Классный час "история появления куклы". История возникновения народной куклы

Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова объясняется, что кукла-это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных-археологов, искусствоведов,- это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились только немногим позже, чем сам человек. То есть тогда, когда человек встал на ноги, освободив тем самым руки для работы и … искусства.

Первобытный человек находился в растерянности. Всё, что происходило вокруг него, было непонятным, а часто- пугающим. С неба лилась вода, и падал огонь, который мог сжечь хижину. Разлившиеся реки «нападали» на человека и его хрупкое жильё. Всемогущее солнце то ласково согревало, то немилосердно жгло и лишало урожая. Грозный и невидимый ветер рушил хижины и валил деревья.

Кто всё это устраивал? Конечно, какие-то высшие и могущественные существа- боги. И люди дали им имена и создали их портреты и скульптуры, чтобы было, кому поклоняться, кого просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы, истуканы- изображения богов. Чаще всего их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Потом они служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и, наконец, стали добрыми утешителями и воспитателями детей - игрушками. .

И боги играли в куклы

Девочки играли в куклы с незапамятных времён. Кукол вырезали из дерева, лепили из глины, мастерили из соломы. Эти материалы не долговечны, поэтому не все из них сохранились. И узнать точно, какая же из кукол была самой первой, невозможной. Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. В нашей стране нашли, также куклу, более старшего возраста. Ей около пяти тысяч лет. Куклу раскопали в Западной Сибири под городом Ишимом, в районе озера Мергень. Эта кукла представляет собой глиняную фигурку, похожую на завёрнутого в пелёнки младенца.

В других, более ранних цивилизациях- куклы появились гораздо раньше. Много детских игрушек учёные нашли в Италии, раскапывая город Помпеи, засыпанный пеплом после извержения вулкана Везувия в 79 году. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние игрушки: погремушки, игрушечную посуду, куколок из глины. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры.

Одно время самой древней куклой в мире считалась кукла найденная в древнеримской гробнице. Эта куколка была выточена из слоновой кости с красивой причёской, со сгибающимися руками и ногами. Гробница была раскопана в 1889 году. И было установлено, что кукла принадлежала древнеримской девочке из богатой семьи. Этой кукле более 1800 лет!

Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина- фараона. У таких куколок не было ног, так как египтяне опасались, что они могут ожить и убежать от своего неподвижного хозяина. А живые и здоровые фараончики играли совсем другими куклами- «прабабушка Барби», у которых были тщательно вылепленные лица, искусно сделанные подвижные руки и ноги и «настоящие» волосы. .

Фарфоровые модницы, тряпичные любимицы…

Большинство древних кукол, обнаруженных в археологических раскопках выполнены из таких материалов, как глина, камень, ткань, дерево, слоновая кость, воск, солома.

В 18 веке немецкий алхимик открыл секрет изготовления фарфора. В Тюрингии, которая и до этого славилась своими куклами, открылась фарфоровая фабрика по производству кукольных головок. Головки отливались вместе с плечами, а потом пришивались через специально проделанные дырочки к тряпичному телу. Англия, Франция и Дания также создавали фарфоровых кукол.

С 19 века в дополнение к деревянным куклам появились очень популярные куклы из воска. В это же время кукольникам пришло в голову использовать воск - пластичный материал для изготовления кукол. Для этого воск, смешанный с различными добавками (жир, скипидар), заливали в форму и остужали. Восковым куклам вставляли глаза из стеклянных бусинок и прикрепляли настоящие или мохеровые волосы. Но воск был очень дорогим материалом, поэтому кукольники догадались покрывать тонким слоем воска готовых куколок из более дешёвых материалов - таких как папье-маше. Маленькие нарядные куклы, покрытые воском, служили украшением для рождественской ёлки. У этих игрушек был только один минус - они могли расплавиться от близости горящих свечей, которыми тоже украшали ёлку.

Немецкий мастер Фридрих Мюллер узнал у французского солдата секрет изготовления папье- маше («жёванная бумага»). У этого материала по сравнению с деревом было множество достоинств. Это был материал недорогой и лёгкий, из него делали хорошеньких куколок.

В 1869 году в Северной Америке был изобретён новый материал для бильярдных шаров - смесь целлюлозы с камфорой. Материал был назван целлулоидом. Так появились целлулоидные куклы. Этот материал не шелушится и не расслаивается. Кукол из него можно купать и ронять. Но у этого материала есть недостатки. Он выцветает со временем, его нельзя восстановить, если отколется кусочек. А самое главное - он горит, и при этом выделяются вредные вещества. Поэтому сегодня этот материал уже не популярен. Его заменили другие искусственные материалы с лучшими качествами.

В русских крестьянских семьях куклы были очень простые, делались, в основном, из тряпок с помощью традиционных приёмов. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на неё платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскуточки. В кукольном мире такую куклу называли «крестьянская кукла», то есть самодельная из тряпочки, сшитая и склеенная вручную. При всей неказистости и кажущейся топорности, такие куклы дороги, потому что они очень индивидуальны и своеобразны. Тряпичные куклы брали с собой на жатву, ходили с ними на посиделки, в гости. В Италии и Америке также были самодельные куклы, их шили из обрезков материи, оставшейся от пошива одежды. В нарядах использовались лёгкий полупрозрачный материал органди, шитьё из разноцветных лоскутков, вышивка и аппликация из искусственных цветов.

В 20 веке самым популярным материалом для изготовления кукол стал стойкий и недорогой пластик, а также более мягкий винил. При изготовлении современных кукол используют также текстильный материал, пластмасс, искусственный мех, кожу, металл, картон, бумагу.

Куклы, которыми играли бабушка и мама

В начале 20 века для людей и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революций производство игрушек было прекращено. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами, в богатых платьях. Их было некому покупать. И материалы, и куклы стали проще. Но даже из самых простеньких материалов мастера умудрялись изготавливать очаровательных кукол. Пусть они были сделаны из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани. Но рисованные личики и модные платья, украшенные цветами-розетками из марли, напоминали их счастливым хозяйкам красивых героинь немого кино.

Московская артель «Забава детей» в те годы выпускает смешных тряпичных кукол-работниц, почтальонов, пожарников, молочниц.

В 1941 году Великая Отечественная война опять отбросила производство игрушек назад. Но уже в 1943 игрушки начинают производить снова. . В пятидесятых годах появляются забавные целлулоидные пупсы. Голышка из древнего рода пупсов - самая первая кукла любого ребёнка. Когда он совсем маленький, он купается с ним в ванночке и «засыпает» в его кроватке. Маленькие девочки, едва встав на ноги, начинают готовиться к роли мамы - тогда пупс из «сестрёнки-братика» превращается в «дочку-сына». Его пеленают, «кормят» и выгуливают в игрушечной коляске.

Пупс - ещё и одна из первых кукол человечества. Ведь доисторические девочки тоже играли в «дочки-матери». Только баюкали они щепочку или камушек. У русских крестьян куколка для этой игры называлась «живуля». Делали её из подручного материала - из свёрнутой тряпочки, глины, щепки, завёрнутой в бумажку от конфеты, и даже из длинной картошки.

Название «пупс» пришло к нам из других языков. В русском языке специального названия для куклы-младенца не было. Поэтому в разные времена и в разных местах люди придумывали его сами. Подмосковные резчики по дереву, вырезая ребятишкам спелёнатую куколку, называли её «аука». Это слово образовано от звуков детского лепета или плача. Промышленную куклу-погремушку девятнадцатого века, завёрнутую в пелёнки, так и звали - «пеленашка». А пупса в крестильной рубашечке тогда же называли «дитяшка».

В это же время рождается знакомая многим «резиновая Зина». Куколки из резины поразительно точно копируют ребятишек тех времён - их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмачки, пальто и яркие беретики. . В игрушечном мире появляются куклы из древесно-стружечных масс.

Молодая художница Е.Лаврова придумывает куклу Синеглазку с голубыми капельками глаз и растопыренными ладошками. Её изготавливают уже в полиэтилене. Художница Н.Милостнова разрабатывает образы кукол-девочек «Мушка», «Солнышко», «Принцесса»…

Прошли годы и кукол стали делать большими партиями. В шестидесятые годы игрушки выпускали уже более тысячи предприятий по всей стране. Причём по одним и тем же образцам. Изготовители кукол так спешили сделать их по больше, что не думали о разнообразии.

Наступило время «перестройки». Всё вокруг менялось. И только куклы оставались прежними. Они сидели на магазинных полках и хлопали круглыми глазами, не понимая, что происходит. А в магазины тем временем хлынули игрушечные иноземцы: новые, яркие, необычные. Самой удивительной и прекрасной была кукла-девушка с точёной фигуркой фотомодели и роскошными, «совсем настоящими» волосами. Красавица по имени Барби с улыбкой посмотрела на пухленькую Дашу, и та смущённо потеснилась на полке.

Скоро заграничные игрушки вытеснили малышек из больших магазинов, как лиса зайчика из лубяной избушки.

Надо было срочно спасать российскую игрушку. И руководители игрушечных заводов, таких как «Кругозор», «Огонёк» и других, для начала оборудовали магазины-салоны при заводах и приютили там кукол в ситцевых платьях.

А кукольные художники и конструкторы Института игрушки в Загорске (теперь снова Сергиевом Посаде) стали создавать новые модели кукол, чтобы победить армию «пришельцев». И кое-что им удалось.

Они, например, разработали кукол-девушек типа Барби. Завод «Кругозор» скоро стал выпускать Веронику. Завод «Огонёк» стал выпускать Кристину. А на заводе «Кумир» родилась прекрасная блондинка Елена. У Вероники и Кристины, как и у Барби, есть юноша-друг, собственный дом с мебелью и разные аксессуары.

В 1997 году кукол типа «Барби» стало выпускать новое предприятие «Звезда».

Одна за другой на этом предприятии стали рождаться русские куколки с подвижными (на шарнирах) руками и ногами: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Дед Мороз и Снегурочка, Принц и Принцесса, Царевна Лебедь и Князь Гвидон.

Самым большим сюрпризом для юных российских покупательниц стало, несомненно, игрушечное воплощение шоу-группы «На-На». Эти куклы очень похожи на оригиналы и вполне могут соперничать с американским другом - Кеном.

Все эти замечательные игрушки сейчас всё реже можно увидеть в магазинах. И как ни старались кукольные мастера, а заграничные красавицы появлялись в каждой семье, где росли девочки.

Барби

У Рут Хендлер- стенографистки американской игрушечной компании «Маттел тойз» была дочь по имени Барбара- хорошенькая, как кукла. Это и подсказало Рут идею, которой она уже поделилась со своим мужем Элиотом, совладельцем компании. Почему бы не выпустить куклу-девушку, весёлую и современную? .

Разрабатывал образ новой куклы дизайнер Джек Риан. Он подарил ей внешность американской актрисы Кони Стивенс и имя дочери Хэндлеров.

Рождение Барби состоялось в 1959 году. Рост «новорождённой» был 29 сантиметров, вес-135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная причёска «лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры фирмы тут же разработали для неё гардероб в соответствии с последней парижской модой. Её первая профессия-манекенщица. В том же году Барби отправилась на ярмарку игрушек в Нью-Йорк и… не имела там особого успеха. Создатели куклы поняли, что перестарались - уж слишком она была шикарная. Сшили ей новые платья - точно такие, какие носили американские девушки. Вскоре Барби стала подружкой множества американских девчонок. Её популярность росла с каждым днём, тем более, что «папы и мамы» из фирмы «Маттел» продолжали усовершенствовать своё любимое дитя.

Со дня рождения Барби прошло много лет - в этом году вечноюной красавице исполнилось 50 лет. Но интерес к ней не становится меньше. Барби знают во всём мире и каждые две секунды её где-нибудь кто-нибудь покупает. Почему? Да потому что она живёт совсем как настоящая девушка. Барби может менять не только цвет лица и волос, национальности и профессию, но и рост. Барби бывают малюсенькие, а бывают ростом с девочку. У неё появились новые друзья, братишки и сестрёнки. Сегодня родственники, друзья и знакомые Барби составляют солидную группу - около 60 кукол и животных.

За пятьдесят лет своего существования кукла Барби освоила множество профессий. Побывала она и рок-звездой, и инструктором по аэробике, и стюардессой. Освоила профессии учительницы, врача и ветеринара. При этом Барби находила время исследовать морское дно, летать в космос, объезжать лошадей, бегать на лыжах, кататься на коньках и на снежной доске… В конце концов, набравшись такого обширного опыта, Барби стала дипломатом, а потом президентом. Кукла удостоилась чести быть выставленной в Музее восковых фигур «Грэвен», в компании выдающихся людей настоящего и прошлого. Такого с игрушками ещё не бывало. С этого момента Барби стали называть «Мисс кукла Мира». Baby Born: вся правда о популярной немецкой кукле…

Несколько лет назад в отечественных магазинах появилась кукла Baby Born (что в переводе на русский язык означает "новорожденный"). Сейчас практически во всех семьях, где растут девочки, есть эта кукла, даже если родители не понимают, что в ней особенного. Взрослые стремятся покупать этих младенцев своим дочерям самого разного возраста. А после покупки чудо- куклы производители рекомендуют приобретать к ней различные аксессуары, такие как одежда, коляски, ванночки, машины и так далее. Что умеет делать Baby Born? Да, пожалуй, почти все то же, что и настоящий младенец. Кукла ест с ложечки кашу, пьет из бутылочки воду, плачет, пищит, писает в пеленки и горшок.

Положительные моменты. Baby Born, безусловно, очень качественная кукла, максимально приближенная внешне, к настоящему ребенку. К положительным качествам Baby Born относится то, что его можно купать и то, что новая версия малыша - Magic Eyes - умеет закрывать глазки. Большое количество функций также приятно удивляет. Малыша можно кормить, поить, сажать на горшок, пеленать, переодевать и так далее. Помимо этого, Baby Born умеет плакать и смеяться, его удобно брать на руки (43 см оптимальный размер для этого), у него гнутся ручки и ножки. Все работает без батареек. Отдельно следует упомянуть аксессуары к малышу, их очень много - целые коллекции, и всё выполнено очень аккуратно и с фантазией.

Отрицательные моменты: Красивая многофункциональная немецкая кукла требует к себе внимания не меньше, чем настоящий младенец. С Baby Born часто возникают проблемы, например, вода - вытекает у куклы изо рта, кукла не пьет, не плачет, не писает, у нее засорился животик и так далее. Довольно сложными для детей показались функции по очистке кукольного организма от каши и сажанию младенца на горшок.

Если, выпуская Baby Born, Zapf Creation хочет показать девочкам, насколько сложен процесс выращивания ребенка, то со своей задачей компания справляется как нельзя лучше.

С другой стороны, многие юные создания не используют все функции куклы и играют с Baby Born как с обычной куклой, не омрачая себе радость от общения с красивой игрушкой. В любом случае, мы пришли к выводу, что, несмотря на предназначение этой куклы для возраста от трех лет, лишь более взрослые девочки (от 6 лет и выше) могут наиболее полно оценить все положительные качества куклы Baby Born.

Кукла Братц

Куклы Братц - это настоящее сумасшествие, которое в последнее время захватило планету. Когда появляется новая коллекция Bratz, купить ее практически невозможно, так как она буквально улетает с прилавков магазинов. . Куклы Братц выпускаются с лета 2001 года, и производит их компания MGA Entertainment. Братц- полностью сделаны из винила: твердый винил используется для изготовления кукольных голов, более мягкий - для тела, а сгибающийся - для маленьких ручек и ножек. А еще у кукол Братц настоящие ресницы! Смешные создания Bratz /Братц/- это забавные куколки с большими головами и огромными глазищами, что делает Братц похожими на кукольных звезд 1960-70-х, выпускаемых под маркой Блайз (Blythe). Слово «братц» (bratz) - это производное от английского слова brats - "избалованные дети". Принято считать, что Братц - это некий «ответ» Барби, новый "молодежный" этап в кукольном мире. Bratz - это модные, стильные подростки, которые безумно популярны на всей планете. Первые характеры, которые позиционировали куклы Братц, это Хлоя, Саша, Джейд и Жасмин; после этого компания MGA Entertainment стала выпускать куколок Братц разных национальностей. У куколок Братц есть все, что должно быть у настоящих тусовщиц: игровые наборы, куча одежды, диски, караоке; они могут посещать свои кукольные суши-бары, салоны спа, ретро-кафе; ездить на лимузинах, заниматься серфингом, смотреть ДВД и играть в видеоигры. Кто придумал Братц

Необычные куклы из серии Братц, стремительно и триумфально продолжают своё шествие по миру, всё сильнее вытесняя не только любимых ранее пупсов, но даже очень популярных до сих пор Барби. Но когда в США в июне 2001 года компания MGA Entertainment запускала первую линию Братц, никто, за исключением одного-единственного человека, и не подозревал, что бренд приобретёт такую популярность и станет многомиллиардным. Этим человеком был Исаак Лариан, у которого в 2000-м году родилась идея по созданию новой куклы из винила, которая бы бросила вызов тотальному засилью Барби.

Когда репоголовая кукла ещё находилась на стадии разработки, 11-летняя дочь Лариана пришла от неё в полный восторг, и любящий отец решил назвать эту представительницу серии именем своего чада - Жасмин. Так на свет появилась первая кукла из серии Bratz, а вскоре к ней присоединились ещё три подруги разных национальностей (Джейд, Хлоя и Саша), которые стали героинями нового фильма «Bratz».

Сам Лариан говорил о своих детищах: «Мы хотели создать кукол, которые были бы похожи на обыкновенных, реальных девчонок, на их кумиров с экранов телевизоров, на героев их компьютерных игр, комиксов и модных подиумов».

И эта «реальность, обыкновенность» сослужила отличную службу - в феврале 2002 года в Нью-Йорке на выставке игрушек Братц получает престижнейшую премию Америки - «Выбор народа» («Peoples Choice of the Year»). Братц позволили вчерашним малышкам с их пупсами приоткрыть дверь в мир юности, приблизив к тусовкам и моде с её атрибутами и деталями.

Сама линия кукол обновляется до 4-5 раз в год. А разнообразие нарядов и аксессуаров, внимание к деталям помогают юным покупательницам фантазировать и воплощать свои модные идеи в игре.

Как у истинных любительниц тусовок, у кукол Братц есть всё необходимое: стильная одежда, диски и караоке, DVD-плейеры, компьютеры и видеоигры, лимузины и наборы для сёрфинга, свои суши-бары, клубы и дискотеки и т.д. Как такие игрушки могут не нравиться подросткам с их тягой к карьере певицы или артистки, с их любовью к шумным компаниям и ярким, многолюдным сборищам? Они же дают массу возможностей придумать и воплотить в жизнь свой придуманный образ! .

Талисман с утиным носом

В прошлом веке серийные западные игрушки вытеснили традиционных народных кукол, и только ненецкая кукла «нгухуко», всегда привлекавшая внимание путешественников и исследователей своей оригинальностью, (у народа ханты их называют акань) есть у каждой ненецкой девочки до сих пор. «Нгухуко»- самая любимая кукла ненецких девочек. Став по взрослее, девочки сами изготавливают «нгухуко».

Головой куклы служит клюв гуся, лебедя или утки. По клюву можно определить пол куклы, и даже возраст.

Так, для создания куклы-мужчины берётся клюв крупнее, например клюв лебедя, во-вторых, используется сукно более тёмного цвета. У куколки-женщины носик по изящнее. Обычно возникает вопрос: «Почему именно клюв птицы?» По старинным преданиям ненцы верили, что птицы каждый год улетают на Небо к богу Нуму (бог неба) и считаются чистыми и невинными существами, как дети.

Одежда у кукол различается по полу и является уменьшенной копией мужской и женской ненецкой одежды. Летняя - шьётся из сукна, зимняя из меха. Характерной отличительной деталью «куклы-женщины» является коса, которая бывает двух видов. Одна представляет собой полоску сукна, разделённую пополам. У основания она пришивается к клюву со стороны затылка и украшается бисером, подвесками и бусами. Другая, состоит из двух пучков ниток, обмотанных по всей длине разноцветными полосками. Она так же, как и первый вид косы украшается металлическими подвесками, цепочками, бисером, бусами. В зависимости от возрастных особенностей коса отличается размером, яркостью или приглушённостью цветовой гаммы используемого материала. Юные мастерицы шьют для своих любимцев миниатюрные малицы и ягушки, причём соблюдая все тонкости кроя настоящей одежды. Своеобразные уроки на будущее.

В коллекции кукол имеются «куклы-дети», аналогичные взрослым, лишь различаются размерами. «Кукла-младенец» в люльке, украшается металлическими цепочками или бисером. Дугой для люльки служит ключица утки или гуся. Для люльки шьётся чехол из меха. Вариантов оформления может быть множество, в зависимости от мастерства, фантазии и имеющегося материала. Весь набор кукол хранится в специальной сумочке для кукол. В тундре такие игрушки есть в каждом чуме. У ненецкой девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это стандартный набор для игры. Дети разыгрывают с нгухуку самые разные сценки из жизни. Вот куклы пошли в гости в другой чум, расселись у стола, беседуют, хозяйка чаем угощает. Вот они собрались каслать. Достаются маленькие деревянные нарточки или просто кусочки шкуры, которые их заменяют. А оленями могут быть щепочки, оленьи косточки или копыта. Итак, кукольный аргиш отправляется в путь. Также разыгрываются свадьбы, встречи родственников, в общем, всё как в жизни.

Добавим, что у традиционных кукол, причём не только у ненецких, но и хантыйских, и старинных русских, не изображаются черты лица. Потому что по поверьям коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она уже становится изображением духа, идола. Кстати, чтобы кукла внешне не была похожа на человека, как правило, у неё нет ни рук, ни ног.

Самая первая кукла Барби в мире, рожденная в 1958 году и выпущенная в продажу в 1959 году, теперь самая редкая игрушка в истории фирмы Mattel. Найти новую в упаковке оригинальную Барби 1959 года практически нереально. На платформе eBay можно встретить лишь несколько версий б-у без аксессуаров, часто в "печальном" виде и все равно по баснословным ценам в пару тысяч долларов США. Что же это за Original Barbie 1959?

Original 1959 Barbie Doll

Действительно, встретить новенькую ретро куклу на рынке нереально. Если бы покупатели знали, насколько популярной и востребованной станет после рождения в 1959 году, они бы сохранили экземпляры этой игрушки в первозданном виде (ведь почти 60 лет назад кукла в черно-белом купальнике стоила всего 3 доллара США). Возможно, у кого-то и прячется на полочке такая оригинальная кукла Mattel...

Те же, кому не посчастливилось подержать в руках самую первую куклу Барби в мире, могут насладиться ее перевыпуском.


Фирма Mattel представила репродукцию первой Original Barbie Doll 1959 года к 35-летию куклы в серии "специальный выпуск" (special edition).


Стоит ли приобрести репродукцию вместо оригинала в свою коллекцию?

Обзор репродукции Барби 1959 года

Известно, что после своего рождения в 1959 году у куклы Барби использовался один и тот же молд лица вплоть до 1966 года. Это был молд #850 Barbie Teen Age Fashion Model, который слегка изменялся (макияж, прическа), но в целом очень узнаваем до сих пор.


Даже по репродукции видно, что барби тогда предпочитала носить прическу конский хвостик. У нее были молдированы верхние веки, создававшие иллюзию ресниц, и взгляд смотрел вправо вниз. Бровки тогда рисовали "домиком", а губки были плотно сжаты.


Цена оригинальной Барби когда-то составляла 3 доллара США, а сегодня репродукция стоит от 20-40 долларов США (это за игрушку 1993 года). Есть еще репродукция оригинальной барби в купальнике-зебре более позднего выпуска, 2015 года. Она на оригинал похожа чуть меньше, чем игрушка, выпущенная к 35-летию Barbie.


Сзади на коробке написано, что репродукция была сделана в Малайзии в 1993 году. В продажу кукла поступила в 1994-1995 годах.


В 1993 году было выпущено две версии оригинальной куклы Барби 1959 года: блондинка и брюнетка в полосатом черно-белом купальнике с очками, черными туфельками и подставкой, спрятанной в коробке Teen Age Fashion Model Barbie (такой была оригинальная коробка почти 60 лет назад).


Говорят, что брюнеток было выпущено меньше, чем блондинок. В обеих версиях встречались как куклы в бровями "домиками", так и более редкие (и более ценные) игрушки с бровями дугами. В 1959 году у куколок были нарисованы "домики" брови, так что ближе к оригиналу все-таки эта форма бровей.


Фирма Mattel уверяет, что использовала для создания репродукции воссоздание оригинального молда игрушки, так что эта версия максимально приближена к первой игрушке Барби. Сзади на затылке указан год молда - 1958.


На спине указан год молда тела (1958, 1993) и страна выпуска (Малайзия):

Данная куколка пластиковая. У нее прямые руки и ноги. Они двигаются в плечевом и тазобедренном суставах. Также поворачивается голова (влево и вправо).

В ножках (в стопах) сделаны дырочки, имитирующие оригинальную игрушку, у которой в 1959 году в ногах использовались медные трубочки.


Любопытно, что эти же ноги (остатки от репродукции к 35-летию куклы) использовались также в создании репродукции блондинки Solo in the Spotlight Barbie в 1995 году.


На правой руке репродукции Барби 1959 года есть бирка, подтверждающая, что это оригинальная игрушка Mattel.

Инструкция

Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы – сакральным или игровым, что было почти неотделимо друг от друга. Давая ребёнку куклу-брёвнышко, глиняную или восковую фигурку, мать давала ему игрушку и оберег одновременно. Недаром при изготовлении куклы, которая помещалась в колыбель ребёнка ещё до его рождения, не использовали ни ножниц, ни иголки, чтобы жизнь ребёнка была "не колотой и не резаной". Все игровые куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая не могла ожить и навредить ребенку.

Кустарные куклы появились с XVI века, но вплоть до XVIII столетия даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Появившиеся в то время куклы из фарфора стоили очень дорого. В России, к примеру, детям из царской семьи таких кукол давали только по праздникам. Но царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол . Они играли тем, что смастерили сами. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным нарядам купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани, оставшимися у матери после работы над взрослой одеждой. По сути, одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, их создавших. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями – чаем, ягодным соком или соком листьев. В XIX веке стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х годах двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента), которые заменили собой дорогостоящее дерево и существенно удешевили производство. В первые годы советской власти куклы были объявлены "буржуазным пережитком". В 1930-ых годах на фабриках стали выпускать только целлулоидных пупсов, а в 1950-ых годах и они были изъяты из детских садов: считалось, что они культивировали в малышках материнские чувства. Вместо пупсов появились куклы "с идейным содержанием", "спортсменка", "школьница", "врач". Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Тогда "лексический запас" куклы нередко ограничивался одним словом: "мама", а современные аналоги этой куклы поют песни, предлагают познакомиться и, судя по реакции детей, делают это весьма натурально.

Сегодня в магазинах огромный выбор кукол-детей и кукол-взрослых, с европейскими, славянскими или азиатскими лицами, из разного вида материалов. Интерес к куклам понятен. Они дают возможность ближе познакомиться с историей, взглянуть на прошлое, понять, каковы были вкусы и что считалось истинным воплощением красоты. Коллекционные куклы – прекрасный подарок. Коллекционеры кукол это совершенно особые люди. Куклы для них – не только предмет коллекционирования, а некое удивительное создание, которое живёт в их доме и создаёт вокруг себя ореол красоты. Коллекционер испытывает к каждой кукле совершенно неповторимое и тёплое чувство. Ведь куклы это маленькая жизнь!

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Цель проекта:

Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения куклы;

Изучение кукол других народов;

Материалы для изготовления кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Актуальность проекта.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего и других народов.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кукла считается одним из самых загадочных символов. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

История появления куклы.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Где же появились первые куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла - один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Но для большинства людей куклы были больше, чем просто игрушками.
Например, среди американских индейцев детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.
В Японии примитивная детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы «козлом отпущения». Ее «кормили», одевали, обращались с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.
Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы нередко дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери обычно неохотно дают кукол своим маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. Но многие девочки сами делают себе кукол из кусочков дерева.
Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки.

В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые - с праздником Рождества.
В протестантских странах Европы задолго до католических куклы стали просто игрушками.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. Я думаю - оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые и исследователи. “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

Почему, как и где появились самые популярные в мире игрушки

1.Дарума (неваляшка)
Считается, что родина неваляшки - Япония. Там неваляшки называются дарума , их устойчивое вращение в вертикальном положении напоминает людям о стойкости и упрямстве. У неваляшки нет ног и рук - игрушка создана в честь монаха Бодхидхармы, который, по легенде, много лет медитировал, глядя в стену, после чего у него отказали конечности.

2. Россия
Матрёшка
В XIX веке художник Сергей Малютин и токарь Василий Звёздочкин создали игрушку, символизирующую женщину и семью, - матрёшку (от имени «Матрёна»), внутри которой располагаются похожие друг на друга куклы, отличающиеся только размерами.

3. Америка
Кукла Барби
Одна из самых популярных кукол в мире родилась в Нью-Йорке, её полное имя - Барбара Миллисент Робертс. Барби бывают разные: медсёстры, певицы, космонавты и даже кандидатки в президенты.

Знаете ли вы, что:

1. первая Барби стоила 3 доллара, а сейчас любая кукла, изготовленная в том году, у коллекционеров оценивается в 10 тысяч долларов. Барби является самой популярной игрушкой во всем мире.

2. В 1959 году американка Рут Хандлер придумала куклу Барби. Она дала ей имя своей дочери Барбары. Через два года Барби появилась в Европе и обрела игрушечного друга Кена, которого Рут назвала в честь своего сына. Сейчас кукла Барби продаётся в 150 странах мира.

3. Каждую секунду на планете продаётся 2 куклы Барби.

4. Италия
Марионетка
Впервые марионетки (игрушки, управляемые кукловодом при помощи нитей, прикреплённых к ним) появились в Египте. Но всё-таки с этими куклами ассоциируется, скорее, Италия: первые итальянские марионетки появились в Венеции, и оттуда уже распространились по всей Европе.

Прообразом современной марионетки были деревянные куклы, получившие в народе прозвище «деревянные Марии» или «Марион». В дни церковных праздников в Венеции продавались изображения маленькой Марии, отсюда и название - марионетки.

5. Франция
Бумажная кукла
Первую бумажную куклу - картонный силуэт девушки - придумали во Франции в конце XVIII века. Вскоре такие игрушки стали очень популярными, причём не только у детей, но и у взрослых. Издатели модных журналов печатали бумажных девушек, одежду и обувь для них, чтобы читательницы смогли подобрать себе наряды, посмотрев сначала, как они выглядят на кукле.

Современные куклы.

1 . Мокси (Moxie) - это один из примеров . Мокси – американская кукла, которую в 2008 году представила на рынке компания MGA Entertainment. Напомним, этот же производитель ранее выпустил популярных кукол .

Серия Мокси представлена четырьмя куклами-подружками подросткового возраста. Это Софина, Эйвери, Саша и Лекса. Это девчонки-школьницы, которые вместе ходят на занятия и интересно проводят свободное время.

2. Несколько лет назад в отечественных магазинах появилась кукла Baby Born (что в переводе на русский язык означает "новорожденный"). Baby Born – кукла-пупс от немецкого производителя Zapf Creation, имеющая максимальное сходство с настоящим ребенком. Сходство обеспечивается не только внешностью (это кукла размером с настоящего малыша), но и наличием всех важнейших жизненных функций (кукла может кушать, пить, ходить на горшок и т.д.).


3. Winx (Винкс) – куклы, созданные по образу персонажей итальянского мультсериала . Игровая вселенная легко покорила сердца детей. Популярность куклам вслед за сериалом была обеспечена. Крупнейший производитель игрушек (в том числе и ) компания Mattel в 2004 году выпустила первую линейку кукол Winx. То же самое сделала другая компания - Giochi Preciozi, представившая на рынок похожую серию. Куклы Winx не уступают в яркости своим мультипликационным прототипам. Кроме того, производители позаботились о разработке и выпуске аналогичных нарядов и .

4. Братц (Bratz) – кукла от MGA Entertainment, ориентированная на девочек начального подросткового возраста (от 8 до 13 лет) с их страстью к вечеринкам и увлечением . Маркетинговая концепция, в основе которой – реалии жизни подростков, сделала этих кукол по-настоящему уникальными в сравнении с классическими куклами.

5. Antonio Juan (Антонио Хуан ) – классическая испанская кукла с национальными чертами лица.

6. Испанские куклы Carmen Gonzalez выпускаются с 50-х гг. XX века. Как и в ситуации со многими другими иностранными игрушками, о Кармен россияне узнали лишь сейчас. Так, в 2010 году куклы появились в некоторых онлайн-магазинах. Выбор их пока невелик, особенно учитывая, сколько их линеек производится в .

Следует отметить, что Испания является одним из главных поставщиков кукол в мире. Это касается как игровых кукол, так и коллекционных.

7. Pullip – шарнирная кукла с непропорционально большой головой и глазами, производится корейской компанией Chunsang Chunha. История Pullip начинается в 2003 году, когда эти куклы впервые появились на рынке. Чтобы «продвинуть» продукт, маркетологи компании сочинили легенду не только для куклы, но и для всей ее семьи, не забыв также про личную жизнь Pulli


8. Кукла Дженни (Jenny) – популярная японская кукла, которую с 1982 года производит компания Takara Co., Ltd.

9. Фулла (Fulla) – кукла, созданная в соответствии с ценностями арабского мира. Лицом Фулла похожа на американскую , а вот по характеру – полнейший ее антипод. Фулла носит платок и не выставляет тело напоказ, как это делает Барби, а в комплекте к ней идет крошечный , ведь Фулла – правоверная мусульманка.

На сегодняшний день Фулла является самой популярной куклой в

Заключение.

Итак, первая кукла появилась в Египте. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные, оккультные и обереговые цели.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.