Как отчитывается пасха. От чего считается пасха. Как определяется дата православной Пасхи: история и современность

Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г), в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять.

Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из за этого у них бывает, что иудейская Пасха бывает после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.

Как определяется дата Пасхи?

Определение даты Пасхи — один из самых древних спорных вопросов в истории Церкви.
В период со II по VIII в. проходили многочисленные дискуссии на эту тему: раскол четыредесятников во II в., первые установления пасхальных циклов в III в., спор на Никейском Соборе 325 г. и другие.

Изначально почти все христиане совершали Пасху по иудейскому календарю, и лишь меньшинство («четыредесятники») совершали ее 14 числа месяца нисана (первый месяц иудейского календаря), и еще другие в воскресенье, следовавшее за этой датой.

Первые таблицы расчета появились во II в., изобилуя многими противоречиями, поскольку иудейский пасхальный праздник является неподвижным по лунному календарю и подвижным по календарю солнечному…

Лунный год короче солнечного ровно на 11 и 1/4 дня, следовательно, фиксированный день (14 число нисана), согласно солнечному календарю, постоянно сдвигается, то же самое происходит и с мусульманским Рамаданом.
Через определенные промежутки времени необходимо добавлять один месяц, в этом случае год называется «эмболическим». Серия расчетов, установленных для определения даты празднования Пасхи называется «пасхальными правилами» (Пасхалией).

Таким образом, история оставила нам расчет Ипполита , сделанный в 222 г. и охватывающий 16-летний период; в 243 г. один неизвестный латиноязычный автор предложил внести некоторую поправку, приняв 28 марта за дату новолуния.

Спустя несколько лет был составлен так называемый «laterculus Augustalis», который установил более точный восьмидесятичетырехлетний пасхальный цикл, использовавшийся в Риме с 213 по 312 г., когда он был заменен на paschalia Romana supputatio vetus, также с восьмидесятичетырехлетним циклом, в котором дата Пасхи должна была обязательно приходиться на день между 25 марта и 21 апреля.

Христианский Восток изначально придерживался шестнадцатилетнего цикла, рассчитанного епископом Дионисием Александрийским («Paschalia Alexandrina», «Александрийская Пасхалия»).

Мы почти ничего не знаем об этом цикле, кроме того, что он не допускал совершения Пасхи до равноденствия.

Около 280 г. утвердился Анатолий, епископ Лаодикии Сирийской, известный составитель пасхалий, создавший систему, в целом используемую и сегодня.
Он установил девятнадцатилетний цикл с 235 лунными месяцами, соответствующими 19-ти юлианским годам, в котором Пасха не должна была быть раньше равноденствия, приходящегося на 19 марта, и позднее 25 апреля.

В ходе спора начала IV в. другой Александрийский епископ, Петр, защищал традиционные иудейские расчеты от критики некоего Трицентия: подобная дискуссия продлилась вплоть до Никейского Собора 325 г., пройдя через Собор, состоявшийся в Арле в 314 г., чтобы установить дату, которая не зависела бы от «иудейской традиции» (которая, впрочем, не уточняется).

Эдиктом императора Константина запрещалось совершать Пасху до равноденствия, исключенного из иудейских расчетов после разрушения Иерусалимского храма.

Таким образом Собор практически узаконил правило, установленное «Рaschalia Alexandrina».
Впоследствии имели место многие другие пасхальные споры, связанные с вопросами, возникавшими в различных поместных Церквах как на Востоке, так и на Западе и, наконец, с введением нового астрономического календаря, установленного Папой Григорием XIII в 1582 г., исправлявшего ошибки древнего юлианского календаря.

До сих пор существуют раскольнические Церкви, возникшие из-за споров о датах и календарях, как, например, так называемые греческие «старостильники» и другие.

Вновь будоражатся просторы инета очередными "разоблачительными" псевдоправославными ересями, новоявленых "ословов"; теперь возникают мысли о Пасхалиях и их расчетах.

Как-то вечером после всенощного богослужения в доме пожилого священника собрались за беседой и поздним чаепитием сам хозяин и несколько его молодых помощников. Сначала разговор крутился вокруг ближайших планов, потом перешли к обсуждению предстоящего празднования Пасхи, неумолимо приближавшейся и уже дразнившей мыслями о торжественности церковного убранства, пышности богослужений и возможности разговеться после длительного Великого поста. Один из алтарников спросил: «Батюшка, а как рассчитать Пасху, её день и дату, и кто это вообще делает»? «Ну, сынок, это вообще-то дело непростое, в двух словах не ответишь. Но если это так интересно, то попробую в силу моего скудоумия разъяснить, что тут к чему».

Расчет даты Пасхи в древности

Чтобы более точно понимать, как рассчитать Пасху, нам придётся вернуться во времена Ветхого Завета. Как вы, дорогие мои, помните, первая Пасха была связана с событием исхода евреев из египетского плена. О расчете даты Пасхи тогда и речи не шло. Ветхозаветные иудеи получили на то прямое указание, праздновать Пасху на 14 день первого месяца года. У евреев он называется нисан, и в те времена определялся по времени созревания хлебных колосьев.

Расчет даты христианской Пасхи

По рождестве же и воскресении Христовом, как вы знаете, празднование Пасхи разделилось на иудейское и христианское. Но и тут как такового расчета даты Пасхи ещё не было. Первые христиане довольствовались тем, что отмечали свой главный праздник в первое воскресение через неделю после Пасхи иудейской. Однако после разрушения Иерусалима и рассеяния еврейского народа ориентир в виде созревших колосьев был утерян. И пришло время задуматься, как рассчитать Пасху в этой ситуации. Выход нашёлся быстро. Предприимчивые евреи, а за ними и христиане стали для этих целей использовать небесные светила, а точнее, солнечный и лунный календарь.

Формула расчета Пасхи

А когда в четвёртом веке на Никейском соборе по всеобщему мнению христианского мира было решено, что Пасху христианскую не подобает праздновать рядом с Пасхой иудейской, была выведена формула расчёта дня Пасхи. Если говорить простым языком, то формула эта выглядит так: христианская Пасха празднуется в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, произошедшего после весеннего равноденствия. Но не всё так просто, как кажется.

На уже упомянутом Никейском соборе был утверждён вечный календарь с девятнадцатилетними пасхальными циклами, где при расчёте даты Пасхи учитывались многие параметры. В том числе фаза луны и её возраст в тот или иной период времени. Была разработана целая методика, при которой по специальным правилам вычислялось золотое число в том или ином году девятнадцатилетнего цикла, и уже от этого показателя плясали все остальные расчеты. Я, дети, точно ничего не знаю, да и не наше это дело, Пасху рассчитывать. На то календари уже составлены. Скажу только, что именно по этой формуле происходит расчет даты православной Пасхи, да и католической тоже.Только в первом случае используется юлианская пасхалия, а во втором – григорианская, вот и вся разница. Ну, да время уже позднее, давайте-ка помолимся и по домам.

Кто в наши дни делает расчет Пасхи?

«Батюшка, последний вопрос можно? Кто же должен делать эти расчеты даты Пасхи»? «Да есть на это мужи учёные, обладающие глубокими духовными и астрономическими знаниями, нам до них расти и расти». «Ну, что ж, батюшка, спасибо вам за науку. И, правда, уже поздно, задержали мы вас, пойдём домой». И молодые люди, распрощавшись со своим духовным наставником, с удовлетворённым любопытством покинули его гостеприимный дом.

Вопрос:

Как вычислить дату Пасхи? Моя бабушка умела вычислять дату Пасхи каким-то методом.

Николай

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Правила, определяющие время празднования Пасхи были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным 19-ти летним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном,V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие.

Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого поста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855).

Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1апреля (Юлианского календаря).

ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ЮЛИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Юлианский календарь феноменален своей периодичностью. Луна совершает 235 циклов смены фаз каждые 19 лет. Каждые 28 лет дни недели попадают на те же дни месяца. Каждые 532 года Пасха празднуется в тот же день месяца. Сложите цифры у этих чисел - 235, 19, 28, 532 - и вы содрогнетесь от четырехкратной (!) божественной гармонии календаря:

2 + 3 + 5 = 1 + 9 = 2 + 8 = 5 + 3 + 2 = 10 = X ===>>> Пасха наша - Христос!
Юлианский календарь ведет свою историю из Древнего Египта. Именно там Гай Юлий Цезарь познакомился с солнечным календарем, после чего твердо решил провести в Риме календарную реформу. В основе предложенной им системы лежит солнечный год, длительность которого принята равной 365,25 суток. А так как в календарном году бывает только целое число суток, то предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, а в четвертом - 366. Эта же реформа Цезаря упорядочивала число дней в месяцах: во всех нечетных месяцах должен был быть 31 день, а в четных (кроме февраля невисокосного года) - 30. В невисокосном феврале было 29 дней.

Счет дней по юлианскому календарю начался с 1 января 45 года до н. э., а сам Цезарь пережил свое детище всего на год с небольшим. В ознаменование его заслуг месяц Квинтилис был переименован в Юлиус - нынешний июль. А дальше началось самое интересное. По непонятной причине високосные годы первое время устраивались не каждые четыре, а каждые три года! К 9 году до н. э. прошло 12 високосных лет вместо девяти положенных. Эту ошибку заметил и повелел исправить римский император Август. В знак признания его больших военных заслуг, а также в благодарность за исправление римский сенат переименовал месяц Секстилис в Августус. Одновременно при этом месяц Августус был удлинен на один день (за счет все того же февраля), а чтобы три длинных месяца не шли подряд, сентябрь (то бишь Септембер) и ноябрь (Новембер) были сделаны короткими, а Октобер (октябрь) и Децембер (декабрь) - длинными.

Так или иначе, но от Цезаря до введения современного летосчисления прошло еще почти шесть сотен лет. Первым, кто решил отказаться от счета лет, связанного с римскими императорами ("эры Диоклетиана") и перейти к отсчету "от рождества Христова", был монах Дионисий Малый. При этом он никак не обосновал тот факт, что начало своей эры он отнес именно на то, а не на другое место в хронологии. Наиболее разумное предположение, объясняющее это, таково: Дионисий считал, что Иисус Христос воскрес 25 марта, на 31-м году жизни. Расчеты пасха лий, проделанные Дионисием, показали, что год, в котором Пасха приходится на 25 марта, - 279-й год эры Диоклетиана. Зная, что даты Пасхи повторяются каждые 532 года, и прибавив к 532-м еще предполагаемый возраст Христа, Дионисий Малый и "привязал" начало эры от рождества Христова, просто приравняв 279 год эры Диоклетиана 563-му году "от Р. Х.". (Кстати, Дионисий начинал счет дней в году с "магической даты" 25 марта, так что датой рождения Христа он считал 25 декабря 1 года введенной им эры.)

С хронологией Дионисия согласились далеко не все и далеко не сразу. Время от времени делались попытки уточнить дату рождения Христа, пользуясь астрономическими данными, разбросанными в различных местах Нового Завета. Можно с уверенностью сказать, что хронология "от рождества Христова" победила только потому, что вместе с нею Дионисий предложил очень удобную и простую систему расчета дат Пасхи, в то время как ранее составлениепасха льных таблиц было очень трудным делом.

К сожалению, простота юлианского календаря неизбежно становилась и причиной его недостатков. Главным среди них было несоответствие продолжительности "истинного" года и календарного. Дело в том, что тропический год - время обращения Земли вокруг Солнца - длится не 365,25 суток, а чуть меньше, примерно 365,2422. Следовательно, юлианский календарь каждый год накапливает ошибку примерно в 0,0078 суток, а ошибка в целые сутки набегает за 128 лет.

За 16 веков, прошедших с введения юлианского календаря до 1582 года, точка весеннего равноденствия "убежала" с 21 марта на 11 марта. Поэтому папа Григорий XIII в феврале 1582 года издал специальную буллу о календарной реформе. Эта булла предписывала изъять из календаря 1582 года все дни от 5 октября до 14 октября включительно, а впредь исправить календарную систему так, чтобы из каждых 400 лет было не 100 високосных, а всего 97. Этот календарь получил название григорианского и сохранился по сей день.

В соответствии с волей папы Григория годы 1700-й, 1800-й и 1900-й были невисокосными и состояли из 365 дней. Ближайший "круглый" год - 2000-й - был високосным, а за ним снова последуют три невисокосных - 2100-й, 2200-й и 2300-й.

Надо сказать, что и такой календарь небезупречен: ведь 97/400 тоже не равны дробной части тропического солнечного года. Но, в отличие от прежнего календаря, ошибка в сутки теперь накапливается не за 128, а за 3250 лет. Иными словами, на наш век точности этого календаря вполне хватит.

Кроме того, сама продолжительность года тоже немного меняется. Ныне принято считать, что вращение Земли вокруг своей оси постепенно замедляется, а продолжительность суток - увеличивается. Соответственно уменьшается число суток, укладывающихся в одном году. Этот эффект задается приближенной формулой Саймона Ньюкома: 1 год = 365,24219879 - 0,0000000614*(# года - 1900). В частности, григорианский календарь был бы совсем точным примерно 5000 лет назад, а с каждым годом его погрешность чуть-чуть растет.

Но разве померкнет когда-либо простота и божественная гармония Юлианского календаря?

Рука ДамаскинаМетодика вычисления на пальцах дня Светлой Пасхи Христовой

Введение

День Святой Пасхи зависит от нескольких событий: во-первых, этот день должен быть после дня весеннего равноденствия, во-вторых, после еврейской Пасхи и, в-третьих, это должно быть воскресенье. Таковы традиции.

Для определения дня Пасхи все вычисления делаются на пальцах левой руки. Двигаясь от внутренней стороны ладони к тыльной можно отметить семь точек: три сустава с внутренней стороны пальца, кончик и три сустава с внешней стороны пальца. На большом пальце в качестве первого (и последнего) сустава считают его основание. Линия суставов с внутренней стороны ладони образует первую линию, следующая линия - вторая, затем - третья, кончики пальцев - это четвертая линия, сустав первой фаланги - пятая, дальше - шестая и суставы в основании пальцев с тыльной стороны ладони - это седьмая линия. Семь линий могут символизировать "вруцелета" или просто дни недели.

День весеннего равноденствия вычисляется по солнечному календарю, имеющему период 28 лет. Для вычисления дня Пасхи по кругу Солнца нам понадобится 28 характерных точек на ладони. Для этого используются четыре пальца (исключая большой), с внутренней и внешней стороны - т.е. по семь характерных точек на каждом, всего 28 точек.

Для того чтобы найти день православной Пасхи сначала надо найти еврейскую Пасху. Еврейская Пасха вычисляется по солнечно-лунному календарю с периодом 19 лет. Для вычисления дня Пасхи по кругу Луны будем использовать только внутреннюю сторону ладони, включая кончик и два сустава большого пальца. Т.е. по четыре характерных точки на четырех пальцах и ещё три на большом, всего 19.

День, который мы найдем, будет днем еврейской Пасхи. Православная должна быть позже и в воскресенье, поэтому имеется всего 35 дней, в которые возможна православная Пасха : от 22 марта ст. ст. (1926 г., 2010 г.) до 25 апреля ст. ст. (1983 г., 2078 г.). 35 дней обозначаются буквами русского алфавита (старого): аз, буки, веди и т.д. Этот алфавит проецируется на ладонь используя все семь характерных точек на пяти пальцах.

Вычисление вруцелета по кругу Солнца

Для вычисления вруцелета для заданного года последовательно применяем четыре правила.

1. Считаем по сто лет от кончика указательного пальца вниз, к ладони. Со внутренней стороны ладони переходим на внешнюю сторону на следующий палец (с седьмой линии на первую) и продолжаем счет к кончику пальца и т.д. С мизинца переходим на указательный палец (и одновременно с седьмой линии на первую, т.е. с внешней стороны на внутреннюю) и продолжаем счет. Т.е. кончик указательного пальца - это ноль. Первый сгиб - сто лет, второй - двести и так далее, до числа сотен в данном году.

Найденный результат запоминаем.

Вычисление вруцелета по кругу Луны

Теперь найдем вспомогательную букву. Счет ведется по 19 точкам на внутренней стороне ладони.

1. Считаем по сто лет начиная от кончика среднего пальца вверх от ладони. Т.е. кончик среднего пальца это ноль, переходим на первый сустав безымянного пальца - это сто лет, следующий - двести, затем - триста, кончик безымянного пальца - четыреста и т.д. С кончика мизинца переходим на второй сустав большого пальца, с кончика большого пальца в основание указательного. Для лет, начинающихся с девятнадцати останавливаемся в той же точке, с которой начинали (кончик указательного пальца).

2. Дальше продолжаем считать по двадцать лет вдоль линии. C первой линии мизинца переходим на вторую линию на большом пальце. Аналогично со второй и третьей линий переходим на третью и четвертую линии большого пальца, а вот с четвертой линии мизинца переходим на первую линию указательного пальца (большой палец не имеет здесь первой линии). Считаем двадцать-сорок-шестьдесят-восемдесят лет.

Найденную вспомогательную букву (см. рис.) запоминаем.

Правило нахождения Пасхи

Буквы алфавита располагаются на всех пальцах с обоих сторон ладони. Счет начинается от кончика большого пальца. Т.е. первый сустав от кончика - Аз, второй - Буки, третий - Веди и т.д. (см. рис.) Обойдя всю ладонь алфавит возвращается на большой палец и заканчивается на его кончике буквой Я. Находим вспомогательную букву, найденую нами по кругу Луны и смотрим на каком вруцелете она оказывается. Дальше идем по алфавиту до того вруцелета, которое мы нашли по кругу Солнца. Найденая буква дает день православной Пасхи. Теперь можно пересчитать дни по алфавиту начиная с 22 марта по старому стилю.

О дате Святой Пасхи

Пасха наша - Христос
(1 Кор. 5, 7)

Господь Иисус Христос был распят 14 числа первого весеннего месяца нисана лунного календаря древних евреев и воскрес в первый день недели (по тогдашнему счету), который впоследствии стал называться воскресеньем.

День Праздника Святой Пасхи определяется по лунному календарю в соотношении его с календарем солнечным. Соединение лунного календаря (пасха лии) с солнечным (месяцесловом) представляет собой церковный календарь.

В Православной Церкви вычисление даты Пасхи совершается по правилам александрийской пасха лии, сложившейся в древнее время (к концу III века по Рождестве Христовом). Весьма часто само составление правил определения дня Пасхи неверно усвояют I Вселенскому Собору (325). Первый Вселенский Собор только установил, чтобы празднование Пасхи было повсюду единовременным: в один и то же день воскресный; была, очевидно, также одобрена следующая практика: Александрийская Церковь сообщала другим Православным Церквам о времени празднования Пасхи - ввиду того, что уровень астрономических знаний в древней Александрии был высок и пасха льные полнолуния могли быть вычислены с большой для того времени точностью.

Суть правил александрийской пасха лии может быть выражена таким образом: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, то есть полнолуния после дня весеннего равноденствия. Датой весеннего равноденствия традиционно считается в александрийской пасха лии 21 марта ст. ст. (3 апреля н. ст.), что соответствовало равноденствию во времена I Вселенского Собора.

Кстати, дата православной Пасхи определяется не по современным мартовским и апрельским астрономическим полнолуниям нового стиля (!), а по древним, IV-VI веков, ведущим свое происхождение от практики Александрийской Церкви таблицам лунных фаз по старому стилю (юлианскому календарю). Полнолуния по этим таблицам к настоящему времени отличаются от астрономических.

Дата равноденствия с течением времени передвигалась к началу марта вследствие неполного соответствия юлианского календарного года и тропического (астрономического) года: юлианский длиннее на 0,0078 сут. За 128 лет эта погрешность сдвигает календарные даты на сутки назад. Смещались и даты новолуний и полнолуний: они уходили по датам юлианского календаря вперед (то есть, отставали от истинных астрономических) на сутки примерно за 300 лет. Чтобы согласовать пасха лические расчеты с действительной датой весеннего равноденствия, вносили время от времени мало изменявшие существо дела поправки в таблицы фаз луны.

К XVI веку равноденствие оказалось уже 11 марта. В 1582 году, при папе Григории XIII, для того, чтобы вернуть дату равноденствия на 21 марта, Западная Церковь исключила десять дней из календаря. При этом были внесены изменения и в таблицы лунных фаз (см. далее об епактах западной пасха лии). Появился так называемый григорианский календарь с соответствующей ему пасха лией.

Обычно думают, что Западная Церковь реформировала календарь. Но это, как можно понять из сказанного, не так: исправляли прежде всего пасха лию, а изменение календаря было вторичным. Многие исследователи считают эту реформу неудачной, поспешной и недостаточно продуманной. Так, известный астроном, действительный член Русского астрономического общества А. Предтеченский справедливо утверждал с своей работе «Церковное времяисчисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи (СПб, 1892; переизд. Русской Духовной Миссией в Пекине в 1941 г. - с отдельными ошибками), что достаточно было в течение 40 лет не считать високосные годы - и не понадобилось бы выбрасывать десять дней из календаря; так не возникло бы и календарного расхождения между Западом и Востоком в XVI веке.

К указанному выше правилу вычисления даты Пасхи были со временем сделаны дополнения: Пасха празднуется в первое воскресенье после мартовского полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия - 21 марта; если это полнолуние случится 19 марта или ранее, то Пасха будет праздноваться в первое воскресенье после второго весеннего (уже апрельского) полнолуния. Наконец, если как мартовское, так и апрельское полнолуние придется на пятницу, субботу или воскресенье, то празднование Пасхи переносится на следующее воскресенье.

Григорианский календарь, которого придерживается Западная Церковь (католики и протестанты), отличается в наше время от юлианского уже на 13 дней (в XXII веке, с 2100 года, разница достигнет 14 дней) 001 . При вычислении даты Пасхи Западная Церковь сохраняет древний принцип совершения ее после первого весеннего полнолуния, но в результате того, что в западной пасха лии днем весеннего равноденствия принято считать 21 марта нового стиля, а также по причине поправок, внесенных в лунные таблицы, даты западной Пасхи отличаются от православной. Западная Пасха может быть раньше православной на 4 недели (5 процентов случаев) и на 5 недель (около 20 процентов случаев). Например, в 1975 и текущем 2002 году - на 5 недель раньше православной. Обычно западная Пасха бывает на одну неделю (седмицу) раньше православной (45 процентов случаев). В некоторые же годы Пасха совпадает и празднуется в Восточной и Западной Церквах одновременно (около 30 процентов случаев). Так было, например, в 1974, 1977, 1980, 1984, 1987, 1990 и в 2001 годах.

Пасха празднуется в пределах 35 дней: от 22 марта до 25 апреля ст. ст. (4 апреля - 8 мая н. ст.) - в Церквах Востока; в тех же числах, но нового стиля - в Церквах Запада.

Пасха западная иногда совпадает с пасхой иудейской (например, в 1903, 1923, 1927, 1954, 1981 годах), а иногда бывает даже и раньше ее (в 1921, 1975, 2005, 2008, 2016 годы на месяц раньше иудейской), что в православной пасха лии не допускается, как нарушающее последовательность евангельских событий. В александрийской пасха лии православнаяПасха в силу ее астрономического запаздывания всегда позже иудейской. В 2002 году пасха иудейская - в четверг 28 марта н. ст.

Пасха иудейская отличается достаточно высокой астрономической точностью, но формулы ее вычисления непросты: необходимо оперировать данными, из коих некоторые представляют собой десятичные дроби с 7-8 знаками после запятой.

Теперь о методике вычисления даты Пасхи. Пасха - праздник лунно-солнечного календаря: она празднуется в воскресенье (солнечный, гражданский календарь) после весеннего, то есть наступающего после дня весеннего равноденствия полнолуния (лунный календарь). Полнолуние это и необходимо определить для того или иного заданного года. Этому способствует следующее обстоятельство: очень давно было известно, что даты лунных фаз повторяются в те же числа месяцев (но в разные часы) через 19 лет (так называемый Метонов цикл лунных календарей - по имени древнегреческого астронома Метона, V век до Рождества Христова). Такое девятнадцатилетие в пасха лии называется лунным кругом. В александрийской пасха лии порядковый номер каждого года девятнадцатилетия также называется кругом луны.

Для определения круга луны существует такое правило: из заданного года от Рождества Христова вчитается 2 (в год Рождества Христова был 17-й круг луны, то есть до 19 недоставало 2) и полученное число делится на 19. Частное показывает, сколько лунных кругов (19-летий) прошло от Рождества Христова, а остаток - порядковый номер года очередного 19-летия (круг луны). В григорианской пасха лии чаще пользуются вместо круга луны так называемым золотым числом (круг луны +3).

Узнать в данном лунном круге новолуния и полнолуния для марта и апреля (месяцы Пасхи) можно при помощи так зазываемого основания. Основание - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. (Лунные месяцы включают 29 или 30 дней попеременно, поэтому числа 1-7 указывают на первую четверть после новолуния, 14 - полнолуние, числа после 21 - последняя четверть, «ущерб» луны). Чтобы определить основание, нужно круг луны +3, то есть, золотое число, умножить на 11 (такова разность между основаниями, от одного до следующего) и разделить на 30 (число дней лунного месяца); остаток покажет основание данного года.

Если из числа дней лунного месяца вычесть основание (30 - основание), получим мартовское новолуние. Прибавив к нему 14, узнаем мартовское полнолуние. По александрийской пасха лии эту дату полнолуния нужно еще увеличить на 3 дня, чтобы приблизить ее к лунным фазам времен I Вселенского Собора. Это будет так называемое пасха льное полнолуние. Следующее за пасха льным полнолунием воскресенье - день Пасхи.

Если вычисленное таким образом мартовское полнолуние окажется ранее 21 марта, то датой пасха льного полнолуния будет считаться апрельское полнолуние, через месяц: к найденной мартовской дате прибавим 30 и вычтем 31 (число дней марта).

В григорианской пасха лии основания называются епактами (от греческого эпаго - прибавляю, вставляю , поскольку епакты, как и основания, показывают, какой возраст луны к 1 марта). При реформе пасха лии и календаря западныепасха листы в XVI веке уменьшили основания на те же 10 дней , что и даты календаря. Это число оставалось действительным и для XVII века. В XVIII веке уменьшение равнялось 11 дням. В XIX веке, хотя числа григорианского календаря опережали юлианский на 12 дней, но по причине так называемого ускорения, или предварения новолуний и полнолуний, епакты уменьшали на те же 11 дней. В XX, XXI и XXII это уменьшение составляет 12 дней; после 2200 года - 13 дней.

Вот несколько примеров.

Пасха православная

2000 год. Основание - 6. Новолуние марта - 30-6=24 марта. Полнолуние - 24+14=38-31=7 апреля. Пасха льное полнолуние - 7+3=10 апреля, воскресенье. Полнолуние в воскресенье, поэтому Пасха - в следующее воскресенье, 17/30 апреля.

2001 год. Основание - 17. Новолуние марта - 30-17=13 марта. Полнолуние - 13+14=27 марта. Полнолуниепасха льное - 27+3=30 марта, четверг. Пасха - 2/15 апреля.

2002 год. Основание - 28. Новолуние марта - 30-28=2 марта. Полнолуние - 2+14=16 марта. Полнолуние 16 марта - непасха льное, переносим на апрель: 16+30=46-31\15+3=18 апреля, среда. Пасха - 22 апреля/5 мая.

Пасха западных христиан

2000 год. Епакта - 6-12а(3)6-12=24. Новолуние марта - 30-24=6 марта н. ст. Полнолуние 20 марта - не пасха льное, переносим на апрель: 20+30=40-31=19 апреля н. ст., среда. Пасха - 23 апреля н. ст.

2001 год. Епакта - 17-12=5. Новолуние марта - 30-5=25 марта н. ст. Полнолуние - 25+14=39-31=8 апреля н. ст., воскресенье. Полнолуние в воскресенье, поэтому Пасха - в следующее воскресенье, 15 апреля н. ст. (совпадает с православной).

2002 год. Епакта 28-12=16. Новолуние марта - 30-16=14 марта н. ст. Полнолуние - 14+14=28 марта н. ст., четверг.Пасха - 31 марта н. ст.

Как видно из приведенных расчетов, в 2002 году Пасха западных христиан (31 марта н. ст.) оказывается на 5 недель (седмиц) раньше православной (22 апреля/5 мая). Ясна ми причина подобных расхождений: использование одной и той же древней формулы «Пасха в воскресенье после весеннего полнолуния» приводит, однако, - в силу применения неодинаковых исходных точек отсчета - оснований и епакт, различающихся числом дней в результате григорианской календарной реформы, - к разнице в пасха льных датах.

Помимо разницы в числе дней между нашими основаниями и западными епактами свою долю в разницу дат Пасхи вносит и вопрос, какие полнолуния считать пасха льными. Дело в том, что все западные мартовские пасха льные полнолуния до 21 марта н. ст. не могут с точки зрения александрийской пасха лии считаться собственно пасха льными полнолуниями, ибо если их пересчитать на даты юлианского календаря, они окажутся до 21 марта ст. ст. Так, западнаяПасха 31 марта н. ст. исчисляется из полнолуния 28 марта, а по старому стилю это 15 марта, и такое полнолуние - непасха льное. В александрийской пасха лии, как уже говорилось, полнолуния до 21 марта ст. ст. пересчитываются на апрельские (на второе весеннее полнолуние, через месяц). (В григорианской пасха лии мартовские полнолуния тоже пересчитываются на апрель, когда в этом возникает необходимость, но в датах нового стиля - до 21 марта н. ст.) В результате получается, что западные мартовские Пасхи оказываются иногда ранее православных на 4-5 недель, средние же и поздние апрельские или совпадают с православными или празднуются раньше на одну неделю.

Таким образом, хотя григорианская пасха лия и декларирует сохранность древних пасха лических принципов, но разница в датах между григорианским и юлианским календарями на деле приводит к нарушению этих принципов и разнице в дате празднования Пасхи.

Наконец, о так называемом новом календарном стиле. На «новый стиль» перешли не только католики и протестанты. Несколько десятилетий назад так сделали и многие Поместные Православные Церкви. Но у православных это не григорианский календарь! В 1923 году в Константинополе (Стамбуле) состоялось Совещание Православных Церквей, обсуждавшее некоторые вопросы церковной жизни, в том числе и неудобства, связанные с существованием двух календарей - церковного и гражданского - в повседневной жизни клира и мiрян. Григорианский календарь участниками Совещания был сразу отвергнут. А между тем незадолго до этого Совещания с проектом нового календаря выступил сербский астроном Милутин Миланкович. Давно было известно, что чем менее високосных столетий, тем точнее приближается гражданский год к тропическому (астрономическому) году. В юлианском календаре каждое столетие високосное, в григорианском - только те, у которых две первый цифры делятся на 4 без остатка. Миланкович предложил считать високосными лишь столетия, которые делятся на 9 с остатком 2 или 6, что дает возможность из 900 лет исключить 7 високосных столетий. В григорианском календаре за 400 лет исключаются только 3 столетия. В календаре Миланковича високосными остается лишь 2000, 2400, 2900, 3300 и 3800 годы. Он точнее григорианского и после 2800 года начнет опережать его. Совещание в Константинополе приняло этот календарь. Он был назван новоюлианским. К настоящему времени на него перешло большинство Поместных церквей, кроме Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской.

На Совещании решался также вопрос и о пасха лии. Ввиду смещения даты равноденствия было признано нецелесообразным - как это доселе делается в александрийской и григорианской пасха лиях - придерживаться исторической, условной даты весеннего равноденствия 21 марта. Было решено определять день Пасхи не по древним таблицам лунных фаз в их связи с этим условным днем равноденствия 21 марта, а ежегодно астрономически - по действительной дате весеннего полнолуния после дня равноденствия. Однако по ряду причин это решение о пасха лии не было проведено в жизнь. В 1924 году Константинопольская Патриархия обратилась к Поместным Православным Церквам с компромиссным предложением: принять новоюлианский календарь при сохранении александрийской пасха лии. Такое решение неудачно: вносятся изменения в даты Марковых глав периода Триоди, а при очень поздних Пасха х сокращается и даже совсем исчезает Петров пост. Поэтому Русская Православная Церковь сохраняет в своей церковно-богослужебной практике нереформированный юлианский календарь (старый стиль) с именно ему наиболее соответствующей пасха лией александрийской до тех пор, пока вопрос о точном соотношении лунного и солнечного календарей, пасха лии и месяцеслова не будет наилучшим образом решен всей полнотой Вселенской Православной Церкви.

И еще одно немаловажное соображение. Если делать пасха лию более точной астрономически, мы может вместе с западными христианами оказаться вынужденными иногда нарушать последовательность евангельских событий. Как известно по Евангелию, Господь был предан и распят в канун дня, когда иудеи праздновали ветхозаветную пасху - в память избавления от плена египетского. А воскрес Иисус Христос - Новая Пасха , Жертва Живая, спасая нас от греха и вечной смерти, - в первый день недели после пасхи ветхозаветной. В случае же астрономически точной Пасхи, но предваряющей 21 марта ст. ст. (вспомним, что 21 марта н. ст. - это 8 марта ст. ст.!), может случиться все наоборот.

Наши христианские праздники, и в первую очередь Святая Пасха - праздники литургические, имеющие символическое, спасительное значение, а не только просто исторические воспоминания, основанные на точных историко-астрономических данных. Совершая их, мы сопереживаем и таинственно соучаствуем в них, несмотря на время, отделяющее нас от первоначальных событий, а не являемся лишь наблюдателями сокровенного церковного тайнодействия.

001 Так как юлианские столетия все високосные, а григорианские - лишь те, у которых две первые цифры делятся на 4 без остатка, то прибавка в разнице между стилями бывает только в григорианские невисокосные столетия. 2000 год был високосным в обоих календарях, - и прибавки не было, поэтому в XXI веке разница составляет те же 13 дней, что и в XX веке. 2100 год - григорианский простой и юлианский високосный, возникнет разница в 1 день, и расхождение между стилями достигнет 14 дней (13 - для XX и XXI веков + 1 день = 14).

Информация о том, почему каждый год христианская Пасха отмечается в разное время, а светлое Воскресенье Христово празднуется у католиков и православных то в один день, то нет, интересует многих.

Особенности Юлианского и Григорианского календарей

Григорианский календарь называют католическим, а юлианский календарь – это православный. Но это не совсем правильно. В октябре 1582 года был принят григорианский стиль. Назван так в честь папы Григория 13. Согласно григорианского стиля «живут» некоторые православные церкви, такие как Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и другие. Старому стилю верны Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская (часть) церкви. Переход на новый стиль многими приверженцами юлианского стиля воспринимается не охотно.

Как рассчитывают дату празднования Святой Пасхи?

Не была принята и идея конкретной даты наступления Воскресенья Христового. Ближневосточные и малоазийские общины отмечали ветхозаветную Пасху. А вот в Римской, Александровской и других церквях отмечали Пасху на следующей неделе после иудейской Пасхи. При этом дата рассчитывалась исходя из даты весеннего равноденствия, а не от даты полнолуния.

Вопрос о дате празднования Пасхи стал спорным для иудеохристиан и язычников. Такие споры и разногласия продолжались около полтора века. На первом Вселенском Соборе попытались найти компромисс и урегулировать споры. Приняли следующие нововведения: светлый праздник Пасхи – это первое воскресенье после весеннего равноденствия и последующего полнолуния. Тогда новозаветная Пасха уже не была привязана к иудейской Пасхе. Кроме того, Собор разработал специальные таблицы, с помощью которых можно рассчитать день пасхи в любом последующем году. Этими предписаниями пользуются и ныне.

На расчет даты празднования Пасхи оказало влияние разлома православия на западную и восточную ветви. Это поспособствовало переходу на григорианский календарь западной церкви. Это происшествие во многом усложнило процесс расчета дня празднования Пасхи. Хотя благодаря тому, что некоторые принципы расчета схожи в разных календарях, возникают изредка дни, когда Пасху одновременно отмечают иудеи и католики.


Можно ли подсчитать день празднования Пасхи самостоятельно?

Подсчитать самостоятельно дату светлой Пасхи можно, но для этого требуется терпение и упорство. Итак, стоит воспользоваться следующей формулой: 4+c+d апреля. В случае, если получается сумма больше 30, то применяют: 4+c+d мая.

Переменные даты для расчета Пасхи узнают следующим образом

С – год, который разделяют на 19. Остаток, полученный при делении, умножают на 19. Затем к полученному результату добавляют 15 и делят сумму на 30. В таком случае остаток будет соответствовать с.

D будет равен остатку 2а+4d +6с+6, разделенные на 7. Остаток, после разделения необходимого года на 4 – это а, остаток от разделения года на 7 – это d.

Такую процедуру расчетов выявили группа ученых, которые работали над изучением соотношений между солнечным календарем и иудейским 12-летним циклом.

Самый простой способ рассчитать дату праздника

21 марта – день весеннего полнолуния. До этой даты отмечать святую Пасху нельзя. Как известно, день, когда отмечается праздник, это воскресенье. Когда известна дата Масленицы, можно подсчитать день Светлого Воскресения Христова. От дня Масленицы отсчитывают 39 дней, а 40-1 день это и будет Пасха.

Святой праздник Пасха – это важнейшее событие для каждого христианина. К этому дню готовятся ни один день, соблюдают правила поста и готовят вкуснейшие праздничные калачи. Ждем этого праздника в этом году 1 мая.

Инструкция

В России 19-м и в начале 20 века, когда религия в значительной мере определяла жизнь общества, даже неграмотные крестьяне могли без труда определить дату Пасхи. Но поступали они просто: отсчитывали 48 дней от начала Великого Поста, который соблюдали практически все. Сейчас же пользуются только числовыми данными.

Исходя из привязки даты Пасхи к дням весеннего равноденствия и полнолуния, для ее точного определения вы должны сначала определить день весеннего равноденствия. Затем высчитываете, когда после него наступает полнолуние. А праздник Пасхи , следующее за полнолунием. Учеными определено, что самая ранняя дата Пасхи – 22 и самая поздняя – 25 по юлианскому , что соответствует у нас, по грегорианскому календарю, периоду с 4 апреля до 8 мая.

Поскольку система расчетов даты Пасхи достаточно сложна и требует специальных знаний, вы можете пользоваться пасхалиями – уже готовыми специальными таблицами, которые составлены православной церковью. Их легко найти как в любом храме, так и в интернете.

Для определения даты Пасхи в принято пользоваться наиболее простой системой, предложенной немецким математиком Гауссом еще в 19 веке. Чтобы произвести правильный расчет Пасхи, вам необходимо определить значение нескольких математических величин. Обозначим их для наглядности буквами А, Б, В, Г,Д и попробуем высчитать искомую дату на 2012 год. Считайте и записывайте:

А равно остатку от деления года на число 19 (2012:19=)

Б равно остатку от деления года на число 4 (2012:4=)

В равно остатку от деления года на число 7 (2012:7=)

Г равно остатку от деления на число 30 выражения 19А+15 ((19х17+15)/30=)

Д равно остатку от деления на число 7 выражения 2Б+4В+6Г+6 ((2х0+4х3+6х8+6)/7=

Итак, рассчитывайте дату Пасхи для 2012 года: 8+3-9=2, т.е. 2 апреля по старому стилю, или 15 апреля по новому (2+13).

Видео по теме

Источники:

  • как рассчитать день пасхи

Пасха является одним из самых почитаемых верующими церковных праздников. Христианская Пасха празднуется весной. День наступления праздника не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю.

Инструкция

Общее правило расчета дня Пасхи таково: Пасха в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Весенним то полнолуние, которое наступает после дня весеннего равноденствия. В расчете участвуют следующие факторы: обращение Земли вокруг Солнца и обращение Луны вокруг Земли.

Немецкий математик Гаусс еще в 18-ом веке вывел формулу для определения дня Пасхи. Обозначим для удобства математические величины буквами а, б, в, г, д. Каждая из букв равна следующему значению:
а - остаток от деления года на 19;

б - остаток от деления числа года на 4;

в - остаток от деления числа года на 7;

г - остаток от деления на 30 выражения 19а + 15;

д - остаток от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.

Вычисленные значения «г» и «д» используются для решения задачи:

Пасха приходится на март или апрель.

Если сумма (г + д) будет меньше числа 9, Пасха в этом году состоится в (по старому стилю), а ее день будет равен 22 + г + д.

Если сумма (г + д) больше 9, Пасха состоится в (по старому стилю), а дата ее равна (г + д – 9).
Учитывайте при расчете, что с 1918 года Россия перешла на новый стиль, «обогнавший» старый на 13 дней. Таким образом, к высчитанному числу необходимо прибавить 13.

Источники:

  • Как вычислить дату Пасхи?

Еще в 325 году священнослужители Александрийской церкви разработали постановления, по которым можно было определить дату самого главного христианского праздника - пасхи, когда красятся яйца, пекутся куличи и люди радостно восклицают: «Христос Воскресе!» - «Воистину воскресе».

Инструкция

Правила отсчета времени празднования Пасхи, принятые в III веке, действуют до сих пор. Праздник Христов всегда в первое воскресение, когда по лунному календарю наступает днем полнолуние или как только заканчивается весеннее равноденствие, в этот же день, но не ранее. День празднования Пасхи может выпасть в период от 21 до 25 , или же, если отсчет вести по Григорианскому календарю – с 4 апреля – 8 мая.

Рассмотрим любопытное вычисление православной Пасхи. Этот способ определяется по Александрийской Пасхалии путем вычисления следующей формулы: Полнолуние (Y) = + [(19 + 15)/ 30], где Y – год, на который определяется Пасха. При делении используются целые . Если полученное из формулы значение (Y) < 32, следовательно, дата полнолуния окажется , а при (Y) ≥ 32, то нужно дополнительно вычесть 31 день, и таким образом определится дата в .

Многие отсчитывают день Пасхи, начиная с первого дня от наступления Великого поста, который длится 48 дней. Но есть и еще математический способ вычисления пасхальной даты, с помощью которого можно рассчитать дни светлого праздника на несколько лет вперед. Этот метод немецкого ученого Карла Гаусса основан на алгебраической формуле. Так, нужно разделить число года, например 1996, на 19. Этот остаток будет называться «а». Теперь разделим 1996 на 4, остаток обозначается «b». Под буквой «с» - остаток, образованный путем деления 1996 на 7. Теперь нужно 19 умножить на «а» + 15. Получившийся остаток делим на 30 и ответ записываем под буквой «d». Остаток на вычисление (2*b+4*c+6*d+6)/7 будет называться «e». И последнее: вычисляем 22+d+е, получаем остаток для определения дня в , а ответ на вычисление d+e-9 будет числом на апрель. Так, для 1996 года по Юлианскому календарю датой Пасхи стало 1 апреля.

Связанная статья

Источники:

  • Вопросы священнику о Пасхе
  • Как вычислить день Пасхи в любом году

Одним из самых великих и почитаемых православных праздников считается Пасха. Праздник связан с ветхозаветным событием освобождения евреев из египетского рабства. Тогда Ангел смерти, умерщвляя младенцев египтян, миновал двери еврейских семей, отмеченных кровью пасхального барана. С тех пор праздник Пасхи стал обозначать переход от смерти к жизни. В современном понимании Пасха – это день воскрешения из мертвых сына Бога. И хотя он посвящен конкретному событию, произошедшему в определенный день, отмечается Пасха каждый год в разные даты, но всегда в воскресенье. В епархии даже есть свой метод ежегодного определения даты Пасхи .

Вам понадобится

  • -лунный календарь;
  • -обычный календарь;
  • -бумага;
  • -ручка.

Инструкция

Пасхальным воскресеньем всегда будет 7 день недели, следующий за днем полнолуния. Так и получается, что выпадает Пасха чаще всего на первую . Ученые подсчитали и сделали прогноз на самую позднюю Пасху, которая может быть, назвав дату 25 апреля. В этот день мы будем Воскресение Господне только в 2038 году.

Православная и католические Пасхи немного различаются, поэтому либо празднуются в один день, либо католическая на неделю раньше. Связано это с тем, что только Православная праздник Воскресения Господня по старому . А весь западный мир делает это по новому. И из-за этой разницы празднование Пасхи совпадает в православном и католическом мирах всего лишь раз в несколько лет.

Причина несовпадения праздников, выпадающих из пасхального цикла, объясняется отличиями календарей. По григорианскому стилю, кроме католиков, живут восточные поместные церкви, а юлианскому стилю верны прихожане Русской, Иерусалимской и Грузинской церквей. Наибольшие сложности связаны с определением дат праздников Пасхи , Вознесения, Духова дня. По расчетам ученых наиболее вероятной датой Распятия является 7 апреля 30 г.

Инструкция

Вы можете вычислить День Пасхи , который припадает на любой год прошедший или будущий. Общее правило расчета даты Пасхи : Пасху в первое , наступившее после весеннего полнолуния. В свою очередь, весенним полнолунием считается первое , которое наступило после дня весеннего равноденствия. Если пасхальное полнолуние выпало на воскресение, то Пасху празднуют в следующее воскресение. Значит, сначала определите день весеннего равноденствия, потом определите ближайший день полнолуния, наступающий за днём весеннего равноденствия, а днем Пасхи будет воскресенье, следующее за днём полнолуния. Исходя из этого простого правила, самым поздним числом, на которое выпадет Пасха, окажется 25 2038 года. А самым ранним числом является 22 2285 года.

Второй способ определения даты Пасхи является пошаговой к выполнению простых арифметических вычислений. Первое, найдите остаток от деления числового значения года на 19. Второе, найдите остаток от деления числового значения года на 4.

Найдите остаток от деления числового значения года на 7. Далее 19 умножьте на первый остаток, потом полученный результат разделите на 30, найдите остаток.
Теперь 2 умножьте на второй остаток, 4 умножьте на остаток, 6 умножьте на четвертый остаток, все результаты сложите вместе и к сумме добавьте 6. Полученный результат разделите на 7, найдите остаток.

Если сумма четвертого остатка и пятого остатка меньше 9, то Пасха припадает на месяц март, а ее дату определите так: сложите четвертый остаток, пятый остаток и 22. Если сумма четвертого остатка и пятого остатка больше 9, то Пасха припадает на апрель, а ее дату определите так: сложите четвертый остаток и пятый остаток, а от полученного результата отнимите 9. Алгоритм универсальный, но через 90 лет претерпит некоторые изменения, ведь с первого января 2101 года увеличится разница между старым и новым стилями, тогда она будет составлять 14 суток.

Источники:

  • как вычислить пасху

Пасха – великий христианский праздник, символизирующий Воскресение Христово. Перед Пасхой длится строгий пост, который продолжается семь недель. Праздник этот не прикреплен к конкретной дате, потому каждый год бывает в разный день, но непременно после дня весеннего равноденствия.

Вам понадобится

  • Ручка, бумага, калькулятор (желательно), календарь(желательно), школьные знания математики.

Инструкция

Пасха является главным христианским праздником. В ней заключен весь смысл христианской веры. Дату праздника можно определить несколькими методами. Пасха проходит после дня весеннего равноденствия. Если у вас под рукой есть лунный календарь, то определить дату Пасхи на этот год не составит труда. Нужно найти день полнолуния, который выпадает после весеннего равноденствия. Ближайшее к этому дню воскресение и будет датой Пасхи. Если у вас нет лунного календаря или нужно рассчитать дату Пасхи на конкретный год, то можно воспользоваться специальными формулами.

Вот формула, по которой можно вычислить дату Пасхи за любой год. Разберем ее ниже.

Сначала рассчитаем остаток от деления числа года на 19, используя калькулятор или деление столбиком, как вам удобнее. Это значение принимаем за А.

Таким же образом рассчитываем остаток от деления числа года на 4. Значение принимаем за Б.

Рассчитываем число В как остаток от деления числа года на 7.

Рассчитываем число Г как остаток от деления на 30 величины 19*А + 15.

Рассчитываем число Д как остаток от деления на 7 величины 2*Б + 4*В + 6*Г + Б.

Чтобы сразу рассчитать день Пасхи, необходимо оценить сумму величин Г и Д. Если она больше 10, то дата Пасхи будет Г + Д - 9 апреля, в противном случае 22 + Г + Д марта. Дата получилась по старому стилю, чтобы перевести в новый стиль, нужно прибавить 13.

Обратите внимание

Пасху католики и православные празднуют в разные дни, совпадают эти даты только раз в несколько лет. Причина этому кроется в том, разные страны выбрали разные точки отсчета от дня весеннего равноденствия, по юлианскому и григорианскому календарям.

Полезный совет

Если вам нужно определить день полнолуния, следующий после весеннего равноденствия, необходимо к 21 марта прибавить число Г. Причем, если Г больше 10, то полнолуние будет в апреле, из получившегося числа нужно вычесть 31. Если Г меньше 10, то полнолуние наступит в марте. Затем по обычному календарю можно рассчитать воскресенье, следующее за этим днем.

Связанная статья

Источники:

  • Статья о расчете даты Пасхи
  • как определяют дату пасхи
  • Пасха в 2013 году дата, когда праздновать православную пасху

Пасха в христианстве, или Воскресение Христово, является великим днем, главным христианским праздником богослужебного года, установленным в честь воскресения Иисуса Христа. Пасха считается переходящим праздником, и ее дата в каждый конкретный год исчисляется при помощи лунно-солнечного календаря. Для определения даты Пасхи необходимо предпринять следующие действия.

Инструкция

Первое воскресение после весеннего полнолуния выпадает на 8 апреля - в этот день в настоящем году празднуется Пасха . Согласно правилам Воскресение Христово приходится на воскресение после католической Пасхи. Отметьте в календаре , следующее после 8 апреля - это и будет день Пасхи, который отмечают .

Обратите внимание

Обратите внимание, что от сроков Пасхи зависят сроки других православных праздников, даты которых изменяются ежегодно. Вход Господень в Иерусалим, так называемое вербное воскресенье - принято отмечать за неделю до Пасхи. Вознесение Христа приходится на сороковой день после Пасхи, а Троица - на пятидесятый день. День Святого Духа считается следующий день после Троицы. Почти все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже пасхальные народные гуляния непосредственно связаны с разговением после завершения Великого поста - времени воздержания, когда праздники переносились на празднование Пасхи. Основными символами Пасхи является все, что выражает обновление (пасхальные ручьи), жизнь (пасхальные куличи, яйца), свет (пасхальный огонь).

Полезный совет

На Пасху принято красить яйца различными красками. Красивые получаются яйца, окрашенные в крапинку. Для этого нужно мокрое яйцо, обвалять в сухом рисе, после чего плотно завернуть в марлю либо в чулок, концы туго завязать, а дальше варить в красящем растворе нужного вам цвета. Чтобы получить рисунок с мраморным эффектом, следует варить яйца в растворе луковой шелухи.

Связанная статья

Источники:

  • когда будет пасха

Совет 8: Как определить, на какое число приходится Пасха

Христианская Пасха – великий, особенный праздник. В этот день верующие, относящие себя к христианской религии, с благоговением и любовью вспоминают о подвиге Сына Божьего, который не убоялся жестоких истязаний и самой смерти, чтобы даровать людям надежду на спасение души. Именно поэтому это светлый, радостный праздник, ведь Сын Божий воскрес, ознаменовав своим чудесным спасением торжество жизни над смертью.

Инструкция

Этот праздник не имеет фиксированной, четко определенной даты. Имеется только одно категоричное условие: Пасха должна праздноваться в воскресенье. На первый взгляд это может показаться странным, даже парадоксальным. Но парадокс только кажущийся: дело в том, что дата Пасхи зависит не только от солнечного, но и от лунного календаря.

Изначально Пасха - точнее, «Пейсах» - была праздником древних иудеев. В этот день они отмечали начало чудесного исхода своих предков из египетского плена (помните библейские легенды, как Моисей 40 лет водил евреев по синайской пустыне). Но они также не знали точной даты начала исхода, поскольку у древних иудеев был лунный календарь. И поэтому 14-й день первого месяца весны (когда по их преданиям и начался этот исход), выпадал на разные дни. Жестко фиксировалось лишь одно обстоятельство: это был первый день весеннего полнолуния.

Вот поэтому, когда христианская религия перестала подвергаться гонениям и сделалась господствующей, потребовалось определиться с датой великого праздника Пасхи. По этому поводу было много богословских дискуссий, споров, – порой, весьма жестких. В конце концов священники на вселенском соборе, который состоялся в городе Никее в 325-м году, постановили: праздник Пасхи надлежит отмечать в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступило вслед за днем весеннего равноденствия. Именно поэтому дата Пасхи имеет такой широкий разброс - от 7 апреля до 8 мая. Целый месяц!

Как еще можно определить дату Пасхи? С помощью лунного календаря, то есть таблиц, в которых указаны фазы Луны и даты, на которые они приходятся. Вам понадобится всего лишь определить, какому дню соответствует начало первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. После чего вы, заглянув в календарь, увидите, какова дата ближайшего воскресенья, наступающего следом. Таким образом вы и узнаете, на какой день выпадает светлая Пасха .

Пасха всегда отмечается в воскресенье. Она знаменует окончание самого строгого и длинного поста. К этому дню воскрешения Христа готовятся всю неделю: красят вареные яйца, делают куличи и освящают их в церкви. Каждый год дата праздника меняется. Определить, когда будет Пасха , можно по специальной формуле.

Инструкция

Несмотря на то, что дата Пасхи из года в год меняется, есть определенный период, за рамки которого она выходить не может. Это промежуток между 22 марта и 25 апреля согласно старому стилю и между 4 апреля и 8 мая – новому. Этот святой для христиан день следует сразу за окончанием Великого поста и приходится на первое или второе воскресенье после пасхального полнолуния.

Определить, когда будет Пасха , можно по специальным таблицам, называемым пасхалиями. Их составляют священнослужители на несколько лет вперед. Однако рассчитать этот день можно и самостоятельно. Надо лишь четко следовать приведенному алгоритму и быть внимательным. Рассмотрим порядок расчета для конкретного года, например 2012.

Есть формула, которая включает в себя две неизвестные величины. Они вычисляются путем арифметического деления, причем значение имеют не результаты этих действий, а получившиеся остатки. При отсутствии остатка он принимается равным нулю.

Запишите основную формулу: p = 4 + x + y, где р – дата Пасхи, которая может быть как апрельским, так и майским днем. Это зависит от результата сравнения с числом 30. Если р получится меньше 30, то праздник будет в апреле, если больше – в мае, при этом из р нужно вычесть 30.

Найдите неизвестное число х, проделав ряд последовательных вычислений. Разделите число года на 19, запомните получившийся остаток. Затем умножьте его на 19 и прибавьте 15, разделите итог на 30, х равно остатку от этой операции:2012/19=105, остаток = 17;17 19 = 323 + 15 = 338;338/30 = 11, остаток = 8 → x = 8.

Рассчитайте число у по следующей формуле: у = остаток(2 A + 4 B + 6 x + 6)/7. Величина А равна остатку от деления числа 2012 на 4, В – остаток деления на 7, а х вам уже известно. Итак:2012/4 = 503 + 0 → А = 0;2012/7 = 287 + 3/7 → В = 3;2 0 + 4 3 + 6 8 + 6 = 66;66/17 = 9 + 3/7 → у = 3.

Подставьте х и у в основную формулу: 4 + 8 + 3 = 15. Число 15 меньше 30, следовательно, Пасха в 2012 году приходится на 15 апреля.

Видео по теме

Источники:

  • Открытый христианский форум

Пасха - самое главное празднество в жизни всех православных христиан. Именно этот религиозный праздник празднуют в честь воскресения Христа. Люди издревле праздновали пасху по своим религиозным обычаям, но со временем, при передаче обычаев от поколения к поколению, многие традиции были позабыты.

Инструкция

Верующие люди за 7 недель соблюдают Великий пост. Традиция соблюдать Великий пост заключается не только в воздержании от животной пищи и плотских удовольствий, но и посещении и . Такой пост позволяет очиститься перед праздником Пасхи не только физически, главная цель соблюдения Великого поста - это духовное очищение. Особенно важно придерживаться поста в Дохристианская Пасха считалась семейным еврейским праздником кочевников-скотоводов. В этот день в жертву еврейскому Богу Яхве приносили ягненка, кровью которого мазали двери, а мясо запекали на огне и быстро съедали с пресным хлебом. Участники трапезы должны были быть одеты в дорожную одежду.

Позднее Пасху стали связывать с событиями, изложенными в Ветхом Завете, исходом евреев из Египта. Считается, что название праздника произошло от еврейского глагола «пасах», означавшего «переходить». Ритуал поспешного поедания мяса стал символизировать готовность к бегству. В период праздника, отмечавшегося в течение 7-ми дней, пекли только опресненный хлеб – это связывалось с тем, что перед исходом из Египта евреи 7 дней питались хлебом, испеченным без использования египетской закваски.

Тайная вечеря состоялась как раз в день ветхозаветной Пасхи, которую Христос праздновал вместе с апостолами. Однако он внес новый смысл в древний обряд. Вместо ягненка, Господь принес в жертву самого себя, превратившись в Божественного Агнца. Его последующая смерть символизировала искупительное жертвоприношение на Пасху. Во время введенного на Тайной вечере обряда Евхаристии, Христос предложил верующим вкушать свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино).

В первые века христианства возникла традиция праздновать 2 Пасхи, символизировавшие смерть и воскресение Христа. Первую проводили в глубокой скорби и строгом посте, а вторую – в ликовании и с обильной трапезой. Лишь позднее было принято решение праздновать одну Пасху, отделив ее от еврейской.

Празднование Пасхи сегодня

Современный христианский праздник Пасхи основан на истории воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Теперь Пасха стала днем, который христиане посвящают воспоминаниям о жизни, смерти и воскресении Спасителя. Первоначально в разных местах она праздновалась в разное время. В 325 году было принято решение Первого Вселенского Собора Христианской Церкви праздновать Пасху в воскресенье, которое наступает после первого весеннего полнолуния. Этот день приходится на период с 4 апреля по 8 мая. Однако расчет пасхальных дат в Православной и в католической Церкви происходит по-разному. Поэтому и католическому календарю Пасха нередко отмечается в разные дни.

Большая часть пасхальных обрядов сохранилась до наших дней, в том числе – всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, приготовление куличей и пасох. Христосование – это обмен поцелуями, который сопровождается произнесением традиционного пасхального приветствия: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Тогда же происходил обмен крашеными яйцами.

Существуют разные версии происхождения традиции крашения яиц. Согласно одной из них, куриные яйца, упав на землю, превратились капли крови распятого Христа. Слезы рыдавшей у подножия креста Богоматери падали на эти кроваво-красные яйца, оставляя на них прекрасные узоры. Когда Христос был снят с креста, верующие собрали и поделили между собой эти яйца, а услышав радостную весть о Воскресении, стали передавать их друг другу.

Традиционными блюдами пасхального стола являются кулич и творожная . Считается, что до распятия Христос и его ученики вкушали пресный хлеб, а после Воскресения – квасной, т.е. дрожжевой. Его и символизирует пасхальный кулич. Пасха изготавливается из протертого творога в форме четырехгранной пирамиды, олицетворявшей Голгофу – гору, на которой был распят Иисус Христос.

Совет 12: Откуда появилась традиция изготавливать куличи и пасхи на праздник Воскресения Христова

В современное время невозможно представить праздничный пасхальный стол без куличей и пасох. Сейчас уже мало кто задумывается о символическом значении этой пасхальной снеди. Однако в первые века христианства верующие люди помнили о том, откуда пошла традиция изготавливать пасхальные куличи и пасхи.

Праздник Светлого Христова Воскресения торжественно отмечался уже с первых веков христианства несмотря на то, что верующие подвергались гонениям со стороны римских властей. Христиане устраивали дома настоящий праздничный пир. В центр стола обязательно ставился хлеб. Это было символичным обозначением присутствия Самого Господа Иисуса Христа.


Позднее, когда христиане смогли открыто проводить богослужения в храмах, в церковную богослужебную жизнь вошла традиция изготовления пасхального артоса (артосы пекутся к празднику Пасхи и в настоящее время). Артосы символизировали древнюю традицию образного присутствия Христа в домах первых христиан, празднующих Пасху. Артосы освящались в конце Светлой седмицы и раздавались верующим. Так происходит и в настоящее время в православных храмах.


Когда в христианское мировоззрение пришло представление о том, что семья является малой Церковью, то верующие люди просто не могли оставить эту домашнюю Церковь без своего «артоса». Так появилась традиция испекать подобные артосам по форме куличи. Таким образом, кулич был своеобразным символом торжества христиан на праздник Воскресения Христова. Это пасхальное угощение символизировало незримую близость Самого Спасителя мира.


Изготовление пасох также имеет древнюю историю. В настоящее время этот продукт представляет собой твороженную массу в виде своеобразной вытянутой пирамиды. Такая форма обуславливается памятью о гробнице Христа. Несмотря на то что в древности евреи хоронили своих людей в пещерах, форма своеобразной гробницы Гроба Господня имела место в сознании христиан. Таким образом, являли собой напоминание о Гробе Господнем, из которого воссиял свет преславного Христова Воскресения. В настоящее время сами пасхи обязательно украшаются буквенными символами «ХВ», Христос Воскресе.

Одним из самых радостных православных событий признан день Воскресения Христова, называемый в народе Пасхой. Это переходящий праздник, который ежегодно отмечается в разные числа.

После проводов долгой затяжной зимы и празднования Масленицы у верующих христиан наступает Великий пост, который признано считать самым строгим и тяжёлым. В этот период каждый верующий человек готовится к покаянию, переосмысливает сущность своего бытия и очищает свою душу.

Последняя страстная неделя поста считается самой страшной неделей в году для православных христиан и напоминает о мучениях Иисуса в последние дни своей жизни. Страстная пятница стала драматической кульминацией перед Воскресением Христовым - в этот день распяли сына Божьего.

Само слово "Пасха" имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как "избавляться". Именно в этот день Иисус воскрес, а всё человечество избавилось от своих грехов. В православном мире этот день олицетворяет вечную жизнь и победу над смертью.

Какого числа будет Пасха в 2016 году?

Ежегодно Пасху отмечают после завершения Великого поста - в первое воскресенье после окончания страстной недели. В этом году истинно верующие христиане придерживаются Поста в течение сорока дней, начиная с 14 марта по 30 апреля.

В 2016 году дата великого церковного праздника Пасхи совпала с красной датой производственного календаря, а именно днём весны и труда. Поэтому православные верующие отметят Пасху в воскресенье - первого мая.

Некоторые традиции пасхального воскресенья:

В этот светлый день ни в коем случае нельзя обижать других людей, ругаться, грустить и совершать какие-либо грехи;

Непременными атрибутами праздничного стола должны стать крашеные яйца, освященный кулич и сладкие булочки;

В ночь на воскресенье истинно верующие христиане отправляются на крестный ход, исповедуются в своих грехах, совершают молебен и причащаются;

В пасхальное воскресенье нельзя убираться и совершать какого-либо рода работу;

В этот день принято радоваться, обниматься и при встрече с другим человеком произносить: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!"

Ну, давайте, убедите меня! – так начинался многолетний спор, который моя бабушка ежегодно затевала в канун Пасхальной недели. И никакие доводы не являлись достаточно весомыми, чтобы сломить ее непрошибаемый скепсис. Каждый раз мама пыталась объяснить причину, по которой дата Пасхи курсирует по календарю. Пока однажды я не сказала: «Ну, хватит. Раз тебя невозможно убедить, то праздновать Пасху мы больше не будем! Это вопрос веры, а раз ее нет, то и праздника нет?» Не думаю, что бабушка сразу обрела веру, но с тех пор донимать всю семью вопросом: «Почему Иисус рождается всегда в один день, а воскресает в разные», перестала.

А ведь в чем-то она была права… Когда-то дата Пасхи была неизменной. В месяце Нисане, 14-го дня иудеи отмечали свой исход из Египта. Это уже потом Святая Церковь объявила Пасху днем воскресения Христа и установила новую дату. В 325 году по Р.Х. на Первом Вселенском Соборе было принято решение не отмечать этот праздник в один день с иудеями и закрепить за Пасхой первое воскресение после полнолуния наступающего сразу за 21 марта. И получилось, что начало Пасхальной недели, приходится на временной промежуток с 4 апреля по 8 мая. И целиком зависит от лунного и солнечного циклов. Ну а разница в датах католической и христианской Пасхи объясняется использованием разных календарных стилей.

Чтобы не запутаться и всегда точно знать, когда же наступит светлое воскресение, вы можете самостоятельно вычислять дату. Существуют несколько способов. Проще всего отсчитать от последнего дня масленицы 40 дней. 40-й день и будет началом Пасхи. Другой метод вычисления предполагает, что вы будете следить за лунным фазами. Искомая величина приходится на воскресение после первого полнолуния вслед за днем весеннего равноденствия. Существует еще и арифметический способ, основанный на пошаговых вычислениях:
1. Делим числовое значение года на 19, и находим остаток.
2. Делим числовое значение года на 4, и снова запоминаем остаток.
3. Еще раз делим числовое значение года на 7 (остаток в уме).
4. Умножаем 19 на первый остаток.
5. Полученный результат делим на 30, находим остаток.
6. Теперь 2 умножаем на второй остаток.
7. 4 умножаем на третий остаток
8. 6 умножаем на четвертый остаток.
9. Суммируем результаты и добавляем 6.
10. Полученное число делим на 7, находим остаток.
Сумма четвертого остатка и пятого остатка меньше 9? Пасха выпадает на март, а дату можно определить сложением четвертого остатка, пятого остатка и 22.
Сумма четвертого остатка и пятого остатка больше 9? Пасхе быть в апреле, а точное число определяется суммированием четвертого остатка и пятого остаток, из суммы вычитаем 9.
Однако этот способ с 1 января 2101 года придется корректировать, поскольку разница между новым и старым стилем увеличится на 14 суток.

А пока мы предлагаем вам воспользоваться уже готовыми результатами и пометить в своих ежедневниках даты Пасхи вплоть до 2018 года:
2012 - 15 апреля; 2013 - 5 мая; 2014 - 20 апреля; 2015 - 12 апреля; 2016 - 1 мая; 2017 - 16 апреля; 2018 - 8 апреля.
Анна Квятковски