Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

Были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы , которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

  • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры
  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

  • показ
  • объяснение
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • обсуждение труда и его результатов
  • оценка

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!


В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребенка без отрыва от социального развития!

Среди действенных методов, призванных справляться с поставленной целью, хорошо себя зарекомендовал метод профессионального ориентирования детей в дошкольных учреждениях.

Для чего нужна профориентация?

Профориентация, представленная в детском саду в виде игр, поможет детям с ранних лет иметь представление о той или иной профессии, и к достижению ими возраста 15-17 лет, когда предстоит сделать выбор, сделать его осознанным и не теряться среди множества вариантов.

Очень часто при опросе детей на тему, для чего он учится в школе, в ответ можно услышать такие ответы, как «Чтобы получать хорошие оценки» или «Чтоб родители похвалили». Немногие дети осознают, что на самом деле учатся для себя, приобретая знания, которые в будущем поспособствуют их личностному росту.

Некоторые профессии, такие как парикмахера, врача, спортсмена ребенок может наблюдать самостоятельно и иметь представление, как работают люди этих профессий. Такие же профессии, за трудом взрослых в которых не представляется возможным понаблюдать, можно воссоздать с помощью современных технологий, например, используя технологию 3D.

Игры, в которых дети будут воспроизводить действия и ситуации из разных профессий, будут формировать у них разностороннее развитие , что подготовит их к началу взрослой жизни и поможет определиться с выбором работы, приносящей радость и удовлетворение, а не отбывание повинности.

Профориентация в детском саду. Презентация

Направления и задачи для реализации профориентирования в дошкольном учреждении можно описать такие:

  • Развить заложенное в программе обучения ознакомление с разными видами профессий взрослых;
  • Привлечь к процессу администрацию сада, воспитателей, родителей и самих детей;
  • В играх показывать действия, сопровождающие трудовой процесс, знакомить детей с профессиональной лексикой, рассказывать об оборудовании, учить уважать труд;
  • Организовывать экскурсии на производства, встречи с профессионалами, либо приглашать в гости родителей разных профессий;
  • Запоминание полученных сведений в дальнейших беседах с воспитателем, занятиях;
  • Вызывает положительные эмоции и желание подражать героям произведений и чтение детской художественной литературы;
  • Как результат всех названных действий у детей разовьется чувство гордости за выбранную профессию, они будут уметь подражать работе взрослых, знать назначение предметов, используемых представителями разных профессий, научатся уважать всякий труд.

Проект ранней профориентация детей в детском саду

Педагогами созданы различные проекты ранней профориентации детей. Они состоят из записей занятий в виде игр, разъяснительных бесед с детьми, описаний игр в профессии, чтения художественной литературы и последующих рассуждений с воспитанниками о прочитанном.

В проектах содержится информация о привлечении родителей к данному вопросу, их непосредственное участие в игровом и обучающем процессе.

Профориентация в детском саду. План занятий

План занятий по профориентации может выглядеть следующим образом:

Изучение двух видов профессий в течение месяца.

При таком способе подачи материала на вводном занятии рассказывают общие понятия о профессии, дают представление о том, чем занимается человек. На последующих занятиях используют экскурсии, игры, чтение, создание поделок и другие занятия, призванные расширить кругозор ребенка об обсуждаемой профессии.

Занятия по следующей схеме:

  1. Показать детям картинку с изображением представителей разных профессий и попросить назвать их.
  2. Показывая картинку с изображением например, врача, попросить назвать предметы, которыми врач пользуется.
  3. Назвать действия, которые выполняет представитель профессии.
  4. Назвать качества личности, которыми должен обладать представитель профессии.

Подготовила: Богданова Ольга Ильинична Воспитатель первой кв. категории МБДОУ № 91 «Журавушка» г. Набережные Челны, Республики Татарстан

Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т.к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя - представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники:

  • Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т.д.)
  • Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
  • Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно – развивающую среду:

  • Была создана библиотечка с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно – ролевых игр
  • Были подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно - печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал
  • Была сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
  • Силами детей и родителей были изготовлены книжки – малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей» , изготовлены лэпбуки «О космосе» , «Профессия пожарный» , «Профессия врач»
  • Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор» , «Медицинская сестра» , «Продавец» , «Парикмахер» , «Полицейский»
  • Оснащена коробка с предметами – заместителями

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников я часто использую сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос) , побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника) .

В сюжетно – ролевых играх воспитанники учатся:

  • общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т.д.
  • приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовывала экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в бухгалтерию, в кабинет заведующей. Во время экскурсии обязательно обращала внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывала о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.

Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Дети с удовольствием работали над проектом «Лаборатория профессий» . Большинство детей выбрали профессии своих родителей. Надо было видеть, с какой гордостью дети рассказывали о профессиях своих пап и мам!

Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Ресурсы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»
  2. Интернет ресурсы