Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста. Своеобразие дидактической игры. Игры с предметами

2.2 Виды дидактических игр

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.

Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду – нелегкая задача, стоящая перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел.

Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра.

Словесная игра таи в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, так как воспитатель может сам варьировать условия этих игр в зависимости от образовательной задачи.


Заключение

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета-заместителя.


Список используемой литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2‑е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвящение, 1979. – 223 с.


Среди разнообразия игр значительное место занимают дидактические игры. Они особенны тем, что создаются взрослыми и предлагаются детям, наполнены конкретным содержанием и сопровождаются определенными правилами. Это - учебные игры, и педагоги широко пользуются ими как средством воспитания и обучения для расширения представлений детей, закрепления приобретенных знаний и формирования умения использовать их на практике, для облегчения и оживления процесса учебы. Ведь, когда умственная задача решается в ходе доступной для детей деятельности, которая сохраняет признаки игры, это дарит детям большую радость.

Проработав педагогические источники, мы приводим наиболее удачное, на наш взгляд, толкование этого понятия: дидактическая игра - индивидуальная, групповая и коллективная учебная деятельность детей, включающая в себя элемент соперничества и самодеятельность в усвоении знаний, умений и навыков, приобретение опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения.

Дидактические игры, игровые занятия и приемы повышают эффективность восприятия учащимися учебного материала, разнообразят их учебную деятельность, вносят в нее элемент любопытства.

Проведя исследование литературных источников, мы выделили важнейшие задачи учебных игр.

  • 1. Дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка, обеспечивает развитие восприятия. Развитие сенсорных способностей в дидактической игре происходит вместе с развитием логического мышления и умения выражать мысли словами, ведь для решения игровой задачи ребенку приходится находить характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, группировать, классифицировать их, делать выводы, обобщения. Выполнение интересных игровых действий и правил способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, быстрого и прочного запоминания.
  • 2. Решение дидактического задания формирует также и волю. Добросовестное выполнение правил требует выдержки, дисциплинированности, приучает к честности, справедливости, влияет на развитие произвольного поведения, организованности. Содержание и правила дидактических игр помогают формированию у детей нравственных представлений и понятий (о бережном отношении к предметам как продуктам труда, о нормах поведения, отношениях со сверстниками и взрослыми и т. д.).
  • 3. Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками способствуют эстетическому развитию. Интересная дидактическая игра вызывает положительные эмоции, улучшает самочувствие.

Дидактическая игра, как метод обучения имеет свою структуру. Так, В.В. Волина определяет 4 этапа в структуре учебного процесса, который предусматривает дидактическую игру:

  • 1. Ориентация. Педагог характеризует тему, которая изучается, основные правила игры и ее общий ход.
  • 2. Подготовка к проведению. Распределение ролей, изучение игровых заданий, процедурные вопросы.
  • 3. Проведение игры. Педагог следит за игрой, фиксирует последствия (подсчеты баллов, принятия решений), разъясняет то, что непонятно.
  • 4. Обсуждение игры. Педагог руководит дискуссионным обсуждением игры. Внимание уделяется сопоставлению имитации с реальным миром, установлению связи игры с содержанием учебной темы.

Дидактические (учебные) игрушки особенно способствуют умственному воспитанию детей. Используя их, дети учатся распознавать, различать, называть форму, размер, цвет предметов, знакомятся с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями.

Разнообразные игрушки (конусные башенки, цветные миски, шарики, разнообразные мозаики и тому подобное) призваны помогать сенсорному развитию ребенка. Разборные игрушки, конструкторы формируют у детей способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению, классификации. Игры с образными игрушками расширяют и уточняют представление ребенка об окружающем мире, развивают мышление, воображение, речь, обогащают словарный запас. Использование технической игрушки развивает ее конструкционные способности, формирует интерес к технике, создает предпосылки для технической изобретательности, творчества. Используя в играх строительный материал, дети знакомятся с объемными геометрическими телами, у них развиваются представления о форме, размере, направлении, положении, протяженности и тому подобное. Игрушки помогают усваивать через игровые ситуации правила и нормы поведения и взаимодействия людей.

Поэтому дидактическая игра - "одна из форм учебного влияния педагога на ребенка". Она пригодится во время усвоения детьми любого материала, предвиденного программой, и может проводиться на занятиях; может входить в музыкальное занятие, быть одним из элементов прогулки, а также особым видом деятельности. Вторая цель дидактической игры - сугубо игровая, ради которой действует ребенок. Это, в частности, игры, в которые дети играют самостоятельно, вне занятий, когда могут выбирать их по собственному желанию.

Важно, чтобы обе цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение детьми определенных знаний.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей раннего возраста. Во время занятий у ребенка формируются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей постепенно формируется способность сосредоточиваться на том, что им показывает и говорит взрослый. Используя склонность маленьких детей к наследованию, воспитатель побуждает их воспроизводить увиденные действия, услышанные слова. "Развитие сосредоточенности и способности к наследованию - необходимые условия усвоения детьми сведений и умений. Это - одна из важных задач, которая должна решаться во время занятий, тем более, что не все дети одинаково овладевают этими качествами".

Посредством развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Обучение игре базируется на системе дидактических принципов, носит комплексный характер, требует создания развивающей среды и т.д. Наряду с этим процесс обучения игре детей будет иметь свои особенности:

  • - широкое использование индивидуальных и групповых форм обучения игре, учет индивидуальных возможностей и игрового потенциала каждого ребенка;
  • - постоянная стимуляция познавательной и игровой активности детей при усвоении социального опыта, овладении представлениями об окружающем мире, используемыми ребенком в сюжетно-ролевой игре;
  • - адаптированный темп формирования игровой деятельности у детей,
  • - выделение в игровом действии и в цепочках игровых действий составляющих операций, их понимание, запоминание и сопровождение речью;
  • - повторность в обучении игре для обеспечения переноса формируемых знаний, умений и навыков в новые игровые ситуации, на оперирование новым материалом.

Игра и игрушка для ребенка - средство познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, изучает растений и животных. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающую среду, ищет выхода из положения. Такие игры воспитывают детей-организаторов, которые умеют настойчиво идти к цели и вести за собой других, организовывать их.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова и представляет стержень игровой деятельности, является средством отображения действительности.

Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос, полезна ли она малышу , чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

“ Дидактические игрушки для детей раннего возраста’’

Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос, полезна ли она малышу , чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку ?

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватки, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, её конструкции или содержании игры.

Однако, дидактическая игрушка требует от взрослого особенного подхода к ней. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, родителю необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача взрослого направить детскую активность в развивающее русло. Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые…
Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением
ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними, Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка , способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют ручную умелость, совершенствуют мелку моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение…

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает > и > действия. Он познает свойства предметов (большой- маленький), их качества (твердый -мягкий, легкий -тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.
Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые 10-15 минут, для того, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако, чтобы ребенок начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности и ребенка , Так на первых этапах, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их. Помните о том, что эти игры должны быть организованны родителями.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются и игрушки , необходимые для решения этих задач.

Со второго года жизни разнообразие дидактических игрушек значительно увеличиваются. В этом возрасте малыш продолжает познавать такой неизвестный для него окружающий мир. Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений. Знакомятся с физическими свойствами свойствами предмета (масса, подвижность и т.п.), с количеством (один, много, мало).

Занятия с дидактическими игрушками активно развивают слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.

На этом этапе сохраняются все игрушки из прошлого периода, однако, увеличивается число частей, составляющих комплексную игрушку и, возможно, размер. В пирамидке число колец может доходить до 10. Нанизывая и снимая кольца разного размера сначала со взрослым, а потом и сам, ребенок поймет, что за большим кольцом следует меньшее и т.д. Можно продолжать вставлять втулочки в отверстия и вынимать их. Они могут быть одного или разного размера. Такая игрушка помимо мелкой моторики, способствуют развитию речи, если при выполнении действий с ней взрослый рассказывает сказку, побуждая малыша в дальнейшем рассказывать самому.
В этом возрасте
ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Например, малыш может отделить красные шарики от синих, шарики от кубиков, выбрать одинаковые по размеру втулочки. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов , которые в дальнейшем послужат ребенку в развитии других функций. Детали конструктора должны быть средней величины, так чтобы ребенок мог удержать их в ручке. Не стоит, высыпать все кубики, а лучше для начала достать 5-6 штучек. Здесь появляются элементы первой конструктивной деятельности, способствующей развитию мышления, воображения. Например, постройте с ребенком домик или башенку, он уже может ставить один кубик на другой.

Также, с помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты и прокатывать внутри него шарик, сначала ручкой, а потом с помощью какого-либо удлиненного предмета (палочки). Это способствует развитию мелкой и крупной моторики, координации движения рук. Для развития этих функций также подойдут и лабиринты, сделанные из проволоки: на нее нанизаны всевозможные фигурки, которые необходимо > по дорожке.

В после года малышу также можно предложить так называемые >, которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы или контуры, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру.

Сначала нужно показать самый простой > с 2-3 геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).

Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны- все это музыкальные игрушки. Их назначение- способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь звук чистого тона.

Когда ребенок начинает ходить уверенно, уму нужны игрушки, развивающие движения, например, всевозможные каталки (на устойчивых колесах и с палкой, с удобной для малыша ручкой для захвата). Заинтересуют ребенка т музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки.

К концу второго года жизни можно удивить малыша разрезными картинками из двух-четырех частей. Тоже касается и кубиков. Лучше, если это будет один нарисованный предмет, персонаж, а не сюжетная картинка с мелкими изображениями героев.

2-3 года
В этом возрасте активность малыша проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, построить), возрастает способность детей к проведению сравнения и обобщения.

К третьему году все вышеперечисленные игрушки не стоит убирать от ребенка, наоборот необходимо увеличить их количество геометрических фигур со сквозными отверстиями). В этом возрасте можно дать малышу >. Врезка

Не стоит предлагать ребенку шнуровки с большим количеством мелких составляющих (это будет полезно к 3,5- 4 годам)..Пока же стоит ограничиться более крупными и привлекательными для восприятия предметами. Хороши также деревянные фигурки для нанизывания на шнурок.

Игра в >, также может заинтересовать ребенка, но следует помнить, что без помощи взрослого ему будет трудно освоить их. Начинайте с картинок, где изображен один хорошо знакомый ребенку предмет.

К трем годам интерес у малыша вызывает как крупная, так и мелкая мозаика. Покажите ребенку, как > домик, цветочек и, начав собирать по образцу, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обращайте внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделять из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взросло. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Интересным для ребенка этого возраста окажется >, с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь. В магазинах встречаются обычно мешочки с деревянными фигурками. Однако здесь главное, чтобы предмет был знаком ребенку, поэтому в мешочке сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления.
Для развития крупной моторики подойдут такие игрушки как: > и,>.

Можно организовывать семейные игры, например: >,> с изображением предметов и животных, >.. Это игры, в которых ребенок будет подбирать необходимые предметы по смыслу или выстраивать логическую последовательность.. Также к семейным относятся всевозможные настольные игры, например: > (корова-молоко; курица-яйцо), > >.


ВИДЫ ИГРУШЕК .

Классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр (хотя это разделение достаточ­но условное, например, мобиле можно отнести как к дидактическим, так и к двигательным игрушкам):

дидактические игрушки (мобили, матрешки, пирамиды, разноцветные ша­ры, бочонки, мозаики, пазл, конструк­торы, настольные и печатные игры и др.),
в том числе звучащие и музыкальные иг­рушки (бубны, ксилофоны и др.), сюжетные или образные игрушки (кук­лы, фигурки животных и т. д.), в том числе театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения), динамические или двигательные (ка­талки, машинки, юла и т. д.), в том числе игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, кегли и др.), игрушки-самоделки (делаются роди­телями или детьми), игрушки - забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков). В дополнение к игрушкам создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самоле­тов и т. д.

Дидактические игрушки - это иг­рушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, логического и пространственного мышления, мел­кой моторики рук, зрения, музыкаль­ного слуха, творческого воображения. Дидактические игрушки способствуют усидчивости и терпению. Отавное прави­ло в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует вы­кладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше че­редовать игрушки каждые 10 - 15 ми­нут, для того чтобы интерес к игре не пропадал. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Музыкальная карусель (или мобиль) развивает зрение, слух, умение следить за движением предметов по кругу" и координацию движений. Выбирая карусель, учитывайте, что малыш смотрит на фигурки снизу. Поэтому обратите внимание, как расположены игрушки. Малыш, лежащий на спине, должен видеть каждую фигурку целиком, а не ее нижнюю часть. Глядя на игрушку, малыш учится сосредоточивать взгляд на «ярком пятне». Одна из первых игрушек в жизни малыша - это, конечно, погремушка. Она знакомит младенца с формой, цветом и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Ятя развития тактильных ощущений идеальны погремушки, состоящие из частей с разными на ощупь поверхностями: мягкой, твердой шершавой и т. д. Подбирать погремушки лучше с разным шумовым эффектом (например, с колокольчиками, с бубенцами). Достаточно распространены сейчас и мягкие погремушки - игрушки с бубенчиком внутри, сшитые из синтетических тканей, гладких или с коротким ворсом, прочных и безопасных для ребенка. Они могут быть набиты мягким однородным материалом, маленькими гранулами, внутри них может прощупываться какой-либо предмет правильной геометрической формы (цилиндр шарик и т. п.). Среди мягких погремушек можно выделить ножную погремушку - сшитый в виде игрушки яркий браслет или носочки с бубенчиком внутри. Надетая на ножку ребенка погремушка привлекает его внимание к познанию своего тела, учит управлять им.

Очень нравятся детям развивающие коврики с дугами и без. На дуги фиксируются подвесные игрушки, сам коврик сшит из мягких материалов, обеспечивая комфорт и безопасность ребенку. Материалы, из которых сделаны предметы комплекса, разнообразны по фактуре. Прикосновения к различным поверхностям будут способствовать так­тильной тренировке ребенка. Забавные пищалки, музыкальная функция, игруш­ки, загорающиеся при проигрывании мелодий, введут малыша в мир звуков, заложат интерес к музыке, разовьют гармоничное восприятие, слух и чувство ритма. Это первый игровой центр крохи, позволяющий ему ознакомиться с но­выми ощущениями, звуками, цветовой палитрой.

Основные виды развивающих ковриков : складной коврик, в комплекте к ко­торому имеется специальная сумка для его хранения, коврик с устанавливаемыми над ним дугами, где фиксируются различного рода игрушки, коврик-сиденье в коляску, музыкальный развивающий коврик, коврик в форме треугольника, круга и т. п., надувной развивающий коврик.

Выбирая коврик для малыша, об­ратите внимание на рекомендацию по возрасту ребенка. Некоторые моде­ли подходят детям с самого рождения. Другие же приспособлены для малышей от 3 месяцев и старше. Коврик должен быть достаточно большой, чтобы совсем маленький ребенок мог на нем ком­фортно лежать, у коврика для малышей 6 - 8 месяцев должно быть достаточно места для сидения.

Можно сделать развивающий коврик самостоятельно. Вот уж где может развер­нуться ваша фантазия! На таком коврике найдется место и шнуровке, и пуговицам, и кармашкам, которые можно расстегивать и застегивать, и маленьким игрушкам, и аппликациям на липучке, и предметам для счета, и первым буквам и многое дру­гое. Коврик может быть сюжетный, когда за основу берется одна какая-то тема (на­пример, времена года, животные, природа и т. п.) или разноплановый, состоящий из несвязанных между собой элементов.

Пирамидки - одна из самых любимых детских игрушек.

Они бывают пласт­массовыми и деревянными, с кольцами и квадратными пластинами. У некоторых даже кольца разбираются на части, как пазлы. Но результат один - ребенок собирает нечто разрозненное в единое целое. И пусть вам не кажется это смеш­ным - у малыша даже в столь нежном возрасте повышается уровень самооцен­ки. Кроме того, игры в пирамидки раз­вивают у ребенка логическое мышление, внимание и мелкую моторику, позволяют познакомиться с различными цветами, в которые так ярко окрашены элементы.

Очень полезное занятие - конструиро­вание. Оно способствует развитию мотори­ки, формируют образное и пространствен­ное мышление, тренирует воображение и развивает творческие способности. Кро­ме того, в процессе игры воспитываются такие качества, как умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходи­мые элементы конструктора.

Конструкторы развивают восприятие симметрии, красоты и гармонии. Они бывают: пластиковые, деревянные, метал­лические, керамические, бумажные, маг­нитные, электромеханические, текстиль­ные и т. д. Сейчас в продаже появились тематические конструкторы («Зоопарк», «Домашние животные» и т. д.). Такие игры открывают богатые возможности для сю­жетной игры.

При выборе конструктора ориентируй­тесь, прежде всего, на возраст ребенка. Детям до 3 лет нужен конструктор с про­стыми большими деталями, удобными для детской руки. Сложные наборы ему пока не нужны. Если конструктор окажется слишком сложным, малыш может надолго потерять интерес к такому виду игры.

Для детей до 3 лет самыми распростра­ненными являются пластмассовые конс­трукторы . Они производятся из пластмас­сы, которая не разбивается на осколки, а также не содержит вредных для здоровья веществ. В основном все наборы и все детали таких конструкторов совместимы между собой. Детали отличаются разнооб­разием и яркостью цветов.

Деревянные конструкторы приятно де­ржать в руках, потому что они всегда теп­лые на ощупь, а шероховатая поверхность развивает тактильную чувствительность.

В последнее время все более популяр­ными становятся мягкие конструкторы (например, кубики из ткани). Они не содержат острых граней, по сути, явля­ются мягкой игрушкой.

Для развития творчества, фантазии, воображения как нельзя лучше подойдут ковролиновые конструкторы. К ковролиновой основе с помощью «липучек» крепятся детали конструктора. Детали также можно соединять между собой.

Магнитный конструктор развивает пространственное воображение ре­бенка, позволяет создавать трехмер­ные конструкции. К тому же детали соединяются и разъединяются без лиш­них усилий. Маленьким исследователям нравится, что магнитные элементы прилипают ко всему металлическому в доме.

После года малышу также можно предложить так называемые логические кубики, которые представляют собой пластиковую коробку (часто в форме животных), на стенках которой выреза­ны фигуры (например, геометрические), и в эти отверстия малыши вставляют предметы, соответствующие контуру.

Игры - шнуровки

Игры - шнуровки - очень полезные развивающие игрушки для детей. Они представляют собой оригинально выпол­ненные изображения с отверстиями, в ко­торые надо продеть шнурок или закрепить им отдельно взятые детали. Малыши с ув­лечением просовывают шнурки в дыроч­ки, завязывают узелки, а те, кто помладше их просто «запутывают» и «распутывают», прикрепляют одну деталь к другой и дела­ют это с большим удовольствием.

Шнуровки могут быть выполнены из мягкого материала, а также фанеры или прессованного картона. В самых простых играх детям предлагают просто продеть шнурки, аккуратно вытаскивая их кончи­ки. В более сложных - к основному изоб­ражению прошнуровывают отдельные детали, например элементы одежды или дополнительные части (к домику - двери и окна, к дереву - яблоки и груши и т. д.

Вкладыши

Детям с полутора лет можно предла­гать вкладыши. Вкладыши - это неболь­шие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются натри вида: вкладыши в рамку, вкладыши в ос­нование и вкладыши один в другой. Та­кие занятия развивают руку и глазомер. Играя с вкладышами, можно обратить внимание ребенка на цвета, посчитать изображения, придумать рассказ о пер­сонажах, изображенных на вкладышах. Такие игры хорошо развивают память.

Вкладыши в рамку могут быть сделаны из мягкого материала, дерева, фанеры или прессованного картона. Смысл за­ключается в том, что малыш вынимает из планшета изображение, вырезанное в нем, а потом вынутую летать он должен поместить обратно, что является не­простой задачей, так как важно правиль­но подобрать вкладыш к рамке, точно его повернуть и вставить. Рамки-вкладыши из мягкого материала пробиты насквозь, фанерные игры имеют подложку, на ко­торой иногда помешают изображение, подсказывающее ребенку, какую деталь надо вставлять. Вкладыши в рамки можно использовать при рисовании как трафареты, малыш может их обводить, а потом разукрашивать. Те, которые вы­полнены из мягкого материала, можно брать с собой в ванну. Впитав воду, они легко прилипают к поверхности кафеля, что позволяет крохе создавать целые кар­тины на стенах, не пачкая их.

Вкладыши в основание - это набор предметов определенной формы (ци­линдрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставке или надевать на специальные штыри.

Вкладыши один в другой - это и тра­диционная русская матрешка, и множе­ство других подобных игрушек. Коли­чество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти.

Пазлы

В этом возрасте можно приобрести пазлы. Отличие между рамками-вкла­дышами и пазлами заключается в том, что в пазлах все изображение поделено на фрагменты (собрать его сложнее), а в рамках- вкладышах отдельные эле­менты картинки вставляются в соот­ветствующие окошки. Собирая разрез­ную картинку, малыш учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память. Для того чтобы картинка получилась, ребенку необходимо научиться перево­рачивать изображение в уме, различать элементы по цвету, размеру, форме. Не менее важны и усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. К тому же развиваются мелкая моторика, координация движений.

Начинайте с небольшого количест­ва элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Лучше, если они будут выкла­дываться в рамке-планшете. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предме­тов, сначала достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами. Картинка должна нравиться ребенку. Было бы здорово отправиться за покупкой пазлов вместе с малышом, чтобы он сам смог выбрать понравившийся рисунок. Несколько раз, собрав пазл вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без вашей помощи. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные в большинстве случаев по прямым линиям. Начинайте с самых простых разрезных картинок, где изображен один крупный предмет и поделен на две части. Целью этой игры для самых маленький является усвоение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости, В процессе игры идет активное развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия. Вначале соберите картинку сами, расскажите и опишите, что на ней изображено. Разрезные картинки вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображенный на картинках, должен быть знаком ребенку.

Мозаика

После двух лет интерес у малыша вызывает мозаика. Можно показать ребенку, как «построить» домик, выложить цветочек и т. п. Важно, чтобы, собирая мозаику, малыш не только учился логически мыслить, познавать цвета и формы предметов, но и получал положительные эмоции после окончания своей работы. Ведь для малыша в этом возрасте очень важно сразу видеть результат.

Мозаики бывают пластмассовые, магнитные, мягкие и термомозаики.

В настоящее время в продаже появились обучающие настольные игры для детей до трех лет. В первую очередь, это тематические игры на развитие представлений малыша об окружающем мире («Времена года», «Животные и их детеныши», «Фрукты и овощи», «Кто, где живет?» и т. д.). Свойствах предметов и их пространственном расположении («Большой и маленький», «Цвета, формы, размеры» и т. д.), мышления и логики («Ассоциации» и т. д.). Развитие памяти и концентрации внимания («Парные картинки», «Найди отличия», «Съедобное и несъедобное» и т. д.), эмоциональное развитие («Что такое хорошо. Что такое плохо»). Дети очень любят играть в лото и домино. Для маленьких детей, которые еще не умеют читать и считать, подойдут игры с изображением животных, растений, геометрических фигур или предметов нашего быта (естественно, малыш уже должен иметь представление об этих предметах). Эти игры развивают речь, сенсомоторику знакомят ребенка с окружающим миром, обучают математике и логике, а также способствуют развитию внимания, усидчивости и ассоциативного мышления. Деревянное домино - это не только настольная игра, но и прекрасный строительный материал.

Купить дидактические игрушки Вы всегда сможете

Абдуразакова Асият Шарапудиновна ,

воспитатель

МБДОУ детский сад «Снежинка»

п.Нижнесортымский, Сургутский район

Предметная деятельность - ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по Цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В процессе работы мы учли, что дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Педагоги поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память - запоминание, узнавание и воспроизведение. Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач :

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действий с предметами совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Пробуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?