Готов ли ребенок к детскому саду? Готов ли ваш ребенок к детскому саду

Ольга Поварёнкина
Готов ли Ваш ребенок посещать детский сад?

Готов ли ваш ребенок посещать детский сад ?

Поступление ребёнка в детский сад вызывает серьёзную тревогу у взрослых. Но только родители со своей стороны могут сделать все возможное, чтобы начало нового этапа в жизни малыша прошло более благополучно.

Этап адаптации в жизни ребенка не всегда проходит безболезненно. Психологическая неготовность малыша к выходу из семьи может вызвать у него так называемый «адаптационный синдром» .

Насколько быстро и безболезненно ребенок привыкнет к новому этапу в своей жизни, зависит от степени его подготовленности к переходу в иные , чем дома, условия.

«Домашний» ребёнок привыкает к определённому режиму дня, к способу кормления, укладывания, у него сформированы взаимоотношения с родителями, он эмоционально привязан к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новым условиям, зависит дальнейшее развитие малыша и в будущем благополучное его пребывание в детском саду и в семье .

Как определить, готов ли малыш к поступлению в детский сад ? Для этого можно ответить на следующие вопросы. Причем лучше всего это сделать за 3-4 месяца до планируемого поступления в детский сад , чтобы в случае необходимости оставалось время для исправления упущений в подготовке малыша к дошкольному образовательному учреждению.

Вот перечень вопросов :

1. Умеет ли ребенок засыпать самостоятельно, без укачиваний, бутылочки/соски и др. ?

2. Умеет ли малыш есть и пить самостоятельно?

3. Просится ли на горшок?

4. Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

5. Проявляет ли активность, интерес при обучении?

6. Инициативен ли в игре?

7. Инициативен ли в отношениях со взрослыми?

8. Инициативен ли в отношениях с детьми?

9. Остается ли безболезненно не с членами семьи?

10. Предпочитает ли ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

11. Отмечаются ли эмоциональные реакции ребенка при взаимодействии со сверстником (смех, радость, плач, гнев?

12. Проявляет ли ребенок инициативу для того , чтобы привлечь внимание сверстника?

13. Есть ли у ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?

14. Предпринимает ли попытки самостоятельно одеваться и раздеваться?

15. Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр. ?

16. Бывает ли так, что ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям (дергает, щипает, кусает других детей?

Положительные ответы на вопросы 1-14 и отрицательные на 15-16 говорят о том, что малыш к поступлению в детский сад готов на все 100% . Но не стоит отчаиваться, если ваши ответы не совпали с предложенным образцом. В этом случае вам необходимо внимательно проанализировать свои ответы и составить программу развития ребенка на ближайшее время , определив, что необходимо подкорректировать в его поведении.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь ;

Самостоятельно садиться на стул;

Самостоятельно пить из чашки;

Пользоваться ложкой; (во втором полугодии - вилкой) ;

Активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего, сами родители.

Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны.

Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательное переживания, сообщите ему о своих чувствах : мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка .

Важно также постоянно поощрять ребенка , давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенка детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день.

В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.

Для этого не посещайте людные места , не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией , поддерживайте дома спокойную обстановку.

Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком , говорить приветливые фразы : я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще !

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада?» 1 Как малыш идет в детский сад а с плачем б без эмоций в с удовольствием 2 Что умеет делать ребенок самостоятельно а есть б одеваться в.

Здоровый образ жизни, как и занятия спортом не занимают пока первое место в линейке потребностей и ценностей человека, в нашем обществе.

Готов ли ваш ребёнок к школе? Ваш ребёнок стоит на пороге в школу. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И.

Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок» Цели: 1. Повышение родительской компетенции в понимании природы внутренних переживаний ребенка. 2. Развитие навыков рефлексии собственной.

Рекомендации родителям малыша, который начинает посещать детский сад. Ваши дети скоро начнут посещать ясельную группу нашего детского сада. Это очень ответственный и переломный период в жизни детей, да и вашей.

Консультация для родителей в период адаптации «Как помочь ребенку с радостью посещать детский сад» Уважаемые родители! Для вашего ребенка наступает важный момент в его маленькой жизни. Ваш ребенок идет в детский сад. Как облегчить этот шаг?.

Для того, чтобы чувствовать себя комфортно в садике, необходимо, чтобы малыш немного изменился. Ему придется менять некоторые привычки, а также поведение, привыкать к тому, что нужно считаться с другими. Чтобы адаптация прошла спокойно, ребенку недостаточно научиться кушать ложкой, говорить и ходить на горшок.

Готов ли ребенок к детскому саду

Безусловно, садик ребенку необходим. Там он научится общаться, дружить, поймет, что такое дисциплина. Но нельзя отдавать малыша только потому, что ему исполнилось три года и маме пора идти на работу.

Готовность к детскому саду соткана из многих составляющих: характера малыша, его темперамента, основ родительского воспитания и уклада жизни семьи, а также опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Чтобы определить, готов ли ваш ребенок к детскому саду, внимательно понаблюдайте за ним.

Это готовность по характеру и темпераменту.

Быстрее всего адаптируются дети-сангвиники и холерики, их можно отдавать уже в 2,5-3 года.

  • Сангвиники любознательны и открыты к общению, они с удовольствием познают новое, не боятся и с удовольствием контактируют с другими. Такие дети словно созданы для коллектива.
  • Дети-холерики очень шумные, любят подвижные игры и нуждаются в зрителях. Поэтому садик для них - идеальное место для реализации своей потребности во внимании.
  • Дети-меланхолики и флегматики не очень нуждаются в коллективе и тяжело привыкают к смене обстановки, новым правилам и нормам поведения. Меланхолики капризны и очень нуждаются в похвале, им необходимо внимание взрослых.
  • А флегматики могут отгораживаться от коллектива, садик, как правило, для него чужой.

По характеру детей можно разделить на «зрителей», «деятелей», а также «слушателей» и «ораторов». Обычно «оратор» и «деятель» быстрее всего привыкают к новому. «Ораторам» нужна публика, а «деятели» очень любят коллектив, где можно взаимодействовать с другими. «Зрители» и «слушатели», как правило, лучше всего адаптируются к 5 годам. У них появляется интерес к подготовительным занятиям.

Определение готовности к садику

Чтобы понять, насколько ребенок готов к пребыванию в коллективе, необходимо знать, может ли малыш справиться с некоторыми заданиями.

  • Ребенок должен понимать, что воспитателя нужно слушаться. Дети, которые привыкли быть дома в центре внимания, сложно привыкают к этому правилу. Для того, чтобы ребенок смог быстрее привыкнуть, нужно ненадолго оставлять его с другими взрослыми - няней или родственниками. Так ребенок быстрее поймет, что взрослый - это авторитет.
  • Малыш должен знать назначение предметов быта. Подготовка сводится к обучению использования ложки, умению правильно садиться на стул. Малыш должен понимать, для чего нужен стол, тарелка, чашка и другие предметы.
  • Ребенок должен уверенно проситься в туалет, уметь пользоваться горшком. Важно также приучить кроху одеваться самостоятельно. Приучайте ребенка умываться, чистить зубки и мыть руки. Соблюдение гигиены необходимо.
  • Обязательно гуляйте с ребенком на детских площадках. Это важно для обучения взаимодействию с другими детьми. Малыш, умеющий общаться, быстро заводит друзей и легче привыкает к садику.

Даже если кроха не знает всего необходимого, не переживайте. Обычно ребенок быстро осваивает перечисленные навыки. Для этого хватает двух месяцев, но, чтобы малыш смог легко их понять и применить, нужно активно заниматься с ним. Помните, ваш позитивный настой передается ребенку. Расскажите, как ему будет весело в садике и сколько новых приключений его ждет.


А по каким признакам вы определяете, готов ли ваш малыш к детскому саду?

Для каждой семьи первый поход ребенка в детский сад вызывает определенно беспокойство. Все дети разные, и, разумеется, все по-разному приспосабливаются к измененным условиям жизни. Некоторые уже в возраст двух лет спокойно расстаются с мамой и легко идут на контакт с воспитательницей и другими детьми. Некоторые даже в 4 года очень долго и болезненно адаптируются к новым условиям и жизни вне дома. Именно это и вызывает беспокойство у молодых родителей: сможет ли ребёнок привыкнуть к новым людям и новым правилам поведения или он будет целый день плакать и звать маму? Для того чтобы с уверенностью отдавать своего малыша в детский сад, следует заранее побеспокоиться о его готовности к этим изменениям.

Когда мы говорим о готовности ребенка к детскому садику, мы обычно подразумеваем не только его психологическую готовность. Ведь чтобы легко адаптироваться в новых условиях необходимо еще несколько факторов, таких как здоровье, самостоятельность, мировоззрение, характер и темперамент. Все это сильно влияет на поведение малыша в незнакомой для него ситуации и может либо способствовать, либо препятствовать быстрой адаптации к детскому садику. Поэтому рассмотрим все эти факторы по порядку.

Здоровье

В первую очередь следует обратить внимание на защитную функцию организма малыша, а именно, на его иммунитет . Всем известно, то придя в детский садик, малыш столкнется с большим количеством всевозможных вирусов и бактерий. И лучше будет, если организм ребенка будет расти, сталкиваясь с этими бактериями. Ведь зачастую наши мамы стараются уберечь ребенка от любой болезни и ветерка, закутывая их в сто одежек. Помните: чем больше вы бережете здоровье ребенка, тем больше он будет болеть в детском садике. Пусть малыш почаще гуляет на свежем воздухе, одевайте его по погоде, не закутывайте в шерстяные кофты в солнечную погоду.

Если вы отдаете болезненного малыша в детский садик, вы рискуете еще больше подорвать его здоровье.

Аллергикам тоже придется в детском садике несладко. В нашей стране существует крайне мало садиков, в которых можно заказать отдельное питание малышу. Но вы можете поговорить с воспитательницей и попросить, чтобы она следила за питанием ребенка и не допускала присутствия аллергенов в его меню.

Также стоит обратить внимание на меню садика в случае, если у малыша проблемы с желудочно-кишечным трактом . Хотя считается, что меню, которое разработано в детском садике, является здоровым и полезным, мы все помним, как тяжело нам давалась полная тарелка крутой манной каши или разваренных макарон. Если у малыша слабый желудок - ему будет очень сложно выдерживать такое питание. Поэтому либо старайтесь лечить желудок вашего малыша и укреплять его здоровье, либо ищите специализированный садик со сбалансированным меню.

Однако будьте готовы, что таких детских садиков очень мало и вам будет сложно не только его найти, но и туда попасть. Конечно, вы сможете договариваться с воспитателем насчет отдельного меню для ребенка. Другие блюда ему, разумеется, не приготовят, но смогут уменьшить порцию уже имеющихся блюд. Поэтому, если проблемы с желудочно-кишечным трактом у малыша не особо серьезные, ограничьтесь такой просьбой. Вы сможете договариваться с воспитателем каждый день с утра, потому что меню на день известно сразу.

Повремените с детским садом или вообще откажитесь от него в случае, если у вашего ребенка имеются хронические заболевания . Если он часто болеет и его организм ослабленный - ему будет очень нелегко в детском садике. Даже если вы отдадите его в специализированый оздоровительный садик, адаптация будет проходить очень тяжело, а малыш рискует подхватить еще какую-нибудь инфекцию.

Очень часто нервное напряжение малыша может вылиться во всевозможные заболевания. Например, у него может подняться температура или начаться диарея, заболеть голова и так далее. Если у вашего малыша наблюдаются подобные реакции от переутомления или чересчур активных игр, если он склонен много плакать, то, скорее всего в детском садике у него будут наблюдаться большие проблемы со здоровьем.

Помните, что если вы отдаете болезненного малыша в детский садик, вы рискуете еще больше подорвать его здоровье, поэтому прежде чем вести ребёнка в сад постарайтесь улучшить его состояние. Еще лучше будет повременить с садиком еще годик и посоветоваться с педиатрами, нужно ли вообще отдавать ребенка в сад.

Навыки общения

У каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности и каждый по-разному адаптируется к незнакомому коллективу и по-разному воспринимает окружающих. Некоторые общительны и с удовольствием знакомятся с новыми детками, а для некоторых нет ничего лучше, чем поиграть в углу отдельно от всех со своей любимой игрушкой. Конечно, первый вариант наиболее предпочтителен, так как в таком случае ребенок быстро найдет общий язык с окружающими и не будет чувствовать дискомфорт в новом для него месте.

Для того, чтобы выяснить, готов ли ребенок идти в детский сад, следует обратить внимание на круг его знакомств и стиль общения со сверстниками . Зачастую, в возрасте 3 лет малыши стремятся к общению с детьми постарше, между собой дети только воюют за игрушки и ругаются, пытаясь завоевать внимание взрослых детей. Поэтому старайтесь, чтобы ваше чадо как можно чаще находилось именно в кругу своих сверстников. Очень важно, чтобы перед походом в садик малыш уже научился общаться со сверстниками и умел налаживать с ними контакт. Для этого водите его в детские клубы или кружки, почаще бывайте на детских площадках, посещайте мероприятия, где будет много детей его возраста.

Также обратите внимание на то, как он контактирует со взрослыми людьми . Если он слушается только маму и папу, и не хочет общаться с остальными - это проблема. Если же малыш уже имел опыт общения и сотрудничества с другими взрослыми, например руководителем кружка, няней и тому подобное, то он не будет испытывать особых трудностей и легко найдет общий язык с воспитательницей.

Очень важно, чтобы ребенок могу рассказать взрослому о том, что его волнует . Он не должен стесняться, если ему что-то нужно, а сразу обратиться за помощью к воспитательнице. Даже такой вопрос, как поход в туалет при повышенной стеснительности ребенка, может быть большой проблемой в детском садике. Поэтому научите малыша не замыкаться в себе и просить помощи у взрослых.

Психологические особенности личности

Среди детей вы никогда не сможете найти двух с одинаковыми чертами характера - все они совершенно индивидуальны. Однако существуют основные черты, которые могут облегчить или усложнить жизнь в детском саду.

Так, например, дети, которые легко находят себе занятия , могут придумать для себя игру или другое развлечение, намного быстрее адаптируются к детскому садику. И наоборот, если ребенок постоянно требует внимания к себе со стороны взрослых, то ему будет очень сложно, ведь мамы не будет рядом, а воспитатель не сможет целый день уделять время только ему.

Важно для ребенка также и то, как он реагирует на стрессовые ситуации . Если ребенка легко отвлечь, и он быстро забывает о проблеме, то, конечно, ему будет намного легче, чем малышу, который целый день будет плакать над поломанной игрушкой.

Если малыш очень болезненно воспринимает недостаточное внимание к своей персоне, это может вылиться в хулиганское поведение. Он будет обижать других детей, капризничать и так далее только для того, чтобы на него обратили внимание. Поэтому понаблюдайте за своим ребенком, каким именно образом он старается привлечь внимание: остаться пупом земли или влиться в коллектив и играть вместе с остальными детьми?

Однаконередки случаи, когда даже правильные действия родителей не приводят ни к какому результату. Кризис привыкания ребенка к садику затягивается надолго. Более того, со временем наблюдаютсяпризнаки ухудшения ситуации. Ребенокначинает часто болеть, у него появляются проблемы со сном, аппетитом. В детском садике он в лучшем случае стоит у стенки, оставаясь чужим в обществе детей и «нагрузкой» для воспитательницы. В худшем случае ребенок может начать вести себя неадекватно, демонстрируя в своем поведении признаки страха, сильной тревоги. Слезы и страдания «по ушедшей маме» продолжаются на протяжении всего дня.

Такой ребенок не общается с другимидетьми, иногда сторонится и воспитательницы. Его поведение говорит о том, что он как бы «застрял» между двух пристанищ: от дома он уже оторвался, а в садике «не прижился». В итоге он чувствует себя одиноким, всеми покинутым и несчастным.

Повторю еще раз, что подобное поведениене свидетельствует о каких-то нарушениях в психике и поведении ребенка, просто он оказался не готов к садику. Какие-то индивидуальные особенности его характера - застенчивость, замкнутость - при отсутствии достаточной психологической поддержки со стороны персонала помешали ему адаптироваться.

Иногдавоспитатель не может найти подхода к таким особенным детям. Причинами могут быть и отсутствие педагогического опыта, и недостаток мотивации облегчить жизнь именно такому «сложному» ребенку, о явных педагогических ошибках я уже и не говорю.

Позиция «садик любой ценой», которую могутзанять в данном случае родители, будет ошибочной. Никакой пользы для ребенка и его будущего она не принесет. Кроме того, может быть подорвано доверие ребенка к родителям . Ребенок будет тяжело переживать отказ родителей считаться с его переживаниями , чувствуя, что близкие люди его как бы «предают, обрекая на такие мучения», оставляя в одиночестве и не приходя на помощь. И тогда лучшее, что вы сможете сделать для своего ребенка , - это забрать его из сада .

Хорошо, если мама может посоветоваться со специалистом - детским психологом по поводу проблем адаптации ее ребенка в садике. Не всегда родители могут самостоятельно принять верное решение, разобраться в причинах происходящего. Здесь равно неправильно и огульно винить воспитателей в некомпетентности, и сомневаться в психологическом здоровье и благополучии собственного чада. Речь скорее должна идти о несоответствии индивидуальных особенностей вашего ребенка требованиям данного конкретного садика в данное конкретное время.

Темадетского сада, как видим, довольно сложная, поэтому однозначно указать на типичные ошибки родителей вне контекста ситуации крайне затруднительно.

Ошибочными могут быть как:

  • принуждение ребенка к садику на фоне позиции «садик любой ценой»,
  • так и отсутствие как таковой позиции вовсе, когда родители мечутся между намерением приучить ребенка к садику и «жалостью» к своему чаду, столкнувшемуся с трудностями адаптации.

Чисто статистически наиболее частая ошибка, совершаемая родителями, - это чересчур ранний и резкий отрыв ребенка от матери при отсутствии психологической готовности их обоих.

Наиболеераспространенные ошибочные действия родителей - демонстрация ребенку своих сомнений и переживаний, связанных с его пребыванием в детском саду, из чего ребенок делает вывод, что его положение в садике небезопасно.

Последствия: в лучшем случае - затягивание процесса адаптации ребенка в садике, в худшем - дезадаптация ребенка, которая проявляется в частых болезнях, нарушениях сна, аппетита, ночном недержании мочи, тиках, неадекватном поведении и т.п.

Правильныедействия: гибкость в позиции относительно садика («может не получиться - ничего страшного»), учет индивидуальных особенностей ребенка, сбор подробной информации о поведении ребенка в садике, установление взаимопонимания с воспитателями.

Важно, чтобы родители знали, на какие признаки стоит ориентироваться в случае возникновения проблем с адаптацией, а также осознавали свой собственныйвклад в затягивании или благополучномзавершении процесса адаптации ребенкав детском саду.

Стоит иметь в виду, что проблемы адаптациидетей в детском саду могутвозобновляться после праздников, каникул, а также при серьезном изменениивнешних обстоятельств. Например, приотъезде мамы в командировку илипри появлении в доме новорожденного и т.п. Во всех этих случаях нужно стараться придерживаться того же принципа гибкости и искать способ удовлетворить потребности ребенка, не меняя при этом уже сложившийся уклад его жизни. Сохранение определенного распорядка дня и правил важно также для психологической подготовки ребенка к школе. Однако, поскольку ребенок все-таки еще не школьник, какие-то уступки в крайних случаях допустимы. Во время очередного кризиса в садике можно сокращать время пребывания там, устраивать перерыв в середине недели (по договоренности с ним) и т.п.

Конечно, тема садика на этом не исчерпывается. Так, «за бортом» остается тема конфликтов родителей с персоналом садика из-за противоречий в подходе к воспитанию детей. Мы не говорили также об особенностях реакций детей и родителейна внезапные перестановки и перемены в жизни садика: смене воспитательницы, изменениях в составе групп. Чаще всего каждая подобная ситуация в чем-то особенная. Вернее, ситуация-то как раз может быть типовая, а вот выход из нее для разных родителей будет свой, особенный и уникальный. Индивидуальные консультации с психологом в таком случае будут лучшим способом найти решение проблемы.

Из книги:

Чего не стоит делать родителям

Книги по психологии. Издательство “Генезис”

Главным критерием является готовность родителей. Пока хотя бы один из родителей сомневается в необходимости отдавать ребенка в детский сад, ребенок не будет готов, даже если все тесты демонстрируют обратное. Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, привыкают к нему значительно легче. Они реже вредничают по утрам, быстрее адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Это легко объяснимо. Просто родители, однозначно понимая, что у них нет альтернатив, не мучаются сомнениями: готов ли их ребенок к детскому саду или не готов, – а просто и конкретно проводят с ребенком соответствующую подготовительную работу.

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в детский сад?

Что касается возраста ребенка, то родители могут столкнуться с совершенно противоположными мнениями на этот счет. Одни психологи убеждены: легче всего адаптация к детскому саду проходит с 1,5 до 2 лет и после 3 лет; другие говорят, что лучше отдавать ребенка в детский сад в период утверждения «я» и желания быть самостоятельным и взрослым – с 2 до 3-х лет.

Есть масса примеров, подтверждающих эти рекомендации, но еще больше случаев, которые их опровергают. На самом деле нет однозначно благополучного возраста готовности ребенка к детскому саду. Когда стоит отдавать ребенка в детский сад – этот вопрос в каждом случае надо решать индивидуально. В целом наиболее подходящим для поступления в детский сад считается период, когда ребенок уже может говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту.

При каких обстоятельствах лучше отложить поступление в детский сад?

Традиционно считается, что есть жизненные обстоятельства, при которых лучше повременить с поступлением в детский сад (переезд, развод, рождение второго ребенка и т.д.). Иногда это действительно так. В некоторых же случаях такие перемены в жизни семьи могу стать плюсом и, наоборот, облегчить адаптацию. Если, конечно, родители успели к ним правильно подготовить ребенка. Например, планируя переезд, вся семья готовится к тому, что у каждого появится там новое значительное дело. У ребенка этим делом будет поступление в его первое учебное заведение – детский сад.

Как и когда надо начинать готовить ребенка к детскому саду?

Если решение уже принято, перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

Вместо волнений и надуманных разговоров стоит взять на вооружение лишь три правила:
Вызвать интерес и почти зависть к тем, кто туда уже ходит. Настроить ребенка на то, что там будет работа, а не только праздник. Как можно лучше познакомить ребенка с детским садом.

Чему непременно надо научить ребенка?

В первую очередь – тому, чему в детском саду учить не будут. Это отправлению естественных нужд в возможное по режиму время. Звучит грозно и неприятно, но это так. Представьте, как будет чувствовать себя малыш, если он будет ежедневно хотеть в туалет «по большому» во время утренней прогулки. Или какие его ждут мучения, если он привык ходить в туалет только дома.
Кроме того, надо учить ребенка говорить о своих желаниях. Чем четче малыш научится это делать, тем меньше проблем будет у него. Конечно, стоит учить и играть, и кушать, и слушать, но, в целом, всему этому детки очень легко обучаются уже в саду.

Резко менять домашний режим на детсадовский нельзя. Но если ребенок встает в 11.00 или его дневной сон начинается только в 15.00, то месяца за три до поступления в детский сад надо начать его корректировать. Согласитесь, ребенку будет легче пережить данные изменения дома с мамой, чем в новом месте.

Можно ли предупредить болезни, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь?
До поступления. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые собираются в детский сад – особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море). Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое – это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур. Не забудьте о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРЗ и гриппа. Какой бы ужасной ни была наша экология, ребенку стоит давать пробовать различную воду (от бутылочной до из-под крана). Тогда сюрприз в виде тяжелого расстройства вам грозит меньше. Словом, меньше стерильности. Если собираетесь когда-то отдавать ребенка в детские учреждения, то стоит об этом помнить почти с рождения.

После поступления. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и массой самых разнообразных возбудителей болезней. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется в первый месяц следовать следующим правилам:

Первая неделя пребывания в детском саду. Маршрут «дом - детский сад» должен строго соблюдаться. Никаких заворотов в сторону, никаких отклонений. Не надо ходить в гости и приглашать их, гулять, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными существами в садике и при этом на заболеть. Нарушение данного правила может привести к сильным иммунным сбоям, вплоть до пневмонии на первой неделе посещения (вне зависимости от погоды).
Вторая-третья недели. Для слабых, часто болеющих детей режим первой недели лучше продлить и на это время. Остальные могут начать гулять рядом с домом с хорошо знакомыми детьми.
Четвертая неделя. Можно возобновить посещение других учреждений, музыкальной школы, студии и т.п.

Как провести первые недели в детском саду?

Отправляя ребенка в детский сад, не рассчитывайте на то, что у вас сразу появится много свободного времени. Малыша надо приучать постепенно. Однако не слишком растягивайте этот процесс, иначе ребенок может привыкнуть к тому, что его забирают раньше других детей и что он находится в каком-то привилегированном положении. Это может отрицательно сказаться как на ваших с ним отношениях, так и на взаимоотношениях с детьми в группе.
Стоит помнить, что одному ребенку на адаптацию потребуется всего неделя, а другому – целый месяц. При этом в семье второго почти наверняка будет хотя бы один член семьи, который против поступления в детский сад.

И помните всегда: от родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо в садике, тебя накажут». По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас, и для ребенка.

Какие ошибки совершают родители в период адаптации ребенка к детскому саду?

К сожалению, есть несколько весьма распространенных родительских стратегий, которые на первый взгляд должны были бы облегчить привыкание к саду, а в действительности только провоцируют новые проблемы.

Стратегия первая – идеализация. Отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему райской жизни. Ведь у детей воображение гораздо богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы. Когда эти чрезмерно радужные представления малыша сталкиваются с действительностью (даже хорошей действительностью), у ребенка появляется негативная реакция и разочарование в садике (детях, воспитателях и т. д.). Будьте честны с малышом: рассказывайте о том, что в садике ему будет не только весело и интересно, но и что он должен слушаться воспитательницу, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным... Объясните, что так же, как вы должны ходить на работу и выполнять свои обязанности, он должен ходить в детский сад. Это его «работа» и чем лучше и успешнее он освоит то, что ему чему его учат, тем быстрее станет самостоятельным и взрослым.
Стратегия вторая – «работа есть работа». Нельзя слишком строго подходить к ребенку («Пора – значит пора!», «Надо – значит надо, и нечего плакать, стонать!». Конечно, детский сад – это его новая и очень ответственная обязанность, но родители должны помнить и понимать, что любой начинающий новое дело (будь то взрослый или ребенок) имеет право как на ошибки, так и на переживания.

Стратегия третья – подкуп. Многие родители стараются или ввести прямую оплату за посещение детского сада, или как-то компенсировать «страдания» ребенка, загладив тем самым свою вину перед ним. Такая тактика, во-первых, ставит посещение садика в зависимость от выплат (отношения между родителями и маленьким ребенком приобретают не совсем здоровый финансовый характер). А во-вторых, родительские, не денежные компенсации страданий способны окончательно загубить иммунитет ребенка, который и так ослаблен в период адаптации (ежедневные аттракционы, кафе-мороженое, театры и развлекательные центры после садика – непомерная нагрузка для маленького организма).
Стратегия четвертая – обсуждение. Не стоит обсуждать при ребенке то, что вам не нравится в детском саду. Подобные разговоры могут незаметно сформировать у ребенка негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам, детям.

Стратегия пятая – «мой бедненький». Это самая страшная из всех ошибочных родительских стратегий. Встречается чаще всего у родителей, дети которых имеют какие-либо индивидуальные особенности (проблемы зрения, слуха, полнота/худоба, нарушения речи, хронические соматические заболевания). Эти родители, отдавая ребенка в сад, заранее готовятся к тому, что придется спасать свое дитя от насмешек других детей. При этом родители совсем не учитывают реальные проблемы ребенка и забывают, что комплексы у детей появляются только «благодаря» нам, родителям. Хотите, чтобы ваш ребенок не испытывал проблем? Верьте, что так и будет!

Нужно ли ребенку брать в детский сад игрушки?

Это ваш выбор. Можно поступить следующим образом. В отношении одних игрушек предложить ребенку выбор: мол, можешь брать, но если детали потеряются, сломаются, то я восстанавливать не буду. И никогда самим не восстанавливать. Хотя если ему удавалось принести осколки домой, и в принципе игрушку можно починить, но обязательно вместе.
О других игрушках можно сказать: «Конечно, бери!». Это были такие, в которые неудобно или скучно играть самому в домашних условиях, а с коллективом – просто великолепно.
Бывает и так: ребенок ни за что не хотел оставлять дома любимые игрушки, а однажды вдруг заявил, что больше брать их не будет, потому что в садике и так их много. «Что это? – недоумевают родители, – Проявления жадности?»

О жадности в этом возрасте говорить рано. Жадности ведь еще надо научить ребенка (кстати, в норме это полезное качество, как и щедрость; от них происходит чувство собственности). В данной ситуации у ребенка может быть несколько причин так себя вести:

1. Дети, поступая в детский сад, могут брать с собой так называемый поддерживающий объект (как правило, это игрушка). Как только адаптация закончена, объект становится не нужен.

2. Детсадовские дети быстро ориентируются, насколько целесообразно приносить свое из дома (к четырем годам уже появляются зачатки адекватного чувства собственности), и почему выгодно пользоваться общественным.

3. Дети очень ревностно относятся к своим игрушкам. Возможно, ребенку не понравилась реакция воспитателей или приятелей на его игрушки, и он решил, что безопаснее оставлять их дома.

Словом, переживать по поводу того, что у вас растет жадина, никаких оснований нет.
Сложно бывает родителям, дети которых, наоборот, без игрушек отказываются идти в сад.
В таких ситуациях (как бы не было жаль вложенных в игрушки средств) стоит задуматься и о психологическом благополучии малыша в новой обстановке и принять его потребность взять в сад, если уж не маму с папой, так хоть любимые игрушки.

Как предотвратить и пережить истерики при расставании с мамой?

В книгах и статьях можно встретить совет: «Дети очень тяжело расстаются с мамой, поэтому было бы лучше, если вместо мамы в первый день с ребенком в садик пошел бы кто-нибудь другой, например, папа или бабушка». На мой взгляд, этот совет стоит внимания в тех случаях, если у мамы слишком сильная привязанность к ребенку, слишком много страхов или сама мама недостаточно готова к тому, чтобы отдавать ребенка в сад. В других ситуациях не имеет большого значения, кто отводит. Главное, чтобы этот взрослый готов был легко оставить ребенка (несмотря на слезы), а ребенок четко знал, кто за ним придет. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и отвлечь вашего ребенка.

Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость. Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей).

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние.
Полезно заранее, еще на этапе подготовки к детскому саду, приучать ребенка к расставанию, провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а вам нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, просите что-нибудь сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
Ну и, конечно, не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.

Что делать, если ребенок не хочет есть в детском саду?

Возможны две ситуации:

1. Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с отсутствием аппетита, избирательностью в еде, медлительностью? Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните перекусы между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. О проблемах с аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и медсестрой.

2. У вас ребенок, который хорошо кушает, но его что-то не устраивает в еде, ее объемах или в сочетании блюд. А, возможно, ребенок ел дома под бабушкины сказки и ему просто не хватает привычных стимулов. Помогите воспитателям в этом разобраться и вместе поищите выход из ситуации. Попросите воспитателя без каких-либо комментариев убирать со стола тарелку, когда закончилось время обеда. Если взрослые не будут акцентировать внимание на еде, а позволят малышу самому решать, голоден он или нет, аппетит, возможно, вернется сам собой.

Что делать, если ребенок демонстрирует регресс в развитии (не пользуется горшком и унитазом, отказывается есть самостоятельно и т. д.)?

Наличие данных явлений фактически всегда говорит о неготовности ребенка к саду, неготовности психологической или физиологической (навыковой). Разобраться с первой вам в индивидуальном порядке поможет психолог (детсадовский или посторонний). А вот о физиологической можно подумать всем вместе. В чем может быть проблема? Не исключено, что дома ребенок привык ходить в туалет только тогда, когда уже очень-очень хочется, ему не свойственно делать это заранее. Или вообще никогда не пользовался чужим унитазом. Или не научился кушать без присказок мамы. Или не умеет самостоятельно одеваться…

Причин может быть много. Но какими бы они ни были, не ругайте сами и не позволяйте воспитателям ругать ребенка.