Как воспитать ребенке авторитет родителям. Не давать невыполнимых обещаний

В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семьи на формирование личности ребенка, его благополучие. Каким будет будущий взрослый человек? Это во многом зависит от родительской компетенции. Насколько мама и папа знают и владеют навыками эффективного взаимодействия с подростком, понимают свою позицию в общении с ним, осознают свою внутреннюю силу и грамотно ее используют на благо развития подростка. Они осознают свои методы воспитания, знакомы с навыками управления эмоций, владение которыми дают опору и защиту детям.

Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом благополучия подростка и гармоничных отношений в семье. Вместе с тем, незнание родителями навыков общения зачастую приводит к серьезным трудностям у подростков – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома.

К наиболее типичным вопросам, волнующим родителей в подростковый период, можно отнести следующие:

1. Надо ли установить жесткие ограничения или дать подростку больше свободы?
2. До каких пор можно предоставлять ребенку свободу?
3. Как относиться к некоторым шокирующим моментам в поведении ребенка?
4. Какие особенности поведения ребенка можно считать типичными для данного возраста, а какие сигнализируют о неблагополучии в его развитии?
5. Почему подросток не хочет учиться?
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, для начала разберем понимание родительской позиций. Для этого ответьте на следующие вопросы:

1. Мое понимание слова Родитель.
2. Мое отношение к слову Родитель.
3. Какова моя родительская роль?
4. Какими качествами Родителя я обладаю?
5. Как я оцениваю себя как Родителя?

Многие конфликтные ситуации с детьми происходят от того, что родители не осознают или не знают свой Кодекс Родителя, то есть внутренние позиции, убеждения и ценности, которые являются «маяком» в выстраивании отношений с подростками и тормозят воспитательный процесс.
Ответственность родителя - это понимание полезности тех или иных действий в отношении ребенка. Большая часть «детских» методов управления для подростка неэффективна, а под час даже может являться причиной конфликтных ситуаций. Если с ребенком вы привыкли выстраивать отношения на позиции власти и подчинения, то в подростковый период, это станет препятствием на пути к гармоничному взрослению.
Ответственность родителей будет заключаться в понимании следующего: чем больше проявления власти и влияния тем меньше у ребенка остается шансов научиться самодисциплине и внутренней ответственности. Если общение с подростком выстраивается на позиции контроля, критики и придирок, то в этом случае – у ребенка меньше перспектив сохранить веру в себя, свои способности и будущий успех. В отношении подростка спрашивайте себя: то что я сейчас делаю, это полезно для него? Что я в нем сейчас воспитываю, какие качества? Как эти качества могут влиять на его жизнь?
Большинство детей не осознают, и пока еще не умеют управлять своими эмоциями. Гормональный всплеск придает противоречивость их чувствам и под час сбивает родителей с толку доводя их порой до бешенства.
Встает закономерный вопрос: что делать? Как справиться с ребенком? Конечно же начать с себя: понимания своих собственных эмоций и возможность управлять ими. Подросткам необходим образец для подражания, ведь он является одним из самых лучших способов обучения и взросления.
Продолжение следует…

Прямая обязанность родителей. Но чтобы семейное воспитание было эффективным, необходимо стать для ребёнка авторитетом.

Сегодня мы расскажем:

  • что такое родительский авторитет;
  • какие ошибки совершают родители в стремлении добиться уважения и послушания;
  • как заслужить у детей настоящий, истинный авторитет.

Читайте, обогащайте свой арсенал плодотворных инструментов воспитания, становитесь ближе с собственными малышами. «Эврика» с вами. «Эврика» поможет!

Роль родительского авторитета в семейном воспитании

Само слово «авторитет» произошло от латинского auctoritas и означает власть, влияние. Используется также для обозначения человека, заслужившего в социуме признание и уважение (тот, у кого есть определённое влияние и власть).

  • высокий уровень доверия к родителям;
  • чёткое понимание необходимости выполнять разумные требования;
  • способность нести ответственность за собственные решения;
  • уверенность в «крепком тыле», где можно рассчитывать на помощь и поддержку;
  • наличие положительного примера, ориентир, как нужно вести себя в семье и обществе, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Конечно, дети есть дети и сложных периодов взросления не избежать. Но если с раннего детства ребёнок твёрдо уверен, что в семье его примут, поймут и поддержат, если уже с дошкольного возраста он привык доверять суждениям и советам родителей, то и в смутные времена кризисов, несмотря на возможные разногласия, вы останетесь для взрослеющего чада авторитетом.

Ложный авторитет

Иногда мамы и папы превратно толкуют саму суть родительского авторитета. И в этом случае они пытаются строить внутрисемейные отношения на ложных установках.

Подавление

Стремление к беспрекословному повиновению - серьёзная ошибка излишне авторитарных воспитателей. В такой семье ребёнку отводится роль пассивного слушателя. За любое отступление от строгих правил неизбежно суровое наказание. Приучая детей жить в страхе и понимать только силу, родители взращивают несчастных, неуверенных в себе и жестоких людей. «Боишься - значит, уважаешь», - не может быть формулой правильного воспитания.

Назидания

Дети не способны долго и внимательно слушать даже любимые интересные сказки. Но, как ни странно, многие взрослые уверены, что их продолжительные, сложные для понимания и витиеватые разглагольствования имеют какую-либо педагогическую ценность. Дети живут эмоциями и активно впитывают то, что их окружает. А вот рассуждать, руководствоваться умозаключениями - удел более умудрённых жизненным опытом людей. Возможно, страсть к назидательным беседам не навредит, но завоевать родительский авторитет не поможет.

Самолюбование

Родители должны быть для ребёнка примером, о чём написано немало книг. Но иногда этот бесспорный по своей сути постулат трактуется неверно. И тогда детям настоятельно предъявляются мнимые заслуги родителей. Попытка заслужить уважение ребёнка самолюбованием, самовосхвалением обычно оборачивается тем, что малыш вырастает чванливым и высокомерным. Причём чаще всего и чванство, и высокомерие направляется в итоге против самих же воспитателей.

Педантизм

Для родителей-педантов главное, чтобы всё в семье выполнялось по правилам, строго по расписанию, в точном соответствии с установленным порядком. В этом случае успехи детей, их желания и мечты оказываются вне фокуса внимания взрослых, которые более увлечены созданием своего идеального образа, нежели вдумчивым взращиванием в наследнике навыков критического мышления, чувства справедливости, стремления к добру.

Доброта

Когда доброта используется намеренно, когда она превращается в инструмент для повышения собственной репутации в детских глазах, толку от неё не будет. А вот вырастить эгоиста таким способом проще простого. Если родители чрезмерно добры и стараются всеми доступными способами угождать ребёнку, тот очень быстро учится использовать это себе во благо. И не нужно путать истинную родительскую любовь с приторной добротой и зависимостью от благосклонного настроения капризного малыша.

Подкуп

За старания, успехи и достижения ребёнка можно и даже нужно хвалить и поощрять. А вот использовать лесть, обещания и подарки, чтобы добиться от детей послушания, нельзя категорически. Иначе вы имеете все шансы вырастить не благодарного наследника и благородного человека, а циничного дельца, который для вас и тем более для посторонних людей даже пальцем о палец не ударит без платы.

Не ждите, что дети будут уважать и ценить вас только потому, что вы дали им жизнь, кормите их, одеваете и учите. Уважение надо заслужить. И делать это нужно методами честными, а не популистскими или силовыми, которые мы уже успели рассмотреть в предыдущей главе.

Поведение в быту
Положение в обществе

Детям полезно узнать как можно раньше, что родители - активные члены общества, что окружающие относятся к ним с уважением, прислушиваются к их мнению и ценят их внимание. Заинтересуйте ребёнка тем, чем занимаетесь, покажите ему значимость своей работы, расскажите о компании, в которой вы трудитесь. При этом не забывайте, что рассказ ваш не должен скатываться в самолюбование. Если вам есть чем гордиться, расскажите об этом просто и откровенно.

Родительская согласованность

Ничто так не подрывает авторитет отца в глазах ребёнка, как пренебрежительное к нему отношение со стороны матери. Аналогичное утверждение справедливо и в обратном порядке. Папа и мама должны в вопросах воспитания быть едины, их решения о поощрениях и вынужденных наказаниях должны быть согласованными и понятными ребёнку.

Осведомлённость

Если вы хотите, чтобы ребёнок доверял вам и делился с вами своими приключениями и переживаниями, проявляйте к его жизни искренний интерес. Вы должны знать, что ему интересно, с кем он дружит, о чём мечтает. Чуткость и внимательность родителей должны поддерживать, но не быть навязчивыми. С раннего детства создайте в семье такие условия, чтобы всем её членам было комфортно делиться друг с другом сокровенным.

Помощь

Будьте готовы в любой момент помочь ребёнку, но никогда его этой помощью не упрекайте и не требуйте ответной услуги взамен. Авторитет помощи - мощный инструмент в семейном воспитании. Используйте его эффективно и аккуратно.

Ответственность

Чтобы ребёнок выполнял ваши требования, чтобы ваши слова были для него авторитетом, несите ответственность за всё, что вы делаете, говорите и требуете. Важно показать, чем вы руководствуетесь, давая наставления или что-либо запрещая. Дети должны чётко понимать, что цель родителей - помочь им вырасти счастливыми и успешными, найти в жизни достойное место и стать хорошим, уважаемым человеком.

Подведём итоги:

  • Родительский авторитет - основа семейного воспитания.
  • Авторитет нельзя требовать, его можно только заслужить.
  • Ложный авторитет, основанный на страхе или шантаже, не принесёт плодов.
  • Истинный авторитет зарабатывается постепенно, но уверенно.
  • Будьте примером для подражания:
    • будьте честны с детьми;
    • уважайте личность ребёнка;
    • умейте признавать свои ошибки;
    • проявляйте интерес к внутреннему миру малыша, его страхам, надеждам и переживаниям.

Счастливого вам родительства!

Многие родители задаются вопросом, как сделать так, чтобы ребенок уважал их, был послушным и покладистым, выполнял просьбы с первого раза и никогда не перечил. Мы привыкли думать, что воспитать такое поведение у ребенка возможно, если родитель будет являться для него авторитетом. Однако, согласно теории привязанности, каждый родитель является таковым изначально, поэтому авторитет не нужно специально завоевывать, но нужно уметь не утратить его. Тем более что с возрастом авторитетность родителя в глазах ребенка уменьшается, точнее видоизменяется. И этот механизм мудро создан природой, ведь боготворящий родителей и полностью зависящий от них человек не сможет жить самостоятельной успешной жизнью. «Я Родитель» решил разобраться в том, что такое родительский авторитет и нужно ли его воспитывать у детей.

На самом деле, в нормальной семье, где вопросам уделяют достаточно внимания, большую часть времени ребенок слушается мам и пап. Моменты неповиновения носят временный характер или же являются следствием различных глубоких причин. Одной из таких причин могут быть допущенные в общении с ребенком ошибки.

Принято выделять несколько видов ошибочного поведения родителей, которое, как им кажется, позволяет добиться от ребенка желаемого, но на самом деле имеет противоположный эффект.

Авторитет подавления является наиболее распространенным ошибочным стереотипом родительского представления о воспитании. Боясь показаться ребенку слабым и безвольным, родитель (чаще отец) перегибает палку в противоположную сторону: ужесточает наказания даже за мелкие проступки, нередко применяет физическое или психологическое насилие. Такой стиль воспитания внушает ребенку страх перед отцом или матерью, но никак не уважение к ним. Кроме того, подобное поведение родителей демонстрирует малышу, что главное в жизни – сила, и кто сильнее, тот и прав.

Авторитет педантизма в чем-то схож с предыдущим стилем воспитания. Родители требуют от ребенка беспрекословного повиновения, выполнения их распоряжений. Мнение сына или дочери обычно игнорируется, так как взгляды родителя считаются единственно верными. Это обычно приводит к тому, что ребенок с годами так и не учится формулировать собственное мнение, свою позицию, привыкает выполнять чужие требования, ждет распоряжений вместо того, чтобы проявлять собственную инициативу.

Более мягким, но не менее негативным является авторитет назидания. Используя его, родители стараются предотвратить ошибочное поведение ребенка с помощью поучений, длинных объяснений и назидательных разговоров, повторяющихся неоднократно. При этом они не учитывают, что дошкольник физически не способен выслушивать длинные речи, а подросток уже столько раз их слышал, что перестает слушать вообще любые слова родителей, ожидая очередных нравоучений.

Достаточно распространенным считается ложный авторитет любви. В семьях с таким подходом к воспитанию приняты чрезмерная демонстрация окружающим (а не ребенку) своей любви, неискреннее захваливание и любование. Родители, проявляя себя таким образом, рассчитывают на ответную «любовь». Но ребенок чувствует неискренность, особенно когда поведение родителей «на людях» и наедине с ним резко отличается. Он может совсем закрыться или начать протестовать, проявлять агрессию. С возрастом для него может стать нормой то, что любовь – это предмет «товарно-денежных» отношений.

При использовании ложного авторитета доброты родители потакают любым прихотям детей, поощряют вседозволенность и безнаказанность. Таким образом, желая выглядеть в глазах ребенка добрыми или избежать любого конфликта, родители лишают сына или дочь важного опыта установления границ. Детям необходимы ограничения, чтобы чувствовать опору, ориентироваться в окружающем мире. В отсутствие этого опыта они страдают, что и проявляется как резко негативное или агрессивное поведение.

Другой разновидностью ложного авторитета является авторитет подкупа. Хорошее поведение обменивается на подарки, игрушки или сладости, в более старшем возрасте – хорошая учеба предполагает покупку гаджетов, то есть стоимость «игрушек» увеличивается. Такой способ повлиять на поведение или успеваемость ребенка усваивается им достаточно быстро, что приводит к появлению маленького манипулятора в семье. Существует опасность, что материальная мотивация станет единственной для ребенка, то есть он будет вести себя хорошо, учиться и, впоследствии, строить отношения с людьми, только если будет получать от этого материальную выгоду.

Люди, добившиеся больших высот в карьере, могут злоупотреблять авторитетом родительского положения. Часто ставя себя ребенку в пример, такие родители могут вызвать не стремление к подражанию, а страх не соответствовать завышенным ожиданиям папы или мамы и неверие в свои силы («Мне никогда не добиться таких результатов»). С возрастом этот страх может перерасти в неуверенность в себе, в ощущение собственной неполноценности. При этом отношения с родителем, который использует этот вид ложного авторитета, приобретают характер тихого противостояния – подросток может осознанно или подсознательно вызывать его гнев своими постоянными неудачами или отказом от учебы, например.

В своих крайних проявлениях все эти способы воздействия на ребенка могут привести к полному подавлению его самостоятельности или, наоборот, к абсолютной неуправляемости. Но и в том и в другом случае уважение собственного чада родители теряют.

Главное – вовремя заметить собственное ошибочное поведение, признаться себе в нем и начать его исправлять. Конечно, это трудно сделать сразу, и не нужно требовать от себя немедленного изменения поведения.

Однако, мы можем постепенно учиться тому, как подтверждать поступками свою роль авторитетного родителя и учитывать при этом этапы взросления нашего чада. Важно помнить следующее:

    Ребенок учится проявлять уважение, если видит, как вы сами проявляете его – к нему самому, к супругу, к окружающим людям. И чтобы ваш авторитет базировался на уважении, оно должно быть взаимным. В связи с этим необходимо полностью исключить из воспитания физические и психологические наказания, унижающие достоинство ребенка. Утверждение «боится – значит, уважает» в корне неверно.

    Принимайте как позитивные, так и негативные эмоции ребенка: тот, кто тебя понимает и принимает таким, какой ты есть, вызывает уважение и доверие.

    Доверие также невозможно без взаимной честности. Будьте честны с ребенком, обещайте только то, что выполните, пусть ваши слова соответствуют действиям. Не обманывайте даже по мелочам, так как некоторые «мелочи» могут быть важными вещами в глазах вашего сына или дочери, а дети интуитивно чувствуют ложь.

    Признавайте свои ошибки и просите прощения. Не бойтесь выглядеть слабым или глупым в глазах ребенка, если совершили ошибку. Если Вы не правы, но все равно стоите на своем, это больше вредит вашему авторитету, чем достойное признание и исправление ситуации. К тому же, таким образом вы научите ребенка не бояться собственных ошибок в будущем.

  1. Устанавливайте границы и предоставляйте ребенку свободу внутри этих границ. Вместе со школьником формулируйте семейные правила, чтобы он чувствовал, что его мнение учитывается.
  2. Требуйте от детей только то, что сами выполняете. В противном случае ребенок будет интуитивно чувствовать несправедливость и обиду, а впоследствии будет действовать по вашему образцу. Подросток же может начать бунтовать в такой ситуации, и его бунт будет вполне оправдан.

    Чем старше ребенок, тем важнее принять тот факт, что он – отдельная от вас личность, у которой могут быть отличные от ваших взгляды или мнение. И вы, конечно, можете на них влиять, высказывая свою точку зрения, но принуждать дитя думать по-вашему не стоит. Поэтому, если вы формулируете вопрос: «Что мне делать, чтобы ребенок беспрекословно слушался и смотрел на мир так же, как я?» - то психологи в этом вам помочь не смогут (и, надеюсь, не станут помогать), а ваши старания могут привести к совершенно непредсказуемым последствиям. В любом случае, счастливым ребенка это точно не сделает.

    В любом возрасте не забывайте проявлять свою , конечно, учитывая возрастные особенности. Если дошкольника можно обнимать и целовать, и он будет этому только рад, подросток, скорее всего, воспримет это как нарушение его личных границ. Необходимо проявить всю свою тактичность и чуткость, чтобы показать, как вы любите своего взрослеющего ребенка. Но, преуспев в этом, вы станете для него настоящим авторитетом.

Одним словом, авторитетная позиция родителя строится не на страхе или принуждении. Основой для нее служат взаимное доверие, уважение и любовь. И ваш ребенок будет следовать за вами, если вы способны оправдать доверие малыша, уважать мнение школьника и любить подростка настолько, что можете позволить ему искать для себя другие авторитеты.

Анастасия Вялых ,
Психолог портала «Я Родитель»

Некоторые родители могут возразить: «Ребенок должен нас уважать уже за то, что мы его родители!». Нет, не должен, осмелимся мы возразить. Уважение необходимо заслужить своими действиями, своим образом жизни. Гораздо легче заставить ребенка подчиняться. Легче, но не лучше! Он будет подчиняться, пока мал и не может дать отпора. А потом, когда ребенок вырастет, а родители состарятся и уже сами будут нуждаться в заботе и понимании, чем ответит такой задавленный в детстве ребенок. Он или будет, проклиная судьбу, «отдавать долг», или уйдет и не вспомнит о долге. Родители вместо авторитета проповедали авторитарность. А у такого типа воспитания очень опасные результаты.

Корни родительского авторитета в самих родителях. Чем более разнообразная, насыщенная, честная, сознательная и нравственная жизнь родителей, тем больше возможностей влияния на ребенка. Тип семьи обусловливает ту позицию, которую занимают в ней родители, родственники и ребенок. Именно позиция во многом определяет взаимодействие членов семьи и ту нравственную, духовную атмосферу, которая царит в ней.

Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Так представлял влияние родителей на своих детей известный педагог современности А.С. Макаренко. Таким образом, по отношению к детям родители «...должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления», — писал А.С. Макаренко, не уставая напоминать родителям об их родительском и человеческом долге перед своими детьми. Безусловно, это гораздо сложнее, чем просто приказывать и повелевать.

А.С. Макаренко обосновал систему ложных родительских авторитетов, влияющих на успешность воспитания ребенка в семье и во многом определяющих его социальный портрет. Система ложных родительских авторитетов включает следующие виды:

Авторитет подавления. Это самый страшный авторитет, хотя и не самый вредный, говорил о нем А.С. Макаренко. Суть данного авторитета заключается в том, что в семье царствует отец, и его террор держит в страхе всю семью. Такой отец часто и по пустякам раздражается, сразу хватается за палку или ремень. Авторитет подавления учит детей маневрировать, вызывает «детскую ложь и человеческую трусость». Подобные отцы встречались не только в 30-е годы, когда учительство-вал А.С. Макаренко. Силовое решение семейных проблем нередко встречается и в нашем обществе, наполняя его или «слякотными», никчемными людьми, или тиранами, готовыми мучить в отместку за свое нерадостное детство.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети их слушались, надо меньше с ними разговаривать, подальше держаться и выступать «как начальство». Особенно такой вид ложного авторитета, по мнению А.С. Макаренко, свойствен некоторым интеллигентским семьям. Здесь отцы неприступны. У них отдельный кабинет, в который никому не дозволено входить. Он и обедает отдельно, и развлекается отдельно. Детьми, как правило, занимается бабушка или домработница. Не правда ли, звучит актуально! С той лишь разницей, что авторитет расстояния присущ в основном в нашем обществе семьям новой «элиты». Ребенок в подобных семьях растет в материальном достатке, чего не скажешь о достаточно эмоциональных взаимоотношениях с родителями. Как правило, он окружен целым сонмом чужих людей, выполняющих педагогические функции. Такому ребенку одиноко, и он ищет доступные способы удовлетворения своих потребностей в общении с близкими людьми. Но суррогатные отношения не восполняют той пустоты, которая рождается в его сердце. Результатом такого авторитета могут стать и алкоголизм, и наркомания повзрослевшего сына или дочери.

Авторитет чванства. Это особый авторитет расстояния, но более вредный, поскольку такие родители пытаются возвыситься над обществом в целом, и над своей семьей в частности. В семье постоянно обсуждаются заслуги такого родителя, его достоинства. К остальным людям родители относятся с высокомерием. Это рождает и в ребенке элементы высокомерного отношения к сверстникам. Или, наоборот, ребенок вырастает с твердым убеждением, что его отец (или мать) возвышаются над всеми людьми, причем этому возвышению способствуют не столько их личные заслуги, сколько та поза, в которой ребенок привык видеть своих родителей.

Авторитет педантизма. Это своеобразная бюрократическая родительская педагогика. Родители обращают внимание на своих детей гораздо больше, чем в предыдущих случаях, но делают это с большой долей бюрократизма. Они уверены, что каждое сказанное ими слово должно восприниматься детьми как высшая истина. Свои распоряжения они стараются отдавать холодным тоном, и они тут же превращаются в непреложные законы. Такой родитель в каждом движении ребенка видит нарушения. Он пристально следит за поведением, словом своего чада и постоянно готов к его притеснению. Если родителю что-то не нравится — кинокартина, друзья ребенка и пр., то это явление или действие или человек объявляется несостоятельным, а подчас и вредным и ребенку запрещается общаться или смотреть кинокартину, читать книгу и т. п.

Авторитет резонерства. Это самый «нудный» вид ложного авторитета. Родители буквально «заедают» ребенка своими нотациями, брюзжанием, поучениями, назиданиями. Им кажется, что именно в поучениях и назиданиях основная пе-дагогическая мудрость. Именно постоянные нотации могут принести хорошие воспитательные плоды. Это, как правило, угрюмые семьи, в них мало радости, улыбок, хорошего настроения. Родители, стремясь к совершенству, непогрешимости, стараются быть добродетельными в глазах своих детей.

Авторитет любви . Самый распространенный вид ложного родительского авторитета. В основе этого вида авторитета лежит убеждение родителей в том, что послушными дети могут быть лишь тогда, когда они любят своих родителей. Кажется, в чем же здесь «ложность»? Любовь детей к родителям — естественное чувство, на котором базируются ценности семьи. Но здесь происходит перенасыщение любовью. Родители на каждом шагу демонстрируют свои чувства. Это выражается и в постоянном сюсюканье, признаниях в любви. Ребенку некогда передохнуть. Если он не слушает родителей, те немедленно начинают сомневаться в любви ребенка к ним. Они ревниво следят за выражением лица ребенка, постоянно требуют ответных ласк и признаний. Это очень опасный вид ложного родительского авторитета, поскольку он учит детей лавировать, выбирая выгодное для себя «сотрудничество» с родителями. Дети видят, что от домочадцев можно добиться всего, если постоянно признаваться им в любви, демонстрировать свои нежные чувства. Это влияет на формирование ребенка в семье, который с малых лет понимает, что если подыгрывать людям, то можно получить максимум выгоды для себя.

Авторитет доброты . По мнению А.С. Макаренко, это самый неумный вид родительского авторитета, поскольку детское послушание здесь тоже организуется через любовь, но выражается она в мягкости, уступчивости и доброте родителей. Они все разрешают ребенку, им ничего для него не жалко. В таких семьях очень боятся конфликтов, и, предупреждая их, родители жертвуют ценными, радостными и искренними взаимоотношениями со своими детьми. Семейный мир имеет высокую цену, выраженную в воспитании ребенка эгоистом, считающим, что весь мир существует для него. Педагогический вред этого вида заключается в том, что ребенок, усваивая подобный тип родительского поведения, приобретает отрицательный опыт, и впоследствии он непременно скажется на взаимоотношениях родителей и детей.

Авторитет дружбы . По мнению А.С. Макаренко, такой вид авторитета присущ в основном интеллигентным семьям. Дружба в подобных семьях достигает крайнего предела, поскольку родители не умеют правильно построить взаимоотношения с детьми, забывая, что они являются воспитателями, а дети — воспитанниками. В таких семьях нередки панибратские отношения, где дети называют родителей не-брежно Петьками и Машками, потешаются над ними, грубо их обрывают, поучают на каждом шагу. Здесь царит педаго-гика «бессилия», которая приносит отрицательные плоды, поскольку дружба предполагает прежде всего наличие ува-жения друг к другу.

Авторитет подкупа. Это самый безнравственный вид родительского ложного авторитета, поскольку безоговорочное послушание покупается подарками и обещаниями. Действует прямой договор между родителями и детьми. Если будешь хорошо учиться, куплю то-то. Если будешь слушаться бабушку, сделаю то-то. Весьма распространенный вид авторитета в современный семьях с повышенным достатком. Родители чрезмерно занятые собой и своим проблемами, просто откупаются от ребенка. В качестве подкупа может выступать зарубежная поездка, деньги, дорогие безделушки и игрушки. Взрослея, ребенок повышает «ставки». Теперь уже родители откупаются с помощью дорогих мобильных телефонов, музыкальных центров, машин. Нетрудно догадаться, что подобная педагогика приучает ребенка использовать родительский кошелек, формируя бездушного потребителя.

Характеристики ложных авторитетов, предложенные А.С. Макаренко, по-прежнему актуальны в воспитательном поле. Не правда ли, такие типы авторитетов мы встречаем на каждом шагу? Все девять предложенных видов объединяет одна характеристика — по сути они все выражают авторитарную позицию родителей. Даже авторитет любви или подкупа. Авторитарность ведь тоже бывает разная. Она может быть открытой, несущей диктатуру взрослого, а может прятаться за маску либерализма. В этом случае взрослый постоянно апеллирует к мнению ребенка, особенно в присутствии друзей, своих или его. Но суть от этого не меняется. В основе авторитарности всегда лежит диктат, желание властвовать и подавлять. Ведь так заманчиво подавить любой росток свободы в своем ребенке, особенно, когда он мал. Посудите сами, ведь гораздо легче запретить, чем объяснять, почему просьба ребенка не может быть выполнена сейчас. В голову к авторитарному родителю лезут непрошеными гостями такие подлые мыслишки, как, к примеру, такие: «Ведь мой ребенок живет за мой счет, на всем готовом. Почему я еще должен объяснять ему отсутствие у меня желания или возможности купить ему какую-то желаемую вещь?». Конечно, посыл абсолютно неверен. Необходимо объяснять, поскольку он такой же по сути член вашей семьи, как и вы. Он еще не работает, но это временное состояние. Если в семье принято все обсуждать, то ребенок всегда поймет логичные объяснения родителей.

Есть много семей, где ложные авторитеты приводят к непоправимым последствиям в жизни детей. В этих семьях дети испытывают глубокий дефицит семейного внимания, ласки и любви. Это так называемые деструктивные, неблагополучные семьи. Они отличаются от семей с позитивным потенциалом. В ее основе также способ организации взаимодействия в семье, отношение к ребенку, принятие или отвержение его ценностей. В представленной нами типологии к таким семьям можно отнести следующие: «семья, отвергающая ребенка», «контролирующая семья», «разрозненная семья». В основе взаимоотношений в таких семьях лежит, как правило, авторитарная позиция взрослых по отношению к ребенку.

Наш педагогический опыт подсказывает, что построение родительского авторитета в семье — задача вполне решаемая. Нужно только родителям правильно выбрать приоритеты и помнить, что авторитарность в семье — это позиция «калифа на час». Ее плоды только поначалу кажутся сладкими, на самом деле их горечь проявится очень скоро и отразится на родителях, которые в угоду своему характеру или жизненным установкам выбрали авторитарность как способ общения со своими детьми. А вот родительский авторитет — это яркий маяк, свет которого в любой жизненный шторм будет осве-щать детям путь к семейному «причалу».

Поэтому, безусловно, владение знаниями о видах ложного авторитета убережет некоторых родителей от необдуманных действий. К тому же эти знания помогут найти границу между авторитетом и авторитарностью и будут способствовать выбору правильной позиции взаимодействия со своими детьми. Только в этом случае можно надеяться на положительные результаты, которые не преминут сказаться на жизни всей семьи.

От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколе-ний в семье. Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, возглавляемые старейшинами рода. От них зависела жизнь семьи, они правили, решали, наказывали и поощряли. Каждый член этого родового сообщества мог быть спокоен за свое будущее.

Молодые пары рожали детей, которых обиха-живали и воспитывали представители старшего поколения. А те в свою очередь могли не беспокоиться о своей старости, поскольку жили в большой семье с несколькими родовыми ветвями. Немощные старики находились под надзором выросших их внуков. Не беремся обсуждать, хорошо это или плохо. Ясно одно, современная семья тяготеет к отделению от родителей и созданию своей автономной территории. Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день.