Как приучить ребенка к уборке и порядку. Как приучить ребенка к домашней уборке

Родители всегда стремятся дать детям все самое лучшее, научить важным и нужным вещам. А начинать, как известно, следует с малого. Наведение чистоты и порядка в доме — как раз такой случай. Когда можно приобщать ребенка к уборке? Как сделать это грамотно? Какие ошибки могут погубить дело? Практическими советами делится эксперт в области легкой и безопасной уборки — производитель экологичных средств для дома .

Пример для подражания

Можно сколько угодно твердить малышу о том, как важно убираться и поддерживать порядок. Но если в доме стихийно возникает настоящий хаос, все эти увещевания будут напрасны. Действеннее и доходчивее личного примера пока еще ничего не изобрели. Почему бы не стать для собственного ребенка образцом для подражания? Тем более что все дети обожают повторять за взрослыми.

Только это правило должно касаться всех домочадцев без исключения. Если малыш будет видеть, как кто-то невозмутимо кладет грязную тарелку в раковину и уходит, то он охотно воспользуется такой схемой поведения. На первых порах можно распределить домашнюю работу. Например, составить график мытья посуды. Так ребенок хорошо усвоит, что у каждого члена семьи есть свои обязанности и их нужно выполнять.

Теория игры в действии

Не секрет, что ребенок воспринимает окружающий мир как нескончаемую увлекательную игру. И он не прочь в ней поучаствовать. Вот почему приучать детей к уборке в игровой форме можно и нужно уже в возрасте 2-3 лет.

Самое простое, что можно сделать, — заняться разбросанными по всей комнате игрушками. Для наглядности лучше всего рассортировать их по разным контейнерам: в один сложите кубики, в другой — пластиковые фрукты и овощи, в третий — мягкие игрушки и т. д. Объясните малышу, что это новая игра и ее цель — правильно и красиво разложить предметы по ящикам. Вначале подсказывайте и помогайте малышу сортировать вещи, а когда он поймет принцип, предоставьте ему полную свободу действий и контролируйте процесс со стороны.

Помощь из первых рук

Психологи уверены, что даже самые маленькие дети с радостью помогают родителям. Главное, дать понять малышу, что его участие в деле для вас очень важно, а его помощь — приятна и бесценна. Если угодно, таким образом ребенок одерживает свои первые маленькие победы в жизни, учится быть взрослым и самостоятельным.

Как вариант, можно попросить его убрать со стола посуду после обеда или поручить вымыть свою тарелку с кружкой. А еще можно предложить ребенку вместе протереть полы. Найдите для него небольшую швабру, выделите отдельную тряпку и найдите маленькие резиновые перчатки. Такой инвентарь только подстегнет интерес к вашей затее. Как показывает практика, дети с энтузиазмом пробуют все новое и неизведанное. К тому же обучение проходит продуктивнее, когда ребенку интересно.

Правильные орудия труда

Заранее позаботьтесь о качественных и безопасных чистящих средствах. Согласитесь, все должно быть по-настоящему. Если собираетесь устроить мастер-класс по мытью посуды, лучше взять проверенное гипоаллергенное средство без всякой агрессивной химии.

В этом отношении идеальным выбором станут гели для мытья посуды . Они изготовлены из натуральных компонентов, не содержат токсинов и других опасных добавок. Ими спокойно можно вымыть даже овощи и фрукты. При этом они великолепно справляются со стойким жиром и сложными загрязнениями даже в холодной воде. А благодаря глицерину такой гель увлажняет и бережно защищает чувствительную детскую кожу. Но самое главное — это экологически чистый продукт, не представляющий для здоровья никакой угрозы.

Подвиг по расписанию

Начиная с 5-7 лет можно переходить к комплексным задачам. Каким бы рутинным ни казалось составление списков важных дел, этот прием работает безотказно.

Накануне дня, когда предстоит большая уборка в доме, составьте вместе с ребенком список персональных заданий. Он может выглядеть примерно так: застелить постель, убрать игрушки, собрать мелкий мусор, протереть пыль, полить цветы. Повесьте список на видное место, и пусть после уборки ребенок сам вычеркнет все пункты с чувством выполненного долга. Со временем это войдет в привычку, и списки вам больше не понадобятся.

Только не обременяйте ребенка большим количеством всевозможных заданий. Если он поймет, что от него требуют неисполнимого, быстро потеряет к уборке интерес и даже может учинить нечто вроде бунта.

Чистая психология

Приобщая детей к уборке, важно не перегнуть палку. Не давайте слишком сложных и кропотливых заданий. Не стоит ожидать, что ребенок моментально освоится с пылесосом или будет до блеска натирать полы. Пусть он выполняет задания так, как ему больше удобно. Даже если вам придется переделывать за ним практически все.

Ни в коем случае не следует критиковать работу, если что-то сделано не так. Переходить на крик и тем более смеяться над неудачами — худшее, что вы можете сделать. Так вы раз и навсегда привьете ребенку стойкую неприязнь к уборке. А заодно подготовите благодатную почву для комплексов. Лучше всего спокойно показать, как выполнить то или иное задание правильно. И не позволяйте сердобольным бабушкам или дедушкам из чувства сострадания делать то, с чем внуки не справились с первого раза.

Слово чудеса творит

Поощрение ребенка за труд — тема неоднозначная и коварная. Не следует все сводить к вещественным наградам за добросовестно выполненные задания. Более чем сомнительны ультиматумы вроде «пока не уберешься в комнате, не получишь шоколадку». Они оказывают на детскую психику пагубное воздействие.

Гораздо разумнее снова прибегнуть к игровой форме. К примеру, можно периодически устраивать семейные чемпионаты по уборке. Малыши будут рады получить символическую медаль с надписью «Герой чистоты». Но помните, слова в этом деле значат намного больше. Ребенку важно знать, что он все делает правильно и родители им гордятся. Поэтому чаще хвалите детей, благодарите за помощь и напоминайте о том, что она должна быть взаимной.

Забота о ближних

Нередко взрастить в детях любовь к чистоте и порядку помогают домашние питомцы. Почистить клетку любимого хомяка или поменять наполнитель в кошачьем туалете — задание, которое вполне под силу любому ребенку. Важно, чтобы он не воспринимал это как «грязную» работу или наказание за провинность. Напротив, тем самым вы приучите его к мысли о том, что любой труд по дому — важен и полезен.

Будет здорово, если ребенок с ранних лет научится проявлять заботу по отношению к тем, кто в ней действительно нуждается. Есть в этом важный воспитательный момент. Так он сможет почувствовать, что испытывают родители, когда в очередной раз вынуждены прибирать за ним самим. Это ли не способ научить по-настоящему ценить труд других людей?

Привить ребенку здоровую тягу к чистоте и порядку — дело техники, терпения и грамотного подхода. Главное, не ждать, что все случится само собой, и уделять воспитанию будущих помощников должное внимание. Успехов в этом вы добьетесь вместе с современными натуральными средствами для уборки . Ведь обучение домашним обязанностям должно быть не только интересным, но и комфортным и безопасным.

Но чаще всего все происходит в точности наоборот. Дети растут, и как мама ни старается приучить школьника к уборке - все напрасно, и чтобы лишний раз не тратить свои нервы, мама снова и снова сама берется за уборку.

Почему современные дети не хотят помогать родителям с уборкой в доме, почему они такие не приспособленные к быту? Как донести до детского мозга, что в доме должно быть чисто, вещи разложены по полочкам, а не распиханы по углам? Давайте разбираться.

Не делайте все сами!

Самая главная родительская ошибка - это перекладывать ответственность за неприспособленность ребенка к уборке на самого ребенка. В первую очередь это ваш промах, ваша ошибка, сделанная много лет назад. Вернитесь мысленно в прошлое, вспомните, когда ваш ребенок пытался помочь вам по хозяйству, как усердно он стирал пыль со всех поверхностей влажной салфеткой, мыл окна, тумбочки и даже полы. Как вы реагировали на эти первые попытки помочь вам? Правильно, беспокоились, что малыш салфеткой оставит разводы на мебели, стеклах и отбирали орудие труда, отправляя малыша заниматься игрушками. Вы сами «настучали» своему ребенку по рукам и отвадили его от домашней работы.

Кто еще не преуспел в этом, плюньте на разводы, ну и что, что кроха протирает полы посудной тряпкой (замените потихоньку), он старается, подражает вам, ему интересно, это входит в привычку. и если не отбить желание помогать вам с уборкой по дому в раннем возрасте, то уже года в четыре-пять у вас будет полноценный помощник, который уже не будет путать тряпки, знать, где лежат перчатки для мытья полов и как собирается пылесос.

То же самое касается других домашних обязанностей, как то собирать игрушки. Это наверняка самая больная тема для всех родителей, бесконечная игровая зона по всему дому, а как «классно» наступать на всякие кубики или мелкие детали, это не передать простыми словами. И собрать ведь не заставишь, или будет складывать в контейнер три часа – проще быстренько все закидать самой и заняться другими делами, не спотыкаясь постоянно об игрушки. Как вы думаете, стоит ли малышу напрягаться после вашей немножко гневной тирады и уборки за него? Конечно, нет! Будьте уверены, что уже в следующий раз малыш сознательно будет тянуть с уборкой игрушек и ждать, когда у вас закончится терпение и вы сами все быстро уберете. В каком возрасте они это начинают проделывать? Вполне сознательно это происходит лет с трех, так что не идите на поводу у ребенка, пусть убирает три часа, но самостоятельно. Помочь можно, но только его собственными руками. Взяли руки малыша в свои, и вместе игрушка за игрушкой убираем, то есть он не смог избавиться от нелюбимого занятия, понимает, что все равно придется это делать самому, и таким образом ситуация будет переломлена в вашу сторону.

Мотивация к уборке

Если в первые годы жизни малыш помогает маме на голом энтузиазме, то малышей постарше иногда нужно стимулировать. Дети все-таки, лень им иногда бывает, настроение не то, ну не хочется ничего делать, хочется капризничать, характер показывать, напакостить что-нибудь. Чтобы здесь переломить ситуацию в свою пользу, вспомните самое любимое ваше совместное занятие с ребенком. Детям всегда не хватает родительского внимания, так как мы постоянно то работаем, то кушать готовим, то по телефону с подружками трещим или сидим в соцсетях... Пообещайте малышу, что когда он закончит с уборкой игрушек, то вы с ним почитаете, порисуете, соберете конструктор, сходите погулять на улицу, и чем быстрее он приберется, тем больше времени у него останется для любимых занятий.

Ежедневная рутина

Не каждого взрослого заставишь порой навести порядок в доме, что говорить о том, чтобы на собственном примере приучить малыша к порядку. Если вам некогда или очень лень заниматься хозяйственными делами каждый день, то старайтесь по крайней мере не создавать дома хаос, избавьтесь от ненужных вещей, возьмите за привычку не раскидывать фантики и прочий мусор на столах, в углах, под диванами и т.д. Генеральная уборка раз в неделю для вас самый удобный вариант. Как в таком случае приучать ребенка к ежедневным домашним заботам?

Очень просто. Вы же посуду все равно каждый день моете? Так вот, пока вы моете посуду, ребенок помогает вам - подает тарелки, кружки, собирает игрушки, протирает пыль – звучит, как «День сурка», но ведь так оно и есть, и каждый день нужно собирать игрушки, избавляться от пыли, мыть посуду, готовить еду. По мере взросления ребенка и достижения им школьного возраста и полного осознания ответственности – ведь он уже совсем взрослый, наступает благодатная пора, когда уговаривать нет необходимости.

Если ребенок до сих пор не приучен к помощи по дому, то достаточно будет нескольких аргументов: «Я работаю, зарабатываю на еду, одежду, на подарки к Новому году (среди которых значится новый телефон, планшет, велосипед, косметика, бижутерия и т.д.), на поездку к морю, и я не могу все делать сама, мне нужна твоя помощь, я без тебя не справлюсь, да, я могу посидеть и посмотреть одну серию своего любимого сериала, но не забывай, дорогой друг, что я целый день работала, потом кушать готовила и должна немного отдохнуть. Кстати, отдохнуть мы можем и вместе, но для этого ты должен (должна) быстренько прибраться или сделать это, пока я на работе. Мне приятно будет прийти домой в чистую убранную квартиру и т.д.» - все зависит от вашей фантазии, образа жизни и характера вашего ребенка, за какие струнки потянуть наверняка, вы знаете лучше. Единственное предостережение - не мотивируйте ребенка сладостями, это может привести к диатезу, порче зубов и т.д. А вот совместные постряпушки с ребенком – также отличное времяпровождение и стимул закончить быстрее с уборкой.

Не переделывайте за ребенка

Пока вас не было дома, школьник пропылесосил, но сделал это несколько небрежно. Не устраивайте по этому поводу истерику, не хватайтесь за пылесос и не переделывайте за него работу. Не перемывайте посуду, не перевешивайте вещи, как бы оно ни было сделано - это было сделано им самим, приложены определенные усилия! Можно мягко указать на небольшие недоделки: вот этот угол не захватил, будь в следующий раз повнимательней, не торопись. Чтобы отмыть пятна на кружках, лучше воспользоваться губкой. Чтобы одежду было легче гладить, старайся расправлять одежду по швам и потом уже развешивать. Пара легких поправок, и вам это больше не понадобится. Переделывание же работы за ребенком снимает с него всю ответственность за результат уборки, и зачем напрягаться и делать хорошо, когда вы все равно останетесь недовольны, все передаете и будете ворчать, что он ничего не умеет, руки растут неизвестно откуда и т.д.

Как бы ребенок ни сделал уборку, он ее сделал, и его за это нужно хвалить. Он не валялся на диване с планшетом весь день. Он учился в школе, делал домашнее задание и еще помог вам, не оскорбляйте его пренебрежительным отношением к выполненной им работе.

Права и обязанности

О том, что у детей есть права, им рассказывают в школе, и многие дети пытаются своими правами «воспользоваться», то есть нельзя детей насильно принуждать к труду и прочая ересь. Насильно и не надо, почитайте эти права вместе и прочтите ваши права и обязанности по отношению к ребенку, где написано, что вы обязаны кормить, обувать, водить в школу и т.д. И обратите его внимание на то, что нигде не прописано, какой марки должен быть телефон у ребенка, и вообще, где написано, что он должен быть. Где сказано, что у ребенка в ушах должны быть золотые серьги или вечернее платье на Новый год за десять тысяч или велосипед за пятьдесят? И если ты, дорогой(-ая), хочешь пользоваться всеми этими и другими излишествами, не оговоренными в законе, то и сам должен сделать больше, чем это оговорено правилами. Никакого раздражения, гнева, криков – поставить перед фактом, и все. Обычно это хорошо отрезвляет юного защитника прав и свобод детей.

И самое главное - всегда хвалите ребенка за любую выполненную работу, не забывайте. Ваше доброе слово и внимание - самый лучший стимул. Не стоит воспринимать все как должное, ведь и вам приятно получать в конце месяца зарплату – вознаграждение за ваши труды, так и ребенку нужна похвала!

Приучение детей к порядку – процесс планомерный, требующий терпения. Чтобы научить ребенка убираться, как это регулярно делает мама, понадобится немало времени. И очень важно не привить малышу отвращение к уборке, не дать ему почувствовать, что наведения порядка – это тяжкая рутина, отнимающая силы и время и не приносящая никакого удовольствия. Лучше всего приучать детей к порядку и аккуратности как к необходимой составляющей быта в игровой форме – так легче всего сформировать устойчивую потребность содержать свое жилище в чистоте.

Советы психолога, как приучить ребенка к порядку в комнате

Большой психологический словарь определяет привычку как «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью». Если не вдаваться во все психологические тонкости, можно сказать, что привычка - это то, что делается легко, само собой, без каких-либо волевых усилий. Ведь мы не задумываемся, чистить нам утром зубы или нет, мы просто идем и делаем это. Так же легко и логично могут выглядеть практически любые действия, например привычка, наводить порядок или соблюдать чистоту в комнате. Чем раньше выработана полезная и нужная в дальнейшем привычка, тем легче и естественнее она войдет в жизнь.

Все родители хотят, чтобы дальнейшая жизнь их детей была как можно легче, интереснее и счастливее. Хотеть мало, нужно действовать! И начать можно с формирования полезных привычек: правильное питание, спорт, любовь к чтению и новым знаниям, порядок в доме и в голове и т.д.

Как же приучить детей к порядку и чистоте и что включает в себя привычка к порядку? Прежде всего, это потребность в том, чтобы вокруг было чисто и опрятно. Внутренняя потребность в чистоте воспитывается именно в детстве. Если ребенок видит каждый день уютный дом, чистые полы, красивую мебель и т.д., «глаз привыкает» к такому положению вещей, и человеку становится неприятно и непонятно, почему должно быть по-другому. Это совсем не значит, что в доме должно быть стерильно, как в операционной. Поддержание достаточного порядка уже способствует формированию данной потребности.

Один из советов психологов, как приучить ребенка к порядку, это научить видеть беспорядок. Беспорядок - очень расплывчатое понятие. Для кого-то пара крошек на столе - это уже катастрофа, а кто-то может спокойно жить, неделями не моя посуду. Для взрослых нагромождение стульев, одеял и подушек - это бардак, а для ребенка - это секретная пещера для укрытия от инопланетян. Ваша задача в том, как приучить ребенка к порядку, - это научить малыша видеть действительно важные составные части беспорядка (грязь на полу, не заправленная постель, разбросанные вещи).

Уборка - не наказание и не каторжный труд. Для людей, у которых выработана привычка к порядку, уборка - это всего лишь часть жизни, такая же естественная и простая, как чтение книг перед сном или утренний душ. Им не нужно настраиваться или заставлять себя делать уборку, им не нужны дополнительные бонусы и мотиваторы.

Формирование привычки - это не стихийный, а целенаправленный процесс. И у взрослых, и у детей привычка вырабатывается не за один день, и ее формирование проходит несколько стадий. Основное отличие заключается в том, что у детей увеличивается срок формирования желаемой привычки и опасность «выпадения» при пропусках и перерывах.

Этапы приучения детей к порядку

В процессе того, как научить ребенка порядку, важно действовать в соответствии с этапами формирования привычки.

Первый этап – осознание. При формировании у себя привычки мы должны четко осознать, зачем она нам нужна, сделает ли она нашу жизнь лучше и легче, изменит ли она наше отношение к себе и к окружающему миру. Такая внутренняя работа пока не доступна ребенку, но мы можем помочь ему ее проделать, например, рассказать и доступно объяснить ребенку, зачем нужно заправлять кровать или поливать цветы. Если взрослым достаточно теоретических рассуждений, то для детей нужны практические доказательства. Покажите, что произойдет с растением, если его не поливать, как неудобно играть, если на кровати валяются одеяла, подушки и покрывала. Пусть ребенок осознает важность и нужность своих действий и для него, и для всей семьи.

Второй этап – планирование. Формирование привычки вносит коррективы в повседневную жизнь, и мы должны быть к этому готовы. Если вы начинаете прививать ребенку привычку застилать постель, то логично будет перенести подъем на более раннее время или несколько дел с утра на вечер, тем самым освободив время для манипуляций с кроватью. Если ваш юный садовод-огородник вырабатывает у себя привычку поливать цветы, то организуйте пространство так, чтобы он сам мог найти лейку, наполнить ее водой и полить растения.

В ходе того, как приучать ребенка к порядку в комнате, важно осознавать, что именно может выполнять ребенок по дому в зависимости от его возраста. Специалисты утверждают, что лучше сосредоточиться на одной самой важной и нужной, однако можно попробовать несколько смежных привычек, например, застилать постель и складывать под подушку пижаму, или, наоборот, совершенно не связанных друг с другом: относить посуду в раковину после еды и кормить попугайчика. Конечно, нам хочется, чтобы ребенок овладел как можно большим количеством полезных привычек, но не стоит гнаться за количеством, давайте сосредоточимся на качестве и устойчивости.

Третий этап – правильный настрой. В процессе того как приучать ребенка к уборке не нужно говорить ему о том, что вы начинаете прививать ему полезную привычку, чтобы облегчить жизнь в будущем. Мы ведь не говорим, что развиваем его творческие способности, когда даем бумагу и карандаши. Пусть это будет игрой, интересным и новым занятием, которое будет повторяться изо дня в день. С неизменным добрым и позитивным настроем мамы и уверенностью в том, что она все делает правильно. Эта уверенность поможет вам, когда захочется прекратить, когда малыш будет болеть, и вам будет казаться, что все, что вы делали ранее, не важно, когда просто будет «не ваш день». «Хороший настрой - уже полдела», и чтобы у вашего ребенка все получалось, нужно позаботиться, чтобы правильный настрой был именно у мамы, а в идеале и у всей семьи. Если мама день за днем старается привить привычку после прогулки протирать обувь, а папа или бабушка про это забывают или вообще не считают нужным и важным, то ребенку будет в несколько раз сложнее закрепить полученный навык. Формирование полезных привычек у ребенка - отличный мотиватор для того, чтобы поработать над самой собой. Не зря говорят, что вместе все делать веселее. Не расстраивайтесь, если вы сами забываете привести в порядок обувь после прогулки, но хотите, чтобы ваш ребенок это делал. Включайтесь в процесс и работайте над собой вместе с сыном или дочкой. Уверены, через некоторое время ребенок сам будет вам напоминать протереть туфли или помыть кроссовки.

Четвертый этап – воплощение. «Вижу цель - не вижу препятствий». Осознав значимость и полезность выбранной нами привычки, донесли это до ребенка и домочадцев, спланировали и внесли нужные коррективы в нашу повседневную жизнь, зарядились положительным боевым настроем, а значит, пора приступать к самому сложному, но увлекательному этапу - воплощению в жизнь. Ежедневно выполняйте то действие, которое хотите превратить в привычку.

Приучать ребенка убирать за собой как это делают взрослые нужно, опираясь на следующие принципы:

  • Постоянство. Этот принцип особенно важен для детей. Методично, настойчиво и доброжелательно напоминайте ребенку о том, что ему нужно сделать. Чтобы вам самим не забыть о привычке, которую вы формируете, можно воспользоваться напоминалками, планами, современными гаджетами (напоминалки на компьютере или мобильных телефонах), стикерами, плакатами и другими внешними средствами. Также можно вести небольшой дневничок ваших успехов или зачеркивать дни в календаре, а еще лучше сделать «адвент-календарь выработки привычки» (30 мешочков-коробочек-конвертов с небольшим подарком для себя и ребенка за то, что еще на один день ваша привычка стала ближе) - это очень мотивирует и подстегивает не останавливаться.
  • Встраивание в режим. Это еще один способ, как приучить ребенка убираться и не пропускать выполнение важных домашних дел. Малышу будет легче привыкнуть поливать цветы перед вечерней прогулкой или протирать свою обувь сразу после нее. Заметьте, мы не говорим о конкретном времени, а обращаем внимание на режимные моменты (сон, прогулки, занятия, обед, приход папы с работы и т.д.).

Как научить ребенка порядку и приучить к уборке: список дел

Многие хозяйки используют этот прием, чтобы упорядочить свои домашние хлопоты и превратить их в привычку. Они составляют список дел, которые нужно выполнить ежедневно утром и вечером. Такие списки называются рутинами. Многим не нравится слово «рутина», оно навевает скуку и тоску. Однако если посмотреть на его точное значение, то мы увидим, что рутина - это установившийся обычай, порядок, следование заведенному шаблону, превратившееся в механическую привычку. А разве не это наша главная цель? Неважно, как вы назовете свои списки дел на утро и вечер: рутины или ритуалы, главное, что это отличные помощники упорядочить бытовую жизнь, сделать ее более легкой и спокойной.

Если вы не знаете, как научить ребенка убирать за собой и выполнять другие домашние дела, составьте такие рутины для себя и для ребенка отдельно или объедините их в один список дел. Составить ваш список вам помогут следующие вопросы:

  • Какие бытовые дела я выполняю ежедневно вне зависимости от внешних факторов?
  • Что мне нужно сделать утром (вечером), чтобы предстоящий день прошел легко и без стрессов?
  • Какие привычки помогут мне оставаться спокойной в течение дня? Какие привычки облегчат мои домашние хлопоты?
  • Чем мне может помочь мой ребенок при выполнении утренней и вечерней рутины?
  • Какие привычки, связанные с домашним хозяйством и самостоятельностью, я хочу у него сформировать? Также можно представить ваше идеальное утро и вечер и подробно его описать. Какие действия вы выполняете? На что вам всегда не хватает времени, но в идеале вы бы хотели это успевать?

Составьте свой список дел! Можете написать его на отдельном листе и повесить на кухне на видное место, чтобы постоянно видеть то, что вы еще не успели выполнить. Сначала вы будете обращаться к своему списку часто, отмечать, что выполнено, а что нет, но потом эти дела просто войдут в привычку.

Вы же не спрашиваете себя, чистить вам зубы или нет. Так же не будете себя спрашивать, мыть сегодня посуду вечером или нет.

Вот так могут выглядеть ваши рутины:

Утро:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель
  • Косметические процедуры и время для себя
  • Хлопоты на кухне: приготовление завтрака заготовки для обеда и ужина загрузка вещей в стиральную машину
  • Просмотр запланированных дел на день
  • И т.д.

Утро ребенка:

  • Проснуться и улыбнуться
  • Застелить постель с помощью мамы
  • Сложить пижаму (в шкаф, на полку, под подушку)
  • Почистить зубы и умыться
  • Одеться в приготовленную с вечера одежду
  • Помочь маме с приготовлением завтрака (порезать овощи, намазать масло на хлеб и т.д.)
  • Покормить кота
  • И т.д.

Пусть ребенок оформит свои важные домашние дела так, как ему удобно. И не забывайте о том, что желательно встраивать дела юного помощника в его режим!

Как вы видите, рутины - это своего рода расширенный вариант режима дня, однако обратите внимание, что в этот список вносятся действительно важные и ежедневные дела, которые ребенок (или вы) уже выполняет или которые должны превратиться в привычку.

Следующее, на что нужно обратить внимание, это:

  • отсутствие перерывов. Даже небольшие перерывы в несколько дней могут перечеркнуть работу, которую вы проводили в течение нескольких недель. Болезнь, поездка в отпуск или прием у себя гостей могут оказать пагубное влияние на формирование привычки. Так что не удивляйтесь, если после отдыха в отеле и ежедневных ужинов в ресторанах и кафе, где за вами убирают официанты, ваш ребенок перестанет относить грязную посуду в раковину самостоятельно. Не стоит огорчаться, по приезду домой принимайтесь с новыми силами за вашу полезную и нужную привычку.
  • постепенность. Как же нам хочется, чтобы наши дети поскорее стали самостоятельными и помогали нам по дому! Но не гоните лошадей и не старайтесь формировать много привычек за раз. Постепенность и последовательность помогут сделать привычки более устойчивыми. Если вы видите, что ребенок выполняет какие-либо действия без вашего напоминания, можно попробовать переходить к другой привычке, но не забывайте хвалить и поощрять своего помощника за все действия вне зависимости от того, закреплена уже эта привычка или еще находится в стадии формирования.

Если вы будете руководствоваться перечисленными принципами и приемами, формирование полезной привычки должно пройти легко и безболезненно для ребенка и окружающих.

  • Последним этапом формирования привычки является результат. Ведь мы столько трудились! Мы должны видеть плоды своей работы! Результатом может являться как конкретное действие (ребенок заправляет свою кровать, относит грязную посуду в раковину после еды, протирает свои ботинки после прогулки), так и более абстрактные, но не менее важные умения - видеть беспорядок, самому проявлять инициативу, предлагая свою помощь, испытывать потребность в чистоте и организованности.

Как приучить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Наверняка вы уже хорошо понимаете: для того чтобы сформировать у ребенка привычку к порядку и научить его самостоятельно и без ваших навязчивых напоминаний приводить в порядок детскую комнату и помогать вам в домашних делах, начинать нужно едва ли не с самого рождения малыша. Понятно, что пока малыш еще даже не сидит, о том, как приучить его убирать игрушки, можно даже не помышлять – он ещё не может быть сколько-нибудь активным участником ваших домашних хлопот. Но будет совсем не лишним заниматься хозяйством у него на глазах, не упуская возможности прокомментировать происходящее и разделить с крохой вашу радость от результата. Например, вы можете сказать: «Смотри, малыш, я натираю зеркало, чтобы оно блестело! Красота, зеркало сверкает! Кто это в нем отражается? А, да это же мой малыш!» или: «Сейчас я собираюсь, как следует вымесить тесто, вот так, ты можешь тоже попробовать (отщипываем и даем малышу кусочек теста), отличная работа, теперь раскатаем, ты хочешь помочь мне разложить начинку? Здорово, так мы еще
быстрее справимся!»

Такие незамысловатые комментарии позволяют ребенку почувствовать себя участником происходящего, разделить ваш положительный эмоциональный настрой на домашние дела, а кроме того, способствуют интенсивному увеличению словарного запаса. Сплошная польза!

Оказывается, что очень многие дела по дому вполне гармонично совмещаются с развитием ребенка, и это большая помощь как для тех мам, которые не умеют придумывать специальные развивающие игры для своих малышей, так и для тех, кто разрывается между развитием ребенка и хозяйственными хлопотами, зачастую не успевая должным образом организовать ни то ни другое. Если вы относите себя к одной из этих категорий, а также, если вам кажется, что, привлекая ребенка к домашним делам, вы лишаете его детства или отнимаете у него время, необходимое для развивающих игр и занятий.

Рекомендации, как научить ребенка убирать за собой вещи и игрушки

Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, как научить ребенка убирать за собой игрушки и свои личные вещи, примите за аксиому следующее утверждение: «Уборка и домашние дела для ребенка - такая же игра, как и все другие. Если только вы сами его не разубедите».

Что же делать? Как наводить порядок, играючи и играть в уборку вместе с ребенком? Как приучить ребенка убираться в комнате, совместить домашние дела и ребенка?

Прежде всего, сами относитесь к уборке, как к игре. Выполнять различные дела по дому - это принципиальный момент в деле воспитания маленьких любителей порядка. Если вы относитесь к уборке как к каторге, обязанности, наказанию, несправедливой участи и т.д., то рано или поздно (скорее всего, рано) ребенок скопирует у вас это отношение и будет относиться к уборке так же. Если же вы воспринимаете уборку как игру, то и ребенок будет относиться одинаково и к игре в кубики, и к игре в пылесос.

Изначально ребенок относится к уборке, готовке, домашним делам - всему, что делают по хозяйству взрослые, - как к игре. Для него все, что вы делаете, - такие же интересные игры, как лепить из пластилина, играть в куклы или катать машинки. Понятно, что если вы хотите сохранить это отношение к уборке, то вам и самой нужно постараться отнестись к этому именно так. Кстати, популярные сегодня в сети Интернет «флайвзлеты», эстафеты по «расхламлению» и прочие массовые флешмобы по наведению порядка в некотором смысле придают уборке особенный игровой контекст, который не у всех мам, получается, найти самостоятельно. Если вы н знаете, как приучить ребенка убирать за собой игрушки, и никогда не участвовали в массовых флешмобах, обязательно попробуйте. Вы не только приведете в порядок дом и познакомитесь с единомышленницами, но и сможете подсмотреть интересные приемы, которым легко найти применение в приучении к порядку вашего ребенка.

Часто на «мамских» форумах можно встретить темы, где обсуждается невозможность совмещения полноценного развития ребенка и ухода за домом: «Я постоянно готовлю или убираю, мне даже некогда позаниматься с ребенком!», «Чувствую, что я совсем забросила ребенка и не уделяю ему достаточного внимания. Если начинаю с ним играть, то даже ужин не успеваю приготовить!» и т.п. Но позвольте, что же мешает маме уделить ребенку достаточное внимание в процессе игры в уборку? Мешает как раз это отношение к уборке как к каторге, обязанности, чему-то очень тяжелому или просто скучному, после чего еще долго нужно отдыхать и приходить в себя.

Если мы осознаем в себе эти предубеждения и разрешим себе от них отказаться, то нам легко будет относиться к уборке, как к не менее развивающему занятию, чем игра в мяч с ребенком, прогулка на детской площадке, рисование, лепка, чтение книжки. Более того, если иметь в виду гармоничное развитие ребенка, то совместное выполнение домашних дел - это и есть самый естественный вариант развивающего занятия для малыша! Противоестественно, если вы занимаетесь домашними делами, когда ребенок не видит. И даже если хозяйство в вашем доме ведет кто-то другой (бабушка, помощница по хозяйству), а вы в это время «развиваете» ребенка, это лишает его огромной массы полезных навыков, знаний, впечатлений, ощущений, которые он может получить в процессе уборки, готовки, стирки вместе с вами.

Как можно приучить ребенка убираться в комнате

Ещё один прием, как можно научить ребенка убирать за собой вещи, – вплетайте предметы, игрушки, беседы, которые интересны ребенку, в домашние дела! Это ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка уборкой, если вы уже успели погасить его естественный интерес резкими «Не мешай!», «Иди, поиграй во что-нибудь, не видишь, я занята» и т.п. Теперь вы поняли свою ошибку и хотите, чтобы ребенок присоединился к вашей игре в уборку, а он сидит, катает свои машинки и, кажется, даже не замечает, что вы собираетесь развешивать белье. Как его к этому привлечь? Возьмите одну из машинок и скажите, что прямо сейчас она собирается поехать на станцию «Стиралка-2»: «Дайте дорогу! Ожидается большой груз, нужно сопровождение - еще 2 грузовых машины». Все, поехали, не забыв при этом прихватить таз для выстиранного белья. Загрузили, приехали, начинаем разгружать, сопровождая все это комментариями, поддерживающими игровой контекст. Важно не выдергивать ребенка из той деятельности, которой он сейчас занимается. Мы аккуратно входим в игру, которой он сейчас занят, и используем ее, чтобы включить ребенка в нужное нам дело. Это был пример «здесь и сейчас», когда вам захотелось немедленно подключить ребенка к вашим домашним делам.

Если же вы вместе чем-то занимались (рисовали, лепили), а теперь пришло время сделать что-то по дому, то можно опять же использовать любую тему для беседы, которая ребенку интересна. Например, вы лепили динозавров, рассказывали ребенку о них. А теперь предложите малышу узнать, что ели динозавры. Начинаем рассуждать о том, что же ели динозавры, перебираемся на кухню и вместе готовим обед для динозавра. Можно использовать какие-нибудь игровые аксессуары. К примеру, надеть шапки или маски, которые вы сделали ранее, чтобы изобразить динозавров на кухне. В процессе «игры в приготовление обеда» предложите ребенку пофантазировать, понравились бы динозаврам рисовый пудинг и булка с повидлом или нет. Попробуйте использовать игрушки, например перчаточную куклу. Если петушок или собачка из любимой сказки позовет ребенка протереть пыль в своем домишке, малыш вряд ли устоит.

Используйте подручные средства во время домашних дел для обучения счету, цветам, формам, буквам!

Один из приемов, который помогает оживить и обыграть домашние дела, это использование любых наших действий для развития ребенка, для его обучения или знакомства с чем-либо. Например, когда мы готовим суп на кухне, а ребенок крутится у нас под ногами и откровенно нам мешает, у нас есть выбор: накричать на него и отправить поиграть, включить мультик в другой комнате, попытаться нейтрализовать его разными кухонными играми - с крупами, небьющейся посудой, тестом и т.д. (кстати, неплохой прием, и к нему мы еще вернемся в этой главе) или же активно включить его в процесс приготовления супа.

Мы можем вместе посчитать и даже отмерить необходимое для его приготовления количество ингредиентов, поговорить об овощах и фруктах, рассортировать их, повторить цвета, формы и размеры, обсудить, на какую букву начинаются названия этих продуктов, прочитать названия специй или рецепт из маминой кулинарной книги. Если ребенок еще совсем мал, можно дать ему все это пощупать, понюхать, погрызть. Таким образом, вы не отвлекаетесь от процесса приготовления обеда, но активно включаете в него ребенка, а также используете все, с чем вы в данный момент работаете, для того чтобы расширить представление о мире вашего ребенка. И чем старше ребенок становится, тем больше таких полезных развивающих занятий можно придумать во время обычных дел.

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Одна из самых действенных рекомендаций, как играючи научить ребенка убираться в комнате, – сделайте уборку и домашние дела темой для сюжетно-ролевых игр! Мы часто играем с детьми в больницу, стройку, автосервис, магазин, парикмахерскую и т.д., но редко кто играет с детьми в домашние дела и уборку. И совершенно напрасно, ведь в игре ребенок отрабатывает те навыки и умения, которые позже сможет применить в реальной жизни, а как раз это нам и нужно. Интересно также, что наблюдая за игрой ребенка по таким «уборочным» сюжетам, вы можете услышать его мысли по поводу уборки, его отношение к порядку, узнать, что его беспокоит, тревожит, что ему нравится, что кажется трудным и т.п.

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, - это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка - это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 22 622 раз(a).

На то, чтобы приучить ребенка к порядку, обычно требуется немало сил, времени и терпения. Не стоит действовать насильственным путем, хотя это может показаться самым простым решением в конкретной ситуации, ведь отвращение к уборке сохранится у ребенка на всю жизнь.

Рекомендуется с первых лет жизни малыша создать такую обстановку, чтобы приучение к аккуратности шло естественным путем. Детей следует побуждать посильно помогать по дому и делать это проще всего в игровой форме. Это поможет сформировать не только привычку прибирать жилище, но и саму потребность в чистоте и порядке.

Когда начинать

Примерно в два годика у детей впервые просыпается природное желание подражать взрослым, повторяя за ними различные действия, чтобы самоутвердиться в своей «взрослости». Этот момент стоит использовать, чтобы ненавязчиво привлекать ребенка к делам, связанным с уборкой дома.

Двухлетки с удовольствием помогают собирать в коробку кубики и другие игрушки, относить на место различные вещи, аккуратно ставить в прихожей обувь. Можно просить малыша правильно подержать совочек, на который мама будет заметать мелкий мусор.

Конечно, с первого раза ребенок вряд ли качественно справится с заданием, но ему это будет интересно и полезно в плане развития моторики рук.

Вторая «волна энтузиазма» приходит примерно через два года. Четырехлетние дети стремятся облагораживать пространство вокруг себя. Их желание сделать обстановку в своей комнате уютнее и интереснее нельзя игнорировать и подавлять. Именно этот период наиболее благоприятен для вырабатывания у малыша полезных привычек, связанных с приборкой.

Не стремитесь к тому, чтобы малыш сразу делал все идеально. Нельзя ругать ребенка, если он собирает игрушки, карандаши, пластилин, краски в одну коробку – умение сразу сортировать вещи придет позже, а вот интерес к уборке можно на корню убить критикой. Хвалите малыша за стремление сделать свое пространство чистым.

Важно не формировать посыл «хорошие девочки и мальчики всегда прибирают свою комнату», поскольку ребенок такие слова интерпретирует как «если не прибираешь – значит, ты нехороший, и мы тебя не любим».

Ребенка нельзя приучать к тому, что любовь родителей требуется заслужить, в том числе исполнением домашних обязанностей. Малыши нуждаются в безусловной любви.

Чтобы научить ребенка убираться, в первую очередь следует постоянно поддерживать чистоту квартиры. В этом случае малыш привыкает видеть «как это должно быть», и любое нарушение порядка будет вызывать в нем желание исправить ситуацию. Если в доме взрослые люди не утруждают себя уборкой, приучить ребенка наводить чистоту практически невозможно.

Пример родителей очень важен, поскольку дети им подражают. Ребенку в возрасте от четырех лет вполне можно объяснить, что такое уборка и зачем она нужна.

Чтобы упростить задачу, закрепите за ребенком ограниченное пространство, за чистоту которого он будет отвечать. К примеру, это может быть уголок с игрушками и рабочий столик, за которым малыш рисует, лепит, собирает конструкторы.

Постепенно ареал ответственности расширяйте до размеров комнаты – по мере взросления ребенок должен учиться следить за своей одеждой и другими вещами.

Сразу договоритесь с ребенком, что прибираться он будет регулярно. К примеру, в его обязанности может входить уборка игрушек перед прогулкой и перед сном. Если к вечеру малыш устал, и ему трудно самостоятельно справиться с задачей – обязательно помогайте, чтобы не сформировать отношение к уборке как к чему-то тяжелому и неприятному.

Побудить ребенка складывать игрушки не в общую кучу, а по местам, помогут коробки и контейнеры, которые нужно соответствующим образом оформить. Если малыш еще не умеет читать – наклейте поясняющие картинки, у детей постарше коробки и контейнеры могут быть просто подписаны.

В первое время, пока малыш учится самостоятельно прибирать свои вещи, находитесь вместе с ним в комнате, чтобы помочь советом и просто для моральной поддержки. Можно включить веселую музыку для поднятия настроения.

Когда ребенок научится в целом справляться с задачей, можно будет оставлять вместо себя какую-нибудь игрушку в качестве «наблюдателя и помощника».

Не ждите и не требуйте идеального результата, особенно на первых порах! Хвалите малыша за сделанное и не концентрируйтесь на недочетах. И не переделывайте за ним то, что он выполнил, по вашему мнению, неправильно. Иначе вы подорвете его уверенность в себе и позитивный настрой, в результате чего в следующий раз ребенку не захочется убраться в своей комнате.

Привлекайте малыша и к хозяйственным делам за пределами его зоны ответственности. Просите его помочь стереть пыль со столика или тумбочки, полить цветочек в горшке, отнести в мусорную корзину фантики и т.д.

Но не делайте это обязанностью – важно, чтобы малыш помогал по собственному желанию и с удовольствием. Подчеркивайте, что он растет и поэтому получает задания все сложнее и сложнее, и помогает маме все больше и больше.

Если у ребенка в 4-6 лет сформировать позитивное отношение к уборке, она со временем превратится в привычку и не будет вызывать отторжения в подростковые годы и во взрослой жизни.

Если упустили момент

Многие родители откладывают на потом приучение детей к домашнему хозяйству, предпочитая в течение пяти минут привести комнату ребенка в порядок, вместо того, чтобы тратить лишнее время на контроль самостоятельного процесса приборки.

И спохватываются спустя несколько лет, наблюдая дикие завалы из грязной одежды, остатков еды, полотенец, книжек и тетрадок в комнате у подростка. Заставить тинейджера содержать свою комнату в порядке практически невозможно, если у него нет привычки самостоятельно выполнять элементарные действия по уборке личной территории.

Проблема не в том, что подросток не хочет прибирать. Он попросту не классифицирует этот хаос, в котором живет, как беспорядок, требующий устранения. Ему комфортно в такой атмосфере, и изменить данное сформировавшееся отношение непросто, особенно если речь идет о мальчиках.

Моральное и физическое давление, конфликты, как и увещевания, с подростками не работают, поэтому придется учиться договариваться и искать компромиссы.

Начните с самых элементарных шагов:

  • договоритесь, что подросток не будет оставлять в своей комнате посуду и остатки еды;
  • выдайте ему корзину под грязную одежду и поставьте корзину под вещи из стирки – на полки шкафа он их будет складывать сам;
  • купите несколько коробок и контейнеров для различной мелочевки – дальше ребенок сам продумает, сколько емкостей для хранения и какого формата ему потребуется дополнительно.

Как показывает практика, комната быстро захламляется, если у вещей нет четко определенного места хранения. Помогите своему подросшему ребенку организовать пространство, и он быстро поймет, что на уборку не требуется тратить много сил и времени – просто основная часть вещей уже не будет хаотично валяться в случайных местах, создавая жуткий беспорядок.

Решая вопрос, как приучить ребенка убираться в комнате, каждый родитель проходит свой собственный путь. Дети очень разные, и советы, которые срабатывают в одном случае, оказываются бесполезны в другом.

Включите фантазию, придумывайте свои приемы и методики, но помните, что главный принцип остается неизменным – процесс уборки для ребенка не должен стать чем-то неприятным, физически и психологически дискомфортным. Если сформировать привычку, подержание чистоты в доме станет естественной частью жизни, не требующей моральных затрат.

По словам психологов, аккуратность редко бывает врожденной чертой характера человека, скорее это приобретенное качество, которое надо прививать ребенку с детства.

Как приучить детей к порядку и чистоте в доме

Объяснить малышу, для чего в доме нужен порядок, удается не всегда. Именно поэтому, по мнению специалистов, лучший и эффективный способ, как приучить детей к порядку и чистоте – наглядный пример родителей. Если вы хотите воспитать своего малыша аккуратным человеком, поддерживающим в чистоте свой дом или рабочее место, убирайте вместе с ним.

Также вам помогут другие советы психологов, как приучить ребенка к порядку с раннего возраста:

1. Расскажите своей дочке или сыну, зачем люди убирают. Объясните, что так в комнате, где малыш проводит время, всегда будет красиво. Кроме того, он будет знать, где находится его любимая игрушка. Возможно, этот этап придется проходить несколько раз в день, ведь дети быстро забывают и не все даже сразу понимают, что им говорят взрослые.

2. Мотивируйте детей к уборке. Вы можете сказать малышу, что чем быстрее он уберет, тем быстрее вы вместе пойдете гулять на улицу или он будет смотреть любимый мультфильм.

3. Помогайте убирать ребенку. Если вы попросили малыша навести порядок в комнате, но он так и не приступил к уборке, предложите ему свою помощь. Это действительно эффективный способ, как приучить ребенка к порядку в комнате, ведь в раннем возрасте дети во всем стараются наследовать своих родителей. Начав убирать вместе, уже через несколько минут малыш может заявить, что он уже не нуждается в вашей помощи.

4. Никогда не наказывайте детей уборкой. Так у малыша с уборкой комнаты будут возникать нехорошие ассоциации и удовольствия такие действия приносить не будут.

5. Превратите уборку в игру. Хорошее стимулирующее действие на малышей оказывают соревнования во время уборки. Предложите своей дочке или сыну принять участие в соревнованиях, кто лучше и быстрее наведет в комнате порядок.

6. Хвалите малыша за уборку. По отзывам многих опытных мам и психологов, это хороший метод, как приучить детей к порядку в доме, не наказывая их. Таким образом, после того, как девочка или мальчик приведет в порядок свою комнату и разложит все игрушки по местам, он должен получить вознаграждение в виде похвалы со стороны родителей. Это обязательное правило, которое поможет в раннем детстве привить желание убирать самостоятельно. Даже если очевидны недочеты в работе, акцентируйте внимание только на плюсах. Можно сказать малышу: «Смотри, как чисто стало! В такой чистоте играть гораздо приятнее!».

7. Никогда не ставьте перед ребенком временных ограничений. Не нужно говорить малышу, что на то, чтобы в его комнате был идеальный порядок, вы даете ему 15 или 40 минут. Дело в том, что у каждого человека разный темперамент, поэтому и скорость уборки будет отличаться. Конечно же, это не значит, что начав наводить порядок с утра, он может быть завершен только к вечеру.

Как приучить ребенка к порядку и дисциплине, если он категорически отказывается приступать к уборке. В таком случае психологи рекомендуют объяснить возможные последствия такого поведения малыша. Безусловно, речь идет не о физическом наказании, а о лишении его любимых занятий и сладостей. При выборе такого метода приучения к порядку и дисциплине не забывайте выполнять наказание согласно данным обещаниям.

От ребенка нельзя требовать выполнения действий, непосильных ему по возрасту. Родители должны понимать, что дети не могут поддерживать идеальную чистоту в комнате и ругать их за это не нужно, можно лишь в мягкой форме напомнить, что беспорядка у них быть не должно.

Как приучить к порядку в комнате и самостоятельности ребенка 9 лет

Как утверждают психологи, чем ребенок старше, тем все сложнее привить ему любовь к чистоте и порядку. Именно поэтому приучайте малыша к самостоятельной уборке с ранних лет.

Как же приучить ребенка к порядку в 9 лет, ведь это уже достаточно взрослый человек, чтобы поддерживать в чистоте не только свою комнату, но и помогать маме в уборке всего дома. Придерживайтесь таких принципов в поведении:

  • Регулярно занимайтесь уборкой, сделав ее приятной частью вашей семейной жизни. Желательно, чтобы участие в этом процессе принимали все члены семьи, даже папа. Если у него нет такой возможности, убирайте сами вместе со своим ребенком.
  • Попросите своего 9-летнего сына или дочку определить, что для них значит «чистая комната» и составить список действий, позволяющих поддерживать ее в таком состоянии. В него могут быть включены такие пункты: «заправленная постель», «сложенная одежда», «чистый письменный стол», «аккуратно разложенные книги и тетради».
  • Просите детей не просто выполнить что-то, необходимое для уборки, а помочь вам это сделать. Например, принести веник или пылесос, вытереть пыль, набрать в ведро воды, чтобы помыть полы.