Пост сензитивный период. Какие периоды называют сензитивными. Основные сензитивные периоды в жизни ребенка

Сензитивный период это самое благодатное время, в течении которого маленький человек может легко и естественно освоить то, на что в другой момент своей жизни потратит гораздо больше усилий. Настолько больше, что может даже решить для себя, что не имеет к “этой” науке или к “этому” делу никаких способностей.

Нужно знать и учитывать, что для развития каждой способности мудрая природа определила свое время, особенное и неповторимое. Это время называется СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДОМ. Абсолютно каждый ребенок в строго определенное время, как по волшебству, делается особо восприимчивым к тем или иным видам деятельности, к усвоению тех или иных знаний, к овладению определенными способами получения этих знаний.

  1. Шесть сензитивных периодов по Марии Монтессори

Сензитивный период это не повторяющиеся моменты в развитии детей

Сензитивные периоды разные по длительности, но одинаковые по сути, их нельзя ни остановить, ни искусственно продлить или отодвинуть, так же как нельзя повлиять на любой закон природы. Об этих периодах просто надо знать, надо уметь их дожидаться и, конечно же, надо стараться использовать их с максимальной пользой для ребенка, организовывая повседневную жизнь малыша в согласии с его “космической программой развития”.

Сензитивные периоды не возобновляются. Никогда! Потерять это время – ничем не оправданное невежество по отношению к ребенку, полная реализация возможностей которого зависит от того, знает взрослый о том, на что, когда и как следует направить усилия своего воспитанника или нет. В своих трудах Мария Монтессори выделяет шесть сензитивных периодов, с точностью ученого определяя их названия и временную протяженность каждого. Итак, разберем шесть сензитивных периодов по Марии Монтессори.

Сензитивный период восприятия порядка

Восприятие порядка 0-3 года

Характеристика периода. Для ребенка важно “однажды и навсегда” познать и принять ориентиры, необходимые для осознания окружающего мира, а затем и овладения им. Для детской сущности не приемлем хаос ни в окружающей среде – начиная с порядка в его собственном доме, ни во времени – режиме дня, ни в поведении взрослых по отношению к нему самому – в требованиях, которые они предъявляют ребенку.

Безалаберность, неряшливость в одежде и быту, отсутствие “внутренних часов”, необязательность во встречах, договоренностях, делах.

Сензитивный период сенсорного развития

Сенсорное развитие 0-5,5 лет

Характеристика периода. Развитие процессов восприятия предметов и явлений окружающего мира невозможно без умения выделять в них определенные качества и свойства. А это, в свою очередь, становится возможным при умении человека не просто смотреть, слушать, ощупывать (что каждому дано в норме от природы), а всматриваться, вслушиваться и ощущать – эти умения приобретаются только в данном возрасте и в процессе специально организованной деятельности.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Неумение составить ясное представление о свойствах предмета и сделать вывод о его пригодности, качестве, надежности, прочности и прочего.

Сензитивный период восприятие маленьких предметов

Восприятие маленьких предметов 1,5-5,5 лет

Характеристика периода. Это самое беспокойное время для родителей, ребенка начинает привлекать “микромир”, поэтому им постоянно нужно быть начеку: не взял ли малыш в руки какую-нибудь мелочь, которая им может быть проглочена? Не разбирает ли он на части игрушку? И тут важно предоставить ребенку возможность своими руками создать что-то большое, целое: собрать модель, картину или бусы, составить аппликацию или мозаику.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Отсутствие познавательных интересов, желания заниматься творчеством (конструировать, мастерить).

Сензитивный период развития движения и действия

Развитие движения и действия 1-4 года

Характеристика периода. Очень важный период для развития и укрепления не только физического, но и интеллектуального здоровья ребенка. Его естественное развитие невозможно без насыщения крови кислородом, без питания клеток головного мозга. Способность легких принимать кислород напрямую связана с двигательной активностью и формируется и него в отведенное природой время.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Малоактивный образ жизни в “четырех стенах”, телемания, отсутствие интереса к спорту и общая физическая ослабленность организма.

Сензитивный период развития социальных навыков

Развитие социальных навыков 2,5-6 лет

Характеристика периода. Формы вежливого поведения становятся доступны ребенку именно в это время. Знакомство с этическими нормами для каждого человека является основой для адаптации в культурном обществе. Становиться членом этого общества ребенок начинает с раннего детства.

Сознательное нарушение общественных норм жизни, принятие ложных норм морали и нравственности: от открытого неуважения к другим людям до агрессивности по отношению к ним.

Сензитивный период развития речи

Развитие речи 0-6лет

Характеристика периода. До полугода ребенок вслушивается в звучащую речь и старается подражать ее звукам. В возрасте около года он начинает произносить свои первые слова. Около полутора лет – использовать их для выражения чувств и желаний. В два-три года малыш способен выражать свои мысли, объяснить поступки и действия.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ПЕРИОДА

Трудности в общении с людьми, в учебе, в осуществлении профессиональной деятельности, в воспитании собственных детей.

Каждый период имеет свое весьма спокойное начало (которое можно и не заметить, если ничего не знать о существовании данного периода) и свой пик (или время наибольшей интенсивности) с последующим спадом. При чем у каждого ребенка это происходит неповторимо, по “индивидуальному графику”.

По словам Марии Монтессори, взрослый обязан не только иметь представление о существовании сензитивных периодов развития ребенка, но и готовить их наступление или “зону ближайшего развития”: приобретать и создавать необходимые ребенку дидактические материалы, пособия, игрушки, иначе говоря создавать развивающую зону.

Материал взят из книги «Раннее развитие: лучшие методики и игры»

Теперь когда вы знаете о сензитивных периодах, нужно подумать в каких из них находится ваш ребенок на данный момент. Не впадайте в панику, не хватайтесь за все сразу. Если вы осознали, что один из периодов подходит к концу, сначала подумайте как ребенок развивался в этом направлении без вашего осознанного вмешательства, каковы его успехи, а уж затем составляйте план занятий.

Методика Монтессори в нашей семье имеет хаотичный характер. Я придерживаюсь мнения, что ребенок должен развиваться сбалансированно, поэтому не придерживаюсь какой либо методики на все 100%. Мне нравится идти за интересами сына, он сам мне показывает что ему нужно, что его увлекает. Тем не менее, я не могу поспорить с научными трудами Марии Монтессори на тему сензитивных периодов, поэтому постаралась помнить о них и в силу возможностей развивать.

Монтессори материалы не так сложно сделать своими руками, а в некоторых случаях их даже делать не нужно, просто нужно взять вещи имеющиеся в каждом доме и предоставить их ребенку в определенных занятиях. Когда Александру было 2 года 9 месяцев, мы обыграли первую часть книги о домашней школе Монтессори. участвовали кухонная утварь, бусины, манная крупа и многое другое, что без труда я нашла дома. мы подошли, когда ребенку исполнилось 3 года 6 месяцев. Здесь мне пришлось немного поработать. Я сделала набор для развития тактильных ощущений своими руками, лоскуты тканей с названиями на обратной стороне, цветные таблички нам удалось заменить уже имеющимся набором карточек.

И вот моему мальчику исполнилось 5 лет, он помогает в силу возможностей по дому, интересуется папиными инструментами. Подумав на эту тему я решила сделать ему тренажер с шурупами по методике Монтессори. В этом случае мне пришлось обратиться к плотнику. Я распечатала оригинал материала Монтессори, который стоит 120$.


Разработан Монтессори для координации движений глаз-рука. Помогает практическим навыкам, которые нужны в повседневной жизни.

Мы обсудили детали с плотником и решили сделать тренажер не из трех частей, а из одной. Все удовольствие мне обошлось в 35$.


Александр остался очень доволен! Тренажер используется им ежедневно, сейчас он просит заменить шурупы и тип отвертки на новые. Что ж, маме нужно просто доехать до магазина.


фото увеличивается при клике

Что еще можно сделать из Монтессори материалов своими руками. Очень советую всем родителям обратить внимание на доски-тренажеры, которые имеют разную модификацию и могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка. Я подобрала несколько фотографий из Интернета, чтобы дать понять идею моим читателям.

На этой фотографии хорошо видно, а точнее подписано все что находится на данной доске. Без умелых рук папы или плотника здесь не обойтись. Доски модифицирована таким образом, что при открывании замков дверца открывается. Лично моего сына очень интересуют замки с ключами, то есть если бы я делала ему, то всю доску заняли бы разнообразные замки.

Кто-то из креативных родителей подошел к вопросу вот так. Простая кухонная доска с множеством шпингалетов. В чем я вижу минус подобного материала. Только 3 шпингалета и 1 цепочка на данной доске имеют функциональную завершенность. То есть ребенок может увидеть конечный результат “открыл-закрыл”, все остальное не имеет логического смысла. Но мы люди взрослые, берем идею и бесполезные штуковины можно заменить на подвесные или встроенные замки.

На этом дорогие друзья, я завершу сегодняшний обзор Монтессори материалов своими руками. Надеюсь, что вам была полезна информация о сензитивных периодах. Вы конечно поняли, что это время упускать непростительно, нужно помочь нашим деткам развиваться в согласии с их “космической программой”.

Сензитивный период

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения .

Сензитивный период - период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи - от полутора до 3-х лет .

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Примечания

Литература

  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
  • Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М, Просвещение, 1975.
  • Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сензитивный период" в других словарях:

    Сензитивный период - [лат. sensus чувство, ощущение] период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… …

    СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД - 1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.… …

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Сензитивный период (сензитивность) - (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… … Словарь по педагогической психологии

    сензитивный возраст - (от лат. sensibilitas чувствительный) этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… … Дефектология. Словарь-справочник

    Сензитивный (сенситивный) период - (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Сензитивный возраст - (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД - Биологически определенный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Наиболее известный пример – критический период для импринтинга У определенных видов уток, который представляет собой несколько … Толковый словарь по психологии

    Критический период - Термин этологии, обозначающий жестко определенный и решающий период на раннем этапе развития организма, когда он способен учиться конкретным вещам, необходимым для его выживания в будущем (например, держаться рядом с родитслями). Термин чаще… … Большая психологическая энциклопедия

    ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… … Российская педагогическая энциклопедия

Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учителей.

Сензитивные периоды

Время периода

Особенности сензитивного периода

Период восприятия порядка

от 0 до 3 лет

Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

Период развития движений и действий

От 1 до 4 лет

Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка. В Монтессори-среде для малышей есть спортивные снаряды: мячи, гимнастические палочки, обручи,маты,лесенка,горка и др. Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов, а так же дает возможность оптимально регулировать свою деятельность в течение занятия.

Период сенсорного развития

От 0 до 5,5 лет

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует на вкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов. Материалы Монтессори разработаны так, чтобы ребенку было максимально просто усвоить их. Грамотный подбор и разнообразие материалов по «сенсорике» позволяют решить поставленные задачи: Розовая башня из 5 кубов, Коричневая лестница, Вкладывающиеся коробочки, Набор вкладок с геометрическими фигурами, Коробочки с цветными табличками, Сортировка цветных предметов, Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке, Мешочки с предметами для ощупывания, Модуль для подбора цветов – вот тот далеко неполный список материалов в зоне сенсорного развития.

Период восприятия маленьких предметов

От 1,5 до 5,5

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы как, Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

Период речевого развития

Чем меньше ребенок, тем все понятия, с которыми он знакомится, должны быть максимально наглядными. Для эффективного усвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт». В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

Исследователи человеческой природы и психики выявили интересный факт, который гласит о том, что в определенные жизненные моменты в человеческой личности формируются специфические качества и черты. Важно обратить внимание на то, что появление определенных психических способностей зависит от возраста человека. Именно это явление лежит в основе феномена сенситивных периодов. В данной статье, мы поговорим о сенситивных периодах и их особенностях.

Сенситивность - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду

Перед тем как говорить об особенностях сенситивных периодов, давайте ознакомимся с самим термином «сенситивность». Латинское слово sensus переводится как чувства, что следует понимать, как способность к восприятию окружающего мира. Таким образом, сенситивность является способностью воспринимать и проявлять реакцию на воздействие внешних раздражителей. Всех людей, населяющих нашу планету, можно подразделить на две условных группы: индивидуумы с повышенной или пониженной чувствительность. Принадлежность к одной из этих групп определяется влиянием следующих факторов:

  • воспитание и личностное саморазвитие;
  • близкое окружение (родители и родственники);
  • наследственные факторы;
  • социальная среда;
  • возраст и нарушения в работе ЦНС.

Все вышеперечисленные факторы оказывают важное влияние на развитие человеческой личности.

На протяжении всей человеческой жизни, степень эмоциональной чувствительности и восприятие окружающего мира изменяются. Эти изменения в личностном восприятии приходятся на определенные фазы. Специалисты говорят о том, что в модели личностного развития, важную роль имеют два периода – сенситивный и критический. Знание их особенностей позволяет справиться с различными жизненными трудностями, с которыми сталкивается человек на протяжении процесса взросления. Помимо этого, своевременное вмешательство в процесс развития личности позволяет провести коррекцию отклонений в развитии психики.

Сенситивные периоды развития личности

Сензитивный период в психологии – это процесс изменения уровня чувствительности, спровоцированный вступлением в определенную фазу взросления. Выше мы перечислили основные факторы, которые влияют на степень чувствительности и имеют важную роль в процессе формирования личности.

Сенситивный период является своеобразной ступенью в «лестнице жизни», где человек встречается со всеми благоприятными условиями для формирования определенных качеств. Одним из примеров таких периодов является возраст, между полутора и тремя годами, когда у детей начинают развиваться речевые навыки. Важными составляющими в освоении различных навыков являются социальная среда и влияние педагогов. Следует обратить внимание на то, что в эти жизненные фазы изменяется степень восприятия влияния внешних факторов.

В сенситивные периоды жизни, человек становится более предрасположен к педагогическому воздействию.


В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей

Давайте рассмотрим, сенситивные периоды развития ребенка:

  1. От первого дня до полутора лет – развитие двигательных навыков.
  2. От полутора до четырех лет – формирование мускульной координации.
  3. От одного года до четырех лет – появление интереса к мелким объектам.
  4. От двух до четырех лет – формирование восприятия порядка.
  5. От двух до шести лет – восприятие музыкальных звуков и композиций.
  6. От двух до шести лет – обучение вежливости и этикету.
  7. От двух до шести лет – дифференциальное восприятие.
  8. От трех до пяти с половиной лет – освоение чтения.
  9. – освоение письма.
  10. От трех с половиной до четырех с половиной лет – развитие пространственного восприятия.
  11. От четырех до шести лет – освоение элементарной математики.

Описание особенностей сенситивного периода

Учеными сделано несколько интересных выводов, об особенностях сенситивных фаз в детском развитии. Первый из них говорит о том, что каждый ребенок по мере взросления проходит через определенные периоды сенситивности. Однако, само время вступления в эту фазу сугубо индивидуально. Психические и интеллектуальные способности некоторых детей развиваются в быстром темпе, а у других с медленной скоростью. Важно обратить внимание на то, что упущение периода, в котором ребенок мог бы приобрести определенные навыки, приводит к трудностям с их освоением в будущем.

Для того чтобы не упустить наиболее важные моменты развития личности, следует знать об особенностях определенного возраста. Специалисты рекомендуют уделять как можно больше времени детям и наблюдать за проявлениями перехода между различными этапами. В этот период жизни очень важно создать правильную среду для усвоения определенных навыков и развития способностей.

Стадии сенситивного развития можно разделить на три составляющие:

  1. Начало – один из самых благоприятных моментов для приобретения различных навыков.
  2. Пик – наиболее выраженный период, в котором проявляются способности, характерные для определенного возраста.
  3. Спад – плавное завершение этапа, что подразумевает снижение тяги к освоению различных способностей.

Критические фазы развития личности

Сензитивный период - это не единственный важный этап в становлении личности. По мнению специалистов, существуют критические фазы, которые характеризуются эмоциональными всплесками, что проявляется в виде резкой перемены настроения и изменениями поведенческой модели. Во время критических фаз у ребенка резко увеличивается эмоциональная чувствительность. Подобные изменения объясняются перестройкой внутренних систем организма.

Этот период необычайно важен для детского развития, поскольку недостаток положительно влияющих факторов может спровоцировать формирование необратимых нарушений. В качестве примера можно сказать о том, что в момент внутриутробного развития, организм малыша подвластен влиянию различных негативных факторов. Недостаток кислорода, питательных элементов и отрицательное влияние экологии может сказаться на физическом развитии плода.

Влияние негативных факторов становится пусковым механизмом развития необратимых процессов. Критические периоды наравне с сенситивными имеют важную роль в становлении личности.


Сенситивный период - определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности

Как развить сензитивные навыки

Благодаря сензитивным навыкам, человек получает возможность не только развивать свою личность, но и взаимодействовать с окружающими людьми. В зрелом возрасте укрепить свое сенситивные способности можно при помощи специальных тренингов, которые подразумевают личностный рост. Подобные тренинги позволяют развить в себе эмпатию, наблюдательность и понимание поведенческой модели окружающих. Давайте ознакомимся с подобными видами психологических тренировок.

Развитие наблюдательности. Для проведения этой тренировки необходима группа из нескольких человек. Один из участников группы покидает комнату, а в это время другие участники тренировки размещаются в различных позах. После этого, вышедший человек должен вернуться в комнату и запомнить расположение всех участников группы. Вслед за тем, как этот человек вновь покидает комнату, половина участников тренинга изменяет свое положение. Когда вышедший человек возвращается, перед ним ставится задача - воссоздать первоначальную картину. В результате подобной тренировки можно оценить наблюдательность человека.

Развитие эмоционального восприятия. Все участники группы должны расположиться полукругом, так чтобы они могли видеть друг друга. После этого им раздаются специальные карты, на которых записаны определенные эмоции. Задачей участника является выйти в центр зала, встать спиной и при помощи различных жестов и телодвижений показать заданную эмоцию. Задачей остальных членов группы является распознавание чувств, которые им демонстрируются.

Развитие наблюдательной сензитивности. Члены группы должны создать своеобразный круг взявшись за руки. В задачу каждого участника группы входит почувствовать эмоции человека, которого он держит левой рукой. Высказав свое предположение, человек узнает о том, насколько правдивы его догадки. С помощью подобных тренировок можно узнать о стереотипах, которые ошибочно используются в анализе поведения окружающих людей.