Годовое итоговое занятие в средней группе. Конспект нод по математике в средней группе «сказочное путешествие» по фгос

Тема: «Путешествие в Играй город».

Цель: показать знания и навыки, полученные на занятиях по познанию; развитие у детей познавательных интересов

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, организованность, чувство коллективизма.

Развивающие задачи: развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, развивать речь, фантазию, воображение.

Образовательные задачи: закреплять навык счёта до 2, сравнивать предметы по цвету и размеру, формировать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать наглядно предметы, объяснять свои действия.

Основная образовательная область: познание

Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Методы и приёмы:

Методы: игровые, сравнительно-поисковые, практические.

Приёмы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение.

Наглядные средства обучения: презентация, цифры 1 и 2, модули, коробочка с бусами, массажные шарики, бантики на прищепках всё по количеству детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

(Педагог заводит детей в зал и читает стихотворение.)

«Утром солнце просыпалось,

Улыбалось из-за туч.

Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч…

Улыбнёмся солнцу, миру,

И травиночке любой,

Улыбнёмся мы друг другу

Просто так сейчас с тобой.

Ребята, давайте, и мы с вами улыбнёмся, подарим улыбки друг другу. И нашим гостям улыбнёмся. Поприветствуем их, помашем рукой. Вот какое доброе, хорошее настроение мы подарили нашим гостям и себе!

(Из – за занавески выбегает Веселинка.)

Здравствуйте, ребята, а вы знаете, кто я такая? Я Веселинка, у меня всегда хорошее настроение. Посмотрите, какая я нарядная, это потому что я люблю играть и веселиться, а вы любите играть? Это же замечательно, приглашаю вас к себе в гости. Я живу в Играй - городе. Вы согласны? Тогда в путь. А вы умеете ходить по веселински? Нет, тогда повторяйте за мной. Встали на носочки и пошли на улицу Посчитай – ка. (Дети на носочках подходят к столам с приготовленными цифрами 1 и 2)

Я очень люблю играть машинками, посмотрите, сколько у меня машинок.

Слайд 1. 2 машинки жёлтого цвета и 1 машинка красного цвета.

Как вы думаете, они одинаковые? Чем отличаются машинки? Интересно, а сколько у меня красных машинок? Покажите, какой цифрой мы обозначаем количество один (дети поднимают соответствующую цифру). Покажите свою цифру друг другу. Как вы думаете, все правильно показали? Давайте проверим.

Слайд 1. Щёлкнуть мышкой и рядом с красной машинкой появляется цифра 1.

Кто ошибся, возьмите правильную цифру. (Так же с жёлтыми машинками.)

Слайд 1. Щёлкнуть мышкой и рядом с жёлтыми машинками появляется цифра 2.

Молодцы, я и не знала, что вы так здорово умеете считать. Следующая улица Поиграй–ка, мы до неё должны допрыгать. Вы умеете прыгать? Тогда за мной. (Дети, вслед за Веселинкой прыгают на двух ногах к столам, на которых в коробке приготовлены бусы.)

Смотрите, какие красивые бусы. (Детям даётся возможность взять бусы и поиграть с ними.) Предлагаю с ними поиграть в отгадай загадку. Слушайте внимательно загадки и отгадывайте их.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился... (Колобок)

Слайд 2 Колобок.

На какую геометрическую фигуру похож колобок? Правильно на круг. Давайте нарисуем колобка в воздухе. Вот он, какой круглый. А теперь нарисуем его с помощью наших бус. (Дети на ковре делают колобка из бус, а Веселика помогает, подбадривает ребят.) Молодцы, какие замечательные колобки у вас получились.

А теперь отгадайте вторую загадку.

Меня снаружи, изнутри

Ты обязательно запри.

Жить без меня нельзя, поверь.

В квартире я - входная...(Дверь.)

Слайд 3. Дверь.

(Так же, как с колобком.)

А на улицу Массажёркино мы полетим на самолётиках. Покажите свои крылья, заводим моторы, полетели. (Облетаем ковёр и располагаемся не его середине.). А меня есть волшебные шарики, я очень люблю с ними играть. Хотите, я и вас научу этой игре? Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на модули и под музыку выполняют массаж.) Понравилось играть с волшебными шариками? И мне тоже.

Ребята, вы ездили когда-нибудь в поезде? Давайте сейчас покатаемся. Я паровоз, а вы вагончики, цепляйтесь друг за друга и в путь, едем на улицу Отгадайка – ка. (Дети берут друг друга за талию и едут к экрану.)

Ой, что это такое?

Слайд 4. Домики.

Домики. Подскажите, ребятки, а домики одинаковые? Как вы думаете, какой домик лишний? Почему? Давайте проверим, посмотрим на наш волшебный экран. (С экрана пропадает лишний домик.)

Ребята, нам пора возвращаться в садик, попрощаемся с нашими гостями. До свидания. Садимся в машинки, поехали.

Татьяна Мысова
Итоговое комплексное занятие в средней группе

Итоговое комплексное занятие в средней группе

Программное содержание :

1. Упражнять детей в умении отсчитывать предметы с заданным числом в пределах пяти. Закрепить цифры от одного до пяти.

2. Закрепить названия насекомых, птиц, животных, деревьев.

3. Закреплять умение определять количество слогов в словах.

4. Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении, употреблять в речи сложносочиненные и подчиненные предложения.

5. Упражнять в умении отгадывать сказки по опорным словам.

6. Воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений.

Ход занятия:

Психогимнастика «Хорошее настроение» .

- Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, посмотреть на вас, как вы выросли и кто готов идти в старшую группу . Давайте улыбнемся нашим гостям, поздороваемся и подарим им хорошее настроение.

Ой, а что это такое? Нам пришла телеграмма (читаю) . Лесные жители выслали нам посылку, но дело в том что Баба- Яга забрала ее себе и не хочет нам ее отдавать. Пока мы не выполним все ее задания.

(Достаю первую карточку с заданием)

Задание 1. «Назовите признаки весны» . Только называть надо полным предложением, начинать со слова «весной…» , а то Баба-Яга не отдаст нам посылку. Выкрикивать не надо. Поднимайте ручку. (дети называют) А какое время года наступит после весны? Какое самое холодное время года?

Задание 2. «Что без чего не бывает?» Я буду называть слово (предмет, а вы будете говорить без чего он не бывает.

Не бывает белки без …

Не бывает птицы без….

Не бывает рыбы без….

Не бывает машины без….

Задание 3. А сейчас садитесь за столы. Слушайте внимательно следующее задание от Бабы-Яги. Нужно на верхнюю полосочку выложить столько красных квадратов, сколько раз подпрыгнет зайчик. Выкладываем слева на право. Смотрите внимательно и считайте, каждый считает сам шепотом (5) . Положите рядом с квадратами цифру. А сейчас на нижнюю полосочку нужно выложить столько желтых кругов, сколько раз медведь ударит в бубен. (4) . Положите цифру. Посмотрите пожалуйста, чего у вас получилось больше квадратов или кругов? А меньше? Как сделать, так что бы стало поровну? А еще по-другому. Сделайте. Теперь что можно сказать о количестве квадратов и кругов? Как сказать другими словами? Молодцы и это задание Бабы-Яги вы выполнили.

Задание 4. (Садимся на стульчики)

Ребятки, посмотрите кто это такие? Как их назвать одним словом? Давайте сосчитаем сколько животных? А сейчас посчитаем животных по порядку. Скажите пожалуйста, на каком месте стоит жираф? Обезьяна? А кто стоит на третьем месте? Кто на первом месте?.

Ребятки, а чем отличаются эти животные? (размером, высотой) . Нам сейчас надо поставить животных начиная с самого высокого до самого низкого. Молодцы. А теперь поставьте животных от самого низкого до самого высокого. (Проговорить)

Задание 5. Отгадайте загадки.

1. Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (береза) .

Правильно (показываю карточку) . А теперь назовите мне, какие вы знаете деревья? (Дети перечисляют : дуб, тополь, клен, осина, черемуха, ель и т. д.)

- Вторая загадка :

«Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-Чирик» .

(воробей) - Верно (показываю картинку) . Назовите, пожалуйста, известных вам птиц? (Дети перечисляют : ласточка, грач, воробей, орел, соловей, голубь и т. д.)

Молодцы, слушайте третью загадку :

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …

Ответ : Кузнечик

Верно (показываю картинку) . Назовите насекомых, которых вы знаете? (Дети перечисляют : комар, муха, оса, пчела, стрекоза, бабочка, жуки, пауки и т. д.)

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

Задание 6. Два плаката (домашние и дикие животные)

«Части слова»

Сколько частей в слове медведь? (2) . Назовите диких животных, в которых тоже 2 части. Назовите домашних животных, в названии которых 2 части.

Молодцы и с этим заданием Бабы-Яги вы справились.

Задание 7. «Нарисуй несуществующее животное» и назови его. (рисование) и обсуждение.

Подведение итогов занятия . Ребятки, вам понравилось выполнять задания Бабы-Яги? Какое задание показалось вам сложным? Какое задание вам показалось интересным? Что понравилось? (индивидуальные ответы) вы готовы идти в старшую группу .

Ой, ребятки посмотрите, что это такое? Оказывается мы выполнили все задания Бабы-Яги и она решила отдать нам посылку, которую прислали нам лесные жители. Посмотрим что там. Дети получают конфеты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, я сегодня получила письмо, отгадайте, от кого?..

Ответы детей.

Это письмо от девочки, которая жила с мамой, её очень любила бабушка… однажды бабушка подарила девочке Красную Шапочку… Как вы думаете как зовут девочку?..

Ответы детей.

Прочтём письмо?

“Дорогие ребята, у меня беда, Серый Волк утащил у меня корзинку с угощением для Бабушки. Помогите, пожалуйста, отыскать корзинку с пирожками…

Ответы детей.

Итак, мы отправимся по лесным тропинкам на поиски корзинки для Красной Шапочки.

Как вы думаете, на чём можно путешествовать?

Ответы детей.

Я предлагаю отправиться в путешествие пешком. Скажите, как нужно вести себя в лесу?

Дети называют правила поведения в лесу.

Возьмите за руки, чтоб никто не потерялся…

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

Посмотрите, вот и добрались мы до полянки. Что-то здесь произошло?..

Почему все животные перепутались?.. Понимаю, это первое задание для нас… Возьмите животное и поселите его в то место где оно проживает.

Дети выполняют задание.

Проверьте, правильно ли мы выполнили задание.

Данил, почему ты поставил волка около ели?

Почему вы поставили этих животных рядом с домом?

Лиза, назови домашних животных.

Как можно назвать этих животных одним словом? (Дикие)

Какие животные собрались здесь? (Животные жарких стран)

Перечислите кто здесь стоит.

Ответы детей.

Молодцы, справились с заданием. Ой, посмотрите, пирожок лежит, его наверно Серый Волк уронил, давайте возьмём его с собой.

Кладу пирожок в целлофановый пакет.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

Вот ещё одна полянка. Возьмите каждый по карточке. Внимательно посмотрите и расскажите, что изображено и что лишнее, и почему вы так думаете.

Д/и “Третий лишний”.

Миша, что у тебя изображено на карточке? (Cтол, шкаф, чайник)

Что лишнее, почему?

Стул, шкаф-мебель, а чайник посуда. Лишний чайник….

Назовите пожалуйста слова в которых есть звук С.

Ответы детей (слон, сахар, стол, стул…).

Перечислите слова в которых есть звук З.

Ответы детей (зонт, заяц, зебра…).

Перечислите слова в которых есть звук А.

Ответы детей (арбуз, апельсин, автобус…).

Д/и “Дежурная буква”.

Молодцы, мы и с этим заданием справились. Ещё один пирожок Серый Волк потерял, возьмём и его тоже. Пойдём искать корзинку дальше?

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

Какая интересная загадочная полянка. (Модули) . Присядем, отдохнём…

А я вам загадки загадаю. Все удобно устроились? Слушайте.

Д/и “Добавь слово”.

На сметане мешан,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… (колобок).

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её… (Красная Шапочка).

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит).

Скажите, пожалуйста, в какой сказке говорится о мышах Круть и Верть, петушке “Голосистое горлышко”.

Ответы детей. “Колосок”.

Кто может загадать нам загадку по сказке, а мы её отгадаем?

Ответы детей.

Ребята, слышите, кто-то скребётся? Давайте посмотрим кто это?

Алёша, кто это? (Волк)

Подношу волка к уху, слушаю…

Серый Волк хочет, чтобы вы о нём рассказали. Если вы о нём хорошо расскажите, то он скажет, где корзинка с пирожками. Серому Волку нравится когда о нём рассказывают. Кто хочет рассказать о Сером Волке?

Настя, расскажи о Сером Волке. Назови, кто это, что у него есть, какая шерстка, что он любит.

Умница, очень хорошо рассказала про Волка, ему понравилось.

Кто ещё хочет рассказать про Серого Волка?..

Подношу Волка к уху.

Ребята, Серому Волку понравилось слушать рассказы о себе и он согласился отдать нам корзинку. Корзинка находится на соседней полянке, пойдём её искать?

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

Что за странная полянка, мяч лежит по середине… Я догадалась, Серый Волк хочет чтобы мы поиграли. Поиграем? Вставайте в круг, я буду водящая.

Д/и “Какое что бывает”.

Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его и говорите что таким бывает. Будьте внимательны.

Зелёным – огурец, листья, краска…

Широким – река, дорога, лента…

Вкусным – варенье, торт, сок…

Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…

Высоким – дом, башня, температура…

Круглым – солнце, апельсин, мяч…

Пластмассовым – кубик, ведро, совок…

Молодцы, ребята, посмотрите, а вот и корзинка, положим наши пирожки и я обязательно передам её Красной Шапочке. За то, что вы показали хорошие знания и готовы идти в старшую группу, я хочу вам подарить подарки – картинки раскраски…

Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе на тему

«Пять ключей»

Подготовила воспитатель средней группы: Андрейчикова Ж.Е.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей, закреплять знания о частях суток, закреплять умение различать и называть времена года, навыки в складывании разрезанных картинок по сказкам, закреплять знания о цифрах от 1 до 5 (в прямом и обратном порядке), закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать внимание и память, развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера), воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Демонстрационный материал:

Сундучок, пять ключей разного размера, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик), дорожка «Цветочная поляна», голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5, телефон.

Раздаточный материал:

Набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), разрезные картинки по сказкам.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, физминутки, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход занятия:

Настрой на позитив «Ласковуша» (передают мягкую куклу друг другу, здороваясь и называя свое имя ласково).

«Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

В группу входит доктор Айболит. Дети стоят полукругом.

Айболит. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.

Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.

Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь. Но сначала мы должны сказать, как нужно вести себя в путешествии. (ответы детей)

Воспитатель. Правильно! Доктор Айболит, может, ты хочешь проверить детей справятся ли они с заданиями? Задай им какой-нибудь вопрос.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»)

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.

Айболит уходит.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру.

Мы по мостику пройдем, на поляну попадем,

На поляне той цветы небывалой красоты.

Мост, поляну мы прошли, вот и к озеру пришли!

Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (какого цвета рыбка 1, а какого цвета 2 и т.д.).

Воспитатель: Ну, а теперь давайте посмотрим, какое же задание нам приготовила первая рыбка:

1 задание: Ребята в первом задании мы должны с вами отгадать, о каком животном будет идти речь. При правильном отгадывании на проекторе будет появляться отгаданное животное. Если выполним задание правильно, рыбка отдаст нам первый ключ.

Рыжая плутовка, обманывает ловко (Лиса - түлкі)

Он боится всех в лесу, и медведя и лису. (Заяц - қоян)

Страшный он и очень злой,слышен днем и ночью вой. (Волк - қасқыр)

Он болшой и неуклюжий, любит мед, малину кушать. (Медведь - аю).

Любит долго умываться, со шнурком еще играться. (Кошка - мысық)

Проскакала по полям, и вернулась снова к нам (Лошадь - ат)

Верный друг, нас охраняет, на чужих так грозно лает. (Собака - ит).

А скажите мне ребята какие животные у нас находятся слева (дикие), а какие справа (домашние).

Воспитатель: Молодцы! Вот ребята за первое правильно выполненное задание мы с вами получаем первый ключ. Давайте посмотрим, что же для нас приготовила вторая рыбка.

2 задание: Ты кусочки собери, что получилось, посмотри. Ребята, рыбка предлагает нам собрать кусочки картинок, что лежат на подносах, мы их соберем и посмотрим, что на них изображено? (ТРИЗ. На картинках изображены герои сказок – Красная шапочка и Колобок). Ребята скажите мне из каких сказок у нас герои на картинках?

Воспитатель: Ну, вот и со вторым заданием мы справились и получили ключ 2. А теперь давайте немного передохнем.

Физминутка: «Кузнечики»

3 задание: ребята рыбка спрашивает, а умеем ли мы считать до 5? А назвать соседей?

4 задание: «Ковер самолет»

Ребята вы знаете доктор Айболит полетит в Африку на ковре самолете. Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде геометрических фигур.
- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр. (на подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
- Назовите фигуры, которые вам понадобились для починки ковра?

Физминутка «Мишка»

5 задание: Рисование «Веточка»

Ребята рыбка спрашивает, сколько времен года мы с вами знаем, пожалуйста, назовите их, а какое сейчас время года? Ой, ребята посмотрите на веточку, разве весной веточки на деревьях такие или чего - то не хватает? А давайте мы с вами попробуем оживить нашу веточку подойдем к нашим волшебным столам и на наших веточках нарисуем листочки. (Рисуют через марлю листочки.)

Пальчиковая гимнастика «Пальчик»

Выполнение работы. Получают пятый ключ.

В конце работы обращаю внимание на то, что веточка в нашей группе распустилась листочками. Случилось волшебство!

Воспитатель: Ребята мы с вами собрали все ключи, можно уже звонить доктору Айболиту. (звонок)

Айболит: теперь надо нужный ключ подобрать к ларцу, тогда он откроется и мы сможем достать волшебную воду. (подбираем ключ, ларец открывается, достаем воду).

Воспитатель: Доктор Айболит вода то простая не волшебная!?

Айболит: Так нужно волшебные слова сказать и тогда она стане волшебной. (накрывает платком, трясет и вода становится цветной).

Воспиатель: Вот так чудо!

Айболит благодарит детей и говорит, что ему нужно спешить в Африку лечить зверят, прощается.

Воспитатель говорит детям, что пора возвращаться в группу, предлагает покружиться и в группе очутиться. Предлагаю ребятам высказать свое мнение о путешествии и выбрать себе смайлик. Если понравилось то с улыбкой, если нет то грустный.

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Пять ключей». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Этот конспект итогового занятия, который проводится в конце учебного года. На нём закрепляется пройденный материал по областям «Познание», «Коммуникация».

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе на тему «Пять ключей»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о частях суток;

Закреплять умение различать и называть времена года;

Закреплять в памяти названия весенних месяцев;

Совершенствовать общую моторику (выполнять движения по схематическому изображению и быстро переключаться с одного движения на другое);

Продолжать развивать конструктивные навыки (складывать разрезные картинки по сказкам);

Закреплять знания о цифрах от 1 до 5;

Закреплять знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

Закреплять цвета (розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, светло-зелёный);

Развивающие:

Развивать внимание и память;

Развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера).

Речевые:

Продолжать расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, и т.д.);

Закреплять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);

Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Демонстрационный материал:

Сундучок, пять ключей разного размера, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик), дорожка «Цветочная поляна», голубая ткань (озеро), пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5, схематические изображения к физминутке «Весёлые человечки», ширма, мягкие игрушки на руку (волк, заяц, белка, лиса, медведь, ёж), телефон.

Раздаточный материал:

Альбомные листы по количеству детей, набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), разрезные картинки по сказкам.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, физминутка «Весёлые человечки», конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход НОД:

В группу входит доктор Айболит. Дети стоят полукругом.

Айболит. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро.

Воспитатель. Как мы можем помочь? Что нужно делать?

Айболит. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята.

Воспитатель. Поможем, ребята? Надо отправляться в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту.

Игра «Части суток» («Закончи предложение»)

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

А какое сейчас время года? (Весна) Назовите весенние месяцы (март, апрель и май - их не забывай).

Воспитатель. Молодцы! Доктор Айболит, может, и ты хочешь проверить детей? Задай им какой-нибудь вопрос.

Игра «В какое время года?»

В какое время года все купаются и загорают?

В какое время года птички улетают на юг?

В какое время года расцветают подснежники?

В какое время года играют в снежки?

В какое время года тает снег?

В какое время года с деревьев опадают листья?

В какое время года появляются проталины?

Айболит. Молодцы! Я думаю, что вы справитесь и достанете все ключи.

Айболит уходит.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке, а теперь по мостику.

Посмотрите, в озере плавают рыбки. Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Каждый ребёнок раскладывает в обруче рыбок с цифрами от 1 до 5). Найдите рыбку с цифрой 1.

Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.

1 ЗАДАНИЕ - Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.

Яблоко, груша, слива, лимон - … (фрукты).

Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (мебель).

Собака, кошка, корова, коза - … (домашние животные).

Папа, мама, бабушка, дедушка - … (родственники - семья).

Кубик, кукла, машина, мячик - … (игрушки).

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (обувь).

Пчела, стрекоза, муха, жук - … (насекомые).

Самолёт, вертолёт, ракета - … (воздушный транспорт).

Игра «Из чего сделаны предметы?»

Мяч из резины - … резиновый.

Мяч из пластмассы - … пластмассовый.

Стакан из стекла - … стеклянный.

Матрёшка из дерева - … деревянная.

Утка из резины - … резиновая.

Игрушка из меха - … меховая.

Поделка из бумаги - … бумажная.

Гвоздь из железа - … железный.

Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.

Задание 2.

Дети садятся полукругом возле ширмы.

2 ЗАДАНИЕ - Игра «Описываем животное».

Воспитатель. Если отгадаете животное, то на ширме появится этот зверь.

У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).

Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).

Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).

Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).

Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).

Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).

Воспитатель. Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3).

Задание 3. Она предлагает нам просто отдохнуть.

3 ЗАДАНИЕ - Физминутка «Весёлые человечки».

Воспитатель показывает карточку, а дети выполняют соответствующее движение.

Воспитатель. От рыбки получаем ещё один ключ. Следующее задание 4. (Садятся за столы).

4 ЗАДАНИЕ - Игра «Что где находится?»

Детям предлагается расположить на альбомном листе геометрические фигуры.

Воспитатель.

В середине - кружок.

В правом верхнем углу - квадрат.

В левом нижнем углу - овал.

В правом нижнем углу - треугольник.

В левом верхнем углу - прямоугольник.

Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.

5 ЗАДАНИЕ - Разрезные картинки по сказкам.

Дети собирают разрезные картинки и называют сказку.

Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.

Звонят доктору. Заходит Айболит.

Айболит. У вас 5 ключей. Сейчас вам предстоит подобрать ключ к ларцу, открыть его и достать волшебную воду.

Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).

Воспитатель. По-моему, это обыкновенная вода.

Айболит. А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода!

Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.

Воспитатель и дети находят в ларце витамины.

Воспитатель и дети. Спасибо. До свидания!