Когда ребенок начинает сидеть: сроки, самостоятельные пробы и помощь родителей. В каком возрасте ребенок начинает сидеть и ползать Когда ребенок начинает держать спину

Ребенок постепенно учится управлять своим телом и его первым достижением становится умение поддерживать голову. Существуют общепринятые возрастные нормы развития малыша, чтобы родители и врачи могли ориентироваться, правильно ли происходит его формирование.

Этапы развития малыша:

После того как эпителизуется пупочная ранка, малыша можно начинать выкладывать на живот, используя при этом твердую поверхность, например – стол, покрытый несколькими слоями пеленки.

Делать это упражнение следует постепенно, начиная с нескольких минут. При этом кроха инстинктивно слегка приподнимает голову и поворачивает ее набок. Во время упражнения надо слегка поглаживать его по спинке. Регулярное выкладывание на живот ценно еще тем, что способствует отхождению у ребенка газов и является профилактикой кишечных колик.

  • В возрасте полутора месяцев ребенок уже может немного приподнимать голову над поверхностью стола и минуту удерживать ее в таком положении.
  • Приблизительно в возрасте 2 месяцев ребенок способен поворачивать голову в стороны и рассматривать предметы.
  • На четвертом месяце развития малыш может переворачиваться и самостоятельно выбирать положение тела. Он в состоянии удерживать поднятую голову, опираясь на вытянутые руки. Это означает, что у младенца сформировался шейный отдел позвоночника и начинает формироваться грудной.

Не всегда развитие ребенка вписывается в эти временные рамки. Иногда у совершенно здорового малыша оно слегка запаздывает. Если остальные показатели психического развития ребенка соответствуют норме, то волноваться не стоит.

Раннее удерживание головы

На первом году жизни ребенок развивается чрезвычайно быстро. Особенно это верно для первых 3 месяцев. Обычно в этом возрасте уже угасают несколько рефлексов, например, поисковый и хоботковый, а рефлекс ползания и сосательный еще сильны. Именно по этим (и многим другим) показателям невропатолог делает вывод о психическом развитии ребенка.

Иногда родители бывают очень довольны, когда ребенок начинает держать голову раньше срока, не подозревая, что такое состояние может сигнализировать о наличии патологии.

Внимание! Если малыш в месяц уже твердо держит голову, то следует показать его врачу. Этот факт может свидетельствовать о высоком внутричерепном давлении.

По какой причине грудничок может отставать в формировании навыка

Обычно держать голову самостоятельно дети начинают между 2 и 3 месяцами. Если это происходит поздней 3 месяцев, родители бывают сильно обеспокоены. В этом случае следует отнестись к ситуации со всей ответственностью и записаться на консультацию к невропатологу.

Основные причины, по которым ребенок может запаздывать в развитии навыка:

  1. В большинстве случаев неумение держать голову в возрасте 3 месяцев обусловлено пониженным тонусом шейных мышц. Это происходит в том случае, когда ребенка мало выкладывают на живот и уделяют недостаточно внимания его физическому развитию.
  2. Если при этом малыш плохо прибавляет в весе (читайте о нормах), то причина, возможно, кроется в том, что мама испытывает трудности в грудном вскармливании и малыш из-за этого отстает в развитии. В этом случае следует записаться на прием к специалисту, и он поможет наладить кормление.
  3. Второй по частоте причиной того, что ребенок не держит голову, бывают неврологические патологии, возникшие во время беременности и (или) родов. Если трехмесячный ребенок в положении на животе не поворачивает голову в стороны, это является достоверным признаком неврологической болезни. Без адекватного лечения такие нарушения склонны со временем усугубляться, поэтому не стоит медлить с визитом к специалисту. Он обследует и при необходимости назначит комплексное лечение и массаж.
  4. Еще одна причина – недоношенность. Такие дети развиваются обычно чуть медленней, но при должном уходе и ответственном отношении родителей к рекомендациям врача, они догоняют своих сверстников уже к году. Все зависит от степени недоношенности и реабилитационных мероприятий (массаж, гимнастика, рефлексотерапия).
  5. Следует обратить внимание на то, как ребенок держит шею. Иногда из-за того что малыша постоянно укладывают в кроватку на одну сторону, у него развивается кривошея. Эта болезнь выражается в наклоне головы в сторону больной мышцы, а в тяжелых случаях – асимметрии лица, сколиозе и отставании в развитии.
  6. Если эту болезнь не лечить, то она прогрессирует и может иметь серьезные последствия. Терапия состоит в нескольких курсах массажа, который может проводиться только специалистом . Также рекомендуют использование специальной ортопедической подушки – как правильно выбрать подушку.

Укрепление мышц шеи

Начинать заниматься с ребенком гимнастикой следует, когда ему исполнится полтора месяца. На первых порах упражнения стоит делать по одному разу, а затем постепенно увеличить. У маленького ребенка очень нежная, склонная к раздражениям кожа, а мышцы и связки пока слабенькие, поэтому гимнастика больше похожа на массаж.

  1. Выкладывание на животик . Упражнение состоит в том, что малыша укладывают на стол животом вниз и побуждают удерживать голову в приподнятом положении. Согнутые в локтях ручки слегка придерживают с обеих сторон своими руками и не дают ему перевернуться. Начинать следует с пары минут, постепенно увеличивая длительность. Выкладывание проводят перед кормлением, обязательным условием является хорошее настроение ребенка. Во время упражнения следует ласково разговаривать с малышом.
  2. Повороты головы . Ребенок лежит на животе. Взрослый подходит к нему сначала с одной стороны и потряхивает погремушкой, побуждая кроху повернуть голову, а затем с противоположной стороны. Любопытство вынуждает ребенка поворачивать голову к источнику звука.
  3. Присаживание . Потянуть за вытянутые руки малыша из положения «лежа на спине». При этом надо следить, чтобы голова ребенка не запрокидывалась назад.

Читайте – когда можно начинать присаживать детей

Массаж для ребенка до 3 месяцев

Для массажа используются поглаживания и короткие круговые растирания. Перед тем как проводить массаж следует убедиться, что в комнате достаточно тепло (не ниже 22 градусов).

Комплекс упражнений для малышей

  1. Поглаживают руки от кистей к плечам.
  2. Затем легонько растирают ладонью грудь от середины к бокам.
  3. После чего укладывают ребенка на живот, под грудку подкладывается сложенная пеленка.
  4. Поглаживают спинку ладонями обеих рук от шеи вниз, а затем в обратном направлении, уделяя особое внимание мышцам шеи.
  5. Малыш быстро устает, и следует прекратить массаж, когда он проявит недовольство.

Поскольку основной причиной проблемы, когда ребенок начинает держать голову поздней установленной нормы, бывает его слабое физическое развитие, следует уделять занятиям с грудничком, как можно больше внимания.

Младенец рождается на свет беспомощный и постоянно находится в стационарном состоянии. В первые месяцы жизни он развивается очень активно – учится улыбаться, отвечать родителям – пусть и на своем языке, держать голову.

Не успеют родители порадоваться, что наступила некоторая стабильность – к 3-4 месяцам дети начинают более спокойно себя вести и спать по ночам, так как приступы младенческих колик к этому времени затихают, а малыш уже начинает переворачиваться со спины.

Его опять нельзя даже на минуту оставить одного – кроме времени, которое он проводит только в детской кроватке.

С пеленального столика или с родительской постели он может скатится.

Родителям нужно понимать, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться, т.к. в это время им придется удвоить «надзор» за малышом.

Ведь следующий этап – ползанье, а это – освоение окружающего пространства.

Этапы развития

Родители должны знать, в каком возрасте младенцу пора поднимать голову, когда нужно уже твердо ее держать, с какого месяца ребенка он должен перекатываться со спины на живот. Эти знания помогают им адекватно оценивать уровень физического развития их чада. Двигательная и рефлекторная активность показывают, насколько ребенок нормально развивается. Временные границы достаточно условны, и варьируются даже педиаторами. Например, 30 лет назад считалось, что младенцу нужно приподнимать голову уже в 21 день. Затем сроки отодвинули до месяца.

Однако установлено, что к 2 – 2,5 месяцам ребенок уже должен уверенно держать голову, лежа на спине, а к 3-4 – делать попытки перекатиться на бочок.


К 6 месяцам малыш должен переворачиваться на живот, к 7 ползать, к 9 вставать в кроватке. Но не стоит бить тревогу, если ребенок в 4 месяца не переворачивается – временной промежуток плюс-минус 2 месяца – это норма. Каждый живой организм индивидуален, и развивается по собственному алгоритму.

Если начинает беспокоить задержка в развитии, нужно помочь ребенку – тогда он освоит технику поворота раньше.

Причины задержки рефлекторных навыков

Почему дети начинают держать голову, поворачиваться, садиться и вставать на ножки в разное время?

Педиатры объясняют задержку поведенческих навыков следующими причинами.

  • Комплекция младенца и вес. Более полные карапузы демонстрируют более спокойный характер. Это понятно – находясь в постоянном движении массы не набрать. А с лишним весом перевернуться достаточно трудно. Но это совсем не значит, что младенца следует сажать на диету – он начнет переворачиваться на живот позже, чем его худые ровесники, на 2-4 недели, не более.

А вот дети с недобором веса могут отставать намного – у них просто не хватает сил на физические упражнения. Плотные же малыши, с хорошо развитыми мышцами, осваивают повороты на живот в 3-4 месяца;


  • Темперамент и характер. Эти отличительные особенности закладываются с рождения. Даже в одной семье 2 совершенно одинаковых детей не бывает, а уж разные младенцы. Один предпочитает больше спать, второй – постоянно старается что-то разглядеть из коляски и кроватки, казалось бы, с самого рождения. Холерики и сангвиники активно осваивают мир, обгоняя своих ровесников меланхоликов на 2-3 недели. Флегматики, если родители не задумываются, как научить ребенка переворачиваться, могут вдумчиво рассматривать потолок до 6 месяцев, не делая попыток изменить ситуацию;
  • Наследственные факторы . Если старшие дети и сами родители демонстрировали повышенную
    активность почти с рождения, то и грудничок начнет осваивать рефлекторные навыки раньше положенного времени;
  • Социальные условия. На развитие ребенка влияет настроение и возможности родителей. Когда они имеют возможность и желание заниматься с младенцем, проводят с ним время, он сыт и спокоен, не отстает в наборе веса, на него не оказывают влияние климатические факторы – он поднимает голову, переворачивается, ползает и встает вовремя.

Как только перевороты на живот освоены полностью, переходят к следующим упражнениям – переворотам обратно на спину. Основной период повышения двигательной активности – с 5 до 7 месяцев. Не следует забывать, что конкретные сроки индивидуальны.

Гимнастика для грудничков

Сложность физических упражнений наращивается постепенно, исходя из возраста младенца. Уже с месяца грудничков выкладывают на живот, с 1,5 месяцев они должны держать головку. Для того чтобы простимулировать рефлекс, перед лицом кладут яркую игрушку. К стопам крохи, выложенного на живот, подкладывают руки – пусть он опирается и вырабатывает ранние навыки к ползанью.

Перед лицом младенца не так просто вешают красивые погремушки – необходимо вырабатывать рефлекс хватания. Родители должны даже здоровым грудничкам делать массаж – складывать на грудке скрещенные ручки, сгибать-разгибать ножки. С 5 месяцев уже можно осваивать упражнение – младенец хватается за пальцы и пытается приподняться сам.


С 4 месяцев уже нужно стимулировать грудничка к повороту на живот. Охватывают малыша рукой и поворачивают на бочок. Затем ножка, которая оказывается сверху, сгибается, а рука малыша фиксируется за плечо.

В таком положении начинают повороты перекаты. Действовать следует осторожно, чтобы не создать давление на руку, через которую переворачиваются – иначе грудничок запомнит неприятный момент и совсем откажется поворачиваться на живот.

Это не шутки. Есть дети, которые так и не научились осваивать этот простейший навык до полутора или даже до 2 лет. Для того чтобы лечь на животик, они встают, а уже потом ложатся.

Поэтому очень важно создать для занятий с ребенком комфортные условия. Чтобы гимнастика доставляла удовольствие, младенец должен выспаться, быть здоров и сыт. Лучше всего начинать упражнения через 1,5 часа после приема пищи. Комнату проветривают – если батареи слишком горячие, их закрывают мокрым полотенцем. Оптимальная температура в помещении – 20-24ºС.

Младенца голеньким выкладывают на пеленальный столик. Пока он принимает воздушные ванны, ему массирующими движениями гладят ручки и ножки, круговыми – по часовой стрелке – живот. Переворачивают на живот и массируют спину. Пока делают массаж, его внимание привлекают игрушками, выложенными рядом. Пусть тянется, поднимает голову, старается рассмотреть.

Все движения грудничок должен стараться выполнять сам – взрослые только помогают и направляют.

Для улучшения качества занятий можно приобрести фитбол – специальный мяч. Упражнения с помощью спортивного приспособления стимулируют развитие мышц всех групп и снимают излишний тонус. Дети с удовольствием покачиваются на упругом мяче.

Причины рефлекторной задержки

Когда ребенок самостоятельно не переворачивается в 5 месяцев, тревожиться рано. Как мы уже отмечали, временной промежуток для освоения данного рефлекса – от 3,5 до 6,5 месяцев.

Время, когда ребёнок начинает сидеть сам, очень индивидуально. Многим папам и мамам хочется, чтобы их малыш быстро и правильно развивался, а опережающие достижения сверстников начинают вызывать беспокойство, особенно у молодых родителей.

Но не стоит ставить свои желания выше здоровья ребёнка. Есть определённые нормы развития детей, которые подтверждены знаниями специалистов в этой области. А вопрос, с какого времени малыш должен сидеть самостоятельно, очень серьёзный, ведь от этого зависит будущее здоровье ребёнка.

Примерные сроки

Позвоночник родившегося младенца не может находиться в отвесном положении - мышцы его тела ещё не развиты. Поэтому медики не рекомендуют специально усаживать кроху, он должен это сделать сам. Если малыш достаточно развит, то он обязательно сядет самостоятельно.

Постепенно растущий ребёнок развивает мышцы шеи и учится держать голову. С каждой неделей у него появляются новые навыки, вскоре дети учатся переворачиваться на спину. Следующим шагом будет умение садиться.

В среднем, попытки сесть начинаются в 5 месяцев. По поведению малыша понятно, что ему хочется это сделать, ведь когда ты сидишь, можно увидеть гораздо больше предметов! В этом случае, некоторые родители берут кроху за ручонки и тянут на себя, а он пытается сесть. При этом вряд ли он не может сделать это самостоятельно, хотя некоторым детям удаётся сесть из полулежачего положения.

  • Ребёнок в 5–6 месяцев будет постоянно падать в разные стороны при попытке сесть. Не надо паниковать - это нормально. Не следует постоянно помогать крохе, он должен самостоятельно пытаться удержаться. Главное - позаботьтесь, чтобы место, куда заваливается грудничок, было безопасным.
  • К 6 месяцам у многих детей мышцы становятся крепче, и они непродолжительное время сидят сами, периодически заваливаясь на бок или спину. Постепенно пребывание в таком положении становится более продолжительным и составляет около часа в день.
  • В семимесячном возрасте многие дети сидят самостоятельно, но всё равно непродолжительное время, ведь мышцы спины пока слабо развиты.
  • В 8–9 месяцев большинство детей уже сидят хорошо. Они могут менять положение тела самостоятельно, например, сесть из лежачего положения и лечь обратно.

Родители должны помнить, что это приблизительные нормы. Каждый малыш развивается в этом возрасте очень индивидуально, поэтому расхождение с нормой на несколько месяцев не считается нарушением. Замечено, что даже в одной многодетной семье у каждого ребёнка все достижения индивидуальны и могут отличаться на несколько месяцев, будь то мальчик или девочка.

Можно ли сажать ребёнка специально

Каждая мама хочет, чтобы её малыш развивался быстрее, и когда ребёнок начинает садиться, родители получают значительное облегчение.

Большинство детей в 5 месяцев уже могут держать спину если помочь им сесть. Некоторые родители торопятся поскорее обложить кроху подушками, думая, что это поможет закрепить результат. Особенно представители старшего поколения очень любят давать подобные советы. Но нужно проявлять максимум терпения и ждать, когда ваш малыш будет готов.

Специально усаживая малыша раньше того момента, пока он сам начнёт это делать, можно серьёзно навредить его позвоночнику. Если ребёнок не садится самостоятельно, значит спина ещё недостаточно окрепла и не готова к этой нагрузке. Но даже если кроха сел в 5–7 месяцев самостоятельно, нельзя фиксировать его в положении «сидя» подушками!

Как можно понять, что время, когда ребёнок должен самостоятельно сидеть, ещё не наступило? Грудничок падает на бок, его спинка во время сидения округляется. Не следует специально сажать детей раньше семимесячного возраста.

Раннее сидение - большая нагрузка на позвоночник, а он у грудничков ещё мягкий, хрящи могут с лёгкостью сдвинуться с места. Подобная спешка в дальнейшем чревата искривлением позвоночника, деформацией костей таза и другими негативными последствиями.

Роль массажа в сидении малышей

Вроде пришло время, малыш должен удерживаться в вертикальном положении самостоятельно, но никак не может этого сделать. Родители начинают тревожиться и выяснять, во сколько месяцев дети начинают сидеть у друзей, родителей и специалистов.

Даже если грудничку исполнилось полгода, а он не способен выполнить это действие, ничего страшного. Необходимо ждать, когда позвоночник станет крепче.

Ребёнку исполнилось 8 месяцев, но и в этом возрасте нет сдвигов? Пришло время ему помочь и начать делать массаж. Ведь когда малыш малоподвижен, все его мышцы находятся в расслабленном состоянии, поэтому им нужно помочь стать более крепкими. Особенно это относится к детям с дистонией.

Записаться на детский массаж можно в своей поликлинике, можно обратиться к хорошим частным специалистам, или выполнять процедуру самостоятельно. Важно воздействовать на область шеи, локтевые суставы и область спины.

Существуют несколько правил массажа:

  1. На руках не должно быть ничего постороннего, их нужно помыть.
  2. В процессе массажа нужно обязательно общаться с малышом, чтобы процедура вызывала у него только положительные эмоции. Движения рук должны быть мягкими, не вызывающими болевых ощущений. Нельзя надавливать на позвоночник.
  3. Делать массаж следует не ранее, чем через 30 минут после еды, кроха не должен быть голодным.
  4. Если малыш болеет, у него поднялась температура, плохие анализы мочи или кала, процедуру необходимо отложить до момента выздоровления или выяснения причин.

Массаж включает поглаживание, разминание и растирание, проводится в течение 20–30 минут. Выглядит техника примерно так (хорошо, если вы найдёте специалиста, который покажет вам технику):

  • Положите кроху на живот и гладьте спинку снизу вверх и в обратном направлении;
  • Затем, начинайте подушечками пальцев делать движения в виде спирали в разных направлениях вдоль рёбер. Выполняем данные манипуляции по 5–8 раз;
  • Разминание делаем в направлении от поясницы к шее на боковых мышцах спины 3–5 раз;
  • В конце поглаживаем спинку грудничка.
Когда ребенок начинает сидеть, следует понаблюдать за ним: в правильном варианте его голова должна быть слегка наклонена вперёд, а верхняя часть позвоночника и область шеи распрямлена. Руки являются опорой, поясница немного согнута, ноги разведены. Если он садится как-то иначе, значит этот навык ещё не сформирован.

Упражнения для укрепления мышц

Если малыш и в 9 месяцев не может сесть самостоятельно - это не повод для паники, но консультация с врачом не будет лишней. Он определит, нет ли каких-либо проблем со здоровьем.

Кроме этого, каждая мама должна знать несколько упражнений, способных помочь крохе. Например, такие:

  1. Малыш лежит на спине, возьмите его за ручки, он будет пытаться садиться. Несколько секунд удерживаем его в таком полулежачем положении. Повторяем упражнение. Можно поднимать то за одну, то за другую руку по очереди, очень аккуратно.
  2. Поверните сидящего ребёнка спиной к себе. Руками подоприте локти малыша. Он должен тянуться за предметами, доставать их и возвращаться в исходное положение.
  3. Посадите ребёнка к себе лицом. Держите его за ручки и раскачивайте из стороны в сторону. Можно напевать какую-нибудь детскую песенку.
  4. Упражнение «шагание» укрепляет мышцы. Держите малыша за подмышки, он начнёт передвигать ногами рефлекторно.
  5. Из положения лёжа подведите ножки/ручки ребёнка к стене - он начнёт отталкиваться. Эти упражнения укрепят мышцы ног, рук и спины.
  6. Тонус мышц улучшит упражнение «восьмёрка»: перемещайте кроху по водной поверхности в виде этой цифры. Также полезны приседания в воде.

Водные процедуры очень полезны - все мышцы малыша хорошо тренируются, а нагрузка на область позвоночника совсем небольшая. В ванной можно выполнять целый комплекс упражнений, а если возможно, то лучше записаться в бассейн.

Хорошо тренирует мышцы малыша катание на большом мяче, на спинке и на животике. Крохе очень понравятся такие упражнения, особенно если с ним постоянно разговаривать.

Если кроха хорошо ползает, а сидеть ещё не умеет, то не следует паниковать даже в 9 месяцев. Многие родители очень волнуются по этому поводу, а нужно просто немного помочь малышу. Главное, чтобы не было проблем с костно-мышечной системой или каких-либо неврологических нарушений. В своё время он сядет без посторонней помощи.

Постепенно учите кроху сидеть на детском стуле. Начать надо с нескольких минут, потом время увеличиваем. Наклон сиденья должен быть не больше 40–45 градусов.

Мальчики и девочки: есть ли разница

Вопрос о том, когда садятся мальчики, а когда девочки, вызывает много споров. В среднем, навык сидения у девочек формируется немного позже. Независимо от пола ребёнка, необходимо подождать, когда он начнёт сидеть сам.

Когда-то врачи считали, что если девочку сажать в четырёхмесячном возрасте, то у неё сформируется изгиб матки. В настоящее время доказано, что подобные нарушения появляются не по этой причине, но торопиться всё равно не следует. Девочку можно начать присаживать в 5 месяцев, а если в возрасте полугода она сама будет делать такие движения, то это нормально.

У мальчиков этот процесс можно начать немного раньше. Мышечный корсет будущего мужчины начинает укрепляться после 4 месяцев. Если малыш делает хорошую опору на руки и пытается сесть, ему следует немного помочь.

В целом, пол не влияет на то, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть. Ребёнок садится по достижении определённого физического развития.

Для облегчения ухода за малышом в наше время существует немало приспособлений. Но родители должны знать, какие предметы помощи в определённом возрасте грудничка могут оказаться вредными.

  • Не рекомендуется использовать до 6 месяцев детские столики и автомобильные кресла без лежачего положения. Сегодня на рынке представлено множество моделей автокресел под любой возраст. Главное, чтобы малыш лежал или полулежал, но не сидел в нём;
  • Детская сумка «кенгуру» очень удобна для пап и мам, но её тоже не следует использовать для детей до полугода. Она будет отрицательно воздействовать на неокрепший позвоночник;
  • Если вы носите малыша на руках, то нужно слегка прижимать его к себе, чтобы он как бы лежал на вас. В таком положении нагрузка на позвоночник будет минимальной.

Все нормальные родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и крепкими. Здесь важно помнить, что многое зависит от их отношения к ребёнку. Любые промахи в развитии крохи в самом раннем возрасте могут обернуться впоследствии серьёзными проблемами. Теперь вы знаете во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и чего нельзя делать, чтобы не навредить. Поэтому будьте внимательнее к здоровью своих детей!

Depositphotos/pressmaster

Пятимесячный возраст, это наиболее активный и любознательный период у маленького непоседы. Ребенок уже рассматривает интересующие его предметы, поворачивает в нужную сторону голову, уже имеет неплохую хватательную способность, он может длительное время удерживать игрушка в своих ручонках и при любом удобном случае обязательно переворачивается на живот. Некоторые из вундеркиндов пытаются самостоятельно садится, что для многих молодых родителей является предметом гордости, т.к. многие из них с вожделением ждут этого счастливого момента, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно.

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно: нормы

Мнение педиатров достаточно расплывчато и установленных возрастных норм, во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть нет. Отталкиваясь от средних показателей, обучение технике сидения происходит в три основных этапа:

  1. В 6 месяцев. Родители начинают вытягивать кроху с помощью пальцев, высаживая его не более, чем на 2 минуты. Малыш может самостоятельно садится, опираясь на одну или обе руки.
  2. В 7 месяцев. Это период, когда ребенок начинает садиться самостоятельно и без опоры. Он делает это уверенно и может находится в таком положении более длительное время. Также кроха поворачивается в разные стороны, при этом удерживая равновесие.
  3. В 8 месяцев. Большинство детей к этому возрасту, уже освоили навыки самостоятельно сидеть и могут принимать это положение из любой позы: лежа на спинке или на животике.

Некоторые детки более активные и физически развиты, нежели остальные, поэтому они и садятся раньше, чем остальные. Другие малыши не торопятся изучать свои возможности и у них этот процесс происходит позже на 1-2 месяца.

Задавая вопрос хорошему педиатру, со скольки месяцев ребенок начинает сидеть, врач несомненно ответит, что каждый ребенок, это индивидуальность. Родителям, у которых дети рано садятся, нужно учитывать, что вертикальная поза, это большая нагрузка на позвоночник, поэтому в ней можно пребывать не более 1 часа.

Как правильно учить ребенка сидеть и когда это делать

Актуальный вопрос, который беспокоит родителей, как помочь ребенку сесть и какие признаки того, что малыш уже готов осваивать новые возможности. Для того, чтобы ответить, необходимо присмотреться к юному исследователю, если у малыша есть хоть один из ниже перечисленных признаков его садить еще рано.

  1. При попытках сидеть кроха держит спинку дугой, не выпрямляя ее.
  2. У ребенка нет равновесия и он постоянно заваливается на бок.
  3. Не сидит без опоры.
  4. Возраст меньше, чем пол годика.

Когда же картина противоположная: малыш приобрел равновесие и может в положении сидя крутить головой и не падать, ему уже исполнилось 6 месяцев, тогда можно начинать подготовительный процесс. Наблюдая такие показатели, можно легко понять, что ребенок готов сидеть.

Укрепляем спину малыша: комплексные упражнения

Какие должны быть действия родителей, направленные на то, чтобы оказать помощь в обучении малыша навыку сидения. Буквально с трехмесячного возраста, можно проводить массаж, что в дальнейшем поспособствует тому, чтобы ребенок сел. Лучше, чтобы процедуру проводил специалист, он покажет родителям, какие упражнения нужно проводить с малышом в дальнейшем для закрепления результата.

Еще одним хорошим способом укрепить мышечный тонус своего чада, это плавание в ванне или бассейне. Для ванночки подойдет использование специального круга, что одевается на шею ребенка. В бассейне же проводятся коллективные занятия с родителями и их малышами. Здесь специальных приспособлений не требуется, достаточно активного участия одного из родителей.

Комплекс упражнений, который поможет научить ребенка садиться из положения лежа на спине:

  1. Ребенка необходимо разместить на столике и позвать к себе, чтобы он потянулся ручками. В ответ мама протягивает ему указательные пальцы, кроха их крепко зажимает и после захвата, мама приподнимает спинку малыша на 30°. Такое положение фиксируется на 5 секунд, затем кроха, возвращается в исходную позицию лежа.
  2. Располагаем малыша на животике. Одной рукой подхватываем его под грудью, второй прижимаем ножки. При этом ноги должны упираться в живот родителю. Далее приподнимает торс малыша и фиксируем на 3 секунды. При этом, визуально можно наблюдать, как во время упражнения напрягаются ягодичные и спинные мышцы.
  3. Разминание спины. Укладываем кроху на животик и проделываем такие движения: фиксируем выбранный участок кожи, немного сдавливаем и затем раскатываем. Стоит помнить, что особых усилий для массажа прикладывать не стоит, ведь кожа вашего чада еще очень нежная.
  4. Растирание. С помощью детского крема или лосьона можно легкими движениями растирать кроху. Двигаться нужно начиная с пальцев ножек. По внешней стороне бедра, переходя на спинку. Затем от пальцев руки и обратно вверх к плечам и спинке.
  5. Укладываем чадо на бочок. Двигаясь по позвоночнику снизу-вверх, производим массажные движения двумя пальцами. Повторить по 4 раза на каждом боку. Это стимулирует напрягать мышцы спины, будет видно, как ребенок выгибается во время процедуры.

Чтобы заинтересовать маленького непоседу, над его головой нужно размещать интересные игрушки, например, музыкальный мобиль, до которого ему захочется дотянуться, это так же хорошо стимулирует развитие и укрепление мышц, или взять в помощники второго родителя для развлечения крохи.

Занятия на фитболе, для укрепления спинки малыша

Фитбол, это наиболее приятные и мягкие упражнения для вашего маленького непоседы, ведь занимаясь на этом мяче, вы помогаете укрепить и задействовать все мышцы ребенка: брюшного пресса, спинки, тазобедренных суставов, коленок, плечей, рук и др. Все, что нужно знать, это элементарные правила:

  1. Со времени кормления должно пройти минимум 1 час.
  2. Ребенка нужно полностью раздеть, ничто не должно стеснять его движения. Для удобства, мяч покрывают пеленкой.
  3. Лучшее время для занятий, это утренний период, когда ваше чадо наиболее активно.

Комплекс упражнений для малыша, рассчитанный на подготовку спины к горизонтальному положению:

  1. Захватываем ребенка под мышками и ставим его ножками на мяч, нажимая на него.
  2. Ложем на животик и производим покачивания вперед и назад, при этом удерживать карапуза нужно за ягодицы, двумя ладонями. Опускать его необходимо до самого низа. Лучше разместить перед мячом игрушку, тогда кроха будет вытягивать ручки во время покачиваний.
  3. Делаем повороты. Лежа на животе, поворачиваем карапуза на один бок, затем на другой.

Все эти упражнения не сложны в исполнении и являются для малыша отличным тренажером.

Что нельзя делать при обучении ребенка навыка сидеть

Во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть, это не столь важно. А вот горе-родители, которые всячески хотят научить свое чадо сидеть как можно раньше, закладывая на будущее множество проблем в здоровье малыша, это серьезная ошибка современных пап и мам, о которой они и сами не ведают. Рассмотрим, какие методы нельзя использовать при обучении грудничка сидеть:

  • На время прогулки выставлять спинку коляски под углом 90°. Спинка должна регулироваться и быть под углом 45°.
  • Носить малыша в вертикальном положении, размещая его в переносных приспособлениях (кенгуру, слинги).
  • Садить кроху на длительное время у себя на коленях.
  • Специальные упражнения, которые назначены для укрепления мышц спины, должны выполняться квалифицированным детским массажистом. Самостоятельные массажи без предварительной консультации со специалистом не рекомендуются.
  • Нельзя использовать предметы, которые послужат для ребенка опорой, во время его высаживания. Если малыш не может держать спинку ровно, значит родители торопят процесс.

Ребенок, который постиг науку садится в раннем возрасте, получает колоссальную нагрузку на позвоночник, что в будущем может сказаться на формировании неправильной осанки и даже сколиоза, а также не исключена деформация тазовых костей. Родителям необходимо помочь крохе окрепнуть, выкладывая его на животик и обучая ползанию.

Кто первый, мальчики или девочки?

Среди родителей, распространено мнение, что девочек нужно усаживать немного раньше, чем мальчишек. Но это ошибочно. В этом процессе половой признак не играет никакой роли и усаживание раньше полугодовалого возраста, одинаково вредно для всех.

Педиатры старой закалки, утверждают, что, если девочка садится в 4 месяца, тогда столь ранние навыки могут привести к патологии костей таза или повлечь за собой проблемы в женской половой системе. По их утверждению, малышек нельзя садить до исполнения 7 месячного возраста, но данные стереотипы абсолютно беспочвенны и не имеют никакого научного подтверждения. Современные специалисты не столь категоричны и уверенны, что родителям ранних деток, не стоит опасаться, если они приобретают навыки раньше остальных, значит такова физиология данного ребенка и не более того.

Также пол не играет роли в возрасте, который ознаменовывается периодом самостоятельного сидения. В первую очередь, большое значение имеет только развитие физических навыков и психологическая зрелость малыша. Если кроха не страдает от избыточного веса, у него нет проблем со здоровьем, тогда не имеет значения во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть и к какому полу относится. Стоит только помнить, что спешка в столь ответственном деле, может нанести серьёзный вред вашему чаду.

Если ребенок сидит в неправильном положении, стоит помнить, что его мышцы еще недостаточно окрепли и долгое сидение для него утомительное занятие. Поэтому можно самостоятельно разместить кроху на животе или на спине заинтересовав интересной для него игрушкой.

Не стоит забывать, ваш ребенок, это уникальное создание, со своей непревзойденной физиологией. Каждый процесс в его развитии не поддается нормам, ведь для родителей их не должно существовать. Нельзя сравнивать показатели в зависимости от пола ребенка. Стоит только набраться терпения и один из моментов взросления — обретения навыка сидения, обязательно наступит.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.