Национальный костюм индейцев. Какую одежду носили индейцы североной америки, и как на самом деле выглядели их знаменитые головные уборы. Образы с улиц для вдохновения
Одежда. Украшения
Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки, мундиры, шляпы, платки, шали. Тем не менее всё это уступало по прочности и теплу бизоньим шкурам, и большинство индейцев одевалось зимой именно в них, чтобы уберечься от мороза. Летом шкуры лежали, обработанные жиром и землей от насекомых-вредителей, и индеец гордо ходил в ситцевой рубашке, шерстяном одеяле и суконных леггинах. Но любой обуви индейцы предпочитали всё же традиционные мокасины. Традиционная кожаная одежда использовалась также в религиозных церемониях, на охоте и на войне. Она была своеобразно устроена и украшена бисером, иглами дикобраза, перьями и ценилась более высоко, чем любые европейские товары. Однако, мужская набедренная повязка из красного или темно-синего сукна, а также шерстяные одеяла стали неотъемлемой частью индейского костюма.
Принцип изготовления одежды
1. Раскрой и общий вид военной рубахи:
а) вышитая бисером или иглами дикобраза полоска оленьей кожи.
б) скальповая прядь.
2. Раскрой кожаных леггин
3. Общий вид кожаных и шерстяных леггин
4. Выкройка и общий вид мокасин с твердой отдельно пришивающейся подошвой:
а) суконная обшивка; б) формы язычков.
5. Орнаменты на мокасинах:
а - Сиу; б - Ассинибойны; в - Кроу; г - Команчи; д - Черноногие; е - Чейенны.
Мужская одежда включала в себя рубаху, леггины - две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка - длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади.
Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный - с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи.
В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом; могла быть использована и сшитая из одеяла своеобразная длинная шинель с капюшоном - так называемый капот. В сильный холод надевали рукавицы и примитивного покроя меховые шапки.
Насколько богато украшалась одежда воина, зависело от его боевых заслуг. Основной отделкой служила вышивка из игл дикобраза или позднее из бисера. Она пришивалась на рубаху - на рукава, плечи - и на леггины. В старину часто украшали рубаху на груди и на спине большим круговым орнаментом. Узоры обычно заключали в себе магический смысл - рубаха обретала защитные свойства, оберегая своего хозяина. Да и без всякой мистики широкие бисерные полосы играли роль панциря. Бисер, который индейцы покупали или выменивали у белых торговцев, представлял из себя стеклянные бусинки, порой довольно крупные (так называемый «конский бисер»). Они вполне могли защитить от скользящего удара ножа или стрелы.
Все традиционные рубахи отделывались бахромой - или из длинных полосок кожи, или из шкурок горностая, или из скальпов. Бахрому из скальпов носили только выдающиеся воины. Человеческие волосы часто чередовались с конскими. Последние символизировали захваченных лошадей, а если были выкрашены в красный цвет, обозначали убитых в бою лошадей, принадлежавших хозяину рубахи.
Нередко рубаха покрывалась рисунками и знаками, отражавшими славные боевые деяния. Например, поперечные полоски на рукавах показывали количество ку, подковы - число захваченных лошадей, трубки - сколько раз индеец был предводителем военного отряда и т. д. Иногда рубаху раскрашивали в два цвета - верх в сине-зеленый, символизирующий небо и мир, низ - в красно-коричневый, соответствующий земле и войне.
Леггины во многом повторяли отделку рубахи, тоже обладали магической силой и отражали послужной список хозяина.
Надо сказать, индейская одежда, в том числе и военная, зависела от моды. Менялись крой и формы, вышивки и разрисовки. Пожалуй, каждое племя имело своеобразную и характерную технологию изготовления одежды и собственный стиль вышивки. Человек с наметанным глазом безошибочно определял по одежде, из какого племени индеец. Например, у мокасин даже подошва имела определенную форму, и по её отпечатку опытный разведчик опять же мог узнать, индеец какого племени оставил следы. И уж тем более орнамент и отделка мокасин, несмотря на множество вариаций, говорили всё об их владельце.
Вождь канадских Ассинибойнов (Стони) в парадной одежде 1870–1900 гг.
Вышивка бисером
I. Техники и стили вышивки:
а) Ленивый стежок;
б) Стежок «Кроу»;
в) Стежок на месте.
г) Общий вид вышивки ленивым стежком
Такую технику применяли Сиу, Чейенны, Арапахо, Ассинибойны, Гро-Вантры, Кайова, Команчи, Пауни, Понка, Омаха, Кайова-Апачи, Арикара, Хидатса, Манданы, Шошоны.
д) Общий вид вышивки стежком «Кроу»
(Кроу, Черноногие, Сарси, Кри, Банги, Ассинибойны, Гро-Вантры, Юта, Шошоны, Хикарилья, племена плато).
е) Общий вид вышивки стежком на месте
Эта техника использовалась при вышивке так называемых «растительных орнаментов». Растительный орнамент характерен в основном для племён «фермеров» центральных и южных равнин (Понка, Омаха, Канза, Кэддо, Оседжи и др.) и для кочевников северных равнин (Сарси, Кри, Черноногие, Банги, Стони), хотя такие орнаменты использовали все племена, пожалуй, за исключением Чейеннов и Арапахо.
II. Значение Бисерной Символики:
1, 2. Человек.
3. Голова.
4. Глаз. 5. Сердце.Бизонья накидка или попросту выделанная шкура бизона нередко служила не только одеждой, но и как бы зачетной книжкой воина. На ней изображались боевые заслуги хозяина - геометрические фигуры или пиктографические картинки, эдакие пляшущие человечки, главный из которых - обладатель накидки - жестоко расправляется со своими врагами.
Особого внимания заслуживают украшения-панцири из так называемых хэа-пайп - «волосяных трубок». Их так назвали потому, что первоначально использовали как украшения для причесок. Они появились у индейцев равнин к 1800-м годам. Украшения изготавливались в Нью-Джерси и попадали к индейцам от белых торговцев. Сначала это были трубки из раковин «конча», позднее из меди или серебра. Но металл не пользовался популярностью. Со второй половины XIX века распространились костяные трубки - с этого времени можно вести отсчет эпохи хэа-пайп, которая длится до сих пор. Шейное украшение из нескольких рядов костяных трубок стало как бы символом принадлежности к индейской нации. Кроме ожерелья, хэа-пайп использовались как подвески к серьгам, бусы и даже большие нагрудные украшения, которые одновременно служили и панцирем, для этого трубки соединялись в несколько рядов и закрывали грудь и живот воина. А иногда такой панцирь доходил до колен. Наибольшей популярностью хэа-пайп пользовались у индейцев южных и центральных равнин- Кайова, Команчей, Кайова-Апачей, Арапахо, Чейеннов, Оглала-Сиу.
Среди этих же племен были распространены довольно массивные нагрудные украшения из мельхиора - большие кресты или различные пекторали. Они украшались гравировкой и подвесками из металла. Подобные пластины опять же могли защитить от ножа, стрелы и даже пули.
Крест и пекшораль из мельхиора
Все индейцы любили медали. Они носили их на груди на шелковых лентах, иногда по нескольку штук. Медали попадали к индейцам: с востока - американские, с северо-востока - английские, с юго-запада - испанские, с северо-запада - русские. Все белые колонизаторы при заключении договоров обязательно вручали индейцам медали «в знак мира и дружбы». Медаль являлась гордостью вождя или воина, и при любом мало-мальски удобном случае он надевал её как знак признания его заслуг и значимости, да и просто как красивую вещь.
Большую популярность среди степных индейцев имели экзотические раковины денталия и каури, которые шли на расшивку одежды, на изготовление ожерелий и серег. Из традиционных материалов использовались большие речные раковины, молочные зубы лося, когти медведя.
Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом. Нередко мокасины и леггины составляли одно целое, и напоминали скорее высокие сапоги. Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы. У дочери богатого индейца иногда платье было целиком расшито бисером.
Одежда женщины-воина в общем не отличалась от обычной женской одежды, разве что в торжественных случаях надевались мужской головной убор из перьев или медаль. Впрочем, известен случай, когда девушка-воин во время военного похода носила мужскую одежду.
(индейский, ковбойский и гавайский) относятся к американскому . И сегодня разберет их их по косточкам. Приступим?
Самый американский стиль одежды - индейский
Для индейского этно-стиля характерны определенные тяжелые материалы и присуща своя цветовая гамма. Например, ткани из натуральных волокон - исторически сложилось использование льна и хлопка для выработки тканей различного назначения. Именно от индейцев пошло широкое использование бархатистой замши и дубленой кожи. Есть и традиционные цвета, в которые окрашиваются индейские изделия, это сине-красно-желтая гамма. Коричневый цвет также представлен самым богатым разнообразием оттенков - от кофейного до .
В индейском вы найдете туники, платья, жилетки и юбки с бахромой, украшенные вышивкой и узорами этнического происхождения. Красивая обувь с вышивкой и бусинками, замшевые мокасины, сапоги из кожи, обрамленные бахромой и кистями... Кроме того, индейские дамы с удовольствием носят пончо - индейское изобретение. Не менее интересны аксессуары от индейцев, сумки в виде торбы с перьями , рисунком и оригинальные завязки на волосы.
![](https://i2.wp.com/cvet-v-odezhde.ru/images/multithumb_thumbs/b_300_0_16777215_00_images_stories_stili_amerikanskie-stili_amerikanskii-stil-odezhdy-2.jpg)
Ковбойский стиль одежды: американские фермеры делают моду
Для ковбойского стиля характерны другие материалы и цвета, нежели для индейского стиля. Это, преимущественно, серые, белые, голубые тона и различные оттенки цвета. Из материалов - хлопок и лен, а также деним и кожа, имеющая состаренный вид.
Ковбойский стиль пестрит заклепками и металлическими застежки с молниями на верхней одежде. Распространены брюки и жакеты, выполненные в мужском варианте. Американские джинсы? Конечно! Либо классические, либо облегающие. Выбор расцветок небогат - черные или голубые. Женщины носят длинные юбки и платья с корсетами, а также сарафаны. Вся эта одежда богато снабжена кружевом и воланами.
Плечевые изделия представлены белыми блузками, или ткани. Футболки и топы имеют винтажные изображения Микки-Мауса, объявлений о розыске образца прошлых лет либо звезд шерифа. Особенно часто звезда шерифа украшает ковбойскую шляпу.
![](https://i0.wp.com/cvet-v-odezhde.ru/images/stories/stili/amerikanskie-stili/amerikanskii-stil-odezhdy-9.jpg)
Аксессуары и обувь в ковбойском стиле
Из аксессуаров обязательна шляпа - без нее не обойдется почти ни один истинно американский наряд - и шейный платок, свисающий на груди уголком вниз. Ремни - обязательно с пряжками, сумки - бахромистые.
Сапоги имеют характерные очертания: длинный, слегка загнутый носок, скошенный каблук (так называемые ковбойские сапоги или сапоги в стиле вестерн).
![](https://i2.wp.com/cvet-v-odezhde.ru/images/multithumb_thumbs/b_300_0_16777215_00_images_stories_stili_amerikanskie-stili_amerikanskii-stil-odezhdy-4.jpg)
Правда, изготовители сапог на этом фото явно перегнули палку носок:
![](https://i2.wp.com/cvet-v-odezhde.ru/images/multithumb_thumbs/b_300_0_16777215_00_images_stories_stili_amerikanskie-stili_amerikanskii-stil-odezhdy-5.jpg)
Каких-либо строгих правил в этом нет: можно не надевать длинные платья, а обойтись мини-юбкой или шортами с легкой рубашкой.
![](https://i0.wp.com/cvet-v-odezhde.ru/images/multithumb_thumbs/b_300_0_16777215_00_images_stories_stili_amerikanskie-stili_amerikanskii-stil-odezhdy-3.jpg)
Примерно так выглядит современная девушка "cowgirl":
![](https://i1.wp.com/cvet-v-odezhde.ru/images/multithumb_thumbs/b_300_0_16777215_00_images_stories_stili_amerikanskie-stili_amerikanskii-stil-odezhdy-6.jpg)
Гавайский американский стиль
От слов «гавайский стиль» веет архипелагом в окружении океана, теплом и цветочным ароматом. Царит буйство красок и цветов, которые сверкают везде: в гирляндах на шее и венках на голове, на топиках, юбках и
Один из ранних путешественников отмечал: «Видя воина, разодетого в лучшие одежды, идущего со своей женой, чье одеяние практически лишено украшений, я не мог не подумать, что это соответствует закону природы, как в случае с павлинами, оленями, да и почти всеми представителями животного мира, где самец щедро украшен, тогда как самка блекла и не украшена».
Одежда индейского мужчины, как правило, разительно отличалась в разных обстоятельствах. Если человек находился в лагере или на охоте, она была простой и удобной, но в военном походе, при перекочевке и проведении различных одевались богато и красочно. Молодые люди, ухаживающие за девушками, также могли разодеться в лучшие одежды и расхаживать по лагерю, выставляя себя напоказ. Брекенридж писал по поводу арикаров: «В основном они ходят обнаженными. Одежда, которую они иногда надевают, служит скорее для украшения, чем для удобства. Состоит она из , сшитой из выделанной кожи антилопы, украшенной иглами дикобраза и выкрашенной в различные цвета, и пары , украшенных таким же образом. На правое плечо они накидывают выделанную бизонью шкуру с оставленной на ней шерстью, а на левое надевают колчан... На шее некоторые носят ожерелье из когтей гризли. К пяткам мокасин некоторые из них прикрепляют лисьи хвосты, а к леггинам подвешивают оленьи копытца так, чтобы они гремели во время ходьбы».
Повседневная мужская Дикого Запада первой половины XIX века состояла из набедренной повязки, леггин и мокасин. В холодную погоду надевали бизонью накидку мехом внутрь, а на Северных равнинах еще и пользовались кожаными рубахами и рукавицами. Наиболее красивые одежды, по мнению белых современников, носили обитатели Северных равнин. Особенно выделялись кроу. Одежда жителей Южных равнин, например команчей, была проста и не так украшена бисерными орнаментами. Даже у различных групп и общин одного племени одежда могла несколько отличаться друг от друга. Так, одно из племен черноногих - кайны (или блады, от англ. blood - кровь), - получили свое название, потому что любили выкрашивать одежду охрой. У команчей одни общины предпочитали шить одежду из оленьей кожи, а другие - из антилопьей. Кроме того, южная часть племени носила более темные одежды, чем их северные сородичи.
Обычно по одежде воина можно было достаточно точно определить, к какому племени он принадлежал, но не всегда. Барбара Хэйл, куратор Хаффенреффорского музея антропологии, очень точно заметила относительно идентификации индейских вещей, что существует большая разница между «сделано теми-то» и «получено от тех-то». Многочисленные межплеменные браки и захват пленниц приводили к тому, что женщина шила и украшала вещи мужа привычными для себя орнаментами. Кроме того, в боях индейцы захватывали не только скальпы и лошадей, но также оружие, одежду,
Твитнуть
Класснуть
Бахрома, вышивка, замша; характерные геометричные узоры и плетение... Все это становилось модными трендами последних лет вроде бы само по себе. Но вдохновение дизайнеры черпают постоянно в одной и той же культуре. Она настолько же узнаваема, насколько же и спорна в использовании дизайнерами. Больше скандалов было только вокруг использования в моде религиозной символики и исторически негативных ассоциаций (например, связаных с фашизмом). Почему? В первой части - интересные факты истории распространения национальных мотивов, уличный стиль и народная любовь на протяжении веков.
На самом деле культура индейцев обширна - обе Америки. Сильно ли отличаются обычаи и одежды, скажем, индейцев Перу от индейцев штата Дакота? Прилично. Но для нас они, как и китайцы - одна культура. Хотя и в Китае, и в Америке проживает множество народностей со своими самобытными обычаями, узорами, любимыми цветами, материалами и т. д. За что же мы любим играть в индейцев? Ответ дизайнеров на этот вопрос будет во второй части статьи, здесь же мы рассмотрим общее стилистическое развитие.
В чем специфика восприятия этники?
Обычно в современной одежде используется не полностью идентичный костюм, и даже не аутентичные вещи (хотя некоторые детали, зачастую аксессуары, приобретаются модниками в этно-лавочках, но обычно это как раз то, что индейцы делают на продажу). Используются те черты "первобытности", которые в нашем обществе считаются положительными.
Так, любовь к свободе, жажда жизни и позитивный взгляд на мир - считаются хорошими чертами. А вот примитивность и бедность - наоборот, отрицательными, которые перенимать не желательно. Потому яркие узоры, натуральность и нарочитая грубость материалов, перья и кость - перенимаются. А вот полный костюм, проколотые носы и губы (именно в оригинальной манере, мы не про пирсинг, распространенный у субкультур), прически и маникюр (его отсутствие), обветренное лицо - не приветствуются. Для сравнения, фото настоящих индейцев и фотосессии "в стиле":
Вожди Сиу
Девушка Сиу
Семья Сиу:
Современные "размышления на тему" всерьез:
И то, что делается во имя красивых фотосессий людьми, абсолютно далекими от культуры:
Также не имеет смысла перенимать символизм культуры. Вот почему индейцы, с одной стороны, продают вещи с национальными узорами, а с другой - возмущаются, когда мы носим их без всякого понимания, что они означают.
Марки одежды, всегда связанные с индейской тематикой
Как известно, производство одежды и сувениров с индейской тематикой - одна из основных статей доходов индейских племен сегодня. Поэтому, к примеру, те же Навахо часто судятся с производителями одежды, в том числе и от-кутюр. Но есть марки, которые традиционно связаны с историей США и у которых с индейцами вполне теплые взаимоотношения.
К примеру, Пенддлтонская шерстяная фабрика (Pendleton Woolen Mills). Хотя и там не все гладко (из-за коллекции одеял с аутентичными узорами у них были трения), но, по крайней мере, эта продукция носится и самими индейцами, в том числе. Бренд известен на родине, примерно как Barbour в Англии. Очень традиционная (полторы сотни лет уже работают), очень уважаемая фирма. Качество, известность, история. Начинали с одеял с традиционным узором навахо. Сейчас Навахо с ними судятся, но это не Urban Outfits с их бельем, у Пенддлтонской фабрики прав на узор поболее. Когда они начинали, Навахо еще не знали, что такое "торговая марка".
(для тех, кто занимается рукоделием - они геометричны, идеальны для вязания спицами и крючком, вышивания крестиком и бисером)
Все эти узоры можно встретить на пончо, на рюкзаках, на одеялах... В конце-концов, фирма расширила традиционный ассортимент.
Но основной статьей дохода и гордости до сих пор являются их пледы.
Другая, не менее известная спортивно-загородной продукцией фирма - Ralph Lauren, занялась в 80-х годах популяризацией американского стиля в мировой индустрии моды. Благодаря ему, Ральфу, стали популярны вещи в стиле кантри, куда проникла, разумеется, и индейская тематика. Это он стал украшать свои замшевые куртки бахромой и использовать пончо в образах на подиуме.
Исторические предпосылки «индейской темы» в мировой моде
Как видим, компании, выпускающие модели "в индейском стиле" в Америке были популярны всегда. Индейские мотивы составляют часть неповторимого американского стиля, наравне с кантри, кэжуалом и стилем "канадских лесорубов", спортивным и деталями этно-стилей Испании и Африки.
Но в 60-70-е года движение хиппи вывело этно-мотивы на новый виток осмысления. Итак, индейская тематика - уже не только часть стиля кантри, но и неотъемлемая составляющая стиля хиппи. Который сегодня возрождается снова в виде бохо-шика.
Аксессуары, украшения и узоры - вот основные детали, взятые у индейцев.
Нюансы правообладания индейскими принтами
И здесь как раз можно вспомнить, чем закончилось для Шанель это шоу. Коллекция 2014 года попала под резкую критику коренного населения, как раз за неуемное использование национальной символики, к примеру, уборов из перьев.
В этом году буквально канадские индейцы Оджибве и Мохавк (точнее, их потомки) обратились с жалобой в H&M, и бренд снял с продаж вот это:
Ранее в 2012г. пострадал от индейцев бренд Victoria"s Secret. Карли Клосс хороша и в перьях, и без, но бренду пришлось извиняться и вырезать это дефиле из трансляции по ТВ.
Также подобные судебные иски Навахо предъявляли Urban Outfitters, популярной сети магазинов готовой одежды. Причина основных претензий - "тривиализация целого народа". А если проще - Urban Outfitters выпустила серию белья с названием "Navajo". Особо возмутили индейцев трусики ("хипстерские трусы навахо") и фляжка для спиртного ("фляжка навахо"). Спиртное - это больная тема для их истории.
Кроме того, навахо указали, что название их народа, цитирую: "зарегистрированная торговая марка", принадлежащая, собственно, племени. Департамент юстиции США удовлетворил их требования и Urban Outfitters сменили названия товаров. Товары, впрочем, не убрали из продажи.
Помимо них, индейские узоры время от времени используют в своих товарах и другие популярные недорогие бренды, например, TopShop и Zara, и вообще компании, перенимающие идеи с показов.
Индейские мотивы, модные в этом сезоне, как их воплотить в жизнь?
Что можно добавить в свой образ, чтобы быть "в тренде"? Не обязательно надевать головной убор вождя или кожаную рубашку. Можно просто выбрать какие-либо из деталей, нюансов.
Идеально дополнит кэжуал-образ.
Принты, особенно геометричные, на пике моды.
Совет: если от-кутюр не по карману, а масс-маркет (H&M итд) не нравится качеством, всегда можно найти вещицу в этно-магазине.
Их легко приобрести в магазинчиках бижутерии, которые быстро подстраиваются под общие тенденции моды.
Образы с улиц для вдохновения
Отсюда можно почерпнуть сочетания (например, с джинсой и кедами) и решить вопрос "в каких стилях носится этот тренд".