Конспект психокоррекционного занятия с детьми. Конспект психокоррекционного занятия на развитие эмоциональной сферы и положительных черт характера для детей. Ритуал окончания занятия

Становление личности обусловлено прохождением возрастных кризисов. Личность постоянно подвергается воздействию внешних факторов, которые зачастую усугубляют негативные факторы, влияющие на кризисную ситуацию. Самым сложным и затяжным возрастным кризисом считается подростковый кризис, когда происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок (Л.Б. Шнайдер).

Подростки ещё не взрослые, но уже не дети. Этот переходный период является труднейшим периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. В этот период формируются чувство взрослости и “Я-концепция”, появляется рефлексия, складываются мировоззрение, эго-идентичность, становится возможным самовоспитание и др.

В подростковом возрасте, когда наиболее ярко видны особые качества становления человека как личности, впервые проявляется чувство одиночества. На формирование чувства одиночества влияет определенный ряд социальных и психологических факторов, таких, как социальное отторжение или принятие и признание, отсутствие “своего” круга общения или обособление, усиление потребности в самопознании и кризиса самооценки, эмоциональная нестабильность, наличие или отсутствие в семье теплых и доверительных отношений. Ребёнок может ощущать себя одиноким в равной степени и при гиперопеке со стороны родителей, где не берутся в расчёт желания подростка и его стремление к самостоятельности, и при попустительском отношении, где родителям нет никакого дела, до того, что происходит в жизни взрослеющего ребёнка.

Кризис подросткового возраста - сложный период в развитии ребенка, часто ему нужна помощь и поддержка взрослого. Сохранение психофизического здоровья ребенка является важной задачей в период подросткового кризиса, что важно для развития и формирования гармоничной личности.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Понятие психического здоровья, включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, в нервно-психическом состоянии детей. Эмоциональная сфера в этом возрасте зачастую бывает нестабильной. Любое замечание со стороны близких людей, педагогов, особенно при значимых других подростках (классе), может привести к острому негативному переживании, которое несёт в себе тревогу. Страх, обиду, чувство несправедливости и т.п. Помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками и взрослыми, снижению учебной мотивации задача взрослых, в частности школьного психолога.

В связи свыше сказанным возникла необходимость углублённой психокоррекционной работы с подростками, остро переживающими подростковый кризис. Автором была разработка коррекционной программы занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В программе особое внимание заслуживает психокоррекционное занятие “Сосуд моей души” с использованием методов арт-терапии, которое успешно используется в работе с детьми и подростками. В данной публикации даётся подробное описание этого занятия и презентация, которую можно использовать как наглядность для обмена опыта среди коллег педагогов-психологов.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность позволяет глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты и предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Через рисунок ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Можно выделить несколько аспектов изобразительной деятельности ребенка: диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный, развивающий.

Диагностический аспект - продуты изобразительной деятельности, которые являются ценной информацией о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний ребенка.

Терапевтический аспект - процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка.

Катарсический аспект - рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию, ослабляет чувство неполноценности.

Бихевиоральный, поведенческий аспект - в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы.

Развивающий аспект - в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается особая атмосфера игры и творчества.

Эффективны арт-методы и при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное “Я”, в связи, с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства подростков характерно наличие негативной “Я-концепции”, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс арт-технологий.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

Психокоррекционное занятие “Сосуд моей души”

Цель: гармонизация внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности.

Задачи: снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование позитивного восприятия мира, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: релаксационная музыка, стеклянные бутылки, баночки, вазочки (любые сосуды из прозрачного стекла), акриловая краска по стеклу (или витражная), кисти, подручный материал для заполнения сосуда (любая крупа, бусины, камушки, ракушки, красивые фантики, веточки, засушенные и искусственные цветы и т. п.), салфетки для вытирания рук.

Кризисные состояния у детей и подростков;

Психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;

Невротические и эмоциональные расстройства;

Развитие собственного представления о себе.

Контроль эмоционального состояния проводится до и после занятия при помощи цветового теста Люшера.

Ход занятия.

Приветствие.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера перед занятием.

Психолог:

Настрой на работу.

Психолог: “Сегодня на занятии мы с вами поговорить о душе и внутренней гармонии”.

Зачитываются строки из стихотворения Александра Блока:

“Не нарушай гармонии моей -

в ней всё светло и всё духовно.

Когда и ты душой ответишь ей,

с тобой мы связаны любовно”.

Психолог: “Как вы думаете, что такое душа? Где душа находиться? Зачем душа нужна человеку? Связаны ли наши чувства и эмоции с состоянием души, с чувством внутренней гармонии? Какой он, человек, обладающий внутренней гармонией?”.

Перед обсуждением необходимо дать детям правила по психологической безопасности.

Психолог: “Важно сейчас выслушать друг друга без оспаривания и осуждения. Просто принять всё услышанное как информацию. Каждый человек как личность индивидуален, получает свой личный жизненный опыт, начиная с рождения, воспитывается и живёт в разных условиях и т.д.”

Идёт обсуждение . Подростки высказывают своё мнение, мысли, которые приходят в ходе обсуждения. Затем озвучиваются некоторые определения души философов, психологов, поэтов и писателей.

Основное упражнение “Сосуд моей души”.

Психолог: “Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наша судьба и наш внутренний мир. А будет ли в нашей душе внутренняя гармония? Как вы считаете, что это - внутренняя гармония души? Какой это человек обладающий этим качеством?”.

Идёт обсуждение.

Психолог: “Перед вами несколько сосудов. Возьмите тот, который вам хочется взять, тот который по душе. Украсьте свой сосуд, разрисуйте его так, как вам бы хотелось, как нравится. Во время работы необходимо сохранять молчание. Постарайтесь сосредоточиться на процессе”.

Включается приятная, спокойная музыка.

После того как все сосуды украшены, даётся время на подсыхание краски. В это время дети выбирают материал для наполнения сосудов. Затем заполняют сосуды выбранным материалом. При заполнении звучит та же музыка. После того, как все сосуды наполнены, участники занятия выставляют их на середину стола так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Детям даётся время на изучение всех сосудов. При этом можно только спрашивать и уточнять: “Что это?”, но нельзя давать оценку “хорошо-плохо”.

Психолог: “Когда мы с вами размышлял о том, что такое душа, были разные мнения. И сейчас, когда вы видите готовые сосуды души, найдите одинаковые... Таких нет”.

Зачитывается стихотворение Надин Буре:

“Ты обрети, гармонию в душе.

И ты узнаешь, где ты проживаешь.

Ведь ты увидишь, счастье на земле.

Уж очень много, и для всех его хватает.

И ты узнаешь, как любить, и жить.

И с чистой, озарённою душою.

И как на свете, всех счастливей быть.

И как для всех быть, счастьем и судьбою.

Ты подари любовь себе, и всем...

Она к тебе в двойне вернется.

Узнаешь ты, то счастье на земле...

Когда с любовью, сердце отдается”.

Рефлексия.

Необходимо при обсуждении занятия подвести детей к тому, чтобы они сами проговорили об индивидуальности каждого из них. О принятии другого человека с его, возможно, особым складом души. Что другой тем и интересен, что он другой, также как и сосуды души на данном занятии получились разные и тем самым интересные.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера после занятия.

Психолог: “Перед вами лежат восемь цветных карточек. Необходимо выбрать карточку того цвета, который приятен, нравится больше других на данный момент и убираем её в сторону. Теперь другую карточку из семи оставшихся. И так до последней”.

Важно, чтобы подростку нравился свой заполненный сосуд, вызывал приятные чувства. Если же это не так, то необходимо в дальнейшем продолжить работу с этим ребёнком индивидуально.

Это занятие даёт и диагностические возможности. Как правило, закрытые, тревожные, ранимые, непринятые в коллективе подростки выбирают в качестве сосуда бутылки и баночки с узким верхом цветного стекла и, по возможности, после заполнения сосуда, закрывают его крышкой или чем-нибудь красивым.

Презентацию данного занятия можно использовать для педагогов-психологов как методическую разработку на семинарах по обмену опытом.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5

«Березка»

Конспект

психокоррекционного занятия с детьми

Педагог-психолог:

Чернова О.А.

2015 г.

Конспект психокоррекционного занятия с детьми

Старшего дошкольного возраста

«Путешествие на воздушном шаре»

Цель: развитие познавательных процессов и коммуникативных умений дошкольников.

Задачи:

развитие произвольного внимания, памяти;

развитие мышления и речи;

развитие волевой регуляции поведения;

развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

развитие умения ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;

совершенствование коммуникативных навыков;

воспитание способности подчинять свои действия инструкции;

воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Материалы и оборудование:

магнитная доска, простые карандаши, фломастеры, альбомные листы; шаблоны – силуэты мордочек зверей;

Объемная игрушка-сорока;

Карточка-эталон с изображением воздушного шара, карточки разрезанного на части эталона;

Карточки с образцами узора;

Картинки с изображением солнца, облаков, ели, белки, козленка, медвежонка, ежика;

Карточки с изображением лабиринтов;

Карточки с изображением угощения для животных.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

Ритуал приветствия.

Дети вместе с психологом берутся за руки, образуют круг, улыбаются и приветствуют друг друга, называя всех по именам: «Здравствуй, Катя! Здравствуй, Баина! Здравствуй, Тима! и др.».

Ролевая гимнастика общения.

(дети произносят слово «солнышко»: радостно, удивленно, торжественно, разочарованно, нежно, сердито).

II. Основная часть.

1. Появление сороки.

Ребята! По-моему, кто-то стучит к нам в окошко. Смотрите-ка, это же Сорока! Она нам что-то говорит.

Давайте-ка ее внимательно послушаем.

Сорока:

Слушайте, дети, внимательно!

И запомните все обязательно!

Я очень высоко летала,

И над лесом полянку видала!

На полянке, зайчонок, котенок,

Ежик, белочка, козленок и медвежонок.

Хочет их съесть лесной злодей Кощей!

Помогите им скорей!

Улетела Сорока-белобока! Ребята, а вы запомнили, о чем она стрекотала?

Кто и кого хочет съесть? (Кощей хочет съесть зайчонка, белочку, котенка и т.д.)

А где эти зверята? (На полянке).

А где эта полянка? (В дремучем лесу).

Что же мы будем делать? (Нужно спасти зверей).

Как можно добраться до лесной полянки? (Пойти по лесной тропинке, долететь на воздушном шаре).

2. «Постройка воздушного шара» .

Что ж, не будем терять время. У меня есть чертеж и детали, из которых можно собрать воздушный шар. Проверьте, чтобы все детали были правильно подобраны, чтобы наш воздушный корабль не сломался во время путешествия. (Детям предлагается карточка-эталон с изображением воздушного шара и аналогичные увеличенные и разрезанные на части карточки).

3. «Запомни предметы»

А какие же предметы нам могут понадобиться в пути?

(рюкзак, компас, веревка, лопата, фонарик, аптечка, бинокль, видеокамера, карандаш, бумага).

Дети повторяют названные предметы, добавляя по одному предмету. /Тренировка памяти/.

4. Маршрут полета.

– Но, чтобы нам не сбиться с курса, не пролететь мимо поляны, нужно проложить маршрут полета на карте.

Возьмите карточки, внимательно рассмотрите начало пути и продолжите его до самой поляны, повторяя узор без ошибок. (Дети берут карточки с образцом узора и продолжают его).

И так! Все готовы? Отправляемся в путь!

5. Динамическая пауза.

Исходное положение: (дети стоят, ноги на ширине плеч)

Ветер поднимается! (Руки через стороны вверх)

Деревца качаются! (Руки вверху, легкие покачивания рук)

Ветер дует все сильней, (Руки вверху, динамичные движения руками из

Стороны в сторону)

И качает всех друзей. (Руки на поясе, покачивание корпуса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

Все равно мы долетим (Имитация плавательных движений руками)

Всех зверей освободим! (Руки вверх, хлопки над головой)

6. Панорама поляны.

Ребята, а как же нам найти нужную полянку в лесу?

А поможет нам Сорока. Она летала высоко и глядела далеко и решила нам помочь. Вот ее письмо.

Давайте по ее рассказу создавать картину того, что она увидела.

Читаем письмо Сороки:

Справа вверху вижу солнце;

Слева вверху – облака;

Посередине леса вижу поляну;

В центре елочка растет;

Справа от деревца – медвежонок и козленок,

Между медвежонком и козленком

Свернулся клубочком ежик;

На ели сидит белочка.

(Дети выставляют на магнитной доске панораму поляны, закрепляя ориентировку в пространстве).

7. Лабиринты.

Вот мы и встретили наших друзей и пора бы нам всем возвращаться домой. Но, посмотрите, путь друзьям преграждают лабиринты, где прячется Кощей. (Детям предлагаются карточки с изображением лабиринтов и простые карандаши).

Проложите для зверят путь через лабиринт. Будьте очень внимательны и аккуратны, чтобы звери не попали к Кощею.

8. Угостим друзей (Закрепление падежных форм существительных).

Зверята спасены!

Но как они напуганы! Чем мы можем помочь им? (Погладить, приласкать, успокоить, утешить, угостить).

Давайте их угостим. Посмотрите, кому какое угощение можно предложить? (Дети раскладывают карточки с “угощениями” в кармашки под изображением зверей, называя, кто, чем питается.)

9. «Портреты друзей».

Ну, вот теперь все довольны! А какое настроение у наших друзей? Давайте нарисуем портреты наших друзей, и покажем их в детском саду.

Детям предлагаются фломастеры, альбомные листы, шаблоны – силуэты мордочек зверей. Дети обводят силуэты и дорисовывают детали мордочки животного, обращая внимание на его эмоциональное состояние.

Какие замечательные портреты у нас получились, все радостные, довольные и, конечно, хотят поиграть.

5. Игра «Передай по кругу»

(дети передают друг другу предполагаемые: подарок, письмо сороки, яблоко, блюдце с молоком, птенчика, морского ежа, грязный листок…)

А теперь, пожалуй, зверята могут отправиться по домам. Все ли они пойдут вместе? Где, чей дом? (Котенок и козленок – домашние животные, пойдут к людям; зайчик, еж, белка, медвежонок живут в лесу, они - дикие животные, они отправятся в свой родной лес).

Ну а мы отправляемся в обратный путь на нашем воздушном шаре. Дети становятся в круг, и имитируют полет воздушного шара.

III. Заключительная часть.

Итог занятия. Рефлексия.

Ритуал прощания.

Панина Светлана Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Кропоткин Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект психокоррекционного занятия в соответствии ФГОС
Дата публикации: 20.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Форма занятия : групповая

Возрастная группа (класс):

лет, средняя (коррекционная) группа ДОУ (ЗПР

психогенного происхождения)

Продолжительность занятия: 30 мин

Тема занятия : «Таинственный остров». Дидактическая игра – путешествие.

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие

позитивных коммуникативных свойств личности.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: воспитание позитивных коммуникативныхличностных качеств.

Задачи занятия:

Развивающие:

1.Продолжать развивать зрительное восприятие.

2. Продолжать развивать наглядно-образное мышление.

3. Формировать планирующую функцию речи.

4. Продолжать развивать целенаправленное запоминание.

5. Продолжать развивать произвольное внимание.

Коррекционные:

1. Обучать детей прием волевой саморегуляции.

3.Развивать эмоционально-волевую сферу детей с ЗПР.

Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать внимательное отношение к сверстникам.

2. Воспитывать вежливое отношение к людям.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника;

Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию;

Умение решать конфликтные ситуации и т.п.; знание норм и правил, которым

необходимо следовать при общении с окружающими;

умение договариваться о совместных делах и играх;

Построение планов и их реализация и пр.; свобода выражения просьб;

Использование в процессе общения различных коммуникативных средств – речевых,

мимических, образно-жестовых.

Планируемые результаты:

освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом

высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

Приобретается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и

самому себе;

Обладает чувством собственного достоинства;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

Старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами

игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам

и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование:

1.Интерактивная доска, презентация с видами леса, моря.

2.Подушки, игрушки (из м/ф «38 попугаев»), альбомные листы, карандаши; «цветы -

анимашки» для заключительного этапа.

3.Звукоряд:

летящего

самолета;

П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Мой садик»

План занятия: ТКЗ

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап .

(организационный

Сюрпризный

разворачивание

постановка цели

занятия).

– Здравствуйте, ребята! Давайте

все поприветствуем друг друга.

Покажем улыбкой, как мы рады

друг друга видеть.

Скажите, вы любите

путешествовать, посещать

незнакомые интересные красивые

Дети приветствуют

воспитателя и друг друга.

Ответы детей.

Основной этап

(последовательное

решение всех

поставленных

Я так и думала. Тогда предлагаю

всем вместе отправиться в

путешествие. Для этого мы

расположимся на ковре и

представим, что это ковер –

самолет. Возьмитесь за руки,

Выполняют команду

воспитателя.

закройте глазки – и вперед.

(не громко - звук летящего

самолета)

П р е д с т а в ь т е,

поднимаемся вверх в облака, еще

выше, выше облаков, летим, ковер

покачивается.

держитесь

Дышим все легко, ровно, глубоко.

Глубокий

Нам хорошо летать, взявшись за

опускается

ниже, ниже.

(запись звуков леса, шума моря)

О т к р о й т е

таинственном острове.

(слайды природы)

Пойдемте по острову, осмотрим

Что вы видите?

Место это незнакомое, потому

надо идти и слушать каждый звук.

Вроде все спокойно и безопасно.

п о и г р а т ь.

Перед нами ручей и нам нужно

перебраться

другой, мы с вами будем прыгать

с камня на камень, но нужно быть

осторожными,

помогать

А здесь есть пещера, вход в

маленький

Давайте по очереди пролезать в

пещеру. Мальчики идут первыми,

потому что в пещере может быть

Молодцы! Теперь отдохнем.

(запись «Вальса цветов»)

Посмотрите,

цветы? Опишите их.

расцветают. Давайте представим,

что мы - цветы. Присев на пол,

Дыхательная гимнастика

Дети описывают то, что

видят на слайдах.

Переступают с «кочки на

кочку» (с листа на лист).

Пролезают в обруч.

Мальчики – первые.

Присаживаются на ковер.

Называют представленные

на слайде цветы,

описывают, (в случае

необходимости побуждать

вопросами к

употреблению

обхватим

колени-цветы

П р о с ы п а ю т с я

покачиваем

скрылось - цветы опять уснули.

Проснулись - веселые, уснули -

грустные. Опять проснулись.

Да, они живут на этом острове!

Кто назовет этот м/ф?

Представим, что мы, как и они,

Покажите

с л о н е н к а … ,

о б е з ь я н к у … ,

попугая…, удава…

Эти персонажи всегда вместе

играют, никогда не ссорятся,

потому что они друзья.

А еще тут живут зайчики.

Один из них всех боится.

Покажите, как он трясется от

Другой - смелый заяц. «Я никого

не боюсь!» - встаньте и смело

скажите это.

Дети, помните, когда-то вы

говорили, что боитесь темноты,

страшных зверей, кататься на

качелях? Здесь же, на острове, вы

стали такими смелыми и

сильными!

Сейчас я выключу музыку, а вы

вспомните, чего вы раньше

боялись. Нарисуйте все это. Когда

я хлопну в ладоши, все станет по-

другому: исчезнет страх, вы

почувствуете силу, доброту.

Рвем страхи на мелкие-мелкие

кусочки и выбрасываем в

мусорную корзину.

Знаете, на острове есть водопад.

Он тоже волшебный. Вода в нем

опустить

руки, искупаться в нем - то вода

смоет все плохое, все обиды. Вы

станете радостными, все грустное

прилагательных)

Слоненок, удав, мартышка

и попугай.

Ответы детей.

Дети движениями

изображают животных.

Повторяют слова

воспитателя.

Рисуют свои страхи.

Рвут свой рисунок,

говорят: «Я перестал

бояться…»

Опускают руки в теплую

подойдем

водопаду и окунем свои руки в

теплые струи. Вода смывает все

печали, огорчения, обиды, ссоры.

Настроение

ве с ело е,

радостное.

Заключительный

этап (подведение

итогов занятия

(обобщение),

деятельности

детей, создание

благоприятного

эмоционального

фона, выход в

другой вид

деятельности).

Закончилось наше путешествие.

Все были внимательными,

активными, дружелюбными. У

кого сложилось приятное

впечатление от занятия с друзьями

– возьмите в подарок «ромашку»,

кому было грустно и не интересно

– возьмите «грустный поникший

колокольчик». После занятия,

если захотите, можете мне

рассказать о причине, по которой

взяли колокольчик. Можете

рассказать о своих впечатлениях

своим друзьям.

Сядьте на подушки,

возвращаемся в группу.

(звук самолета)

Ну вот мы и вернулись. Всем

большое спасибо! До новых

Берут «цветок –

анимашку», делятся

впечатлениями. Садятся на

подушки, успокаиваются.

Прощаются с педагогом.

Коррекционно-развивающее занятие «Развиваем мышление»

Цель занятия: актуализировать представление детей о «мышлении»; развивать познавательных и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:

    Развитие слухового внимания;

Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки.

Оборудование:

Ход занятия:

    Введение в занятие

Игра-энергизатор «Я желаю …»

Цель:

Ход игры:

Дети встают в круг.

Психолог: - Предлагаю начать нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание друг другу на сегодняшний день: «Ваня, Я желаю …»

Психолог: - Предлагаю немного отдохнуть. Представьте такую ситуацию: Вы ложитесь спать.

    «Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

    «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.

А сейчас просыпаемся и приводим себя в порядок.

    «Лепим личико» - проводят руками по краю лица.

    «Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

    «Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

    «Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

    «Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

    «Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

    «Лепим подбородок» - поглаживают подбородок.

    «Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик».

    Произнесем Все вместе: «Я хороший, добрый и умный», гладят себя по голове.

Цель:

Ход упражнения:

Дети разбиваются на 3 группы (вытягивают счетные палочки розового, зеленого, желтого цвета). На столах у каждого лежат конверты с буквами.

Психолог: - На прошлых занятиях мы с Вами познакомились с такими познавательными процессами, как ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ и ВООБРАЖЕНИЕ, выполняли различные упражнения на их развитие. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, откройте конверты, лежащие у Вас на столе. Составьте из букв слово, которое и будет предметом нашего разговора – МЫШЛЕНИЕ.

СЛАЙД 1 «Развитие мышления»

    Основной этап

Цель:

Психолог:

Когда вы что-то узнаете новое, вы начинаете о чем-то думать, размышлять. Еще древние греки говорили: «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает». Умный человек может заранее предвидеть развитие некоторых событий.

А для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли, нужно учиться, нужно развить свое мышление, и учитывать следующие рекомендации:

СЛАЙД 2 «Как развивать мышление?»

1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2. Развивать мышление - это насыщать свой ум знаниями.

Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

3. Мышление начинается с вопросов.

Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

4. Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

5. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать предметы или явления между собой - необходимое свойство мышления.

6. Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.

7. Мышление и речь неразрывны.

Непременное условие развития мышления - участие в дискуссиях, написание сочинений и изложений, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Обсуждение: - Что нужно делать, чтобы развивать свое мышление? (дети высказываются по очереди).

СЛАЙД

Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель:

Ход упражнения:

Детям предлагается посмотреть на слайд и найти среди предложенных картинок лишнюю.

Цель: Развитие речи и мышления.

Ход упражнения:

Дети разбиваются методом жеребьевки (грибочки, елочки) на две группы.

Психолог: - Прочитайте слова, записанные на отдельных карточках: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.

В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы и расположите получившиеся группы слов в четыре столбика.

Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::

СЛАЙД

Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.

Инструменты: молоток, лопата, топор.

Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.

Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.

Д ополните каждую группу слов своими примерами.

Игра «Расскажем и покажем»

Ход игры:

Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.

Руку правую – на плечо,

Руку левую – на бочок,

Руки в стороны, руки вниз,

И направо повернись.

Руку левую – на плечо,

Руку правую – на бочок.

Руки вверх, руки вниз,

И налево повернись.

Упражнение «Не повторяться!»

Цель:

Ход упражнения:

Дети встают в круг. Психолог поочередно бросает мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку.

Разминка на активизацию

Упражнения выполняются сидя на стуле:

    Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.

    Напрягая стопы, поджать под себя пальцы, затем распрямить их.

    Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять едва заметные движения плечами и лопатками: сведение и разведение, приподнимание и опускание, вращение в одну и другую стороны.

    Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимать пальцы в кулак и распрямлять их.

    Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.

    Втягивание и выпячивание живота; при выпячивании – вдох, при втягивании – выдох.

    Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения головой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки.

    Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, по часовой и против часовой стрелки.

    Опираясь ладонями о стол, а пятками – о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела.

Ход упражнения:

Дети разбиваются на пары. Раздаются карточки с написанными словами.

1) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, близкое по значению (синоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.

СЛАЙД

Мужество - Отчизна

Игра - храбрость

Друг - забава

Беда - вьюга

Метель - горе

Мужество - храбрость

Игра - забава

Друг - приятель

Беда - горе

Метель – вьюга

2) Подберите к каждому слову из левого столбика слово, противоположное по значению (антоним) из правого столбика. Соедините правильные ответы линиями.

СЛАЙД

Старт - быстро

Ласковый - короткий

Верх - ложь

Прибавить - продавать

Длинный - грубый

Покупать - отнять

Медленно - низ

Правда - финиш

Старт - финиш

Ласковый - грубый

Верх - низ

Прибавить - отнять

Длинный - короткий

Покупать - продавать

Медленно - быстро

Правда - ложь

Упражнение «Ищем ошибки»

Ход упражнения:

Психолог: - Я сейчас прочитаю рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, - хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.

Рассказ с нелопостями

Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА , а заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО , а собака за ним ПОЛЕЗЛА . Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО . Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ ! Нет, конечно, же не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА . Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. А я отправилась вслед за ней. Захотелось тут мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА , значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ , достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.

    Заключительный этап

Цель: р азвитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

Дети встают, образуя круг.

Обсуждение

- Какие упражнения понравились больше всего?

С какими трудностями пришлось столкнуться при выполнении заданий и почему?

СЛАЙД

Рефлексия занятия

Дети, передавая друг другу игрушку, поочередно делятся своими впечатлениями о проведенном занятии.

Ритуал прощания

Игра-оптимизатор « ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»

Ход игры:

Дети встают в круг, протягивают руку стоящему рядом ребенку, проговаривая по слогам слово ДО-СВИ-ДА-НИ-Я, пока все участники не проговорят слово.

Просмотр содержимого документа
«Проект занятия»

Коррекционно-развивающее занятие

Тема «Развиваем мышление»

Педагог-психолог: Прикс Елена Валерьевна

Класс:

Цель занятия: актуализация представлений детей о «мышлении»; развитие познавательных и коммуникативных умений младших школьников.

Задачи:

    Развитие произвольности и самоконтроля;

    Развитие слухового внимания;

    Развитие эмоционально-выразительных движений;

    Развитие тактильного восприятия;

    Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

    Снятие психоэмоционального напряжения.

Раздаточный материал: конверты с буквами и словами; мяч; счетные палочки 3-х цветов (10 штук), картинки с изображением грибочков и елочек (по 5 штук).

Оборудование: столы (3 штуки) стоят полукругом, 10 стульев, презентация, мультимедиа.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативная.

Ход занятия:

    Введение в занятие

    Игра-энергизатор «Я желаю …»

Цель: создание позитивного эмоционального фона в группе.

    Настрой на занятие (йоговская гимнастика)

    «Заводим будильник».

    «Будильник зазвонил».

    «Лепим личико».

    «Лепим волосики».

    «Лепим бровки».

    «Лепим глазки».

    «Лепим носик».

    «Лепим ушки».

    «Лепим подбородок».

    «Рисуем носиком солнышко».

    Произнесем вместе.

    Упражнение «Головоломка» (работа в группах)

Цель: развитие логического мышления.

Слово: М-Ы-Ш-Л-Е-Н-И-Е (собирают слово по буквам, называюти тему занятия).

    Основной этап

    Мини-лекция на тему «Как развить мышление?»

Цель: информирование детей о способах развития мышления.

    Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, развитие внимания.

    Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)

Цель: Развитие речи и мышления.

Слова: учитель, гитара, молоток, хоккей, рояль, строитель, тракторист, лопата, баян, теннис, скрипка, лётчик, топор, шахматы.

    Физминутка: игра «Расскажем и покажем»

Цель: активизация внимания, снятие мышечного напряжения.

    Упражнение «Не повторяться!» (работа по цепочке)

Цель: развитие внимательности, расширение словарного запаса.

    Упражнение «Найдите пару» (работа в парах)

Цель: Развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.

Карточки:

Мужество - Отчизна

Игра - храбрость

Друг - забава

Беда - вьюга

Метель - горе

Старт - быстро

Ласковый - короткий

Верх - ложь

Прибавить - продавать

Длинный - грубый

Покупать - отнять

Медленно - низ

Правда - финиш

    Заключительный этап

Цель: развитие рефлексии; формирование позитивного образа «Я»; получение детьми позитивного опыта общения.

    Рефлексия занятия

Сегодня на занятии:

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось больше всего…

    Ритуал прощания: игра-оптимизатор «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я».

Просмотр содержимого презентации
«КРЗ Развиваем мышление»



  • Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
  • Важно умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  • Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.





  • Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.
  • Инструменты: молоток, лопата, топор.
  • Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.
  • Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.

  • Родина - Отчизна
  • Автор - создатель
  • Мужество - храбрость
  • Игра - забава
  • Друг - приятель
  • Беда - горе
  • Метель – вьюга

  • Старт - финиш
  • Ласковый - грубый
  • Верх - низ
  • Прибавить - отнять
  • Длинный - короткий
  • Покупать - продавать
  • Медленно - быстро
  • Правда - ложь

Сегодня на занятии

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось больше всего…

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

(с лицами с различными речевыми нарушениями).

«Дружба». Конспект НОД по формированию личности дошкольника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие в подготовительно-логопедической группе

Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Ход занятия:

Пальчиковая игра: «Дружба»

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

Логопед: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Логопед: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.

(Совместное озвучивание слова).

Логопед: А как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т. д.

Логопед: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно.

В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

А какие пословицы и поговорки вы знаете, расскажите их и объясните.

Один в поле не воин.

Без беды друга не узнаешь.

Как аукнется, так и откликнется.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Человек без друзей, что дерево без корней. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Дружным любая беда нипочем.

Логопед: Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры). После того как каждая пара рукавичек встретиться, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись).

Логопед: Посмотрите, какие красивые рукавички у вас получились, молодцы!

Логопед: Я предлагаю вам узнать своего друга, на ощупь! Хотите попробовать? Выберем ведущего завяжем ему глаза, и предложим ощупав ребенка, нужно догадаться, кто из детей подошел к нему, ощупав этого ребёнка. Посмотрим, кому удастся угадать (затем выбирают другого ведущего).

Логопед: Вы дружные ребята. Воспитатель: А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг, и я вам предлагаю поиграть в игру: «Связующее звено». Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей (когда клубок соединится с началом нити). Воспитатель предлагает: Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие оказывается, вы дружные в свое группе. Логопед: Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении.

Логопед: - Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.

Упражнение на релаксацию «Волшебный сон», выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать».

Внимание! Наступает «Волшебный сон».

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем (2 раза, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко… ровно… глубоко… (пауза).

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!