Игры с ребенком по. Учёт личностных особенностей. "Рассматривание движущихся одноцветных предметов"

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.

1 месяц

В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях - единственном понятном пока малышу способе познания мира.

Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.


2 месяца

Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения - игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.

Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева - это будет развивать его слух.




3 месяца

В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.

Кошкина считалка

Раз-два-три-четыре-пять,

Потому она немножко

Прибавляет к мышке кошку.

У нее такой ответ -

Кошка есть, а мышки нет!

Считалка малыша

Раз-два -три-четыре-пять,

Мой малыш пойдет гулять.

Очень скоро мой крошка

Будет топать по дорожке.

Подрастет мой милый друг -

Посчитает все вокруг!

С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.




4 месяца

Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.

На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.




5 месяцев

Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение - это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:

Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:

Мы пошли -поехали в лесок за орехами!

По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!

Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!

При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.

Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь - сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.




От 6 до 12 месяцев

Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.

Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:

  • «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».

Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».


  • «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:

Сорока-воровка, кашу варила,

Малышей кормила...

А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала.

А этому (показываете на мизинчик) - не досталось.

Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:

Ты - воду носил, ты - дрова рубил,

Ты - крупу подавал, ты - ложкой мешал,

А ты, самый маленький, ничем не помогал!

Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.

Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.




  • «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста - ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.
  • «Строим домик» . Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка - добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.




  • «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев - нужно просто хлопать:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!

На дорожку бабушка напекла оладушки!

Полетели-полетели, на головку сели!

Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.



  • «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку (от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша - открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка - прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.

Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут - чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.



  • «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно (если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака - гав-гав и др.).

Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.

Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.


  • «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое - не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.​

В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.

Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.

Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.

Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.

Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда (обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.

Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия - это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.


Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.

Клуб Увлеченных Мам

Холя и лелея своего малыша, каждая мама мечтает о том, что он вырастет самым сильным, ловким и смелым. А мы с вами знаем, что то, каким вырастет малыш, зависит от того, занимаются ли родители физическим развитием ребенка или ограничиваются лишь ежедневным уходом.

Сегодня мы рассмотрим простые, не требующие специальной подготовки подвижные игры для малышей до года . Эти игры вы сможете легко «вписать» в распорядок дня и получать удовольствие, играя с малышом.

Подвижные игры для малышей до года по месяцам

Подвижные игры в 0-3 месяца

Подвижный звоночек

Для игры вам понадобится бубенчик и резинка, их сейчас легко приобрести в отделах, где продают аксессуары для рукоделия. Резинку выбирайте такую, чтобы она не давила на запястье и щиколотку малыша. Пришейте бубенчик к резинке – приспособление для игры готово.

  • Когда малыш не спит, наденьте ему на ручку или ножку вашу нехитрую погремушку, которую смастерили сами.
  • Размахивая ручками и ножками, ребенок установит связь между шевелением и звуком бубенчика и станет активнее двигаться, чтобы услышать этот звук.

Так вы зададите малышу цель на активность, а еще ребенок начнет устанавливать первые причинно-следственные связи.

Ладушки-топотушки

Вам может показаться, что игра в ладушки вам не по возрасту, но попробуйте самый легкий ее вариант.

  • Берите за ручки малыша и хлопайте ими друг о друга и по другим местам, до которых уже могут дотягиваться крохотные ручки. Ручки пока еще сжаты в кулачки, расправятся они позже.
  • Берите в свои руки ножки ребеночка и хлопайте ступнями друг о друга и по другим местам, до которых уже могут дотягиваться крохотные ножки.

Эти игровые упражнения легко впишутся в небольшую зарядку после сна и помогут устанавливать вам с малышом эмоциональный контакт.

Игра с большим мячом

Очень удобно, если у вас дома есть большой или средний фитнес-мяч (фитбол).

  • Положите ребенка на мяч животом и катайте его вперед-назад и вправо-влево.
  • Интенсивность определяйте, исходя из состояния вашего малыша и в зависимости от того, насколько хорошо младенец сам удерживает головку.

Игра с мячом может быть веселой или успокаивающей, все зависит от амплитуды ваших движений.

Подвижные игры в 3-6 месяцев

В этот период можно сделать первый курс массажа вашему малышу. А из простых подвижных игр для малышей больше всего подойдут такие игры:

Самолет

  • Поднимите малыша на вытянутых руках, держа его под ручки, и начните «полет» по комнате.
  • Снижайтесь и снова взмывайте вверх, ориентируйтесь на настроение ребенка.

Следите, чтобы малыш не пугался, и игра была ему в радость, увеличивайте амплитуду движений по мере привыкания ребенка к игре. Во время полета имитируйте звуки самолета, это очень нравится малышам. Как только появятся признаки усталости, сразу идите «на посадку».

Кресло-каталка

Чтобы успокоить и подготовить ребеночка ко сну, научитесь этой игре.

  • Родитель садится на пол, ноги вытягивает вперед и немного сгибает их в коленях. Малыша посадите лицом к себе на нижнюю часть своего живота, так чтобы голова ребенка оказалась на ваших коленях. Ножки малыша уприте себе в грудь.
  • Теперь держите малыша за ручки и аккуратно перекатывайтесь на спину, чтобы в итоге ребенок встал на ваш живот. Вернитесь в исходное положение.

Такое катание с вашей поддержкой прекрасно укрепляет мышцы, развивает координацию и чувство равновесия. Делайте все медленно и аккуратно, следите за реакцией ребенка.

Лифт

У этой игры есть два варианта — начальный и усложненный, — они отличаются захватом при игре.

Первый вариант:

  • Возьмите малыша под руки и плавно, а по мере освоения игры уже резче, поднимите малыша вверх. Проговаривайте, что лифт едет вверх.
  • А потом лифт едет вниз, и мы опускаем малыша вниз до удобного и комфортного для вас обоих уровня.
  • Так продолжаете «кататься» на лифте, пока эта игра малышу в удовольствие.

Второй вариант:

Недавно стали мамой малыша?

  • Возьмите малыша крепко за ладони и поднимайте его вверх то за одну ручку, то за другую, пока «лифт» не доедет до «верхнего этажа».
  • Затем опускайте малыша также попеременно за ручки до уровня, удобного для вас обоих.

Такая игра, кроме физического развития, помогает научиться малышу осознавать положение своего тела в пространстве.

Подвижные игры в 6-9 месяцев

В шесть месяцев часто малыш уже начинает ползать, это первый самый важный навык, который является подготовкой к самостоятельному хождению. Поощряйте ползание с помощью ниже описанных подвижных игр, и это укрепит мышцы спины вашего ребенка.

Препятствия на пути к мечте

Для этой игры нужна «заветная цель», до которой очень захочется доползти вашему «ползунку».

  • Создавайте препятствия на пути к яркой игрушке, вам понадобятся рулончики-валики из полотенец, одеяла и подушки.
  • Увеличивайте сложность этой игры, по мере того как малыш научится преодолевать сначала валики из полотенец, затем подушки и валики из одеял.
  • Создавайте препятствия мгновенно из своих рук и ног. Позже малыш научится перелезать вас, лежащего на животе или спине, и в завершение станет перелезать вас, лежащего на боку.
  • Усложненный вариант – заползание на горку с препятствиями. Для этого берется ровная доска и устанавливается с наклоном, наклон регулируете по мере усложнения игры.

Эта простая игра чрезвычайно полезна для воспитания характера!

Туннели

Возьмите картонную коробку побольше для домика и к нему приделайте небольшой лаз из коробки поменьше. Сделайте отверстия-окошечки в туннеле, чтобы малыш не испугался, и вы могли контролировать его движение внутри.

Можно сделать туннель еще проще — из любого стула или нескольких одинаковых стульев, просто занавесив тканью по бокам.

Цель игры в туннеле — научить ребенка проползать, нагибая голову и следовать по туннелю, это поможет малышу освоить координацию и ориентирование в пространстве и не бояться нестандартных ситуаций.

Танцы

В эту игру играть можно с рождения ребенка, но интереснее играть, когда малыш уже имеет некоторый опыт освоения разных движений.

Игра проста – включайте любую музыку и танцуйте вместе!

  • Сначала танцуйте с малышом на руках, чтобы он чувствовал разные ваши движения. Учите малыша двигаться сидя, затем, когда встанет на ножки у опоры, покажите ему, что можно танцевать у опоры, хотя если вы начнете танцевать раньше, то к 8-10 месяцам он и сам начнет танцевать, как только встанет на ножки.
  • Двигайтесь под музыку, пусть малыш понимает, что вы двигаетесь в ритм с музыкой. Так вы научите ребенка чувству ритма и будете совершенствовать координацию тела.

Подвижные игры в 9-12 месяцев

В этот период ребенок уже хорошо ползает и начинает ходить.

Альпинист

  • Возьмите ребенка за ручки и дайте ему сделать несколько шагов по полу, затем чуть приподнимите его, и пусть дальше он начнет шагать по вам вверх. Используйте это, когда малыш просится к вам на руки, и тогда каждый раз вы будете совершенствовать координацию и укреплять мышцы, пока ребенок «ползет» к вам на руки.
  • Если у вас дома есть спортивный комплекс или лесенка у стенки, то повесьте музыкальную игрушку так, чтобы ваш ребенок залезал к ней по лестнице.

Турничок

Самое время начать знакомить ребенка с перекладиной-турником и тренировать подтягивание. Сделайте из этого занятия веселую игру!

Еще больше подвижных игр для малышей в возрасте одного года вы найдете в статье .

Если статья оказалась полезной для вас, расскажите о ней друзьям.

Посмотрите, в какие еще можно поиграть :

Со скольки лет ребёнка нужно развивать, выделять ли время на специальные занятия? Этот вопрос беспокоит многих новоиспечённых родителей, которые хотят в 3 года отдать малыша в лучшее дошкольное учреждение, а в 7 лет – в престижную школу. Но следует ли дожидаться будущего, чтобы приступать к специальным упражнениям с малышами?

Нет, конечно, ведь развивающие игры особенно полезны для детей с первых дней жизни и до года. И не беда, что ребенок ещё располагается в колыбельке и укутан пелёнками. Самое важное – правильный родительский настрой и знание некоторых тонкостей.

Новорождённый ребенок, скажем прямо, мало что умеет. И задача родителей – стимулировать его познавательные способности через совместную деятельность. Существует несколько важных правил, которых следует придерживаться маме при организации занятий с грудными малышами.

Правило № 1. Инициатива исходит от взрослых

Развивающие игры с детьми в пелёнках имеют определённые отличия от пряток, догонялок и прочих развлечений для малышей 3-5 лет. Новорождённые и младенцы постарше вообще не представляют, что такое игра и как в неё приглашать участников. Именно родители, занимаясь с грудничком до года, предлагают ему поиграть, а ребенок, будучи ведомым, откликается на их предложение.

Правило № 2. Игры обязаны учитывать возрастные особенности

Если мамочка хочет, чтобы развивающие занятия доставляли ребёнку не только радость, но и пользу, их необходимо подбирать с учётом возрастных показателей.

Большое заблуждение – полагать, что ребёнок и в 4 недели, и в 10 месяцев, и ближе к году совершенно одинаков. Для детей первого года жизни характерно удивительно быстрое развитие, хотя маму может смутить тот факт, что малыши «просто» глядят своими глазками и не выдают какую-либо реакцию.

Предлагая ребёнку развивающие игры, помните о следующих правилах:

  • занятия подбираются крайне тщательно, ориентируясь на специфические особенности каждого месяца жизни малыша;
  • задействуются, прежде всего, ощущения малышей – зрительные, слуховые и осязательные;
  • нельзя предлагать ребёнку занятия, неподходящие ему по возрасту, иначе существует риск перегрузки детской психики и физического переутомления.

Правило № 3. Важно учитывать индивидуальность малышей

Возрастной принцип крайне важен, однако не всегда подобранное занятие подходит ребёнку. Нужно понимать, что каждый малыш развивается в собственном темпе, например, встаёт прежде нормативных показателей либо, напротив, позже других детей начинает ходить.

Незначительные сдвиги от усреднённых показателей допустимы и даже естественны. Маму должна встревожить устоявшаяся неспособность ребёнка первого года выполнять задания, рассчитанные на его возраст.

Возможно, подобные особенности свидетельствуют о нарушениях в развитии.

В такой ситуации нужно не дожидаться трёх-четырёх лет, а показать малыша специалистам прямо сейчас. Вероятно, потребуются не только развивающие игры, но и особый комплекс занятий, курс массажа, приём медикаментозных средств, которые сгладят обнаруженные трудности.

Правило № 4. Выбирайте время для игр

Малышам на первом году жизни важна стабильность.

Поэтому развивающие игры нужно «внедрять» во взаимодействие с ребёнком не изредка, от случая к случаю (например, мамочка решила неожиданно поиграть в перерыве между готовкой и уборкой), а делать их важной частью детского режима.

Вот почему для обучающих «развлечений» необходимо выделять особое время в течение дня. Такие занятия должны стать нормой, ежедневной привычкой, целой системой. Лишь в случае последовательности и целенаправленности можно будет говорить об их пользе.

Правило № 5. Учёт заинтересованности малышей

Начинать занятия с новорождённым ребёнком либо младенцем ближе к году нужно тогда, когда он более всего расположен к играм:

  • после сна и приёма пищи (необходимо подождать полчаса-час);
  • в случае сухих пелёнок либо ;
  • отсутствие колик, газиков или любого другого недомогания.

Идеальное время для забав – когда прошла половина периода бодрствования, ребенок выспался, покушал, активен и желает приступить к познанию окружающего мира. Кстати, даже малейшее неудобство в виде крошки на простыне может привести к слезам и отказу от игр.

Советы психолога касаются и протяжённости самого развлечения. Опасное заблуждение – считать, что чем дольше мамы станут играть с детьми на первом году жизни, тем скорее появятся результаты.

Первоначально длительность одной игры с новорождённым составляет 2 минуты, постепенно она увеличивается до 10 минуток. Младенец узнаёт много нового, поэтому быстро устаёт. Перегружая малыша, родители нивелируют пользу от проведённых занятий.

В первые четыре недели малышей привлекает лишь сон и мамина грудь. Бодрствует новорождённый ребенок очень мало – примерно четверть или половину часа, а потом вновь начинает дремать.

То есть развивающие игры для детей этого возраста не очень-то и нужны, однако любое прикосновение матери, её нежное воркование с ребёнком – сами по себе стимулируют его развитие.

Занятия могут быть такими:

  • Разговаривайте с новорождённым каждый раз, когда приближаетесь к нему, меняете пелёнку либо купаете его. Регулярно нужно менять интонацию и громкость голоса. Монотонный шёпот поможет убаюкать, а разговор «на повышенных тонах», напротив, заставит прислушиваться.
  • Как только новорождённый начнёт фокусировать взор на лице мамы, ей следует неторопливо двигаться в одну и другую сторону, чтобы ребёнок поворачивал головку и отслеживал глазками каждое её передвижение.
  • Как вариант, можно взять чёрно-белую игрушку и водить ею перед детским личиком – сначала по окружности, затем по горизонтали либо вертикали. Игрушка должна располагаться на расстоянии 25 сантиметров от младенческих глаз. Как только малыш научится отслеживать предмет в одном направлении, стоит подождать, а затем начать движение в другую сторону.
  • Проходя по детской комнате, всегда говорите что-то и зовите ребёнка по имени. Поменяли направление? Ещё раз что-нибудь скажите. Таким нехитрым способом грудничок развивает слуховое восприятие.

В период новорождённости для малыша крайне важен массаж. Осязание – одно из важнейших чувств в этом возрасте, поэтому чем чаще мамочка касается кожи ребёнка, тем скорее он развивается и тем больше уверен в собственной безопасности.

Двухмесячный малыш быстро развивается, что выражается в получении следующих навыков и особенностей:

Благодаря этим умениям, с двухмесячными малышами можно будет играть в более совершенные и сложные забавы и развлечения.

ТОП-5 лучших развивающих игр для малыша двух месяцев от роду:

  1. Колокольчик. Двухмесячные дети способны поворачивать голову, когда их укладываю на животик, слышать и различать шум и отдельные звуки. Мама звонит бубенцом, затем вешает его на любую сторону колыбели. Теперь, услышав колокольный перезвон, ребенок повернётся в его сторону.
  2. Мягкие перчатки. В период бодрствования детей матери гладят их руки тканями различной фактуры: трикотажем, шёлком, мехом, связанной вещью. Подобное разнообразие ускоряет тактильное развитие грудничков.
  3. Чудо-мобиль. либо развесьте на резинках небольшие игрушки. Предметы станут шевелиться – вращаться, подпрыгивать, двигаться – а ребёнок начнёт отслеживать их перемещение взглядом.
  4. Потешки. В этом возрасте малышами особенно любимы коротенькие и простые стихи-потешки. Народные мастера уже давно придумали прибаутки практически на каждое действие с ребёнком – потягушки, порастушки и т.д. На мамины распевы малыш начнёт отвечать определёнными звуками – гулить.
  5. Плавание. Малыша купают в тёплой водичке минут 10, а затем, положив голову на ладошку, водят его по воде в разных направлениях, так, чтобы получилась цифра «8». Подобная забава помогает укреплять вестибулярный аппарат, а также снимает повышенный тонус, если существует такая проблема.

Для двухмесячных ребятишек подойдут крупные чёрно-белые либо монохромные игрушки простейших форм – квадратные или круглые. Идеальный вариант – пустышки.

Трёхмесячные крохи продолжают развиваться быстрыми темпами и уже обладают следующими умениями:

  • уверенно придерживают голову;
  • гулят и агукают;
  • наблюдают за собственными руками;
  • пробуют переворачиваться на спину;
  • ухватывать ладошками предметы.

Развивающие игры также несколько совершенствуются, увеличивается и их продолжительность. Новоиспечённые родительницы могут заниматься с трёхмесячными малышами следующими упражнениями:

В этом возрасте для ребёнка будет интересен развивающий коврик, разнообразные пищалки-погремушки, мобили с приятными мелодиями и ночником.

В этом возрасте ребёнок уже любит подолгу агукать, разглядывать пальцы и ладони, пробует переворачиваться на животик. Колики закончились, поэтому матери и малышу проще совместно познавать окружающие мир.

Предлагаем ТОП-5 лучших развивающих занятий для четырёхмесячных малышей:

С четырёх месяцев ребёнку можно покупать мягкие книги, в том числе и для купания в ванной.

Ближе к году начинает менять и рацион малыша. Ребенок-искусственник получает первое прикармливание, включающее овощные пюре и кашки. У многих детей растут зубки.

Усложняются и развивающие игры для ребятишек. Маму и кроху привлекут следующие виды занятий:

Большинство шестимесячных крох уже могут сидеть самостоятельно. Теперь они видят гораздо больше, а, значит, им хочется всё изучить, рассмотреть и обязательно потрогать.

ТОП-5 самых полезных занятий для шестимесячных малышей:

В семь месяцев дети сидят уже более уверенно, тянутся и берут в ручки любые предметы, расположенные в зоне досягаемости. Более того, некоторые ребятишки уже пробуют ползать. Чем заниматься с семимесячными малышами?

  • Ребёнка начинают интересовать пальчиковые упражнения – «Сорока», «Этот пальчик дедушка…» Подобные занятия отлично развивают точную моторику и подготавливают детскую ручку к держанию предметов в руке.
  • Мешок с крупой. Сшейте из тканевого полотна небольшие мешочки и наполните их любым натуральным наполнителем – гречневой крупой, горошинами, фасолью и пр. Малышу понравится трогать, бросать, удерживать и трясти подобные самодельные игрушки.
  • Пищалки. Ребёнок до года знакомится с подобными игрушками, обожая стучать молоточком с пищалкой на конце по полу или другим гладким поверхностям. Забавно и полезно, хотя мамочки обычно долго этого не выдерживают.
  • Барабанщик. В качестве ударного инструмента подойдёт бубен, барабан либо вообще обычная кастрюля. Стуча по различным поверхностям, кроха развивает фонетический и музыкальный слух, а это поможет воспитать настоящего музыканта (лет в 5 можно будет купить детский синтезатор).
  • Катание. Малыша усаживают на пол, мама садится по другую сторону. Смысл занятия – толкать небольшой мячик ребёнку и показывать, что необходимо отталкивать шар обратно. Если взять несколько разный мячей, то можно проговаривать их размеры: «Катится большой, а теперь – маленький».

В этом возрасте главный упор делается на развитие моторики пальчиков, а эту задачу можно реализовать во многих играх.

Ближе к году ребёнок интересуется всё более широким кругом вещей. Эту любознательность обязательно следует поддерживать и подпитывать через развивающие игры.

ТОП-5 лучших развлечений для восьмимесячных малышей:

Ребёнок активно ползает, поэтому все опасные для него либо дорогие вам предметы следует спрятать или положить повыше.

Ребятишки в девять месяцев ещё более активные, поскольку уже в совершенстве овладели ползаньем, а некоторые даже встают на ножки и делают робкие шаги. Улучшается в этом возрасте и общая моторика.

Предлагаем ТОП-5 наиболее полезных для 9-месячного младенца развивающих игр:

Во время игр с малышами до года (и вообще до трёх лет) необходимо следить, чтобы небольшие предметы оставались в детских ручках, а не были проглочены.

В 10 месяцев ребятишки учатся ходить, поэтому многие родители основное внимание уделяют именно этому навыку. Однако не следует забывать и о совершенствовании остальных умений. Как это выполнить?

11-месячные карапузы уже довольно-таки активно ходят, поэтому необходимо всячески стимулировать это умение. Предлагаем ТОП-5 лучших развлечений для развития навыков движения для малышей до года.

К году ребёнок продолжает интересоваться прежними игрушками, которые и в этом возрасте остаются актуальными: матрёшки, пирамиды и ёмкости для складывания.

Занятия для годовалого крохи

Годовалый малыш – уже довольно знающая и умеющая личность. К году у него появляются многочисленные навыки и умения, которые позволяют по-новому взглянуть на уже знакомые игрушки и занятия. Вот что же поиграть с двенадцатимесячным ребёнком?

  • Где звонят? Сотовый телефон либо часы с будильником прячут под , в комод либо под кровать. Ребёнку предлагается отыскать дребезжащий предмет на слух.
  • Золушка. Всыпьте в одну широкую ёмкость горох и фасоль и предложите крохе рассортировать их по тарелкам. Задание можно усложнить – перекладывать горошины и фасолины только по одной.
  • Паучок. Меж стульями или креслами попробуйте натянуть резинку либо длинную верёвку. Продемонстрируйте, как можно переступать, перелезать и ползать под препятствием. Малышу понравится чувствовать себя человеком-пауком.
  • Грабельки. Когда кроха рассыплет детали конструктора, дайте ему детские грабли и попросите сгрести все детали в коробочку или в специальную банку.
  • Фото. Показывайте малышу альбом с фотоснимками, на которых изображён он сам, бабушки и родители в молодости. Подобное упражнение помогает развитию памяти. Важно только отслеживать, чтобы кроха невольно не порвал и не измял снимки.

Следует понимать, что указанные упражнения для развития младенцев можно применять и позже, если ребёнок не потерял к ним искренний интерес. Однако главные советы специалистов касаются непосредственного эмоционального общения матери с младенцем. Самое важное – не точное выполнение инструкции, а обмен любовью и теплотой.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Бабушка мне рассказала одну старинную притчу, которая гласит: однажды к мудрецу пришла женщина и спросила – «Когда мне надо начинать воспитывать своего ребенка?» – «А каков он?» – спросил мудрец. Женщина ответила, что ее ребенок уже начал сидеть. «Ты опоздала, женщина» – был ответ мудреца. Конечно, как и положено, притчи несколько драматизируют ситуацию, но факт остается фактом – чем раньше начинать заниматься развитием ребенка, тем более развитым, смышленым и счастливым он будет, и это важно для вас, в первую очередь.
Предлагать развивающие игры ребенку первого года жизни специалисты советуют тогда, когда он наиболее расположен к этим занятиям. То есть, когда он уже окончательно проснулся и поел. Когда он сухой и не мучается от коликов, и тем более болен. Лучше всего играть с крохотулькой в середине периода бодрствования. И, разумеется, когда малыш не сообщает вам криком о своем дискомфорте - вздувшемся животике или температуре. Даже маленькая складочка на простынке может заставить ребенка заплакать, и ни о какой игре в данном случае и речи быть не может.
И, конечно, играть надо в меру. Не стоит думать, что чем больше времени вы будете уделять занятиям и развивающим играм на первом году жизни, тем лучше. Время одного игрового занятия должно начинаться от двух минут, к концу первого месяца постепенно увеличиваясь до десяти минут. «Перегрузив» ребенка, вы утомите его, сделаете вялым или раздражительным и получите больше криков.
Развивающие игры с детьми до года можно разделить на несколько групп: игры на развитие памяти, внимательности, логические игры, подвижные игры. Рассмотрим, основные развивающие игры для детей до года в которые можно поиграть, учитывая их возраст помесячно.

Крохе 1-2 месяца

Развивающая игра «Улыбка мамы»
В эту игру можно играть с первых дней. Наклонитесь над лежащим на спинке малышом, при этом ласково улыбайтесь ему и приговаривайте: «Какие мы хорошие, какие мы пригожие! Как мама Левы (Саши, Аришы…) улыбается? Вот как мама улыбается! А как Лева (Саша, Ариша…) улыбается?» Смотрите в глаза ребенка. Можно при этом гладить его, нежно тормошить, продолжая улыбаться, кивать малышу и приговаривать.
К началу второго месяца эту игру следует активизировать. Делайте паузы после фраз, давайте возможность ребенку ответить вам. Говорите примерно следующее: «Какие мы хорошие, какие мы веселые! Улыбаемся? Да, улыбаемся! Вот как мы улыбаемся!». Старайтесь, чтобы малыш ответил вам улыбкой. Вот эти улыбки и есть счастье!

Развивающая игра «Где моя погремушка?»
Новорожденный быстро устанавливает взаимосвязь между появлением погремушки и ее звучанием. После того, как малыш в течение нескольких дней наблюдал за погремушкой и слышал издаваемый ею звук, попробуйте погреметь игрушкой так, чтобы она находилась вне поля зрения ребенка. Спросите «Где же погремушка? Где она? Где гремит?» И покажите погремушку ребенку: «Вот погремушка! Гремит погремушка!» Улыбнитесь.

Крохе 2 — 3 месяца
В это время ребенку можно развивать слух и зрение. В качестве первых игрушек младенцу подойдут мобиль и погремушки для детей, на которые он будет сначала смотреть, а потом и тянуться к ним ручками. А когда малыш научиться дотягиваться до предметов, у него будет развиваться чувство осязания. Поиграть с малюткой можно в игру «глаза в глаза». Для этого нужно взять ребенка вертикально лицом к себе и смотреть ему в глазки. При этом нужно отводить свое лицо то в одну то в другую сторону так, чтобы малыш успевал переводить и фокусировать взгляд.

Во время купания малыша или иных процедур можно разговаривать с крохой голосом разной интонации, петь ему песенки, рассказывать стишки. Это очень развивает слух. Можно играть с детьми в погремушки с разным звучанием. Не обязательно покупать малышу много игрушек, можно смастерить их и самим.
Развивающая игра «Погремели, погудели»
Для этой игры вам потребуется погремушка, дудочка, колокольчик (или любые другие игрушки, отличающиеся звучанием). Важное уточнение: звуки должны быть мягкими, приятными для слуха, иначе вы напугаете кроху.
Сначала возьмите погремушку и (не очень громко) погремите ею, приговаривая: «Погремели, погремели!» Затем возьмите дудочку и подудите: «Погудели, погудели!»
Постепенно расширяйте число используемых инструментов и игрушек, добавляя колокольчик: «Позвенели, позвенели!» и тихий свисток: «Посвистели, посвистели!»
Со временем (после 7-8 месяцев) усложняйте игру, предлагая малышу самостоятельно постучать (в барабан), а позднее – посвистеть и подудеть.
Развивающая игра до года «Выше – ниже»
Держа ребенка на руках, плавно опуститесь на стул, говоря при этом: «Ниже-ниже-ниже – низко!» Потом также плавно поднимайтесь со стула, поднимая вместе с собой вверх и ребенка, говоря при этом: «Выше-выше-выше - высоко!» Если хотите, вы можете слегка изменять тембр голоса, повышая его, когда вы встаете и, понижая, когда опускаетесь на стул.
Развивающая игра «Утро, день, вечер»
Приучать ребенка к режиму дня необходимо с первых недель жизни. В этом могут оказаться полезными рифмовки, связанные с пробуждением, кормлением, сменой пеленок и т.п. Малыши очень любят рифмованную речь. Старайтесь говорить рифмовки четко, слегка разделяя на слоги.
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Про-сы-пай-ся, дет-во-ра!
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ку-шать нам сей-час по-ра!
Вы можете просто менять последнюю строчку («На прогулку нам пора» или «Умываться нам пора») а можете придумать свои рифмовки. Чтобы не было необходимости учить огромное количество рифмовок наизусть, просто напишите их на листочке и повесьте на видном месте в детской. Или разные рифмовки - в нескольких местах (например, у кроватки, у пеленального столика, у манежа и т.п.) в зависимости оттого, где они вам пригодятся.

Крохе 3 — 4 месяца

Развивающая игра «Дотянись до мамы»

Стимулируйте и поощряйте желание ребенка двигаться к вам навстречу. Если ребенок протягивает руку, чтобы потрогать ваше лицо, наклонитесь и сделайте так, чтобы ему это было удобно сделать. Приговаривайте: «Давай, давай, тянись, тянись к маме! Вот молодец! Дотянулся! Умница!». По больше контакта с ребенком.

«Летающая погремушка»

К концу третьего месяца малыш уже хорошо научился следить за горизонтальными и вертикальными перемещениями погремушки. Теперь можно к ним добавить круговые движения по часовой стрелке и против. Приговаривайте: «Вверх-вниз, вверх-вниз! Туда-сюда! Вправо-влево! И кругом-кругом-кругом! И кругом-кругом кругом!»

Развивающая игра «Прятки с платком, Ку-ку» (для детей 4 месяцев)

В прятки, оказывается, можно играть, лежа в кроватке. Правда, прятки это не совсем обычные. Прятаться будет мама. Спрячьте свое лицо под платком, затем снимите платок. Улыбнитесь, посмейтесь, приглашая и малыша порадоваться вашему появлению: «Где мама? Вот она, мама! Ку-ку!

Крохе 4 — 6 месяцев

В этом возрасте многие дети начинают лепетать, поэтому самое время учить малышей общению. С ребенком можно разговаривать и на его непонятном языке, главное, чтоб ему нравилось слушать и отвечать. С 4 месяцев ребенок пристально наблюдает за лицами взрослых, улавливая их мимику. Поэтому с ребенком нужно разговаривать, подключая эмоции не только в голосе, но и на лице.

С малышом уже можно играть в первые пальчиковые игры. Для этого нужно положить ребенка на животик, а рядом с ним чуть дальше, чем на расстоянии вытянутой руки, разложить игрушки. Малыш будет пытаться дотянуться до них, касаясь пальцами. Старайтесь использовать игрушки разной фактуры и формы, чтобы он мог различать предметы на ощупь. После того как кроха дотянется до игрушки, можно убрать ее и положить вместо нее другую, чуть подальше. Такие игры, задействующие мелкую моторику, развивают и речь ребенка, т.к. на пальчиках расположено множество рецепторов, посылающих импульсы в речевую область мозга ребенка. Кроме того, для малыша такое занятие будет и своеобразной физкультурой – кроха научится переворачиваться и будет учиться ползать.

К 6 месяцам малыша можно уже знакомить с такими играми как «ладушки» , «сорока-белобока». Можно использовать эти игры для детей до года. Чем больше малыш будет задействовать руки и пальчики во время игр, тем раньше он начнет говорить, ведь развитие мелкой моторики способствует раннему развитию речи у детей.

Развивающая игра «Мама повторяет»

Произнося первые слоги «га», «да», «де», ребенок, разумеется, «говорит сам с собой». Однако мама вполне может включиться в этот процесс и начать произносить те же самые слоги. Как правило, малыши бывают от этого просто в восторге. Они начинают смеяться, протягивать к маме ручки, поворачиваться, чтобы лучше видеть ее лицо. Большинство детей с удовольствием поддерживают такую «беседу».

Крохе 6 — 9 месяцев

Большинство детей в таком возрасте уже ползают. Поэтому теперь они сами доберутся до нужных игрушек и возьмут все, что нужно. Но играть с малышами нужно продолжать. Сейчас уже можно покатать с ребенком мячик, собрать с ним пирамидку. Девочкам можно показывать, как ухаживать за куклами, а мальчишкам – как ездят машинки и летают самолеты. Конечно, особых правил тут нет – и мальчики, и девочки могут играть в одни и те же игрушки, но показывать все-таки можно.

После того как дети начинают сидеть, им очень интересно не только наблюдать за взрослыми, но и подражать им. Поэтому ребенку можно смело показывать какие-нибудь физические упражнения или танцевать перед ним. Пару таких показов, и ребенок сам начнет повторять все движения.

Для развития памяти и внимательности можно поиграть с малышом в прятки. Для этого нужно спрятаться, к примеру, за дверью и выглядывать то сверху, то снизу, то посредине. Со временем вы заметите, что ребенок запоминает последовательность ваших «ку-ку» и будет смотреть туда, откуда вы должны появиться в очередной раз.

Нельзя забывать об играх на развитие двигательных функций. «Догонялки» ползком, передвижение через препятствия (через подушку, под натянутой лентой) очень способствуют развитию координационных способностей ребенка.

Развивающая игра «Экскурсия»

Конечно, вы уже не раз «путешествовали» по квартире с малышом на руках. Но в возрасте шести-семи месяцев таким «экскурсиям» следует уделять особое внимание. Поскольку семимесячный ребенок начинает понимать значение отдельных слов, на этом этапе большую важность приобретают такие прогулки, сопровождаемые комментариями. Перемещаясь из комнаты в комнату, четко называйте предметы: «Это дверь. Эта кухня. Это книга. Это холодильник…»

Начинать такие занятия следует с тех предметов, на которые ребенок сам обратил внимание: яркие игрушки, картины, звукотехника. Постепенно начинайте расширять круг знакомых слов.

Данное упражнение является подготовкой к игре «Покажи» , в которую вы будете играть спустя несколько недель: по вашей просьбе малыш будет находить в пространстве знакомые ему предметы – указывать на них глазами или рукой.

Развивающая игра «Дай маме игрушку!»

Принцип этой игры такой же, как и у предыдущей. Мама просит малыша дать ей погремушку. Она сама берет из руки малыша игрушку и говорит: «Малыш дал игрушку маме. Молодец. Вот так». Не стоит ждать, что ребенок уже через несколько дней начнет по вашей просьбе отдавать вам игрушки. Однако начинать подготовку к такому действию необходимо уже сейчас.

Гимнастика для ротика

Чтобы усилить интерес ребенка к подражанию слогам, можно заняться с ним необычной гимнастикой. Для этого ребенок должен очень хорошо видеть ваше лицо. Произносите слоги громко и четко, при этом немного утрируйте свою артикуляцию, дайте ребенку возможность рассматривать ваши губы. Скорее всего, уже через несколько дней регулярных занятий вы заметите, как малыш начнет шевелить губами, копируя вас. Похвалите малыша за первые успехи.

Развивающая игра «Дай маме ручку»

Умение ребенка выполнять знакомые ему действия необходимо оттачивать. Так, вы можете закрепить способность крохи протягивать к маме ручки, находясь к ней лицом (сидя или лежа на спине).

Сначала погладьте малыша по ручкам, приговаривая: «Вот какие у Левы (Саши, Ариши…) ручки! Правая ручка и левая ручка». Потом слегка отодвиньте свои ладони и попросите: «Дай маме ручку!» Вероятно, с первой попытки малыш не выполнит вашу просьбу. Дождитесь, пока, размахивая ручками, он не шлепнет ладошкой по вашей ладони. Задержите его руку в своей руке и скажите: «Малыш дал маме ручку». Повторяйте упражнение несколько раз в день до тех пор, пока ребенок сам не протянет вам руку. Обязательно похвалите его.

Развивающая игра «Что внутри?» (от 8 месяцев)

В возрасте восьми месяцев дети могут вынимать вещи из корзины или коробки. Складывайте погремушки в отдельный короб и предлагайте малышу самому вынимать их для игры. По мере того, как малыш будет доставать все новые игрушки, комментируйте происходящее: «Что там в коробке? Красная машинка! Малыш достал красную машинку! Ой! машинка упала! А что еще в коробке? Синий мячик!..»

Развивающая игра «Соберем игрушки»

Эта игра – вариант предыдущей. Ребенка следует учить не только доставать предметы из емкости, но и складывать их в нее. Вы можете предложить ему собрать в корзину игрушечные овощи и фрукты, предварительно разложенные вокруг него на ковре.

Мячик, катись! (к 9 месяцам)

Толкание мяча – одна из новых игр, которая стала по силам малышу только в этом возрасте. Посадите малыша на ковер, окружив его двумя-тремя мячами. Мячи должны быть разными по размеру и цвету. Это необходимо для того, чтобы малыш понял, что свойство катиться присуще не одному-единственному мячу, а всем мячам.

Положите ладонь ребенка на один из мячей и скажите: «Малыш, кати мяч!» При этом сами помогите ему подтолкнуть игрушку. Когда мяч покатится, скажите: «Мяч катится!» Подобным образом поступите со вторым и третьим мячом, постепенно ослабляя степень своего воздействия на игрушку и передавая инициативу ребенку.

Спустя несколько недель вы можете усложнить эту игру, окружив ребенка не только мячами, но и другими игрушками, которые не катаются (например, кубиками). После того, как все мячи укатятся, положите его руку на кубик и попросите: «Кати!» После безуспешной попытки заставить кубик катиться, объясните: «Нет, не катится. Кубик не катится. Катится мячик». Дайте ребенку с этими словами мячик, чтобы он еще раз попробовал его покатить.

Когда ребенок хорошо освоит толкание мяча, усложните задание – попросите его следовать за предметом. После успешного толкания, говорите: «Малыш толкнул мячик. Мячик укатился. Ползи! Достань мячик! Молодец!» Не забывайте хвалить малыша за правильно выполненные задания.

Развивающие игры до года, игра «Наездник» (для детей 9 месяцев)

Почему бы не попробовать покататься верхом на папе? Возраст для таких игр вполне подходящий. Посадите малыша верхом на спину стоящего на четвереньках взрослого и, крепко придерживая его, «покатайте» . Разумеется, это можно делать только в том случае, если игра приносит ребенку удовольствие.

Крохе 10-12 месяцев

Многие дети в десять месяцев начинают выговаривать первые слова. Но в любом случае дети такого возраста уже хорошо понимают значения многих слов и даже выражений. Поэтому сейчас, играя с малышами, можно делать акцент на ассоциативную связь предмета со словом, т.е. делать попытки научить ребенка говорить, выражать свои мысли и эмоции. Ребенку будут интересны книжки с красочными картинками, с крупными изображениями животных. Самое время показывать ребенку и одновременно рассказывать, что изображено на картинке, кто что делает и как издает звуки. Хорошо, если в доме найдутся игрушки – аналоги картинок. На вопросы «где мишка?», «где зайка?» детки будут весело указывать пальчиком в книжку или на игрушку.

Очень интересно и полезно ребенку будет заняться лепкой. Пластилин, конечно, лучше не давать, т.к. в этом возрасте малыши до сих пор дегустируют все подряд. А вот дать ребенку кусочек теста можно смело. Кстати, возиться с чем-либо липким и вязким дети могут подолгу.

Ребенок в годик может уже не только собрать пирамидку, но и выстроить башню из кубиков. А теперь из них можно сделать гараж, куда заедет машинка. Кстати, машинка может иметь дверцы, которые можно открыть и посадить в салон авто кого-нибудь из зверушек.

Теперь нет предела фантазиям. Годовалый ребенок может сам придумывать игры. А взрослым нужно постараться выкраивать время и как можно больше играть с ребенком. Главное, во всем знать меру. Не забывайте, что переигравшего ребенка тяжело уложить спать. Поэтому важно наблюдать за тем, чтобы игры не переутомляли малыша.

Развивающая игра «Потопаем, похлопаем»

Учите ребенка выполнять простые движения по вашей просьбе. Так, вы можете его научить хлопать ручками в ладошки или по столу и стукать ножкой по полу.

При этом сначала много раз вы делаете с ним совместное действие после определенных слов: «Хлопай! Топай!» После множества повторений малыш научится сам, только по слову, выполнять просьбу.

Развивающая игра до года «Догонялки» (для детей 10 месяцев)

Многим малышам очень нравится, когда мамы «гонятся» за ними в то время, как они ползают по полу. Вы можете «бегать» вслед за крохой, а можете, встав на четвереньки, ползать. Приговаривайте при этом: «Догоню-догоню», и ползите (или бегите) за ним, а в конце поймайте и обнимите.

Развивающая игра до года «Гули-гули» (для детей 10-11 месяцев)

Дети в этом возрасте любят «летать, как гули». Попробуйте научить малыша по вашей просьбе выполнять движения ручками, имитирующие взмахи крыльев птиц. Спросите: «Как гуля летает?» И покажите сами движение: «Вот так гуля летает! Полетела гуля!»

Направляя ручки малыша, помогите ему «полетать». В дальнейшем спрашивайте его о том, как летают гули и делайте паузу, чтобы ребенок сам показал гулю.

Развивающая игра «Кубики и погремушки»

К концу десятого месяца ребенка уже можно учить раскладывать предметы по группам. Например, попросите его собрать кубики в ведерко, а погремушки - в коробку. Для начала можно выполнить задание вместе, направляя ручку малыша и комментируя его действия. Помните, как важно хвалить кроху за маленькие победы! А вот ругать за ошибки – недопустимо.

Развивающая игра «Строим башню»

Настало время учиться строить башню из кубиков. Для этого сначала мама должна стать сама строителем, комментируя свои действия: «Берем кубик, ставим кубик. Вот так. Берем еще кубик. И ставим кубик на кубик. Хорошо…»

На втором этапе следует строить башню совместно. Для этого мама направляет ручку ребенка и комментирует действия. На третьем, заключительном этапе малыш строит башню из трех кубиков самостоятельно, а мама продолжает комментировать происходящее и хвалит ребенка за успехи.

Развивающая игра «Танцы вдвоем»

Наверняка вы часто включаете ребенку музыку и уже знаете, какие мелодии он предпочитает. Почему бы не потанцевать под любимую музыку, держась за руки? Вы получите огромное удовольствие.

Развивающая игра «Юный художник» (для детей 12 месяцев)

В возрасте около года дети обожают рисовать. Дайте малышу губку, смоченную акварельной краской (лучше – «медовой»). Держа его ручку в своей, совместными движениями поводите губкой по большому листу плотной бумаги (можно использовать обрезки обоев, оставшихся от ремонта, с обратной стороны). Движения могут быть различными: плавными, скользящими, отрывистыми. Меняйте цвета, позволяйте малышу самому продолжать «рисование». При этом, конечно, будьте готовы к тому, что после занятия с красками малыш не будет выглядеть идеально чистеньким.

Развивающая игра «Разложи по цвету»

Запаситесь большим количеством игрушек двух цветов (например, красного и желтого). Поставьте на стол перед малышом две пластмассовые тарелочки таких же цветов. На желтую положите игрушечный лимон или грушу (в общем, игрушку желтого цвета). На красную – красного цвета. После этого совместно с ребенком, направляя его руку, поместите вторую, затем – третью желтую игрушку на соответствующую тарелочку. Затем – красную – на красную. Постепенно уступайте инициативу ребенку, но не давайте ему возможности смешивать игрушки, бросать их и т.п.

Развивающая игра «Дай такой же»

Покажите малышу кубик красного цвета и попросите: «Дай такой!». При этом перед ребенком должны лежать кубики сразу нескольких цветов. Не ждите точного и быстрого выполнения малышом вашей просьбы, будьте терпеливы. Обучение соотнесению цветов может быть достаточно длительным. Через два–три дня прекратите данную игру на различение цветов и вернитесь к ней через две–три недели. Если, наконец, малыш даст вам предмет нужного цвета, покажите ему, как вы рады, похвалите. Повторяя задание, меняйте предметы (например, сегодня соотносите по цветам кубики, а завтра – шары).

Особо следует отметить необходимость эмоционального общения. При проведении развивающих игр до года важно не столько следовать определенным инструкциям, сколько делиться теплотой и нежностью, вкладывать в игровой процесс душу. Это может проявляться в мелочах – в прикосновениях, улыбках. Особое внимание уделяйте интонациям. Конечно, на первых месяцах жизни кроха еще слишком мал, чтобы понимать речь, однако ваше раздражение, усталость и недовольство не ускользнут от него. И еще. Каждый раз, заканчивая игру, не спешите удаляться и оставлять малыша одного. Игры – часть вашей общей жизни, в которой должно постоянно ощущаться присутствие любви.

Раннее развитие ребенка влияет на его способность к общению и обучению в будущем. Какие игры и игрушки выбрать для малыша? На развитие каких навыков следует обращать внимания по мере роста? В этих вопросах поможет разобраться данная статья.

С появлением в семье ребенка перед родителями встает огромное количество вопросов, связанных со здоровьем малыша, правильным уходом и развитием. Интуитивно каждая мама чувствует, что маленький человечек более всего нуждается в любви и постоянном эмоциональном и физическом контакте со взрослыми. Играя, малыш познает мир, учится общению и гармонично развивается.

Какие игрушки выбрать ребенку?

Выбор игрушек для ребенка первого года жизни играет большую роль. С помощью простых предметов малыш получает первые представления об окружающем мире и испытывает положительные эмоции от игры.

  • Простые формы . Для начала предложите ребенку предметы простых форм – кубики, колечки, мячики. Так малыш учиться удерживать в ручках разнообразные вещи
  • Безопасность и экологичность . Игрушки должны быть безопасными и прочными. Будьте готовы к тому, что их будут бросать, пытаться кусать, обсасывать, поэтому обращайте особенное внимание на материал изготовления
  • Яркие цвета . Все игрушки должны иметь четкие формы и яркую окраску. Если это фигурка животного, то она должна быть выполнена с наличием всех присущих этому животному особенностей. Например, если это игрушка — кошка, она должна иметь очертания мордочки, обязательно глаза, лапки, хвост. Игрушки ярких расцветок помогут малышу учиться различать цвета
  • Разнообразие фактур . Выбирайте игрушки, выполненные из разных материалов: дерево, ткань, пластмасса, силикон могут иметь гладкую либо фактурную поверхность. Это важно для развития тактильных ощущений
Развивающие игрушки для детей до года

Как играть, развивая месячного ребенка?

  • Разговаривайте с малышом . Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
  • Наблюдение . Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см. Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
  • Мамино лицо . Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
  • Мамин голос . Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
  • Массаж . Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует


Массаж и гимнастика грудничков

Как играть с 2 месячным ребенком?

  • Улыбка . Не забывайте показывать малышу проявление эмоций. Каждый раз, склоняясь к кроватке, перед тем как взять на руке улыбнитесь малышу. Спросите: «Как улыбается мама?» «А как улыбается Саша, Маша, Даша…?» уже через некоторое время малыш будет улыбаться в ответ
  • Колокольчик . Двухмесячный малыш может поворачивать головку, лежа на спине. Если повесить недалеко от кроватки колокольчик или погремушку и дать ребенку несколько раз послушать звучание, затем он сам будет поворачивать голову на этот звук
  • Мягкие ладошки . Во время отдыха возьмите разные кусочки тканей (шерстяную, хлопковую, шелковую, пушистый мех) и проводите по ладошкам. Это позволит формироваться чувству осязания
  • Короткие стишки . Сопровождайте свои действия забавными стишками-потешками. Ребенок обращает внимание на повторяющиеся звуки и ритм голоса


Эмоциональное развитие малыша через общение с мамой

Какие игры для 3 месячного ребенка?

  • Занятия на мяче . В возрасте 3-х месяцев ребенок уже умеет лежать на животике достаточно долго. Положите малыша на гимнастический мяч и немного покачайте – это развивает ориентацию в пространстве и вызывает положительные эмоции
  • Возьми игрушку . Предложите ребенку дотянуться до игрушки в положении лежа на животе. Не предлагайте сразу много предметов, положите 2-3 в пределах досягаемости. Если вы увидите, что малыш пытается дотянуться ручкой, подставьте ладони под его стопы. Почувствовав опору, ребенок начтет отталкиваться. Позвольте ребенку хорошо рассмотреть предмет, подержать в ручках и использовать по назначению – погреметь, постучать
  • Слушаем музыку . Включайте для малыша на умеренной громкости разную музыку – классическую музыку, ритмичные мелодии, детские песенки. Старайтесь совершать движения в такт музыке – хлопать в ладоши, качать ребенка. Купите музыкальную игрушку – особенно нравятся деткам карусели и мобили, когда вместе с музыкой появляется возможность следить за вращающимися предметами


Упражнения на гимнастическом мяче для развития координации

Как развивать ребенка в 4 месяца?

  • Поменяемся игрушкой . Вложите ребенку в ручки игрушку, которая ему интересна, следите за правильным захватом предмета – положением большого пальца. Через некоторое время предложите ему поменяться на другую вещь, не забывайте улыбнуться и ласково попросить. Малыш протянет игрушку и возьмет другую. Такое упражнение направлено на развитие мелкой моторики, напряжение и расслабление мышц руки, а также навыков социального поведения
  • Прятки . Игра в прятки с ребенком выглядит следующим образом – мама закрывает лицо руками или платком, можно спрятаться за бортик кровати, а потом появиться с возгласом «Ку-ку». Можно также «спрятать» домашнего питомца или игрушку. Не забывайте сопровождать действия словами и правильной интонацией «Где собачка спряталась?» — «Вот где собачка»
  • Кто там? Когда в комнату входят папа, бабушка, братик или сестренка, обратите на это внимание ребенка. «Кто к нам пришел?» Малыш, находясь в вертикальном положении, может различать людей с расстояния 2-3 метров и эмоционально на них реагировать


Карусели и модули для развития слуха, зрения и внимания ребенка

Как развивать ребенка игрой в 5 месяцев?

  • Давай попрыгаем . В пятимесячном возрасте ребенок любит стоять на ножках, если его придерживают. Держа малыша за ручки, позвольте ему приседать и подпрыгивать, обязательно проговаривайте стишок или потешку
  • Предложите малышу первые книги с крупными, яркими картинками. Показывайте предметы, животных, растения, рассказывайте о том, что он видит. Если на картинке есть люди или какие-то зверюшки, называйте части лица и тела – «Вот это глазки», «Вот это носик», «Вот это ушки». Показывайте одновременно то же самое на личике ребенка – это вызовет интерес и улыбку малыша
  • Развивайте тактильное восприятие ребенка – давайте подержать предметы с различной формой и поверхностью – гладкие и пупырчатые мячики, кубики, мягкие игрушки с различным наполнением – рисовые, шуршащие. Очень крепко пришейте к плотной ткани разные пуговицы, бусины, шнурки и давайте изучать ребенку


Коврик из пуговиц помогает развитию осязания

Как играть с 6 месячным ребенком?

  • К 6-ти месяцам ребенок начинает различать отдельные слова. Когда вы ходите с малышом на руках по квартире, показывайте и называйте предметы . Начинайте с тех, к которым ребенок проявил интерес, затем постепенно расширяйте перечень знакомых слов. Поднесите ребенка к окну, покажите деревья, облака, птиц. Каждое название произносите отдельно и четко
  • Поговорим с мамой . Когда малыш произносит слоги: га, гу, ма, ба и др., повторяйте их за малышом нараспев. Детки сразу реагируют на такое общение – начинают активно гулить, протягивать ручки и улыбаться. Такие игры развивают слух и начальные разговорные функции
  • Ребенку становятся интересны игровые коврики и функциональные игрушки – с кнопочками, звуками, кармашками, отрыванием окошек.
  • С 6-ти месяцев регулярно проводите с ребенком пальчиковую гимнастику . Начинайте с массажа пальчиков и ладошек, затем используйте стишки и потешки. Со временем ребенок сам будет повторять движения пальчиками


Пальчиковая гимнастика для стимуляции развития мелкой моторики

Игры для ребенка 7 месяцев

  • Покажи . Попросите ребенка показать предмет или игрушку, которая находится неподалеку – «Покажи мячик». Сначала сделайте небольшую паузу и покажите сами. Постепенно паузы нужно увеличивать, вскоре малыш сам будет протягивать ручку к названной вещи. По такому же принципу следует тренировать умение ребенка выполнять простые действия
  • Уделяйте внимание развитию мелкой моторики – приготовьте для малыша мешочки, наполненные разными крупами и семенами – рис, гречка, горох, фасоль, семя подсолнуха, которые можно ощупывать, трясти, бросать. Следите, чтобы мешочки были прочными и плотно завязанными
  • Давайте ребенку мягкие книжки или деревянные игрушки в форме книги, которые он может самостоятельно рассматривать, переворачивая страницы. Часто в таких книгах присутствуют вставки из разных материалов, которые приятно ощупывать


Мягкие книжки развивают тактильное и цветовое восприятие

Как играть с 8 месячным ребенком?

  • В возрасте 8-ми месяцев детям нравится складывать и вынимать вещи из коробки . Сложите погремушки, мячики, кубики, небольшие мягкие игрушки, игрушечные овощи и фрукты в короб или корзину и предложите малышу самому поочередно вынимать их. Обязательно называйте вслух предметы: «Желтый мячик», «Зеленая машинка», «Красное яблоко» и т.д. Попросите ребенка достать определенный предмет, обязательно похвалите его работу
  • Точно также заинтересует малыша игра с посудой – складывание кастрюль, ложек, пластиковых стаканов, чашек. Приготовьте для игры разноцветные крышки – от баночек с детским питанием, джема, соков. Складывание и перекладывание таких предметов способно занять ребенка на длительное время, к тому же развивает мелкую моторику
  • Наполните пластиковые бутылочки (объемом 0,3 -0,5 л) разными крупами, камушками, песком, водой так, чтобы оставалось 2/3 пустого пространства. Переворачивая бутылки, ребенок будет наблюдать за перекатывающимися зернышками, бульканьем воды. Это хорошо стимулирует развитие зрения и концентрации внимания
  • Не оставляйте малыша одного во время игр – занимайтесь вместе с ним, разговаривайте, хвалите за успехи. Общение со взрослыми очень важно для формирования социальных навыков и психоэмоционального развития детей


Игры с предметами помогают различать цвета, формы, размеры

Как играть, развивая 9 месячного ребенка?

  • Поиграем в водой . В возрасте 9 месяцев почти все детки уверенно сидят. Обычно купание можно превратить в увлекательную игру. Положите в ванну кораблики, утят, 2 небольших пластиковых чашки. Покажите ребенку, как плавают кораблики, как ныряют утята, переливайте воду из одной чашки в другую
  • Кубики и пирамидки . Сначала стойте башенки из кубиков, хвалите ребенка за его старания, не забывайте называть цвета предметов. Первые простые пирамидки с небольшим набором колец также вполне под силу деткам такого возраста, хорошо развивают способность к сравнению предметов
  • Матрешки, наборы из стаканов , складывающихся один в другой. Покажите малышу, как маленький предмет прячется внутри большого. Начните с 3 элементов, когда ребенок научится их укладывать, постепенно увеличивайте количество предметов
  • Коробка с отверстиями по форме фигур . Такую игрушку можно купить или сделать самостоятельно. Покажите малышу, как фигурка исчезает в коробке, откройте ее вместе, посмотрите, куда спрятались игрушки. Через некоторое время дети учатся сами находить подходящее отверстие, а затем вынимать фигурки


Развивающие игрушки для детей после 6 месяцев

Во что играть с 10 месячным ребенком?

  • Первые пазлы . Чаще всего в продаже можно встретить крупные пазлы из дерева, где нужно просто вставить картинку нужной формы или собрать рисунок из 4-6 частей
  • Можно также купить наборы, с помощью которых можно выбирать и устанавливать одежду и выражение лица изображенному персонажу. Такие игры хорошо развивают зрение, умение сопоставлять размеры и цвета
  • Первые конструкторы из небольшого числа крупных деталей прекрасно развивают пространственное мышление, логику, мелкую моторику
  • Показывайте на мягких игрушках, куклах части лица и тела . Попросите ребенка указать нос, глаза, руки, волосы на игрушке, а затем на маме и на себе. Сначала помогайте малышу, очень быстро он научится делать это самостоятельно


Первые пазлы для развития мышления и логики

Игры для 11 месячного ребенка

  • Формировать способность к ориентации в пространстве позволяет игра в «догонялки ». Если ваш малыш активно ползает, покажите, что вы хотите догнать его. «Кто так быстро ползает?» — «Догоню, догоню!». Вы можете ходить или также встать на четвереньки. Догнав малыша, обнимите и поцелуйте, а затем позвольте снова «убежать»
  • В таком возрасте многие детки делают первые шаги, поэтому важно помочь малышу развивать равновесие и координацию движений. Для этого хорошо подходят игрушки, на которые можно садиться (лошадка-качалка, резиновый ослик, машина). Такие игры должны проводиться только под присмотром взрослых
  • Игрушки-каталки на колесах – машинки, бабочки, гусеницы на палочке, которые на прогулке можно катить перед собой, хорошо развивают понятие движения, опоры, учат ходьбе


Игрушки-каталки помогают малышу при первых шагах

Развивающие игры для годовалых детей

  • Настало время творческих занятий – начните рисовать . Карандаши и краски давать ребенку еще рано, поэтому начать можно с пальчиковых красок, губки, смоченной в акварельной краске (медовой), мелков. Возьмите большой лист бумаги, направляйте ручку малыша, рисуя простые формы, называйте то, что он видит, меняйте цвета. Затем позвольте проявить собственную фантазию
  • Прекрасно развивает мелкую моторику лепка . Приготовьте соленое тесто – оно полностью безопасно, даже если малыш попытается взять его в рот, или купите специальную пластичную массу разных цветов. Лепите вместе шарики, тарелочки, жгутики. Покажите малышу, как раскатывать колбаски, резать их пластмассовым ножичком
  • Выбери цвет . Годовалые дети уже достаточно хорошо различают цвета. Приготовьте игрушки разных цветов и форм, попросите малыша отделить игрушки определенного цвета и сложить их, например, в коробку. Вариантом игры может стать «покажи такой же ». Покажите ребенку синий кубик и попросите найти такой же среди других игрушек. Обязательно хвалите ребенка, подсказывайте, если что-то вызывает затруднение


Рисование и лепка развивают воображение, мышление и мелкую моторику детей
  • Развивающие игры для маленьких детей – это не занятия в школе. Они должны проводиться не по расписанию, а по настроению и желанию малыша. Нельзя заставлять ребенка что-то делать, если это не вызывает его интереса
  • Откажитесь от этого занятия, попробуйте вернуться к нему позже. Обратите внимание на эмоциональный контакт с ребенком. Игра с раздраженной, усталой мамой не принесет радости и желаемого эффекта
  • Улыбайтесь малышу, обнимайте, хвалите, показывайте, как важны для вас его успехи. Даже не понимая речь, дети прекрасно чувствуют настроение мамы и чутко на него реагируют