Как проводить занятия по методике индивидуального развития KUMON. Игры по методике Монтессори. Упражнение для детей на тему «Распорядок дня»

Мария Монтессори разработала специальную программу работы с детьми, направленную на расширение кругозора дошкольников и привитие им бытовых навыков, которые безусловно потребуются в дальнейшей жизни. Упражнения по методике Монтессори малыши выполняют с большим удовольствием, ведь они полностью вовлечены в этот увлекательный процесс, проходящий в игровой форме.

Монтессори всегда подчеркивала значение стимулов для развития соответствующих органов чувств человека. Когда ребенок проходит в своем развитии через сенсорные периоды, крайне важно, чтобы в окружающей его среде он встречал соответствующее занятие. Например, если мы хотим развивать музыкальный слух - нам нужен как минимум музыкальный инструмент, а для развития цветового зрения абсолютно необходимы цветные карандаши и краски.

В классе, где дети занимаются по методике Монтессори, основная масса так называемых сенсорных материалов располагается рядом с зоной повседневной жизни. Как и бытовые упражнения, сенсорные занятия идут в русле основной последовательности обучающих шагов: от конкретного - к абстрактному, от развития руки - к развитию мозга, от двигательных и сенсорных упражнений - к , от действий - к умению выражать мысли.

В сенсорных упражнениях с материалами Монтессори нередко выделяется одно какое-то чувство с последующим усложнением взаимосвязанных обучающих материалов: например, изучение цвета может начинаться с трех основных цветов, постепенно мы перейдем к семи цветам радуги - к оттенкам основных цветов, к умению их сочетать и получать новые разновидности цветовых решений. Поэтому в наших занятиях с малышом по мере его взросления и освоения определенных умений мы всегда Можем перейти к новой деятельности на основе уже хорошо освоенной, включив свою фантазию и привлекая все новые и новые домашние дела.

Вспомните слова Марии Монтессори: «Наблюдайте за своим ребенком и идите навстречу его потребностям»!

Никогда не заставляйте ребенка делать то, что хотите вы, - он имеет право на свое мнение. Важно, чтобы он был свободен в изучении материала и мог творить самостоятельно.

На этой странице вы узнаете, как заниматься с детьми по системе Монтессори, чтобы привить им различные навыки.

Занятия с элементами программы Монтессори на развитие слуховой памяти

Проверьте, умеет ли он выделять отдельные звуки? Удается ли ему сортировать звуки по их характеристикам (высокий - низкий, короткий - длительный, звуки птиц - звуки насекомых и т. п.).

Упражнение Марии Монтессори «Звуковое лото» рекомендуется ваыполнять с детьми 3-4 лет.

Цель занятия - развитие слуховой памяти, умения сортировать по звуку.

Для этого занятии с детьми по методике Монтессори потребуется:

  • несколько больших карт лото с изображениями различных предметов и животных, которые издают какие-то звуки (например, свинья, корова, самолет, поезд, пылесос, птичка, собака, кошка и т. д.). Можно использовать карты лото, купленные в магазине или сделанные вами;
  • набор маленьких карточек с картинками, соответствующими изображениям на больших картах.

Как выполнять задание по программе Монтессори (число игроков ограничено числом больших карт лото):

  1. Раздайте большие карты детям и себе. Маленькие карточки должны лежать на столе рисунком вниз.
  2. Начните игру, выбрав одну маленькую карточку. Поверните ее лицевой стороной к себе и воспроизведите звук, характерный для изображенного на ней животного или предмета.
  3. Попросите ребенка догадаться, что это такое. Если он угадал, он может взять карточку и закрыть ею соответствующий рисунок на своей большой карте лото.
  4. Затем ребенок тоже берет маленькую карточку из кучки и повторяет ваши действия. Вы отгадываете, но если на вашей большой карте нет соответствующего рисунка, верните карточку под низ горки из маленьких карточек.

Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте.

Контроль - зрительный (сопоставление рисунка со звуком).

Во время занятия по системе Монтессори удостоверьтесь, что ребенок знает названия предметов и животных. Для этого данную игру можно сначала использовать с целью ознакомления ребенка с разными предметами и животными и лишь затем - для изучения издаваемых ими звуков.

Кстати, изготовление вместе с ребенком больших и маленьких карточек в ходе подготовки к игре даст вам возможность повторить с ребенком названия всех изображенных на них зверей, птиц, машин и пр., а также познакомиться с новыми персонажами.

Расширение деятельности:

  • Вы можете использовать вместо маленьких карточек миниатюрные копии машин, фигурки животных, птиц и т. п. В этом случае ребенок учится сопоставлять двухмерное и трехмерное изображения.
  • Следующим шагом может стать переход к сортировке по признаку «живой - неживой», «двуногие - четвероногие», подсчет количества животных, птиц, предметов и т. п.

Упражнение для обучения детей азам математики по системе Монтессори

Проверьте, знает ли ребенок названия геометрических фигур? Умеет ли он их различать?

Упражнение « Плоские формы» для обучения азам математики по методу Монтессори рекомендовано для детей 3-4 лет.

Цель занятия - научить ребенка по внешнему виду и на ощупь распознавать геометрические фигуры. Это подготовит его к дальнейшим занятиям математикой.

Для этого урока по методу Монтессори потребуется три набора геометрических фигур:

  • первый набор - с прямыми сторонами (квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • второй набор - с изогнутыми сторонами (круг, овал и др.);
  • третий набор - со смешанными сторонами - прямыми и изогнутыми (полукруг и т. д.).

Каждый набор с одной стороны должен быть белым, а с другой - цветным, например, зеленый для первого набора, оранжевый - для второго и синий - для третьего.

Три дополнительных набора карточек, на которых нарисованы все геометрические фигуры, описанные выше.

В наборе № 1 геометрические фигуры полностью закрашены; в наборе № 2 они очерчены толстыми линиями, в наборе № 3 - тонкими.

Проводить такое занятие с детьми по системе Монтессори можно в трех вариантах.

Вариант 1 - ознакомление с геометрическими фигурами (используем трехпериодный урок Монтессори).

  1. Показываем малышу две разные фигуры, максимально отличающиеся по форме: «Это - круг», «Это - квадрат». Обязательно обводим контур указательным и средним пальцами и предлагаем ребенку повторить наши действия.
  2. Обращаясь к ребенку, просим его: «Дай мне квадрат», «Дай мне круг» (как правило, сначала просим дать ту фигуру, которую показывали последней).
  3. Если ребенок правильно выполняет наше задание, спрашиваем его: «Что это?»

Вполне возможно, что малыш готов к дальнейшей работе, и мы можем дополнить число изучаемых фигур третьей и четвертой фигурами.

Но если ребенок сбивается, не стоит настаивать и вернуться к этой игре через некоторое время.

Вариант 2 - для детей, знающих названия основных геометрических фигур.

  1. Выложите все наборы геометрических фигур вперемешку на стол, белой стороной вверх.
  2. Попросите ребенка ощупать фигуры со всех сторон и разложить их на три группы.
  3. Когда он сделает это, переверните карточки. Если в каждой группе цвета одинаковые, значит, геометрические фигуры были рассортированы правильно.

Вариант 3 - для детей, уже умеющих раскладывать геометрические фигуры на ощупь.

Пусть ребенок возьмет первый дополнительный набор карточек с нарисованными на них геометрическими фигурами и рассортирует их на три группы согласно описанию - прямые стороны, изогнутые стороны, прямые и изогнутые стороны.

Для проверки правильности выполнения задания ребенок совмещает отдельные геометрические фигуры с нарисованными и контролирует себя по цвету их обратных сторон, переворачивая геометрические фигуры.

При желании во время занятия по методике Монтессори можно повторить эту игру со вторым и третьим дополнительным набором карточек.

Упражнение с материалом Марии Монтессори на развитие осязания

Проверьте, может ли ребенок на ощупь отличить ткани различного качества (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и пр.).

Упражнение «Сенсорное лото» подходит для детей 4-5 лет.

Цель занятия по методике Монтессори обучение определению качества и формы, развитие осязания.

Что нам нужно:

  • Четыре одинаковые большие игровые карты из картона, разделенные на восемь квадратов. На каждый из них наклеено по восемь кусочков одного материала определенного цвета (например, большая карта № 1 - красный велюр, большая карта № 2 - синий шелк, большая карта № 3 - зеленый хлопок, большая карта № 4 - желтая шерсть), отличающиеся друг от друга по форме (треугольник, круг, квадрат, овал, звезда, ромб, прямоугольник, трапеция).
  • Тридцать две индивидуальные маленькие карточки. На каждой из них приклеено по одной геометрической фигуре из материала, соответствующего по качеству и цвету одному из использованных для оформления больших карт.
  • Подобную игру можно купить. Чтобы сделать ее дома, вырежьте два одинаковых комплекта геометрических фигур из четырех сортов материала разного цвета, по восемь фигур каждого цвета. Всего получится 64 фигуры, отличающиеся друг от друга по качеству материата, цвету и форме. Наклейте по одному набору из восьми фигур одинакового цвета на каждую из четырех больших карт. Приклейте второй набор форм к 32 плотным индивидуальным карточкам.

Для детей более младшего возраста можно сделать одну большую игровую карту и один набор из восьми маленьких карточек, используя наждачную бумагу.

Как выполнять упражнение (для четырех человек):

  1. Каждый игрок выбирает большую карту. Соответствующие маленькие карточки располагаются перед нею лицевой стороной вниз.
  2. Одного игрока просят определить на ощупь фигуру на индивидуальной карточке, а затем найти соответствующую форму на большой карте. Чтобы ребенок не подглядывал, переверните карточку «вниз лицом» или завяжите ему глаза мягкой повязкой.

Контроль - зрительный (совпадение формы геометрических фигур).

Во время этого развивающего занятия по методу Монтессори надо быть уверенным в том, что ребенок знает названия геометрических фигур. Если вы сомневаетесь в его уровне знаний, используйте подготовку материалов к игре для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами и закрепления его знаний.

Расширение деятельности:

Вариант 1

Попросите игроков показать на больших картах определенные геометрические формы или сосчитать количество фигур, например кружки или квадраты.

Вариант 2

Ребенок постарше может выбирать фигуры на ощупь из одной большой кучи маленьких карточек. В случае несовпадения цвета большой карты и маленьких карточек последние возвращаются в кучу, под низ.

Задание по методике Мнтессори на развитие зрительной памяти и мелкой моторики

Занятие с детьми «Вспоминайка» по методике Монтессори проводится с детьми 5-6 лет.

Цель упражнения - , а также тактильной чувствительности и координации движений мышц пальцев рук (мелкой моторики).

Для этого занятия по программе Марии Монтессори потребуется:

  • Одна игровая доска с 48 отверстиями, прикрытыми дисками.
  • Восемь «командных» карт, на каждой из которых изображены вперемешку два тематических набора из 24 разных предметов каждый - геометрических фигур и игрушек, цветовых комбинаций и музыкальных инструментов, узоров и транспортных средств, чисел и животных и т. д. «Командная» карта вдвигается под отверстия игровой доски по боковым пазам на нижней стороне доски.
  • В случае если не удастся купить эту игру, попробуем сделать самостоятельно ее упрощенный вариант. Для этого будем использовать только большие карты, разбитые на 48 квадратов, с наклеенными на них 48 картинками по вышеописанному принципу. Закрывать картинки во время игры можно чистыми белыми маленькими карточками, которые станут впоследствии отмечать выигранные очки.
  • Уровень трудности игры должен постоянно возрастать: одни карты пригодны для младших детей, другие - для шестилетних и более старших.

Как проводить занятие с элементами методики Монтессори (для двух и более человек):

  1. Выберите командную карту и введите ее в пазы на доске.
  2. Каждый игрок по очереди открывает два отверстия одновременно и рассматривает в них картинки.
  3. Если две картинки не соответствуют друг другу по теме, диски должны быть возвращены на места, ход переходит к другому игроку, а все остальные пытаются вспомнить расположение картинок.
  4. Если картинки образуют тематическую пару, игрок должен ее назвать. Затем он может отложить диски - это его набранные очки - и продолжает игру.

Как вы уже догадались, главная задача упражнения- постараться все время открывать картинки, образующие тематические пары (например, «одежда», «транспорт», «птицы» и т. д.), и таким образом набрать наибольшее количество очков.

Занимаемся с бумагой по методике Монтессори

Проверьте, умеет ли ребенок аккуратно отрывать кусочки бумаги? Может ли пользоваться ножницами, чтобы отрезать часть листа или вырезать какую-то понравившуюся картинку?

Это упражнение с бумагой по системе Монтессори проводится с детьми 3-4 лет.

Цель урока - улучшить контроль ребенка за мышцами пальцев рук, дать знания о формах и размерах, помочь в освоении терминологии и расширении словарного запаса.

Для такого занятия с детьми по системе Монтессори понадобятся:

  • папиросная бумага,
  • старые журналы и газеты,
  • детские ножницы с закругленными концами.

Как заниматься:

  1. Покажите ребенку, как надо складывать газеты или отдельные страницы старых журналов двумя руками, затем - как надо потянуть и оторвать (используя «рабочую» руку- т. е. ту, которой он привык работать). Позвольте ему рвать газеты на кусочки столько, сколько ему хо-чется.
  2. Когда он освоит это занятие, покажите ему, как отрезать полоски и квадраты ножницами.

Зрительный контроль - аккуратные края у оторванной или отрезанной полоски бумаги.

Во время подобного развивающего обучения по методу Монтессори будьте уверены, что детские ножницы действительно могут резать бумагу (а не только мять и рвать, как это нередко случается!).

  • Ребенок должен знать - ножницы острые.
  • Газеты и старые журналы удобнее использовать, так как их бумага обычно очень тонкая и ребенок может с ней легко справиться.
  • Ребенок должен уметь переносить ножницы, аккуратно подавать их другому человеку.

Расширение деятельности:

  • Понадобится клей и более плотная бумага для наклеивания рисунков.
  • После того как приготовлена внушительная стопка нарезанной бумаги, предложите ребенку нарисовать контур дома или дерева, а затем покажите, как наклеивать заранее заготовленные клочки оторванной или отрезанной бумаги. По мере тренировки картинки могут становиться более сложными по рисунку и форме.

Занятие аппликацией по методу Монтессори

Обучение детей выполнению аппликаций по системе Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.

Выполняя коллаж своими руками, ребенок получает истинное удовольствие. Здесь полный простор для творчества, потому что разнообразие используемых материалов производит различный эффект.

Для этого занятия по методу М. Монтессори потребуются:

  • Основные материалы - клей (желательно клей-карандаш), картон, плотная бумага, дерево, пробка, бумажные тарелки или большой кусок ткани.
  • Набор сопутствующих материалов типа папиросной, декоративной или оберточной бумаги, тесьмы, шнуров, тканей (хлопчатобумажных, шерстяных и пр.). В действительности пригодно все, что вы собирались выбрасывать.
  • Иногда нужны дополнительные скрепляющие материалы (клейкая лента - скотч, скрепки).

Как выполнять упражнение:

  1. Сначала пусть ребенок освоит наклеивание отдельных материалов на бумагу.
  2. Затем предложите ему нарисовать контур, скажем, птицы, или более сложную картинку типа сада или даже геометрический узор.
  3. Предложите ему заполнить середину картинки, наклеивая туда разные материалы (подбирая их по цвету и качеству материала).

Посмотрите видео «Уроки Монтессори», чтобы лучше понять, как заниматься с детьми по методике итальянского педагога:

Занятие шитьем с детьми по методике М. Монтессори в домашних условиях

Занятия шитьем по методике Монтессори в домашних условиях проводятся с детьми 5-6 лет.

Дети могут начать шить и ранее пяти лет. Подготовкой к шитью в возрасте трех лет может стать нанизывание больших пуговиц или бусин на прочную нить или леску соответствующего диаметра. Пятилетнему ребенку можно предложить шить, используя сильно разреженную ткань (например, канву).

Цель занятия шитьем по методу Монтессори – развитие моторики мелких мышц. Такая работа заставляет сосредоточиться и приносит большое удовлетворение.

Что потребуется:

  • набор больших игл - не слишком тупых, так как это может затруднить шитье, и ребенок бросит его. (Кстати, родители, использующие метод Монтессори, не боятся давать детям острые иглы.):
  • набор хлопчатобумажных и шелковых ниток:
  • плотный материал типа фетра или льна.

Как выполнять такое задание по методике Монтессори:

  1. Сначала покажите ребенку, как класть простые стежки, позже - более сложные, типа «крестик», «вперед иголку», Как пришить пуговицу.
  2. Постарайтесь, чтобы ребенок изготовил предметы, необходимые вам в домашней работе, и всегда пользуйтесь его изделием у него на глазах.

Аппликация и работа с лоскутками - это тоже достаточно простые занятия с иглой, которые заинтересованный ребенок может легко освоить.

Занятие дома по системе Монтессори с плавающими и тонущими предметами

Проверьте, знает ли ребенок, что предметы можно сортировать по степени плавучести? Может ли он назвать предметы, которые плавают по поверхности воды, и предметы, которые тонут? Помогите ему узнать об этом на примере, скажем, фруктов, овощей или различных игрушек, поместив их в воду в ванне или в тазике.

Занятия дома по методу Монтессори с плавающими и тонущими предметами проводятся с детьми 3-4 лет.

Цель - помочь ребенку запомнить, какие предметы плавают, а какие - тонут.

Что такого упражнения по методу Монтессори понадобятся:

  • Большой лист бумаги, на котором нарисован таз с водой, и набор картинок, изображающих предметы, которые можно было бы использовать в эксперименте.

Как выполнять задание:

  1. Попросите ребенка выбрать одну за другой картинки и расположить их сверху нарисованной воды или у дна таза в зависимости от того, что он знает о способности этих предметов плавать или тонуть.
  2. Если он что-то сделает неверно, покажите ему на примере настоящих предметов, плавают они или тонут, а затем сыграйте с этими же картинками на следующий день.

Перед началом такого занятия по программе Монтессори в домашних условиях убедитесь, что ребенок умеет работать с водой, защитите его от намокания специальным водонепроницаемым фартуком.

Расширение деятельности:

  • Эта деятельность позволяет сортировать предметы по материалу, из которого они изготовлены (и заодно уточнять, что деревянные предметы обычно плавают, а металлические тонут). Далее эти же предметы можно пересчитывать, чтобы потом узнать, сколько из них утонуло (переходим к математике!)

Развивающее обучение по методу Монтессори: занятие по анатомии

Обучение азам анатомии по методике Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.

Цель - помочь малышу побольше узнать о частях тела и о том, как они работают. Это вызовет интерес к работе его собственного тела.

Для этого упражнения с детьми по системе Монтессори потребуются:

  • Очень большой лист картона - по размеру больше, чем наш ребенок.
  • Несколько болтиков или других подобных вещей для скрепления вырезанных частей между собой.
  • Бельевая резинка и ручка.

Как выполнять задание:

  1. Расскажите ребенку об основных частях человеческого тела. Затем спросите его, чем он может двигать, а чем - нет. Объясните ему, что такое сустав, и попросите его найти все суставы на руках, ногах, кистях рук, стопах и т. д.
  2. Обведите контур его тела и вместе с ним на рисунке отметьте, где на теле располагаются суставы.
  3. Разрежьте рисунок в местах расположения суставов, а затем опять соедините части вместе с помощью креплений и резинок.
  4. Когда это сделано, расскажите о его позвоночнике и свяжите это с игрой по классификации животных. Ребенок должен понять, что он тоже относится к позвоночным животным.

Как заниматься с водой по методике Монтессори

Опыты с водой на кухне проводятся с детьми 5-6 лет.

Ребенок будет свидетелем разных температурных воздействий на воду и действительно увидит, что вода может быть твердой, жидкой или газообразной. «Кухонные опыты» заставят его наблюдать и спрашивать, а именно это требуется при дальнейшем обучении в школе. Они также помогут понять круговорот воды в природе и его воздействие на изменение погоды, а это - шаг к постижению географии.

Для такого домашнего занятия по методу Монтессори потребуется:

  • Восемь пустых банок, чтобы приготовить «термические банки Монтессори».
  • Заполните две банки холодной водой, две - прохладной, две - теплой и две - горячей (но такой, чтобы не обжечься).
  • Водный термометр.
  • Чайник и форма для замораживания льда для второй стадии опыта.
  • Рисунок, поясняющий круговорот воды в природе.

Как выполнять упражнение:

  1. На первой стадии ребенок знакомится с температурой. Попросите его закрыть глаза, пощупать банки и поставить их по парам, т. е. две рядом с холодной водой, две - с прохладной, две - с теплой и две - с горячей.
  2. Объясните ему, как вы изменяете температуру воды. Если у вас есть водный термометр, измерьте температуру воды попытайтесь определить температуру кипения и температуру замерзания воды.
  3. Покажите ребенку, как при нагревании чайника, когда вода достигает температуры кипения, она превращается в пар, который улетучивается, как газ. Убедитесь, что он твердо усвоил - пар всегда поднимается вверх и никогда не опускается вниз.
  4. Налейте немного воды в формочку для приготовления льда и заморозьте ее. Покажите ребенку, как вода превратилась в лед и стала твердой. Обсудите с ним температуру замерзания, при которой образовался лед.
  5. Продолжайте объяснять круговорот воды в природе, используя рисунок: каждый день солнце нагревает воду в реках и озерах, и часть воды испаряется (превращается в газ). Этот пар поднимается подобно пару над чайником. По мере подъема вверх он остывает и образует крохотные капельки воды, из которых формируются облака. Постепенно капельки увеличиваются в размерах и возвращаются на землю дождем. Когда достаточно холодно, дождь выпадает в виде снега или града. На земле круговорот воды начинается снова.

Занятия с детьми по системе Монтессори для ознакомления со здоровой пищей

«Пищевая игра» проводится с детьми 5-6 лет.

Цель игры - дать малышу знания об основных группах пищи, которая нужна человеку; сформировать понятие о здоровой пище.

Что потребуется:

  • Большой лист бумаги.
  • Картинки, изображающие разную пищу. Мы можем вырезать их из журналов или нарисовать вместе с ребенком.
  • Двусторонняя прозрачная клейкая лента (скотч).

Как заниматься:

  • Разделите лист бумаги на семь частей и озаглавьте каждую из них названиями разных групп пищи: фрукты и овощи, мясо, молоко и молочные продукты, хлеб, крупы, масло и сахар.
  • Каждый раз, поев, обсудите, что вы ели, выберите соответствующую картинку и приклейте к вашей таблице.
  • В конце дня вы можете обсудить вместе, что вы ели, и решить, что вам нужно еще на следующий день.

Расширение деятельности:

  • Наша кухня - замечательное место для знакомства с математикой: о форме предмета и его площади ребенок узнает, подбирая крышку для нужной кастрюли.
  • Измерение длины, веса, объема - все это легко сделать дома. Например, готовя пищу, можно с ребенком пересчитать, измерить и взвесить необходимые продукты-это его первый шаг к науке.
  • Дети постарше могут готовить простые блюда самостоятельно от начала до конца. Они узнают разницу между весом и объемом, познакомятся с такими понятиями, как грамм, килограмм, литр и т. д.
  • Положим мерную кружку или весы на стол перед глазами малыша, чтобы он четко видел шкалу, и позволим ему отмерять для нас ингредиенты. В результате пяти- и шестилетние дети легко сориентируются, если им надо добавить половину или треть к уже имеющемуся количеству.
  • Знакомство малыша с вычитанием тоже произойдет без проблем, если мы намеренно положим слишком много продукта и попросим его отложить часть, чтобы было правильно.

Упражнение по системе Монтессори для подготовки ребенка к школе

Проверьте, знает ли ребенок основные понятия, относящиеся к теме «время»? Сопоставляет ли он понятия «утро», «день», «вечер» и «завтрак», «обед», «ужин»?

Это упражнение по системе Монтессори для можно выполнять начиная с 3-летнего возраста.

Цель - дальнейшее развитие чувства времени.

Что потребуется:

  • Длинный лист бумаги, примерно 30 см шириной, разделенный на части вертикальными линиями. В каждой части напишем время - начиная, скажем, с 7.00 и, кончая временем, когда ребенок идет спать. Нарисуем еще и часы.
  • Карандаши и фломастеры.
  • Клей-карандаш или клейкая лента (скотч).

Как выполнять упражнение:

  1. Попросите ребенка нарисовать картинку, как он сам встает или завтракает утром. Поговорите с ним, что он будет делать после завтрака, и постепенно напомните ему, что после завтрака он идет в детский сад, играет в парке (в саду), обедает, идет домой, ходит в магазин за покупками, пьет чай, смотрит телевизор, читает сказки, моется, ужинает и ложится спать. Когда ребенок все это вспомнит, он может нарисовать нужные картинки.
  2. Приклейте эти картинки на вашем распорядке дня под соответствующим временем.
  3. Прикрепите распорядок дня в его комнате или там, где ребенок будет часто смотреть на него и вспоминать, что ему ещё надо сделать.

Постарайтесь отметить все основные моменты ежедневной жизни ребенка, чтобы он впоследствии мог сам себя контролировать.

Расширение деятельности:

Можно сделать стрелки из плотной бумаги (или картона) и прикрепить их к циферблату (например, маленьким стержнем) так, чтобы они могли вращаться и показывать определенное время.

Упражнение для детей на тему «Распорядок дня»

Упражнение на тему «Распорядок дня» можно выполнять с детьми 4-5 лет.

Этот вариант основной модели «Распорядок дня» поможет ребенку почувствовать связь между событиями в его жизни.

Часто в этом возрасте все, что уже произошло, отмечается как «вчера», а все, что будет, - как «завтра». Время является наиболее сложным понятием для ребенка. Чем больше вы будете экспериментировать и обсуждать, тем лучше.

Что потребуется:

  • Большая полоса бумаги, разделенная на шесть частей.
  • Хотя предполагается, что вы будете начинать работать с четырех-пятилетним ребенком, вы постепенно продолжите занятия с ним - значит, нужно шесть частей. Каждая часть представляет один год из жизни ребенка.
  • Набор фотографий малыша - с момента рождения до настоящего времени.
  • Клей или скотч.

Как выполнять задание:

  1. Выберите фотографии, которые ясно показывают малышу, как он изменился за прошедшие годы.
  2. Приколите или приклейте фотографии на «распорядке жизни» в соответствующем месте. Расскажите ребенку о нем самом, когда он был младенцем, и позвольте ему задавать вопросы.

Занятия с детьми на тему «Связь событий»

Упражнение « Изменение жилища человека» выполняется с детьми 5-6 лет.

Цель - помочь ребенку понять связь событий; заставить его думать об изменениях, которые происходят с течением времени, о причинах этих изменений.

Что потребуется:

  • Длинная полоса бумаги - например, вполне подходят старые обои, разрезанные пополам. Разделите бумагу, по меньшей мере, на шесть или семь частей и обозначьте эти части столетиями и годами.
  • Рисунки, изображающие соответствующие типы жилья: например, пещера, хижина, землянка, изба, топящаяся по-черному, древнеримская вилла, средневековый замок, кремль, боярский терем, здания эпохи классицизма, ранних 1900-х годов и современный дом. Можно использовать готовые рисунки или срисовать необходимое из книг.
  • Клей или клейкая лента.

Как выполнять упражнение:

  1. Начните с разговора о вашем собственном доме и необходимых вещах. Например, мы все спим на кроватях, готовим пищу каждый день, умываемся.
  2. Покажите ребенку собранные вами картинки и спросите его, заметил ли он какие-либо различия между тем, как готовил пищу пещерный человек, и тем, как готовим ее мы. Очень важно, чтобы ребенок сам заметил сходство и различия.
  3. Теперь продолжайте разговор, почему они готовили пищу иначе, чем мы, и, возможно, вы коснетесь некоторых важных изобретений, которые делают современную жизнь такой комфортной и легкой. Например, жизнь резко изменилась после изобретения электричества. Впервые электрические лампочки были использованы в 1879 г., холодильники - в 1879 г электроутюги - в 1882 г., первая электроплита - в 1889 г. электротостер - в 1909 г., электрочайник - не позднее 1923 г. и электрическая посудомойка - в 1899 г.

Эта игра может быть связана с посещением музея, которое бы сделало все эти исторические события очень наглядными для ребенка.

Упражнение с детьми на развитие пространственного воображения и памяти

Проверьте, знает ли он, какие комнаты есть в вашем доме (квартире) и что вы можете увидеть в них.

Упражнение «План дома» можно выполнять с детьми 3-4 лет.

Цель - развитие пространственного воображения и памяти.

Что потребуется:

  • Большой лист бумаги.
  • Картинки, нарисованные ребенком или вырезанные из журналов, с изображением различной мебели, например кровати, кресла, стола, а также кухонной плиты, холодильника и т. д.
  • Фломастеры или карандаши.
  • Клей или клейкая лента.

Как выполнять задание:

  1. Нарисуйте план квартиры или дома (возможно, с сараем или гаражом). Выделите комнаты, как в вашем доме.
  2. Обсудите с ребенком, какие комнаты есть в вашем доме и что вы можете увидеть в них.
  3. Предложите ему нарисовать или выбрать картинки с мебелью для каждой комнаты и прикрепите их к схеме в нужной комнате.

Зрительный контроль - пройдя с ребенком по дому (квартире), вы должны найти все предметы, указанные ребенком на плане.

Обратите внимание на расширение словарного запаса ребенка при знакомстве с новыми для него названиями. Постарайтесь почаще так строить свой разговор с ним, чтобы он постоянно употреблял новые слова.

Расширение деятельности:

  • Летом вы можете перейти к составлению плана дачи и дачного участка.
  • Если вы побываете в гостях у родственников, повторите эту игру, нарисовав план их квартиры или дома, а при повторном визите проверив правильность выполнения задания.

Занятие на тему «Дом, в котором я живу»

Занятие на тему «Дом, в котором я живу» выполняется с детьми 4-5 лет.

Цель - помочь малышу получить представление, как живут другие люди.

Что потребуется:

  • Набор картинок с изображением различных типов домов (таких как иглу, дом-лодка, деревенский дом в средней полосе России, хижина в тропиках и пр.) и их обитателей (эскимосов, индейцев, аборигенов Африки и др.).
  • Подобный набор с изображением домов животных (например, гнездо птицы, муравейник и т. д.) и соответствующих животных.
  • Все картинки должны быть размещены на карточках.

Как выполнять упражнение:

  1. Поговорите о разных типах домов. Опишите, из чего они сделаны, где их можно увидеть, как давно они могут быть построены, как они называются. Посмотрите, как много существует разных типов домов.
  2. Затем покажите ребенку изображения разных типов домов и людей. Попросите его определить, кто из людей живет в каком доме.
  3. Свяжите это с типами домов, в которых живут животные.
  4. Поиграйте с карточками, подбирая животных и людей к их домам.

Видео «Занятия по методу Монтессори» наглядно демонстрирует, как выполняются подобные упражнения:

Статья прочитана 6 059 раз(a).

Все родители стремятся к тому, чтобы ребёнок развивался: выполнял определённые задания, познавал новую информацию, овладевал нужными навыками. На сегодняшний день для этого разработано множество авторских методик. Во многих садах и школах популярностью пользуется система Марии Монтессори - итальянского педагога, которая добилась огромных успехов в работе с детьми. В чём заключается принцип её программы и можно ли её воспроизвести в домашних условиях?

Основные принципы методики Монтессори

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Малыш должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Главный девиз методики - «Помоги мне это сделать самому!».

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методу Монтессори можно до двенадцати лет.

Сравнение методик раннего развития детей: Зайцева, Домана и Монтессори - таблица

Автор методики Основной принцип Материалы Умения и навыки, которые развивает в детях Недостатки
Мария Монтессори Дети развиваются самостоятельно, взрослые только помогают, создавая нужную среду. Почти ничего не нужно специально придумывать, ребёнок познаёт окружающий мир и вещи, которые он видит рядом с собой каждый день. Необходимо только создать безопасные условия и разрешить малышу самому выбирать вид занятия и время выполнения.
  • подручные материалы;
  • предметы быта;
  • развивающие доски и игрушки;
  • деревянные вкладыши.
Ребёнок приобретает определённые навыки самостоятельно, учится принимать решения и выполнять задания сам. Развивается мелкая моторика, координация, терпение, память и внимание. Дети занимаются в группах, поэтому социально развиты и хорошо контактируют со сверстниками. Ребёнку многое разрешается, отсутствуют запреты. Например, если малыш не хочет убирать свои игрушки, родители или педагог не ругают и не заставляют его. Задача взрослого состоит в том, чтобы объяснить, что беспорядок - это плохо. Но кроха должен сам понять почему и принять решение навести порядок. Но часто бывают случаи, когда дети, воспитанные по системе Монтессори, становятся полностью неуправляемыми. Они не признают само понятие «дисциплина», а в школьном возрасте не могут усвоить правил поведения в школе.
Глен Доман Мозг ребёнка с самого рождения может воспринимать огромное количество информации на подсознательном уровне. Чем её больше, тем больше он запомнит и сможет сделать в будущем самостоятельные выводы. Яркие карточки, на которых изображены:
  • предметы,
  • животные;
  • буквы;
  • цифры и т. д.
Одна картинка может рассказать малышу гораздо больше, чем просто слово. Визуально воспринимая информацию, он запоминает больший объём и учится делать выводы из увиденного. Например: яблоко - фрукт, оно съедобное и т. д. Принцип методики основан на постоянном визуальном восприятии информации при помощи карточек. Ребёнок не познаёт мир с помощью тактильных ощущений. Используются только картинки и слова, которые говорит педагог, не развивается мышление и сенсорика. Занятия по этому методу не подразумевают творческое развитие детей, только строгий набор данных, который даётся при помощи обучающего материала.
Николай Зайцев Занятия проходят в игровой форме с кубиками, по которым ребёнок знакомится со слогами и затем составляет их в слова. Он запоминает информацию визуально: на игровых материалах написаны не отдельные буквы, а целые слоги. Так дети учат сразу гласные и согласные вместе. Расставляя их, они развивают мелкую моторику. Кубики, на сторонах которых изображены слоги. Научить ребёнка читать, визуально запоминая целые слоги, а ни отдельные буквы. Занятия проходят в игровой форме с кубиками, поэтому дети усваивают информацию быстрее. Дети, которые играют кубиками Зайцева, часто сталкиваются с проблемами при учёбе. Они привыкают читать только по слогам, т. е. запоминают по две буквы сразу. В школе же чтению обучают по другому принципу: сначала буквы, потом их складывают в слоги, и только потом слоги в слова.

Видео: кому не подходит методика Монтессори

Главные составляющие элементы системы

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент - специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

  1. Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы - это только приветствуется и разрешается.
  2. Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу - это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
  3. Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
  4. Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
  5. Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
  6. Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.

Вторая составляющая - это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

  1. Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.
  2. Игровая форма занятия - это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.
  3. Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.
  4. Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая - педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Развитие детей по методу Марии Монтессори - видео

Компоненты занятий по методике

В методике Монтессори разработано множество игровых материалов для детей разного возраста. В основном это игрушки для развития мелкой моторики. Они гармонично расположены по зонам и доступны для малышей.

Занятия всегда начинаются с музыкального приветствия: в первую очередь дети здороваются с педагогом, а потом приветствуют друг друга. Слова в таких песенках всегда легко облечь в действия, развивая координацию, внимание и сея дружескую атмосферу.

Пример музыкального занятия по Монтессори - видео

Материалы для обучения

Музыка заканчивается, и дети самостоятельно выбирают зону, в которой они будут заниматься. Дальше воспитатель уже не вмешивается в обучающий процесс, а только наблюдает: не помогает, не хвалит и не ругает. Если малыш мешает остальным, задача педагога объяснить, как его поведение влияет на окружающих. Но ребёнок сам должен понять, что это плохо и прекратить вести себя подобным образом.

В Монтессори-классе всегда есть:

  • бизиборды - развивающие доски разного размера с расположенными на них различными элементами, которые помогают детям совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление и терпение;
  • деревянные доски-вкладыши, созданные для изучения животных, фруктов и другие предметов, которые могут быть изображены на них, развития логического мышления путём определения того, какую фигуру в какое углубление нужно поставить;
  • карточки, специально подготовленные для детей разного возраста для разбирания их по цвету, складывания слов из букв, распределения предметов по форме, виду, принадлежности.

Обучающие материалы в игротеке Монтессори - фотогалерея

Геометрические мозаики дают представление о форме и понятии большой-маленький Деревянный вкладыш оттачивает мелкую моторику и координацию движений Деревянный вкладыш помогает не только в изучении животных, но развивает логическое мышление Большой бизиборд всегда есть в классе Монтессори Карточки, разработанные для обучения по методике Монтессори, сосредотачивают внимание ребёнка на самом главном Изучение цветов по карточкам Монтессори легко даётся всем деткам Развивает мелкую моторику и даёт практические навыки, необходимые в повседневной жизни

Занятие в группе по Монтессори - видео

Занятия по методике Монтессори в домашних условиях

Родители могут заниматься с ребёнком по системе Монтессори не только в развивающих центрах, но и дома . Методика предлагает множество вариантов занятий для детей разного возраста. Всё что нужно - это зонировать комнату и подготовить материалы. Главное помнить основные правила: не мешать ребёнку, не подсказывать и не помогать. Просто наблюдать и делать выводы.

Организовать пространство нужно так, чтобы малышу были доступны любые предметы и интуитивно понятно их расположение. Что касается обучающего материала, то его легко можно купить или изготовить самостоятельно без больших финансовых затрат.

Перед началом занятий разложите все материалы по зонам. Многие думают, что для этого нужно много места. Такое утверждение не совсем верно. Достаточно распределить игрушки по группам. Например, на парте поместите всё для творчества: краски, кисти, альбомы, карандаши и другие предметы. В игровом уголке расставьте кубики, пирамидки, бизиборд (мягкий или твёрдый) - всё для логического развития. Пособия по изучению цифр уберите на невысокую полочку, но так, чтобы ребёнок их видел и смог достать. По такому же принципу разместите остальные обучающие материалы.

Время для обучающих игр родители выбирают индивидуально в зависимости от режима дня своего ребёнка и желания заниматься в определённый момент времени. Если он не хочет играть, его не нужно заставлять. Многие мамы и папы интересуются: как часто нужно повторять занятия? Ответ прост - карапуз сам решает, когда, сколько и какое задание ему выполнять сегодня или завтра. Взрослые не говорят, чем, когда, как и сколько заниматься малышу, они просто наблюдают за его действиями со стороны, а он развивается самостоятельно.

Ещё один важный нюанс: не помогайте ребёнку во время занятий и не навязывайте ему свою точку зрения. Многие мамы видя, что их чадо рисует, складывает пирамиду или расстёгивает пуговицы не так, как надо, пытаются указать ему на ошибки. Это неверный подход к воспитанию по методике Монтессори. Малыш должен сам понять и принять решение по поводу того, как ему рисовать, собирать и выполнять другие действия.

Игры для самых маленьких

С пяти-шести месяцев с ребёнком можно заниматься по системе Монтессори. Большой популярностью сегодня пользуются бизиборды. Классическая развивающая доска, которую придумала Мария Монтессори, была деревянной. Но для детей до года её адаптировали и сделали мягкой в виде коврика или книжки. Можно изготовить тактильные подушечки, которые наполняются крупами, мелкими камешками или шариками. Кроха познаёт мир через прикосновение, поэтому ему будет интересно потрогать предметы из разного материала.

Во время занятий с такими маленькими детьми родители должны контролировать, чтобы мелкие детали не попали им в ротик.

Развивающие материалы для детей до года - видео

Программа Монтессори для детей от года до трёх

С возраста в 1 год, когда ребёнок уверенно сидит, начинает ходить и у него развивается координация, можно предложить ему различные игры и занятия. Все происходит в игровой форме и только по желанию малыша.

  1. Игры с водой. Наберите в ёмкость воду и положите туда мелкие игрушки, камушки и другие предметы. Ребёнок с удовольствием будет вылавливать их из воды руками или с помощью сачка. В три года предложите малышу полить цветы с помощью маленькой детской лейки. Поверьте, ему это будет очень интересно.
  2. Нанизывание на опору. Такие упражнения хорошо развивают мелкую моторику. Ребёнок может собирать пирамидку, если ему неинтересны колечки, предложите свои резинки для волос или другие мелочи.
  3. Игры с ложкой. Вылавливание предметов с помощью ложки хорошо развивает координацию и мелкую моторику, малыш учится пользоваться столовыми приборами. В ёмкость поместите шарики, мелкие игрушки и предложите ему достать их с помощью ложки.
  4. Игры с прищепками. Дети часто все повторяют за взрослыми. Натяните небольшую верёвку, приготовьте кусочки ткани разной текстуры и предложите ребёнку развесить их, закрепив прищепками. Малыш будет чувствовать разную текстуру ткани и познавать взрослые навыки.
  5. Застёжки. Приготовьте шнуровки, пуговицы, молнию, нашейте их на небольшие кусочки материала и закрепите на доске. Так ребёнок быстрее научится застёгивать и расстёгивать одежду.
  6. Сортировка. В большой ёмкости смешайте разные по размеру, форме и цвету предметы (крупы, пуговицы, мелкие игрушки и прочие материалы) и предложите ребёнку их отсортировать.
  7. Рисование на песке. Это занятие подходит для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования можно совместно создавать простые картинки, используя подручные материалы: кисточки, трубочки, палочки и другие предметы.
  8. Покорми котёнка. Возьмите небольшую коробочку и приклейте на неё изображение котёнка. Прорежьте отверстие, в которое легко поместится то, чем малыш будет кормить голодного зверька.

Родителям следует помнить, что играть с мелкими деталями дети могут только в присутствии взрослых.

Занятия для детей от 1 года до 3 лет - фотогалерея

Нанизывание предметов способствует развитию координации движений Игра с прищепками помогает ребёнку почувствовать себя взрослым Умение застегивать пуговицы подготовит ребёнка к реальной жизни Завязывание и развязывание застёжек тренирует пальчики малыша Игры с ложкой тренируют координацию движений и умение обращаться со столовыми приборами Рисование на песке отлично развивает тактильные ощущения и воображение Игра «Покорми котёнка» научит ребёнка подбирать предметы по размеру

Игры с водой - видео

Упражнения для развития детей от трёх до шести лет

Для детей от трёх до шести лет задания следует усложнить. В этом возрасте они проявляют самостоятельность, стремятся узнать как можно больше нового и пробуют сделать без посторонней помощи некоторые действия. Можно предложить такие занятия.

  1. Игры с водой: переливать воду из стакана в стакан, не разливая её. Если ребёнок проявляет интерес к домашним обязанностям, разрешите ему помыть пол или постирать.
  2. Помощь в приготовлении пищи: когда мама готовит на кухне, малыш может принимать активное участие в процессе. Дайте ему перебрать крупу, разложить фрукты по цвету, замесить тесто.
  3. Сортировка крышек по размеру: приготовьте несколько бутылок или баночек разного размера и крышечки к ним. Ребёнок должен подобрать крышку к ёмкости и закрутить её.
  4. Изучение букв и цифр: в этом занятии вам помогут карточки Монтессори. Дети могут запоминать буквы, стараться складывать слова или слоги.
  5. Отличие одного предмета от другого с закрытыми глазами: попросите ребёнка закрыть глаза и давайте ему определённые предметы, а он должен по тактильным ощущениям догадаться, что у него в руках.
  6. Рисование: отлично развивает творчество. Рисовать можно крупами, песком, цветной солью или сахаром. Здесь играет роль только желание малыша и его видение мира.

Все упражнения с мелкими деталями и продуктами требуют контроля родителей. Работу с карточками, деревянными вкладышами дети могут выполнять самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки в дошкольном возрасте - фотогалерея

Развитие тактильных ощущений и моторики с помощью ткани и застёжек на пуговицах Работа с карточками - хороший способ выучить цифры Выкладывание букв с помощью различных материалов поможет их запомнить и научиться составлять слоги Деревянные вкладыши подходят для разных целей и детей всех возрастов

Учим буквы по Монтессори - видео

Методика Марии Монтессори основана на самостоятельном решении детей: они сами выполняют задания без помощи взрослых, сами выбирают стиль занятий и их продолжительность по времени. Развитие построено на изучении окружающего мира. Педагог выполняют роль не учителя и наставника, а наблюдателя, который только следит и анализирует деятельность детей. Во время обучения развивается мышление, терпение, координация, память и внимание. Самое важное, родители могут заниматься по этой методике дома, главное - соблюдать основные принципы.

Презентация по методике Марии Монтессори.

Цель: самостоятельная свободная творческая деятельность детей 3-4 года в специально подготовленной среде Монтессори.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей детей через материалы Монтессори;
  • Развитие познавательных интересов;
  • Развитие эстетического чувства;

Материалы:

Все материалы специально подготовленной среды Монтессори: сенсорные материалы, речевые, материалы космической зоны; дополнительные материалы: шнурки по количеству детей, пуговицы.

Звучит тихая спокойная музыка. Дети заходят друг за другом.

1 часть – Работа на линии (2 – 3 мин.)

Приветствие детей : Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, наша планета Земля!

Здравствуй, наша большая семья!

«Урок тишины» Ребята, давайте закроем глазки и послушаем тишину. (звучит тихая музыка). Беседа о том, что мы слышали.

Педагог показывает коробочку со шнурками.

2 часть - «Круг»

Упражнение «Узор из шнурков»

Педагог предлагает ребенку познакомиться с цифрами, которые лежат на столе. Подходят вместе к столу, правильно садятся за стол.

3 часть - «Трехступенчатый урок».

I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две цифры 3 и 4, по очереди беря в руку ту и другую цифру говорим: это 3, это 4. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе цифры держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы.

Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.

II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне цифру 3. Потом: дай мне 4. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми цифрами. Приведем примеры.

  1. Дай мне 4, а себе возьми 3.
  2. Обведи цифру 4
  3. Какая цифра осталась на столе

Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые цифры. Тогда взрослый дает ему обвести их пальцем. Если же он и осязанием не различает одной цифры от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день.

III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две цифры, спрашиваете у него: «Какая это цифра? А это какая?»

Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете.

Ребенок ставит в конце урока материал на свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

12 развивающих игр по методике Марии Монтессори...

Трехступенчатый урок по методу Марии Монтессори.

Трёхступенчатый урок (занятие) по методу М.Монтессори. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный з...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Развивающая среда для детей раннего возраста по методике Марии Монтессори в домашних условиях.

Программа работы кружка по дополнительному образованию "Развивай-ка" по методике Марии Монтессори

Программа направленна на развитие сенситивной сферы ребенка, мышления, самостоятельности в проявлении познавательной инициативы, на формирование системы эмоциональных представлений об окружающем мире....


Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в наше время.


Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Ее уверенность в том, что грамотная работа педагога с ними окажет намного большее влияние на их развитие, чем лекарственные препараты, привела ее к появлению идеи о создании методики, опирающейся на развивающую среду.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.


В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Не забросив дело своей матери, Марио передал его своей дочери, Ренильде. Именно у нее получилось внедрить педагогику Марии Монтессори в Россию в 1998 году.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

История возникновения методики

Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

Однако, результаты были очень неожиданными. Всего за год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.


Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.


Что такое методика Монтессори

Кратко обозначить основную философию методики Монтессори можно, сказав о том, что ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

К таким выводам Мария Монтессори пришла опираясь на идеи о том, что:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.


Суть метода

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования. Общепринятых критериев оценивания в ее педагогике не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Ее метод основывается на том, что каждый ребенок хочет скорее стать взрослым, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. Именно поэтому дети сами будут стремиться учиться как можно скорее, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.


Предоставленная ребенку свобода, под наблюдением взрослого, воспитывает в нем самодисциплину

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.


Методика Монтессори не допускает наставлений, поощрений, наказаний и принуждений

Принципы системы Монтессори:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.


Развивающая среда

Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.


Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать , они располагаются на доступной ему высоте.

Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой. Для этого раковины, так же как и унитазы, необходимо устанавливать на доступном ребенку по высоте уровне.

Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.


Зоны для развивающих занятий

Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.


Практическая

По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии,вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).


В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки);
  • проводятся беседы и ролевые игры.

Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.



Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.

Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.




Математическая

Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.


Здесь используются:

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
  • Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
  • Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
  • Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
  • Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
  • Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.




Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).


Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • азбука из шершавой бумаги;
  • подвижный алфавит;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
  • подписи к предметам;
  • книжки.




Зона космоса

Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать педагогу, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому придти к выводам.


В этой зоне можно увидеть:

  • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
  • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
  • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
  • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
  • линии времени, календари – формируют представление о истории;
  • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.



Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.


Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.


С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.



Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.


Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.



Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.


В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.