Как стать более образованным человеком. Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент

Наверное, ни один человек на планете, не отказался бы стать мудрее – желательно, без особых усилий со своей стороны. Конечно, сами по себе знания ни к кому не приходят, однако советы некоторых специалистов помогут быстро и эффективно заполнить пробелы в образовании.

Развивать свой интеллект можно постоянно, если выделить на это время и приложить усилие. Расширить собственный кругозор в первую очередь помогут книги, благодаря которым можно значительно поумнеть и удивлять своей эрудированностью окружающих.

Ум человека напрямую зависит от его мозговой деятельности. Другими словами, чтобы развивать свой интеллект, необходимо как можно больше думать. А лучшей пищей для ума во все времена были книги.

Кроме того, поумнеть помогает фитнес для мозга: задачи, головоломки, ребусы и так далее. Чтобы слыть среди окружающих образованным человеком, необходимо постоянно тренировать свои мыслительные способности и повышать интеллектуальный уровень.

Значительно расширить кругозор помогут походы в музеи и театры, посещение выставок и просто общение с более развитыми людьми. Учиться никогда не поздно – не стоит об этом забывать.

Способы как стать умным за 5 минут — упражнения для мозга

Не следует воспринимать такое предложение буквально, странно надеяться на то, что существуют способы, помогающие поумнеть практически мгновенно. Однако если каждый день уделять хотя бы 5 минут саморазвитию, то можно укрепить разум в домашних условиях и повысить свой уровень интеллекта. Что необходимо для этого делать?

  • Повышать словарный запас.
  • Больше читать.
  • Смотреть документальные и развивающие передачи.
  • Начать учить иностранный язык.
  • Освоить новое хобби.
  • Изучать энциклопедии.
  • Медитировать.

Как стать умным человеком — секреты развития интеллекта

Человеческий мозг неплохо поддается тренировке. Главное условие – делать это регулярно, уделяя процессу хотя бы несколько минут в день. Каждая развитая личность постоянно должна стремиться к тому, чтобы поумнеть еще больше.

Если есть желание, терпение и усидчивость, все обязательно получится. Самый эффективный способ повысить свою эрудированность – это постоянное чтение книг. Чтобы много читать, совсем не обязательно все свободное время проводить в библиотеке, для этого можно даже не покидать пределы собственного дома.

Любую книгу в наше время можно найти в интернете. Всемирная паутина – идеальный источник новых знаний, не стоит об этом забывать.

Как стать идеальной женой для него 10 правил умной жене

Чтобы стать идеальной женой для своего мужа, необходимо усвоить несколько важных правил, которые помогут каждой девушке:

  • Всегда быть терпеливой, окружать своего любимого заботой и вниманием.
  • Не скандалить по каждому поводу – нужно быть мудрее и не держать напрасных обид.
  • Всегда рассказывать о своих пожеланиях – не стоит думать, что мужчина обладает телепатическими способностями и умеет читать мысли.
  • Не сравнивать своего мужа с чужими мужьями, не ставить ему в пример других мужчин.
  • Всегда оставаться самой собой и учиться на ошибках.
  • Уважать своего мужа и чаще спрашивать у него совета.
  • Позволять ему иметь немного личного пространства.
  • Поддерживать хорошие отношения с родителями мужа, особенно со свекровью.
  • Не навязывать собственное мнение.
  • Не ревновать и не давать поводов для ревности.

Как стать умной и интересной девушкой для окружающих

Интересность, как и высокий интеллект, на пустом месте не появляется, чтобы стать такой в глазах окружающих, придется потрудиться и приобрести следующие качества:

Основные правила мудрой женщины:

  • Быть всегда искренней со своим мужчиной, не притворяться и не лгать.
  • Не тратить себя на случайных и ненужных людей.
  • Не унижать своего мужчину и не критиковать его.
  • Избегать гордости в отношениях, быть более душевной и открытой.
  • В любой ситуации поддерживать мужа и быть на его стороне.

Если ребенок отстает по некоторым предметам – например, математике или физике, это вовсе не означает, что нужно заставлять его подольше сидеть за учебниками. Подтянуть ребенка в учебе помогут такие меры:

  • Посещение занятий в музыкальной школе – исследования подтвердили, что уровень IQ у «музыкальных» детей выше, чем у их сверстников.
  • Стать умной девочкой в школе и умным мальчиком невозможно при недостатке сна – необходимо хорошо высыпаться.
  • Следует приучить ребенка к дисциплине, выработать привычку планировать свой день.
  • Чтобы ребенок стал сообразительнее, можно учить его в игровой форме, тогда он проявит больше интереса к учебе.
  • Верить в своего малыша и всячески его поддерживать.

Вряд ли у девочки получится стать умной за 5 минут по всем предметам, точно так же мальчик не проявит гениальности в изучении предметов, которые даются ему тяжело.

Однако стоит помнить, что глупый – это тот, кто не стремится стать умнее. Каждый шаг навстречу знаниям, каждое усилие обязательно приведут к успеху на пути саморазвития.

День 1. Добавляйте в пищу куркуму и пейте гранатовый сок

Мозгу нужно не менее регулярное и полезное питание, чем желудку, но не спешите покупать биодобавки. По утверждению ученых института мозга РАН (СПб) и многих других исследователей, приправа карри, в состав которой входит куркума, укрепляет память и является хорошей профилактикой болезни Альцгеймера. В куркуме невероятное количество природных антиоксидантов – так же, как и в соке граната. Последний, кстати, способен даже предотвратить повреждения мозга у младенцев, вызванные гипоксией плода. Розмарин, корица, базилик, душица, тимьян и шалфей – все эти специи для мозга тоже очень хороши. Полезных антиоксидантов много и в чернике, винограде, черносливе, клубнике, шпинате, брокколи, артишоках, рыбе, индейке, оливковом масле и яблоках.

День 2. Растягивайте удовольствие

Есть теория, что гормон дофамин, необходимый для внимания и концентрации, выделяется в процессе предвкушения удовольствия. Дети, способные устоять перед соблазном съесть конфету, которую перед ними положили, годы спустя оказались более интеллектуально развитыми, чем те, которые сразу ее съедали, – потому что научились контролировать свое внимание, фокусируясь на чем-то еще. Последуйте их примеру. Оставьте пирожное, которое собирались съесть на ужин, до завтрашнего обеда – и вы не только сохраните фигуру и потренируете силу воли, но и повысите концентрацию.

День 3. Выучите наизусть телефоны ваших близких друзей

Зачем? Для тренировки кратковременной памяти, которую ученые называют «рычагом, способным поднять весь интеллект». Был такой эксперимент: добровольцев попросили одновременно слушать последовательность букв и наблюдать за появлением фигур в разных местах монитора. Участники должны были определить, когда произносимая буква и положение квадрата повторялись несколько раз. Чем больше они практиковались в этих заданиях, тем выше становился их подвижный интеллект – способность решать проблемы независимо от имеющихся знаний. Если телефоны запоминаются плохо, поиграйте в «мемори» (это игры для тренировки памяти – неплохая подборка есть на www.improvememory.org/category/games), составляйте список покупок и неотложных дел в уме, спрячьте подальше калькулятор или учите наизусть главы из «Евгения Онегина».

День 4. Выспитесь и почувствуйте разницу

Исследование, которое провели ученые Гарвардского университета, показало, что во сне продолжает работать память, поэтому наутро проще вспомнить то, что никак не приходило на ум накануне вечером. Поставьте букет роз в спальне или зажгите ароматическую лампу, когда готовитесь к экзамену или ответственному выступлению, и ваши шансы на успех увеличатся – запах розы, а также герани благотворно влияет на память и успокаивает нервы. Аромаэнергетиками для мозга считаются мята, кипарис и лимон.

День 5. Двигайтесь

Физическая активность способствует росту новых клеток гиппокампа (участка мозга, отвечающего за формирование эмоций и консолидацию памяти) и защищает уже существующие. Немецкие исследователи из университета Ульма доказали, что после 30-минутной пробежки повышается концентрация внимания, лучше запоминается информация, вы делаете в работе меньше ошибок. А в пожилом возрасте люди, которые ведут активный образ жизни с большим количеством аэробных нагрузок, на 40% лучше ориентируются в пространстве, что также соотносится с размерами их гиппокампа. Кроме того, когда организм тратит больше килоджоулей на работу мышц, мозгу приходится обходиться меньшим количеством энергии. В результате вырабатываются особые вещества, благотворно влияющие на активность нейронов.

День 6. Учите язык

Какой – неважно, все одинаково полезны. Когда мозг человека, говорящего по-французски и по-английски, выбирает, какой язык использовать, активируются корковые связи, отвечающие за оба языка. Затем подключается «управленческая» зона в подлобной коре мозга, которая и подбирает нужное слово. Эта зона отвечает за высшие функции мышления, поэтому, когда вы учите новые языки, активизируются и другие области мозга, поднимая ваш IQ. Если вы не готовы сразу записаться на курсы, начните с небольших шагов. Выучите слова понравившейся вам французской песни. Найдите оригинал любимого сонета Шекспира в аудиоверсии и прослушивайте его несколько раз в течение дня. Попробуйте посмотреть знакомый фильм без перевода. Поместите на видное место написанный крупными буквами латинский афоризм. А если решите заниматься по старинке – заучивая существительные и глаголы – будете вознаграждены: через час подобных упражнений вы почувствуете, как голова освобождается от лишних мыслей.

День 7. Решайте головоломки

Ребусы и кроссворды снижают риск болезни Альцгеймера и старческого слабоумия, поэтому не стоит ругать себя за то, что тратите полтора часа в день, решая судоку в телефоне. Еще полезно собирать паззлы – это нехитрое занятие тренирует отдельные участки мозга, не загружая его при этом на 100%, позволяя вам думать еще и о насущных делах. Но чтобы этот способ сработал наверняка, заведите постоянного партнера – для игры в скраббл и не только! Согласно многочисленным исследованиям, те, кто в середине жизни имел пару, на 50% меньше рискуют поглупеть в старости, чем те, кто жил один.

День 8. Послушайте умных людей

Лучшие умы мира регулярно собираются на международных конференциях TED (Технология, Развлечения, Дизайн), где обсуждают последние новости науки и культуры – такие, как составление карты мозга и пренатальный интеллект. Их крайне увлекательные и нередко сенсационные лекции можно слушать, загрузив приложение TED на телефон или через сайт www.ted.com/talks, – там можно установить субтитры с любым языком, включая русский.

День 9. Медитируйте

Мозг способен на перезарядку, когда он работает как бы в режиме standby. Это происходит, когда вы мечтаете или просто сидите, ни о чем особенно не думая. С помощью МРТ японские ученые измерили изменения мозгового кровотока у 63 добровольцев, которых попросили попытаться сознательно приостановить поток мыслей. Те, у которых было самое активное кровообращение в белом веществе, соединяющем нейроны, лучше всех потом генерировали новые идеи. Для неофитов подойдет классический способ медитации: закройте глаза, расслабьтесь, отвлекитесь от всего, а внимание сосредоточьте на дыхании. Если все сделать правильно, уже через десять минут вы почувствуете, что мозг отдохнул.

День 10. Ешьте горький шоколад, пейте красное вино и воду

Горький шоколад и красное вино содержат флавоноиды, которые улучшают память. Еще старайтесь пить не менее 1,5 л воды в день. Обезвоживание заставляет мозг работать в напряженном режиме, что снижает мыслительную активность.

День 11. Сходите на выставку

Британские врачи из Oxford Royal University обследовали 5350 человек из разных социальных слоев. В одной группе были любители интеллектуального досуга, регулярно посещающие спектакли и выставки, во второй – домоседы, проводящие уик-энд у телевизора. Оказалось, что память, внимание и интеллект представителей первой группы гораздо меньше пострадали от возрастных изменений. Вывод: мозг гораздо лучше отдыхает, когда мы что-то осмысливаем, анализируем, сравниваем, а при этом еще и получаем эстетическое удовольствие. При созерцании произведений искусства усиливается кровоток в той части мозга, которая отвечает за удовольствия и желания. Когда участники эксперимента любовались картинами, МРТ фиксировал чувства, схожие с теми, что человек обычно испытывает при взгляде на любимого.

День 12. Поиграйте в видеоигру

Многочисленные исследования доказывают, что видеоигры способны активизировать скрытый потенциал мозга и учат лучше ориентироваться не только в виртуальном, но и в реальном пространстве. Ученые из университета Рочестера установили: люди, несколько раз в неделю играющие в игры action, могут одновременно следить за большим количеством объектов и более эффективно обрабатывать быстро меняющуюся визуальную информацию.

День 13. Разучите сальсу

Танцы вообще отличная терапия, «разгружающая» тело и мозг. Любое ритмичное движение под музыку усилит мозговое кровообращение и обеспечит выброс гормона окситоцина, который активизирует работу нейронов. А некоторые танцы – особенно требующие развитой координации – учат быстрой реакции, помогают сконцентрироваться и настроиться на принятие решений.

День 14. Устройте себе сиесту

Участники эксперимента, которые спали днем в течение 90 мин. после того, как выполняли задание, задействующее гиппокамп (запоминали имена 120 незнакомых им людей), запомнили больше имен, чем те, кто не прилег подремать. Еще удивительней, что вечером им удалось запомнить еще больше имен, чем в первый раз, и опять опередить своих не спавших товарищей. Если у вас нет возможности подремать полтора часа, полежите с закрытыми глазами хотя бы пять-десять минут. Такая мини-сиеста также придает бодрость духа и повышает уровень энергии.

День 15. Запишитесь на массаж

Возьмите за правило минимум раз в две недели делать общий массаж тела. Прикосновения к коже активизируют огромное количество нервных окончаний – посредников между кожей и мозгом. Мозг в ответ отдает организму приказ вырабатывать эндорфин – гормон счастья. Этот древнейший способ воздействия на нервную систему может принести больше пользы, чем эксперименты с медикаментами, – особенно если делать массаж курсом. Также полезен секс – хотя бы раз в неделю, причем, как показывают исследования, наличие оргазма на работу мозга никак не влияет. Главное – процесс, а не результат!

День 16. Сделайте что-нибудь своими руками

Взмахните спицами и свяжите красивый шарф. Сделайте в подарок подруге браслет из разноцветного бисера. Вышейте ваши инициалы гладью на подушке любимого мужчины. На худой конец, пришейте отвалившиеся пуговицы. Любая тренировка мелкой моторики активизирует интеллект. Еще лучше, если вы попробуйте сделать это совершенно новым способом – например, попробуете пришить пуговицу левой рукой.

День 17. Купите желтую блузку или шарф

Доказано, что желтый цвет стимулирует мозговую деятельность. Также умственную активность тонизируют красный и оранжевый цвета, а зеленый и синий, наоборот, успокаивают.

День 18. Сделайте УЗИ шейных артерий

Раз в год проверяйте состояние ваших сосудов, чтобы убедиться, что ваш мозг не находится «на голодном пайке». При нарушениях микроциркуляции или спазме сосудов мозгу не хватает кислорода и глюкозы. От этого может заболеть голова и вы начнете в прямом смысле «тормозить». Но прибегать к риталину, когитуму и прочим препаратам для стимуляции работы мозга без серьезных медицинских показаний не стоит. Это «здоровье в кредит» – ноотропы помогают, но вызывают привыкание и массу побочных эффектов. Что касается витаминов, то для мозга полезны E, C и фолиевая кислота.

День 19. Постройте «Дворец Памяти»

Так называется методика, помогающая быстрее вспоминать. Ассоциируйте то, что вы хотите запомнить, с какой-нибудь яркой картинкой. Даже если вам не хватит терпения, чтобы построить «дворец», хотя бы ознакомьтесь с этой техникой, прочитав книгу Доминика О’Брайена «Как развить абсолютную память».

День 20. Попробуйте не улыбаться

Опыты доказали, что, просто нахмурившись, вы начинаете мыслить более скептически и аналитически. Возможно, этот американский эксперимент в России не показателен – у нас тут все привычно хмурятся. Но в целом это правда: смех – отдых для мозга, а меланхолия провоцирует серьезную работу мысли и рефлексию.

День 21. Слушайте Моцарта

Психологи десять лет назад сделали открытие: музыкальные произведения Моцарта улучшают математическое мышление. Даже крысы после прослушивания Моцарта преодолевали лабиринты быстрее и более точно, чем после шума или, например, Филипа Гласса.

День 22. Перечитайте Шекспира

Ученые из Ливерпульского университета доказали, что шекспировский язык способен сделать нас умнее. Да, в принципе, любой художественный язык, особенно если это стихи. Лингвистический «метод функционального сдвига», при котором, например, существительное используется как глагол, заставляет мозг понимать, что означает слово, еще до того, как осознается его функция в предложении. Это заставляет голову усиленно работать. Если от Шекспира вас клонит в сон, читайте любую классику. Пусть даже это будет 15 минут в день. Чтение стимулирует воображение: сюжет книги превращается в голове в визуальные образы, что стимулирует мозговую деятельность. Чем больше вы будете в течение жизни читать, тем меньше вас будут беспокоить «когнитивные нарушения» (читай «глупость»).

День 23. Попробуйте сделать по-другому

Профессор нейробиологии Лоуренс Катц называет это «нейробикой» – зарядкой для головного мозга. Эти упражнения не дают дендритам (отросткам нервных клеток) атрофироваться, поскольку их выполнение включает разные области мозга. Смысл в том, чтобы изменить обычное течение событий и заставить мозг работать по-новому в новых обстоятельствах. Например, поехать на работу совершенно другим маршрутом. Принять душ с выключенным светом, используя вместо зрения осязание. Сходить в ресторан «В темноте» со слепыми официантами, где едят на ощупь. Попробовать весь день держать ложку левой рукой (если вы правша). Неожиданная еда на завтрак, новый способ разминки перед тренировкой, кроссворд вместо детектива на ночь – все считается! Немного потренировавшись, вы сами сможете легко придумывать нейробические упражнения. Каждый день новые, это важно.

День 24. Обрадуйтесь стрессу

Академик Н.П. Бехтерева, в течение долгих лет руководившая исследованиями сверхвозможностей человеческого мозга, получила доказательства того, что озарения посещают не только гениев. Интеллектуальные и творческие прорывы у обычных людей происходят, когда им приходится решать сверхзадачи. Из чего следует вывод: трудности необходимы, а проблемы, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми, могут оказаться лучшим, что нам способна предложить жизнь.

День 25. Играйте на фортепиано

Вытащите старые ноты и смахните пыль с крышки. Больше никто не стоит над вами с указкой, как в школьные годы, и вы можете играть в свое удовольствие. Что хотите – от собачьего вальса до авангардистских пьес собственного сочинения. Не учились музыке? Вам повезло – не придется преодолевать собственный негативный опыт! Возьмите уроки у профессионального музыканта, одаренного соседа или у собственного сына-второклассника. Неважно, дудите вы, ударяете по струнам или стучите палочками – игра на любом инструменте повышает уровень IQ, поскольку задействует часть мозга, отвечающую за память и координацию.

День 26. Начните писать ручкой

Напишите письмо близкому человеку на бумаге. Попробуйте переписать понравившийся вам текст, изменяя несколько раз почерк до неузнаваемости. Потренируйтесь писать левой рукой, если вы правша. Выполняйте по утрам упражнение «Утренние страницы», рекомендованное Джулией Кэмерон в книге «Путь художника»: встаньте на полчаса раньше, возьмите ручку и просто записывайте все, что приходит вам в голову, не редактируя и не критикуя. Возможно, вам даже захочется заняться каллиграфией. Сканы мозга показывают, что при последовательных движениях, которые рука выполняет во время письма, активизируются отделы мозга, отвечающие за мышление, речь, память, то есть вся система временного хранения и обработки информации. К слову, доказано, что школьники младшего и среднего возраста используют больше слов, пишут быстрее и выражают свои мысли лучше, когда пишут от руки, а не печатают на клавиатуре.

День 27. Не отказывайте себе в кофе

Можете выпить и вторую чашку, и третью. Установлено, что у женщин, которые выпивают до четырех чашек кофе в день, реже случается депрессия, чем у тех, кто позволяет себе одну чашку в неделю. Другие исследования показали, что кофе улучшает кратковременную память. В 2011 г. журнал Nature Neuroscience опубликовал исследование, подтвердившее, что под воздействием кофеина у лабораторных крыс активизировались нейронные связи. А чем больше связей между нейронами – тем выше способность к обучению и запоминанию.

День 28. Заведите блог или напишите обзор в интернете

В Интернете любой имеет право быть критиком. Напишите о том, что вам нравится или не нравится, на сайтах, где приветствуются непрофессиональные рецензии (afisha.ru, tripadvisor.ru, booking.com). Изложение мнения поможет вам лучше понять ваш собственный образ мыслей. Анализ и критическая форма мышления – эффективные витамины для вашего мозга.

День 29. Сделайте перед сном упражнение Пифагора

Прокрутите в уме события минувшего дня, вспоминая мельчайшие детали. Спросите себя: «Что я сделала сегодня? Что важное не сделала? За что мне стыдно? Чему следует радоваться?» Освоив технику «экзамена сознания» касательно того, что произошло за день, начните постепенно погружаться в прошлое. Вспоминайте то, что было вчера, позавчера, пытаясь восстановить любые мало-мальски важные подробности. «Экзамен сознания» прекрасно тренирует память и внимание. И совесть – не случайно к исповеди готовятся примерно так же.

День 30. Поиграйте с детьми

Их непосредственность будит во взрослых творческую энергию. Кроме того, это отличная тренировка для миндалевидной железы – той части мозга, которая управляет эмоциями. (Всплакнуть от умиления для мозга тоже полезно.) Развитие эмоционального интеллекта (самосознания, самообладания, мотивации, эмпатии и коммуникабельности) – не менее достойная задача, чем борьба за высокий балл IQ. Плюс вечную детскую привычку про все спрашивать «почему?» неплохо перенять и взрослым. Если вы разрешите себе быть любопытной и будете задавать этот вопрос себе и другим по многу раз на дню, вам начнут отвечать. Представляете, сколько всего интересного вы узнаете!

В эпоху развитых технологий и Интернета все большую значимость имеет умственное развитие людей. «Brainy is the new sexy », то есть «Ум – это сексуально», говорят нам с экранов. Поэтому закономерно возникает вопрос: как повысить свой уровень интеллекта? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Как стать умным человеком?

Сначала стоит определиться, что включает в себя понятие «ум». Обычно выделяют следующие компоненты интеллекта:

  • Потенциал при рождении, то есть врожденные способности;
  • Память мышечная, зрительная, обонятельная, осязательная и когнитивная;
  • Логическое и творческое мышление;
  • Подвижность ума;
  • Скорость реакции.

На все из этих частей, кроме наследственных данных, можно и нужно влиять в течение жизни. Наш мозг напоминает мышцу, он требует постоянной тренировки и увеличения нагрузки для того, чтобы сохранить свою функциональность надолго.

Какие важные доли мозга нужно знать, чтобы понимать, как он работает:

  1. Лобная – отвечает за умение человека дисциплинировать себя и концентрировать внимание.
  2. Извилина Брока является двигательным центром речи.
  3. Височная – хранит в себе слуховую память.
  4. Теменная – это центр тактильных ощущений, помогает понимать слова и формулировать мысли.
  5. Поле Верника интерпретирует речь, воспринятую аудиально.
  6. Затылочная – играет роль зрительного центра восприятия мира.
  7. Мозжечок способствует поддержанию равновесия, координация движений и хранит мышечную память.

Узнав, как функционирует важнейший когнитивный орган в теле, вы увидите пути развития.

В этом видео будет задано 10 вопросов, по результатам ответов на которые вы сможете оценить свои умственные способности:

Еда и образ жизни гения

Мозг человека потребляет 20% от всей необходимой в день энергии. Поэтому образ жизни, конечно же, имеет значение для вашего ума. Топ 5 советов о том, как наладить ежедневную работу мозга:

  1. Оптимальный режим сна – 6-8 часов в сутки. Мозг в это время не получает новые впечатления, а систематизирует и перерабатывает уже полученную информацию.
  2. Регулярные аэробные занятия. Во время активности на свежем воздухе вы вдыхаете повышенное количество кислорода и этим насыщаете не только мышцы, но и мозг, предотвращаете кислородное голодание.
  3. Добавьте в рацион продукты, улучшающие когнитивные функции.
  4. Откажитесь от курения, поскольку никотин вызывает сужение сосудов, и голова недополучает необходимого вещества.
  5. Больше читайте – это расширяет эрудицию, увеличивает запас активной лексики.

Чтобы мозг работал как часы, обратите внимание на получаемые с едой микроэлементы. Список полезных веществ и где их искать:

  • Йод, омега-3, витамин В12 – в рыбе, особенно много в семге;
  • Лютеин – в зеленых растениях, таких как шпинат и руккола;
  • Цинк – в семенах тыквы, морской капусте;
  • Флавониды – в горьком шоколаде;
  • Катехины и кофеин – в зеленом чае, кофе;
  • Антиоксиданты – в яблоках;
  • Витамин В4 – в яйцах.

Изменив несколько привычек на полезные, вы почувствуете себя легче, думать станет проще и быстрее.

Как стать умной девушкой?

Помимо сбалансированного питания и регулярной смены отдыха активностью, мозг требует тренировки. Лучшими вариантами нагрузки считают:

  • Интеллектуальные игры, например, судоку, го, шахматы, кроссворды;
  • Логические и абстрактные задачи, загадки, головоломки;
  • Чтение статей, книг, получение новой информации;
  • Расширение словарного запаса за счет общения с новыми людьми, просмотра фильмов и передач;
  • Контакт с иностранными языками, запоминание оборотов и выражений;
  • Ведение личных записей, блога, дневника, формулирование мыслей в письменном виде;
  • Заучивание стихов, песен.

Каждая тренировка направлена на развитие разных когнитивных навыков: игры способствуют скорости реакции и логическим просчетам, чтение раздвигает рамки мышления, иностранные языки и стихи улучшают память.

Начните с того аспекта, который кажется вам более важным и требующим тренировки. Постоянные занятия не заставят результат долго ждать.

Книги, повышающие интеллект

  1. Обратиться к классике, как своей культуры, так и зарубежной. Недаром лишь часть произведений остается в памяти поколений надолго;
  2. Ознакомиться с новинками научно-популярной литературы, а также познавательными статьями. Вы будете в курсе изобретений и концепций последних лет;
  3. Проникнуться трудами по философии, почитать критику и комментарии к ним; Размышления других людей стимулируют критическое мышление;
  4. Полистать автобиографии великих и успешных людей. Вы, по сути, увидите, как думал и излагал идеи человек, добившийся своих целей;
  5. Разобраться в психологических теориях. Когда размышляешь о том, как устроена психика человека и как работает мозг, учишься применять эти знания на практике;
  6. Изучить справочники и энциклопедии. Большое количество новых фактов расширит ваш кругозор.

Сайты и приложения для развития мозга

Тренировать ум можно не только книгами, но и при помощи современных технологий. Интернет дает доступ к банкам данных со всего мира. Условно все полезные ресурсы можно разделить на две части:

  1. Образовательные проекты. Университеты с мировым именем, такие как Массачусетский Технологический Институт, Гарвард, Оксфорд, МГУ, Высшая Школа Экономики, выкладывают в общий доступ материалы по своим учебным программам. Каждый желающий может изучить лекции, ответить на вопросы семинаров, написать эссе на предложенные темы.
  2. Сайты, специализирующиеся на тренировке ума, например Викиум или braintraning . Подобные ресурсы в виде рассылки дают людям доступ к упражнениям на разные области мозга. Опираясь на показатели статистики, программа сама определяет, что нужно развивать и какие задания лучше подойдут. Человек сам настраивает регулярность занятий под себя.

Ум человека – инструмент, который требует постоянной тренировки. Для людей любого возраста полезно знать, как стать более умным, как повысить свой уровень интеллекта. Если подойти к вопросу комплексно, вы сохраните бодрость не только тела, но и ума на долгие годы и будете чувствовать себя на одной волне с жизнью.

Видео-тест: соответствует ли ваш возраст вашему интеллекту

Пройдя данный тест вы узнаете, насколько ваш уровень интеллекта соответствует вашему возрасту:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!

Почти каждый день появляется какое-нибудь громкое исследование из серии «Регулярный секс увеличивает IQ» или «Потребление морковки делает вас интеллектуальнее».

Но это всё бабушкины сказки, ведь официальная наука по всему миру признаёт только три классических способа оптимизировать свои интеллектуальные возможности.

Физические упражнения

Наше общество - странный предмет. С одной стороны, мы напрямую ассоциируем успешность человека и хорошую физическую форму, связывая фитнес с интеллектом. С другой стороны, есть стереотип, что спортсмены… скажем так, не самые интеллектуально подкованные люди.

Так помогают ли физические упражнения стать умнее? Ответ: да.

Ряд экспериментов доказывает, что физические упражнения напрямую влияют на умственную работоспособность.

Классическое исследование 1975 года, например, выявило, что пожилые люди, играющие в теннис или бадминтон, как правило, проходят когнитивные тесты со значительно лучшими результатами, чем их неспортивные сверстники.

Серия исследований 2010 года показала, что у детей 9–10 лет, которые больше двигаются, лучше память и больше гиппокамп - это именно тот участок головного мозга в форме морского конька, который играет ключевую роль в работе как краткосрочной, так и долгосрочной памяти.

За последние 10 лет было проведено как минимум четыре метаанализа, основанных на официально опубликованных исследованиях, которые пришли к одному выводу: физическая подготовка улучшает интеллектуальные способности.

Прочтите ещё раз этот пункт и осознайте главное: вы можете развить свой интеллект и память, просто достаточно занимаясь спортом.

Обучение музыке

Несколько лет назад на весь мир прогремело исследование, известное как «Эффект Моцарта». Учёный Фрэнсис Раушер и её коллеги пришли к выводу, что если родители играют своим детям музыку Моцарта, даже когда те ещё находятся в утробе матери, то младенцы становятся умнее. Один из американских губернаторов даже предложил выделить $105 тысяч, чтобы каждый ребёнок мог с рождения слушать классическую музыку.

Спустя какое-то время исследование было разгромлено. Одним из скептиков, который заявил, что «эффект Моцарта - это полная чушь», был психолог Гленн Шелленберг из Торонтского университета.

«По истечении срока дети из музыкальных групп продемонстрировали значительно более существенное повышение IQ», - пришёл к выводу Шелленберг. Он также заметил, что повышает IQ не прослушивание Моцарта (как утверждала Раушер), а именно обучение музыке и игре на музыкальных инструментах.

Это исследование было процитировано 363 раза в других научных трудах. В 2011 году учёный повторил подобное исследование, и результаты снова подтвердились. До сих пор не было опубликовано ни одного исследования, которое опровергло бы выводы Шелленберга.

Медитативное сосредоточение

Третий способ стать умнее - это медитация. Как это работает?

Психолог Майкл Познер, автор доброй сотни научных трудов, провёл эксперимент, участники которого ежедневно медитировали. Майкл признаётся, что рассчитывал получить эффект от медитаций через несколько месяцев или даже лет. Но, как ни странно, изменения в белом веществе головного мозга были выявлены уже через две недели.

Учёные считают, что медитация - один из лучших способов улучшить когнитивные способности человека, усилить внимательность и концентрацию, расширить объём рабочей памяти.

Исследования Познера подтвердились по всему миру. Китайский учёный Ю-Юань Тэнг добился серьёзного эффекта от медитативного сосредоточения уже через пять дней.

Познер и Тэнг продолжили работу вместе и выяснили:

Техники медитативного сосредоточения не только приводят к тому, что мы становимся умнее и продуктивнее, но и позволяют расслабиться, не впадать в депрессивные состояния и быть более счастливым.

Плиний Младший

Если человек хочет стать умнее, то у этого желания всегда есть две основные причины. Первая – необходимость в подобном самосовершенствовании, когда человек не просто понимает, но и чувствует, что для решения каких-то насущных проблем/задач и/или для достижения определенных результатов, ему необходимо научиться чему-то новому, что-то понять, осознать или прийти с помощью размышлений к новым знаниям. А вторая – интерес к этому процессу, когда человеку просто нравится развиваться и совершенствоваться, потому что он получает от этого удовольствие. Какой бы не была именно ваша, уважаемые читатели, мотивация в этом деле, я очень надеюсь, что она поможет вам принять и применить ту информацию, которой я с вами поделюсь в этой статье. А расскажу я вам преимущественно о психологической стороне этого вопроса, благодаря чему вы сможете найти наиболее эффективные и удобные для вас способы развития ваших умственных способностей, и главное, сумеете их реализовать. Именно с реализацией я вам больше всего помогу, рассказав не просто о том, как стать умнее, но и о том, как взять и сделать это.

Для начала, замечу, что мы с вами будем говорить не о том, как стать умным, а о том, как стать умнее, то есть о том, как превзойти самого себя нынешнего. Не имеет значения, считаете вы себя сейчас умным или нет, в конце концов, все мы по-своему умны и в то же время каждый из нас может быть глупцом в тех или иных вопросах и ситуациях. Если вы хотите большего и лучшего, вам надо двигаться дальше в своем развитии. Поэтому не думайте о том, что вы уже знаете или умеете, забудьте о своих прошлых достижениях и откройтесь для новой информации. Освободите свою чашу знаний от излишков в виде уверенности в том, что вам больше нечему учиться. Учиться всегда есть чему.

Есть общеизвестные способы, помогающие стать умнее – это чтение хороших книг, общение с умными людьми, решение различных задач и задачек. Все эти вещи способствуют развитию ума, потому что напрягают его, заставляют работать, дают ему новые знания. Но есть и другие, более, скажем так, точечные подходы к этому процессу и менее известные. Вот о них мы с вами и поговорим. Если в общих чертах объяснять решение этой задачи, то все, что вам нужно – это получать новые знания и развивать свое мышление. Тогда вы точно станете умнее. Но чтобы это сделать быстрее и эффективнее, преодолевая различные психологические ловушки, нужно знать о важных деталях этой работы.

Отношение к себе

Так уж устроена наша психика, что чем меньше мы всего знаем и чем больше совершаем ошибок в жизни, тем сильнее нам хочется думать о себе хорошо, чтобы компенсировать понесенный психологический ущерб. За это отвечает наше Эго или, говоря иначе, наше Я. Именно оно защищает нашу психику от негативных мыслей о себе, которые неизбежно возникают в тех случаях, когда мы чувствуем, что совершили или совершаем глупость, что наших знаний недостаточно для решения каких-то вопросов, что мы глупее других людей в тех или иных делах и так далее. Вот тут наше Эго и вступается за нашу личность, внушая нам, что мы умные, что все мы делаем правильно, а в наших неудачах виноваты другие люди или обстоятельства и тому подобные защитные, но вместе с тем и вредные для нашего развития мысли. И пока это отношение человека к самому себе не изменится, пока он не захочет узнать правду о себе [ту правду, которая указывает на его слабости, недостатки, ошибки], он не сможет провести необходимую работу над собой, чтобы стать умнее.

Я бы мог вам посоветовать всегда считать себя глупым невеждой, чтобы вы испытывали умеренную неудовлетворенность своими умственными способностями и из-за этого постоянно искали способы узнать что-то новое, стремились развить свое мышление, чтобы стать умнее. Это такой, простой, грубый и вполне понятный для всех совет. В конце концов, какая вам разница, какой вы на самом деле человек, глупый или умный, если вам все равно нужно развивать свой ум? Думать в таком случае необходимо о своих недостатках и слабостях, чтобы благодаря неудовлетворенности собой иметь мотивацию к развитию. Но я понимаю, что для людей со слабым характером такой совет вреден, ибо их негативное мнение о самих себе пробудит в них не желание узнать что-то новое и развить свое мышление, а депрессию и апатию. Поэтому таким людям остается только уповать на помощь других людей, прежде всего грамотных учителей, наставников, психологов, которые аккуратно побудят их к посильной для них работе над собой, не позволяя им испытывать блокирующий всякую активность дискомфорт от низкой самооценки и неуверенности в себе. Для указанных специалистов – это очень тонкая работа с людьми. А для тех, кто понимает, что нуждается в такой помощи – это самое разумное решение.

Тут надо понимать, что это самая настоящая психологическая ловушка для людей со слабым характером, вероятно, обусловленная законами эволюции, преследующими цель естественного отбора. Поэтому фактом является то, что чем человек глупее, тем более умным он себя выставляет, прежде всего в своих собственных глазах, тем самым лишая себя возможности усовершенствовать свои умственные способности. Именно поэтому он и не хочет становиться умнее, так как это желание наталкивает его на травмирующие психику мысли о том, что сейчас, в настоящий момент он недостаточно умен. А ему так думать не хочется. Он скорее ищет подтверждение тому, что он умный, когда общается с кем-то на эту тему или пытается работать над собой [именно пытается, а не работает]. Например, желая заняться развитием мышления, человек ищет доказательство того, что оно у него и так уже хорошо развито, поэтому ему нужны легкие задания, которые он уверенно решит, а не такие, которые выявят его недостатки и слабости. А это не развитие ума, это самообман. Вот почему такие люди часто нуждаются в помощи со стороны, в так сказать, сильной руке, которая будет заставлять их или грамотно мотивировать, что гораздо лучше, работать над собой. У большинства из них, повторю, слабый характер и правду о себе они знать не хотят, ту правду, которая их подавляет. А давить на них точно не нужно, ибо из-за этого они станут еще более подавленными и апатичными, а не мотивированными к работе над своими умственными способностями. Вот такая закономерность существует в этом мире. Может она и не абсолютная, но часто встречающаяся.

Окружение

Наше окружение, как вы наверняка знаете, играет огромную роль в нашем развитии. Оно либо способствует ему, либо наоборот мешает. Но я сейчас вам хочу рассказать не об этом общеизвестном факте, не о том, что вам нужно окружать себя умными людьми, чтобы самим стать умнее, а о том, почему люди этого часто не делают. Дело в том, что мы хотим считать себя умнее других и поэтому часто осознанно или нет, окружаем себя теми, кто либо во многом похож на нас, прежде всего по уровню умственного развития, либо уступает нам в этом компоненте. А вот находиться среди более умных представителей человеческого рода, большинство людей не очень любят. Ведь это совсем не комфортно и не приятно, когда ты видишь и чувствуешь, что другой человек, другие люди, знают, понимают, умеют больше тебя. Гораздо приятнее и веселее находиться рядом с теми, кто равен тебе по умственным показателям и с кем ты можешь быть самим собой. В итоге, из-за такой вот тяги к психологическому комфорту человек лишает себя возможности чему-то научиться у более умных людей. Он их просто сторонится. Хотя если вдуматься, то повода для дискомфорта в большинстве случаев нет, просто наше Эго неверно интерпретирует ситуацию, когда рядом с нами находится умный человек. Оно делит людей на умных и глупых, обобщая их способности и сравнивает нас с ними. Этот человек умнее нас, а тот глупее, с этим можно блеснуть своим умом, а с тем нет. В действительности такое сравнение некорректно. Оно слишком грубое и бесперспективное. Надо понимать, что даже очень умный человек может быть в чем-то невежественен, а очень глупый может что-то ценное знать. Все люди уникальны и каждый в чем-то хорош, и в чем-то плох. Поэтому нам не нужно себя с кем-то сравнивать, обобщая свои и чужие способности, нам нужно смотреть на отдельно взятые качества и навыки того или иного человека и думать, чему мы можем у него научиться.

Таким образом, думая о своей выгоде, о своих эгоистических интересах, можно забыть о том, что кто-то глупее или умнее нас и чувствовать себя комфортно с любым человеком, любыми людьми. Всегда в этом мире будет существовать кто-то, кто глупее нас, по крайней мере в каких-то определенных вопросах, и будут такие люди, которые, опять-таки, в чем-то будут нас превосходить. И смысл в том, чтобы не сравнивать себя с другими людьми по такой вот грубой схеме – глупее или умнее меня, а стараться найти в каждом человеке ценные для вас знания и вытаскивать их из него.

Здесь есть еще один очень важный момент или лучше сказать подмомент, на который стоит обратить особое внимание. Желая чему-то научиться у других людей, вам необходимо стремиться к общению с теми из них, кто по своему мировоззрению сильно отличается от вас. Поэтому, то, что вы узнаете от них – должно вас, если уж не шокировать, хотя и такое допустимо, то по крайней мере удивлять и даже нервировать. Не нужны вам такие чужие мысли, которые всегда и во всем совпадают с вашими, как бы вам это ни было приятно. Вам нужны такие мысли, которые все переворачивают с ног на голову в вашем мозгу. Когда такое происходит, это означает, что вы выходите за пределы своих умственных границ, за пределы своего привычного восприятия. Это часто неприятная процедура, потому что она коверкает картину мира человека и люди часто нервничают, психуют, раздражаются, когда узнают что-то новое о том, о чем они, как им всегда казалось, знают все. Новая информация привносит в их представление о жизни некоторую неопределенность, непонятность, непредсказуемость, даже хаос, поэтому их это, в лучшем случае удивляет, а в худшем шокирует или сильно раздражает. Оно и понятно, ведь мозгу нужна определенность и стабильность, чтобы чувствовать себя спокойно, поэтому он держится за известные ему факты и не желает их пересматривать. Иначе придется подстраиваться под новую реальность, а это непростая работа. Но чтобы стать умнее, нужно иногда ломать старые представления о жизни и строить на их месте новые. Поэтому полезно испытать стресс, общаясь с такими людьми, которые рассказывают о тех или иных вещах такие истории, которые не сходятся с вашими историями о них. Глупые и слабые люди, сталкиваясь с такой непривычной для них информацией, начинают спорить, отрицать ее, критиковать, а умные, как минимум, принимают ее во внимание, зная о том, что сколько бы всего они ни знали, всегда будет что-то, чего они еще не знают, а как максимум, они добавляют эту информацию к уже имеющимся у них знаниям, расширяя или в некоторых местах изменяя свою картину мира. Вот так, через стресс и сопротивление новому мы идем к более совершенному состоянию.

Я почему называю этот момент/подмомент важным и требующим особого внимания? А потому что сам много раз сталкивался с непониманием со стороны некоторых людей и знаю, что многие из вас с этим тоже постоянно сталкиваются. Если ты мыслишь иначе, чем другие или знаешь о чем-то, о чем они не знают и своими знаниями рушишь их картину мира – это может привести к созданию между тобой и ними барьера непринятия и даже привести к серьезным разногласиям и конфликтам между вами. В таких случаях идет борьба между иллюзиями людей и суровой реальностью, которой они боятся. Так что вас могут не понимать не потому, что вы что-то плохо объясняете, а потому, что не хотят понять, потому что понимать вас страшно. Но самое для меня ужасное, это то, что я и сам раньше часто не понимал людей, которые думали не так как я и знали о тех или иных вещах что-то другое, отличное от того, что я о них знал. В итоге мои разговоры с людьми могли сводиться к обсуждению того, кто из нас глупее или умнее, а не к рассмотрению точек зрения друг друга. Мне стыдно за то, что я был таким человеком, мне неприятно вспоминать свою глупость и ограниченность. Я понимаю, что и сейчас во мне много недостатков, но тогда они были более вопиющими. Поэтому я на собственном опыте убедился, что для того, чтобы поумнеть, обязательно нужно прислушиваться ко всем людям и рассматривать самые разные точки зрения и мнения, включая те, которые сильно отличаются от нашего мнения и потому не нравятся нам. Подумайте и вы над такой жизненной позицией. Иначе о каком развитии ума может идти речь, если человек постоянно варится в одном и том же информационном бульоне с такими же как он людьми, которые подтверждают мнения друг друга, ради психологического комфорта, а не ставят их правильность под сомнение.

Знания

Знания, как и люди, тоже бывают разными, потому что исходят в основном от людей. Поэтому к ним, как и к людям, тоже следует относиться с большим вниманием и по возможности не предвзято. Нельзя принимать одни знания и критиковать другие только потому, что они вам не нравятся, преимущественно из-за того, что не совпадают с уже имеющимися у вас знаниями и установками или вашими желаниями. Мир устроен так, как он устроен и не под чьи фантазии он не подстраивается. А вот нам под многое в этом мире приходится подстраиваться и приспосабливаться. Поэтому к любым знаниям необходимо относиться с уважением. По моему мнению, умный человек – это такой человек, который не просто много всего знает, а умеет пользоваться своими знаниями и что особенно важно – он открыт для новых знаний, какими бы они ни были. Поэтому, независимо от того, что каждый из нас уже знает, всегда надо искать что-то новое, в том числе и в той области, в которой мы, как нам кажется, знаем многое или даже все.

Непредвзятое и уважительное отношение к любым знаниям – вот что важно выработать в себе в первую очередь. Используйте такой же подход, что и в общении с людьми – ищите такие знания, которые вам не нравятся, которые вызывают у вас дискомфорт. Они могут вас пугать, раздражать, удивлять, могут вызывать у вас отторжение, непринятие, возмущение, протест, насмешки и в этом будет заключаться их ценность. Они не такие, как вам хотелось бы, они не такие, к каким вы привыкли и они, эти знания, могут противоречить тому, что вы уже знаете. Но именно такие знания станут глотком свежего воздуха для вашего ума, именно они могут позволить ему проснуться и начать работать. Нельзя все время только и делать, что искать подтверждение правильности своих представлений об этом мире, читая, смотря, слушая только то, что находит отклик в вашей голове. Это ловушка для вашего ума, для вашего развития. И многие в нее попадают. Это мне нравится, это я считаю правильным, с этой информацией я согласен, она согласуется с тем, что я думаю, что я знаю, поэтому я ее приму, изучу и запомню. А вот это уже мне не нравится, это уже какая-то неправильная информация, так не должно быть, поэтому я буду ее критиковать, бороться с ней, или закроюсь от нее, спрячу голову в песок, лишь бы продолжать чувствовать себя комфортно. Можно еще сжечь на костре того, кто распространяет такую неприятную информацию, такие недостоверные с моей точки зрения знания. Знакомая позиция? Делает она человека умнее? То-то и оно.

Теперь, что касается источников знаний. В большинстве случаев люди стремятся получать знания из авторитетных и, следовательно, проверенных компетентными специалистами источников, чтобы быть уверенными в их высоком качестве. Я ничего не хочу сказать против такого подхода, он в целом верный, проверенный временем и опытом многих людей. Но хочу обратить ваше внимание на один, довольно интересный, с моей точки зрения, момент. Заключается он в том, что авторитетные источники информации могут довольно однобоко рассматривать тот или иной вопрос, вопросы, по причине, как правило, чьей-то заинтересованности в этой однобокости. К примеру, цензурируемые СМИ могут рассказывать о каком-то событии так, как это нужно контролирующим их людям. Или тот же учебник истории может представлять историю страны в выгодном для власти свете. Да любая книга, любой источник знаний, может представлять чьи-то интересы и из-за этого быть недостаточно объективным. От ошибок тоже никто не застрахован, даже самые авторитетные источники информации могут ошибаться. Плюс подача материала через тот или иной источник может быть такой, что не всякий человек разберется, что в нем написано или показано, рассказано. Поэтому я советую вам узнавать о чем-то из разных источников информации и чему-то учиться по разным учебным материалам. Не авторитетность источника информации должна быть в приоритете, а его понятность, открытость и подробность изложения материала. Умный человек сам должен все проверять, с помощью практики, логики, других примеров, а не просто доверять авторитетам. Ведь бывает такое, что человек может быть очень начитанным, многое знать, а объяснить свои знания не в состоянии. Это так, а не иначе, потому что такой-то авторитет так сказал – вот вам и все доказательства. Это не серьезная позиция. У авторитета могут быть разные причины что-то говорить и о чем-то умалчивать. Нельзя верить людям на слово, кем бы они ни были. Их надо проверять, сравнивать их мнение с мнением других, пусть даже и не очень авторитетных людей, но четко и ясно объясняющих свою позицию. К тому же, чем больше источников информации вы используете для изучения того или иного вопроса, тем шире будет ваш кругозор. Разные мнения сделают ваше собственное мнение более объективным, а разный способ подачи одного и того же материала позволит вам более детально и системно его изучить.

Еще одним важным моментом в получении знаний является понимание цели их получения. С одной стороны, чем больше всего вы знаете, тем умнее выглядите. Но с другой, все-то вы знать не можете, значит нужно стремиться узнавать прежде всего самые важные вещи, чтобы быть умным в том, что лучше всего скажется на вашей жизни. Люди ведь хотят стать умнее не просто так, а прежде всего или в том числе для того, чтобы превзойти других людей и на их фоне выглядеть лучше в различных делах. Это естественная конкуренция, борьба за выживание, желание побеждать и быть лучшим, чтобы иметь лучшее. Значит, надо умнеть с конкретной целью – кого-то в чем-то превзойти или сделать какое-то важное для вашей жизни дело, ну или дела. Тогда, вместо того, чтобы пихать в свою голову как можно больше всяких знаний, тратя на это уйму времени и сил, разумнее выбрать для себя что-то самое важное, какое-то наиболее продуктивное направление, которое будет ближе всего к вашей жизни, к удовлетворению вами своих потребностей, к решению важных для вас задач, к достижению своих целей. Быть умным, не значит обладать энциклопедическими знаниями, чтобы те же кроссворды разгадывать, такими знаниями сегодня никого особо не удивишь. Тот же интернет, к которому многие люди имеют доступ, все равно будет знать больше вас и его знания по многим вопросам будут более свежими и точными, чем ваши. Быть умным, а в нашем случае становиться умнее, значит расширять свои возможности и учиться делать такие дела, которые будут улучшать вашу жизнь.

Подумайте, если одной из целей в этом мире для нас является стремление завладеть необходимым для комфортной и безопасной жизни количеством ресурсов, то знания, которые вы получаете, должны отвечать прежде всего этой цели. Отношения с людьми тоже важны, потому что большинство своих потребностей мы удовлетворяем с их помощью. Следовательно, нужно получать знания прежде всего об этих вещах. Причем эти знания должны быть адекватны реальности, а не такие, которые учат нас тому, как надо и как должно быть, а не тому, как есть. Другие знания подождут. Мне вот все интересно, я всем интересуюсь, для всего открыт, но когда я испытываю дефицит времени, то все лишнее отсекаю и сосредотачиваюсь только на важных для моей текущей жизни вещах. В этом мире много умных людей, которые разбираются в различных сложных вещах, многое знают, но при этом не могут эффективно или вообще хоть как-то решить типичные житейские проблемы и задачи, важные прежде всего для их собственной жизни. Я не против порассуждать о высших материях, о возможных, но недоказанных вещах – инопланетянах, жизни после смерти, параллельных мирах и тому подобном, но только после того, как будут сделаны более важные дела. Иначе какой прок от большого ума, если он не позволяет даже самое необходимое для жизни получить и с самыми насущными проблемами разобраться.

Программа обучения

Вот этот момент, друзья, очень важен. Когда я сам его полностью осмыслил, то пришел в восторг от понимания того, как при определенном подходе к процессу получения знаний и развития мышления, можно превзойти многих умных и хорошо образованных людей. Сейчас я объясню вам смысл этого подхода. Где бы и чему бы вы ни учились, если те знания, которые вы получаете, будут получать и другие люди, точно таким же образом – то в какой-то степени вы будете развиваться с ними в равных условиях. То есть, общедоступная программа обучения готовит людей, специалистов, примерно одного уровня. Понятно, что одни люди талантливее других, что к обучению отношение у людей бывает разным, что помимо той программы, по которой человек обучается, он может по своему желанию и другие знания получать, и благодаря этому быть умнее в некоторых вещах. Но все равно, одинаковая для всех людей программа обучения, делает их в некоторой степени равными друг другу. По крайней мере те из них, кто старается учиться, получают примерно одинаковый уровень подготовки. Эти люди становятся умнее относительно самих же себя и относительно тех людей, которые обучаются по другим, менее эффективным программам или не учатся вовсе. Но в сравнении друг с другом, они будут примерно одинаковыми.

А чтобы стать умнее других, достаточно умных людей, которые получили или получают хорошее образование, чтобы суметь обойти их, превзойти, желательно развиваться по индивидуальной программе обучения. Она может быть основана на обучении по другим, специально подобранным для вас учебным материалам, которые вам нужно будет изучить в определенной последовательности, а также на грамотной подаче этих материалов и на работе с людьми, которые хорошо умеют объяснять, рассказывать и показывать, и что особенно важно – умеют мотивировать к учебе. Даже элементарная подборка книг для чтения может быть настолько уникальной и хорошо продуманной, что человек сможет научиться чему-то по ним гораздо быстрее и намного лучше, чем те люди, которые читают другие книги и в другой последовательности. Вы только представьте себе, можно такую программу обучения разработать, которая будет в разы эффективнее тех программ, которые применяются в самых лучших университетах мира. И вы можете стать умнее тех людей, которые платят большие деньги за свое образование. Но, повторю, это произойдет только в том случае, если вы сами или с чьей-то помощью сможете создать свою собственную, подстроенную под ваши умственные способности и базовые знания программу обучения. Это первый момент.

Второй момент – это поиск наиболее оптимального пути к желаемому результату. Он логически вытекает из первого момента. Всегда помните о том, что к одному и тому же результату можно прийти разными путями. Это касается многих дел, возможно, всех, и уж точно это касается обучения. Поэтому учебных программ может быть великое множество. Какие-то из них более эффективны, какие-то менее. Поэтому, если у вас не получается что-то освоить одним способом – ищите другой. Как получение знаний, так и развитие мышления, может включать в себя массу персонализированных моментов. Люди все разные, кто-то соображает быстрее, кто-то медленнее, кто-то лучше понимает одних учителей, кто-то других, у кого-то один способ восприятия информации развит лучше [визуальный, аудиальный, осязательный], у кого-то другой, отличий может быть очень много. И учитывая их, можно помочь любому человеку стать умнее в нужной ему области за относительно короткий срок. Представьте себе такую индивидуализированную программу, которая идеально будет подходить именно вам. Благодаря ей вы будете воспринимать знания и развивать свое мышление максимально легко и с большим интересом. Представьте, как быстро с ее помощью вы сможете научиться важным для вас вещам. И что не менее важно, она поможет вам получить конкурентное преимущество перед другими людьми, которые будут учиться по менее эффективным и общедоступным программам. А общедоступность снижает ценность любых знаний. Ведь чем большее количество людей будут уметь делать одни и те же вещи, тем ниже будет цениться их деятельность.

Поэтому мой совет вам будет таким: старайтесь чаще экспериментировать с программами обучения, ищите новые способы чему-то научиться и новые способы развить свое мышление. Не полагайтесь только на “дедовские методы” улучшения своих умственных способностей, ибо всегда можно найти что-то более совершенное и идеально подходящее именно вам. Идти по уже протоптанной кем-то дорожке, изучая что-либо, конечно, тоже правильно. Так можно сэкономить время. Но ее, эту дорожу, надо дополнять своими путями, чтобы к некоторым знаниям приходить быстрее других и лучше их понимать. Еще раз напомню вам, что для того, чтобы стать умнее других людей и превзойти их, нужно стараться находить новые идеи своего развития, чтобы делать что-то такое, чего другие люди не делают, когда занимаются своим развитием. В этом смысле самообразование может иметь огромное преимущество над стандартным образованием.

Желание меняться

Ну и последнее, что вам необходимо в себе развивать и постоянно поддерживать – это желание меняться. Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вы хотите стать умнее, вы должны признать, что сейчас вы недостаточно умны и можете стать лучше, и такое состояние недостаточности будет всегда. В чем-то вы правы, в чем-то нет, что-то знаете, чего-то не знаете, какие вещи делаете хорошо, какие-то плохое – все это не имеет значения. Изменения вам все равно нужны, даже если у вас и так все хорошо. Придерживайтесь убеждения, что хорошее враг лучшего, а не наоборот.

Иногда человеку нужно перешагнуть через свою гордость, через свое Эго, чтобы признать свою неправоту в каком-то вопросе и в связи с этим принять новую точку зрения и благодаря ей измениться. Как это порой тяжело сделать, особенно тем людям, которые очень не любят быть неправыми. Но только признав свою неправоту в том, в чем вы на самом деле не правы, вы можете перейти на следующую ступень развития, открывшись новой позиции, новой точке зрения, новым знаниям. Ведь стать умнее, значит стать другим. А для этого нужно отказаться от себя нынешнего, от того, что вам нравится в себе и к чему вы привыкли. Нужно отказаться и от психологического комфорта, ибо именно он держит нас в ловушке собственной ограниченности. Человеку комфортно, когда он сам и другие люди считают его умным. А если вы умный, то зачем вам что-то в себе менять. Но когда кто-то тыкает человека носом в его грехи, ошибки и заблуждения, то сами знаете, какие чувства это вызывает. Как минимум обиду, а как максимум злость и ненависть. Да, это неприятно, иногда больно, иногда страшно, иногда это приводит человека в бешенство, но это путь к изменениям, которые сделают вас лучше, умнее. Те же ошибки нужны для того, чтобы на них учиться, мы все это знаем, но не всегда следуем этому правилу. Так что иногда надо выбирать между возможностью стать умнее и желанием находиться в комфортной психологической атмосфере. Противоположность комфорту – стресс. Изменение себя – это всегда стресс, в некоторых случаях умеренный, в некоторых изматывающий. И чтобы сознательно подвергать себя ему, необходимо иметь хорошую мотивацию.

Именно благодаря хорошей мотивации вы сможете последовать всем данным мною вам в этой статье советам. Именно мотивация поможет вам взять и сделать то, что мы с вами здесь обсудили, причем без всяких отлагательств, а прямо здесь и сейчас, используя все имеющиеся у вас ресурсы, прежде всего временные. И как я писал в самом начале статьи, если вы хотите стать умнее, то должны понимать, ради чего вам это нужно. Я скажу вам только то, что благодаря своему уму вы можете решить любые проблемы и задачи, понимаете, любые. Все ваши страхи, вся ваша боль, все ваши желания – зависят от вашего ума. Чем умнее вы будете, тем меньше в вашей жизни будет страхов, боли, страданий и тем больше будет радости, счастья и всевозможных благ. Можете в этом не сомневаться.