НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. Тема: «Подснежника глянул глазок голубой. НОД по духовно нравственному воспитанию в старшей группе «Если добрый ты

Дата публикации: 17.05.17

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Социокультурные истоки» «Мастера и рукодельницы»

Ф.И.О. педагога Царук Анна Николаевна

Должность: воспитатель

Группа общеразвивающей направленности 7 года жизни

Цель для педагога: Формирование духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективности общения воспитанников

Цель для обучающихся: уметь отличать понятия «профессия» и «хобби», «рукоделие»; уметь работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

Задачи для педагога: прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы»; развивать знания детей о профессиях, о качествах трудолюбивого человека; об отличии понятии о профессии и хобби.

Задачи для обучающихся: проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний; внимательно слушать и объяснять смысл пословиц,

Планируемые результаты: Расширяться представления о значении труда в жизни человека, о выборе будущей профессии; сформируется умение отличать профессию человека от хобби и рукоделия; научиться работать в паре, в микрогруппе, договариваться и приходить к общему решению.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, познавательное

Формы организации, методы и приемы работы: Ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приемы обучения : словесный (беседа, рассказ, объяснение); практическая работа(изготовление куколки-пеленашки из ткани), проблемно-поисковый, (рассматривание иллюстрации, отгадывание загадок); игра-хоровод: «Хоровод-оберег»

Ресурсы: ИКТ: игра «Соедини линией» кузнец, кружевница, художник, столяр, швея, плотник, повар; пирог, рубашка, стул, кружево, дом, роспись, подкова.

Игра «Поле цветов» Иллюстрации отгадок, на вырезанных из бумаги цветах: рубанок, иголка с ниткой, молот, краски и кисть, скрипка.

Для куколки-пеленашки: лоскуток ткани 20+20см, вата, атласная лента.

ИКТ: Иллюстрации к пословицам.

Русская народная мелодия в записи.

Выставка в музыкальном зале. Все экспонаты изготовлены своими руками родителями, сотрудниками и детьми. (Вышивка, изделия из дерева, из бисера, кружева, современные техники: квилинг, валяние, аппликации из бумаги, картона и другие).

1 этап. Целеполагание

Воспитатель

Ребята, послушайте стихотворение, которое нам прочитает … : Ребенок читает стихотворение:

«Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный,

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это – Труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это - Труд!

Что поэт воспевает в этом стихотворении. (Труд ). Сегодня мы с вами поговорим о труде взрослых, об увлечениях и хобби. А кто знает, что такое хобби

2 этап. Актуализация опорных знаний и умений

Работа в ресурсном кругу.

А теперь ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, касаясь друг друга плечами. Чувствуете тепло соседа? Давайте сейчас расскажем друг другу, кем работают ваши родители. Не забывайте ласково задеть соседа, говоря слова, и улыбнуться.

Беседа о значении труда в жизни каждого человека, о выборе будущей профессии, о том кого называют мастером и рукодельницей. Дети встают в круг, рассказывают кем работают их родители.

Работа в микрогруппе:

Игра «Поле цветов».

Как вы думаете, каким мастерам необходимы эти инструменты?

Рассказывают загадки:

1.У конька, у горбунка-

Деревянные бока.

У него из под копыт

Стружка белая летит. (Рубанок)

2.Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Краски и кисти)

3.Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет. (Иголка с ниткой)

4.Ни минуты не молчал,

Все стучал, стучал, стучал. (Молоток)

5.В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет заливается.

Как называется? (Скрипка)

Дети выбирают из множества картинок нужную отгадку.

Задание (ИКТ): внимательно рассмотрите иллюстрации. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу.

Обсуждение 1. В чем проявляется мастерство этих умельцев?

Работа в микрогруппе с пословицами:

«Дорога не работа, дорого умение»

«Каков мастер, такова и работа»

«Без хорошего труда нет плода»

Вопросы: Как вы думаете, чему нас учат пословицы, которые я вам сейчас прочитала? Какая пословица вам больше всего понравилась? Почему? Какие вы знаете пословицы о труде и мастерстве?

Физминутка

Исполняется хоровод с куклой под русскую народную песню «Хоровод – оберег».

Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

3 этап. Основной этап

Вы, ребята, наверное слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница», а «этот – мастер». Кто такая рукодельница?

А кто такой мастер?

Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям. Иногда увлечение или хобби так человека привлекает, захватывает, так ему нравится заниматься любимым делом, что он и профессию выбирает, связанную со своим увлечением.

Входит Рукодельница, достаёт из сундука тряпичную куклу.

Рукодельница: - Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки.

Из каких материалов они сделаны?

Что умеют делать ваши игрушки?

Откуда они берутся?

А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.

До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь, душу.

Ребята, а Вы хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу?

Перед вами на столе лежит кусочек ткани – лоскуток (какой он формы?) Из него мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – пеленашку. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.

Положите лоскуток перед собой так, чтобы сверху был один уголок, а внизу – другой. В середину положите кусочек ваты. Загнём верхний уголок вниз, а нижний – наверх, свернем левый и правый уголки – получилась куколка-пеленашка. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. Выполняют практическую часть, изготавливают куколку-пеленашку.

Самостоятельная работа под русскую народную мелодию.

4 этап. Итоги занятия. Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, давайте друг другу пожелаем что-нибудь хорошего и доброго.

Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает воспитатель : «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания.

Воспитатель тихонько раскачивает все ладошки со словами: - Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, как будто рассыпая их.

Используемая литература:

1.Истоковедение. Том 15,- М.: Издательский дом «Истоки», 2013.-160с.

2.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е. дополненное.- М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224с.

3.Истоковедение. Том 11,- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320с.

Номинация « Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию»

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

для детей второй младшей группы

«Доброта спасет мир!»

МБДОУ Тарасихинский детский сад «Рябинка», г.о. Семеновский, Нижегородской области

Воспитатель: Иванченко М.Н.

2017 год.

Пояснительная записка.

Актуальность: В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОС они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.

Цель:

Духовно – нравственное развитие личности младшего дошкольника.

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).

Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Задачи:

Образовательные: формировать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.

Развивающие: развивать эмоционально - чувственный мир детей. Расширять словарный запас, активизировать речь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты, сопереживания, дружелюбия; желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, проявить заботу.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

«Познание»

«Художественное творчество»

«Коммуникация»

«Музыка».

Предварительная работа:

Чтение сказок, беседы на нравственные темы;

Прослушивание музыки «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта»);

Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций;

Беседы о православии, о православных праздниках, о добре и зле;

Просмотр мультимедийных презентаций.

Материал и оборудование: лепестки из цветного картона; бумага белая, цветные карандаши, свеча, картинки (зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка), диск с фонограммой песни «Улыбка».

Методы и приемы.

Наглядный: (показ, демонстрация)

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра, драматизация.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу под музыку, на экране изображено солнышко.)

Воспитатель:

Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши…

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята знаете о ком или о чем можно сказать «добрый» – о человеке, людях и их поступках, о пути, встрече.

Воспитатель:

Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети:

Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель:

А если человек недобрый, он какой?

Дети:

Злой, грубый, жадный.

Воспитатель:

Ребята, доброту потрогать нельзя, у нее нет ни запаха, ни вкуса. Но доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.

Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.

Воспитатель:

Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас послушать стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:

Прекрасное стихотворение. Ребята, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (ответы детей). Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам что настроение у вас хорошее. Оно улучшилось. Хотите, я отгадаю почему? (ответы детей). Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? (ответы детей). А кто такие друзья? (дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением). Ребята, а какими должны быть ваши друзья? (дружные, хорошие, веселые, вежливые и так д.). А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и так далее).

Воспитатель:

Я предлагаю вам поиграть в уже нам знакомую игру «Цветонастроение». И тогда нам сразу станет ясно у кого какое настроение. (Предлагаю детям выбрать такой цвет лепестка, который соответствует их настроению, а остальные дети угадывают. Лепестки собираем в «ромашку настроения»).

Воспитатель:

Ой, ребята, смотрите, к нам в гости пришел зайка. Да что-то он не веселый. Давайте спросим его, что с ним случилось?

Заяц:

Я ищу себе друзей. Можно я останусь с вами?

Воспитатель:

У нас все дети дружные, они не обижают друг друга. Давайте примем его в свою группу? Посмотри, зайка, какая у нас группа светлая, большая, уютная. Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.

Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

Дети, а что может обидеть человека? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).

Можно обиду потрогать? (Нет).

Есть ли у неё запах, вкус? (Нет).

Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).

Воспитатель:

А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).

Воспитатель:

А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, а что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения, не говорить грубых слов).

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Воспитатель:

Ребята, нашему зайке тоже понравилось играть, а давайте его пригласим ещё к нам в детский сад (ответы детей).

Заяц:

Ой спасибо, ребята, мне так у вас понравилось. Я очень рад, что нашёл много друзей. Я к вам обязательно приду ещё, сейчас мне пора к мамочке. Спасибо вам и до свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель:

Ребята, а сейчас посмотрите вот на эту картинку. [ 1, с.69 ] .

Что нарисовано на картинке? (Девочка молится. Она о чём–то просит Матерь Божью).

Воспитатель:

Мы не знаем, о чём она просит, но, возможно, она просит научить её прощать обидчиков.

Воспитатель:

А ещё я хочу вам рассказать о таком дне как Прощёное воскресенье. Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.

Дидактическая игра «Парные картинки».

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов (показать картинки) – зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети:

Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

Воспитатель:

Молодцы ребята!

Воспитатель:

Ребята, давайте все улыбнемся друг другу, посмотрим нежно в глаза, попросим друг у друга прощения и забудем все обиды.

Воспитатель:

Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем улыбку ваших родных и близких, друзей.

Творческая деятельность «Улыбка».

(Дети под музыку песни «Улыбка» рисуют портреты).

Итог занятия:

Воспитатель:

Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».

Рефлексия .

А теперь рассмотрим все рисунки и выберем самые лучшие.

Запомните, ребята, вот эти добрые слова, которые помогают мириться и прощать все обиды.

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Список литературы:

  1. Хрестоматия 2, с. 69
  2. Шевченко Л.Л.«Добрый мир» по духовно-нравственной культуре

воспитатель Т.А.Кравченко

Тема : Золотые купола России.

Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.

— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Задачи :

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

  1. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.

Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.

Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.

Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.

Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.

Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам,

Скрылась за рекою, белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где – то за дорогой замирает звон.

— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).

— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)

— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)

— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).

По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.

Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.

— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.

Примерные рассказы детей .

«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.

Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.

Проводиться игра «Острова».

Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».

Вопросы к детям:

  1. О чём говорит эта сказка?
  2. Чему она учит нас?
  3. Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
  4. Какой барашек в сказке?
  5. Какова лиса?
  6. Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?

Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».

Литература:

  1. «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
  2. «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
  3. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./
  4. «Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г./

Организация: МБДОУ Д/с №86

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Программное содержание:

Обучающие задачи: уточнить представление детей о весенних изменениях в природе. Учить разгадывать загадки о признаках весны.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство радостного ожидания весенних перемен и праздников.

Развивающие задачи: развивать мышление и связную речь детей: отвечать на вопросы, давать развернутые объяснения. Развивать наблюдательность, способности примечать новое, необычное в привычных явлениях, любоваться красивым, трогательным в природе. Развивать способности передавать свои впечатления и чувства в художественной форме.

Материал к занятию:

  1. Иллюстрации весенних пейзажей, иллюстрация детей сидящих на заборе, иллюстрации праздников «Пасха», «Вербное воскресенье», «Георгий Победоносец», «Жены-Мироносицы», «Троица», «Рождество», «Новый Год».
  2. Колокольчик для каждого ребенка.
  3. Специально подготовленная дидактическая игра «У всего свое место».
  4. Видео-презентация подснежника.
  5. Пластиковые крышечки от коробочек из-под пищевых продуктов.
  6. Цветной пластилин, дощечки для лепки, салфетки для каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Загадка: Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей.

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Познавательная беседа с детьми.

Как называется первый весенний месяц? (Март)

В народе его называют «утром года». Как вы думаете, почему? (Это особое время года, когда пробуждается и обновляется природа).

С давних времен праздновали встречу весны. Дети закликали весну, забираясь повыше на заборы и крыши домов. Давайте и мы с вами позовем весну.

Приди к нам, весна, с радостью!

С великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем.

Март, март – солнцу рад!

Апрель, апрель – откроет дверь!

Май, май – сколько хочешь гуляй!

Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Как мы узнаем, что идет весна? (По приметам)

Назовите первые весенние приметы (Звенит капель, чернеет и тает снег, голубое небо, солнце высоко, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появляются первые весенние цветы)

Развивающая игра «Узнай праздник»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением православных праздников. Когда видят весенний праздник – звонят в колокольчики.

Дидактическая игра «У всего свое место»

Дети подходят к картине, на которой изображен весенний пейзаж: на лужайках тает снег, с крыши деревенского дома свешиваются сосульки, на проталинках появляется первая зеленая травка, кое-где распустились первые цветы. Птицы вьют гнезда.

В специальные прорези вставлены кружочки, на которых изображены характерные детали общего пейзажа:

Распустившиеся на проталинке подснежники;

Собака, сидящая у будки;

Кошка, греющаяся на заборе;

Курица с цыплятами;

Летящие по небу птицы;

Птица, сидящая в гнезде;

Сосульки на крыше.

На панно устроить «смешную путаницу»: картинки поместить не на свои места (цветы подснежника – на дерево и т.д.)

Посмотрите, что не так не картине? Объясните, почему так не бывает и поместите картинку туда, где она должна быть.

Физминутка «Цветы выросли»

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко (поднять руки вверх, встать на носки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебельки качал. (Наклоны туловища вправо и влево)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не ломай! (Бег на месте)

Пусть они цветут, растут,

Всем радость несут!

Общение с детьми о весенних первоцветах

Предложить детям перечислить весенние первоцветы. (одуванчик, мать и мачеха, подснежник)

Попробуем разобраться почему подснежник получил такое имя. (Потому что это первый весенний цветок, который из под снега тянется к солнцу – это маленькое растение может выдержать большой десятиградусный мороз.)

Чтение стихотворения П.Соловьевой «Подснежник» с презентацией подснежника и последующей беседой (читает ребенок)

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу: погода тиха и ясна;

Скажите, ведь, правда, что это весна?»

Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», с «зеленой ножкой»?

Почему подснежник «потягивается», как будто после сна? (растет, тянется к солнцу)

Продуктивная деятельность

Дети делают поделку: «рисуют» пластилиновые картинки с белыми подснежниками на голубом фоне. (Звучит произведение П.И. Чайковского «Подснежник»)

Правила поведения в природе

Чтобы подснежники нас всегда радовали, что нам нужно делать? (любить природу, не срывать и не топтать цветы, а любоваться их необыкновенной красотой)

Читает воспитатель: Если Я сорву цветок,

Если Ты сорвешь цветок

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ

Если МЫ сорвем цветы…

Рефлексия.

Литература:

  1. Гладких, Л.П. Основы православной культуры: научн-метод.пособие для педагогов детских садов/ Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Е.М. Меньшиков: Курск. Гос.универс. – Курск, 2008.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е \. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Издательство «Учитель» 2013г.
  3. Хрестоматия по детской литературе. Издательство «Просвещение», 1988.

НОД ПО ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.
ТЕМА: «В МИРЕ ДОБРОТЫ»
Цель:
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом
качестве человека, представления о важности и необходимости просить
прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища,
искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки
культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать
к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Материалы:
Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная
книга, грязная чашка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с
улыбкой.
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра
дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Небу ясному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши...
Дети:
Вам привет от всей души!
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение
было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем
глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем
сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит
доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг
другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она
сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго
утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики.

Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное
слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово­доброта. В
давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко ­
доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и
скажите, о ком или, о чем можно сказать «добрый»?
Ответы детей:
О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.
Воспитатель:
Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети:
Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети:
Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть
стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы
узнаем ­ легко ли быть добрым?
Дети рассказывают:
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:

Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это
удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Воспитатель:
Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой
белья.
Физкультминутка «Мы белье полощем сами»
Дружно помогаем маме ­
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Воспитатель:
Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в
эту минуту?
Дети:
Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель:
Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга
ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный
материал).
Воспитатель:
Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов­ зернышки, цветок,
сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый
поступок можно совершить с их помощью?
Дети:
Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать,
книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель:

Молодцы ребята! Доброта - это важное человеческое качество, которое
имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети:
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети:
За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не
обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем
игру «Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем
вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой ­ друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Итог занятия:
Воспитатель:
Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном
человеческом качестве­доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим
друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе
слово «Спасибо, до следующей встречи!»