад, проявляется неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых. Таким образом, много времени в группе уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры - у малышей слабо развиты навыки самообслуживания . Для развития самостоятельности детей в моей группе , мы поставили следующие задачи :

Изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;

Выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;

Формирование у детей навыки самообслуживания ;

развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями , формировать свое мировоззрение;

Научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;

Уверена, что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции.

Самостоятельность играет большую роль в развитие ребенка , так как способна резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Формировать самостоятельность необходимо в раннем возрасте, так как, именно в этот период наблюдается максимальное развитие эмоционально - интеллектуальной сферы малыша.

Так как основная деятельность маленьких детей - игра, поэтому, важное значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют более активно воздействовать на малыша. Мы определили своей целью развивать самостоятельность в самообслуживании через игру и игровые приёмы.

Задачи :

Совместно с родителями обучать детей навыкам самообслуживания ;

Поощрять их самостоятельные успехи , учить оказывать помощь сверстникам;

Приучать следить за своим внешним видом;

Учить замечать недостатки в одежде и устранять их с небольшой помощью взрослых.

В течение дня организуем с детьми игры-забавы и дидактические игры. Используем самые различные игрушки, которые помогают детям овладеть простейшими навыками самообслуживания . Например, обучать детей одеваться (раздеваться) нам помогает кукла Катя. Мы одеваем куклу на прогулку и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала надеваем носки, потом штаны) .

Большое значение по формированию культурно-гигиенических навыков занимают потешки, стихи, загадывание загадок, они вызывают желание самостоятельно выполнять действия , делают процесс лёгким и приятным. Для повышения активности детей применяем такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта или игрушки, выполнение с ними различных игровых действий.

Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания, предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его , рассматриваем и говорим : «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!». Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями. Даем детям рассмотреть картинки с изображением предметов необходимых для данного вида деятельности (мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой) .

Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, например : «Как Хрюша умывается» , «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно» , «Кукла Маша пошла гулять» .

Для закрепления навыков эффективно используем алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые размещены в детских шкафчиках) . Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды, что способствует развитию речи .

Обучая детей младшего возраста культурно-гигиеническим навыкам, важно сохранить их стремление к самостоятельности , которое является достижением ребёнка этого возраста. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера : «Посмотрите, как Паша быстро и правильно сапожки надел!» .

Для формирования самостоятельности у детей в самообслуживании нами были разработаны и применяются в работе дидактические игры : «Что сначала, что потом» , «Что делают дети» , «Угостим матрешку чаем» , «Поможем Маше собраться на улицу» и другие. Для работы с детьми нами изготовлены и применяются игровые пособия :

1) алгоритм последовательности одевания (раздевания) в виде рисунка - схемы;

2) лента-схема последовательности процесса умывания;

3) сюжетные картинки с изображением разных видов деятельности.

Действуем в тесной связи с родителями. Мотивировали их на оказание помощи в изготовлении дидактических пособий; оформление картотек потешек и художественного слова; застёжек-шнуровок, для развития мелкой моторики ; изготовления настольного театра. Для работы с родителями создано методическое пособие «Формирование навыков по самообслуживанию у детей младшего возраста» с приложением картотеки стихов и потешек; картинки и фотографии детей в процессе, а также конспекты проведенных непосредственно-образовательной деятельности по формированию культурно – гигиенических навыков. Ежедневно общаясь с ними, даем советы, рекомендации, предлагаем памятки, которые помогают в решении некоторых вопросов.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя хочет спать» .

Цель : закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Задачи :

1) Совершенствовать умение детей самостоятельно раздеваться и правильно складывать свою одежду.

2) Упражнять детей в правильном назывании одежды.

3) Воспитывать бережное отношение к одежде.

Игровой материал : одетая кукла Катя, стульчик, кукольная кроватка с постельными принадлежностями.

Подготовка к игре : Рассматривание иллюстраций «Игра с куклой» .

Ход игры:

1) Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.

2)Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на стул.

Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая как правильно это сделать. Кукла совсем раздета (остались трусики и маячка, ей надевают тапочки и ведут к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее на бок, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит «Спи!» . Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит вести себя тихо.

3) Оценка игры : в ходе игры, выяснилось, что большая часть детей правильно и в определенной последовательности раздели куклу, но не все дети смогли аккуратно сложить одежду на стульчик. Саша, Кристина, Оля не смогли расстегнуть пуговицы на платье. Мальчики не умеют выворачивать колготки.

В будущем, чтобы улучшить результаты самостоятельности детей нужно привлечь внимание родителей к этой проблеме и рекомендовать им, чтобы они предоставляли своим детям больше самостоятельности во время одевания и раздевания.

Заключение

В нашей группе проведена большая работа по формированию у детей самостоятельности в самообслуживании . В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию : малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем. В результате этого мы стали больше времени уделять на организацию разнообразной образовательной деятельности : двигательной, игровой, речевой, музыкальной, экспериментирование. На наш взгляд, мы смогли сделать жизнь детей в детском саду более интересной.

Углубленно занимаясь проблемой формирования самостоятельности у детей младшего возраста, мы видим необходимость продолжить эту работу с детьми на следующем возрастном этапе.

Таким образом, можно сделать следующий вывод :

Своевременное освоение процессов самообслуживания даёт ребёнку возможность самоутвердиться , почувствовать себя самостоятельным и умелым . Постепенно формируется привычка к чистоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания нужно помнить , что умения и навыки у ребёнка формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении

Нами было замечено следующее :

Дети, свободные от опеки взрослых, становятся более самостоятельными и уверенными в своих силах. Обслуживая себя, они начинают понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляют заботу о своих близких;

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость , координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие;

Постоянство и единство требований со стороны детского сада и семьи к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию .

Литература

1. Волжанина Т. Воспитание самостоятельности : советы родителям детей всех возрастов \\ журнал «Виноград» -2010-№37.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : младшая группа. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» .

3. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» .-Изд. 8-Ростов н\Д : Феникс, 2014.-251с. -(Школа развития )

4. Михайленко Н., Короткова Н. «Организация сюжетной игры в детском саду» Пособие для воспитателей. Издание 3-е, испр. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf

Как часто можно услышать от мам подростков, что чадо вообще ничего не может сделать самостоятельно: и за домашним заданием с ним сиди, и еду в тарелку ему положи, и вещи в его шкафу разбирай. Как предотвратить такую ситуацию? Делимся полезными рекомендациями.

Конечно, чем раньше вы начнёте воспитывать в ребёнке самостоятельность, тем лучше. С подростком сложнее, ведь он уже привык жить так, а не иначе, хотя и это поддаётся коррекции. Воспользуйтесь несколькими несложными советами психологов и педагогов, и вскоре ваш ребёнок докажет, что многое может сделать и без вашей помощи.

1. Ловите момент

Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому. Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится). Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это - его прямая обязанность. И где же логика?

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше - собирать игрушки и расставлять книги по местам. А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому — запаситесь терпением и не мешайте ему. Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

3. Помогайте только по необходимости

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» - знакомые фразы? Чаще всего в таких ситуациях ребёнок просто хотел получить ещё один шанс, снова попробовать, отточить своё мастерство, но ему не дали это сделать. Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать — за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!». Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте о перфекционизме

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо. Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, — это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.


5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца. Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях. Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков.

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это — шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности. Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду. Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты - личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.