Как найти друзей новой школе. Как подружиться в школе: простые советы для всех детей. Старайся поддержать разговор

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Цели:

  • прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру;
  • развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.

Оформление: на доске высказывания о слове С.И.Ожегова и В.И. Даля.

1. Оргмомент

Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель. Жюри – старшеклассники.

2. Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся).
Заглянем в словарь:
«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». С.И.Ожегов.
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

3. Разминка

Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда. Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
2. Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).
4. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
5. Что находится между горой и оврагом? (Союз И).
6. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
8. Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).
9. Какой город летает? (Орёл).
10. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).
11. Какая мушка не летает? (У ружья).
12. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
13. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).
14. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

4. Конкурс знатоков норм русского языка

Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды) :

1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный, украинский, красивее.
2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,кружево, копировать.

Учитель: Пока выполняется это задание, остальным членам команд предстоит ответить на вопросы:

Как говорить правильно:

– Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
– Я кладу или ложу?
– Мы не хотим или не хочем?
– Сколько времени или который час?
– Телефон звонИт или звОнит?
– ГрушОвый или грУшевый?

5. Конкурс знатоков пословиц.

Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда)

– В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).
– Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).
– Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).
– Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
– Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)
– О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

Учитель: Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские пословицы. (Отвечает вся команда).

– Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь – людей насмешишь.)
– Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).
– Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше будешь).
– Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется).
– Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).
– Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает).
– Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).
– Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гуляй смело).

Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

– Сам пропадай… (а товарища выручай).
– По одёжке встречают… (по уму провожают).
– Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
– Глаза страшатся… (а руки делают).
– С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
– Грамоте учиться… (всегда пригодится).
– Любишь кататься… (люби и саночки возить).
– Не зная броду… (не суйся в воду).
– Что посеешь… (то и пожнёшь).
– Кто не работает… (тот не ест).

6. Конкурс фразеологизмов

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь?

(Отвечает вся команда) :

– Остаться у разбитого корыта. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
– Слона-то я и не приметил. (И.С.Крылов. Басня «Любопытный»).
– Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд).
– Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место).
– Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место).
– Троянский конь. (неожиданное предательство).

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

– Делать из мухи слона (преувеличивать).
– Два сапога – пара (очень похожи).
– Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).
– После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
– Во всё горло (очень громко).
– Повесить нос (огорчиться).
– Ходить на голове (шалить, беситься).
– С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
– Ни в зуб ногой (ничего не знать).
– Путаться под ногами (мешать).
– Плевать в потолок (бездельничать).

Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).

Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).

7. Конкурс знатоков орфографии.

Учитель: Любите ли вы разгадывать кроссворды? А нужно ли знать орфографию, чтобы это делать? Давайте проверим. (Каждой команде даётся кроссворд. Пока команды разгадывают кроссворды, жюри подводит предварительные итоги.)

  1. Молодые побеги растения.
  2. Мальчик, юноша.
  3. Человек, выращивающий растения.
  4. Количество лет, которые прожил человек.
  5. Растениеводство, животноводство – это … сельского хозяйства.
  6. Увеличение, прибавление в количестве.
  7. Сросшееся что-либо в одно целое.
  8. То, что всходит из семени при проращивании.
  9. Как иначе называется древесный гриб.
  10. Что измеряют в человеке.
  11. Берёзовая … .
  12. Человек, дающий деньги в долг под проценты.
  13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

Ответы: 1 – поросль, 2 – подросток, 3 – растениевод, 4 – возраст, 5 – отрасль, 6 – прирост, 7 – сросток, 8 – росток, 9 – нарост, 10 – рост, 11 – роща, 12 – ростовщик, 13 – заросли.

8. Подведение итогов. Награждение победителей

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Занимательная Грамматика»

Цели:
-Повышение эффективности изучения русского языка;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий;

Воспитание интереса к предмету.

Эпиграф.

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

Ход игры:

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве.

Вопрос 1.
Это Китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Русские торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток?
а) Кофе;
б) Какао;
в) Чай.

Вопрос 2.
Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и многие другие деревья в пору цветения - белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе. Как называется это дерево?
а) Береза;
б) Осина;
в) Рябина.

Вопрос 3.
Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повернут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его:
а) Ромашка;
б) Подсолнух;
в) Хризантема.

Вопрос 4.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое?
а) Бабочка;
б) Мотылек;
в) Божья коровка.

Вопрос 5.
Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности пожелание. Затем эти слова слились в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?
а) Пожалуйста;
б) Спасибо;
в) Благодарю.

Историю каких слов мы узнали? Предлагаю познакомиться с историей происхождения других слов. Может кто-нибудь сам захочет подготовить вопросы? В этом вам поможет словарь, но не простой, а этимологический. Этимология – наука об истории происхождения слов.

А сейчас мы продолжаем нашу игру и я предлагаю провести небольшое шуточное тестирование.

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

А) коровы

Б) медведя

Г) свиньи

Д) дельфина

2.Что не может быть мягким, белым и тёплым?

А) пластилин

Б) молоко

Д) одеяло

3. Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа – фокусник.
К какому слову в предложении относится слово который?
А) Саша
Б) Коля
В) Юра
г) Папа
д) Фокусник

4.Какое из этих литературных произведений не сказка?

А) «Кот в сапогах» Шарля Перро

Б) «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова

В) «Гадкий утёнок « Г.Х. Андерсена

Г) «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен

Д) «Лягушка –путешественница» В. Гаршина

5.Какое из этих слов по общему смыслу выпадает из общего ряда?

А) перевезти

Б) переплыть

В) перемолоть

Г) перейти

Д) перебросить

6.Что не принято называть глубоким?

А) уважение

7.Какое из этих слов выпадает по смыслу из общего списка:

А) автобаза

Б) автомобиль

В) автослесарь

Г) автодорога

Д) автопортрет

8.Мария – машет, Прасковья – пашет, Елена – ленится, Евгений – женится, а Павел?

Б) ленится

Г) борется

Д) женится

Физминутка.

Будем вместе веселиться

И резвиться, и играть,

И вниманье проверять.

Вы же будьте начеку:

Если в тексте ошибёмся,

Вы похлопайте в ладоши.

Коль порядок со словами,

Вы потопайте ногами.

Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум.

Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу.

Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу.

Утки серые кричат: кря-кря-кря.

Козлик серенький кричит: му-му-му.

-Следующий этап: школьные загадки.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

_Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом

Нави Волырк?

В русском языке существуют устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей. Это –фразеологизмы.
Жить на широкую ногу

Знаете ли вы, что в 15 веке в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.

1 фут=30,28см

Как пить дать

По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.

В огороде бузина, а в Киеве –

А) малина

Б) дядька

В) батька

Г) терема

Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

А)на всех парах

Б) во всю прыть

В) на всех парусах

Г) во всю глотку

Д) во весь опор

Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?

Голоден, как …..

упрям, как …

колючий, как…

Изворотлив, как…

надут, как…

здоров, как…

(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

Ваня шел по деревне и встретил каких - то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась. Кто же это?

(собаки, овцы, коровы, лошади, гуси)

Студент позвонил маме: "Денег осталось очень мало, ну просто кот …"

(намяукал, намурлыкал, насмеялся, наплакал, наурчал)

Найти «заблудившуюся» букву.

Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.

Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.

Минутка отдыха.

В.Гончаров "О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Вывод: Важно не только писать без ошибок, но и писать красиво, этим вы проявляете уважение к тому, кто будет читать ваши записи.

Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек.- Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Любите, изучайте русский язык.

Северо-Казахстанская область Акжарский район Киевская средняя школа

Интеллектуальная игра по русскому языку для 6-8 классов

Выполнила учитель русского языка и литературы

Жакупова Г.Г.

2013

Цели:

    повторение тем школьного курса (фонетика, лексикология, фразеология, морфология, морфемика, культура речи);

    совершенствование умений отбора и анализа языкового материала;

    привлечение интереса к языковым явлениям.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра проводится по несколько измененным правилам популярного телешоу «Своя игра». Класс делится на три команды, к игровым местам выхо дят игроки (по одному из каждой команды), и каж дый игрок из тройки отвечает на выбранный им самим вопрос. Потом игровые места занимает следующая тройка и т.д. Желательно, чтобы все уча щиеся класса поочередно побывали на игровом месте. В игре четыре раунда, в каждом раунде, кроме финального, три категории вопросов, в каждой категории три вопроса разной сложности (чем слож нее вопрос, тем больше очков он приносит игро ку). Игрок сам выбирает категорию и цену вопро са, после чего ему зачитывается или показывается вопрос. Участник, верно ответивший на выбран ный им вопрос, приносит своей команде количество очков, равное цене вопроса. И наоборот: участник, давший неверный ответ, теряет эти очки. Если пра вильный ответ дает другой игрок из тройки, то очки получает его команда. Среди вопросов каждого ра унда есть вопрос-аукцион и «кот в мешке». Если участнику попадается вопрос-аукцион, то другой игрок из тройки может «перекупить» его, дав боль шее количество очков, и тогда в случае правильного ответа игрок, перекупивший вопрос, приносит своей команде то количество очков, которое он «заплатил» за вопрос (если же ответ дан неверно, команда теряет эти очки). «Кот в мешке» - вопрос не из выбранной категории. Участник, которому попадается «кот в мешке», может по желанию от дать его любому игроку тройки.

В финальном раунде игроки последней тройки поочередно убирают трудные для них категории вопросов, и каждый из игроков отвечает (письмен но) на вопрос оставшейся категории. Перед озву чиванием вопроса игроки объявляют свои ставки (разумеется, ставка не может превышать набран ное командой количество очков). Если ответ дан верно, ставка добавляется к общей сумме очков, в противном случае поставленные очки снимаются. Выигрывает команда, набравшая большее количест во очков.

Буквы и звуки 100 200 300 Фразеология 100 200 300

Значение слова 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Буквы и звуки»

1. Прочитайте слово лён по звукам справа нале во (100 очков).

Ответ: ноль.

2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод (200 чков)?

Ответ: один (последний ударный).

3. Решите шараду и назовите слова (300 очков):

С глухим траву она срезает, Со звонким - листья объедает.

Ответ: коса - коза.

1. Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его. (100 очков)

Ответ: слово шапка входит в состав фразеологизмов на воре шапка горит.

2. В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал. Что же такое аз? (200 очков)

Ответ: аз - первая буква кириллицы.

3 . Вопрос-аукцион . Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту - хорошую крысу. (300 очков)

Ответ: Большому кораблю - большое плавание.

Категория «Значение слова»

1. «Кот в мешке» (100 очков).

Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. На зовите ее.

Ответ: памятник букве Ё был поставлен на ро дине ее автора Н.М. Карамзина.

2. Можно ли сказать: Я поднял тост?( 200 очков)

Ответ: можно, если тост - кусочек жареного хлеба.

3. Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее? (300 очков)

Ответ: маренго - оттенок черного цвета, все остальные - оттенки синего.

Все мы ошибаемся 100 200 300

Части речи 100 200 300

Мы полиглоты 100 200 300

ВОПРОСЫ

Категория «Все мы ошибаемся»

1. В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот, вот кричит:

«Не трожь тех, кто меньше ростом

Этот мальчик так хорош - Загляденье просто!

(100 очков)

Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).

2. Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

В каком слове нарушена литературная норма? (200 очков)

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы.

3. В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Как давно, как давно звучала музыка там..

В каком слове нарушена литературная норма? (300 очков)

Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщица на предпоследний слог (литературная норма - танцовщица).

Категория «Части речи»

1. Какая змея может быть наречием? (100 очков) Ответ: уж.

2. Мыло, мороженое, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи? (200 очков)

Ответ: одно (плачь - глагол, существительное плач пишется без мягкого знака).

3. Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте ? (300 очков)

Ответ: девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие - причастия, перешедшие в существительные).

1. Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей - «мужественный», Макар - «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо . (100 очков)

Ответ: макароны (подсказка дана в вопросе).

2. «Кот в мешке». Решите шараду и назовите слова . (200 очков)

С глухим шипящим я числительное,

Со звонким - имя существительное.

Ответ: шесть - жесть.

3. Вопрос-аукцион.

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (300 очков)

Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользоватись при обмене пленными.

К истокам слова 100 200 300

Русская грамматика 100 200 300

Состав слова 100 200 300

1. Как зовут костлявого персонажа русских сказок? (100 очков)

Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ, ср. юстъ - угощение, тесть - теща).

2. В какой день недели человек идет на шабашку? (200 очков)

Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить - поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша - еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже - шаббат).

3. Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это? (300 очков)

Ответ: апельсин

/. Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа? (100 очков)

Ответ: победить.

2. Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? (200 очков)

Ответ: бежать - разноспрягаемый глагол.

3. Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными? (300 очков)

Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья).

/. Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных? (100 очков)

Ответ: в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных -ик.

2. Вопрос-аукцион. Сколько приставок в слове недопонимать? (200 очков)

Ответ: две: недо- и по-.

3. «Кот в мешке». Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите? (300 очков).

Ответ: все очки.

(ф и н а л ь н ы й)

1. Имена.

2. Города и горожане.

3. Молодежный жаргон.

4. Женский род.

5. Ударение.

6. Афоризмы.

7. Другие языки.

ВОПРОСЫ

1. Имена

Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

Ответ: Варвара.

2. Города и горожане

На конкурсе молодых исполнителей мы услышали такой диалог:

Я здесь с одним вяткинцем познакомился - отлично играет!

Понимаю, о ком ты говоришь... Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при...

А мне кажется, что у этого вятчанина слишком агрессивная манера исполнения...

Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?

Ответ: вятич.

3. Молодежный жаргон

В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:

Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи,

Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди.

И с налета, с поворота

По цепи врагов густой

Застрочит из пулемета

Пулеметчик молодой.

Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время в ночном заведении»?

Ответ: клубиться - веселиться в ночном клубе.

4. Женский род

Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?

Ответ: мозоль.

5. Ударение

Решите шарады и назовите слова:

Мы - для пильщиков подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами

Ответ: козлы - козлы.

6. Афоризмы...

Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...

Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.

7. Другие языки

Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?

Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).

ЛИТЕРАТУРА

/. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.

2. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2004.

4. Храппа В. От адамова яблока до яблока раздора: опыт этимологических заметок. Калининград: Янтарный сказ, 2005.

И. А Руденко,