История и Традиции. Обряды похорон в чеченской республике

Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.

Подготовка похорон

Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.

Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.

Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.

Похоронный обряд чеченцев и ингушей

  • Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
  • Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
  • Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
  • К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
  • Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.

Поминальный обряд

Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.

На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.

Только сейчас я добралась до интернета и бегло просмотрела сообщения о гибели Наташи, заявления, статьи, фотографии с пикета, который прошел в Москве без меня...
Я была в это время на похоронах. Я видела ее плачущих сестер и молящихся братьев. Я не знала, что у Наташи так много родственников, и они так ее любят.
В Чечне хоронят до заката в день кончины.
Поэтому не было практически никакого шанса успеть на ее похороны. Но Наташу хоронили на следующий день - потому, что тело было в морге, шла судмедэкспертиза и опознание.
...Я очень хотела успеть на утренний рейс до Назрани. Но на него не было билетов, и не было никаких надежд попасть на грозненский рейс, отлетавший днем в половине третьего. Я просто по инерции стояла у кассы, где кроме меня было еще изрядное количество желающих получить остатки от брони, но их выдавали по какому-то закрытому списку. Только чудом каким-то в самый последний момент, когда регистрация на рейс давно уже закончилась и до взлета оставались считанные минуты, девушка вдруг выписала мне последний билет на самолет, повелев срочно идти на посадку.
Я прилетела в Грозный ближе к вечеру, и меня встретил проливной дождь. Часто ли бывают дожди на юге в середине лета? Таксист сказал, что и днем, и в предыдущие дни было безоблачно.
А тут вдруг - дождь...
Я торопила таксиста и все время звонила знакомым, находящимся на похоронах. Я знала уже, что тело Наташи выдали из морга в середине дня, что Наташу привезли к аллее журналистов на площади, где находится неподалеку ее офис "Мемориала", и затем шествием пронесли по проспекту Победы (ради наташиной памяти так буду его называть). Я знала, что Наташу давно уже привезли в село, и волновалась, что ее похоронят до моего приезда.
Волновался уже и шофер, потому что вот-вот уже могло начать смеркаться, а хоронить полагается после полудня, но до сумерек. Но одновременно спешила на похороны ее родная сестра, которая прилетела из Екатеринбурга в Мосвку рано утром и вылетела в Минводы, а откуда до Чечни очень неблизкий путь. Ее ждали, потому и у меня был шанс успеть.
Мы ехали мимо Аргуна и Гудермеса в село Кошкильды. Я много раз слышала от Наташи об этом селе. Здесь живет ее родная тетя, сестра отца, в ее доме и шли похороны.
Дом оказался довольно близко от въезда в село. Я издалека увидела женщин в платках, мужчин в круглых головных уборах, и поняла, что не опоздала.
Похороны в Чечне проходят совсем не так, как у нас. Здесь не приносят цветы. И женщины находятся отдельно от мужчин. Мужчины приносят молитвы, а женщины - слезы.
И еще здесь хоронят без гроба.
Наташа лежала в небольшой тихой комнате на ковре, укутанная в саван. Волосы и шея спрятаны под полотно, открыт только овал лица. Я села на ковер рядом с ней, стала всматриваться в лицо, и тут меня пробрала дрожь. Они били Наташу по лицу! У губ запекшаяся кровь, нос опухший, в носу уложены ватные тампоны, потому что перед смертью у нее из носа сильно текла кровь. На лице синяки. Меня заверили, что это не следы пыток, просто ее били по лицу прикладом.
По лицу - прикладом!
У чеченцев не принято к покойникам прикасаться, но в комнате никого не было, и я смогла попрощаться с Наташей так, как принято у нас.
Это тоже особенность чеченских похорон: не прощаться с человеком при всех. Люди не стоят у гроба, усопший лежит в комнате одиноко, и только самые близкие могут войти, побыть рядом с ним в одиночестве и тишине и выйти. К скоплению людей его выносят уже закрытым.
Обряд похорон начался очень вскоре после моего приезда. Мужчины принесли в холл носилки и положили на них Наташу, предварительно укутав с головой в плотную ткань, похожую на ковер. Затем они вышли на крыльцо, держа носилки на плечах. Вокруг стояли мужчины, а женщины находились сбоку, слева от крыльца.
Мулла прочел молитву. Мужчины вознесли руки в молитве и повторили воздыхание к Аллаху. Затем Наташу понесли на улицу. Женщины заголосили и зарыдали. Я подошла к воротам дома и увидела, как Наташу кладут в машину, как мужчины садятся вокруг нее, некоторые кладут рядом лопаты. Потом машина поехала на кладбище. Кто не уместился - пошли пешком.
Женщинам на кладбище не положено, они остаются плакать. Таков обычай. Я пожалела, что не доведется быть рядом, когда ее будут класть в землю, вернулась во двор и села рядом с плачущей Ланой.
...Я все еще не могу до конца поверить, что Наташи действительно нет, что вот сейчас я нахожусь в Грозном, но это уже Грозный без Наташи...
Позже я постараюсь выставить фотографии и рассказать о следующих днях похорон (похороны ведь здесь длятся не один день, и это - устойчивый обычай).

В Чечне и Ингушетии исповедуют мусульманство, поэтому похороны проводятся по мусульманским обычаям. Хотя некоторые оговорки на местные традиции все же есть. Умерших здесь хоронят как можно раньше, желательно в тот же или на следующий день. Как только человек умирает, оповещают всех его родных и знакомых, тут же в дом приходит много людей.

Эти люди пришли не только проститься с покойным, но и помочь семье организовать похороны. Такая традиция в Ингушетии обычное дело - отзываться целыми семьями, дворами и чуть ли не поселками на беду.

Родственники, знакомые и соседи сразу же делятся на группы - одни выкапывают на кладбище могилу, другие помогают с омовением и подготовкой тела к погребению, третьи занимаются приготовлением поминок. Но для канонического мусульманства поминки после похорон - это, можно сказать, нонсенс. Потому что Исламом предписано освободить скорбящих родственников от хлопот.

Однако в Чечне и Ингушетии придерживаются немного других взглядов: семью покойного стараются наоборот отвлечь, занимая родственников организацией похорон и поминок. Так как людей собирается много, нужно расставить столы, занять недостающие стулья или посуду у соседей - в общем, дел невпроворот, предаваться унынию действительно некогда. Но опять же, делается это только во благо семьи, перенесшей траур.

Кроме того, в Ингушетии есть обычай очень серьезно относиться к гостям. Если родственники пришли, а кто-то и приехал издалека, чтобы оказать помощь, их нужно обязательно накормить и расположить на ночлег при необходимости. Гость здесь куда важнее собственного состояния.

Как в Ингушетии и Чечне относятся к смерти?

Отношение к смерти здесь, как и во всех мусульманских странах, смиренное: все происходит по воле Аллаха.

Поэтому на похоронах родственники покойного стараются вести себя сдержанно - никаких разрывов одежды, расцарапывания лица, причитаний. Такое поведение считается недостойным мусульманина. В то же время каждый здесь понимает, что семья перенесла горе, и старается подставить плечо поддержки.

Ингушские кладбища

Место под могилу в Ингушетии бесплатное. Считается, что незачем дополнительно нагружать людей, перенесших утрату, тем более что проблем с местами под кладбища нет.

Каждый человек имеет право быть похороненным на местном погосте, и после смерти родственника его семья не отягощена волокитой по оформлению могилы. Достаточно просто прийти на кладбище и выкопать яму под захоронение. Погребение происходит очень быстро, без проволочек - так положено по Шариату. Да и с таким количеством помощников как можно по-другому?

Даже памятник в Ингушетии делают за пару часов: на простой бетонной плите на скорую руку выбивают имя покойного и даты его жизни.

Чеченская жизнь.
Свадьбы и Похороны.
Чеченские родственные связи очень крепки. Редко найдёшь человека, который не знал бы историю хотя бы прадедушки. Да и фамилии, под которыми мы живём – это не что иное, как имена взрослых людей, живших в начале века на нашей территории. Например, я знаю прадедушку в двенадцатом поколении – ШИШЛИ, который жил в 17 веке. И таких людей не мало, знающих свою родословную. Безусловно – это хорошо. Но у каждой медали есть две стороны. Что же мы имеем с обратной стороны: это – бремя.. Да, бремя поддержки родственных связей. Я не говорю, что это плохо, наоборот Ислам требует поддержки родственных отношений. Хадис Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): Тот, кто разрывает родственные связи, тот не из нас (не из нашей Уммы).
Только подумайте, скольких людей я считают родными по крови! А у каждого есть ещё семьи. В результате, происходит вот что: свадьба любого из ближайшего из них – это почти всегда присутствие. А смерть одного из них, а может и меня когда – нибудь, если будет на то воля Всевышнего Аллаха – это обязанность присутствовать на похоронах. Помимо, родственников есть друзья, знакомые, коллеги. Если свадьбу можно и игнорировать иногда, то про похороны этого не скажешь. Я живу в городе, и похороны не прямых родственников часто проходят без меня. Чего не скажешь о двоюродных и троюродных братьях, а равно и их сестёр и жён. Если в селе в любом конце, или же в соседнем селе похороны, мужчины должны стоять на похоронах по три дня, иногда меньше, иногда больше, а женщины оплакивать усопшего. А если своих (начиная от отца, матери, сына, дочери, что естественно, до троюродных дядей) хоронят, то три дня, похороны, а ещё до поминок дня три-четыре они заняты круглые сутки. Не бывает в неделю меньше двух-трёх похорон в четырёх по соседству сёлах. У всех родственники по отцовской или материнской линии – это минимум два раза два дня от рассвета до заката стоять на похоронах. Вот и слышишь на одних похоронах: а ты был там-то и там-то? У них же тоже несчастие приключилось. И приходится посещать таких-то, выразить сочувствие. Учитывая то обстоятельство, что нас Чеченцев становится всё больше и больше (семьи-то большие) становится страшно за будущее. Считаю, что надо как-то упрощать проведение похорон. Например, в первый день до захоронения умершего, быть на похоронах. А два других дня приходить лишь отметиться, скажем минут на десять. Лишь ближайшие наследники, остаются, априори, на похоронах. Женщинам бы я вообще запретил ходить на похороны. Я вообще не понимаю, что они делают три дня и ночи с трёхразовым питанием, что они проводят в доме умершего. .Вроде богоугодными делами они не занимаются. Лишь самые близкие из них оплакивают усопшего.

Смерть родного человека- это как психологический, так финансово-моральный удар по его наследникам. По прошествии обычно 5-6 дней, проходят поминки. Раньше, я помню – это было скромным мероприятием со скудным бюджетом. А теперь? каким только снадобьем не угостят!! Пиршество, да и только! А что делать тому, кто не может позволить такое раздолье? И он, бедняга, чаще на последние деньги, пытаясь не ударить лицом в грязь, дотягивается до этой вожделенной «планки». А ведь завтра ему всё это ой как аукнется.
Ислам призывает нас к разумному воздержанию во всём. Даже саван, в который заворачивают усопшего, желательно, чтобы он был не новым, а постиранной тканью, так как тому он как бы уже не нужен, а транжирить деньги на ветер за зря – грех. Ислам призывает родственников или соседей тех, у кого произошло несчастие, накормить и морально поддержать тех, в чьих домах похороны. Как говорится с ног на голову!

Малая семья стала основной формой семейной организации чеченцев уже в конце XIX - начале XX в. Но малая семья долгое время сохраняла черты патриархального быта. Полновластным хозяином и главой семьи был муле. Глава семьи по своему усмотрению распоряжался имуществом, женил сыновей. Однако при выдаче замуж дочери решающее значение имело слово матери. Патриархальное отношение к женщине отразилось в старой чеченской поговорке «лошади и жены не жалей».
Свадебные обряды. Браки между родственниками у чеченцев запрещались в пределах трех поколений. В прошлом большую роль при заключении брака играло имущественное положение. Брачный возраст для юноши считался с 18-20 лет, а для девушки с 17-18 лет. Иногда обручали малолетних детей. Примерно с 14 - 15 лет девушку начинали приглашать на свадьбы, семейные и общественные увеселения, куда она могла ходить в сопровождении молодых людей - родных или близких родственников. У чеченцев было широко распространено похищение невест. Это объясняется, по-видимому, трудностью уплаты кебина. Очень часто молодой человек заранее договаривался с девушкой о ее похищении. После похищения жених просил прощения у семьи невесты, и, как правило, все заканчивалось примирением. После примирения проводилась свадьба.
Когда брак совершался с соблюдением свадебных обычаев, он начинался со сватовства. Жених должен был избегать до свадьбы встреч с родителями невесты. С невестой он мог видеться, но только чтобы никто не видел их свиданий. Если же они встречались где-то на людях, то не должны были разговаривать. Невеста при этом должна была прятать от жениха лицо. Перед свадьбой совершалась помолвка. Помолвку и свадьбу иногда разделял довольно большой срок, в особенности тогда, когда у жениха не было приготовленных средств для свадебных расходов и уплаты кебина. Кебин состоял из двух частей: обязательных подарков семье и родственникам невесты, т.е. собственно кебин, и урдо - части, которая должна была обеспечить женщину в случае развода. Кебин платили деньгами, скотом или ценными вещами.
Свадьба проводилась в доме жениха и продолжалась несколько дней. За невестой отправлялась большая группа родственников жениха. Проводы невесты из родного дома совершались очень торжественно. Невесту наряжали в свадебное платье, голову ей покрывали белым шарфом. Провожавшие невесту подружки пели ритуальные свадебные песни. Из дома невесту выводили дружки жениха. О прибытии свадебного поезда перед въездом в селение жениха извещали стрельбой из ружей. В доме жениха для невесты готовили особую комнату, куда ее вводили по разостланным коврам. В этой комнате девушка в окружении родственниц оставалась до окончания свадьбы.
На свадебное торжество собирались родственники, друзья и односельчане. Приглашали даже случайных прохожих. Они считались гостями всего селения, и их сажали на почетные места. Жених в свадьбе не участвовал, он скрывался в это время в доме друга или родственника, а то и просто в лесу. И после свадьбы молодой какое-то время прятался от посторонних, посещая жену только ночью, тайком.
Свадьба у чеченцев сопровождалась своеобразными состязаниями в искусстве танца, исполнении частушек, в остроумии и пр. Распорядителями на свадьбе были иная - генерал и его помощники, мужчина и женщина. .Инал рассаживал гостей во дворе в круг, по одну сторону - мужчин, по другую - женщин. Танцы устраивались внутри круга. Без разрешения распорядителей никто не имел права танцевать. Когда танцевали старики и почетные гости, все вставали и хлопали в ладоши в знак почтения. На свадьбе также выступали клоуны и канатоходцы.
В день окончания свадебных торжеств в сопровождении мужчин, женщин и детей свершался обряд вождения молодой по воду. Молодая брала поднос с пирогами и кувшин для воды. У речки она прокалывала несколько пирогов булавкой, бросала их в воду, а затем черпала их из воды кувшином. Когда же она ставила кувшин на плечо, раздавались выстрелы. Причем стреляли не только в воздух, но иногда и в пироги. Этот обряд проходил под музыку и песни. Проведение обряда означало, что невестка должна приступить к хозяйственной деятельности. своей новой семьи.
Обряды детства чеченцев. У чеченцев муж уезжал на время родов из дома и возвращался только после появления ребенка. Иногда молодая уходила рожать в дом своих родителей. Женщина, родившая наследника, пользовалась уважением, это упрочивало ее положение в семье. Рождение девочки встречалось порой равнодушно. Но в том и другом случае отец ребенка долгое время не должен был говорить с женой. При рождении мальчика устраивалось торжество, на котором один из родственников отца давал имя ребенку. У чеченцев большинство имен мусульманского происхождения, но встречаются и старинные местные имена.
Погребальные обряды чеченцев. В погребальных обрядах чеченцев мы находим сочетание мусульманских и языческих элементов. Хоронили покойника в день смерти. Омывание, вынос, устройство могилы и погребение производились по мусульманскому обычаю. В проведении поминок в день похорон заметно влияние местных древних верований. Чеченские похороны отличаются многолюдностью. Из самых отдаленных селений приезжают родственники и знакомые, чтобы проводить в последний путь. Важную роль на похоронах играют плакальщицы, они говорят о хороших качествах покойного, о его дальнейших планах, которые смерть помешала осуществить. Тело покойника на кладбище несут мужчины. Женщины остаются оплакивать умершего дома. Погибших в боях хоронили в том виде, в котором они были убиты, т. е. без омывания и савана. На могиле такого покойника, помимо намогильного памятника с соответствующей надписью, устанавливался длинный шест с флажком.
На второй день после похорон устраивается богатый поминальный пир. Вдова должна носить черную траурную одежду в течение года после смерти мужа. В некоторых местностях было принято носить как траурное то платье, которое было на женщине в день смерти ее мужа.
Печальным пережитком старой Чечни можно считать кровную месть. Зачастую кровная месть осуществлялась годами и приводила к истреблению большого числа людей. В высокогорных районах Чечни допускался выкуп за кровь, при его уплате совершался обряд «примирения кровников» Однако в других местностях страны выкупа за кровь не брали. Здесь сложилась поговорка «Мы кровь своих убитых не продаем». Обычай гостеприимства в Чечне соблюдался очень строго. За жизнь своего гостя хозяин отвечал, как за члена своей семьи или рода. Он должен был защищать гостя от врагов, мстить за его убийство.