История моды от средневековой накидки до современного стиля одежды. Возникновение и эволюция моды

Команда Mode.com устроила настоящий батл между мужчинами и женщинами, решив сопоставить их модные образы, начиная с далекого 1915-го, заканчивая современным 2015-ым. Что из этого получилось, вы можете посмотреть в этом забавном видео из серии «Эволюция за 100 лет» , где до мелочей воссоздан стиль каждой декады.

1915. Шляпки, целомудренные закрытые платья, клетчатые пиджаки и брюки со стрелками. Мужчины в эти годы реально выглядят намного наряднее, не так ли?

1925. Эпоха Великого Гэтсби, головокружительных вечеринок, коктейльных пати, свинга, откровенных платьев пестрых расцветок, гламурных шляпок. Мужчины же в это время предпочитали легкие костюмы в круизном стиле, а также забавные головные уборы, украшенные разноцветными лентами.

1935. All about gangsters! Только посмотрите на этот изумительный костюм в вертикальную полоску и нежнейшее платье-миди! Он - типичный элегантный чикагский «решака», она - его верная Бонни.

1945. Женщины начинают оголять ножки все выше и выше! В моде - эмансипе со всеми его стилистическими решениями. Мужчины же больше походят на офисных клерков: широкие укороченные брюки со стрелками, рубаха, поверх которой полагалось носить короткие трикотажные безрукавки с разнообразным геометрическим узором.

1955. Расцвет Золотой эпохи Голливуда: она - прирожденная дива, блистательная, женственная и сексуальная, облаченная в приталенное цветочное платье и роскошную накидку. Он - паренек из соседнего двора, такой себе симпатичный «Плакса», для которого, что на красную дорожку, что на «стрелку» - одна история. Косуха, джинсы, белая майка и кроссовки - наконец-то родился канонический «мальчиковый» look!

1965. Это супер-диско! В моду входит кричащая неоновая гамма, облегающий силуэт и… Chanel! Твидовый костюм от мадемуазель Коко становится настоящим must-have и объектом желания всех заокеанских модниц.

1975. Деним - наше все. В это период мир сходит с ума по джинсам-клеш, комбинезонам, большим сумкам, солнцезащитным очкам и пестрым веселым принтам.

1985. Бунтующие 80-ые. Яркий макияж, сексуальные мини-платья, крупные металлические украшения, клатчи - женщины развлекаются как могут! Белый костюм с босяцки укороченными брюками, мокасины на босу ногу и обязательно крутые затемненные очки - вот он, герой дискотек!

1995 . В моду входят рюкзаки, сочетание женственных платьев и грубых ботинок - стиль музыкальных фестивалей, которые в эти годы переживали свой расцвет. Мужчины же выбирают широкие джинсы, тенниски и обязательно узкие очки с цветными линзами.

2005. В моду возвращается клеш, а также впервые появляется бельевой тренд: когда средь бела дня девушки с легкостью носят платья-пеньюары, шелковые маечки с кружевом и другие варианты уличного исподнего. Мужская же мода… как-то остановилась. Мы видим, что мужчины по-прежнему выбирают джинсы, ставшие более узкими, а также кэжуальные рубахи.

2015. Бойфренды, белый топ, косуха, шпильки - вот самый популярный женский look прошлого года. Как видим, мужские брюки и вовсе стали узкими (забавно, но мы поменялись местами!), но деним по-прежнему рулит, господа!

Мода - понятие очень непостоянное. Она может меняться, забываться и опять возвращаться. На изменения в моде влияет множество факторов - религия, политика, культура... Но самым сильным движущим механизмом в моде являются женщины. О том, как менялась мода в XIX и XX веке - мы сейчас расскажем!

Центром моды ХIХ века была Франция. Именно в этой восхитительной стране появились первые кутюрье, чего уж стоит одна Коко Шанель! Отличительной чертой моды того времени был постоянно меняющийся фасон женского платья. Когда женщины устали от тугих корсетов, появился стиль ампир. Это легкие полупрозрачные платья с хлопчатобумажных тканей с завышенной талией, которые четко прорисовывали женский силуэт. Позже, во время правительства Наполеона, вошел в моду шелк, который еще больше подчеркивал высокий статус дворян.

Во второй половине XIX века опять вернулись корсеты , декольте стало более глубокое. Также в моду вошли юбки-колокольчики, приоткрывающие ноги, которые, в свою очередь, украшались чулками. Но такая тенденция продлилась не долго. Уже с 1850 года начали носить пышные и длинные юбки. Чем шире была юбка, тем выше статус ее обладательницы. Тогда портье изобрели кринолин - так называемый подъюбник с сеткой и кольцами. Но в нарядах того времени практически невозможно было разглядеть силуэт женщины и в конце XIX века состоялся модный переворот. Женщины перешли на более элегантные платья, подчеркивающие фигуру.

Первая мировая война повлияла на модные тенденции ХХ века. Женщины стали более самостоятельны, начали носить костюмы мужского типа, а юбки стали немного короче. В 1950-тых годах в моду вошло ретро - пышные юбки, тонкая талия, маленькие шляпки, платки и множество аксессуаров. Позже мода раскрепостилась и популярностью стали пользоваться мини-юбки и расклешенные брюки.

В 70-тых появились хиппи, которые придерживались в одежде этнических мотивов и стиля бохо. На волну популярности попали джинсы! 80-тые года - это время диско, когда девушки носили откровенно облегающие лосины, трико, кожаные куртки и стрейчевые джинсы. Завершающее десятилетие XX века характеризуется расцветом субкультур. Тогда было модно иметь небрежный вид, носить джинсы-варенки, кожаные юбки и широкие плечи.

Редакция You in Fashion выбрала четыре революционных элемента гардероба деловой женщины XX века. Безусловно, в лидеры вырвалось маленькое черное платье. Созданное еще после Первой мировой войны, оно стало культовым элементом стиля современной женщины. В 1930-х годах появилась юбка-карандаш, которую сейчас с полуслова понимают все женщины планеты. А 1950-е мы искренне благодарим за жакет, а также твидовый костюм Chanel.

Маленькое черное платье Chanel

Наверное, об истории создания маленького черного платья на каждом заборе написано. Но это же легенда! О ней просто необходимо говорить снова и снова. Маленькое черное платье было создано в 1926-м. Американский Vogue в свое время назвал его «фордом»: как и легендарный автомобиль, платье в мгновение ока стало хитом продаж и продавалось в единственном цвете. Кстати, по сегодняшним меркам называть его «маленьким» было бы преступлением. Оно прикрывало колени, которые не очень жаловала сама мадемуазель Шанель.

Юбка-карандаш Christion Dior

Переход от стиля 1940-х к пятидесятому году был довольно радикальным. Послевоенная мода двигалась от салонов к улицам: ускорение производственных процессов означало, что одежда отныне будет более доступной, чем когда-либо прежде, а значит, ее смогут позволить широкие круги населения.

Это была эпоха, когда на авансцену вышли такие иконы стиля, как Мэрилин Монро , Брижит Бардо и Одри Хепберн. Они были первыми, кто продемонстрировал новые идеи, начиная от бикини и заканчивая new look Кристиана Диора.

Но давайте по порядку. В 1940-м Кристиан Диор решил усовершенствовать привычную юбку. Миру была представлена юбка-карандаш, где от «русалочьего хвоста» не осталось ни следа. Новую эру женственности ознаменовал new look - фактически представленный в 1947 году, но без сомнения определяющий силуэт грядущих десятилетий. После многих лет угнетения моды и нормирования ткани женщины вернулись к той элегантности, которая царила до Второй мировой войны.

Деловой стиль в понимании Кристобаля Баленсиаги

Один из самых выдающихся кутюрье-новаторов в истории моды выступал за безукоризненный крой и чистую элегантность. Влияние Баленсиаги на силуэт 1950-х годов, несомненно, огромное. И если Диор пленил женщин new look с пышными юбками, то Баленсиага представил миру прямой I-силуэт. Между 1953 и 1957 годами он создавал деловые жакеты с объемными спинками, платья с высокой посадкой, платья-туники, юбки-баллоны - все это внесло свой вклад в развитие женственного делового стиля.

Пиджак Chanel

Твидовый жакет Chanel, несомненно, является одним из самых элегантных и самых неповторимых элементов гардероба. Созданный в 1954 году, он освободил женщин от скрещенных силуэтов предыдущих эпох.

Твидовый костюм Chanel

Твидовый костюм Коко Шанель продемонстрировала еще в 1923 году, но публика не была готова к новинке. И только в 1954-м он снова стал частью очередной коллекции. Элегантная, но более свободная альтернатива стиля New Look пленила сердца многих женщин. И продолжает это делать сегодня.

На сладкое

Горящие машины, несущиеся на зрителей поезда, танцы, айсберги, голограммы, перформансы - за двадцать лет на подиумах разыгрывались сцены, достойные высокобюджетных экшн-фильмов. Но если поставить все яркие показы последних двух декад в один ряд, можно получить четкую картину того, как развивалась мода с 1990-х по настоящее время - что было в начале и что нас ждет в будущем. Театральность шоу Гальяно для Dior или Louis Vuitton времен Марка Джейкобса уступила место цифровым технологиям. Одним из первых их использовал, конечно, Александр Маккуин , запустив голограмму Кейт Мосс на подиуме, а через несколько лет и Умберто Леон с Кэрол Лим из Kenzo - на их шоу главную роль играл говорящий аватар по имени Кнола. Традиционные площадки Недель моды - Париж, Милан, Нью-Йорк и Лондон - стали сменяться новыми важными рынками моды: в 2007 году Fendi устроили показ на Великой Китайской стене, а Pierre Cardin - в китайской пустыне Дуньхуан. Коллекции Métiers d’Art Chanel путешествуют по всему миру - от Зальцбурга до Шанхая, от Рима до Сеула. Сегодня к этому «международному походу» подключились и другие игроки - Givenchy открывали нью-йоркскую Неделю моды в прошлом сезоне, Saint Laurent сделали свой первый показ в Лос-Анджелесе, а Louis Vuitton планируют отправиться в Рио-де-Жанейро. Но что бы ни происходило на подиумах, мода всегда останется социальным видом искусства - любые изменения в обществе отражаются в ней, как в зеркале, пусть и слегка искривленном. Об этом последние показы Chanel с идиллическим Парижем на киностудии или шоу Prada с гигантскими феминистскими фресками. Но самые важные перемены - не в декоре, а в формате показов будущего. Burberry, Vetements, Tom Ford - совсем недавно эти бренды объявили о том, что будут делать всего два показа в год, а вещи с шоу будут сразу же поступать в продажу. Эпоха Snapchat и Instagram ввела в моду свои коррективы - теперь, когда фотографии с показов доступны любому человеку в любом уголке земли буквально в тот же момент, когда модель проходит по подиуму, ждать полгода с шоу до появления коллекции в магазинах действительно не имеет смысла. Новый календарь показов, возможно, изменит мир моды навсегда и в самые короткие сроки. А пока этого не произошло, есть время оглянуться назад и вспомнить, как выглядела мода в 1990-е и нулевые - когда каждое шоу было театральной постановкой, а каждая коллекция оставалась загадкой до выхода статьи в журнале.

Показы Dolce & Gabbana обычно проходят в традиционном ключе, без выступлений актуальных артистов и без сумасшедших декораций. Но армия моделей в конце шоу уже стала визитной карточкой итальянского дуэта: все без исключения одетые в одном стиле или цвете модели проходят стройной толпой по подиуму, вызывая лишь восхищение, - и никаких спец­эффектов не надо.

Жажда странствий

Эпоха Марка Джейкобса в Louis Vuitton запомнилась мощными театральными постановками, так или иначе связанными с темой путешествий.

Показы, которые всегда начинались минута в минуту, как было указано на приглашении, проходили в антураже то парижской гостиницы, то настоящего вокзала, на который приезжал стимпанковский поезд, - эффект от этого действа был не меньший, чем от первого фильма братьев Люмьер.

Театр одного актера

Придя в Dior в 1996 году, Джон ­Гальяно будто заново изобрел этот французский Дом: добавив в коллекции китча и по-британски нарушив все возможные правила, он одним из первых превратил кутюрные показы в зрелищные представления.

Подиум превращался то в эдвардианский сад с каретами, то в постановку истории о Чио-Чио-сан. Сам дизайнер никогда не оставался в стороне от происходящего и выходил на поклон в фантастических костюмах - от ­Наполеона до пирата.

Пора цветения

Самым потрясающим воображение показом Рафа Симонса для Dior стал самый первый - кутюрное шоу осень - зима 2012 года. Пять комнат отеля на парижской авеню д’Иена были заполнены цветами - синие дельфиниумы в первой, желтые лабурнумы во второй, в третьей - белые орхидеи, в четвертой и пятой - пионы, розы и георгины.

Раф Симонс посвятил коллекцию основным изобретениям Диора - от жакета «Бар» до силуэта New Look, а декорации шоу - его главной страсти: цветам и садоводству.

Арт-хаус

Своим весенне-летним показом 1999 года Александр Маккуин окончательно доказал, что мода может быть искусством: на круглом подиуме, кроме моделей, появились две машины-робота, и с самого начала было понятно, что они - как то чеховское ружье, которое обязательно выстрелит. Так и случилось: в финале шоу машины распыляли краску на стерильно-белое платье Шалом Харлоу. Но самые сильные чувства у публики вызвал осенний показ 2006 года, когда на подиуме появился голографический призрак Кейт Мосс, - в тот год из-за кокаинового скандала с ней отказались работать почти все дизайнеры, но Александр Маккуин напомнил публике, что Кейт всегда в наших сердцах.

Место под солнцем

Томми Хилфигер построил на подиуме настоящий курорт для своего весенне-летнего показа 2016 года - в центре зала оказался небольшой водоем с деревянными мостками для прохода моделей, а на заднем плане виднелся цифровой океан, закат и самый натуральный пляжный бар с соломенной крышей.

В финале шоу под карибские ритмы модели в купальниках по­шли не по подиуму, а прямо по воде!

Большой переполох

«Конкурс мисс Jean Paul Gaultier 2015» - так называлось последнее prêt-à-porter-шоу дизайнера. На подиуме появились не только самые знаковые вещи Готье за всю карьеру, но и модели в образах известных личностей - от Мадонны до Диты фон Тиз. В финале шоу разыгралась драма - Анна Кливленд украла корону у Коко Роша, и только музыка и смех моделей напоминали зрителям, что все это - фарс.

Сделано в Китае

«Самый длинный подиум в мире» - так ­шутили в 2007 году о показе Fendi, устроенном Лагерфельдом на Великой Китайской стене. На подготовку этого шоу у итальянского Дома ушло ровно 12 месяцев и 10 миллионов долларов, но оно того стоило - подсвеченное чудо света оказалось идеальной площадкой для капсульной коллекции Fendi, созданной специально для нового восточного рынка. Показ посмотрели пять сотен гостей, и, так как шоу проходило на открытом воздухе, каждому из зрителей, в числе которых были Кейт Босуорт, Тэнди Ньютон и другие актрисы, выдавались меховые перчатки и пледы Fendi.

Красота в изгнании

Одним из первых показов, поднявших важные социальные ­вопросы, стало весенне-летнее шоу Хуссейна Чалаяна в 1998 году - коллекция Between («Между») состояла из минималистских платьев, созданных на основе мусульманских паранджей. А в конце показа на подиуме выстроились модели в чадрах разной длины - в пол у самой первой и в виде лишь небольшой вуали у последней. Таким образом дизайнер пытался привлечь внимание к проблемам женщин в мусульманском мире.

Одна такая

«Kenzo напоминает, что не существует запасной планеты. Пожалуйста, берегите то, что действительно ценно!» - повторял аватар на показе марки. Голова Кнолы парила над подиумом и на разных языках читала эту цифровую поэму, пока модели демонстрировали весенне-летнюю коллекцию 2015 года. Этот показ останется в истории моды как эффектное шоу и важное социальное заявление в защиту окружающей среды.

Достойное содержание

«Моде необходимо безумие перформанса», - любят повторять дизайнеры Виктор Хорстинг и Рольф Снорен, и их показы только подтверждают эту теорию. В осенне-зимнем шоу 2005 года модели ходили по подиуму в платьях-одеялах и с волосами, растрепанными по прикрепленным подушкам, в то время как позади них Тори Амос играла на пианино.

Другая певица, Ройшн Мерфи, появилась на показе Viktor & Rolf спустя пять лет - она исполняла песню Demon Lover на крутящейся платформе, пока модели дефилировали мимо гигантского глобуса. А на показе осень - зима 2010/11 бельгийские дизайнеры вживую продемонстрировали прикладной характер ­моды, снимая вещи с Кристен Макменами и надевая их на других моделей.

Пионерская Прада

Чтобы понять эстетику Prada, нужно всегда помнить, что сама Миучча - ярая активистка и член Итальянской коммунистической партии. Но сегодня ее политическая программа включает в себя все больше положений о феминизме. Так, стены на показе весна - лето 2014 были украшены портретами женщин - не известных, а простых, обычных, как мы с вами. Те же портреты были транслированы и на платья коллекции. Идея настенных фресок с революционным подтекстом не нова - то же делал Диего Ривера в Мексике в начале прошлого века. Но на показе Prada они наполнили безжизненную одежду энергией и новым смыслом.

Высокого полета

В 1990-х парижский дизайнер Тьерри Мюглер был одним из тех, на кого всегда можно было положиться в плане шоу. Его показ haute couture весна - лето 1997 был посвящен насекомым: вместо музыки представление началось с назойливого жужжания, а макияж моделей и некоторые детали платьев напоминали раскраску бабочек. Но самое загадочное его шоу - осень - зима 1997/98 с Надей Ауэрманн в роли мистического божества в перьях.

Вошли в гранж

Марк Джейкобс не только показал гранж-коллекцию для консервативного бренда Perry Ellis, но также заставил оркестр Пенсильванского университета сыграть гимн всех подростков 1990-х Smells Like Teen Spirit. Это случилось в 2006 году на шоу его именной весенне-летней коллекции. Но, несмотря на агрессивный гранж, тот показ излучал исключительно оптимизм и веселье - со всех сторон сыпались конфетти, а гости ощущали себя королевами и королями выпускного бала.

Оазис в пустыне

Китайская пустыня Дуньхуан кажется последним местом, где можно было бы провести модное шоу. Но не для Пьера Кардена - свой показ весна - ­лето 2007 он устроил именно там. Из-за отдаленности местности некоторые модели и гости добирались на шоу прямо на верблюдах. На бетонном подиуме посреди песков Карден продемонстрировал 200 образов из мужской и женской коллекций - в основном в белом цвете, что только подчеркивало минималистский природный пейзаж.

Краш-тест

За многие века существования разных цивилизаций женская мода постоянно менялась, в зависимости от нравов, условий, менталитета. Разумеется, описать всю историю женской моды в одной короткой заметке невозможно. Но для того, чтобы иметь основное представление об этапах ее развития, мы попытаемся коротко обозначить ее основные вехи.

Доисторическая эпоха

В этом периоде еще не было никаких канонов женской красоты, акцент делался только на продолжение рода. Первая женская одежда состояла из шкур животных, а чуть позже - из грубой ткани, и не сильно отличалась от мужской. Однако желание быть красивыми у женщин было и тогда. Они заплетали волосы в косы, делали бусы из костей и зубов животных, а также из палочек растительного происхождения.

Античность

Период расцвета первых канонов женской красоты. Греческая мода на туники, хламиды и хитоны нарядной раскраски пришла из древнего Египта. Многим знакомо имя прекрасной царицы Нефертити, которая обладала редкой красотой и атлетическим телосложением. Ткани туник, поначалу не имевшие швов, просто оборачивались вокруг женского тела. Основная их задача была - подчеркнуть соблазнительные формы и скрыть возможные недостатки. Изначально античная одежда закреплялась с помощью специальных брошей-фибул. Но позже стали появляться наряды со швами, которые и стали прообразами первых юбок.

Средневековье

Период расцвета христианской религии, набожности и культа женского целомудрия. Большинству женщин в те времена приходилось непросто. Платья были почти бесформенными, неудобными и длинными, с широкими рукавами и плотно закрывали все тело, не допуская никаких соблазнительных изгибов. Косметику применять было непозволительно. Так же, как и распускать волосы. Они полностью подбирались в «двурогий» головной убор, который и правда очень сильно напоминал рога по внешнему виду. Это считалось признаком красоты и знатного происхождения.

Возрождение

Эпоха Реннесанса подняла роскошные наряды и изысканные платья на высокий пьедестал. Женщины не стеснялись подчеркивать свои пышные формы выгодными драпировками, а идеалом красоты считались те образы, которые мы можем встретить на полотнах Рубенса и Тициана. Платье уже имело более свободный покрой, подчеркивали фигуру, допускалось декольте. А юбки и лифы платьев особо знатных дам расшивались бисером и даже драгоценными камнями.

XVII-XIX века

Начало XVII века можно назвать становлением эпохи корсета. С этого периода и вплоть до конца XIX века платья постепенно «сужались» от осиной талии и пышных кринолинов до более скромных вариантов, длина, которых до определенного момента оставалась прежней. XVIII век славится пышными кринолинами, для пошива которых требовались десятки метров дорогой ткани. Позже, в романтическом XIX веке, в моду, наконец, вошли платья с завышенной талией - символ чистоты и чувственности.

XX век

Это время ознаменовано стремительными переменами в женской моде. Ряд войн и движение за эмансипацию обусловили постепенное сокращение количества материалов, которое тратилось на одежду. Юбки также становились все короче, и к 60-м годам XX века в моду прочно вошел стиль мини. В это же время идеалом красоты считалась худенькая модель Твигги, девушка с прической под мальчика, одетая в стиле «унисекс».