Классный час дорожить дружбой. Кто любит обижать других? Кто обидит слабого

Дорожить дружбой

Достық - табылмас бақыт.
Дружба - бесценное богатство.
(Казахская пословица)

Цель: расширять представления о ценности дружбы.

Задачи:

    Раскрывать значение понятий «Верность друзей», «Взаимопомощь друзей»;

    Развивать стремление понимать, прощать, ценить друзей;

    Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, к своим друзьям.

Ресурсы: два шаблона в виде «Цветика-семицветика»; аудиозапись песен «Настоящий друг» на сл. М. Пляцковского, муз Б. Савельева, «Совершите чудо» на сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина; Плакаты с пословицами (Достық - табылмас бақыт, Человек без друзей, что дерево без корней, Птица сильна крыльями, а человек дружбой и т.д.)

Приветствие гостей

Здравствуйте!

Песня «Совершите чудо»

Слова Е. Головиной,
Муз. Е. Птичкина.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Круг радости

Учащиеся исполняют вместе с учителем песню под фонограмму

Песня «Настоящий друг»

Слова М. Пляцковского
Муз. Б. Савельева

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит -

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей водой», - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг!

Беседа

- Помните сказку «Золушка»? Маленький паж феи говорил: - Я еще не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам творить чудеса.

Сегодня нам предстоит убедиться в справедливости этих слов, понять, почему нужно дорожить дружбой. (На доске два вырезанных из бумаги цветика-семицветика. Учитель вызывает к доске 2-х человек и предлагает раскрасить сердцевины цветов в любой цвет. При закрашивании появляются буквы)

- Кого вы называете другом?

- Может ли быть у человека несколько друзей? (ответы учащихся)

Учитель предлагает обсудить предложенную ситуацию (Размышление над ситуацией)

- Как бы вы поступали в подобной ситуации?

- Можно ли было по-другому поддержать друга? (ответы учащихся)

Цитата урока

Учитель обращает внимание детей на цитату урока:

Достық - табылмас бақыт.
Дружба - бесценное богатство.
(Казахская пословица)

Как объяснить смысл этой пословицы?

Дружба - Близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании.

(Чтение ученицей стихотворения Агнии Барто)

Беседа:

- Почему с девочкой никто не хотел дружить?

- Чтобы вы ей посоветовали?

- Можно ли человека заставить дружить?

- По какому принципу вы выбираете друзей?

- Какие качества ваших друзей вам не нравятся?

- Какими качествами обладает настоящий друг?

(Ответы учащихся)

Какие пословицы о дружбе знаете вы?

«Без друга на сердце вьюга». (При обсуждении вопросов учащиеся подходят к выводу, что настоящая дружба бескорыстна)

Творческая деятельность

«Пожелание другу» (Учитель предлагает написать на лепестках бумажного цветика-семицветика пожелание своему однокласснику, дети пишут пожелания тому, чье имя написано на лепестке)

Обобщение

Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить дружбу.

Круг «От сердца к сердцу»

(учитель читает стихотворение)

Лучистое солнце не делится на части.
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

(звучит фонограмма песни, учащиеся подпевают и дарят лепестки с пожеланиями своим друзьям)

Цель: Создатьусловия для формирования и развития нравственных основ дружбы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами взаимоотношения друзей.
  2. Сформировать основы дружелюбия, уважения и чуткости по отношению к друзьям
  3. Расширить кругозор учащихся

Оборудование:

  1. Слайд-фильм «Дружбой дорожить умейте!»
  2. Медиаустановка
  3. Проигрыватель с грампластинками или магнитофон с записями песен: «Улыбка», «Настоящий друг», «Когда мои друзья со мной»
  4. Книжная выставка «Добро и тепло вокруг нас»

Ход урока


(Рисунок 1. Заставка)

Жили-были два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки: целый ящик зернышек. Обрадовался Чик и решил ничего не говорить своему приятелю Чирику: «Если я зерно раздавать буду, то себе ничего не останется».

Стал Чик один зернышки кушать. И день, и два, и три кушает, а Чирик в это время летает везде, себе пропитание ищет.

Склевал Чик все зернышки, яшичек из под них на мусорку выбросил и не заметил, что несколько зернышек, оставшихся в нем, на землю высыпались.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в мешочек и полетел к своему другу Чику: «Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек. Давай разделим их пополам и склюем!»

Чик отмахивается: «Не надо! Зачем! Ты их нашел – ты и ешь!»

А Чирик в ответ: «Но мы же с тобой друзья! А друзья должны делить все пополам. Разве не так?»

Чику стало очень стыдно. Ведь он склевал все зерно, которое бабушка послала и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – значит обидеть его.

Взял он эти пять зернышек: «Спасибо тебе, Чирик, и за зернышки, и …за урок!»

О каком уроке говорит Чик?

– Об уроке дружбы. Главное правило этого урока – не быть жадным.

А еще какие правила дружбы существуют?



(Рисунок 2. Обсуждение каждого правила)

– Не меняй друзей: будь постоянным в дружбе

– Всегда будь откровенным с другом

– Не выдавай чужие секреты

– Не бойся просить прощения, если не прав

– Старайся прощать обиду своему другу

– Не груби

– Не злись

– Не жадничай

– Всегда помогай товарищу

– Будь чутким, искренним и честным в дружбе

Так что же такое друзья и что такое настоящая дружба?



(Рисунок 3. Слова зачитывает ребенок)

Дружба! Какое чудесное слово!
Кто не дружил, тот его не поймет!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведет

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий блестящих,
И любая беда – не беда,
Если рядом друг настоящий!

Дружба нужна детям и взрослым в любой жизненной ситуации. Она греет сердца.

Какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

(радость)

А где же учат дружить и дорожить дружбой?

Вспомните слова известной детской песенки.

Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить…

(учат в школе, учат в школе, учат в школе)

А с чего начинается дружба?

(включить песню Пляцковского и Шаинского «Улыбка»)

Кого мы называем настоящим другом?

(Того, кто всегда придет на помощь, никогда не бросит в беде)

А еще настоящие друзья все делят пополам.

У Самуила Яковлевича Маршака есть стихотворение, послушайте его и скажите,

можно ли таких друзей, хоть они и делят все поровну, назвать настоящими?

Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя –
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня – без задних ног.

Каких плохих качеств не должно быть у человека, чтобы он смог быть настоящим другом?


(Рисунок 4. разобрать каждый пример с детьми, особо уделив внимание малознакомым словам)

(Зависть, лень, эгоизм, равнодушие, робость, пустословие, хвастовство и др.)

Героиня стихотворения Агнии Барто ищет себе подругу, но почему-то никто не хочет с ней дружить. Послушайте стихи и попробуйте ответить почему:

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки».

Почему Катя не хочет дружить с ней?

Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.

Почему Ильина не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».

Почему Светлова Надя не хочет дружить с ней?

(для ответа подобрать нужное слово с рисунка 4)

А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг!».

Почему же с этой девочкой никто не хочет дружить?

(Она ищет выгоду только для себя. Друзья такими не бывают)

Каким же должен быть настоящий друг?

(Звучит песня Савельева и Пляцковского «Настоящий друг»)

Ребята, вы обратили внимание на слова в песенке о друзьях, которых не разольешь водой? А о каких друзьях так говорят?

(ответы детей)

У Бориса Заходера есть шуточное стихотворение о друзьях – неразлейвода:

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой.
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка…
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
И она еще смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

У Расула Гамзатова есть такие хорошие строчки:

Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!

Учитесь слушать и прощать, а еще «умейте давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение» - как записано в одной древнеиндийской рукописи.



(Рисунок 5)

Подходят ли эти заповеди нам?

(ответы детей комментировать)

Из древней Греции к нам пришли такие мудрые изречения:



(Рисунок 6)

– Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым.

Знай: как изменили нам, старым, испытанным товарищам, так изменят и новым.

– Упрекай друга наедине, хвали – публично.

– Избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей

(Каждое изречение прокомментировать и обсудить)

И снова - хорошие слова о дружбе:

Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду с нами дружба!
Наша песня, наше знамя – дружба!
Как пароль запомнить всем нам нужно –
Дружба, дружба, дружба!

(Звучит песня Танича и Шаинского «Когда мои друзья со мной»)



(Рисунок 7 – слова зачитать всем вместе)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Дать детям представление о том, что обижать маленьких или тех, ктослабее тебя, нельзя, за них надо заступаться; учить составлять рассказы по сюжетным картинкам; закрепить умение ориентироваться в пространстве (на, под, в...); закрепить знания о геометрических фигурах круге и овале; закрепить навыки рисования; разучить пословицы о дружбе;

Развивать память, сообразительность, внимание, желание помогать тем, кто слабее, меньше.

Словарь : взаимопомощь.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Ежи», Книга добрых правил и волшебных слов, зайка, фланелеграф.

Предварительная работа

1.Наблюдение за играми детей.

2.Обсуждение ситуаций.

3.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?».

Ход занятия:

1. Повторение

Воспитатель: Вспомните, ребята, с какими правилами хорошего по-недсния мы уже познакомились? «Не хвастайся» и «Играть надо дружно».

2. Рассматривание иллюстраций о ежах

Воспитатель: Давайте придумаем историю-сказку по этим картинкам.

Дети, стоя полукругом, рассматривают картинки.

Воспитатель: Что изображено на первой картинке? Что случилось с ежом? Кто пришел ему на помощь? Что он сделал, как помог? Чем закончилась эта история? Почему они веселятся?

Ответы детей.

3. Составление сюжетного рассказа по картинкам

Воспитатель начинает предложение, а вызванный ребенок продолжает. Например:

«Однажды в солнечный теплый день ежик Боря отправился... в гости к своему другу Сене.

Когда он подошел к речке, то... увидел, что нет моста. Но подумал, что речка узкая, и ее можно переплыть.

Ежик Боря стал тонуть звать на помощь, и... его услышал друг и поторопился к нему на выручку.

Их радости не было предела. Они стали кружиться, веселиться, смеяться, потому что... один спас другого. Хорошо закончилась эта история.»

Вопросы: Какой был день? (Ясный, солнечный, теплый, летний). Каким оказался ежик Боря? (Неосторожным, невнимательным, легкомысленным, торопливым). А Сеня? (Смелым, находчивым, отважным, добрым).

Ребенок по желанию доставляет целый рассказ. Дети придумывают название к рассказу, выбирается лучшее. Например, «Надежный друг», «Палочка-выручалочка», «Норный друг».

4. Психогимнастика

Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Расслабьтесь. Представьте что-нибудь хорошее, доброе что вы представили?

Ответы детей.

5. Чтение и показ сказки «Случай в лесу» (см. в Приложении)
Воспитатель: Один рассказ о взаимовыручке вы мне рассказали. А

теперь я вам расскажу сказку «Случай в лесу». Беседа по сказке.

Воспитатель: Где были домики зверей? На какую геометрическую фигуру похожи домики? А на какую букву? Кто помог зайчику спрятаться от волка? А как другие звери помогли зайчику, ведь они его не прятали? О чем эта сказка? Об этом есть пословица «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат». Как вы ее понимаете? Давайте выучим эту пословицу, (повтор 2-3 раза).

6. Физкультминутка

В хоровод встал серый зайка,

Он поет: «Я был зазнайка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять!

И присесть могу и встать.

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!».

7. Знакомство с правилами поведения

Воспитатель: Какую пословицу о дружбе вы запомнили? Мы послушали два рассказа, выучили пословицу о дружбе, о дружбе есть правило в нашей книге добрых правил. (Зачитывает). «Никого не обижай ни словом, ни поступком. Заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя».

8. Обсуждение ситуации

Воспитатель: Совершаете ли вы добрые поступки? Ответы детей.

Воспитатель: Друзья, дружба, добро - какие замечательные слова. Давайте мы все-таки поможем зайчику, нарисуем в тетрадях домик для зайки. И у него будет дом, друзья, дружба...

9. Работа в тетрадях «Домик для зайца»

Разминка для пальцев:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Пять, четыре, три, два, один -

Все мы любим апельсин. Самостоятельная работа детей.

10. Итог занятия

Воспитатель: Я рада, что у нас дружные ребята. Вижу, умеете дружить, умеете заботиться о других. Давайте еще раз повторим пословицу о дружбе «Где дружбой дорожат, там и враги дрожат» и правило: «Никого не обижай, защищай и помогай». И вы, ребята, когда придете домой, расскажите о нашем занятии папам и мамам.