Гендер и ты: как общество конструирует половые различия. Apparat — Журнал о новом обществе

Среднее значение Глобального индекса гендерного разрыва (Global Gender Gap, GGG) в 2017 г. составило 68%. Показатель увеличился впервые с момента, как Всемирный экономический форум (World Economic Forum) начал следить за разницей в социальном положении мужчин и женщин.

GGG - это индекс неравноправия между мужчинами и женщинами в 144 странах мира. Для определения GGG используются четыре ключевых сектора: здоровье , образование , участие в политике и участие в экономике .

Хотя в среднем в отслеживаемых странах показатели здоровья мужчин и женщин практически не отличаются (разрыв преодолён на 96%), в том, что касается участия женщин в политике и экономике, разрыв «остаётся большим», сообщается в новом отчёте.

«При сохранении имеющихся тенденций, - указано в документе, - существующий гендерный разрыв может быть полностью преодолён в 106 странах ровно за 100 лет. В прошлом году аналогичный прогноз составлял 83 года».

С учётом продолжающегося расширения экономического гендерного разрыва, продолжают эксперты, «теперь он может быть полностью преодолён только через 217 лет». В то же время достичь образовательного равноправия можно всего за 13 лет.

В этом году показатели GGG уменьшились в 60 странах. Это означает, что ситуация с равноправием мужчин и женщин в этих государствах ухудшилась.

При расчёте GGG данные используются таким образом, что 0,000 означает «абсолютное неравноправие» , а 1,000 - «абсолютное равноправие» между мужчинами и женщинами . Поэтому «худшими» оказываются страны с наименьшим GGG .

Ниже мы приводим список из 15 стран, в которых гендерный разрыв в этом году оказался максимальным. Россия в этот список не попала: по показателям гендерного неравноправия наша страна находится на 71 месте из 144, что не так уж плохо, но и не так уж хорошо. Индекс России - 0,696. Сразу за Россией следует Гана, а перед нею - Доминиканская республика. Украина , обогнав Россию ровно на 10 пунктов, занимает 61 место (0,705). Казахстан стоит на 52-м (0,713). Соединённые Штаты - на 49-м (0,718). Израиль - на 44-м (0,721). Далеко вперёд по обеспечению равноправия полов вырвалась Белоруссия , её место - 26-е (0,744). А лучшими в мире в плане гендерного равноправия оказались Исландия (1 место , 0,878), Норвегия (2-е , 0,830) и Финляндия (3 , 0,823). Интересно, однако, что четвёртое место занимает бедная аграрная Руанда (0,822).

Перейдём к худшим.

15 худших с точки зрения гендерного равноправия стран

130. Катар. 0,626. В этой стране мужчин-специалистов и мужчин-технических работников в три раза больше, чем женщин. Женщин в парламенте нет. Но ситуация с доступом женщин к высшему образованию постепенно выравнивается.
Эмир Катара Шейх Та́мим бин Хамад бин Хали́фа Аль Та́ни (араб. الشيخ تميم بن حمد آل ثاني‎, англ. Tamim bin Hamad al-Thani).

131. Турция. 0,625. Подавляющее большинство законотворцев, руководящих работников и менеджеров - мужчины, однако законы требуют равной оплаты труда мужчин и женщин. На позициях министров женщин практически нет.

Бывший министр внутренних дел Турции Мераль Акшенер (тур. Meral Akşener).

132. Мавритания. 0,614. Законы в этой стране не обязывают работодателей платить мужчинам и женщинам одинаковую заработную плату за одну и ту же работу. Кроме того, у женщин в браке и после развода нет таких прав, как у мужчин.

Президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз (араб. محمد ولد عبد العزيز‎, фр. Mohamed Ould Abdel Aziz).

133. Кот-д’Ивуар. 0,611. За последние 50 лет ни одна женщина не была главой государства. В то же время среди владельцев бизнеса, администраторов и юристов в Кот-д’Ивуар женщин больше, чем мужчин.

Женщины в Кот-д’Ивуар.

134. Египет. 0,608. В этой стране нет законов о недискриминации, если речь идёт о найме женщин на работу. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Права мужчин и женщин в браке и после развода различаются.

Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) с президентом Египта Абдул-Фатта́хом Саи́д Хусе́йн Хали́л Ас-Си́си (араб. عبد الفتاح سعيد حسين خليل السيسي).

135. Иордания. 0,604. В кабинете министров практически нет женщин. Равная оплата труда не прописана законодательно. Избирательные права женщины получили только в 1974 г.

136. Марокко. 0,598. Дочери в этой стране не получают прав наследования, и руководителем государства никогда не была женщина.

137. Ливан. 0,596. Закон в этой стране не требует равной оплаты труда, а у дочерей нет прав на наследство. В парламенте и в кабинете министров практически нет женщин.

Президент Ливана Мише́ль Наи́м Ау́н (араб. ميشال نعيم عون‎).

138. Саудовская Аравия. 0,584. Впервые женщины получили право голосовать и выставлять свою кандидатуру на муниципальные выборы в 2015 г. В этом году женщинам впервые разрешили водить автомобиль.

139. Мали. 0,583. В этой стране нет законов о недискриминации в области трудового законодательства. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Дочери обладают лишь частичными правами наследования. Женщины ограничены в правах, касающихся использования, управления и владения землёй.

140. Иран. 0,583. Женщины имеют лишь частичный доступ к финансам. Кроме того, жительницы Ирана поражены в правах владения и управления землёй и имуществом.

Лидер Ирана Аятолла Сеййи́д Али́ Хосейни́ Хаменеи́ (перс. سید علی حسینی خامنهای).

141. Чад. 0,575. Женщины в этой стране имеют куда меньше шансов получить образование. Главой государства женщина никогда не была.

142. Сирия. 0,568 Подавляющее большинство рабочей силы (равно как и тех, кто обладает политической властью) - мужчины. Закон не требует равной оплаты труда, а дочери не могут вступить в права наследования.


Президент Сирии Баша́р Ха́фез аль-А́сад (араб. بشار حافظ الأسد).

143. Пакистан. 0,546. Дискриминирующее трудовое законодательство, отсутствие требований равной оплаты труда. Главой государства женщина была только однажды: речь идет о Беназир Бхутто (урду بینظیر بھٹو‎, синдхи بينظير ڀٽو), убитой в 2007 г.

144. Йемен. 0,516. Главой государства женщина также никогда не была. Закон не требует равной оплаты труда, и женщины имеют лишь частичный доступ к распоряжению финансами.

Гендерное неравенство

Характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.

Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.

Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.

Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.

Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

© Н. К. Радина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерное неравенство" в других словарях:

    Гендерное неравенство … Термины гендерных исследований

    Права человека в Исламской Республике Иран - Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия

    Феминизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминист

    Феминистское движение - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Феминистка - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Мужской шовинизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Проблема неравенства полов в разных культурах является весьма значимой и заслуживающей внимания. Общая модель во всем мире такова – мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами. Однако эта общая тенденция в разных культурах имеет свою специфику (Rosaldo, Lamphere, 1974).

Уровень несправедливости, фиксирующий неравенство полов, лучше всего иллюстрируется рядом показателей: «женщины составляют половину населения земного шара, на их долю приходится две трети от общего рабочего времени, они получают одну десятую от общей доли мировых доходов и владеют одной сотой общемировой частной собственности» (Frankenhaeuser, Lundberg, Chesney, 1991,стр.257).

В чем причина этих различий? На этот счет существует много теорий (для обзора см. Gailey, 1987). Однако доводы и рассуждения, подтверждающие правильность этих теорий, противоречивы. Появление подобных теорий во многом было инспирировано марксисткой идеологией, чем фактами. Вероятно, в каждой теории содержится зерно правды, но реальность такова, что убедительной теории пока не создано. Не смотря на это, ниже приводимое объяснение представляется наиболее разумным вариантом ответа на этот вопрос. Мы обсудим эту проблему более детально в 5-ой главе. Сейчас только кратко обозначим некоторые положения.

Культуры различаются по степени неравенства полов. Даже в тех культурах, где идеал равенства декларируется открыто (например, в континентальном Китае), реальная практика далека от этого идеала. Тенденция к равенству между мужчинами и женщинами сильнее выражена в обществах с общинным укладом, чем в развитых стратифицированных обществах (Etienne, Leacock, 1980; Lebra, 1984). В общинных сообществах, скорее всего, существует иерархия взаимозаменяемости и взаимодополняемости мужских и женских ролей. В стратифицированных обществах сильнее выражена тенденция, чтобы женщина «знала свое место».

Социально-экологическое неравенство культур и неравенство полов коррелируют друг с другом, а эксплуатация по признаку пола зачастую согласуется с экологической эксплуатацией.

Например, в тех регионах Африки, где жители не исповедуют ислам, статус женщины в сравнении со статусом мужчин, был намного равноправнее до тех пор, пока к ним не пришли завоеватели- колонизаторы (Etienne, Leacock, 1980). В условиях колонизации существовала эксплуатация, а уровень неравенства по признаку пола увеличился. Кроме этого, религиозные инстанции зачастую способствовали сохранению неравенства, проповедуя жесткие религиозные догмы (Iglitzin, Ross, 1976), а также самим содержанием религиозной иерархии, в которой доминировали мужчины. Исламская и католическая религиозные конфессии особенно склонны поддерживать у своих верующих принцип неравенства полов (там же, 1976).

В каких сферах мужчины и женщины относительно равноправны по отношению друг к другу? Одним из показателей неравенства полов является процентный уровень безграмотности среди женщин. В целом, предпочтительно, чтобы этот показатель был одинаковым для мужчин и женщин, как в случае со скандинавскими странами и Швейцарией. Во многих развивающихся странах необразованных женщин гораздо больше, чем мужчин. Даже в Соединенных Штатах женщины не достигали уровня образованности мужчин вплоть до 1970-х годов!

Другим показателем равенства является процентное соотношение женщин, занимающих руководящие позиции. Во всем мире этот показатель намного меньше 50-ти процентов (с 48-и процентами в Швейцарии и 28-и – в Австрии). В большинстве остальных стран эти показатели еще ниже. В Соединенных Штатах этот показатель составляет 17%, в исламских странах так же очень низок. В Южной Корее он составляет 2%, в Ганне -3%.

Следующим показателем является процентное соотношение уровней доходов мужчин и женщин. Триман и Росс (Treiman, Ross, 1983) составили обширный статистический сборник по индустриально развитым странам. Согласно этим данным, наилучшее соотношение по этим показателям занимает Германия (где женщины получают 74% от зарплаты мужчин) и скандинавские страны (Швеция – 69%, Финляндия – 68%, Норвегия- 63%, хотя в Дании – только 57%). В большинстве стран западной Европы зарплата женщины составляет около двух третей от зарплаты мужчины. Данные по Соединенным Штатам, представленные в этом докладе, составляют 57%. Заметим, что это средние показатели, и картина по разным профессиям отличается от среднего в зависимости от места работы, региона, этнической группы, возрастной группы и т. д. Тем не менее, в целом, уровень зарплаты женщин ниже, чем у мужчин. С другой стороны, во всем мире уровень смертности у мужчин выше, чем у женщин. В Северной Ирландии соотношение этих показателей 9 к 1. В США – 3.3 к 1, хотя в Дании он составляет 1.1 к 1. Мужчины так же чаще гибнут в автомобильных катастрофах. В Чили этот показатель составляет 4.8 к 1, в Соединенных Штатах – 2.7 к 1. Исландия является в этом отношении исключением, где это соотношение составляет 1 к 1. Опять же, эти цифры отражают средние показатели, и сохраняется тенденция, что мужчины занимаются более опасными видами деятельности, чем женщины.

Равенство полов (эгалитарность) - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик . Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов ) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания " женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность , приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность ) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта . При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией .

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин . Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

Это сложный путь развития общества, но примитивизация общественных отношений до сей поры приносила человечеству одни разочарования. Безусловно, "законам, созданным людьми, должна... предшествовать возможность справедливых отношений" (Монтескье). Сегодня остаются открытыми вопросы: "Каковы критерии возможности осуществления эгалитарности в смысле равенства самоценности женщин и мужчин? Какой этап развития общества соответствует установлению гендерной самоценности - его экономическое процветание или социальная зрелость? Какой тип общественного развития - демократические или иерархические структуры? Ускорит ли этот процесс наличие критических, форс-мажорных факторов - экологические, политические, национальные кризисы, войны? Какой фактор окажет подавляющее влияние - социокультурный или национальный (историческая склонность к эгалитарности указанного рода)?"

Ясно одно: понимание эгалитарности как самоценности личности с ее "мужскими" или "женскими" чертами характера, присущими ей сферами деятельности - шаг вперед в построении эгалитарного общества на новом витке развития.

В заключение - схема этапов в развитии понимания сути эгалитарности:
равенство > равенство прав > равенство прав и равенство возможностей > равенство прав и равенство самоценности, самоидентификации.

Sex equality (англ.)

Литература:

Калабихина И. Е. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Москва, 1981.
Стариков Е. Общество-казарма: от фараонов и до наших дней. Новосибирск, 1996.
Gender-based analysis. Canada, 1996:
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.


И. Е. Калабихина

[

Прислушайтесь по внимательнее. Это возмущенное и эмоциональное восклицание можно услышать из доброй половины окон, за которыми протекает семейная жизнь. Вроде, на словах мы называем партнеров «половинками». А на деле нередко кто-то из двоих в плане прав представляет из себя все три четверти, а то и больше, из-за этого возникает так называемое «неравноправие мужчины и женщины».

Разделение труда

Подумайте, в скольких областях одному никак не позволительно то, что можно другому! Начать с мелочей вроде личных расходов и внешнего вида. Муж-неряха вполне способен всерьез осуждать подругу жизни за то, что она недостаточно следит за собой. А супруга, не пропускающая ни одного киоска с бижутерией, искренне негодовать, когда благоверный раз или два в месяц не отказал себе, скажем, в приобретении нового ножика для коллекции.

Чуть ли не всеобщий камень преткновения - количество обязанностей на одного члена семьи. Знаю мужчин, которые свято уверены, что все без исключения домашние заботы - сугубо женское дело. «А я семью должен кормить» - таково наиболее распространенное оправдание. Но ведь и «золушка» при этом обычно работает полный трудовой день!

Впрочем, подобный «перекос» инициируют и дамы, твердо убежденные, что «Настоящий Мужчина» просто обязан совершать ежедневные подвиги во имя заработка, и человек с финансовыми проблемами просто недостоин этого почетного звания. Сами же позволяют себе минимальную активность, в том числе и ради этого самого добытчика.

А свои личные дела, не связанные с общесемейными! Мы ревнуем милых к друзьям и футболу, но пусть только попробуют нас лишить обстоятельного шоппинга и подробных телефонных выяснений подружкиной личной жизни. Они, в свою очередь, недовольно морщатся на воскресный выход милой на танцы, но ничего зазорного не видят в собственном возвращении за полночь.

И, наконец, венец несправедливых личных притязаний - вопрос супружеской верности. Муж позволяет себе «безобидные походы налево» с присказкой про укрепление брака, но, едва узнав, что супруга осталась на работе наедине с симпатичным коллегой… подает на развод. И, хотя это действительно наиболее характерный для сильного пола случаи, женский и мужской род в этой истории иногда может и поменяться местами…


О неравноправии

Называется это явление «двойная мораль»: для одного что-то считается разрешенным, другому - запрещается. Во многом об этом позаботилась история. Очень уж долго формировались стереотипы. Мужчина рождается более сильным - значит, будет вожаком. Пока она воспитывает потомков, он успевает охотиться за дичью и дамами - значит, в личной жизни ему позволено куда больше…

Правда, к сильному полу традиционно тоже есть свои претензии. Мальчик не должен плакать и обязан дать отпор обидчику. Юноше негоже заниматься домашней работой. Мужчине во вторую очередь доверят воспитание детей. В общем, демонстрировать слабость и проблемы - ни в коем случае, а быть мягким и хозяйственным - подозрительно.

Грустно не то, что эти шаблоны образовались. А то, что люди продолжают на них ориентироваться и в современных изменившихся обстоятельствах. А стоит только спросить себя: а почему, собственно? Почему женщина, не связанная выводком малышей, не может быть «полигамной» по характеру, а мужчине, у которого лучше, получается, вышивать, чем разгружать вагоны, нехорошо быть домоседом?

Посмотри на себя

Когда возникают обиды, связанные с неравноправием, честные вопросы как раз помогают лучше всего. Почему я обязана (обязан) выполнять это? Только потому, что: так положено по традиции; так делала твоя мама; этого не может быть, потому что этого не может быть никогда? А может, ненужное - вычеркнуть?


Обратная сторона медали

В отношениях, в принципе, и не обязано быть математически точное распределение всего «пятьдесят на пятьдесят». Двое тогда составляют гармоничную пару, когда умеют уживаться, то есть сглаживать острые углы. Кто-то из них вполне удачно может выполнять роль ведущего, если другой комфортнее чувствует себя в роли ведомого. Однако, чтобы уравновешенные «качели» со временем не накренились в одну сторону, нужно помнить:

1. Сила означает не столько полномочия, сколько повышенную ответственность. Если вспоминать дикую природу, то яркая раскраска птиц-джентльменов не так демонстрирует их превосходство, сколько делает их более заметными для хищников, пока скромная и незаметная мадам сидит в гнезде. Тот, кто берет на себя функции главы семьи, должен помнить, что с него и спрос, повышенный за семейное благополучие.

2. Во всяких разделениях прав и обязанностей должна соблюдаться гибкость и мера. Даже у пассивного человека есть граница, за которой более сильному все же не позволено вторжение на его интимную территорию. Полезно выяснить этот «предел позволения» как для партнера, так и для себя. Чтобы не терпеть притеснений до той поры, когда они превысят все критичные отметки.

Зная небольшие недостатки своей половины, вы вполне можете компенсировать их своими достоинствами. Но все же партнеру лучше знать, что вы были бы рады, скажем, раз в две недели уступить ему почетное право воскресной уборки. Иначе ему покажется, что «это ее дело, это, само собой разумеется», а такие мнения - враги всякой осознанности.