Икт в экологическом образовании дошкольников. Применение информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании дошкольников. Остановимся на преимуществах использования

«Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников».

« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».

Е.Ф.Одоевский

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации.

Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том,

что для проведения занятий по экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:

    Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания, пищи, их детенышей;

    Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

    Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

    Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

    Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

    Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее использовать дидактические игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит за счет наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека. Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от лишних трудозатрат.

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками:

    Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

    Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

    Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

    Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

    Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто – либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да. Он просто необходим!»

Литература:

    "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

    Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 67-69.

3. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".

4. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое воспитание дошкольников".

5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013

6.Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с нарушениями речи. Санк-Петербург,2014

ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников.

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Инновационные технологии значительно расширяют возможности педагогов.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. В работе по экологическому образованию мы применяем различные формы работы. Такие, как:

Непосредственно образовательную деятельность

Экскурсии

Практическую деятельность в природе

Природоохранные акции

Экологические проекты

Проведение экологических олимпиад и викторин

Выпуск детьми и родителями экологических плакатов и газет

Кружок «Юный эколог»

Экологическая тропа.

Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения НОД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Целью такой работы является использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению качества и доступности информационного материала и повышению эффективности образования.

Задачами , которые стоят перед педагогом в образовательном процессе являются:

Обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных

технологий;

Обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;

Сделать родителей активными участниками экологической работы в ДОО.

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, ИКТ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Остановимся на преимуществах использования

интерактивных материалов.

Данные материалы:

    привлекают пассивных слушателей к активной деятельности;

    делают образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

    активизируют познавательный интерес, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

    реализовывают личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

    использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.

    использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.

    дисциплинируют самого воспитателя, формирует его интерес к работе.

    Разработка технологии с включением ИКТ базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

Требования, предъявляемые к педагогу,

работающему с применением ИКТ

    владеть основами работы на компьютере.

    иметь навыки работы с мультимедийными программами.

    владеть основами работы в Интернет.

    создавать собственные образовательные ресурсы.

Как и любые занятия, занятия с ИКТ требуют времени, правильного их использования, терпения и внимания со стороны педагогов.

Заключение

Информационные технологии прочно входят в нашу жизнь, дошкольные учреждения не исключение. Все чаще педагоги используют ИКТ на занятиях в детских садах, что способствует легкому усвоению материала детьми.

Использование ИКТ в экологическом образовании дошкольников

Карпова Татьяна Александровна, воспитатель, МАДОУ 2-Пристанский детский сад «Полянка», Кемеровская область, г. Мариинск, 652190

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:

    Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания, пищи, их детенышей;

    Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы; их название, строение, место произрастания);

    Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

    Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

    Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

    Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Здесь дети проявляют свой интерес к знаниям. Они охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками.

Викторина позволяет ребенку разобраться в своих знаниях, развивает память.

Вне занятий мультмедийные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми. В свободное время организуем игры с медиотехнологиями:

    Загадывание загадок.

    Пальчиковые игры.

Организация двигательной деятельности с помощью моделирования движений.

Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счет высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры у дошкольников.


ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников.
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Инновационные технологии значительно расширяют возможности педагогов.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. В работе по экологическому образованию мы применяем различные формы работы. Такие, как:
- непосредственно образовательную деятельность
- экскурсии
- практическую деятельность в природе
- природоохранные акции
- экологические проекты
- проведение экологических олимпиад и викторин
- выпуск детьми и родителями экологических плакатов и газет
- кружок «Юный эколог»
- экологическая тропа.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения НОД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Целью такой работы является использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению качества и доступности информационного материала и повышению эффективности образования.

Задачами, которые стоят перед педагогом в образовательном процессе являются:
- обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных
технологий;
- обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;
- сделать родителей активными участниками экологической работы в ДОО.
Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.
При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, ИКТ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Остановимся на преимуществах использования
интерактивных материалов.
Данные материалы:
привлекают пассивных слушателей к активной деятельности;
делают образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
активизируют познавательный интерес, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
реализовывают личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.
дисциплинируют самого воспитателя, формирует его интерес к работе.
Разработка технологии с включением ИКТ базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

Требования, предъявляемые к педагогу,
работающему с применением ИКТ
владеть основами работы на компьютере.
иметь навыки работы с мультимедийными программами.
владеть основами работы в Интернет.
создавать собственные образовательные ресурсы.
Как и любые занятия, занятия с ИКТ требуют времени, правильного их использования, терпения и внимания со стороны педагогов.
Заключение
Информационные технологии прочно входят в нашу жизнь, дошкольные учреждения не исключение. Все чаще педагоги используют ИКТ на занятиях в детских садах, что способствует легкому усвоению материала детьми.


Приложенные файлы