Как научить малыша цветам. Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры, стишки, песенки, мультики, упражнения. Как учить цвета радуги по порядку детям? В каком возрасте ребенок начинает различать и должен знать цвета

«Моему сыну уже два года, но он так и не научился различать цвета», «Моей дочке кажется, что все вокруг зеленое», «Учим цвета с ребенком уже два года, а он все еще продолжает их путать» - в жизни молодых мамочек есть распространенные проблемы, на которые они жалуются друг другу и просят совета. Действительно ли все так плохо или неопытные родители просто паникуют раньше времени?

Мамочки стараются как можно быстрее научить ребенка различать цвета

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета?

Давайте постараемся вместе понять, до какого возраста трудности с определением цвета не должны вызывать опасения у родителей, а когда уже считаются патологией. Итак, если ребенку всего лишь 2 годика, то нет никакого повода расстраиваться из-за того, что он еще не научился различать цвета. Сначала ему необходимо освоить речь, а только после этого можно переходить к изучению и познанию нового материала.

Одни дети уже в 3 года могут узнавать и называть оттенки, отделять их друг от друга (как правило, это происходит в том случае, если вы занимаетесь с малышом со младенчества), а другие и в 5 лет продолжают их путать. Как первый, так и второй вариант является нормой. В том случае, если у родителей ребенка нет трудностей с цветоощущением, то вероятность, что эта проблема будет у их малыша, сводится практически к нулю. Однако, если вы носитель гена дальтонизма, то существует риск, что ваши сыновья родятся дальтониками. Он составляет 50 процентов. У девочек проблем с цветовосприятием быть не может, так как дальтонизм - чисто мужское отклонение.

Поставить ребенку диагноз «дальтонизм» врач в состоянии не раньше, чем малыш достигнет семилетнего возраста. Это связано с тем, что дошкольник может в принципе не понимать, что означает термин «цвет». Именно по этой причине он может все еще путать оттенки.

Подтвердить или опровергнуть предположение о наличии дальтонизма у ребенка можно с помощью проведения диагностики распознавания цветов по полихроматическим таблицам. Она проводится также не раньше семи. По каким еще причинам ребенок может не определять цвета:

  • вы начали поздно знакомить его с расцветками (только с вашей помощью малыш может научиться различать и запомнить их названия);
  • чадо забавляет ваша реакция на его ошибки, поэтому он нарочно начинает говорить неправильно;
  • связано с его темпом познания мира.

В любом случае необходимо заниматься с малышом с ранних лет. Тогда не будет проблем ни с распознаванием цветов, ни с речью, ни с воспитанием.



Тесты на дальтонизм проводятся только после 7 лет, когда ребенок уже точно понимает цветовые различия

Как научить ребенка цветам?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Если вы хотите научить малыша как можно быстрее определять цвета, то начните его водить на развивающие занятия в детский центр или клуб. В группе, коллективе, с ровесниками необходимая информация запоминается намного лучше.

Никогда не задавайте ребенку вопрос: что это за цвет? Иначе вы рискуете развить у него чувство неуверенности в себе, связанной с боязнью ошибиться. Тогда сколько бы вы не занимались с ним, результата не будет. Лучше называйте оттенки как бы между прочим - например, во время рисования или игры: «у тебя получился очень красивый красный цветочек» или «бросай мне этот зеленый мяч». Не заставляйте малыша насильно что-либо заучивать. По крайней мере на первых этапах развития чрезмерная настойчивость может обернуться против вас же.

Перед тем как начать изучение, обратите внимание на формирующийся характер ребенка и его возраст. Не все дети запоминают новую информацию легко и быстро. Кому-то надо несколько раз повторить, чтобы он смог запомнить, а кому-то и одного раза будет достаточно. Так с чего же начать? Вот несколько советов:

  1. В первую очередь объясните, что существуют разные цвета. Назовите их.
  2. Покажите примеры этих расцветок на различных предметах, уже известных малышу.
  3. Не забывайте, что изучать новую информацию следует в игровой форме. Так ребенок лучше усвоит и запомнит ассоциативный ряд.
  4. Сначала займитесь изучением основных оттенков и только после того, как ребенок полностью их освоит, вы можете переходить на остальные.
  5. Учить рекомендуется в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий.
  6. Не знакомьте с новым цветом, если еще не выучен предыдущий.
  7. Используйте разные речевые конструкции: это желтый мяч, синее платье.

Если все цвета выучены и «отскакивают от зубов» точно так же как таблица умножения, можно переходить к упражнениям посложнее. Объясните малышу разницу между теплыми и холодными оттенками.

Возрастное обучение

Важно вовремя начать обучение: не раньше положенного срока и не позже. Только в таком случае малыш будет развиваться правильно и отстанет от своих ровесников по знаниям. Давайте разберемся, как научить ребенка цветам в возрастном промежутке от 12 до 36 месяцев.

Так, кроха обращает свое внимание на различие в оттенках уже с момента своего рождения. Желтый он распознает первым, поэтому изначально отдает свое предпочтение именно желтым погремушкам. Вы можете уже с младенчества давать первые представления, показывать и объяснять, как цвет выглядит на примере игрушек. Однако не ждите, что он тут же сможет все запомнить. Грудной - это такой период в жизни малыша, в котором всю информацию он воспринимает пассивно. Он еще мало понимает то, о чем ему говорят окружающие, но это не значит, что можно говорить всякую ерунду. Пройдет немного времени, информация начнет постепенно укладываться в голове и в итоге будет переработана в речь. Именно поэтому будет нелишним уже сейчас рассказывать малышу о цветовых понятиях, говорить, как выглядит его любимая игрушка, столик или лопатка.

Один-два года

Это новый период в жизни ребенка. Теперь можно научить его раскладывать предметы по цветам - зеленые кубики ставить с зелеными, красные с красными и т.д. Все это может оказать помощь в изучении цветовой гаммы.

Не надо заставлять малыша заучивать названия цветов. Умение их сортировать является первым шагом к пониманию различий (рекомендуем прочитать: ). Наклеивайте на листы разноцветные наклейки, лепите фигурки из пластилина, рисуйте цветными карандашами, красками, мелками или фломастерами.



Игры на сортировку по цветам помогут ребенку на подсознательном уровне запомнить различия между ними

Три года и старше

Начиная с 3-4 лет, ребенок познает мир с помощью различных физических действий. Ему необходимо бросать, сыпать, перебирать, трогать предметы, двигаться. Только так он сможет быстрее разобраться в окружающем его мире и в цветах.

Во время рисования как можно чаще проговаривайте юному художнику, что и каким цветом он рисует. Например, «солнышко мы рисуем желтым карандашом, небо – голубым, травку – зеленым» и т. п. Когда он станет чуть старше, смешайте с ним краски и обратите внимание на то, что за оттенок в итоге получится. Подобные эксперименты обязательно развлекут и увлекут ребенка. Он захочет создать свой авторский цвет и не успокоится, пока мама при очередном смешивании красок не скажет: «это получился фиолетовый… а это коричневый… ой, а такой цвет я не знаю, давай придумаем ему свое уникальное название?».

Также вы можете помочь разобраться в цветах с помощью книжки, рассматривая вместе иллюстрации к сказкам. Этот метод применим не только по отношению к картинкам, но и ко всему окружающему миру. Привязывайте оттенки к любым предметам, тогда ребенок сможет научиться их определять очень быстро. Не забывайте, что обучать надо в легкой и игровой форме.

Учим цвета с помощью игры

Ни для кого не секрет, что запоминание информации лучше всего происходит во время игры. Это применимо и к изучению цветов. Представленные ниже игры помогут вам объяснить различие в оттенках:

  • Путаница. Для игры нам нужны разноцветные ручки. Снимите колпачки, а потом предложите попробовать подобрать к ним ручки, которые будут одинаковыми по цвету. Во время игры вы можете надеть колпачок одного цвета на ручку с другим цветом. Ваш малыш обязательно укажет на вашу ошибку и исправит ее.


Цветные ручки или фломастеры тоже могут стать игровым учебным материалом
  • Найди лишний. Для этой игры потребуются разноцветные шарики. Дайте ребенку несколько желтых шариков и один красный. Он должен выбрать среди шариков лишний, т. е тот, который будет отличаться от остальных. Цвета можно изменять в зависимости от того, что вы хотите выучить.
  • Подбери пару. Эта игра станет отличным помощником при изучении цветов. Малышу надо подобрать подходящую крышу к домику, кабину к машинке. Этих пар может быть бессчетное множество. Есть и другой вариант этой игры: надо разложить перед непоседой неправильно подобранные пары. Он же будет находить и исправлять ваши ошибки.

Цветное лото

Интерес к этой игре возникает у детей приблизительно в 1,5 года. Правила игры в детское лото существенно отличаются от правил взрослого варианта. Смысл игры заключается в следующем: надо на предложенном игровом поле разложить подходящие к нему карточки; одно игровое поле содержит в себе картинки, имеющие только один цвет, поэтому ребенку нужно сначала из всего набора карточек выбрать те, на которых имеются изображения того же цвета, что и у картинок, расположившихся на игровом поле. Только после того, как он сделает это, можно переходить к следующему этапу игры: подбору соответствующих картинок.

«Цветные» дни»

Эта игра приобрела большое распространение в наше время. Ее смысл в том, что ребенок на протяжении одного дня, а иногда и недели, должен постоянно сталкиваться с предметами одного и того же цвета. Благодаря такому ненавязчивому способу он сможет очень быстро запомнить оттенки. К примеру, в «красный» день, нужно играть только с красными игрушками, одевать только красные вещи. При этом не забывайте периодически называть цвет, когда встречаете на своем пути. Что еще можно делать в такие дни:

  1. во время прогулки ищите машины с соответствующей окраской;
  2. лепите из пластилина, рисуйте картинки, делайте подделки с изучаемым цветом;
  3. играйте с цветовой сенсорной коробкой;
  4. играйте в цветное лото, используя карточки;
  5. ищите в доме однотонные игрушки;
  6. включите в рацион цветные продукты.


Изучая один из цветов, нужно целый день акцентировать внимание именно на нем

Сортировка по цветам

В играх такого типа малышу нужно разбивать игрушки на несколько групп по правилу: одна группа игрушек – один цвет. Вы при этом постоянно проговаривайте все его действия. Что же можно сортировать? Давайте рассмотрим несколько вариантов игры, это нужно знать всем мамам:

  • Можно раскладывать бусины по мискам. Предложите малышу немного пофантазировать: пусть представит, что перед ним лежат не бусины, а конфеты. В скором времени к нему собираются прийти игрушечные друзья. Он очень хочет их угостить конфетами, но, к сожалению, товарищи малыша привередливы в выборе лакомств. Так, мишка ест только красные конфеты и ему совсем не нравятся зеленые, а заяц любит желтые, но никогда не станет кушать синие. Чтобы не обидеть своих друзей, ребенку нужно перед их приходом обязательно разложить конфеты по цветам: желтые к желтым, красные к красным и т. д.
  • Для второго варианта игры понадобится цветовой сортер. Сделать его очень легко: приготовьте любую ненужную коробку, например, из-под чая, и цветную бумагу. Обклеиваем эту коробку цветной бумагой и делаем в ней прорези. Все, наш сортер готов. Предложите крохе проталкивать в прорези различные игрушки. Это могут быть любые мелкие детали: пуговицы, бусины, мозаика.
  • Вместо сортера можно использовать простой лист бумаги с цветовыми секторами. Предложите разложить игрушки на листе бумаги в зависимости от окраски сектора.

Разновидностей «сортировочных игр» множество. Их нетрудно придумать и самим, нужно только уметь пользоваться своим воображением.



Сортировочные игры можно сделать из подручных материалов или купить в магазине

Найди цвет

Попросите ребенка найти предметы с выбранным вами цветом. Покажите ему, как это делается или поиграйте вместе (идеально, если получится собрать компанию из 2-3 детей). В первую очередь следует искать предметы с одинаковым цветом. Это могут быть детали мозаики или конструктора, кубики. Потом можно усложнить задачу и предложить поискать предметы одновременно с несколькими оттенками. Эта игра идеально подойдет малышам, которые только начинают знакомиться с цветовой гаммой.

Карточки Домана

Если вы хотите, чтобы непоседа научился различать и называть цвета, непременно попробуйте с ним позаниматься по карточкам Домана - это самый легкий и действенный способ. Молодым родителям не придется тратить много времени и сил для этого. Вы можете быть уверены, что желаемый результат не заставит себя долго ждать. Необходимо только время от времени закреплять полученные навыки. Это можно делать с помощью других игр (найди лишний, «цветовые» дни). Если же вы этого делать не будете, то через некоторое время кроха может забыть названия цветов и тогда вам придется начинать учить их заново.

Не тратьте свои силы на запоминание названий цветов, которые вы сами в повседневной жизни не употребляете. Зачем, к примеру, малышу запоминать пурпурный оттенок, если вы сами, встретив его, назовете фиолетовым. Когда ребенок проявляет признаки усталости и теряет интерес к игре, необходимо прекратить занятие. Комментируйте свои действия, хвалите малыша за любые его достижения, тогда процесс обучения будет доставлять удовольствие вам обоим, а это значит, что запоминание названий цветов произойдет очень быстро и увлекательно.

Когда речь заходит о развитии ребенка, все родители становятся ужасными паникерами. Когда малыш должен знать все цвета? Как научить ребенка различать цвета? Что делать, если чадо не знает всех оттенков радуги? Постараемся разобраться со всеми этими вопросами.

В каком возрасте ребенок должен знать цвета?

Младенцы с года различают цвета. Другое дело, что их названия дети смогут выучить лишь тогда, когда начнут говорить.

В современном мире ситуация, когда малыш не говорит в 2 года, считается нормой. Поэтому требовать от «неговорящего» ребенка знания всех цветов радуги бесполезно.

Кроме того, следует помнить, что каждый ребенок – индивидуальность. Один уже в два года сможет назвать четыре базовых цвета, а кто-то будет путать красный с желтым почти до школы. Не стоит отчаиваться и думать, что с вашим ребенком «что-то не так».

Психологи и педиатры утверждают, что малыш имеет право путать окраски и в три, и в четыре года, а полностью цветоощущение сформируется у него только к семи годам.

Начинать учить ребенка различать разные расцветки можно с рождения, но оптимальный возраст для такого обучения находится в диапазоне от 2 до 5 лет.


Как научить ребенка узнавать цвета?

Родители, решая, как научить ребенка различать цвета, прибегают к разным способам. Кто-то использует специальные игры, кто-то делает упор на развивающую литературу, кто-то просто рассказывает малышу о цветах и показывает их в повседневной жизни. Каждый метод хорош по-своему. Выберите тот, который подходит именно вам.

Ниже представлены наиболее популярные способы и советы.

  1. Говорите разными фразами. (Синий мяч. Этот мяч синий. Мяч синего цвета)
  2. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  3. Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом.
  4. Не давайте ребенку черный карандаш. Слишком четкие яркие линии «перекроют» в сознании малыша все другие цвета.
  5. Обращайте внимание на цвета везде – на прогулке, дома, во время чтения книги или просмотра мультфильмов. Одевая ребенка, проговаривайте окраску одежды, наливая что-то в кружку или накладывая еду в тарелку, также акцентируйте внимание на окраске.

7 простых игр для изучения цвета

  1. Первая игра называется «Яркие коробки» . Суть ее проста: возьмите две коробки из-под обуви и оклейте их цветной бумагой (например, зеленой и красной). Предложите малышу собрать в коробки игрушки определенной окраски.
  2. «Пирамидка» . Купите пирамидку с яркими кольцами и попросите ребенка собрать ее. Нанизывая кольцо, малыш должен проговаривать его цвет. Такая может как научить ребенка различать цвета, так и познакомить с понятиями «больше-меньше».
  3. Конструктор . Предложите малышу не просто бездумное «строительство», а сортировку деталей по цветам. «Постройте» синий и красный домики, из зеленых и коричневых деталей сделайте дерево, желтый подойдет для создания дороги.
  4. Карточки . Этот метод лежит в основе раннего развития Глена Домана. Вырежьте из цветной бумаги несколько карточек. Наклейте их на картон, чтобы карточки были плотнее. Показывайте ребенку тот или иной цвет и четко произносите его название. Достоинством этого метода является то, что вы можете начинать обучение чада уже с первых месяцев его жизни. Позже, когда карапуз подрастет, можно получать от него обратную связь, задавая вопросы.
  5. Мозаика . Существует специальная напольная мозаика, собирая которую, малыш научится не только определять окраску деталей, но и разовьет мелкую моторику рук.
  6. «Чудо-бабочки» . Вырежьте из цветного картона четыре цветка и четыре бабочки. Цветки разложите на столе, бабочек вручите чаду. Попросите малыша «посадить зеленую бабочку на зеленый цветок» или «красную на красный». Далее усложняйте задание, миксуя окраску бабочек и цветков.
  7. «Волшебная радуга» . Возьмите большой лист ватмана и расчертите его на семь полосок. Это будет радуга. На каждую часть листа приклеивайте предметы (листики, пуговицы, лоскутки ткани) определенного спектра. Малышу такая игра точно придется по вкусу.


Как научить ребенка определять цвета с помощью игрушек?

В обучении ребенка цветам вам на помощь придут разнообразные игрушки и пособия. О некоторых уже было сказано выше (мозаика, пирамидка, конструктор), но есть и другие занимательные игрушки, которые помогут вашему чаду подружиться с палитрой:

  • кубики;
  • разноцветные пластиковые овощи и фрукты;
  • шары для сухого бассейна;
  • раскраски и карандаши;
  • разноцветные пуговицы.

Очень наглядно цвет представлен в многочисленных книжках и детских пособиях, коих много можно найти и в Интернете и в магазинах.


Что делать, если малыш путает цвета?

Бывает так, что как ни пытаются родители развить у крохи цветоощущение, все усилия оказываются напрасными. Чадо неизменно путает цвета или вообще забывает их названия.

Почему это происходит у детей? Причины могут быть разные.

  • Разный темп развития у разных детей. Кто-то говорит предложениями в полтора года, а кто-то «молчит» в 2,5. Не стоит равнять всех детей «под одну гребенку».
  • Позднее обучение. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем быстрее он освоит всю базовую информацию (в том числе и цвета).
  • Дальтонизм. Это крайне редкое заболевание, которым страдают только мальчики. Если ни один из родителей не имеет отклонений, то ребенок вряд ли окажется дальтоником.

Заключение

Как научить ребенка различать цвета? Не жалейте времени, чтобы познакомить малыша с цветами и оттенками. Чем меньше будет чадо на момент обучения, тем быстрее усвоит и запомнит базовые (а потом и остальные) цвета.

Знакомство с цветом, пожалуй, одно из первых представлений об окружающем мире, которое доступно даже очень маленькому ребенку. И это понятно, ведь по утверждению специалистов, кроха уже с двух-четырех месяцев может распознавать цвета. Но, несмотря на то, что цветовое восприятие заложено у ребенка с рождения, правильное называние и различение цвета требует целенаправленного обучения. В домашних условиях подобное обучение можно проводить даже с грудничками, так как пассивные знания со временем переходят в активные, если они постоянно побуждаются взрослым. Более того, это просто необходимо для крохи, так как раннее обучение цветовосприятию обогащает знания об окружающих предметах, способствует сенсорному (чувственному) развитию. Педагоги обращают внимание родителей на то, что малыш может путать цвета в раннем возрасте, так как полноценные знания о цветовой гамме устанавливается у него только в старшем дошкольном возрасте. Поэтому подобные пробелы не должны волновать родителей. Главное, к чему они должны стремиться, как научить ребенка различать цвета правильно.

Каждому возрасту своя цветовая гамма!

Прежде чем начинать домашнее обучение, родителям не помешает знание о возрастных этапах распознавания цвета у детей, чтобы ненароком не наделать ошибок. Педагоги подчеркивают, что палитра цвета открывается ребёнку постепенно, поэтому надо начинать с основных цветов, затем переходить к их оттенкам. Родителям будет интересно узнать, что младенец сначала воспринимает цвета в теплых тонах (красных, желтых, оранжевых), поэтому лучше, если первые игрушки для бодрствования будут именно такой расцветки. Затем цветовой спектр расширяется, к концу первого года малыш уже различает холодные тона (зеленые, синие предметы). При правильном обучении кроха шагает по ступеням цветовой палитры следующим образом:

  • в раннем возрасте дети должны знать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и дополнительные контрастные (черный, белый);
  • при обучении младших дошколят к основным добавляются оранжевый, фиолетовый, но главное, малышу становятся понятны не только сами цвета, но и некоторые их оттенки (например, голубое небо, розовый цветок, серый волк);
  • средний дошкольный возраст характеризуется тем, что пятилетние детки учатся дифференцировать оттенки, например, светло-зеленый, темно-зеленый, изумрудный;
  • старшие дошколята не только уверенно называют цвета, но и активно используют их оттенки в творческой деятельности (светло-коричневая шерстка у собаки, темно-серая туча).

Важно: нужно учитывать, что шестилетние дети любят самостоятельно создавать разнообразные оттенки цветов при смешении красок, хорошо знают тона, например, малиновый, сиреневый, бирюзовый. Поэтому в доме всегда должны быть краски для творческой деятельности дошколенка.

Специалисты утверждают, что приучить ребенка называть и отличать цвета совсем нетрудно, если правильно подойти к домашнему обучению. Можно даже не организовывать каких-то специальных занятий, а использовать всевозможные приемы в окружающей обстановке. В педагогике существует много приемов, при помощи которых легко и просто научить дошколенка уже в раннем возрасте различать основные и дополнительные цвета:

  1. Повседневное общение. Каждый момент жизни ребенка может стать эффективным приемом обучения: приготовление любимого салата с мамой, для которого нарезаются красный помидор, зеленый огурец, желтый перец. Или по дороге из детского садика домой можно сосчитать все мимо проезжающие красные машины. Или во время прогулки составить букет из осенних листьев (красных, желтых, оранжевых, зеленых).
  2. Организация "цветного" дня в семье. Взрослый специально создает ситуацию, когда ребенок в доме постоянно сталкивается с вещами определенного цвета. Например, день желтого цвета для детей предполагает, что в этот день в доме все пользуются желтыми полотенцами и салфетками, желтой посудой, одеваются в одежду желтого оттенка, в игровом уголке игрушки только желтых тонов. Даже еда может быть насыщена желтым цветом, например, яблоки, бананы, сыр, масло, яичница. Специалисты хвалят такой прием, говорят, что он приносит ощутимые результаты. Правда, его могут использовать только творчески настроенные родители, так как вместе с малышом надо искренне удивляться одному и тому же цвету во многих домашних вещах, постоянно называть его, читать веселые стишки, петь песенки. Например, "желтый цвет похож на солнце, в небе солнышко смеется!", "носит одуванчик желтый сарафанчик". Для разнообразия этот прием можно дополнять наблюдением за объектами на улице: одежда прохожих, витрины магазинов, машины, светофор.
  3. Занятия творчеством. Все взрослые знают, что дошколята очень любят рисовать, конструировать, лепить, вырезать. Творческая деятельность может стать отличным средством - подсказкой, как выучить цвета с ребенком. Главное, позаботиться, чтобы в домашнем изоуголке всегда были краски, карандаши, бумага, пластилин, разнообразные конструкторы. Близкие вместе с дошколенком могут там творить, фантазировать, изготавливать поделки, строить дома, машины. При этом взрослый постоянно советуется с ребенком, каким цветом будет та или иная деталь, побуждает повторять названия цветов, которые нужны для создания образов, например, желто - зеленая гамма при рисовании природы, голубая - небо и море.
  4. Дидактические игры на цвет и форму. Развивающие игры и игрушки являются неоценимым подспорьем, чтобы в игровой форме быстро научить детей распознавать цвета.Сейчас предлагается много подобных игрушек, которые родители могут приобрести в домашний игровой уголок. Принцип выбора должен быть следующим: доступность, простые правила, привлекательность. Для домашних занятий актуальны игры по типу группировки "Разложи правильно" (фигуры группируются по соответствующим цвету и форме), игры по типу лото "Цвет, форма, величина", "Закрой окошко в домике" (выкладывание маленьких форм на большую карточку), игры по типу составления спектра "Собери букет", "Цветик - семицветик" и подобные. Хороши такие игрушки тем, что их можно сделать самим в домашних условиях из бросового материала (коробочек, пластиковых стаканчиков, бумаги, картона).
  5. Детские книжки с иллюстрациями и заданиями. Красочные картинки всегда привлекают внимание ребятишек. Как научить ребенка различать цвета при помощи книжек? Вместе с ребенком можно рассматривать иллюстрации к прочитанным произведениям и обсуждать их в плане цвета, например, как одеты герои, как художник - иллюстратор цветовой гаммой передает их настроение. Популярны среди дошколят развивающие пособия с разнообразными заданиями, "цветными" стишками, например, книжки Олеси Жуковой "Учим цвет и форму", Галины Шалаевой "Цвета", Евгении Юрченко "Учим цвета" и других авторов.
  6. Сюжетные игры . У каждого дитя дома есть любимые сюжетные игрушки (куклы, мишки, машины, кубики, ведерочки, совочки и т. д.), которые могут пригодиться, чтобы в игровой форме научить ребятишек запоминать название цвета. С этой целью можно увлечь детвору совсем простыми игровыми сюжетами, например, "Построим каждой цветной машинке свой гараж", "В гости к любимому мишке", "Вырежем бумажной кукле платье из цветной бумаги", "Приготовим угощение из цветного льда" и другие подобные. Главное - творческое отношение родителей к детской сюжетной игре, ведь разыгрывание сюжета поможет ненавязчиво закрепить цвета и их оттенки. В них не только учим цвета, но и развиваем речь, формируем интеллект, ребенок приобретает новые знания, сопереживает, проявляет эмоции.

Важно: дети хорошо воспринимают информацию о цвете, если у них идет полноценное речевое, умственное и эмоциональное развитие.

Учим цвета в игре!

Для любящих родителей не будет проблемой, как научить ребенка различать цвета, если они будут постоянно играть с ним. В настоящее время создано множество игр, которые направлены на пополнение и закрепление знаний об окружающем мире, в том числе и цветах. Наиболее популярные и любимые детьми игры, при помощи которых учим цвета:

"Вкладыши"

Игры - вкладыши доступны даже маленькому ребенку. С их помощью он не только распознает цвет, но и развивает мелкую моторику, обогащает знания о форме, величине предметов. Правило игры у многих вкладышей одинаковое: в емкость с прорезями геометрической формы нужно вставить соответствующие по цвету, форме и размеру фигуры. Для большей заинтересованности ребятишек игрушки представлены в виде объемных домиков, ящичков, цветочков, паровозиков или плоскостных рамок. Родитель может выбрать вкладыши, исходя из возраста и интересов своего чада. Можно соорудить игру самостоятельно, прорезав в коробке отверстия геометрической формы и обклеив каждую сторону цветной бумагой. Для проталкивания внутрь пригодятся мелкие игрушки, детали конструктора, мозаики. Нельзя использовать очень мелкие или острые детали, играть в самодельные вкладыши лучше вместе с деткой. Сейчас стали очень популярны рамки - вкладыши Монтессори, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

"Подбери пару"

Учим цвета при помощи игр из разряда «Подбери пару», которые обычно нравятся маленьким деткам. При правильной организации в дальнейшем кроха может играть самостоятельно, что значительно облегчает задачу родителей в быстром обучении. Правила игры просты и доступны малышам. Нужно подобрать предмет определенного цвета к аналогично окрашенному другому, например, крыши к домикам, совочки к ведеркам, бантики к платьицам или геометрические фигуры одного цвета: круги, квадраты, треугольники и т. д. Для поддержания интереса к такого рода играм можно предложить вариант: ребенок закрывает глаза, а взрослый "ошибается" в подборе пар. Нужно исправить все ошибки.

"Веселая мозаика"

Довольно необычная игра для старших ребятишек, имеющих опыт в рисовании геометрических фигур. Играть можно вдвоем, но более интересно играть нескольким игрокам. Поэтому такая игра может войти в семейный досуг. Правила игры просты, но требуют внимания, начинать рисование нужно взрослому. В центр стола выкладывается большой лист бумаги и цветные фломастеры разного цвета. Первый участник в центре листа рисует любую геометрическую фигуру: ромб, квадрат, треугольник, закрашивает ее одним цветом. Следующий участник пририсовывает к одной из сторон первой фигуры свою геометрическую фигуру другого цвета, такие действия совершают все участники. Правило игры заключается в том, что ни одна из фигур не должна соприкасаться сторонами с другой фигурой такого же цвета. Побеждает тот, кто завершает "мозаику" последним рисунком.

"Старая сказка на новый лад!"

Еще одна необычная игра для средних и старших дошкольников, которые хорошо умеют пересказывать, так как игра динамичная, требует внимания и смекалки. Правила заключаются в следующем: взрослый подбирает сказку или короткий рассказ, который хорошо знаком детям. Затем предлагает ребенку "окрасить" при пересказе все встречающиеся персонажи или предметы на один определенный цвет, например, синий. Вот как примерно будет выглядеть сказка "Три поросенка":

Жили-были на свете три синих поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, синенькие , с одинаковыми синими веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето поросята кувыркались в синей траве, грелись на синем солнышке, нежились в синих лужах. Но вот наступила осень...

Когда дети хорошо научатся пересказывать сказки таким образом, можно предложить новый вариант: взрослый "окрашивает" персонажи или предметы необычными цветами, например, зеленый волк встречается с желтой шапочкой в розовом лесу, а дошкольник должен найти ошибки. На начальном этапе можно голосом выделять необычные места.

"Цветные очки"

Игра понравится ребятишкам всех возрастов. Взрослый мастерит из плотной бумаги очки разного цвета. Затем предлагает ребенку выбрать какие-либо из них. Это будет ориентиром для поиска предметов, окрашенных в такой же оттенок. По правилам игрок за короткий промежуток, например, 30 - 40 секунд должен собрать вместе предметы аналогичные цветным очкам. Например, красные очки - книжка красного оттенка, кукла в красном платье, красная машинка, кубик, мячик и т. д.

Старшим дошколятам можно усложнить игру, ориентируясь не на очки, а на инструкцию ведущего: найти две игрушки синего цвета, одну - желтого, одну - зеленого, две - красного. Такое задание поможет включить во взаимодействие все психические процессы, так как ребенку нужно быть внимательным, чтобы запомнить инструкцию, осознать поставленную задачу, правильно выполнить ее.

"Радуга - дуга"

Дошкольников всех возрастов, несомненно, заинтересует игра в "радугу" с разнообразной палитрой цветов и их оттенков. Играть можно в разных вариантах:

  1. Вместе с детьми вырезать разноцветные полукружья радуги разного размера: большие - для игры в большом пространстве, маленькие - за столом. Взрослый предлагает ребенку исправить ошибки в неправильно выложенной "большой" радуге, "маленькую" радугу - раскрасить. Для запоминания цветового спектра используются мнемические стихи: "К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан" или "К ак О днажды Ж ак - З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь".
  2. Настольная игра "Радуга" для детей от трех лет. Полезна ребятишкам для изучения цвета, как свойства предмета. Желательно, чтобы в игре участвовало несколько игроков, поэтому играть можно всей семьей.

  3. Сейчас вновь становится популярной позабытая игра с пружинкой, раскрашенной в цвета радуги. Радужная игрушка придумана в 1943 году в США и называлась slinky. В России самая первая радуга Slinky появилась у писателя К.И. Чуковского. Пружинка до сих пор "шагает" на детских экскурсиях дома-музея литератора со второго на первый этаж. А наибольшую популярность завоевала в 90- годы, практически у каждого ребенка была такая игрушка. Ее достоинство в том, что каждый игрок может придумать свои действия, например, перебрасывать из одной руки в другую, сделать гирлянду, запустить вниз по импровизированным ступенькам, наблюдая, как забавно "шагает радуга", переливаясь всеми цветами спектра.

Дети начинают хорошо различать цвета только в 2–4 года. Но можно подготовить малыша к различению на сенсорном уровне - используйте коробочки с сокровищами. В Монтессори-педагогике их предлагают малышам с 6 месяцев для получения информации о сенсорных свойствах предметов.

Наполните коробку вещами одного цвета. Так как это сенсорное упражнение, необязательно определять и запоминать названия. Презентуя коробочку малышу, скажите: «Смотри, здесь всё красное!», но не настаивайте, чтобы он запомнил.

Как учить цвета с двухлетним детьми

  • Сортировки.

Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.

Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.

  • Упражнение с пластилином.

Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.

  • Упражнения с табличками.

Когда сортировки перестанут вызывать сложности, вводите названия. Сделайте парные таблички разных цветов. Вводите названия трёхступенчатым уроком :

1 ступень: покажите 3 таблички и назовите «Это красный, синий, жёлтый».

2 ступень: попросите ребёнка указывать на табличку того цвета, который вы назовёте.

3 ступень: спросите название каждой таблички.

Как учить цвета с трёхлетними детьми

К трём годам дети часто могут запомнить несколько названий. Если этого не произошло, не волнуйтесь: продолжайте работу с сортировками и другими упражнениями, приведёнными ниже.

  • Подбор предметов из окружающей среды.

Малыш подбирает к каждой цветной табличке мелкие игрушки. Это обучает восприятию оттенков: красный редко бывает одинаковым, но ребёнку нужно выбрать наиболее близкое соответствие.

  • Коробочка с вещами из дома.

Это уже более абстрактное занятие: дети не видят перед собой табличек. Вы даёте корзинку и просите положить туда всё жёлтое, что есть в доме или классе. Не забудьте, что всё собранное нужно будет разложить по местам.

Органы зрения являются для малыша одним из главных инструментов познания окружающего мира. Едва появившийся на свет карапуз видит предметы через слой пелены. Однако по мере взросления перед ним открывается удивительный мир, окрашенный в яркие жизнерадостные цвета. Вдоволь налюбовавшись этим буйством красок, ребенок постепенно начинает распознавать оттенки и озвучивать их названия. Очевидно, что добиться подобных успехов без помощи взрослых едва ли удастся. В данной статье мы расскажем, как научить ребенка различать цвета.

Когда дети начинают распознавать цвета

Формирование глаза малыша происходит еще в утробе, на восемнадцатой неделе развития плода. Ближе к моменту появления на свет он уже способен реагировать на вспышки света, направленные на материнский живот. Кроха даже поворачивает головку в их сторону. В первые дни жизни малыш воспринимает лишь присутствие или отсутствие света. В этот период он вполне может распознавать черные и белые цвета. Именно поэтому крохам нравится изучать контрастные изображения с присутствием этих оттенков.

Наравне с умением распознавать лица к ребенку приходит навык различения ярких цветов. Происходит это в возрасте трех месяцев. Малыши начинают реагировать на красный и желтый оттенки. Не зря педиатры советуют покупать погремушки данных цветов. Однако многие другие тона все еще остаются неподвластны глазу ребенка.

Различать весь спектр красок крохи начинают лишь ближе к шести месяцам.

Они замечают, что цвета неодинаковы, однако облачить свои наблюдения в слова еще не способны. Но в этом возрасте родители уже могут начать закладывать зачатки знаний, которые непременно проявятся по мере развития крохи.

В 1,5 года малыш может еще не проговаривать вслух названия цвета, но вполне справляется с задачей показать его на картинке.

Ведущий исследователь психического развития дошкольников Л.А. Венгер: «На втором-третьем году жизни малыши должны научиться выделять такие особые признаки предметов, как цвет, величина и форма, а впоследствии и сравнивать их по данным параметрам».

Согласно заключениям педиатров, ребенок должен запомнить и уметь различать основные цвета в возрасте трех лет.

Однако опять же стоит заметить, что все дети индивидуальны. Если одни уверенно называют оттенки радуги уже в два года, то другие не овладевают этим навыком и к пяти. Все зависит от тяги родителей к обучению малыша.

Елена, мама Богдана и Елисея: «Мой старший сын в 1 год и 7 месяцев различал уже 11 цветов. А младший к этому же возрасту знает всего пять. При этом с первенцем я занималась очень плотно, а на обучение второго сына времени не всегда хватает».


Причины, по которым дети могут не называть цвета

Очевидно, что малыш не овладеет определенными знаниями, если родители не помогут ему в этом.

Отсутствие развивающих занятий может привести к отставанию ребенка от сверстников.

Именно поэтому взрослым необходимо крайне ответственно подойти к вопросу, как научить ребенка цветам. Кроме того, дети обладают разными темпами познания мира. Некоторые довольно рано начинают облачать свои познания в слова, доставляя неимоверную радость родителям. Другие же накапливают информацию постепенно. Они все прекрасно запоминают и усваивают, но при этом упорно молчат. Такое поведение может быть связано со страхом совершить ошибку и вызвать недовольство взрослых. Другой причиной выступает излишний напор родителей, взывающий у ребенка внутренний протест. Зачастую детки хитрят специально, наслаждаясь забавной реакцией взрослых на неправильные ответы.

Мама трехлетней Киры: «Бьемся с цветами уже почти год. Регулярно покупаем новые учебники пособия и занимаемся по ним. Ни разу за это время дочка не попала в правильный цвет. Вчера собираю ее на прогулку, надеваю вещи сиреневого и розового оттенков. А из чистых перчаток у нас остались только желтые, которые явно выбиваются из общей цветовой гаммы. Думаю, ладно, главное, чтобы руки не замерзли. На что дочка мне выдает: «эти не надо, давай розовые». И тут я понимаю, что ребенок все прекрасно знает и просто целенаправленно треплет мне нервы».

Таким образом, существует множество причин, по которым дети могут не называть цвета. Однако если способность определять оттенки не пришла и в 4 года, родителям пора начать беспокоится. Подобное отставание может быть связано с дальтонизмом. Но, стоит оговориться, что у родителей с нормальным цветоощущением не рождаются дети, страдающие отклонениями данного характера. Кроме того, дальтонизм встречается только у мальчиков. В целом же, специалисты заявляют, что до семилетнего возраста ребенок имеет полное право не различать оттенки. Если к моменту посещения школы данное умение так и не пришло, необходимо провести специальную диагностику малыша на предмет нарушения цветовосприятия.



Как уже говорилось выше, занятия с крохой должны носить регулярный характер. Однако проводить их следует в простой и ненавязчивой форме. Если родитель задается вопросом, как научить ребенка 2 лет различать цвета, не нужно усаживать карапуза за учебники. Куда лучше дать ему необходимые знания в ходе увлекательной беседы или интересных занятий. Приведем несколько полезных советов на этот счет:

  1. При общении с ребенком называйте не только предмет, но и его цвет. Причем делать это нужно в разных вариациях. К примеру, указывая на игрушку можно сказать «синий слоник» или «это слоник, он синий» или «слоник синего цвета». Обозначив оттенок одного предмета можно тут же сравнить его с другим. Например: «Смотри, это кубик. Он тоже синий».
  2. При прочтении книжек обращайте внимание не только на картинки, но и на изображенные на них цвета: «Взгляни, у девочки цветочек в руке. Он желтый. А дерево рядом, какое высокое, листочки у него зеленые».
  3. Упоминая тот или иной цвет, не коверкайте его название. Шапка не красненькая, а красная. Кошка не беленькая, а белая и т.д. Если цвет голубой, не надо называть его синим. Не стоит опасаться, что малыш запутается в обилии оттенков. Как раз путаница произойдет, если разные тона подводить под один цвет.
  4. Отправляясь с крохой на прогулку, обращайте внимание на окружающие предметы. Поскольку возле высотных домов обычно припарковано огромное множество машин, можно поупражняться на них. Проходя мимо того или иного транспортного средства называйте его цвет и просите малыша повторить за вами. Со временем он сам начнет называть оттенки машин.
  5. Привлеките ребенка к уборке комнаты. Предложите ему собрать разбросанные игрушки, находя сначала предметы одного цвета, а затем другого. Подобное занятие поможет убить сразу двух зайцев: и навести в помещении порядок, и закрепить пройденный материал.
  6. Приобретите ребенку цветные фломастеры. С их помощью малыш не только приобщиться к творчеству, но и научится различать оттенки. Когда кроха закончит рисовать, предложите ему отыскать колпачок от каждого фломастера.
  7. Устраивайте тематические дни, посвященные определенному цвету. Эта методика является очень действенной и безумно нравится малышам. Суть ее предельно проста: в течение дня нужно окружать ребенка предметами одного оттенка. С утра облачите ребенка в зеленую одежду, за завтраком налейте сок в зеленую кружку, угостите зеленым яблоком, затем посадите кроху рисовать зелеными красками, лепить из зеленого пластилина. К концу дня карапуз непременно усвоит цвет.



Игровые приемы

Какое любимое занятие деток любого возраста? Конечно же, играть в различные игры. Именно они помогут отыскать ответ на вопрос, как научить ребенка 3 лет различать цвета. Впрочем, малыши помладше не менее охотно примут участие в столь интересных занятиях. Приведем пример нескольких игр:

  • «А у меня».
    Именно с этой фразы нужно начинать игру. К примеру, мама говорит малышу: «а у меня штаны красного цвета, а у тебя?». После ответа крохи наступает черед следующего предмета гардероба.
  • Подарки для «друзей».
    Рассадив перед ребенком несколько игрушек, нужно предложить ему подарить каждому персонажу предметы определенного цвета. Это могут быть карандаши, детали конструктора, резинки для волос, машинки и т.д. Если карапуз затрудняется с выбором подходящих предметов, взрослые могут показать ему пример.
  • Веселые домики.
    Эта игра позволяет малышу не только выучить цвета, но и потренировать усидчивость. Выбрав несколько маленьких игрушек (киндеров или животных из фермы), нужно сделать для них домики разных цветов. Оттенок строений обговаривается заранее. К примеру: «для коровки мы построим желтый дом, а для козочки голубой». В качестве подручных материалов могут выступать кубики, детали конструктора, коробочки, листы цветного картона.
  • «Светофор»
    За основу берутся три цвета: красный, желтый и зеленый. Вырезав из плотного картона круги соответствующих оттенков, объясняем малышу правила игры. Если мама показывает крохе круг красного цвета, он должен стоять на месте. Завидев желтый знак, ребенок прыгает на одной ноге. А при появлении зеленого – свободно бегает по комнате. Сначала мама выполняет все действия вместе с малышом. Потом можно усложнить задачу, не показывая круги, а просто озвучивая оттенки.

Прибегая к приведенным упражнениям и игровым приемам, обучить ребенка цветам будет гораздо проще. Веселые уроки намного лучше воспринимаются и запоминаются детьми, нежели скучные монотонные занятия . Чтобы кроха быстрее освоил новые навыки, можно записать его в школу развития. Ведь, как показывает практика, работа в коллективе приводит к замечательным результатам.

Видео по теме