Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве

Пособие создано на основе результатов опытно-экспериментальной работы в детской студии изобразительного искусства на базе дошкольного образовательного учреждения № 1266 Северо-Восточного административного округа Москвы и широкой проверки в массовой практике. В нем описываются более 30 нетрадиционных для отечественного дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Авторами проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития детского изобразительного творчества. Пособие адресовано воспитателям и методистам ДОУ, студентам педагогических колледжей и вузов, преподавателям изобразительного искусства и детской студии, родителям.

Нетрадиционные художественно-графические техники тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными равными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Содержание
От авторов
Нетрадиционные художественно-графические техники
Тычок жесткой полусухой кистью
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой
Оттиск пробкой
Оттиск печатками из картофеля
Обрывание бумаги
Скатывание бумаги
Оттиск поролоном
Оттиск пенопластом
Оттиск печатками из ластика
Оттиск смятой бумагой
Восковые мелки + акварель
Свеча + акварель
Печать по трафарету
Монотипия предметная
«Знакомая форма - новый образ»
Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Кляксография обычная
Кляксография с трубочкой
Кляксография с ниточкой
Набрызг
Отпечатки листьев
Тиснение
Акварельные мелки
Тычкование
Цветной граттаж
Монотипия пейзажная
Примерное планирование занятий в детской студии изобразительного искусства
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Конспекты занятий
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Музыкальное сопровождение занятий по изобразительной деятельности.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Рисование с детьми дошкольного возраста, Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий, Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

  • создание художественного образа;
  • использование цвета, колорита как выразительного средства;
  • композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);
  • оригинальность;
  • изобразительная грамотность - это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества :

  • дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества;
  • процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата - это вторая особенность детского творчества;
  • ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам - это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Как показывают исследования Т.Г. Казаковой, С.А. Иванниковой, Л.В. Компанцевой и др. творчество дошкольников тесно связано с обучением, усвоением детьми способов и приемов выполнения работы, с усвоением умений работать в разной технике (кляксографии, монотипии, тычком и т.д.).

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

  • - отношение детей к творчеству, их интересы, способности;
  • - качество способов творческих действий;
  • - качество продукции детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность ребенка основывается на всех тех разнообразных впечатлениях, которые дети получают в ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь, чем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать образы для самой разной творческой деятельности: игры, театрально - игровой, изобразительной.

Воспитанию интереса к окружающей действительности и развитию воображения детей способствуют различные творческие задания. Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Он как бы заключает в себе два противоположных компонента. Задания названы творческими, т.к. ребенок проявляет чувство нового при использовании прошлого опыта, находит вариативные решения при выполнении знакомых заданий, обнаруживает способности, позволяющие ему выполнять задание в незнакомой ситуации, т. е. дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, т.е. творчество с участием взрослого, который организует среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям. От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем дети будут способны действовать по своей инициативе. Содержание заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель.

Творческие заданияв рисунке для детей старшего возраста Н.А. Ветлугина предлагает начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают изображаемому различное настроение. Далее дети усваивают способы выражения образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем передача действия, характер персонажей. Последний этап - нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи целостной картины.

Последовательное усложнение, содержание творческих заданий способствуют формированию образа и направлено на развитие восприятия, воображения, эмоциональной сферы. Творческие задания позволяют создать рисунок, непохожий на работы других детей.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: ВЛАДОС, 2006.
  4. Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002.

1. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

2. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе коммуникативной работы на уроках изобразительного искусства.

3. Ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

4. Развитие основ изограмотности у детей младшего дошкольного возраста.

5. Формирование художественно-изобразительных навыков у детей пятого года жизни в процессе ознакомления с натюрмортом.

6. Развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста.

7. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

8. Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов.

9. Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

10. Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

11. Художественно-изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

12. Развитие изобразительных умений в декоративном рисовании по мотивам народных росписей у детей старшего дошкольного возраста.

13. Ознакомление детей дошкольного возраста с жанрами изобразительного искусства.

14. Аппликация как способ развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста.

15. Сенсорное развитие младших дошкольников на занятиях лепки.

16. Гендерный подход к обучению детей конструированию.

17. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при изготовлении поделок в технике оригами.

18. Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста на занятиях рисования.

19. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с народной игрушкой.

II. Музыка

1. Изучение детского музыкального фольклора на уроках музыки в начальной школе.

2. Использование музыкально-дидактических упражнений в разных видах музыкальной деятельности.

3. Изучение классической музыки на уроках искусства в начальной школе.

4. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

5. Изучение современной музыки на уроках искусства в начальной школе.

6. Использование музыки на уроках литературного чтения.

7. Роль музыкального искусства в развитии детей.

8. Воспитание музыкально-эстетической культуры младших школьников на уроках музыки.

9. Формирование вкуса как условие развития музыкальной культуры младших школьников.

10. Развитие музыкальной памяти у детей дошкольного возраста.

11. Танцевальная ритмика в раннем развитии детей.

12. Развитие воображения ребёнка дошкольного возраста музыкально-танцевальными играми.

для курсовых работ по методике дошкольного и начального образования (отрасль «Искусство»)

1. Богуш А. Методика організації художньо-мовленнєвої діяльності дітей у дошкільних навчальних закладах: підручник для студентів вищих навчальних закладів факультетів дошкільної освіти / А. Богуш, Н. Гавриш, Т. Котик. – К.: «Слово», 2010. – 304 с.

2. Борев Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

3. Ветлугина Н. А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему: Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 1990. – С. 193–200.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 97 с.

5. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгер. – М.: Педагогика, 1978. – 256 с.

6. Горбунова Г. А. Психологические факторы развития у дошкольников изобразительного творчества / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 55–57.

7. Давыдчук А. Детство: Творчество безостановочно // Дошкольное воспитание. –1995. – № 3–4. – С. 6–7.

8. Дронова О. О. Искусство как средство развития интереса старших дошкольников к творческой деятельности / О. О. Дронова // Дошкільна освіта. – 2003. – № 2. – С. 22–28.

9. Дронова О. О. Мистецтво живопису як засіб розвитку спілкування у старшому дошкільному віці / О. О. Дронова // Дошкільна освіта. – 2004. – № 1 (3). – С. 35–41.

10. Езикеева В. А. Образная выразительность рисунка у детей старшего дошкольного возраста / В. А. Езикеева // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1972. – С. 60–69.

11. Езикеева В. А. Творчество в рисунках детей 5–7 лет под влиянием произведения искусства / В. А. Езикеева // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – С. 151–155.

12. Езикеева В.А. Содержание и методы обучения изобразительной деятельности детей с 4 до 7 лет / В. А. Езикеева // Эстетическое воспитание детей в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1978. – С. 105–122.

13. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец // Избр. псих. труды. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – С. 5–227.

14. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5–7 лет / Н. М. Зубарева. – М., «Просвещение», 1969. – 111 с.

15. Кабыш И. Ю. Развитие художественных способностей детей младшего возраста / И. Ю. Кабыш. – М.: Просвещение, 1981. – 47 с.

16. Каган М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 544 с.

17. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.

18. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова // Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

19. Казакова Т. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов / Т. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 80–86.

20. Казакова Т. Искусство, которое мы называем изобразительным / Т. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 90–96.

21. Карпишина В. От ребенка к методу / В. Карпишина // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 7. – С. 10–11.

22. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

23. Комарова Т. С. Знакомим дошкольников с искусством портрета: методическое пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой / Т. С. Комарова, Н. Г. Пантелеева. – М.: АРКТИ, 2010. – 144 с.

24. Котляр В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Ф. Котляр. – К.: Рад. шк., 1986. – 93 с. – (Б-ка дошкол. работника).

25. Курочкина H. A. О портретной живописи – детям / Н. А. Курочкина. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 112 с.

26. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом / Н. А. Курочкина. – СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. – 112 с.

27. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

28. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития / М. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 87–91.

29. Методика музыкального воспитания в детском саду: Дошкольное воспитание / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; 3 е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

30. Михайлова А. И. Современные подходы к организации художественно-творческой деятельности дошкольников / А. И. Михайлова, С. И. Макаренко, С. А. Иварлак, Е. А. Михеева. – Донецк: ИППО, 2005. – 166 с.

31. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981. – 217 с.

32. Пантелеева Н. Ознакомление детей 5–7 лет с искусством портрета / Н. Пантелеева, Т. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 16–27.

33. Сакулина Н. П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1979. – 272 с.

34. Сухомлинский В. А. Эстетическое воспитание: Избранные произведения. В 5–ти т. / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1976. – Т 4. – С. 369–393.

35. Сухорукова Г. В. Образотворче мистецтво з методикою викладання в дошкільному навчальному закладі: підручник / [Г. В. Сухорукова, О. О. Дронова, Н. М. Голота, Л. Я. Янцур]. – К.: «Слово», 2010. – 376 с.

36. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: кн. для воспитателя дет. сада / Р. М. Чумичева. – М.: Просвещение, 1992. – 125 с.


Приложение Р

Примерные темы курсовых работ по методике начального образования

1. Формирование познавательного интереса младших школьников при выполнении творческих заданий на уроках русского языка.

2. Орфографический навык третьеклассников.

3. Оценочная лексика в речевом развитии младших школьников.

4. Формирование речевого этикета младших школьников.

5. Формирование читательской самостоятельности младших школьников.

6. Приемы преодоления тревожности младшего школьника на уроках русского языка.

7. Изучение творчества С.Я. Маршака в начальной школе.

8. Использование дидактического материала на уроках обучения грамоте в классах коррекционно-развивающего обучения.

9. Формирование нравственных качеств младших школьников в процессе обучения русскому языку.

10. Воспитательные возможности русских народных сказок в начальной школе.

11. Воспитательные возможности произведений В.Н. Осеевой в начальной школе.

12. Формирование УУД в период адаптации первоклассников в условиях ДОУ.

13. Особенности работы с драматическим произведением на уроках литературного чтения в начальной школе.

14. Формирование грамматических понятий младшего школьника.

15. Литературное развитие младших школьников на уроках чтения.

16. Игровая деятельность на уроках русского языка.

17. Приёмы развития памяти младших школьников на уроках русского языка.

18. Особенности развития внимания младших школьников на уроках русского языка.

19. Формирование орфографической зоркости младшего школьника.

20. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

21. Система упражнений по русскому языку для развития логического мышления младшего школьника.

22. Формирование орфографического навыка младших школьников при изучении словарных слов.

23. Развитие речи младших школьников на уроках русского языка.

24. Развитие воображения младшего школьника при написании сочинения.


для написания курсовых работ по методике начального образования

(методика преподавания русского языка и литературы)

1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.

2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – М., 1973.

3. Бондаренко А. А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А. А. Бондаренко, М. Л. Каленчук. – М., 1990.

4. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – М., 1992.

5. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб., 2007.

6. Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников / Л. А. Горбушина. – М., 1981.

7. Горецкий В. Г. Уроки обучения грамоте / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. – М., 1993.

8. Детская риторика в рассказах и рисунках: 1–4 классов: Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1999.

9. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. Г. Егоров. – М., 1953.

10. Зиновьева Т. И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. – М., 2010.

12. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах / В. П. Канакина. – М., 1991.

13. Канакина В. П. Русский язык. 1–4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М., 2009.

14. Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем / О. В. Кубасова. – М., 2004.

15. Кузьменко Н. С. Методическая подготовка учителя е формированию орфографической зоркости у младших школьников / Н. С. Кузьменко. – М., 1999.

16. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. – М., 1994.

17. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах / О. Н. Левушкина. – М., 2004.

18. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М.: Просвещение, 1987.

19. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

20. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. – М., 2003.

21. Львов М. Р. Правописание в начальной школе / М. Р. Львов. – М., 1998.

22. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. – М., 1999.

23. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / [М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева]. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

24. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – СПб., 1996.

25. Михайлова И. М. Слово и фразеологизм: художественно-иллюстративная презентация на уроке и в словаре: учебно-методическое пособие к спецкурсу / И. М. Михайлова, Е. И. Рогалева. – Псков, 2008.

26. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. – М., 1972.

27. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. – М., 1997.

28. Орлова Г. А. Взаимосвязанное изучение частей речи во 2 классе / Г. А. Орлова. – Новгород, 1981.

29. Орлова Е. О. Образовательные возможности иллюстрации детской книги / Е. О. Орлова. – Великий Новгород, 2010.

30. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе, или как создать у младших школьников целостную картину мира / Е. Н. Потапова. – М., 2002.

31. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. С. Савинов – М., 2010.

32. Рамзаева Т. Г. Система обучения русскому языку и речи в 3 (1–3) и 4 (1–4) классах начальной школы / Т. Г. Рамзаева. – СПб., 1994.

33. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н. С. Рождественский. – М., 1960.

34. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993.

35. Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Рыжкова – М.: «Академия», 2007.

36. Савельева Л. В. Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе / Л. В. Савельева. – СПб., 2001.

37. Сергеева Л. Н. Лексикон младшего школьника как объект изучения / Л. Н. Сергеева, Т. В. Степанова. – Великий Новгород, 2008.

38. Сергеева Л. Н. Учимся любить родное слово / Л. Н. Сергеева. – Великий Новгород, 2000.

39. Соловьева Т. В. Речевой портрет младшего школьника / Т. В. Соловьева. – Великий Новгород, 2009.

40. Троицкая Т. Народная художественная словесность в детской повседневной жизни и в образовании / Т. Троицкая. – Барнаул, 2003.

41. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 6 т. / Константин Дмитриевич Ушинский. – М., 1988.

42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М., 2010.

43. Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах / Г. А. Фомичева. – М., 1981.

44. Храброва И. Ю. Сборник диктантов для маленьких новгородцев (1–2 класс) / И. Ю. Храброва. – Великий Новгород, 2002.

45. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М., 1982.

46. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. – М., 2000.

47. Щеголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе / Г. С. Щеголева. – СПб., 2000.

Основная цель ее методики - приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. По ее методике с произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. «Примерно 1-2 раза в квартал целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, скульптуру малых форм, предметы прикладного искусства. Картины располагают на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии. Отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы воспитателю необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей. Так, если при показе картины внимание детей обращено на яркую цветовую гамму, с помощью которой художник передает красоту осенней природы (например, «Золотая осень» И. Левитана), то в процессе рисования педагог предлагает детям вспомнить особенности колорита этого произведения, самостоятельно передать осенний пейзаж яркими цветами красок»

Остановимся подробнее на методах работы с детьми по изобразительной деятельности по методике Т.Г. Казаковой. В подготовительной группе после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями - сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов - декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объемных форм). Четкость восприятия и правильное обследование предмета (обведение контура жестом или визуально) - основное в рисовании с натуры. Педагог учит детей передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей (если предмет состоит из нескольких частей), композиционно строить рисунок, владеть техническими умениями (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета).



Воспитатель обращает внимание ребят на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом легким контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т. д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Педагог учит детей с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки) передавать особенности натуры.

В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель - подвести детей к образному отображению окружающей действительности, видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, алые флаги в майский день, ранняя или поздняя осень и т. д.). Все эти различия воспитатель учит передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях педагог направляет ребенка на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, обращая внимание на основные характерные, признаки, позу, движения.

Основная задача сюжетного рисования - научить детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное. Педагог спрашивает ребят, что они хотят нарисовать, затем обсуждает с ними задуманное, уточняет, как и где надо нарисовать. Можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, на полосе и т. д.). Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и т. д.). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы - определить, для чего создается узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т. д.).

В конце года педагог проверяет уровень художественного развития детей как в восприятии произведений изобразительного искусства, так и в изобразительной деятельности. Он проводит индивидуальные беседы (например, по пейзажу, выясняя, как ребенок воспринимает содержание произведения, средства выразительности, как соотносит их с образом). Анализируя задание нарисовать предмет с натуры, воспитатель проверяет умение ребят видеть форму, цвет, пропорции предмета, владение композицией, техническими навыками. Дополнительно к этому заданию можно дать аппликацию с натуры (ваза с цветами), что позволит выяснить, может ли ребенок красиво сочетать фон бумаги и цвет вырезанного предмета, владеет ли навыками силуэтного вырезывания. В заданиях творческого характера педагог проверяет, как дети передают сюжет, образ, используют средства выразительности (в рисовании - цвет, форму, композицию).

Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.

Во время самостоятельной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).

Примерные конспекты занятий. При ознакомлении с разными видами изобразительного искусства главное внимание обращается на передачу художником настроения, по методике Т.Г. Казаковой, (печали, спокойствия, тревоги, радости, грусти). Детей учат видеть и понимать, как этого добивается художник. Принцип тематизма является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая.

На занятиях по рисованию основная задача- учить детей передавать выразительность образа, характерных черт, изображать предметы с натуры, располагая их в соответствии с размером листа. У ребят формируется чувство композиции (умение делать наброски, располагать предметы выше, ниже, левее, правее и т. д.).

Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов закрашивания с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Рисование. «О чем можно рассказать в рисунке?»

Программное содержание. Развивать у детей воображение, интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок).

Материал. Бумага альбомного формата, в половину листа, цветные карандаши, репродукции и книги с иллюстрациями на летнюю тематику.

Предварительная работа. Беседы о лете, чтение рассказов, стихов.

Методика проведения занятия. «Скажите, ребята,- обращается воспитатель к детям,- как можно узнать о том, что вы видели летом. (Дети отвечают. Педагог уточняет ответы.) Правильно, можно об этом рассказать. Прочитайте стихи о лете, цветах. (Дети читают.) В рисунке можно показать красоту лета. (Демонстрирует 2-3 репродукции.) Подумайте, как можно рассказать в рисунке, что вам больше всего понравилось, особенно запомнилось. Мы посмотрим и узнаем, где вы были». По окончании работы дети рассматривают рисунки, выбирают самые удачные, рассказывают о своих впечатлениях.

Эту тему можно продолжить на другом занятии. Воспитатель предлагает устроить выставку рисунков на темы: «Как мы отдыхали летом», «За что мы любим лето». Для этой выставки дети выполняют рисунки. Желательно, чтобы формат бумаги был разным. Ребята самостоятельно выбирают тему.

Итак, проанализировав некоторые методики, мы рассмотрели различные подходы и методы по развитию изобразительного творчества дошкольников. В дальнейшем исследовании мы проанализируем уровень развития изотворческих способностей детей 6(7) года жизни.

Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям, сверстникам.

В данном пособии этому вопросу уделяется особое внимание. Например, рисунки могут быть использованы для создания панорамы. Или на декоративно оформленных салфеточках дети расставляют вылепленные и украшенные узором чашки. А в окнах дома, которые дети наклеили, они рисуют его обитателей. Таким образом, планируя каждое занятие, воспитатель должен думать о том, как связать полученный результат (рисунок) со следующей темой, как направить воображение ребенка на самостоятельные поиски этой связи, как помочь детям использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной художественной деятельности.

Педагогу необходимо помнить, что все художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.