Игра традиции рождественских праздников. Народные игры на рождество

Все ближе и ближе праздник Рождества Христова.

Вы уже, наверное, выбрали пьесу для рождественской школьной или семейной постановки; дети уже учат песни, колядки и стихи к елке. Организаторам же праздника надо продумать еще и ту его часть, в которой смогут активно поучаствовать все, и подготовить к утреннику игры.

Сегодня мы предлагаем вам подборку игр (их без труда можно провести в помещении). Игры помогут сделать детский праздник веселым, непринужденным и наполнить ребячий досуг содержательной деятельностью.

Метелица

Начнем с сюжетной малоподвижной игры “Метелица”. Это своеобразная игра-сценка для детей дошкольного возраста. До праздника ее еще можно разучить с ребятами.

По считалке выбираются Метелица, Морозец и Тучка. А остальные ребята – кто Снежинки, кто Кустики. Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и задумчиво останавливается.

К ней подходит Морозец и спрашивает:

– Метелица, красавица,

Ты что невесела?

Метелица отвечает:

– Погода мне не нравится –

Морозна и светла.

– А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.

Метелица, повеселев, отвечает:

– Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду! –

В это время из круга выходит Тучка.

– А вон и Тучка стелется!..

И Тучка нежно, как будто издали ей говорит:

– Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся –
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!

Тут выбегают Снежинки, а Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте.

Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет под русскую народную мелодию.

Все поют:

– Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!

Потом Снежинки растягиваются в шеренгу, берутся за руки и идут к Кустикам, приговаривая:

– Посмотрите, кустики!
Кустики!

Возвращаются (пятятся) назад, говоря:

– В самом деле кустики,
Кустики!

Опять идут стеной:

– Тут их раньше не было,
Не было!

Снова пятятся:

– Право слово, не было,
Не было!

Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, приговаривая:

– Мы густые кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!

Теперь снова начинают двигаться Снежинки:

– Вы зачем посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?

Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок, говоря:

– Чтоб Снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!

Кто первым выскользнет из круга, тот – Метелица в новой игре!

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая: когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать: “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко: кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться:

Вот и праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит:
На ветвях ее висит:
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?..

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку). Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры. После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры. Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать: “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят: какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз), как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно: в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары, вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем: “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

Отгадай пословицу

В отсутствие водящего задумывают какую-нибудь пословицу. Слова этой пословицы раздаются по одному всем играющим. (Если всем не хватит, одно слово могут представлять двое ребят.) Играющие рассаживаются по порядку слов.

Водящий возвращается и начинает задавать вопросы. В ответах, которые будут давать играющие, должно содержаться слово из загаданной пословицы – в той же форме, в какой оно стоит там (в том же падеже, числе и т.д.); предлоги, союзы и частицы отдельно не называются, только со значащими словами.

Бывает, что водящий отгадывает пословицу быстро, после первого же или второго ответа. Но бывает иначе: все ответы получены, а пословица так и осталась неотгаданной. Тогда водящего вновь отправляют из комнаты и задумывают новую пословицу: ему придется отгадывать еще раз. Ну а если пословица отгадана, следующим водить будет тот, после чьего ответа это случилось (видно, он плохо замаскировал свое слово).

Примечание. Ответ может состоять из нескольких фраз (но не более, допустим, трех), поскольку часто бывает, что в одной фразе слово просто невозможно спрятать.

Кузовок
(Из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок...” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).

По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Почта

Дети выбирают по жребию почтальона, ставят его в середине комнаты, а сами садятся вокруг, называясь именами разных городов. Почтальон подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:

– Нет ли писем?
– Есть, – отвечает ему играющий.
– Какие?
– А вот в Рим, чтобы выслали оттуда рыбы, рябины, раков, рису.

Словом, следует произнести названия нескольких товаров, начинающиеся с той же буквы, что и название города, в который посылается письмо. Почтальон должен, не перепутав, повторить письмо, подойдя к Риму, то есть к играющему, назвавшемуся именем этого города.

– Хорошо, – отвечает Рим, – теперь отправьте, пожалуйста, письмо в Берлин, я посылаю туда заказ на булки, баклажаны, банты и бусы.

Все это говорится быстро, иначе платится фант; почтальона штрафуют, когда он перепутает послание. Остановки и обдумывание не допускаются.

Веселые художники

В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. К доске или большому планшету, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской елки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (или закрепить на планшетах два ватманских листа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху), и в том же порядке клетки пронумеровать.

По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках своих квадратов под номером 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце. Затем бегут вторые номера и в клетках с номером 2 срисовывают то, что на образце помещено в этой же клетке; и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.

Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получится более аккуратным, похожим.

Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет ведущий (сначала, допустим, в пятой, потом в первой, девятой и т.д.).

Новогодние игры и развлечения для школьников

Предлагаемые в статье игры позволят организовать для всех оставшихся в доме, классе турнир занимательного многоборья. Соревнования могут проводиться по олимпийской системе: участники разбиваются на пары, проигравшие выбывают из игры и становятся болельщиками, а победители встречаются между собой. С каждым туром задания усложняются: увеличивается расстояние до мишени, число предметов, которые надо запомнить, уменьшается размер колец для метания, размер мишеней и т. д. Все необходимое для игр-аттракционов надо подготовить заранее — это сделает их проведение более динамичным. Роль судей выполняют обычно хозяева дома или те, кто готовил вечер.

И не забудьте о подарках победителям! Постарайтесь понять, что не дорог подарок, а дорого внимание. «Система подарков» может быть совершенно разнообразной. Многое зависит от вашей фантазии.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ

«Игра в подарок» . На ширину комнаты привязывается веревка, к ней на расстоянии 10—15 см подвязываются бумажные мешочки с подарками (количество мешочков должно быть равно количеству гостей). Все участники отходят на 1—2 м, при помощи считалочки выбирают, кто будет первым обладателем подарка. Ему завязывают глаза, раскручивают вокруг себя 5 раз и направляют в сторону, где протянута веревка. Его задача — оборвать «свой» мешочек. Затем выбирается следующий участник, и игра повторяется сначала, пока каждый из гостей не найдет себе подарок.

«Что изменилось?» . В игре участвуют 3—4 человека. На столе раскладываются различные предметы (игрушки, карандаши, ключи, монеты и т. д.), количество которых зависит от возраста играющих. Участникам игры предлагается в течение 1 —2 минут запомнить расположение предметов на столе и по сигналу ведущего отвернуться или выйти из комнаты; тем временем некоторые из предметов перекладываются на другие места или убираются вовсе. Побеждает тот, чей ответ на вопрос «Все ли предметы остались на столе и какие переставлены?» — будет более точным. Игру можно усложнить, использовав с этой целью шахматы, шашки, кости, домино и др.

«Не урони». Одновременно в игре участвуют 5—6 человек. Они садятся на стулья в 4—5 шагах друг против друга. Каждому из них выдается реквизит: небольшая палочка, карандаш или свернутая в трубочку плотная бумага. Задача играющих: встав по сигналу и держа предмет вертикально на кончике пальца, дойти до стула «противника» и сесть на него, при этом не уронив предмет с пальца. Если предмет падает, то участник игры отдает ведущему фант и выходит из игры. А в конце вечера фант «выкупает». «Выкуп» не должен затягиваться, задание дает ведущий вечера. Они должны быть несложными и легковыполнимыми. Например: спеть один куплет песни, сказать скороговорку и т. п.

«У кого точнее глазомер?». В игре участвуют 4 человека. Для проведения этой игры нужна линейка и несколько листов нелинованной бумаги. Каждому соревнующемуся выдается лист бумаги, сложенный в 5—7—9 (обязательно нечетное число) равных по ширине полосок. Задача играющих — определить на глаз длину и ширину полоски и всего листа.

Ведущий с помощью линейки определяет победителя. У кого будет точнее показания, тот и победил. Можно поставить другие задачи: определить длину окружности стола, рост кого-либо из играющих и др.

«Кто устойчивее?». Участвуют 3—4 человека. На полу из полосок бумаги или шпагата протягивается ленточка — дорожка, по которой надо пройти с закрытыми глазами. По очереди каждому из участников завязывают глаза, раскручивают вокруг себя 3 раза и направляют к дорожке.

Побеждает сделавший большее число точных шагов по ленточке.

«Пройди с биноклем» . Участвуют 3 — 4 человека. На полу кладут веревку длиной в несколько метров; надо приставить к глазам бинокль широкими линзами (тем самым веревка от играющего будет отдаляться). Задача играющего — пройти точно по веревке до конца.

Побеждает тот, кто выполнил задание правильно.

«Определи не глядя». Участвуют одновременно 4 человека. Участникам игры можно предложить определить на ощупь тип ткани, вид крупы, материал, из которого сделан предмет, и даже названия журналов. В последнем случае соревнующимся вначале дается возможность посмотреть журналы (по внешнему виду они не должны значительно отличаться друг от друга). По сигналу ведущего играющим завязывают глаза. Их задача — за 2 минуты правильно определить материал, из которого сделаны предлагаемые предметы (их количество не должно превышать 5 штук).

Побеждает тот, кто больше всех дал правильных ответов.

«Корзина со «снежками» . Одновременно участвуют двое играющих.

На перекладину, расположенную на расстоянии 1,5—2 метров от пола, подвешивают две корзины для бумаги. Их декоративно оформляют белой гофрированной бумагой. На бумагу можно наклеить бледно-голубые снежинки.

Играющим вручают 7—10 снежков. Их задача — забросить максимальное количество «снежков» в раскачивающуюся корзину. Победителем окажется тот, кто забросит в корзину больше «снежков».

Сделать «снежки» очень просто: сшейте круглые небольшие мешочки из плотной материи и набейте их ватой.

«Возьми приз» . Участвуют 5—6 человек. На стул или табурет под яркий колпак кладут приз (игрушку, фрукт, конфету). Ведущий предлагает одному из играющих встать спиной к стулу, надеть маску с заклеенными глазами (или, если нет маски, завязать глаза платком), пройти вперед 5 шагов, повернуться кругом и, вернувшись к стулу, одним движением приподнять колпак. Выигрывает тот, кто поднял колпак. Он же забирает приз себе.

«Нос снеговику!». Участвуют 3—4 человека. Из марли, ваты, папье-маше и проволочного каркаса делают снеговика в рост человека. На голову ему надевают шляпу, в руки дают метлу. Вместо глаз приклеивают угольки, а там, где должен быть нос, рисуют круг.

Играющий встает на расстоянии 5—7 шагов от снеговика, ему надевают маску с заклеенными глазами. Дают морковку, сделанную из папье-маше, и предлагают дойти до снеговика и приставить нос-морковку. Если играющий попадает морковкой в круг, ему вручается приз.

Снеговика можно сделать и плоского (из фанеры или картона).

«Собери шишки». Одновременно участвуют два человека. Каждому игроку дают в руки корзинку и завязывают глаза. На площадку кладут кубики, шарики, шишки, карандаши и т. д., в количестве 15 штук. Это «шишки», которые по сигналу ведущего начинают вслепую искать соревнующиеся и класть в корзину. На сбор «шишек» дается одна минута.

Побеждает тот, кто собрал «шишек» больше всех.

«Мыльные пузыри». В игре принимают участие одновременно 4 человека. Играющие получают по флакону мыльных пузырей.

Задание: дунуть что есть силы.

Побеждает тот, кто за один раз выпустит как можно больше мыльных пузырей. Участник, у кого меньше по количеству мыльных пузырей, выходит из игры.

Во втором поединке участвуют трое играющих. Им надо надуть один большой мыльный пузырь. Побеждает тот, у кого самый большой пузырь.

«Раздави шар ногой». Играют двое. Им привязыват к левой ноге по три воздушных шарика.

Задача: раздавить шары противника и защитить сВои собственные. Побеждает тот, у кого сохранился хотя бы один шарик.

«Тараканьи бега». В игре принимают участие 3—5 человек. Нужны веревки, кегли, кубики. Каждого игрока обвязывают веревкой вокруг пояса так, чтобы ее кончик свисал со стороны спины, как хвост. К хвосту привязывают кеглю. Впереди участника ставится кубик. По сигналу ведущего игроки должны провести кубик кеглей до финиша без помощи рук.

Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша.

«Дотянись до приза». Двое игроков берутся правыми руками за ладони друг друга. Впереди каждого, в двух метрах от него, кладут на пол приз. Каждый из играющих тянет противника в свою сторону, стараясь взять приз левой рукой.

Побеждает тот, кто перетянет противника и возьмет приз.

«Кто быстрей». Участвуют одновременно 4 человека. Соревнующиеся делятся на пары. В руке у каждого книга, на которой находится небольшой приз, например шоколадка. По сигналу ведущего игроки сближаются, каждый из них старается взять приз с книги противника. Книгу можно заводить за спину, но если приз упадет на пол — игрок проигрывает. Побеждает тот, кто взял приз противника и не уронил свой.

«Вытяни приз» . Участвуют одновременно 10 человек. Из большой коробки свисают 10 ленточек, приз находящийся в коробке, привязан только к одной из них, остальные ленточки пустые. Игроки берутся за ленты и по сигналу ведущего одновременно вытягивают по одной ленточке. У кого лента оказалась с призом, тот и победил.

«Комочек». Участвуют одновременно 3—4 человека. Перед каждым участником на полу стелется развернутая газета или кладется лист бумаги. Правую руку игроки заводят за спину, а левой по сигналу ведущего, нагнувшись, начинают комкать газету, стараясь собрать весь листок в кулак.

Побеждает тот, кто быстрее всех скомкает газету и у кого будет самый маленький комочек.

«Удочка». Играют трое. Для аттракциона нужны 3 бутылки и 3 удочки. Каждому играющему дают удочку с кольцом на конце — кольца можно сделать из проволоки, они должны быть такого размера, чтобы их можно было надеть на горлышко бутылки. На расстоянии 1,5—2 м (зависит от длины удочки) напротив каждого участника ставят бутылки. По сигналу ведущего каждый играющий начинает «удить».

Побеждает тот, кто раньше наденет кольцо на бутылку.

«Мотальщики». Играют 2 человека. К веревке длиной 3—4 м привязывают с двух концов по палке или по карандашу, середину веревки отмечают ленточкой. Двое играющих берут палки и расходятся друг от друга, натянув веревку. По сигналу ведущего каждый начинает быстро наматывать веревку на палку, двигаясь вперед.

Выигрывает тот, кто намотает быстрее веревку до середины.

«Опусти хвост в бутылку». В игре могут принимать участие 5—6 человек. Нужны бутылки, веревки и карандаши.

Каждого игрока обвязывают веревкой вокруг пояса так, чтобы ее кончик свисал со стороны спины, как хвост.

К хвосту привязывают карандаш. Позади участников ставятся пустые бутылки. По сигналу ведущего каждый участник пытается опустить свой хвост в бутылку.

Побеждает тот, кто первым попадет карандашом в горлышко бутылки.

«Самый внимательный» . В этой игре может принимать участие небольшой коллектив в 6—7 человек. Ведущий при помощи игры «У кого больше пуговиц» определяет водящего этой игры. Им становится человек, у кого всех больше или всех меньше пуговиц. Он выходит из комнаты и меняет что-либо в своем внешнем виде. Например: расстегивает пиджак, снимает галстук, берет газету, необычно сутулится и т. п. (таких изменений должно быть не более 6). Подготовившись таким образом, он входит в комнату, где его ждут играющие. Каждый старается поскорее увидеть, что он изменил в своем внешнем виде, и сразу вслух говорит все то, что заметил. Ведущий фиксирует ответы играющих.

Победителем считается тот, кто больше всех отметил изменений.

«Вертящиеся обручи». Играют 4 человека. Они получают четыре обруча. Участники игры ставят их на пол на ребро и по сигналу ведущего начинают крутить. Чей обруч дольше прокрутится, тот и победил.

«Пролезь сквозь обруч». Играют 3 человека. Каждому игроку дается обруч и коробочка с детскими кубиками. По сигналу ведущего нужно открыть коробочку, поставить все кубики один на другой горкой и пронести их на одной руке от старта до финиша, где лежит на полу обруч (примерное расстояние — 5—6 шагов). Продолжая держать горку кубиков, нужно присесть, взять обруч в руку и пролезть сквозь него, не пуская и не роняя горку кубиков.

Если по пути горка развалилась, игрок собирает ее на том месте, где его постигла неудача, и продолжает игру дальше.

Побеждает тот, кто быстрее всех справился с этим трудным заданием.

«Веселый бокс». Играют 3—4 человека по очереди. Воздушный шарик подвешивают на высоте грудй. На руку играющему надевается боксерская перчатка. Играющий становится на расстоянии 10 шагов от шарика. Ему завязывают глаза, раскручивают 2—3 раза и предлагают дойти 10 шагов до шарика и одним ударом руки сбить с места.

Выполнившему это задание вручается приз.

«Удержи снежинку». Число игроков — 10—15 человек. Ведущий раздает желающим играть по маленькому комочку ваты, его надо разрыхлить так, чтобы можно было подуть и он летел бы, как пушинка.

Задача — не дать упасть «снежинке», необходимо дуть на нее, поддерживая в воздухе. Нельзя поднимать упавшую «снежинку».

Игра начинается по команде ведущего.

Побеждает игрок, удержавший «снежинку» в воздухе дольше других участников.

«Найди прищепку». Участвуют3—4 пары. Одному играющему из каждой пары ведущий завязывает повязкой глаза, другому дает 5 обычных бельевых прищепок, которые тот цепляет на себя. Задача игрока с повязкой на глазах — найти на ощупь прищепки.

Выигрывает тот, кто быстрее других найдет все 5 прищепок.

«Завернись в веревку» . Играют двое. Для игры необходима веревка или лента длиной 8—10 метров. Игроки становятся с разных концов веревки, обматывая ее один раз вокруг себя. По сигналу ведущего они начинают вращение вперед, наматывая веревку на себя до тех пор, пока не столкнутся вместе.

Победителем считается игрок, намотавший больше метров веревки.

«Набрось лассо на коня». Могут участвовать до 4 человек одновременно. В американских фильмах лихие ковбои Дикого Запада набрасывают лассо на мустангов, такую же меткость придется продемонстрировать и нашим игрокам.

Из веревки длиной 3 м делают лассо или аркан. На расстоянии 2,5 м ставят большую детскую плошадку или из фанеры вырезают голову коня, прибивают к ней палку.

По сигналу ведущего играющие делают 3 попытки броска лассо на коня.

Те, кому броски не удаются, выбывают из соревнования.

Побеждает тот, кто сделал наибольшее число точных бросков.

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ

«Бег с горящей свечой». Участвуют две команды по 4 человека.

При помощи кеглей определяется старт и финиш движения играющих.

Ведущий дает игрокам тарелку, к которой приклеена горящая свеча. Соревнующиеся бегут к финишу, следя за тем, чтобы свеча не погасла. Первые номера, добежав до финиша, возвращаются к старту и передают тарелку с горящей свечой следующему участнику.

Побеждает команда, первой закончившая игру и у которой свеча в процессе бега не погасла.

«Раздави шар». Играют команды по 2 человека. Ведущий дает каждой паре по одному надувному шару. Участники удерживают шар животами, зажав с двух сторон.

По сигналу ведущего все должны начать сильно давить на шары.

Побеждает пара, чей шар лопнет, не выдержав нажима.

«Успей одеться». Играют две команды по 5 человек. На финише перед каждой командой на стуле кладут шаровары, шубу и шапку. По сигналу первые игроки обеих команд, добежав до стульев, надевают лежащую одежду, затем бегут обратно, снимают одежду и передают следующему игроку.

Тот должен надеть шаровары, шубу, шапку и бежать к стулу, там раздеться и бежать обратно, дотронуться рукой до следующего игрока, который бежит к финишу, надевает одежду, возвращается, снимает и т. д.

Побеждает команда, закончившая перебежку с одеванием раньше другой.

«Ромашка». В этой игре могут участвовать 2—4 команды по 5—6 человек. Надо сделать из бумаги цветок ромашки и на обратной стороне белых лепестков написать задания. Затем представитель каждой команды подходит к ромашке, отрывает лепестки и возвращается к команде, которая должна за 3—4 минуты подготовить предложенное задание, а затем его показать. Варианты заданий:

1. Вы знаете, что есть «Танец с саблями», а вы придумайте танец

С валенками;

С метлами;

С чемоданами;

Со швабрами и т. д.

2. Исполните песню «В лесу родилась елочка» так, как будто вы:

Индейцы из племени мумба-юмба;

Цыгане из табора;

Горцы Кавказа;

Ансамбль песни и пляски и т. д.

3. Представьте, что вы разучились говорить, а можете только лаять, мычать, кукарекать. Вот и исполните на зверином языке песенку «В лесу.родилась елочка» или «Маленькой елочке холодно зимой».

4. Составьте «Буриме», т. е. напишите стихотворение на заданные рифмованные слова:

Зима — холода;

Снежинка — пушинка;

Мороз — нос;

Елочка — иголочка.

«Пронести спичечные коробки» . Участвуют две команды по 4 человека.

Ведущий кладет на плечи первым игрокам спичечные коробки, как погоны, по одному коробку на правое и левое плечи. Задача — добежать до указанного места и обратно, стараясь не уронить коробки. Игроки под номером один передают коробки следующим участникам своей команды.

Второй участник проделывает то же самое. Если коробок падает, то участник поднимает его, кладет на плечо и начинает движение с того места, где уронил коробок.

Побеждает команда, первая закончившая игру и у которой было меньше падений коробка.

«Передай другому» . Это очень простая и смешная игра, участвовать в ней могут 3—4 пары или две команды по 5—6 человек.

Берется верхняя часть спичечного коробка и надевается на нос первого участника. Задача: передать без помощи рук коробок со своего носа на нос другого игрока. Если коробок упал с носа, уронивший поднимает его, надевает себе на нос и передает следующему игроку.

Выигрывают те, кто быстрее и успешнее справился с заданием.

Есть несколько разновидностей этой игры:

1. Участникам дается апельсин или яблоко. Игрок удерживает апельсин, прижимая его подбородком к груди, и старается, не уронив, передать другому/другой участник без помощи рук пытается так же подбородком перехватить апельсин, прижав к своей груди.

2. Зажав карандаш между верхней губой и носом, передать другому, не уронив.

Цели:

  • познакомить с традициями и обычаями празднования Рождества;
  • приобщать к культуре русского народа;
  • развитие мыслительных навыков учащихся;
  • совершенствование умений работать самостоятельно и в команде.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие! Сегодня мы отмечаем праздник – Рождество. К нам приехал гость из Англии и расскажет нам, как они празднуют Рождество.

Гость из Англии: Рождество – это христианский праздник, в который отмечается рождение Иисуса Христа. Рождество в Англии мы отмечаем 25 декабря. А как же вы готовитесь к празднику Рождество?
– Мы украшаем дома, развешиваем гирлянды, украшаем рождественскую елку. Дети вешают на камин или на край кровати рождественский чулок, чтобы Санта-Клаус наполнил его подарками. Любим петь рождественские песни (поет песню). Мы собираемся на главной площади, чтобы под бой курантов «Биг-Бен» встретить Рождество. 25 декабря, когда все подарки распакованы, мы направляемся в церковь и после нее собираемся за праздничным столом. Один ребенок тоже вкратце рассказывает, как встречают Рождество в России.
– Большое спасибо вам. Было очень интересно узнать, как вы празднуете Рождество. Какой праздник обходится без игр. Дети, давайте сейчас поиграем все дружно в рождественские игры. Вы согласны?
Разделите две звезды на шесть частей. Разделите группу на две команды. По очереди задавайте каждой команде вопросы, связанные с Рождеством. Если ответ правильный, один из членов команды может подойти к доске и прикрепить часть звезды. Побеждает команда, которая первая соберет свою звезду.

Вопросы:

1. Когда мы отмечаем Рождество? (7 января.)
2. Что обычно люди кладут под елку? (Подарки.)
3. Сколько букв в слове "РОЖДЕСТВО"? (Девять.)
4. Как звали Младенца, день рождения которого мы отмечаем на Рождество? (Иисус.)
5. Почему на рождественских открытках часто изображены животные? (Потому что Иисус Христос родился в хлеву.)
6. Как звали Маму Иисуса Христа? (Мария.)
7. Кому сказали Ангелы, что родился Спаситель? (Пастухам.)
8. Как мудрецы узнали, что родился новый Царь? (Они увидели новую звезду на небе.)
9. Как называется город, в котором родился Иисус? (Вифлеем.)
10. В какой книге рассказывается правдивая история о Рождестве? (Библия.)
11. Назовите один из подарков, которые подарили Младенцу мудрецы. (Золото, ладан или смирна.)
12. На чем путешествовали мудрецы? (На верблюдах.)
13. Для чего Иосиф и Мария пришли в Вифлеем? (Чтобы пройти перепись.)

Конкурс «Новые одежды» (конкурс на Рождество)

Этот конкурс можно провести на праздновании Рождества. Ведущая говорит, что Рождество принято встречать в новой одежде. Затем участникам раздается какая-нибудь заранее приготовленная забавная одежда (кому-то на пару размеров побольше, кому-то наоборот). И участники должны надеть эту одежду на себя за минимальное время. Кто наденет быстрее и при этом будет забавнее всех выглядеть, тот и выиграет.

Колядки для колядовщиков

Колядка (от латинского «календы» - название первого дня месяца у древних римлян) - это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.

Ты нас будешь дарить -
мы будем хвалить,
а не будешь дарить -
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь - гони рубль!
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник!

Грудочку кашки!
Кильце ковбаски!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,

В дудочку играет,
Коляду потешает.
Авсень, авсень,
Завтра новый день!

Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!

Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот - князь,
Кто не даст -
Того в грязь!

Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом -
Туда жито кустом.
Куда коза рогом -
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!
Коляда, коляда!

Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Сегодня гулянье,
гаданье,
катанье!
Блины, пироги, чаепитие,
И розыгрыши и свидания.
Зима нас торопит, – спешите!
Спешите видеть,
слышать,
участвовать!
Рядитесь и из комнат выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!

Есть забава неплоха:
Кто достанет петуха,
По высокому шесту
Одолей высоту!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко,
Кто горшок разбить сумеет -
Ни о чем не пожалеет!
Ждем на сцене молодцов -
Самодеятельных певцов,
Балагуров и танцоров,
Гармонистов и чтецов!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

За поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами.

"Наряжаем елку"

А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг – неверно,
Говорите смело "Нет!"

– Разноцветные хлопушки?
– Одеяла и подушки?
– Раскладушки и кроватки?
– Мармеладки, шоколадки?
– Шарики стеклянные?
– Стулья деревянные?
– Плюшевые мишки?
– Буквари и книжки?
– Бусы разноцветные?
– А гирлянды светлые?
– Снег из ваты белой?
– Ранцы и портфели?
– Туфли и сапожки?
– Чашки, вилки, ложки?
– Конфеты блестящие?
– Тигры настоящие?
– Шишки золотистые?
– Звездочки лучистые?

Телеграмма Деду Морозу

Ребят просят назвать 13 прилагательных: "толстый", "рыжий", "горячий", "голодный", "вялый", "грязный"...

Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст телеграммы, и вставляет в него недостающие прилагательные по списку.

Текст телеграммы:

"... Дедушка Мороз!
Все... дети с нетерпением ожидают твоего... прихода.
Новый год это самый... праздник в году.
Мы будем петь для тебя... песни, танцевать... танцы!
Наконец-то наступит... Новый Год!
Как не хочется говорить о... учебе.
Мы обещаем, что будем получать только... оценки.
Так что, открывай поскорее свой... мешок и вручай нам... подарки.
С уважением к тебе... мальчишки и... девчонки!"

Игра «На внимание»: дети поют песню «В лесу родилась елочка» и замолкают по хлопку ведущего, а дальше поют песню про себя. По следующему хлопку ведущего начинают снова петь вслух. Тот, кто начинает петь не в лад с остальными, выбывает из игры.

«Собери снежки». Каждому участнику игры дается корзинка, под елкой раскидывают «снежки» – комочки ваты или скомканные в шарики газеты. С завязанными глазами участники собирают в корзинку все «снежки». Побеждает тот, у кого «снежков» окажется больше всех.

«Поймайте зимнее слово»

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав относящееся к зиме слово: зима, надувной круг, метель, понедельник, снег, елка, санки, море, Дед Мороз, велосипед, осенние листья, дельфин.снеговик, снежинка, ножницы, сосулька, петарды, Снегурочка, подарки, пылесос, лыжи и пр.

Конкурс «Елочка». Для него будут нужны 2 добровольца. Каждый из них должен встать на стул и изображать новогоднюю елку. Еще 2 участника украшают «елки». Для украшения подойдет все, что попадется под руку. Победит тот, кто проявит больше фантазии и сообразительности.

– Молодцы, ребята, за активное участие в рождественских играх. Всем участникам призы. До свидания, до новых встреч!

Литература:

  1. Журнал «Башкы». № 1, 2012.
  2. Интернет ресурсы
  3. Журнал «Всему свету по совету» №12, 2014.

Сделать праздник незабываемым и веселым не только для ребенка, но и для взрослого помогут рождественские игры. В старину играм уделяли много времени, многие из которых, к сожалению забыты нашим поколением. Вспомним некоторые из них.

Как правило, праздник Рождества отмечают в тесном семейном кругу, но и в этом случае можно сделать его необычным. Небольшое костюмированное представление порадует всех. Это может быть небольшой сюжет, повествующий о создании мира. После мини сценки можно предложить всем принять участие в рождественских гаданиях. Продолжая тему создания мира, угостить всех, к примеру, яблоками, в которые предварительно необходимо спрятать записки с веселыми пожеланиями и предсказаниями типа:

Над тобой висит звезда, будешь счастлив ты всегда.

Не грусти и улыбнись, пирожочком угостись.

Будешь скоро ты богат, если скушать виноград.

Ждет тебя большой сюрприз, скоро едешь ты в круиз.

Если съешь ты апельсин, то наполнен будешь сил.

И многие-многие другие. Причем необязательно писать смешные пожелания в стихотворной форме. Можно в прозе. Главное, чтобы они вызвали улыбку на лице присутствующих и смогли создать атмосферу тепла и дружелюбия.

Если в доме до Рождества осталась елочка, можно обновить ее наряды, повесив новые игрушки, при этом рассказывая детям сказку о елочке, смысл которой заключен в том, что когда Иисус создал много деревьев, он начал их украшать. Яблоню он украсил наливными яблочками, сливу - синими сливками, рябину - наливными красными ягодками. . . . . . . . . Деревья по очереди подходили к Христу, и он их украшал, только одно скромное деревце оставалось в сторонке и стеснялось подойти к Богу. Тогда Иисус, увидев это деревце, подошел сам к нему и сказал, что за ее скромность 2 раза в год это деревце будет украшено самыми красивыми игрушками, блестящими шарами и сверкающими гирляндами. Именно по этому два раза в год - на Новый год и Рождество елочка становится самым красивым деревом в мире.

Рождество на Руси праздновать начали после принятия христианства в Х веке. В этот момент люди праздновали Коляду - праздник святок, колядок. Хотя в крупных городах традиция колядок забыта, в деревнях колядуют до сих пор.

Среди забавных рождественских зимних игр можно выделить следующие:

Игра " Примерзли". Веселая детская игра, хотя и взрослые могут принимать в ней участие. Суть данной игры заключается в следующем: на маленьких листочках пишут части тела: лоб, нос, ухо, рука, . . и т. д. Все листочки складываются в мешочек. Участники игры по очереди достают листочки и "примерзают" друг к другу указанными на листочке частями тела. получается очень веселая цепочка.

Игра "загадки". Для маленьких участников праздника можно провести конкурс загадок. Просто необходимо сделать подборку загадок на зимнюю тему.

Игра "сметанка": в неглубокую тарелочку кладут сметану, Детям завязывают сзади руки и предлагают на скорость съесть сметанку без рук. Побеждает самый первый.

Игра "меткий метатель". Эту игру проводят на улице. Ее суть заключается в том, что участники делятся на 2 команды. На определенное расстояние от участников ставят ведра. На скорость необходимо слепить снежок и кинуть его в ведерко. побеждает та команда, участники которой окажутся самыми меткими. Дома данное соревнование можно так же провести, только вместо снежков можно слепить шарики из бумаги.

Современное развлечение "брелочки - гадалки". Для данной игры необходимо закупить разнообразные брелоки - с изображением машины, разных животных, денежных купюр, малышей. . . Брелоки складывают в один пакет. Каждый из участников по очереди достает один из сувениров и растолковывают полученное как подарок. Если, например, кто-то вытащил машинку, значит, в наступившем году он обязательно купит настоящую. Кто-то вытащил малыша - в семье родится ребенок, обезьянка будет символизировать поездку в дальние страны, денежная купюра - внезапное богатство. Все зависит от фантазии участников.

Самое главное - не забывать поощрять детей вне зависимости от их победы, или поражения. Игры на Рождество для детей должны нести только положительные эмоции, а не выявлять лучшего из них.

Не забывая старые традиции, можно разучить с детьми короткие колядки. Эта старая языческая традиция несомненно принесут детям радость, тем более, если их усердия будут поощряться чем - нибудь очень - очень вкусненьким, или маленькими сувенирчиками.

Маленький мальчик сел на стаканчик,

стаканчик хрупь, давай рупь.

Будем мы колядовать, и Христа вам прославлять

открывайте сундучки, доставайте пятачки.

С неба ангел к нам спустился, и сказал: "Христос родился",

Мы пришли Христа прославить, с праздником вас всех поздравить.

Сеем, сеем, повеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Ангелы поют и нам радость принесут,

а мы радость принимаем,

да и вас всех поздравляем.

Коляда, коляда, отворяйте ворота,

Доставайте сундучки, да дарите пятачки,

Хоть рупь, хоть пятак, не уйдем мы просто так.

Дайте нам конфетку, можно и монетку,

Не жалейте ничего, на кануне Рождество!

Мы маленькие детки, сломили по ветке,

В ограде стояли, Христа прославляли,

Рай отворился, Христос народился.

Можно предложить детям сходить поколядовать в гостях. Для того, чтобы для детей это стало самым незабываемым моментом праздника, лучше подготовку к этому событию проводить заранее. Ведь в старые времена колядки проводили ряженые герои - волки, зайцы, медведи, Баба Яга, коза и другие. Подготовка костюмов обязательно станет веселым времяпровождением, тем более, это поможет развитию у малышей фантазии и творческого начала. Людям, к которым будет запланировано зайти в гости всем ряженым, лучше сообщить заранее о своем визите. Для детей же желательно этот момент сохранить в тайне и постараться изобразить на лицах искреннее удивление.

Создавая праздник для детей, необходимо все продумывать тщательнейшим образом, ни в коем случае не выделять победителей и проигравших. Ведь в светлый праздник Рождества самое главное - теплая атмосфера любви.

Подвижные тематические конкурсы на Рождество усилят дух праздника и подарят всем присутствующим хорошее настроение. Викторины и шуточные загадки поддержат веселую атмосферу. Застольные игры сплотят всех собравшихся за праздничным столом. Развлекательная программа сделает Рождество незабываемым событием.

    Игра «Исполнение желаний»

    Для проведения игры необходимо заранее приготовить реквизиты - спичечные коробки или просто кусочки оберточной бумаги и поместить в них разные мелкие предметы: гвоздик, пуговицу, женский чулок, кусочек меха, ключик, пробку от бутылки, катушку ниток и т.д.

    Упакованные вещи складываются в шляпу, из которой нужно наугад вытащить одну. Задача игроков - включить фантазию и составить самому себе прогноз на будущее по предмету, который им попался (например, мех - покупка шубы, пробка - веселое времяпровождение и т.д.).

    В конкурсе участвуют несколько мужчин. Из числа гостей женского пола выбирается «Солоха», которая упаковывает участников в мешки. На отдельном столике нужно приготовить для каждого конкурсанта рюмку со спиртным и что-либо из закуски.

    Задача участников - двумя руками придерживая мешок, доскакать до столика, выпить рюмку алкоголя, закусить и вернуться обратно. Побеждает в конкурсе самый ловкий мужчина.

    Игра «Ночь перед Рождеством»

    В игре участвуют до 9 человек. В ее основе лежит веселая сказка Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Если участники ее подзабыли, перед проведением игры ведущий может напомнить им колоритных героев этой сказки: Солоха, Черт, Дьяк, Вакула, Царица, Оксана, Екатерина, Голова, Пузатый Пацюк.

    Игрокам на лоб или на спину прикрепляются стикеры с именами того или иного персонажа так, чтобы каждый видел все стикеры, кроме своего.

    «Персонажи» по очереди выходят вперед, а все остальные участники мимикой и жестами изображают героя волшебной сказки, который указан на стикере. Задача вышедшего вперед игрока - угадать имя героя, которого он представляет. Поощрительный приз получает тот, кто быстрее угадает и тот, кто наиболее выразительно и смешно изобразит персонажа сказки.

    В конкурсе участвуют 2 команды по 4-5 человек в каждой. Для его проведения понадобится 2 длинных палки с прикрепленным на конце фломастером или маркером, а также 2 листа ватмана.

    По команде ведущего каждый из участников на своем листе должен изобразить красивую снежинку. Рисовать подобным образом не очень удобно, поэтому снежинки получаются забавными и смешными. Побеждает команда, чье «изобразительное искусство» наиболее приближено к оригиналу.

    В конкурсе участвуют несколько детей. Он проводится в виде эстафеты. Задача участников - держа во рту ложку со «снежком», сделанным из ваты, как можно быстрее оббежать елку (стул, фишку) и вернуться обратно. Главное условие - не потерять при этом драгоценный «снежок». Если «снежок» падает, участник возвращается на старт. Побеждает тот, кто приходит к финишу первым.

    Участники делятся на 2 команды. В качестве реквизитов используется метла и маска Бабы-яги. Ведущий объясняет детям, что Снегурочка попала в беду - ее посадил в темницу злой волшебник. Помочь может только Баба-яга, так как у нее есть самое быстрое средство передвижения - метла.

    Конкурс проводится в виде эстафеты. Надев маску Бабы-яги и «оседлав» метлу, дети из обеих команд должны оббежать стул и передать реквизиты следующему участнику. Побеждает команда, которая быстрее заканчивает эстафету.

    В конкурсе участвуют все дети, которые присутствуют на празднике. Он проводится в 2 этапа: 1-й - «Лепим снежки», 2-й - «Играем в снежки». Для организации конкурса понадобятся газеты, разорванные пополам.