Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста. "фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"методические рекомендации по организации фольклорного кружка в детском саду

Ольга Васильченко

Педагогический проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!

Актуальность:

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Вид проекта: ролевой - игровой, творческий, долгосрочный.

Участники проекта: всего в проект вовлечены 26 детей младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.

Цели проекта:

1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

2. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.

Задачи проекта:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Предполагаемый результат.

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Физическое развитие.

Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…», «Ладушки».

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады!», «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок».


Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок».


Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».


Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".




Познавательное развитие.


Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?», «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Народная игрушка – кукла-самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек».

Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Кто придумал эти сказки?».

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова?», «Из какой сказки иллюстрация?» и т. д.)


Коммуникативное развитие.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.


Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».

Художественно-эстетическое развитие . Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).



Работа с родителями.

Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея «Русская народная игрушка».

Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.

Консультация для родителей, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку «Фольклор в детском саду».


Всех куколок я изготовила своими руками.


Консультация для педагогов «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»


В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:

1. Увеличение словарного запаса.

2. Повысилась общая звуковая культура речи детей.

3. Улучшается связная речь и воображение.

Фольклорные средства – неиссякаемый источник знаний, умений, навыков русского народа. Работая с литературой по использованию фольклора в обучении детей дошкольного возраста, я непременно решила оформить мини-музей «Русской народной игрушки», так как в процессе знакомства малышей с устным народным творчеством не возможно без наглядного сопровождения.


Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко"
Краснодарский край, ст.Выселки

Фольклор в детском саду

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) . В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую) .

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею) .

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее) .

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Петр что делает?

Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Татьяна Гарбузова
Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Консультация на тему :

«Использование народного фольклора в работе с детьми

дошкольного возраста ».

Воспитатели :

Аксенова О. А.

Гарбузова Т. А.

Москва 2016

«ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

Актуальность : Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.

Задачи : Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору ; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора .

Ценность фольклора заключается в том , что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки» , «Идет коза рогатая» , «Поехали – поехали» , вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы , сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста . Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей , привить любовь к русскому языку.

Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери» . С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении . Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми , взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки - потешки с конкретными детскими именами («Как у нашей Катеньки» , «Ехал Ваня» , «Васенька – дружок» ). Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту .

В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки , небылицы шутливого содержания («Сорока» , «Дед Данила» , «Шла кукушка» , «Пастушок - дружок» ).

Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, напевно. («Ай, котик» , «Баю, баю» , «Дрема» и др.)

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

Например :

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

«Водичка, водичка, умой Ване личико»

Помогает потешка и в процессе кормления :

«Умница Катенька

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую…»

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту…»

Во время одевания на прогулку :

Вот они сапожки :

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо.

Малые формы фольклора использовала и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами : «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки , а пальчики – Антошке». Или : «Водичка, водичка, умой Андрюше личико» . Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая : «Не плачь, не плачь, куплю калач» .

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой : «Расти коса до пояса…»

При чтении потешки «Расти, коса» я предлагала кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом.

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать : «Вот и звери спят…» , «Спи, усни детя Ванюшенька…»

Попевка : «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке» .

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша»

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей : «Большие ноги шли по дороге…» , «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает : «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

Физическое развитие.

Разучивание подвижных игр «У медведя во бору» , «Как у дедушки Трифона» ; физкультминутки «Репка» , «Теремок» , «Курочка Ряба» ; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…» , «Ладушки» и др.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение фольклорных потешек , пословиц, закличек : «Ваня, Ваня простота» , «Огуречек, огуречек» , «Петушок, петушок» , «Ладушки» , «Уж как я свою коровушку люблю» , «Ай лады, лады, лады!» , «Дождик» , «Водичка, водичка, умой моё личико» , «Наши уточки с утра» , «Бычок смоляной бочок» и др.

Игровые образовательные ситуации : «Петушок и его семья» , «В гостях у Бабушки-Загадушки» , «Сказка в гости к нам пришла» , «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели» , «Курочка-Рябушечка» , «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка» , «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» , «Васькин поясок» и др.

Пальчиковая гимнастика : «Сорока» , «Весёлые пальчики» , «Коза» , «Дождик» , «Белочка» , «Семья» , «Оладушки» , «Пальчики» и др.

Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка» , «Теремок» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , "Курочка Ряба".

Коммуникативное развитие.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие. Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями) .

Вывод : Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства .

Список литературы :

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор . - М.:Учпедгиз,1957.-240с.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор . - М.: просвещение, 1987.- 239с.

Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество в России,2000.-256с.

Альфия Низамутдинова
Использование фольклора в детском саду

Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия явлений жизни начинает играть зрение, и на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. Из родника музыки начиная пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном фольклоре .

Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица , оживляются движения.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк "-народ, "лор"- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения?

Фольклор не имеет автора . Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней , не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве , вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Каждую потешку, прибаутку, приговорку и пр. мы с ребенком обязательно обыгрываем вместе.

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.

Прежде всего - это то, что. взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.

Это и поэзия пестовании ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нем

Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях - почти все дети любят, когда их поглаживют по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения.

То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора , отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки,

пословицы, поговорки, игры. Брали дл детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с. ними связано (считалки, сгороговорки и т. д., а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т. д

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору ?

Частушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками) .

Заклички - обращения к явлениям природы (к солдцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справед ливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называю щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо бенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор . И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора : глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия , отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре , вся его классика.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого : труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхщение силой рук и ума человека.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту , великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

Публикации по теме:

Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование художественно-дидактических игр в детском саду и семье» Воспитатель: Алтаева.

Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт. В этом году я была на курсах повышения квалификации для воспитателей. Теория, как обычно сопровождается.

Консультация для воспитателей «Использование метода тычка на занятиях по рисованию» Ум ребенка – на кончиках его пальцев. В. И. Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического.

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика.

Фольклор в детском саду

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего – и легче всего в игре». Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту».Я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос:нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом веке, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой».

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Сейчас все умеют читать и писать. Книга стала постоянным спутником, другом человека. И с устным народным творчеством мы знакомимся чаще через печатное слово, чем через устное. И мы часто просто не замечаем, что устное народное творчество продолжает жить с нами совсем рядом. Что вчера во дворе прозвучала какая-то новая считалка, что соседские мальчишки играют в какую-то новую игру, что одна девочка взяла, да и переделала по0своему слова знакомой песни. А ведь все это настоящее творчество, творчество для всех, где для автора главное – создавать что-то новое, нужное, интересное.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

· Потешки – игры взрослого с ребенком;

· Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

· Заклички – обращения к явлениям природы;

· Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным;

· Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;

· Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной речи;

· Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороныповедения ребенка;

· Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки,которые своей необычностью веселят детей;

· Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях;

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простые попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используем припевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальуами, затем другую)

Все каши просят,

Все криком кричат.

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – в перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкуюмоторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальныхинструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическимидвижениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место отвожу шуткам, веселью. Для этого применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Здорово, кума!

На рынке была.

Никак, ты, кума, глуха?

Купила курицу да петуха!

Прощай, кума!

Пять алтын дала.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.Например, игра-инсценировка «Теремок», которую дети разыграли, как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по-подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и неудачи. В таких случаях дети учатся более доброжелательно относиться друг к другу.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. К. они помогают развивать у детейчувство ритма, выразительность движений, творческие способности.