Понятие дипломатические отношения. Регламент установления и разрыва дипотношений между странами. Справка. Признание государств и установление дипломатических отношений

Вопрос 18. Понятие «дипломатические отношения». Установление дипломатических отношений как следствие международно-правового признания государств.

В одной из первых статей ООН говориться об установлении добрососедских отношений. Поэтому нужна некая форма взаимодействий между государствами. Дипломатические отношения помогают определить форму таких добрососедских отношений. Это общепринятая абсолютно распространенная в современном мире форма взаимодействия между государствами.

Все суверенные государства взаимодействуют друг с другом в тех или иных международно-правовых формах, представляя мировое сообщество. Каждое новое государство нуждается в правовом акте – признание. Под признанием понимается признание другими государствами новой страны, возникшей в тех или иных условиях. Во время процесса деколонизации (1960-е годы) в мире появилось огромное количество новых государств. Только в 1960 году в Африке образовалось 30 независимых государств. Новые государства появляются и в результате распада федераций (СССР, Югославия, Чехословакия). Совсем недавно независимыми стали Абхазия и Южная Осетия. Вопрос о признании нового государства имеет важное политическое значение для нового государства. Советское государство долгие годы не признавалось большинством государств. 1924 год – год признания СССР. 2 февраля 1924 года Англия признала Советскую Россию в силу определенных экономических условий (кризис). Но и экономические и торговые связи России в основном были ориентированы на Великобританию в тот период. 7 февраля ее признала Италия, 24 февраля – Австрия, 8 марта – Греция, 10 мая установлены дипломатические отношения с Китаем, 28 октября – с Францией. В декабре 1933 года установили дипломатические отношения с США. То, что страну не признали сразу, не значит, что ее дни сочтены.

Существует 2 формы признания:

    Де-факто – полупризнание, официальное признание, но не полное (например, Советская Россия). В современной практике признание де-факто применялось довольно редко, но последние события в Косово, Абхазии и Южной Осетии подтверждают, что такая форма признания существовала и существует. Например, Россия признает Тайвань де-факто, но не де-юре. Признание де–факто предполагает, что государства могут иметь торговые, культурные, экономические отношения, и даже открывать консульства. Так, в Испании после переворота Франко, Советская Россия не признала его, и дипломатических отношений не было, но реально они были. В Испании было торговое представительство России, а в нем была консульская сетка, которая имела много работы. Когда государство признает другое де-факто, нет политических отношений.

    Де-юре. Когда вновь появившегося государство признается другими официально. Такое признание создает базу для установления дипломатических отношений.

Признание де-факто и де-юре – односторонние акты, тут решает одно государство, признать или не признать, а установление дипломатических отношений – двусторонний акт. Тут нужно согласие обоих сторон. После признания устанавливаются контакты между правительствами стран.

Установление дипломатических отношений выливается в обмен нотами между правительствами или публикацию совместного коммюнике. Общественность информируется об этом в один и тот же день и один и тот же час. Установление дипломатических отношений проходит в несколько этапов:

1 этап – начинаются переговоры об установлении дипломатических отношений. Для этого представители одного государства начинают зондировать вопрос о желании представителей другого государства по вопросу установления дипломатических отношений. Как было с Саудовской Аравией и СССР. В посольстве СССР в Лондоне получили указ установить отношения с посольством Саудовской Аравии на уровне советника-посланника после предложения аравийского посла на это.

2 этап – оформление дипломатических отношений. Нота – от министерства иностранных дел посольству другого государства. Еще есть вариант публиковать краткое коммюнике (2 -3 строчки). Указываются дипломатические (и консульские отношения). И главное указывается уровень дипломатических отношений. Когда устанавливаются дипломатические отношения, то подразумевается, что устанавливаются и консульские отношения. Иногда отношения устанавливаются в 2 этапа: сначала консульские, затем дипломатические.

Форма поверенных в делах форма очень редкая. Имеется в виду ПОСТОЯННЫЙ поверенный в делах. Потому что еще есть временный поверенный в делах, то есть человек, который заменяет посла в случае его болезни или отпуска.

Ноты, которыми обмениваются государства, по содержанию примерно одинаковы, но могут быть и нюансы в зависимости от особенности культуры страны.

При переговорах стороны договариваются об уровне дипломатических отношений (3 класса: послы и нунции, посланники и интернунции, поверенные в делах). В ноте надо определить уровень отношений. Сейчас Россия устанавливает дипломатические отношения обычно на уровне послов, когда устанавливают отношения на более низком уровне, это уже скорее исключение из правил.

Главы правительств могут обменяться телеграммами, или сообщить о намерении установить дипломатические отношения любым другим удобным способом. Во всех случаях при установлений дипломатических отношений устанавливается уровень.

Разрыв дипломатических отношений – односторонний акт. Может быть или в виде ноты, или в виде заявления. Необходимо информировать и население по СМИ. Иногда нота посылается другому государству по всем нормам протокола и этикета (с выражением всех комплиментов и выражение уважения), либо просто четко и ясно объяснить правительство о своих действиях и решениях. Так четно и ясно было написано в ноте СССР, направленной в Израиль, когда тот напал на арабские государства.

В 1983 году в Гренаде установился новый дипломатический режим, который стал вести новый курс, далекий от интересов США. Но с помощью американцев там произошел новый военный переворот, и новое правительство стало вести новый проамериканский курс и разорвало отношения с СССР. Нота, направленная к советскому послу была сформулирована с соблюдением всех правил этикета.

Восстановление дипломатических отношений происходит обычно так же, как и установление. В каком-то там году Кот-Дивуар разорвал отношения с СССР, но затем новое правительство решило восстановить отношения и выпустили совместное коммюнике.

Понятие международных отношений включает в себя всю гамму процессов, происходящих между народами. Они включают деятельность между организациями различный партий, движений и организаций и так далее. Хотя дипломатические отношения и составляют и большую часть МО, но понятие международных отношений гораздо шире.

Протокол и этикет дипломатического и делового общения Кузьмин Эдуард Леонидович

§ 9. Установление дипломатических отношений

Несмотря на кажущуюся завершенность процесса образования государств политическая карта мира продолжает претерпевать изменения. В результате происходящих в отдельных странах социально-политических событий, их экономического, этнического развития, борьбы народов за независимость появляются новые государственные образования, старые государства становятся подчас достоянием истории. Российская Федерация в своей деятельности на международной арене исходит из суверенного равенства всех наций, больших и малых, их права на свободное самоопределение вплоть до образования самостоятельных государств. При этом в полной мере учитываются принципы территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и другие общепризнанные положения и нормы современного международного права.

Логическим следствием появления нового государства является его признание членами международного сообщества и установление с ним дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности дипломатических представительств, развитие в дальнейшем взаимовыгодных торгово-экономических, культурных и иных связей. Факт установления дипломатических отношений может быть зафиксирован в телеграммах глав двух соответствующих государств: главы вновь образованного государства, сообщившего об упомянутом факте и выразившего желание установить дипломатические отношения, и главы другого государства, получившего эту телеграмму и сообщившего в ответе о признании государства и согласии установить отношения. Существуют и иные формы документального закрепления признания государств и установления с ними дипломатических отношений - обмен нотами, специальные соглашения, коммюнике, заявления.

Как показывает практика, государства предпочитают закреплять договоренности о признании и установлении дипотношений письменно с тем, чтобы избежать в будущем различных толкований или иных недоразумений. В этих же целях обычно осуществляется тщательная подготовка к переговорам об установлении отношений, которые поручаются либо специальной правительственной делегации, выезжающей в страну по случаю провозглашения ее независимости, либо одному из диппредставительств за рубежом - (по «дипломатическим каналам») - Во время переговоров достигается соглашение не только о самом факте установления дипотношений, но и об уровне дипломатических представительств, сроке вступления в действие соглашения, форме документа, фиксирующего его, порядке и сроке опубликования.

В такого рода итоговых документах недопустимы пробелы, двусмысленности, неточности, умолчания и т. п. Здесь, как и в любой другой протокольной акции каждая «мелочь» может со временем перерасти в проблему. Как ни странно, но иногда допускаются и ошибки в формулировках, имеющие нередко в своей основе языковые различия. Например, неприемлема формула «обменяться дипломатическими представительствами в ранге посольств», так как ранги присваиваются людям, а не учреждениям. Следует писать: «обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств» или «обменяться дипломатическими представителями в ранге послов».

Международной протокольной практике известно немало случаев, когда государства по разным причинам прерывают или приостанавливают отношения. А война или другие чрезвычайные обстоятельства (военный путч в стране, вооруженная агрессия против другого суверенного государства и т. п.) могут привести к разрыву дипотношений, сопровождаемому полным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатов и закрытием дипломатических и иных представительств.

При приостановлении или разрыве дипотношений прекращаются все сношения дипломатического представительства с министерством иностранных дел и с другими ведомствами, за исключением вопросов, связанных с ликвидацией представительства и организацией отъезда его персонала. По всем этим вопросам дипломатическое представительство обращается только в протокольный отдел министерства иностранных дел. Представитель протокольного отдела или какой-либо другой представитель властей не присутствует, как это обычно принято, при отъезде главы дипломатического представительства.

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

2.5.6. Установление личности Проверка вашей личности будет необходима до того, как вас начнут воспринимать как выходящего с территории противника. Постоянная опасность, с которой сталкиваются участники группы содействия побегу, - это проникновение в структуру

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

1.3.1. Установление контакта Обретение знакомства связано с созданием благоприятных ситуаций, многие из которых могут возникать совершенно случайно, и здесь главное - не упустить подходящего момента.Оптимальные варианты знакомства по своей сути зависят от профессии,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Установление Шесть ламп в 16 дюймовых отражателях, прикрепленных к 2 дюймовой трубке (взятую у сантехника) укрепляются постоянно под потолком на расстоянии 14 футов от задней стены (фон). Лампы направлены на потолок, но слегка наклонены в сторону задней стены (перед которой

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УС) автора БСЭ

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

47. УСТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Последним из легендарных римских царей был Тарквиний, прозванный Гордым. По преданию, именно его деспотизм и жестокость привели к крушению царской власти в Риме.Тарквиний был женат на дочери предшествующего царя, Сервия Туллия, и решил

Из книги Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники автора Пономарев Вячеслав

Из книги Протокол и этикет дипломатического и делового общения автора Кузьмин Эдуард Леонидович

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Все о правах работника и обязанностях работодателя автора Богданова Н.

Из книги автора

§ 20. Новые виды и формы дипломатических документов Унаследованное от прошлого понятие «дипломатическая переписка» не охватывает ныне существующего многообразия форм письменного (документального) общения государств между собой. Наряду с описанными выше традиционными

Из книги автора

Разрыв дипломатических отношений РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - дипломатический акт, имеющий юридические последствия - прекращение существовавших до этого момента дипломатических отношений. Р.д.о. может иметь место в случаях возникновения между государствами

Из книги автора

Установление царской власти Иван IV Грозный – первый русский царь (с 1547 г.).1533–1584 гг. – правление Ивана Васильевича IV Грозного.1547 г. – коронация Ивана IV в Успенском соборе Кремля. Московское княжество становится царством.Титул: Царь и Великий князь всея Руси.1547 г., июнь –

^

27. Признание государств и установление дипломатических отношений.


Под дипломатическими отношениями понимаются официальные отношения, добровольно устанавливаемые между двумя государствами во всех сферах деятельности (политической, экономической, культурной) и дающие право обмена дипломатическими представителями и представительствами.

Первым шагом к установлению дипломатических отношений является признание того или иного государства и его правительства со стороны другого государства. В соответствии международным правом существуют две формы признания нового государства: признание де-факто и признание де-юре.

Признание де-факто носит неполный характер. Будучи не в состоянии отрицать факт существования государства, правительство другой страны не устанавливает с ним дипломатических отношений, но в то же время вступает в деловые контакты, развивает торговые связи. Иногда такая форма отношений используется в течение довольно длительного периода времени, но в некоторых случаях носит кратковременный характер. Видимо поэтому иногда такую форму именуют отношениями "аdhос", буквально означающие "к этому", "для данного случая". В современной международной практике признание де-факто применяется сравнительно редко.

Наиболее распространено признание де-юре, или полное дипломатическое признание. Оно предполагает установление документально оформленных официальных дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности дипломатических представительств, развитие взаимовыгодных торговых, экономических, культурных и иных связей.

Специально оговоренного где-либо единого порядка установления дипломатических отношений между государствам не существует. Но дипломатическая практика показывает, что страны предпочитают закреплять договоренности о дипломатическом признании и учреждении дипломатических представительств письменно:


  • путем обмена личными нотами;

  • оформлением специального соглашения;

  • опубликованием обеими сторонами соответствующего коммюнике;

  • путем обмена письмами или телеграммами по этому вопросу на высоком уровне.
Документальное оформление достигнутой договоренности исключает в будущем какие-либо недоразумения и различное толкование, причем в указанных выше документах, как правило, определяется ранг дипломатического представительства (посольство, миссия), которым решают обменяться государства.

Известны случаи, когда государства приостанавливают или прекращают (разрывают) дипломатические отношения. Эти отношения прекращаются, например, вследствие войны, вооруженной агрессии против суверенного государства, военного путча или когда один из партнеров изменяет свой государственный статус (например, слияние с другим государством, вступление в федерацию или конфедерацию), при котором ведение внешнеполитических дел передается общему верховному органу.

Разрыв дипломатических отношений сопровождается полным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатических представителей и закрытием дипломатических представительств.

Восстановление дипломатических отношений происходит, как правило, так же, как и их установление, т.е. путем переговоров и обмена соответствующими документами.

Вслед за оформлением акта об установлении дипломатических отношений обычно следует обмен дипломатическими представительствами, которые, как правило, учреждаются в столицах соответствующих государств. В современной практике межгосударственных отношений известны два основных класса постоянных дипломатических представительств - посольства и миссии.

Посольство (или миссия) представляет собой государственное учреждение, находящееся на территории иностранного государства и действующее в полном соответствии с директивными указаниями своего правительства. При этом, осуществляя защиту интересов своего государства его юридических и физических лиц. Посольство (или миссия) не должно нарушать порядок и правила, установленные властями страны пребывания в отношении официальных иностранных представительств. Посольство (или миссия) имеет гербовую печать, гербовые бланки для официальной переписки, пользуется правом поднимать над зданием посольства (или миссии) государственный флаг своей страны. Оно располагает валютными средствами, может открывать текущие счета в банках, владеет движимым и недвижимым имуществом и другими ценностями, необходимыми для осуществления представительством общепризнанных в международном праве официальных функций.

^

28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.


Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Порядок назначения глав дип. представительств:


  1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.

  2. если агреман получен, посол становится persona grata , если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),

  3. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,

  4. посол отправляется в страну пребывания,

  5. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.

  6. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.
Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев.Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.

Дипломатические отношения Украины

1 Юридические основания установления дипломатических отношений

Дипломатические отношения являются составной частью внешней политики любого государства и осуществляются с помощью специально созданных для этого государственных органов. Однако нельзя считать дипломатическими отношениями определены международные контакты, которые осуществляются лицами, которые не входят в состав дипломатически консульской службы, например, журналистами, представителями торговых фирм, политических организаций. Поскольку такие международные контакты не имеют официального характера, они, соответственно, не тянут за собой наступление международно-правовых последствий, то есть определенных прав и обязанностей для государств. Таким образом, для возникновения дипломатических отношений между субъектами международного права нужны определенные предпосылки, а именно: наличие юридических и фактических предпосылок. Возникновение любого нового государства, согласно принципам международного права, означает ее вхождение в международное содружество как равноправного субъекта. А потому с самого начала такое государство в полном объеме наделено международной правоспособностью в частности, правом вступать в дипломатические отношений с другими субъектами международного права. Поскольку дипломатические отношения являют собой двусторонний процесс, то соответствующим важным условием является желание других государств их поддерживать. В этом случае значимой предпосылкой выступает взаимное согласие. Международно-правовая процедура установления дипломатических отношений охватывает несколько взаимосвязанных стадий, которые включают дипломатическое признание, обмен дипломатическими представительствами или поддержание дипломатических контактов другими методами. Первая проблема, с которой сталкиваются новообразованные государства, -- дипломатическое признание их со стороны других государств. В период распада колониальных империй и возникновения значительного количества независимых государств в Африке, Азии и Латинской Америке вопроса международного признания, имели особенное значение. Базовыми при этом были нормы международного права, закрепленная в Уставе ООН, в Декларации о предоставлении независимости для колониальных государств и народов, а также в Декларации о принципах международного права, что касаются государственных отношений и сотрудничества между государствами согласно Уставу ООН. Вопрос признания неоднозначно решалось в период "холодной войны", при этом каждая из сторон такого противостояния отстаивала теорию по-своему. Определенный взнос в процесс выработки демократических принципов признания сделали также страны, которые развиваются. В соответствии с нормами международного права существует две формы признания государств: de jure (юридическое признание) и de facto (фактическое признание).

Дипломатическое признание -- признание как полноправного субъекта международного и, в частности, дипломатического права. Оно касается или новых государств, или правительств, которые пришли к власти неконституционным путем. В таком случае подобный акт означает признание за этим правительством права представлять соответствующее государство на международной арене. Последствиями такого признания является установление дипломатических и других отношений, обмен дипломатическими представительствами, участие, в дипломатических переговорах, принятие в члены ООН и другое международные организации. По форме предоставления дипломатическое признание может быть явно выраженное или молчаливое. Явно выраженное дипломатическое признание наступает лишь тогда, когда есть формальное заявление другого государства в виде декларации, декрета, дипломатической ноты, официального коммюнике, договора, или когда оно приходится к сведению другой стороны любым другим способом. Дипломатическое признание чаще всего оформляется в виде официального заявления главы государства, которое осуществляет признание, главы ли правительства. Иногда такое признание может быть от имени коллективного органа. Молчаливое дипломатическое признание наступает, когда совершается определенный акт, который возможен лишь при условии признания. Среди методов такого признания чаще всего случается установление дипломатических отношений.

Признание правительства таким образом считается тогда, когда иностранное дипломатическое представительство опять возвращается к нормальным отношениям с Министерством иностранных дел страны пребывания. Но тот факт, что посольство не закрыто, вовсе не означает признание, если прекращены любые официальные контакты. Для приема нового государства как член международной организации не нужно ее признание всеми государствами-членами, поскольку последнее происходит преимущественно на двустороннем уровне. В соответствии с существующей международной практикой, дипломатические отношения между государствами могут быть установлены преимущественно в форме взаимного признания de jure. От этого принципа отклонения случались очень редко. В частности, в 1949 г. представитель Израиля в Великобритании был направлен в ранге посла. Рядом с вручениям верительных грамот Великобритания не квалифицировала этот факт как признание Израиля de jure, а лишь de facto. Аналогичной была позиция США в 1919 г. относительно Финляндии. Признание de facto имеет неполный характер.

Основное содержание этой формы признания заключается в том, что, не должен возможности отрицать факт существования государства, правительство другого государства не устанавливает с ней дипломатические отношения. Но при этом он вступает с ней в деловые контакты (например, торговые или культурные). Решение об установлении дипломатических отношений может быть принято одновременно с полным признанием, но порой это происходит несколько позже, например, во время переговоров между двумя заинтересованными сторонами. Иногда переговоры относительно установления дипломатических отношений проводятся правительственной делегацией, которая принимает участие в праздновании дня провозглашения независимости в этой стране, или одним из дипломатических представительств за рубежом. При проведении таких переговоров стороны договариваются о факте установления дипломатических отношений уровень дипломатических представительств, которыми они будут представлены, а также о сроке вступления в силу достигнутого соглашения. Документами, которые подтверждают факт установления дипломатических отношений, могут быть двустороннее соглашение идентичные ноты, которыми обмениваются представители сторон, которые вели переговоры. Ст. 2 Венской конвенции отмечает, что "установление дипломатических отношений между государствами и основания постоянных дипломатических представительств осуществляется за взаимным согласием".

Таким образом, Конвенция выходит из "согласия", то есть обоюдной воли двух государств, но не предусматривает при этом форму такого согласия. Это значит, что это согласие может быть выражено как в письменном виде, так и устно. В международном праве существует правило, которое отражается латинским сроком jus legationis. Оно означает фундаментальное право каждого государства направлять дипломатических представителей в другие государства и, соответственно, также принимать их у себя. Следовательно, право дипломатических представительств может быть как в активной, так и в пассивной форме. Из этого права выплывают и обязательства государств. В то же время нужно отметить, что ни одно государство не вынуждено отправлять или принимать постоянные дипломатические представительства, однако она также не имеет права отказать в принятии дипломатическим представителям. Более того, она не может настаивать на том, чтобы другая страна отказалась от установления дипломатических отношений с любым другим государством. Учитывая это, история дипломатических отношений фиксирует случаи грубого нарушения норм дипломатического права в период существование двух противоположных социально-экономических систем. Это касалось Кубы и других государств, когда нарушалось их активное и пассивное право на дипломатические представительства. Стоит отметить, что хоть право на установление дипломатических отношений четко не регламентировано в Венской конвенции, тем не менее, оно прямо или опосредствовано выплывает из функции международного права, положений Устава ООН, а также преамбулы Венской конвенции, в которой отмечена важность поддержания развития "дружеских отношений между государствами в общественном строе". Это значит, что государства впервые за всю историю существования дипломатического, обычного и кодификацийного, общего или регионального права согласились с новой функцией дипломатических представительств, которая заключается в обязанности последних способствовать поощрению "дружеских отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания".

Анализ экономических факторов отношений между Китаем и Кыргызстаном

Взаимоотношения Казахстана с международными организациями

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является межгосударственным региональным политическим объединением, в состав которого входят 56 государств-участников: все европейские страны, Соединенные Штаты Америки (США), Канада...

Дипломатическая деятельность регламентируется нормами международного права, которые первоначально являлись обычными нормами права, признаваемыми обязательными...

Дипломатическая деятельность государственных органов внешних сношений

министерство иностранный дипломатический Международные отношения представляют собой отношения между субъектами международного права. Эти отношения могут иметь разную природу: государства заключают политические...

Международные гарантии, информационные права и свободы

Основные права и свободы граждан в информационной сфере, основываются на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Объектом правоотношений здесь выступает право на информацию...

Международные стратегические альянсы

Межфирменная кооперация и альянсы, которые мы рассматриваем, не имеют в отличие от инкорпорированных компаний юридического определения как такового. Деятельность альянса определяется, как мы это уже видели в предыдущей части...

Организация Объединенных Наций и ее структуры

Повышение значения СБ ООН и появление новых прогрессивных аспектов его деятельности закономерно порождает у многих исследователей вопрос о том, существуют ли юридические пределы, рамки для решений Совета? Отвечая на этот вопрос...

Основные направления внешней политики Китая с соседними странами

С началом проведения Китаем политики реформ и открытости в 1978г. Его внешняя политика всецело ориентирована на Запад, в основном на США. 16 декабря 1978г. Было объявлено о намерении Китая и США установить дипломатические отношения...

Сотрудничество Великобритании и Германии в рамках Европейского Союза на современном этапе

Сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в годы независимости (1991-2016 гг.)

После распада СССР в постсоветском пространстве появились новые независимые государства...

Становление, развитие и перспективы российско-канадских отношений в контексте нового мирового порядка

Дипломатические отношения между Россией и Канадой были установлены в 1942г., после немецкого вторжения в Советский Союз. Первым советским послом в Канаде был Георгий Зарубин...

Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

Процесс установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС невозможно рассматривать вне того политического контекста и экономических предпосылок, которые сложились к моменту распада СССР. Прежде всего...

Установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией

СССР поддержал резолюцию 181/II, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г., о создании в Палестине двух независимых государств, и таким образом содействовал появлению на карте мира Государства Израиль. 20 апреля 1948 г...

Эволюция взаимоотношений России и Израиля с 1947 г. по настоящее время

9 февраля 1953 года на территорию советского посольства в Тель-Авиве была брошена бомба, в результате чего три сотрудника посольства были ранены, и зданию был причинен ущерб...

На четвертый год военного конфликта на востоке Украины Киев собирается разорвать дипломатические отношения с Москвой. Что изменится после такого действия? Как отреагирует Россия? И чего ждать трудовым мигрантам и политзаключенным? Об этом в студии Радио Донбасс.Реалии мы расспросили эксперта Центра исследований России, экс-посла Украины в Иране Александра Самарского.

– Наличие дипломатических отношений свидетельствует о дружеском характере отношений между двумя государствами, их отсутствие – о враждебном. А какой сейчас характер наших отношений с Россией? Мы дружим? Мы стратегические партнеры?

Мы говорим о том, что Россию нужно привлечь к ответственности. Но если мы обратимся в международный суд, первое, что там скажет Россия, отрицая факт агрессии: «Подождите. У нас дипломатические отношения. Была бы в наших действиях какая-то антиукраинская позиция, Украина бы разорвала отношения». Таким образом, Украина играет на пользу России. Мы вводим в заблуждение международное общество тем, что не разрываем дипломатические отношения с Россией, подменяем понятия «АТО» и «война», оккупированные территории не называем оккупированными и тому подобное.

– Это такой дипломатический сигнал миру, что Украина признает Россию агрессором?

– Это язык дипломатии, свидетельствующий о характере отношений между государствами. На каком основании государства разрывают дипломатические отношения? Даже на основании подозрения, что одна страна должна была поставить оружие в другую и им кого-то убить. Мы же имеем какое количество убитых, миллионы беженцев, при этом считаем Россию стратегическим партнером? Это выгодно Украине? Нет!

Отсутствие с Россией визового режима – это негатив для нашей безопасности

Вопрос от слушателя: «Ваше мнение о введении визового режима с Россией?»

– Отсутствие с Россией визового режима – это негатив для нашей безопасности. Сколько у нас террористических актов против людей было совершено за последнее время? Я как гражданин не чувствую себя в безопасности.

– Если правительство в ближайшее время разрывает отношения с Россией. Как это происходит процессуально?

– Дипломатические отношения были введены постановлением Кабмина и будут другим постановлением разрываться. Это не основная проблема. Признание агрессии России, оккупации Крыма и Донбасса – это должно автоматически вести к разрыву дипломатических отношений.

– Но Украина уже два года не имеет посла в России.

Признание агрессии России, оккупации Крыма и Донбасса – это должно автоматически вести к разрыву дипломатических отношений

– И что? У нас два года не было посла в НАТО. Кроме того, после Крыма и Донбасса за каких-то два месяца были отозваны почти 40% послов, причем профессионалов. Этим был нанесен удар по возможности Украины за рубежом достучаться до иностранного руководства.

– То есть ничего не изменится. Только закроют «крепость» в Киеве, которая называется посольством России?

– Ни для кого не секрет, что посольство российское уже давно там не работает, а сотрудники не ездят на машинах с российскими номерами. И вообще они работают в другом месте. Это посольство, официально здесь имеющее иммунитет, в основном состоит из сотрудников ГРУ.

– Не воспримет ли такое решение Россия как объявление войны?

– Россия непредсказуема. Вот у нас были с ними дипломатические отношения и договоры. Это нас спасло? Крым забрали, на Донбассе вообще непонятно, что происходит.

Вот пишут, что Россия полностью прекратит экономическое сотрудничество. Если бы это ей было выгодно, она бы это сделала давно.

– Если Украина прекратит свои дипломатические отношения с Россией, как тогда быть с трудовыми мигрантами?

– Мне кажется, что на этой теме очень много спекулируют. Разве вопрос украинских гастарбайтеров в России дипломатический? Он экономический. Тот, кто хочет защитить права наших работников, прежде всего должен требовать от правительства создать нормальные рабочие места и условия для развития бизнеса. А не тотально обдирать всех, загоняя бизнес в тень, а людей провоцировать на выезд.

Разрыв дипломатических отношений не ведет к разрыву консульских. Дипломатические учреждения, например, посольства, занимаются политическим и экономическим сотрудничеством. Консульские учреждения отвечают за защиту прав граждан.

Например, Грузия и Россия разорвали дипломатические и консульские отношения. Но есть практика, когда интересы одной страны в другой представляет третья. Кажется, там это была Швейцария.

Не забываем о политзаключенных, заложниках, украинских гражданах, которые живут в Крыму, крымских татарах. Консул третьего государства сделает весомый вклад в решение этих проблем

Таким образом, если будут какие-то проблемы с украинскими трудовыми мигрантами, то их будет решать другое государство, хотя бы Швейцария. И вот вопрос: к кому российская сторона будет проявлять больше уважения и прислушиваться – к украинскому представителю или швейцарскому?

Нужно понимать, что все-таки трудовые мигранты в России – это не тот слой, который там более всего незащищен. Не забываем о политзаключенных, заложниках, украинских гражданах, которые живут в Крыму, крымских татарах. И как раз в этой ситуации консул третьего государства сделает весомый вклад в решение этих проблем.

Вопрос от слушателя: «​Кто будет выбирать эту третью страну?»

– Придется согласовывать кандидатуру с Россией.

– Не затянется ли поиск третьей стороны на годы?

– Нет. Потому что Россия в этом тоже заинтересована. Ведь и ее граждане приезжают в нашу страну.

Вопрос от слушателя: «​Донбасс будет автономным. Как бы мы иначе ни хотели. Следовательно, нужно на каких-то условиях компромиссных, когда будут недовольны и Украина, и Россия, но сделать Донбасс автономным. А, кроме того, без России наша экономика всегда будет слабой, а мы будем бедной окраиной Европы. Поэтому нужно искать пути восстановления экономических отношений с Россией».

Донбасс не будет автономным. Не для того было положено столько жизней, чтобы потом создавалась модель, которая ослабит Украину

– Донбасс не будет автономным. Нет для этого никаких оснований. Это будет другая модель, может, абхазская или югоосетинская, но не приднестровская. Наше общество не позволит этого, ведь не для того было положено столько жизней, чтобы потом создавалась модель, которая ослабит Украину.

Что касается экономики... Россия 25 лет вела экономическую войну с Украиной. Лишь дважды она ее прекращала, когда была первая и вторая чеченская война. На тот момент России было не до игрушек. Таким образом, мы должны сделать так, чтобы Россия сосредоточилась на внутренних проблемах.

– Президент Украины Петр Порошенко говорит, что Украина отдает предпочтение политико-дипломатическому способу разрешения конфликта на Донбассе и аннексии Крыма. Как решать конфликт дипломатично, если нет дипломатических отношений?

– Мы имеем массу примеров, когда проблемы решаются без наличия дипломатических отношений. То же соглашение по ядерной программе Ирана. Кто сидел за столом переговоров? США и Великобритания, а между ними были разорваны дипломатические отношения.

Но я считаю, что никакая дипломатия без силы ничего решить не может. И надеяться на то, что придет Запад и все «порешает», тоже не нужно. Они могут помочь или помешать, но решать все мы должны сами.