Подготовка ткани к раскрою раскрой брюк. Предварительная обработка ткани перед раскроем.Советы практикующих портних. Раскрой ткани начинается с раскладки деталей выкройки

Раз уж мы решили совмещать сразу две должности – швеи и закройщика, необходимо изучить нюансы подготовки ткани к раскрою, а именно: как правильно отличить лицевую и изнаночные стороны материала, а также провести декатировку.

Декатирование ткани перед раскроем

Большинство тканей требуют, чтобы произвели декатирование – легкое увлажнение с целью избегания усадки готового изделия. Это касается практически всех материалов, кроме тканей с ворсом: бархата, вельвета, велюра, а также некоторых синтетических тканей, таких как плащевка, болонья.

Если же вы пожелали пошить изделие из ситца, хлопчатобумажной бязи, фланели, льна, штапеля, то перед раскроем обязательно их намочите. Затем отожмите без выкручивания, осторожно развесьте по направлению долевой нити, поскольку она гораздо менее подвержена вытягиванию. После неполного высыхания, прогладьте ткань с изнаночной стороны в направлении по долевой нити.

Что касается шерстяных тканей и со смешанными волокнами, разложите их на влажную простынь, которую предварительно можно смочить водой с добавлением уксуса (смешайте 2 литра воды с 1 столовой ложкой 9% уксуса). Простынь, на которую будете раскладывать шерсть, должна быть отжатой. Заверните ткань вместе с простыней в рулон, обверните клеенкой, держите под небольшим грузом 2-3 часа. Затем слегка просушите ткань (но не полностью) и отутюжьте по долевой нити с изнанки, через тонкую марлю или ткань.

Ткани с многообразной красочной палитрой проверяют предварительно на стойкость окраски. Для этого проглаживают края через мокрую ткань. Вообще все ткани перед раскроем требуют утюжки, иначе выкройка не ляжет ровно и будет выполнена неточно.

Как различить изнаночную и лицевую сторону ткани при раскрое?

Некоторые виды тканей настолько похожи с лицевой и изнаночной стороны, например шелк, что трудно разобраться и определить, с какой стороны кроить и выполнять швы. Чтобы не мучиться в догадках, обратите внимание на рулон с материалом при продаже:

  • Ткани шерстяные, находящиеся в рулоне, обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – наоборот, лицом наружу.
  • Материалы, сложенные в несколько слоев со сгибом, также складывают лицевой стороной внутрь. Проколы-отверстия в районе кромок, как правило, обращены выпуклостью на лицевую сторону. Также есть различия по структуре ткани: сатин благодаря косым переплетениям нитей с лицевой стороны имеет блестящую поверхность, а с изнанки – матовую. Но если все же ткань с обеих сторон выглядит одинаково, то лицевой считают ту сторону, которая выглядит внешне более качественно.
  • При раскрое бархата и вельвета располагайте детали так, чтобы ворс этих материалов был направлен вверх. Таким образом лучше видна глубина цвета. Если в готовом изделии рядом находятся детали с разным направлением ворса, то при преломлении света они будут казаться разного тона. Во избежание путаницы, на ворсовых тканях с обратной стороны через каждые пол метра ставят стрелки, обозначающие направление ворса. Одежду из ткани с начесом выкраивают наоборот, ворсом вниз.
  • Если на ткани есть крупный узор в виде листьев, веточек, орнамента, то располагать при раскрое его надо симметрично, корешком вниз.

  • И последнее: перед раскроем просмотрите внимательно ткань на наличие дефектов. Если обнаружили дырочки, пятна, узелки, сбой структуры орнамента, то отметьте мелом эти места и данные отрезки при раскрое не используйте. В крайнем случае, их можно задействовать на тех местах, где они визуально не заметны (для обратной стороны ворота, подкройной обтачки и т.п.).

    Как шить лён? Эта ткань по праву считается самым экологичным материалом. Одежда, сшитая из льняной ткани, – лучший выбор для жаркого климата! Шить лён не сложно, однако подготовка к работе и уход за этой тканью имеют свои особенности.

    Мы подробно расскажем о свойствах льна и о том, как шить лён своими руками.

    Особенности льна

    Почему же лён так популярен? Эта ткань, получаемая из волокон льна, имеет замечательные потребительские свойства! Лён отлично впитывает влагу и быстро сохнет, в жаркую погоду одежда из льна снижает температуру тела на несколько градусов. Лён не электризуется, устойчив к загрязнением и даже обладает антисептическими свойствами! Льняные ткани будут служить Вам очень долго. Со временем лён не желтеет, а становится светлее и мягче.

    Основной минус 100% льна – сминаемость и склонность как к усадке после стирки, так и к растягиванию во время носки. Чтобы скомпенсировать эти недостатки выпускаются смешаннее ткани. Лён смешивают с шёлком, вискозой, эластаном, шерстью.

    Полотняное переплетение натурального льна хорошо узнаваемо, его также отличает наличие утолщения на некоторых нитях, вплоть до мелких узелков. Чем меньше таких вкрапления, тем более качественный лён Вы держите в руках. Перед покупкой обязательно проведите рукой по ткани, если есть возможность желательно приложить отрез к телу. Некоторые виды льна могут колоть и оставлять неприятные ощущения на кожи, хотя чаще всего льняные ткани наоборот очень приятны в носке.

    Обратите внимание на то, что лён обязательно даст усадку при стирке. Поэтому покупайте отрез с запасом, примерно на 10% больше рекомендуемого для Вашей модели.

    Выбор модели

    Льняные ткани подойдут практически для любой одежды.

    Обратите вниманию, что во время носки, лён может сильно растягиваться, особенно на местах подверженных сгибу (например, коленях). Поэтому не стоит шить из льна изделия прилегающего силуэта или используйте подкладку.

    Подготовка к раскрою

    Как и все натуральные материалы, льняные ткани нуждаются в обязательной декатировке! Светлые однотонные ткани можно замочить в горячей воде, а ткани тёмных тонов и с рисунком - в воде с температурой до 40 градусов. Если в дальнейшем Вы планируете стирать изделие в машине, так же постирайте и ткань.

    Чтобы избежать перекоса, мы рекомендуем сметать или сострочить ткань по кромкам, сложив её лицевой стороной внутрь. Не используйте отжим, чтобы избежать сильных заломов ткани. Затем просушите ткань, максимально расправив её. Слегка влажный лён отутюжьте горячим утюгом с паром.

    Как шить лён своими руками? Льняные ткани удобны в работе. Их легко кроить, стачивать и они хорошо поддаются ВТО.

    Край льняных тканей часто сильно осыпается, поэтому выкраивайте детали с немного большими припусками. Обработайте припуски как можно быстрее. Если Ваша ткань имеет рыхлую структуру, стоит укрепить флизелином место вышивания молнии.

    Проверьте на кусочке ткани, как ведёт себя шов и если ткань возле строчки «ползёт», проклейте швы узкой полоской флизелина. Строчка должна пройти прямо по флизелину, отступив 1-2 мм от его края.

    Уход за одеждой из льна

    Как уже было сказано, изделия из льна растягиваются в процессе носки, однако восстанавливают форму после стирки. Стирайте лён при той температуре, при которой проводилась декатировка (или указанной производителем).

    Цветные ткани могут линять, поэтому стирайте их отдельно при температуре до 40 градусов средством для стирки цветных тканей. Не используйте отжим на больших оборотах и сушите в расправленном состоянии.

    Влажный лён следует утюжить при высокой температуре с использованием пара.

    Некоторые ткани при стирке дают усадку. Особенно сильно садятся материалы из натуральных волокон, таких как лен, хлопок, шерсть, шелк. Норма усадки ткани может составлять от 1,5 до 10% (она индивидуальна для каждого вида ткани). Это значит, что при высоте штор 2 м 50 см после стирки они могут укоротиться на 3,7-25 см. Чтобы этого избежать, при шитье штор ткань нужно подвергать декатировке, т.е. принудительному усаживанию до начала раскроя. Соответственно, покупать материал нужно с запасом на усадку. Не забывайте об этом, если шьете шторы своими руками.
    Декатировка ткани представляет собой влажно-тепловую обработку с целью исключения усадки ткани в процессе пошива и эксплуатации изделия. Для декатировки ткани в домашних условиях применяется обычный утюг. Существующие для этих целей специальные приспособления - парогенераторы есть смысл покупать, если вы много шьете.
    Хлопчатобумажные, льняные, искусственные ткани следует на несколько минут опустить в теплую воду, слегка выжать, не выкручивая, затем вытянуть лучше всего на палке или перекладине. Не забудьте, что хлопчатобумажные ткани могут линять. Особенно это касается красных и зеленых цветов. Чем больше подвержена линьке ткань, тем менее теплой должна быть вода. Слегка влажную ткань утюжат с изнанки. Утюг при этом ведется по долевой нити. Отрезы ткани для пошива штор имеют внушительную длину, поэтому перед проглаживанием ткани тщательно вымойте пол.
    Шелковые и шерстяные ткани следует увлажнить, завернув их в намоченное и отжатое полотенце (или простынь), оставить в таком положении на 2-3 часа. После ткань утюжится обязательно через проутюжильник.
    На некоторых тканях из искусственных, синтетических и смесовых волокон замины и заломы, образовавшиеся при неаккуратном проутюживании удалить невозможно. Такое редко встречается, но об этом нужно знать.
    Вельвет, бархат, плюш и прочие ворсовые ткани не декатируют. Если возникает потребности в проутюживании, это делают на весу. Можно уложить ворсовую ткань на ткань с таким же ворсом (т.е. ворс к ворсу) и слегка, через влажный проутюжильник, почти не касаясь утюгом ткани, просто обработать ткань паром.
    Искусственную и натуральную кожу, лаке, "мятые" ткани, болонью, не подвергают декатировке.
    Кроме того, некоторые виды портьерных тканей могут садиться постепенно, при каждой стирке понемногу. В этом случае нужно либо делать при шитье дополнительные припуски по нижнему краю, за счет которых, в случае необходимости, можно будет увеличить длину шторы, либо выбирать сразу более длинные шторы, чтобы после стирки они приняли нужную форму. Кстати, сейчас шторы модно делать такой длины, чтобы их можно было укладывать на полу красивыми драпировками. В этом случае усадка материала шторы при стирке - не проблема.

    Разделы: Технология

    Тема модуля: "" Проектирование и изготовление швейного изделия"".

    Тема раздела: "" Технология обработки плечевого изделия"".

    Дидактическое обоснование урока.

    Цели урока:

    • образовательная –
      • ознакомить учащихся с различными спосо бами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
      • научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
    • развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
    • воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;
    • профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    Методическое оснащение урока:

    Материально-техническая база:

    • кабинет технологии;
    • утюг, гладильная доска;
    • сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;
    • ткань для раскроя изделия.
    • видеофильм ""Раскрой ночной сорочки"".

    Дидактическое обеспечение:

    • учебники: ""Технология –7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова.
    • рабочая тетрадь;
    • альбом;
    • дополнительная литература – ""Словарь модельера"";
    • плакат ""Раскладка деталей выкройки на ткань"";
    • учебно-техническая документация:
    • технологические карты;
    • инструкционные карты;
    • инструкционно-технологические карты;
    • информационные карты;
    • объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;
    • образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;
    • материалы для контроля знаний учащихся:
    • карточки-задания;
    • тесты;
    • кроссворды.

    Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    • фронтальная;
    • индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    Межпредметные связи: ботаника – значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

    На классной доске: подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.

    Словарь моды: подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки – различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.

    Литература для учителя.

    1. Примерные программы по образовательной области ""Технология"" В.Д.Симоненко- 2000 г.
    2. Технология – 7 кл.- В.Д. Симоненко – 2000 г.
    3. Технология обработки ткани –7 –9 кл. В.Н. Чернякова –1999 г.
    4. Трудовое обучение – 7 кл.
    5. Литература для внеклассного чтения учащихся
    6. Ты и твоя профессия – М.А.Бендюков.

    Ход урока

    Организационный момент:

    • приветствие;
    • проверка явки учащихся;
    • заполнение учителем классного журнала;
    • проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;
    • настрой учащихся на работу;
    • доведение до учащихся плана урока.

    2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания:

    1. Проверить требования подготовки выкройки, нормы прибавки припусков на швы.

    2. Проверить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.

    3. Актуализация знаний учащихся:

    3.1 Проверка знания материала прошлых занятий по карточкам-заданиям.

    1 2
    4 3
    4
    5 6
    5
    6 7
    7 9 8 8
    9

    4. Изложение нового материала.

    Сообщение познавательных сведений.

    Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

    Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

    Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

    Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

    Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

    Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

    Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

    Подготовка ткани к раскрою.

    1. Определить ткань по волокнистому составу.
    2. Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.
    3. Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.
    4. Проутюжить ткань.
    5. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.
    6. Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

    Раскладка деталей выкройки на ткани.

    При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

    При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

    По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

    При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

    1. Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
      в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
      в разворот- ткань развернута в ширину.
    2. Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.
    3. Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).
    4. Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
    5. Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
    6. Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.
    1. Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.
    2. К первой примерке вырезать только крупные основные детали.
    3. Мелкие детали рекомендуется вырезать после внесенных уточнений.

    Закрепление знаний учащихся.

    Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

    Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

    Физкультминутка.

    Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

    Вводный инструктаж:

    Задание 1.

    Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

    Задание 2.

    Подготовить ткань к раскрою.

    Задание 3.

    Разложить детали выкройки на ткани.

    Контроль.

    1. Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?
    2. Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?
    3. Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?
    4. Правильно ли даны припуски?

    Задание 4.

    Произвести раскрой.

    Контроль.

    1. Все ли детали кроя в наличии?
    2. Нанесены ли контрольные точки по линии талии.
    3. Равномерны ли припуски на швы?
    4. Указано ли направление долевой нити ткани.
    • ознакомление с учебно-технической документацией.
    • предупреждение о возможных трудностях;
    • инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, булавками.

    6.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

    6.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

    6.3.1. Формирование новых умений:

    • проверка организованности начала работы учащихся;
    • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
    • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    Усвоение новых знаний.

    • проверка правильности использования использования учащимися учебно-технической документации;
    • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

    Целевые обходы рабочих мест учащихся:

    • Первый обход: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий;
    • Второй обход: концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
    • Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля.
    • Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.

    Выдать дополнительные работы наиболее успевающим учащимся.

    Заключительный инструктаж.

    7.1. Закрепление изученного материала.

    а) задание на выбор правильной последовательности.

    б) тест: Раскрой.

    7.2. Подвести итоги работы – сообщение о достижении целей урока.

    1. Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
      сообщить оценку качества работы каждого учащегося;
      выставить оценки в журнал и дневники учащихся.
    2. Отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы.
    3. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.
    4. Сообщение о теме следующего урока:
      подготовка деталей кроя к обработке;
      подготовка изделия к первой примерке.
    5. Задание учащимся на подготовку к следующему уроку:
      а) прочитать № 22 стр. 126-129, ответить на вопросы.
      б) Принести: крой, швейные иглы, портновские булавки, мелок или мыло, белые нитки, альбом с образцами стежков (копировальных).
      в) повторить технологию обработки кроя копировальными стежками.

    Проект:

    1. Сделать зарисовки деталей кроя в проектных листах.
    2. Зарисовать план раскладки лекал на ткань.

    8. Уборка рабочих мест.

    «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия»

    Цели урока:

    образовательная – ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани; научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;

    развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;

    воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;

    профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    Методическое оснащение урока:

    1.Материально-техническая база:

    кабинет технологии; утюг, гладильная доска; сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло; ткань для раскроя изделия.

    2. Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор; экран.

    3. Дидактическое обеспечение: презентация; технологическая карта на изготовления раскроя ночной сорочки, учебники: ""Технология –7 кл."" В.Д. Симоненко; ""Технология обработки ткани 7-9 кл."" В.Н.Чернякова,

    учебно-техническая документация: технологические карты; инструкционные карты;

    объект труда: ночная сорочка.

    образцы поузловой обработки : обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;

    материалы для контроля знаний учащихся : карточки-задания; тесты;

    Методы обучения : объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная; индивидуальная.

    Тип урока : комбинированный.

    Межпредметные связи : ботаника – значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.

    Список литературы:

    Технология – 7 кл.- В.Д. Симоненко – 2000 г.

    Технология обработки ткани –7 –9 кл. В.Н. Чернякова –1999 г.

    Трудовое обучение – 7 кл.

    Литература для внеклассного чтения учащихся

    Ты и твоя профессия – М.А.Бендюков

    Ход урока

    Структура занятия:

    I . Организационный момент: 2 мин

    II . Проверка выполнения учащимися домашнего задания: 2мин

    III . Актуализация знаний учащихся 3мин

    IV 10 мин

    V 5 мин

    VI (10мин)

    VII . Усвоение новых знаний. (10 мин)

    VIII . Заключительный инструктаж. 2 мин

    IX . Уборка рабочих мест. 1мин

    I . Организационный момент: 2 мин

    приветствие;

    проверка явки учащихся;

    заполнение учителем классного журнала;

    проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

    настрой учащихся на работу;

    доведение до учащихся плана урока.

    II . Проверка выполнения учащимися домашнего задания : 2мин

    1. Проверить требования подготовки выкройки, нормы прибавки припусков на швы.

    2. Проверить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.

    III . Актуализация знаний учащихся: 3мин

    Проверка знания материала прошлых занятий по карточкам-заданиям. (Приложение)

    IV . Изложение нового материала. 10 мин

    Сообщение познавательных сведений.

    Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.

    Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

    Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.

    Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

    Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.

    Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

    Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

    1. Подготовка ткани к раскрою.

    Определить ткань по волокнистому составу.

    Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.

    Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.

    Проутюжить ткань.

    Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

    Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

    2. Раскладка деталей выкройки на ткани.

    При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

    При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

    По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

    При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

    Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:

    в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;

    в разворот- ткань развернута в ширину.

    Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

    Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку

    Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

    Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.

    Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.

    3. Раскрой.

    Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

    К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

    V . Закрепление знаний учащихся. 5 мин

    Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

    Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

    Практическая работа ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"".

    Вводный инструктаж:

    Задание 1.

    Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

    Задание 2.

    Подготовить ткань к раскрою.

    Задание 3.

    Разложить детали выкройки на ткани.

    Контроль.

    Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

    Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

    Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

    Правильно ли даны припуски?

    Задание 4.

    Произвести раскрой.

    Контроль.

    Все ли детали кроя в наличии?

    Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

    Равномерны ли припуски на швы?

    Указано ли направление долевой нити ткани.

    ознакомление с учебно-технической документацией.

    предупреждение о возможных трудностях;

    инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, булавками.

    VI . Самостоятельная работа учащихся по УТД. (10мин)

    1 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

    2. Формирование новых умений:

    проверка организованности начала работы учащихся;

    проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

    соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    VII . Усвоение новых знаний. (10 мин)

    Проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

    инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

    Целевые обходы рабочих мест учащихся:

    Первый обход: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий;

    Второй обход: концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

    Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля.

    Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.

    Выдать дополнительные работы наиболее успевающим учащимся.

    VIII . Заключительный инструктаж. 2 мин

    1. Закрепление изученного материала.

    а) задание на выбор правильной последовательности.

    б) тест: Раскрой.

    2. Подвести итоги работы – сообщение о достижении целей урока.

    Объективная оценка результатов индивидуального труда учащихся на уроке;

    сообщить оценку качества работы каждого учащегося;

    выставить оценки в журнал и дневники учащихся.

    Отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы.

    Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.

    Сообщение о теме следующего урока: подготовка деталей кроя к обработке,подготовка изделия к первой примерке.

    Домашнее задание: Принести: крой, швейные иглы, портновские булавки, мелок или мыло, нитки.

    в) повторить технологию обработки кроя копировальными стежками.

    IX . Уборка рабочих мест. 1мин

    Презентация