Конспект занятия для дошкольников "осенние хлопоты человека". Начальная школа


Словарь: овощной магазин, грядка, огород, сад, садовод, фруктовый, огуречный, свекольный, луковый, вишневый, сливовый, тыквенный, томатный.

Ход НОД

Воспитатель: Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Если группировать эти картинки по какому-то признаку, то на какие две группы можно разделить эти картинки?

Дети: Овощи и фрукты.

Воспитатель: Где растут овощи?

Дети: На грядке, в огороде. (Выставляется картинка.)

Воспитатель: Как называется профессия человека, который выращивает овощи на больших полях?

Дети: Овощевод.

Воспитатель: Как называется магазин, ларек, лоток или отдел большого магазина, где продают овощи?

Дети: Овощной.

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: В саду, на деревьях. (Картинка.)

Воспитатель: Как называется профессия человека, который разводит сад?

Дети: Садовод.

Воспитатель: Как называется магазин, ларек, лоток или отдел большого магазина, где продают фрукты?

Дети: Фруктовый.

Воспитатель: Как используют фрукты и овощи?

Дети: Варят компот, варенье, делают пюре, сок; сушат; делают начинку для пирожков; едят сырыми; готовят салат.

^ Дидактическая игра «Назови, не ошибись»

Картинки с разными овощами и фруктами стоят на доске «спинкой» к детям. Ребята называют овощи и фрукты, изображенные на картинках, которые указывает воспитатель (не по порядку).

^ Дидактическая игра «Большой - маленький»

Слова: помидор, огурец, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

Дидактическая игра «Овощной магазин»

Воспитатель. У меня яблоко. В магазине продают что? (Яблоки.) На прилавках много чего? (Много яблок.)

Слова: помидор, огурец, морковь, картофель, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

Физкультминутка

Количество стульчиков на один меньше количества детей. Ребята делятся на две группы: дети-«овощи» и дети-«фрукты». На команду водящего: «Овощи»!» дети-«овощи» меняются местами; на команду: «Фрукты!» дети-«фрукты» меняются местами. На команду: «Салат!» меняются местами все дети. Водящим становится тот ребенок, кому не хватило стульчика.

^ Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

В «Чудесном мешочке» лежат натуральные овощи и фрукты. Дети по очереди на ощупь узнают и называют их.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Яблоко, слива, помидор, груша.

Огурец, свекла, картошка, абрикос.

Персик, свекла, лимон, апельсин.

Морковь, капуста, редиска, виноград.

Баклажан, перец, ананас, редька.

Мандарин, айва, огурец, алыча.

^ Дидактическая игра «Разрезные картинки»

У каждого ребенка конверт с двумя картинками (овощ и фрукт), разрезанными на 5 частей (черно-белые изображения). Дети составляют картинки.

^ Дидактическая игра «Угадай»

Каждый ребенок описывает одну из составленных картинок, не произнося название овоща (фрукта). Остальные дети должны угадать овощ (фрукт).

Например: «Это овощ. Он красный, круглый, крупный, сочный». (Помидор.) и т.д.

^ Дидактическая игра «Названия соков»

Сок из огурца - огуречный сок

Сок из свёклы - свекольный сок

Сок из лука - луковый сок

Сок из помидоров - томатный сок

Сок из капусты - капустный сок

Сок из тыквы - тыквенный сок

Сок из моркови - морковный сок

Сок из яблок - яблочный сок

Сок из вишни - вишневый сок

Сок из сливы - сливовый сок

Сок из ананаса - ананасовый сок

Сок из граната - гранатовый сок

Сок из винограда - виноградный сок

Сок из груши - грушевый сок

Сок из персика - персиковый сок

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня план. Давайте с вами попробуем составить рассказ – сравнение по плану.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это яблоко и помидор.

Воспитатель: Где растут?

Дети: Яблоко растет на дереве, а помидор - на грядке.

Воспитатель: Цвет.

Дети: Яблоко зеленое, помидор - красный.

Воспитатель: Как используют?

Дети: Из них готовят салаты, сок.

(огурец, банан, свекла, мандарин и т.д.)

Воспитатель: Ребята, какие игры больше понравились на нашем занятии? Хотите на следующих занятиях еще поиграем.

^ НОД 7. ОСЕННИЕ ХЛОПОТЫ ЧЕЛОВЕКА.

Задачи:


  • познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян;

  • дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду;

  • развивать эстетическое восприятие окружающего;

  • формировать представление о роли воды в жизни растений;

  • упражнять в словообразовании;

  • воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
Опыт «Вода нужна всем».

Материал к занятию: серия сюжетных картинок: 1.Трактор пашет землю. 2. Трактор с сеялками. 3. Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик; предметные картинки и трафареты по теме «Овощи»; картинки по теме «Лекарственные травы»; «цепочки развития» - цветы, деревья.

Словарь: пашет, сеялки, ржаной, пшеничный, хлебороб, зверобой, чабрец, душица, шиповник, навоз, перегной.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (Птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснутся, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Воспитатель: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

Воспитатель: А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это, прежде всего сбор урожая. (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)

Воспитатель: В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества. Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука - будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

^ Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Воспитатель: Какой бывает хлеб? (Ржаной, пшеничный, свежий, вкусный, черствый, душистый, ароматный.)

Воспитатель: Для того чтобы получить какое-то изделие из муки, необходим труд многих людей. Есть пословица: «Хлеб - всему голова» («голова» в этой пословице имеет смысл «главный», то есть хлеб - главный продукт питания на столе в любое время приема пищи, поэтому к хлебу нужно относиться бережно). О хлебе говорят: «Берегите хлеб! Хлеб - наше богатство!»

^ Дидактическая игра «Назови слова, в которых есть одинаковая часть»

Хлеб - хлебушек, хлебец, хлебница, хлебороб, хлебопекарня.

Воспитатель: Позаботился человек о зерне, теперь об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях?

Дети: Помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.

Воспитатель: Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче. (Рассказы детей).

^ Физкультминутка «В огороде»

В огород пойдем, Дети идут по кругу, держатся за руки.

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску, Приседают, держатся за руки.

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку Пляшут, держат руки на поясе.

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком, Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Побежим за кабачком Бегут по кругу друг за другом.

И поскачем по дорожке, Скачут по кругу друг за другом.

Как зеленые горошки.

Воспитатель приглашает детей к столу для опыта.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы с вами не будем поливать растения? (Они засохнут без воды, листики увянут, не будет урожая.)

Воспитатель: Вода необходима для жизни и роста растений. Давайте с вами понаблюдаем. Возьмем две горошины, Одну из них поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце в сухую ватку. Блюдца поставим на подоконник. В какой горошине появится росточек, а в какой – нет? Почему? В результате этого наблюдения дети наглядно убедятся в роли воды в развитии, произрастании растений.

Воспитатель: Как хранят овощи зимой?

Дети: Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафареты.)

Воспитатель: Давайте и мы заготовим овощи на зиму.

^ Дидактическая игра «Заготовь овощи на зиму»

Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку - в мешках, огурцы и помидоры - в банках, капусту - в бочке, перец - на ниточку, грибы - на ниточку, лук и чеснок - в косы и т.д.)

Воспитатель: Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.

Воспитатель: Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят - сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы, березовых листьев, плодов шиповника, боярышника, красной и черной рябины и др.) Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

Воспитатель: А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).

Воспитатель: Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Воспитатель: Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, плети, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов.)

^ Дидактическая игра «Цепочки развития»

Дети должны выстроить последовательность картинок, на которых изображен путь развития растений (семечко – росток – цветок в бутоне). Можно использовать картинки с сезонными изменениями в жизни деревьев (ветка без листьев – ветка с первыми листочками – ветка с ягодами - ветка с осенними листьями)

Воспитатель: Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам?

Дети: В деревне утеплить коровники, курятники, приготовить дрова и уголь для отопления дома. В городе - отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.

Воспитатель: Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Отремонтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленые грибы, моченые яблоки, сушеные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варенье, повидло, джем, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семечки, орехи и т. д.)

Воспитатель: Спасибо тебе, земля-матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая. (Дети говорят хором.)
^ НОД 8. ВИКТОРИНА «ОСЕНЬ.

Задачи:


  • закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе;

  • развивать наблюдательность, развивать связную речь;

  • активизировать словарь по данной теме;

  • воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познать её тайны.
Материал к занятию: письмо от зайца оклеенный осенними листочками; предметные картинки с разнообразными приметами; черно-белой вариант пейзажа; цветные карандаши; силуэты людей разного возраста и модели разнообразной одежды; фишки.

Словарь: осенние листья – багряные, золотые, коричневые, пасмурно, дождливо, холодно.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо.(Дети рассматривают конверт необычной формы, оклеенный осенними листочками)

Воспитатель читает:

Куда: Детский сад

Кому: Детям старшей группы

От кого: От зайца из пригородного леса

«Здравствуйте, дорогие ребята!

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что еще рано, до зимы далеко. Одни показывали, что небо уже хмурое, а другие, что трава еще зеленая. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень еще далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ребята! Вы уже взрослые, умные, много в детском саду узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Предоставьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки - для зайцев дело непростое! Надеемся на вашу помощь.

Заячье собрание из пригородного леса»

Воспитатель удивляется, что, действительно, у зайцев из пригородного леса серьезные проблемы.

Воспитатель: Ну, что, предоставим заячьему собранию убедительные доказательства? (Дети соглашаются.)

Воспитатель: Мы, как на заячьем собрании, разделимся на две команды. Одна команда будет спорить с другой, и доказывать, наступила осень или нет.

^ Дидактическая игра «Приметы осени »

Детям предлагается набор картинок. Дети выбирают себе карточки,

доказывают что именно эта карточка соответствует осени:

солнце светит

облака серые

дуб зеленый

яблоня с яблоками

астры цветут шиповник поспел

воробьи летают ласточки улетели на юг

муха летает бабочки

спрятались под листики

поле зеленеет озимыми

урожай овощей

^ Дидактическая игра «Интервью у пернатых друзей»

Каждая команда рассказывает, что им поведали птицы (по вопросам).

Строят ли птицы сейчас гнезда?

Откладывают ли яйца?

Подросли ли птенцы?

Когда собираются улетать в теплые края?

Воспитатель: А теперь третье задание.

МБУ ДО «Дом детского творчества № 4»

Конспект занятия

«Осенние хлопоты человека»

в форме познавательного занятия.

Творческое объединение

«Мир природы»,

разработчик:

педагог дополнительного

образования

Рыжкова Н.В.

Новокузнецк

2015

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

    Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

    Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Я напомню вам загадкой:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

    Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

    Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка-

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай-

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.

Татьяна Озерова
Экологическое занятие в старшей группе на тему «Осенние хлопоты человека»

На экологическом занятии "Осенние хлопоты человека " дети старшей группы знакомятся с осенними приготовлениями человека к зиме на огороде , в саду;знакомятся с посадкой деревьев и цветов в осенний период . Также дети учатся тому,как нужно готовиться к зимним холодам в городе и деревне. Очень важно, чтобы дети понимали и осознавали, что им нужно помогать своим родственникам готовиться к зиме. А если помощи детей не будет,то как же мы будем зимовать?замерзнем и погибнем от голода?Обычно дети старшей группы это понимают и стараются помогать своим родственникам. А когда приходят в детский сад рассказывают детям и воспитателям. Экологическое занятие в старшей группе на тему : «Осенние хлопоты человека »

Цель : дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде , в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников , цветов в осенний период , с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что сразу же после лета наступила зима. Что было бы? (птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов).

Воспитатель : Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью , постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся : и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме. А как вы думаете, как люди готовятся к зиме? (ответы детей) .

Воспитатель : Это прежде всего сбор урожая (Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением уборки зерновых). В жаркие дни лета убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества.

Богаты закорма земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами : манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т . д. Будет сохранено зерно зимой- будет и мука, будет мука- будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Воспитатель : Позаботился человек о зерне , теперь и об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях (помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу и т. д) . Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне или на даче? (рассказы детей) .Как в вашей семье хранят овощи зимой? (картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают, капусту квасят в бочках). Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Воспитатель предлагает детям трафареты) .Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (дети наклеивают овощи на заготовки : картошку – в мешки, огурцы и помидоры в банки; капусту в бочки; перец на ниточку; лук и чеснок в косы и т. д)

Воспитатель : Вот как хорошо мы потрудились! А теперь давайте отдохнем. (детям предлагается физкультминутка «Собираем урожай» )

В огород пойдем (маршируем на месте)

Урожай соберем (идем, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем (таскаем)

И картошки накопаем (копаем)

Срежем мы кочан капусты (срезаем)

Круглый, сочный, очень вкусный (показываем)

Щавеля нарвем немножко (рвем)

И вернемся по дорожке (идем, взявшись за руки) .

Воспитатель : Однажды зашла я в деревне к бабушке и вижу, у нее в доме много разных пучков трав висят- сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы идр.)Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

Воспитатель : Ну вот овощи мы с вами заготовили, травы собрали. Как вы думаете, что еще нужно делать человеку осенью (ответы детей)

Правильно, работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники , обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов . (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов).

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что нужно делать дома чтобы подготовиться к холодам (в деревне нужно приготовить дрова и уголь для отопления дома, а в городе- отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери).

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо ? (отремонтировать или купить новую одежду и обувь) . Молодцы ребята! Мы с вами хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах (дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия ) .

Проект «Золотая волшебница осень!»

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети старшего возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: в условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая волшебница осень».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • способствовать развитию памяти, восприятия;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов ОД;
  • подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  • подготовка для родителей информационных листов по теме «Осень»;
  • беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Золотая волшебница осень!»

Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим :

  • «Осенний лес. Дары леса»
  • «Приметы осени»
  • «В гости к осени»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

  • «Бабочка» (из листьев)
  • «Жар – птица» (из листьев)
  • «Лесовичок» (из шишек)

Беседы:

« Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени», экскурсии в сосновый бор и березовую рощу

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа :

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

« Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое

развитие

Творческое рассказывание детей по темам:
  • «Мы гуляли на участке»
  • «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок об осени.

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
  • А. Ерикеев «Наступила осень
  • Л.Толстой «Дуб и орешник»
  • З.Федоровская «Осень»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры : «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Третий лишний»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Когда это бывает?», «Назови одним словом»«Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева)

«Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность:

  • участие в субботнике «Чистый двор»
  • сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • подготовка клумбы группового участка к зиме
  • укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое

развитие

Аппликация:
  • «Осенние деревья», «Осень в ладошках»
  • «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
  • «Что нам осень подарила»

Рисование: рисование с элементами аппликации

«Дождь идет»

  • «Нарядные грибочки»
  • «Осенний лес» (пейзаж),
  • «Дары осени» натюрморт

Лепка

  • «Ветка рябины»
  • «Овощи»
  • «Грибочки»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Деревья осенью»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

  • «Осенний праздник»
  • «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)
Физическое

развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

  • Стендовая информация для родителей, консультация «Влияние природы на духовное развитие ребенка »;
  • Круглый стол с родителями «Воспитание доброты к природе»
  • Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
  • Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
  • Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
  • Организация выставок детских работ;
  • Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;

Продукт проектной деятельности:

  • семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
  • работы детей на тему «Осень»;
  • выставка совместных работ

Презентация проекта:

  • досуг «Осень в лесу»;
  • выставка «Осенняя фантазия»

Результаты проектной деятельности:

  • в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Литература

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014

  1. «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В.Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005
  2. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008
  3. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвяшение 1981
  4. «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005
  5. « Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
  6. «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
  7. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991
  8. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981

проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №10 __________________________________________________________________ 607650, Россия, Нижегородская область, г. Кстово, пер Гайдара, д 10 Проект «Осенняя пора - пора очарованья» СРЕДНЯЯ ГРУППА "ПОЛЯНКА" Кстово 2015

Актуальность проекта
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у детей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени. «Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 10 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект: «Осенняя пора-пора очарованья» Автор проекта: воспитатель Гришатова М.В.
Продолжительность проекта:
1 месяц
Тип проекта
: краткосрочный, творческо-познавательный.
Участники проекта
: дети средней группы, родители, воспитатели.
Возраст детей
: 3-4 лет
Цель проекта
: Формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, умение понимать и устанавливать связь между ними; развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.
Задачи проекта
.
Для детей:
Образовательные:  формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;  формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитательные:  привлечь внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;  воспитывать желания и умения сохранять окружающий мир природы;  воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды. Развивающие:
 развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;  развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;  развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой.)  развивать творческие и познавательные способности детей.
Для педагогов:
 Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.  Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления дошкольников с временем года - осень, ее признаками.  Установление доброжелательных взаимоотношений педагогов и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Для родителей:
 Стимулирование творческой активности родителей через участие в выставках.  Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей.
Краткое содержание проекта «Осенняя пора-пора очарованья»:
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке; - систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования; - анализ поведения человека в природе осенью; - отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой). Место проведения: МБДОУ Детский сад №10. Сроки проведения: сентябрь – октябрь 2015 года. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).
Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Для детей:


Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения
импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.
Для педагогов:
Систематизация и обобщение материала по данной теме.
Для родителей:
Осознанный интерес родителей к проблеме данного проекта.
Продукты проекта.

Для детей:
Аппликации, рисунки, исследовательские работы, страничка наблюдений.
Для педагогов:
Презентация проекта «Осенняя пора - пора очарованья»
Для родителей:
 Консультация для родителей «Мы пошли гулять. Осень»  Папка – передвижка «А что там за окном?»  Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».  Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.
Содержание проекта:
1 этап. Подготовительный.  Обсуждение темы и составление плана проекта.  Подбор методического и практического материала по данной теме.  Сбор природного материала и помещение его в уголке природы.  Создание картотеки стихотворений, загадок по теме. 2 этап. Деятельный.  В работе с детьми использовали разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность (акцент сделан на лепку, аппликацию, рисование), рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, элементарные опыты,
 В уголке природы размещали натуральные овощи, фрукты и муляжи, также различный природный материал. Дети учились различать их по внешнему виду, правильно называть.  Организовывали цикл наблюдений за изменениями в природе, использовали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами.  С целью эмоционального погружения детей в тему использовали стихи осенней тематики. 3 этап. Завершающий.  Выставка творческих работ детей и их родителей.  Развлечение - праздник "Осень".  Презентация проекта "Осенняя пора - пора очарованья" Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.
Системная паутинка по проекту
«Осенняя пора - пора очарованья»
Направления развития

Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: « Овощной магазин », «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…» «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева) «Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала) Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы подготовка клумбы группового участка к зиме укрывание корней деревьев опавшей листвою. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса» «Приметы осени» «В гости к осени» Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Цикл наблюдений: за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); за красотой и богатством осенних красок; за цветником; за перелетными птицами; за насекомыми; за деревьями, растущими на территории детского сада. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц. Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» А. Плещеев «Скучная картина» К. Бальмонт «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» Е. Благинина «Улетают, улетели» Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень» А. Ерикеев «Наступила осень Л.Толстой «Дуб и орешник» З.Федоровская «Осень» К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация: «Осенние деревья» Вот уж последняя стая крыльями машет вдали» «Что нам осень подарила» Рисование: «Нарядные грибочки» «Золотая осень» (пейзаж) Лепка: «Деревья осеннего леса» «Овощи» «Грибочки» Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью» «Деревья осенью» Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети отгадывают загадки) «Осенний праздник»
Физическое развитие
Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён» - Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён. «Листопад» - Мы – листики осенние На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели…. «Грибы»: - Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли! На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери! Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться! Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили! Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть! Пальчиковая гимнастика: «Листья» Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами) Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы) Полетели, закружились (вращение кистями рук) И на землю опустились (кладут пальцы на стол) Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу) Листья все насквозь побил. Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад) Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Итоги проекта.

В ходе работы по проекту «Осенняя пора - пора очарованья» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая» рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, я - взрослый, относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Литература
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В.Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005 «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008 «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвяшение 1981 «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005 « Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс» «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998 «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981 ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту

спасибо за внимание!