Правительству предложены пенсионная и налоговая реформы. Новая пенсионная реформа: откуда брать деньги на будущее

Экс-министр финансов Алексей Кудрин ждет убедительную аргументацию по маневру Минфина. Фото Reuters

Описание новой налоговой системы России под кодовым названием 22/22 на деле оказалось лишь частным мнением министра финансов Антона Силуанова. Новую налоговую конструкцию, оказывается, не поддерживают другие министерства и главный экономический стратег Алексей Кудрин. А президент Владимир Путин вообще осудил вчера «преждевременное обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения». В утечке рассказов о налоговой реформе в конце концов обвинили прессу, которая необдуманно цитировала слова министров правительства Дмитрия Медведева.

Президент РФ Владимир Путин подтвердил вчера на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) свое главное экономическое задание - опередить среднемировые темпы роста уже к 2020 году. «Хотел бы услышать ваше мнение о проблемах, о барьерах и ограничениях, с которыми сталкивается бизнес при реализации программ повышения производительности, какие изменения в нормативной базе вы считаете целесообразными и необходимыми», – обратился Путин к участникам съезда РСПП.

Но основное внимание бизнес-сообщества президент попросил сконцентрировать на совершенствовании налоговой системы. «Очевидно, что ее (налоговой системы. – «НГ») задача не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы регионов, муниципалитетов», – считает Путин. А это означает, что налоговая система в России должна быть конкурентоспособной, понятной, прозрачной и предсказуемой. «Конечно, это непростая задача», – констатировал вчера президент, отметив, что к этому нужно стремиться. «Это ключевое условие реализации экономически эффективных, успешных проектов. При этом важно сохранить устойчивость бюджетной системы, обеспечить выполнение социальных обязательств государства перед людьми», – заявил президент РФ.

Между тем главный экономический стратег Алексей Кудрин, которому поручено разработать стратегию нового президентства, назвал главное экономическое задание Путина трудновыполнимым. «Мы хотим выйти на темпы роста выше 3,5–4%, выше среднемировых. Только тогда российская экономика не будет сжиматься в условиях мировой экономики. Это достаточно серьезная заявка, даже несмотря на то что в нулевые годы мы имели темп роста в течение многих лет около 7%. Но сегодня даже 3,5% является большой, трудноподъемной задачей», – заявил Кудрин на съезде РСПП.

Как-то приблизить РФ к этой цели, по мысли Кудрина, в принципе могло бы увеличение бюджетных трат на здравоохранение и образование. «Нужно поднять объем расходов на образование в течение шести лет примерно на 1% ВВП», – сообщил он. Без этого, отметил бывший министр, невозможно будет поднять качество рабочей силы на тот уровень, который необходим современной экономике. Объем финансирования здравоохранения также необходимо увеличить на 1% ВВП в течение шести лет. «Мы должны продлить активный возраст населения, то есть и в 55 лет, и в 60 лет человек должен активно работать», – поясняет он.

Одновременно Кудрин весьма критически отозвался о налоговых проектах своего бывшего заместителя, а ныне министра финансов Антона Силуанова. Аргументацию в пользу повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% с одновременным снижением налогов на фонд отплаты труда также до 22% Кудрин назвал недостаточной. «Сегодня обсуждаются страховые взносы – их понизить, НДС повысить, так называемая модель 22/22. Вы знаете, из всех предложений и обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточно аргументов для такого решения», – указал он. По его мнению, из-за этого будет меняться вся налоговая система России, так как по-другому будут учитываться права пенсионеров, по-другому будет дотироваться пенсионная система. Следовательно, налоговый маневр нужно рассчитывать с учетом готовящейся пенсионной реформы, резюмировал Кудрин.

В результате налогового маневра по схеме 22/22 трансферт в Пенсионный фонд из федерального бюджета увеличится. Но, по мнению Минфина, система с текущим уровнем страховых взносов в будущем станет более разбалансированной, чем если сейчас увеличить трансферт. В 2019 году в случае введения маневра сокращение поступления страховых взносов, по расчетам ведомства Антона Силуанова, будет чуть меньше 1,4 трлн руб., а поступление НДС вырастет на 1,2 трлн руб. При этом разницу в 200 млрд руб. между этими параметрами будет нейтрализовать экономия на страховых взносах по работникам бюджетного сектора, полагают в ведомстве.

«Этот маневр (22/22) нейтрален для бюджета, с одной стороны. С другой стороны, он позволяет стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт, потому что при экспорте НДС возмещается», – пояснял ранее глава Минфина Антон Силуанов. При этом в Минфине одновременно раскритиковали схожее предложение Минэкономразвития – маневр 21/21, предполагавший соответственно одновременное снижение страховых взносов до 21% и повышение НДС до 21%. В Минфине такой вариант сочли неприемлемым. «Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год», – объясняли в Минфине.

И если в Министерстве финансов к маневру 22/22 в целом относятся уже как к делу решенному, то у коллег по правительству относительно него уверенности меньше. Так, еще в понедельник глава Минтруда Максим Топилин сообщал о том, что никакие конкретные предложения по снижению ставки страховых взносов пока не поступали в его ведомство. «Мы не видели еще этих предложений в оформленном виде», – подчеркивал он, добавляя, что вряд ли маневр приведет к легализации теневого сектора, на что надеется Минфин.

Об этом же вчера на съезде РСПП говорил и первый вице-премьер Игорь Шувалов. «В правительстве РФ еще пока нет единого понимания, как и в каких параметрах проводить ненефтегазовый налоговый маневр», – заявил он. При этом правительственный чиновник фактически пожаловался на излишнее внимание СМИ к этой теме. «Тут мы получили замечание от президента на днях, что, ничего не согласовав, основные подходы к налоговым законам выносим на публику, будет это 21%, 22% или еще сколько-то», – цитирует Интерфакс Шувалова.

Эту позицию подтвердил вчера и сам президент. «Вопрос не дискуссии на профессиональном уровне – она, конечно, должна быть открытая… я, например, считаю преждевременным обсуждение этого в СМИ, пока нет общего решения, в том числе выработанного вместе с вами», – замечает глава государства. Участие в дискуссиях принимают представители РСПП и других объединений. «Но решение пока не принято, а мы через СМИ выносим это на широкую публику и можем порождать какие-то либо ненужные ожидания, либо тревоги. А то, что вот я вчера об этом поговорил или позавчера, вы уже здесь это рассказываете. Это говорит о том, что у нас продолжаются утечки из правительства. Ну, ладно, мы люди здесь свои, мы понимаем, о чем говорим», – приводит слова Путина BFM.

Глава РСПП Александр Шохин заверил президента, что все утечки – от журналистов.

В итоге перспективы налогового маневра 22/22 остаются более чем туманными. Впрочем, это не единственное и, возможно, не последнее подобное предложение Минфина. Ранее в ведомстве уже рассказали о «скором» переходе россиян полностью на безналичные расчеты, практически свершившейся пенсионной реформе и предрекали почти неминуемый переход на прогрессивную налоговую шкалу.

Суть новой программы в том, что денежные отчисления в размере 6% от зарплаты и более будут принадлежать пенсионеру, и их можно будет не только унаследовать, но и частично снять. Это совершенно новый подход, который позволит повысить не только финансовую грамотность населения, но и сознательность граждан по поводу построения своего будущего, а также активизирует приток инвестиций на финансовый рынок.

Программу анонсировал первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов. Он уточнил, что первоначально взносы могут быть ниже 6%: так инвестиции граждан будут автоматически идти в добровольную систему, и процент отчислений будет постепенно увеличиваться до 6%. Льгота по НДФЛ (максимум для 6% взносов) является приятным стимулом, который, как рассчитывают авторы программы, поможет привлечь население к участию в новации.

Новое предложение имеет ряд преимуществ по сравнению с дискредитированной накопительной системой, но, как всегда, есть и недостатки. Так, по мнению социального блока, накопительная система показывала недостаточно сильные результаты по доходности. Новая добровольная система также не дает ответ на главный вопрос: будет ли гарантирован доход выше инфляции? Если речь идет о наделении граждан возможностью самостоятельно выбрать управляющую компанию, то вряд ли кто-то сможет гарантировать доходность.

Сейчас выбрать компанию можно через официальные рейтинги, которые публикуются ежегодно. Например, наивысшая среднегодовая доходность у «Оборонно-промышленного фонда им. В.В. Ливанова» (12,1%), «Европейского пенсионного фонда» (12%), «НПФ «Сургутнефтегаз» (11,3%) и «НПФ «Образование и наука» (10,4%).

Еще один важный вопрос: что будет с деньгами пенсионеров в случае банкротства управляющей компании? Если сейчас в банковской системе наметился тренд на укрупнение, как во всех развитых странах, то, возможно, регулятор ограничит круг аккредитованных управляющих компаний по размеру активов.

Пока планируется, что инвестиции будут осуществляться автоматически, а значит, «молчуны» непроизвольно попадают в программу. Но насколько это справедливо по отношению к инертному населению - взять и автоматически начать снижать их заработную плату?

Международный опыт

Самая развитая система пенсионного страхования по праву находится в США, где у населения есть три способа накопить на старость. Это взносы работодателей, коллективные взносы самих граждан с места работы и возможность открытия индивидуального пенсионного счета. Согласно системе, работающее население обеспечивает пенсиями людей, достигших пенсионного возраста. Два варианта самостоятельного накопления пенсионных средств (коллективные взносы или индивидуальная программа) дают человеку возможность выбора. Такие программы характерны для стран, где население привыкло вкладывать средства в фондовый рынок.

Еще одна достойная внимания система пенсионного страхования работает в Чили, где 10% от своих доходов граждане самостоятельно перечисляют в управляющие компании, а государство обеспечивает пенсиями только в минимальном размере. Такая система позволяет направлять все пенсионные деньги в накопительные программы на фондовый рынок.

В Европе, несмотря на высокие налоги, уровень пенсий один из самых высоких в мире. Так, в Норвегии государство выплачивает пенсии из фонда, вкладывающего деньги в активы по всему миру и пополняемого за счет нефтяных доходов. В Великобритании государство гарантирует пенсию в размере до 20% от доходов, плюс граждане могут при желании вкладываться в разнообразнейшие пенсионные программы. Во Франции государство гарантирует пенсионеру доход в 50% или более от зарплаты за последние 11 лет работы (есть верхний и нижний порог выплат), а также разрешает инвестировать как через отраслевые фонды и работодателей, так и по индивидуальным программам.

Ранее созданная в России накопительная система соответствует международному опыту, равно как и новая добровольная. Согласно мировой практике, эти две схемы отнюдь не противоречат, а, наоборот, должны дополнять друг друга. Именно поэтому, если решить проблему доходности и сохранности средств, населению можно будет предложить оба продукта.

Пенсионный возраст

Новая программа накоплений граждан способна снизить давление на государственный пенсионный фонд: если население сможет обеспечить себя достойной пенсией самостоятельно, то от государства требуется меньше. Кроме того, можно проследить связь между новой системой и необходимостью повышения пенсионного возраста: если гражданин сознательно откладывает на свою пенсию, значит, он заинтересован работать как можно дольше, дабы увеличить свои накопления.

В России один из самых низких в мире порогов выхода на пенсию - 60 лет для мужчин и 55 для женщин. В США это, соответственно, 67 и 65 лет, во Чили - 60 и 65 лет, Японии - 65 и 65 лет, в Норвегии - 65 и 65 лет. В странах ЕС, согласно новым реформам, пенсионный возраст тоже будет постепенно увеличиваться, что позволит сократить дефицит пенсионных фондов.

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа должна быть основана на текущем уровне финансовой грамотности населения и ставить во главу угла интересы простых граждан. Именно поэтому необходимо гарантировать сохранность средств и доходность выше инфляции. Один из способов это сделать - облигации «инфляция плюс» и страхование: такая мера способна действительно привлечь население в программу.

Еще один маневр остается у государства в связи с вычетом НДФЛ: наиболее приемлемым представляется проведение отчислений в программу добровольного пенсионного страхования за счет вычета по НДФЛ. В противном случае большинство граждан, вероятно, сделают выбор в пользу сохранения текущей заработной платы: с 2014 г. реальные располагаемые доходы населения начали падать (-0,7% в 2014 г., -4,3% в 2015 г., -26,9% по результатам по данным Росстата за 1 квартал 2016 г.). Тот же Росстат отчитывается, что средняя заработная плата за 1 квартал 2016 г. составила 26 300 руб. Для населения с низкими доходами 6% от зарплаты - существенная сумма, идущая на оплату базовых нужд, поэтому, вероятность, что население решит с ней расстаться, крайне низкая.

Для более обеспеченного населения, которое, теоретически, могло бы позволить себе добровольные отчисления, вероятность прихода в программу также не слишком высока. Население уже получает налоговую льготу при инвестировании на ИИС, а предыдущие пенсионные реформы, к сожалению, сделали людей менее лояльными к нововведениям. Кроме того, вопрос направления вложений средств по-прежнему остается открытым.

Что делать?

Во-первых, не стоит вводить автоматическое подключение людей к новой системе: гражданин должен тщательно разобраться в вопросе и перейти в программу по собственной воле. Во-вторых, для финансового рынка предпочтительно возвращение накопительной системы, а добровольную желательно оставить в качестве дополнительной инвестиционной возможности для граждан. В противном случае управляющие компании просто не получат эти 6% отчислений. И наконец, регулятор должен выйти с решением ключевых вопросов, касающихся добровольных пенсионных накоплений: в чем будет преимущество по доходности, как эти средства будут защищены и куда их можно будет вложить.

Пенсионное обеспечение является одним их краеугольных камней удовлетворенности электората политикой властей, поэтому она должна всесторонне учитывать и защищать интересы малообеспеченного населения. Верным шагом со стороны регулятора и Минфина было дать рынку вводные данные и вынести вопрос на обсуждение, а не поставить общество перед фактом. Именно благодаря публичному обсуждению у программы есть все шансы стать максимально совершенной.

Минэкономразвития обсуждает вариант повышения или снижения НДФЛ в зависимости от взносов в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Таким образом чиновники планируют стимулировать граждан самостоятельно копить себе на пенсию.

Не откладываешь на пенсию — плати не 13, а 15% НДФЛ

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на пятерых федеральных чиновников, инициатива предполагает, что чем большую часть зарплаты работник будет откладывать на пенсию, тем ниже у него будет ставка НДФЛ. Таким образом тем, кто не станет откладывать деньги на пенсию, придётся платить 15% НДФЛ. 13% -я ставка сохранится у тех, кто будет откладывать 4% зарплаты, а 10% будут платить те, кто будет направлять на пенсионные накопления 10% своей зарплаты.

При этом источники утверждают, что расчёты не окончательные, а сама идея пока обсуждается в Минэкономразвития. Один из чиновников сообщил журналистам, что идея нравится первому заместителю председателя правительства Игорю ШУВАЛОВУ . Ситуация с предложением должна проясниться к 15 марта — к этому дню Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил доработать предложения о плане действий правительства до 2025 года.

Система индивидуального пенсионного капитала должна заменить государственную накопительную систему — на смену обязательным взносам работодателя должны прийти добровольные взносы работника. Весь уплаченный взнос в пенсионный фонд (сейчас 22% ) будет направляться в распределительную систему.

Граждан к системе ИПК подключат автоматически, а выход будет возможен по личному заявлению. По умолчанию устанавливается взнос в 0%. Его размер не ограничен. У тех, кто не определится, взнос начнет расти на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6% . Увеличивать или уменьшать его периодически можно. Стимулировать граждан делать взносы предлагают посредством предоставления налоговых льгот.

Инициатива Минэкономразвития ударит по бедным

Подавляющее большинство экспертов относятся к инициативе Минэкономразвития скептически. Они подчёркивают, что такое нововведение ударит по большинству россиян, ведь из-за низких доходов у людей просто нет возможности откладывать часть зарплаты в ИПК.

Таким образом, инициатива чиновников просто приведёт к росту налогового бремени для внушительной части населения. К тому же, НДФЛ взимается не только с зарплат, но и с других доходов, например с продажи имущества. Поэтому налоговая нагрузка сильно вырастет.

А растёт она и без того. Достаточно вспомнить о начале взимания налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости , что привело к существенному увеличению нагрузки на собственников земельных участков, домов и квартир.

По этой и ряду других причин граждане сокращают сбережения. За январь-ноябрь 2016 года доля доходов, направленных на сбережения составила 10% — это почти на четверть ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Увеличили сбережения лишь 11% , 12% тратят их, 25% перестали сберегать либо сберегают меньше, а более чем у половины населения сбережений как не было, так и нет. И в нынешней экономической ситуации с ростом цен и падением доходов сбережения не появятся.

Рост налогов под прикрытием пенсионной реформы?

Отдельный вопрос — недоверие граждан к системе пенсионных накоплений. Неоднократная смена «правил игры» приводит к путанице. В частности, провал с накопительной частью пенсии, которую предлагалось формировать в негосударственных пенсионных фондах. Да и в целом регулярные изменения подталкивают россиян к тому, чтобы в части накоплений избегать взаимодействия с государством, полагаясь только на себя.

Некоторые эксперты и вовсе заявляют о то, что введение повышенной ставки НДФЛ в 15% для тех, кто не будет вносить дополнительные взносы, свидетельствует о повышении налоговой нагрузки под прикрытием очередной пенсионной реформы. Получит неприятный сюрприз малый и средний бизнес, где из-за увеличения ставки налога снова усугубится ситуация с получением доходов в «конвертах».

Мера ударит и по региональным бюджетам — за последние 11 лет доля НДФЛ в собственных доходах регионов выросла с 29% почти до 38% в 2016 году. По подсчётам Министерства финансов, понижение НДФЛ на 1 п. п. приведёт к 210 млрд руб. выпадающих доходов.

Россия — налоговый рай для богатых. Правительство не рассматривает вариант прогрессивной шкалы.

Признавая инициативу Минэкономразвития «сырой» и несвоевременной, эксперты задаются вопросом, почему правительство не рассматривает вариант прогрессивной шкалы налогообложения по аналогии с западными странами, где налоговые ставки для богатых выше, и за их счёт бюджеты получают значительно больше средств. Это позволило бы решить часть проблем, не нанося удар по большинству граждан, из-за сложной экономической ситуации лишённых возможности формировать сбережения.

В Центральном банке готовят новую схему пенсионной системы. О том, чтобы восстанавливать и хоть как-то модифицировать старую после третьего подряд решения о заморозке отчислений на накопительную часть, уже не может быть и речи. Хочет того руководство страны или нет, но Россия стоит на пороге новой пенсионной реформы, и в ЦБ, видимо, готовы это признать открыто.

Сергей Швецов

О работе в недрах Банка России заявил на Биржевом форуме «Московской биржи» первый заместитель главы ЦБ Сергей Швецов. «Мы сейчас работаем над новой схемой, мы пока не готовы ее озвучить, но я думаю, что в ближайшие месяцы это сделаем», — цитирует его «Интерфакс». Швецов отметил, что ЦБ в этом вопросе консультируют специалисты Всемирного банка.

«Мы пытаемся сформулировать какую-то альтернативу, которая была бы менее затратна для бюджета, но не менее эффективна с точки зрения объема привлекаемых от населения средств для последующего увеличения коэффициента замещения», — подчеркнул Швецов. Единственное, что Швецов рассказал о разработках ЦБ, это то, что проектируемая схема не будет полностью добровольной: «все равно будет какой-то вариант стимулирования либо граждан, либо предприятия откладывать деньги в НПФ».

Почти одновременно в распоряжении «Ведомостей» оказался проект макроэкономического прогноза от Минэкономразвития, в котором причиной затягивания инвестиционного спада называется именно продление моратория на накопительные пенсии. Между тем еще месяц назад, когда решение о замораживании накоплений еще не было принято, в ведомстве Алексея Улюкаева ожидали, что в 2016 году спад инвестиций прекратится.

Еще месяц назад Минэкономразвития ожидало, что в 2016 г. спад инвестиций прекратится. Реальные доходы населения в 2016 г. вместо прогнозировавшегося месяц назад роста также продолжат падать - из-за более высокой инфляции и ограничения роста социальных расходов бюджета: пропуска индексации зарплат бюджетников, повышения пенсий только на 4%.

При этом один из вариантов развития событий, который в Минэкономики назвали целевым, прописан рост экономики России в среднесрочной перспективе на 4,5-5% в год, что выше общемировых темпов. Такой рост возможно поддерживать за счет роста инвестиций на 8-10% ежегодно, что на порядок выше, чем в базовом прогнозе. Основные источники такого ускоренного роста инвестиций — в первую очередь пенсионные накопления, если они все-таки вновь начнут откладываться, а также инвестирование до 80% средств ФНБ и ресурсы, высвобождаемые в результате снижения административных издержек.

О том же — снижении инвестиционной активности из-за заморозки отчислений на накопительные пенсии — сказал и бывший министр финансов Алексей Кудрин, к мнению которого принято прислушиваться хотя бы в силу его опыта.

Между тем дискуссии о будущем российской пенсионной системы уже ведутся, пусть и не столь широко, как хотелось бы. Так что даже не зная точно, что посоветовали эксперты Всемирного банка ЦБ, можно обозначить круг мер, которые могут быть в принципе использованы, набор не так велик, как кажется.

Пенсионный возраст

В последние годы вопрос о повышении пенсионного возраста перешел из разряда запрещенных в разряд свободно дискутируемых. Но все равно далеко не все понимают, что это значит — повысить пенсионный возраст.

Кадр: 1tv.ru

Для пенсионной системы в целом не важно, во сколько именно конкретный гражданин выходит на пенсию — в 65, 60, 55 или 40. Принципиальным является соотношение работающих и неработающих участников системы. Согласно расчетам социологов, в России уже к 2030 году число получателей пенсий и работников, с заработной платы которых уплачиваются страховые взносы, сравняются. Происходит это не только из-за естественного старения населения, но и из-за большого числа граждан, которые выходят на пенсию досрочно, таких в стране около 30%.

Иными словами, в теории можно заметно повысить возраст выхода на пенсию, не двигая заветные границы «60 лет для мужчин 55 лет для женщин». В России правом на досрочную пенсию, например, обладают учителя, врачи, военные и сотрудники силовых структур. Директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Владимир Назаров пишет , что практика назначения досрочных пенсий учителям и врачам особенно активно развивалась в 1990-е годы, когда у них были крайне низкие заработные платы и, чтобы как-то мотивировать людей не уходить из профессии вводились льготы по пенсионному обеспечению. Это давало стимул молодежи не уходить из отрасли, а пожилым позволяло свести концы с концами. Этот социальный контракт просуществовал в 1990-е и в начале 2000-х годов. Но сейчас, особенно после подписания «майских указов», доход учителей и врачей не отличается от заработка других граждан, а иногда даже превосходит его.

Отправлять досрочно на пенсию сотрудников силовых структур также порой довольно странно. Мужчины в 45-50 лет близки к пику своей работоспособности, и если в силу профессиональных деформаций заставлять гоняться их за преступниками, может быть, и неправильно, то списывать со счетов точно не стоит.

В любом случае вместо досрочной пенсии государство может подумать об обеспечении большого пособия при увольнении и финансирования переобучения с целью обеспечения занятость этих нестарых, в целом, людей.

Но отнимать право на досрочную пенсию у конкретной категории граждан может быть очень сложно из-за сплоченности представителей одной профессии. Так что решение необходимо будет продвигать либо очень медленно, оставляя право на льготы тем, кто их рассчитывает скоро получить (и лишая молодых людей, которые только приходят в профессию), либо не принимать вообще — и тогда повышать пенсионный возраст всем и сразу, чтобы никто не чувствовал себя обиженным.

Пенсия вообще

Но пенсионный возраст — это только часть проблемы, причем меньшая. Современная пенсионная система родилась в переживающей промышленную революции Германии и канцлере Бисмарке. Основным видом деятельности человека тогда был физический труд и рано или поздно рабочий терял к нему способность, а значит нуждался в какой-то помощи.

Но в современном обществе физический труд уже давно не является основным.

Единственное, что может помешать человеку работать продавцом-консультантом, чиновником, программистом, архитектором — снижение концентрации и умственных способностей, что, как правило, происходит или из-за конкретной болезни, или из-за резкого ограничения нагрузки, то есть как раз выхода на пенсию.

Иными словами, в постиндустриальном обществе ничто не мешает дать человеку право самостоятельно выбирать момент выхода на пенсию или вообще отменить пенсионную систему.

Сейчас в мире массово применяется два варианта пенсионной системы — накопительная страховая. Если накопительный пенсионный счет, по сути, ничем не отличается от обычного депозита в банке, то страховая пенсия представляет из себя выплаты, которые человеку начинают поступать в случае наступления страхового случая, то есть старости. Даже неидеальная российская медицина и не слишком высокий уровень жизни позволяют абсолютному большинству россиян доживать до пенсионного возраста. То есть вероятность наступления страхового случая приближается к единице, и если бы эти отношения регулировались рынком, то никто в здравом уме не стал бы покупать страховку, стоимость которой равнялась бы страховому возмещению.

Все это, естественно, не отменяет необходимости помогать пожилым людям в случае такой необходимости, но и не только пожилым. Государство может организовать страхование не от старости, а от бедности, и выплачивать пособия в случае необходимости не только пожилым людям. Точно по таким же принципам в стране существует обязательное медицинское страхование, государственной системой больниц и поликлиник может пользоваться любой гражданин, вне зависимости от того, сколько денег он через налоги и страховые отчисления внес в бюджет федерального и региональных фондов ОМС.

Так как пенсионная система огромна и охватывает всех граждан страны, чтобы мягко свернуть этот проект придется потрать время активности 2-3 поколений. Упомянутый выше Владимир Назаров предполагает, что «где-то в 2075 году на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок». Как показывает опыт других государств, можно проводить реформу и быстрее, но это связано с определенными социальными потрясениями. Так в Грузии после распада Советского Союза так и не был создан государственный пенсионный фонд — все выплаты пенсионерам идут из текущего бюджета и каждый год пересматриваются, исходя из прогноза налоговых поступлений. Но тут надо учитывать, что даже в самые сложные годы в России жилось несомненно проще, чем в Грузии.

Вдобавок к страхованию от бедности государство может развивать другие направления помощи пожилым людям. Это может быть и обратная ипотека, и различные виды стимулирования граждан все-таки откладывать себе на пенсию.

Проект реформ

Конечно, разрабатываемый Центральным банком проект реформы пенсионной системы может быть сколь угодно радикальным, это еще не значит, что именно такой вариант будет одобрен и претворен в жизнь. Но путей развития пенсионной системы после провала реформы 2002 года остается не так много, и если в руководстве страны рассчитывают, что Россия в той или иной форме просуществует еще хотя бы век, то должны это хорошо понимать.

Данные соцопросов и статистика финансовых ведомств показывают, что мало кто из россиян увлекается тем, что откладывает себе на старость 5 или 10 копеек с каждого заработанного рубля — чаще имеются некоторые накопления на черный день, которые сложно будет растянуть на десятилетие или два. В целом россияне склонны рассчитывать или на себя, или на своих детей, что, наверное, справедливо в условиях туманности будущего пенсионной системы. С одной стороны, это не дает экономике «длинных» пенсионных денег, а с другой — хорошая база для того, чтобы дать россиянам право самим заботиться о своей старости.

Практически нет сомнений: индивидуальный пенсионный капитал будет введен в реформированную систему с 2018 года. После публичного анонсирования основных положений законопроекта, у экспертов и общественности появилось много вопросов и опасений.

Смена формата

Министерство финансов и Центробанк предлагают «переформатировать» накопительную систему формирования пенсий, которая работает сегодня, в пользу возможности россиянам самолично копить деньги на старость – такова концепция индивидуального пенсионного капитала. При этом страховая часть по-прежнему останется в государственной пенсионной системе.

Пенсионный капитал граждане будут формировать сами в негосударственных ПФ путем добровольного внесения средств. Ни размеры взносов, ни их периодичность чиновники ограничивать не планируют. Таким образом, каждый сможет откладывать на старость в том режиме, который сочтет наиболее комфортным.

На заметку! Те, чьи пенсии сегодня хранятся в частных фондах, смогут перевести их в НПФ. В случае отказа, их накопления в виде баллов автоматически перенесут в страховую часть пенсии .

Чтобы стимулировать граждан, государство планирует:

    предоставлять вычет на сумму отчислений в индивидуальном порядке, но не более 6% от зарплаты;

    гарантированную защиту отложенных на старость средств (в каком виде это будет организовано, пока обсуждается, но, вполне возможно, что НПФ будут обязаны платить взносы за клиентов вроде тех, которые сегодня отчисляют банки);

    будут предоставляться бессрочные каникулы, позволяющие прерывать отчисление взносов на неограниченный срок;

    средства пенсионного капитала станут собственностью гражданина, то есть распорядиться ими он сможет по своему усмотрению, в том числе и до выхода на заслуженный отдых.

Заинтересовать планируют и работодателей, чьи сотрудники решатся формировать ИПК – индивидуальный пенсионный капитал. Для владельцев бизнеса перечень льгот сформулируют чуть позже, но одной из них, вероятно, станет снижение налоговой базы для расчета соцвзносов.

Переход на отформатированную систему запланирован на 2018 год, и он будет выполнен автоматически – счет на ИПК будет открыт для каждого россиянина, но в течение двух лет останется возможность отказаться от участия в программе. Те, кто не определится с размерами отчислений, так называемые "молчуны", будут автоматически отдавать из зарплаты 1% в месяц. Со временем ставку увеличат до 6%.

Если гражданин решит воспользоваться ИПК до выхода на пенсию, ему нужно будет заплатить НДФЛ, но возвращать деньги на счет, как в случае с займом, не придется. Перечень возможностей, при которых разрешат забрать накопленные деньги раньше срока, пока обсуждается, однако, по словам авторов законопроекта, он будет масштабным и очень привлекательным.

На заметку! В новой системе россияне будут полностью контролировать свои пенсионные накопления. Смогут определять размер отчислений, периодичность внесения сумм, выбирать размер ставки и форму пенсионных выплат.

Капитальные вопросы

Смогут ли разработчики нового формата пенсионных накоплений сделать систему действительно привлекательной? В Минфине и Центробанке уверены, что люди оценят выгоды от ИПК. По их опросам, 60% россиян уже готовы включиться в самостоятельное формирование капитала на старость. Эксперты высказываются менее радужно: средний заработок в стране не так велик, чтобы из него откладывать 1-6%. Подобную систему хорошо бы вводить на фоне роста доходов населения, в противном случае необходимо придумать очень ощутимые стимулы для привлечения граждан.

Среди озвученных проблем и сложностей, которые могут появиться с введением ИПК:

    несовместимость новой системы с традиционным пенсионным обеспечением;

    невозможность уменьшить действующую ставку по налогам или ввести льготы при участии в добровольных накоплениях;

    ущемление прав тех, кто откажется от участия в формировании ИПК;

    нездоровая конкуренция между негосударственными корпоративными пенсиями и ИПК;

    сомнительная эффективность инвестирования в будущую пенсию.

Несмотря на то что некоммерческие ПФ смогут по новой концепции предлагать более рискованные варианты вложения денег на старость с получением больших доходов, обеспечить сохранность накоплений остается архиважной задачей.

Времени на доработку основных законов по ИПК остается немного. Все ключевые моменты должны быть представлены и утверждены в весеннюю сессию, поэтому окончательный текст концепции индивидуального пенсионного капитала планируют представить в конце ноября 2017 г. Запуск реформированной системы запланирован на 2018 г.