Итальянский педагог мария монтессори. Всем добра, любви и здравомыслия! Методика Монтессори и семья

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

Родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые.

О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего pебенка все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины.
Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки, pадуясь найденному неоpдинаpному pешению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия pешила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося.Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp - детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивелегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Шел 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpед, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому.
Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоpовых-необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебенок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте. Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв-Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие - это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах. Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском университете и проводит различные антpопологичекие исследования в педагогической области. Параллельно изучает педагогику для умственноотсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя пpиходится фоpмулиpовка основ ее собственной педагогики. Она много pаботает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

В 1898 году у Монтессоpи pодился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.

6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый "Дом pебенка", pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг.

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа.

Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия.Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище.

Мария Монтессори – итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. В 26 летона стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.

Изучая труды французских психиатров – Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская 1 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими. В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация. В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году – в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы. Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

30.03.2015 16:56

Об уникальном методе Монтессори общественность узнала в начале XX века, когда, заняв должность директора школы для коррекции поведения на базе приюта для умалишенных детей, итальянский педагог Мария Монтессори впервые применила новый подход к воспитанию детей. Новая методика принципиально отличалась от существующих, но поначалу не вызвала энтузиазма у коллег Монтессори. Когда же ее воспитанники успешно сдали экзамены в школе, системой всерьез заинтересовались в научных кругах того времени.

Несмотря на успешное внедрение нового метода, Марии не дали возможность продолжить работу в этом направлении. Монтессори покинула пост директора школы и вернулась к научной работе. Но вскоре слухи о новом подходе в воспитании распространились по всей Италии, и в министерстве образования были вынуждены дать «зеленый свет» на проведение публичных лекций. С этого момента, а это был 1906 год, можно говорить об официальном рождении метода Монтессори.

Суть метода Монтессори

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания. Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

Одним из ключевых направлений метода является формирование предметно-обучающей образовательной среды для детей. Монтессори выделяет пять таких зон для :

Зона реальной (практической) жизни

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Зона сенсорного развития

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

Зона математики

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Языковая зона

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

Космическая зона

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано. Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место. Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Мария Монтесори изменила функции воспитателя, сделав его помощником в развитии ребенка. Воспитатель не навязывает учебный план и не заставляет осваивать детей ненужные на данный момент навыки. Взрослый показывает направление движения и наблюдает за процессом обучения. Его задача – отмечать, в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Воспитатель-монтессори не говорит ребенку «молодец», «умница», «умничка» – такие формы «похвалы», по мнению сторонников метода, формируют у воспитанников неверное представление о цели деятельности. Учащийся начинает стремиться не к результату, а к получению похвалы. Чтобы избежать этого, воспитатель используют для поощрения ребенка иные формулировки: «Ты очень быстро собрал эту башню» или «Ты прекрасно погладил скатерть».

Периоды развития детей по методу Монтессори

Мария Монтесори разработала возрастную периодизацию, основанную на задачах, стоящих перед ребенком:

  • Дети до шести лет – формирование чувственной картины мира;
  • Дети от шести до 12 лет – формирование и развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Дети от 12 до 18 лет – формирование социальных, коммуникативных и иных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Критика метода Монтессори

Как и любой метод воспитания детей, методика Монтессори обладает своими достоинствами и недостатками. К последним и педагоги традиционно относят практически полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Если взглянуть на систему монтессори-зон, можно заметить, что совместным играм детей, развитию их творческих способностей внимание не уделяется.

Метод Монтессори способствует развитию левого полушария мозга, которое отвечает за логику, сенсорику и моторику. Правое же полушарие, отвечающее за образное выражение и эмоциональность, не развивается.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Несмотря на указанные недостатки, метод Марии Монтессори по-прежнему остается актуальным. В России он получил «второе дыхание» в начале 1990-х годов и сейчас активно применяется многими детскими психологами. В сети существуют , на которых размещаются информационные материалы и методические пособия, разъясняющие, как организовать дома тематические зоны для развития ребенка по методу Монтессори.

Впрочем, главные на этот счет дала в свое время основоположница метода: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания. Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

10 правил организации монтессори-среды дома

  1. Организуйте жилое пространство для ребенка таким образом, чтобы ему было комфортно в нем находиться. Игрушки и развивающие материалы лучше расположить в пределах досягаемости ребенка;
  2. Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка;
  3. Пусть на кухне или в ванной комнате будет небольшой стульчик, чтобы он сам мог умыться или вымыть свою посуду (если ребенок маленького роста);
  4. В прихожей повесьте крючок для детской одежды с учетом роста ребенка, чтобы он мог сам одеваться;
  5. Старайтесь покупать ребенку одежду, снять и одеть которую он может самостоятельно;
  6. Отсортируйте игрушки своего чада по назначению. Так вы поймете, на развитие каких навыков вам стоит обратить дополнительное внимание, а какие навыки уже прекрасно развиты;
  7. Недостающие игрушки можно купить или сделать своими руками из природных материалов;
  8. Знакомьте ребенка с новыми игрушками постепенно (не более двух за один раз). Так он сможет лучше узнать назначение каждой из них;
  9. Составьте график занятий. Во-первых, это будет дисциплинировать малыша. Во-вторых, вы всегда будете знать, что в конкретное время он ждет вас. В день стоит уделять занятиям с ребенком не менее одного часа;
  10. Приглашайте ребенка принять участие в домашних делах. Попросите помочь сделать уборку, приготовить ужин. Доверяйте ему несложные задачи, обеспечивая всем необходимым.
14 февраля 2016, 20:00

На днях мировую паутину всколыхнула новость: житель Флориды был приговорен к пожизненному заключению за убийство жены. Криминальная сводка осталась бы не замеченной, если бы не одна пикантная деталь, выбивающая ее из череды подобных: убийцей признан известный американский эксперт в области семейных отношений Дерек Медина, написавший книгу "Как я сохранил жизнь, брак и семью с помощью общения" . Видимо, что-то в жизни Дерека пошло не так...

Кто еще из адептов здорового образа жизни, семейного счастья, идеального воспитания детей и вселенского благоденствия собственным примером перечеркнул свои же постулаты.

Бенджамин Спок

На книге этого американского педиатра, изданной в 1946 году, выросло не одно поколение советских детей. Детский врач, поставивший во главу угла психологию, совершил переворот в сознании родителей. Спок учил слушать и слышать ребенка, обращать внимание на его эмоции, быть чутким и терпимым к различным возрастным кризисам. Это сегодня многие рекомендации доктора кажутся, мягко говоря, странными, а подчас и чересчур строгими. В частности, совет позволять новорожденному проораться, не реагируя на его крик, давно опровергнут современными врачами и педагогами. Но в свое время книга действительно произвела революционный сдвиг. Вместо наказаний, ограничений, запугиваний на первое место вышла любовь к детям. Однако в своей семье Бенджамин Спок не смог следовать собственным правилам. У него было два сына: Майкл и Джон, и с обоими он не выстроил доверительных отношений. Более того, Майкла он даже бил, когда тот не мог освоить школьную программу. У мальчика была дислексия и прочие особенности развития, поэтому со временем Спок, осознавший, что его методы не приносят плодов, просто устранился от воспитания сына. Позже родители отдали Майкла в специнтернат. С Джоном отец тоже не смог найти общий язык. Видя непрекращающиеся конфликты в доме, жена Спока решила их прервать: "Поучайте чужих детей, господин Бог!"

Мария Монтессори

Пожалуй, на сегодняшний день в столице нет более востребованных методик раннего развития, чем те, что создала итальянский педагог и философ Мария Монтессори. По всей Москве пестрят вывески детских клубов, где неизменно фигурирует это зарубежное имя. Монтессори придумала уникальную систему, позволяющую обучать ребенка без давления на его психику. Главное – создать среду, которая даст возможность раскрыть все таланты малыша. А вот личная жизнь у Марии сложилась вразрез с ее правилами. Монтессори родила сына Марио в 1898 году в Риме, ей было 28 лет, и она уже пропагандировала свои методики. Отец ребенка сразу отказался от него. Незаконнорожденный младенец ставил крест на карьере женщины, добившейся права работать врачом. Монтессори, взвесив личное счастье и профессиональную состоятельность, приняла решение сдать сына в семью кормилицы, а затем перевела его в школу-интернат. Она выделяла деньги на обучение мальчика, но не навещала его. Марио приехал к матери, когда ему было 17. Спустя некоторое время педагог включила сына в свое дело, они вместе преподавали, но, тем не менее, мать так и не признала сына официально.

Аллен Карр

Самый известный в мире борец с курением, автор бестселлера о том, как победить вредную привычку, в 2006 году умер от рака легких – болезни, считающейся возмездием для любителей табака. В книге, изданной миллионными тиражами, Карр пошагово описал, что делать тем, кто хочет завязать с никотиновой зависимостью. Советы Карра работают: бросившие курить бесконечно благодарны ему за возможность больше не думать о сигаретах. Но, несмотря на то что 23 года американец провел в борьбе с табаком, сам он скончался от рака легких. Однако, узнав о своем заболевании, сказал, что ушел бы на тот свет гораздо раньше, если бы не перестал курить.

Роберт Аткинс

Врач-диетолог из США, автор популярной во всем мире системы питания, основанной на пониженном употреблении углеводов, Роберт Аткинс умер от... ожирения. Правда, в официальных медицинских бумагах значится, что он погиб от удара головой. Но это не противоречие, а причина и следствие. Аткинс, весивший 116 килограммов, страдал сердечным заболеванием, свойственным многим тучным людям. Выйдя из дома, он почувствовал себя нехорошо, потерял равновесие, упал на асфальт, ударился головой, впал в кому и умер. Причину смерти долго скрывали: оно и понятно, диета покорила весь мир, маркетологи делали на ней большие деньги, новая информация могла сразу отсечь часть ее приверженцев. Когда тайное стало явным, родственники Аткинса заявили, что до больницы он весил меньше, около 90 килограммов, а в клинике врачи накачали его лекарствами, но документальных подтверждений эта версия не нашла.

Чхве Юн Хи

63-летняя телеведущая из Южной Кореи Чхве Юн Хи, автор книг о счастье, надежде и о том, что надо идти вперед, невзирая на обстоятельства, покончила с собой. Вместе с супругом она повесилась в номере недорогого мотеля. Женщина написала более 20 книг, каждая из которых воспевала радость жизни. Чхве Юн Хи призывала к всеобщей гармонии, внутреннему свету, покою и способности принимать этот мир. И вдруг на фоне такого оптимизма – суицид. Писательница оставила предсмертную записку, где написала, что больна и дела ее плохи. Однако, если следовать основным посылам ее книг, даже такая непростая ситуация не должна была спровоцировать человека на последний шаг. Советовавшая принять и полюбить мир писательница справиться с этой задачей не смогла.

Всем добра, любви и здравомыслия!