Физическое отставание в развитии причины. Физическое развитие ребенка − как вырастить будущего чемпиона? Всегда ли родителям стоит волноваться

Градации показателей длины тела:

  • нанизм (низкорослость). Отставание показателя длины тела от средневозрастного более чем на 3 стандартных отклонения (< -Зσ). При использовании центильных таблиц этот показатель всегда попадает в 1-й коридор;
  • субнанизм . Отставание показателя длины тела более чем на 2σ, но не превышающее Зσ. В центильных таблицах этот показатель находится в 1-м коридоре;
  • замедление темпов роста. Показатель фактической длины тела отстает от средневозрастного показателя более чем на 1σ, но не превышает 2σ. В центильных таблицах этот показатель попадает во 2-й, либо 3-й коридоры;
  • средние показатели длины тела. Фактический показатель находится в интервале ±1σ. При использовании центильных таблиц длина тела может находиться с 3-го по 5-й коридоры;
  • ускорение темпов роста. Показатель длины тела превышает средний более чем на 1σ, но составляет не более 2σ. Данная длина тела может попадать как в 5-й, Шк и 6-й коридоры центильной таблицы;
  • субгигантизм . Длина тела превышает средневозрастной показатель более чем на 2σ, но не выходит за пределы Зσ. Находится в 7-м центильном коридоре;
  • гигантизм . Длина тела превышает средний показатель более чем на Зσ (> +3σ). При использовании центильных показателей он всегда находится в 7-м коридоре.

Основные причины задержки физического развития (нанизм, субнанизм и замедленное развитие)

Дети на 1-м году жизни

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса, моногенные заболевания, протекающие с задержкой процессов роста, конституциональная задержка процессов роста.
  • Пренатальные осложнения. Инфекционная, бытовая, химическая интоксикация. Внутриутробная гипоксия; внутриутробная инфекция. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения
  • Неонатальные осложнения. Дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения, инфекционные болезни, свойственные для перинатального периода.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция . Целиакия. Муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Недефицитные формы рахита. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением их функции.
  • Эндокринные расстройства. Врожденный гипотиреоз.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Нунан. Резистентные и зависимые формы рахита. Гликогенозы.
  • Дефицитные состояния. Дистрофия. Дефицитный рахит. Анемия. Дефицит цинка, йода, витамина А.
  • Мальабсорбция. Впервые выявленные целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с длительным нарушением функции этих органов.
    Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, дефицит СТГ, адреногенитальный синдром, синдром Кушинга, болезнь Аддисона.

Основные причины ускоренного роста (гигантизм, субгигантизм, ускорение темпов роста)

Дети на 1-м году жизни

Адреногенитальный синдром. Конституционально обусловленные высокие темпы роста.

Дети старшего возраста

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера. Синдром Марфана, конституциональная высокорослость.
  • Нарушения ЦНС. Дисфункция гипоталамуса.
  • Эндокринные нарушения. Длительно протекающий гипертиреоз. Гипофизарный гигантизм. Адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением роста

Семейный анамнез. Определяют и оценивают длину тела родителей, братьев, сестер, других родственников с оценкой степени ее отклонения.
Анамнез . Сбор анамнестических данных о динамике темпов роста ребенка по месяцам, кварталам и годам. Сведения получают из карты индивидуального развития, из документации дошкольных и школьных учреждений. Оценивают степень отклонения показателя длины тела от средневозрастной по стандартному отклонению. При анализе полученных данных определяют возраст, в котором впервые проявилось отклонение в развитии.
Объективное обследование . Обращают внимание на пропорциональность телосложения, наличие дизонтогенетических стигм. Нередко нарушение роста может сочетаться с задержкой психомоторного развития. В подростковом возрасте обязательна оценка полового развития, уровень которого коррелирует с темпами роста.
При констатации нанизма или субнанизма определяют костный возраст (рентгенограмма кистей). Проводят обследование для исключения соматической патологии (анамнез, осмотр, клинический анализ крови, анализ мочи, копрограмма, ЭКГ, УЗИ внутренних органов и пр.).
Ребенка консультируют соответствующие специалисты (кардиолог, пульмонолог, нефролог, гастроэнтеролог и др.). При сочетании нарушения роста с задержкой умственного развития показана консультация психоневролога. Консультация эндокринолога и генетика при подозрении на эндокринную и генетическую причину нарушения.

Градации полового развития

Задержка полового развития (ЗПР). Констатируют при отсутствии вторичных половых признаков у мальчиков и девочек после 13,5 лет. При наличии вторичных половых признаков у девочек, но отсутствии у них менархе к 15 годам.

Преждевременное половое созревание (ППР). Появление вторичных половых признаков у мальчиков до 10 лет, у девочек - до 8 лет, или появление менархе у последних до 10 лет:

  • ♦ истинное (полное) ППР. Появление признаков полового созревания, индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Это «физиологическое» половое развитие, наступающее в более ранние сроки. При этом формируется сперматогенез и овуляция;
  • ♦ ложное (неполное) ППР. Появление признаков полового созревания, не индуцированное гонадотропными гормонами гипофиза. Появление вторичных половых признаков обусловлено гиперпродукцией гормональных веществ периферическими железами, прежде всего надпочечниками и гонадами (гиперплазия, опухоль). В этом случае гонады имеют инфантильные размеры и строение, становление сперматогенеза и овуляции не происходит.

Адекватное половое созревание. Появление вторичных половых признаков в физиологических возрастных рамках.

Основные причины задержки полового развития

В большинстве случаев ЗПР сочетается с задержкой процессов роста (см. задержку физического развития).

  • Наследственные заболевания. Синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, моногенные заболевания.
  • Конституциональные. ЗПР.
  • Мальабсорбция . Целиакия, муковисцидоз.
  • Тяжело протекающие другие соматические заболевания. Хронические болезни сердечно-сосудистой системы, почек, печени, легких, протекающие с нарушением функции этих органов и систем. Сахарный диабет 1-го типа некомпенсированный. Иатрогенный синдром Иценко-Кушинга.
  • Эндокринные расстройства. Приобретенный гипотиреоз, синдром Кушинга. Недостаточность гипофиза.

Основные причины преждевременного полового созревания

  • Истинное (полное). Церебральные формы ППР. Гипоталамическая дисфункция пре- и пубертатного периода. Конституциональное (идиопатическое) ППР.
  • Ложное (неполное) ППР. Врожденный адреногенитальный синдром.

Особенности обследования детей с нарушением ПР

  • оценка уровня полового созревания;
  • оценка физического развития с определением костного возраста;
  • исключение соматических заболеваний и медикаментозных причин;
  • консультация эндокринолога, гинеколога, по показаниям невропатолога и медицинского генетика.

Все дети рождаются уже личностями, со своим собственным темпом роста и развития, а также обучения различным навыкам. Но, несмотря на свою индивидуальность, имеются некие стандарты, по которым и определяется нормальное развитие малыша. Очень важным фактором является выявление любых отклонений, чтобы, начав своевременное лечение, создать наиболее благоприятные условия для нормального развития и роста ребенка.

Медленное развитие малыша – это развитие вне пределов нормы или периода времени. Это может быть задержка физического развития , невозможность малышом использовать свои двигательные функции (к примеру, перевернуться на живот или схватить что-либо). Это может быть , неспособность выполнить самые элементарные действия и т.д.

Причины задержки физического развития

Причин задержки в развитии ребенка может быть несколько. Проблема может быть в генетике (например, синдром Дауна), в сложном течении беременности или преждевременных родах, в привычках беременной женщины (алкоголь, никотин, наркотики), в родовой травме, в отсутствии нормального обращения с малышом, жестокости к нему, бесконтрольности и т.д.

Диагностика задержки физического развития у ребенка

При раннем обнаружении задержки с развитием имеется достаточно высокий шанс решить проблему. Определить, нормально ли развивается малыш, может врач-педиатр, но и сами родители при помощи некоторых физических тестов имеют возможность это проверить. Кроме того, имеется и специальное компьютерное оборудование, позволяющее узнать об активности мозга малыша.

Лечение задержки физического развития

Каким будет лечение задержки физического развития у ребенка в основном предопределяется причиной данной проблемы. В некоторых случаях, в основном в генетических, решить проблему раз и навсегда не удастся. Но есть и такие генетические заболевания, избавиться от которых можно при помощи хирургического вмешательства. В любом случае, применять для лечения следует и такие методы, как физиотерапия, массаж, а также работа со специалистом по раннему развитию мозга. Не менее важно и отношение к ребенку в семье. Спокойствие родителей, уверенность в преодолении, регулярные занятия с малышом – залог положительного результата.

Задержка физического развития , как показывает практика, может быть преодолена. Более того, применяя , занимаясь с ребенком, придерживаясь советов врачей-специалистов, многие дети легко догоняют и даже перегоняют в развитии своих сверстников. Медленные темпы развития у малышей еще вовсе не означают, что так будет продвигаться и в дальнейшем. Главное – вовремя определить «врага», и начать принимать меры по его устранению, веря в собственные силы.


Просмотров: 5221 / 1005
Матери очень тревожатся, когда дети прибавляют в весе меньше, чем ожидалось. В большинстве случаев оказывается, что ребенок совершенно здоров, а тревогу у матери порождают ее завышенные ожидания. Прежде всего, надо установить, достаточно ли ребенок прибавляет в весе. Отставание в весе свидетельствует о задержке физического развития, причину которой необходимо выяснить. (О регистрации и оценке антропометрических показателей см. главу 15.)
Нормальная динамика веса Дети низкорослых родителей
Вес и окружность головы при рождении обычно соответствуют одному и тому же процентилю - у детей высокорослых родителей близкому к 98-у, у детей низкорослых родителей - к 2-у. У многих людей антропометрические показатели остаются в пределах одного и того же процентиля на протяжении всей жизни. Чтобы убедиться, что ребенок растет нормально и изменения питания ему не требуется, достаточно нанести его вес и окружность головы на стандартную карту. Низкорослые родители, которым кажется, что их ребенок плохо растет, потому что мало ест - распространенное явление.
Отображение антропометрических показателей ребенка на стандартной карте, созданной на основе норм для детей данной географической области, помогает врачу убедить родителей, что ребенок растет нормально и к взрослому возрасту будет иметь такой же рост, как они. Стандартная карта лучше, чем простая регистрация антропометрических показателей, отражает тенденцию роста.
Преимущественное наследование телосложения одного из родителей
Ребенок может унаследовать телосложение преимущественно одного из родителей. Если в таких случаях опираться только на показатели веса, может показаться, что ребенок отстает в физическом развитии или, наоборот, прибавляет в весе чрезмерно (см. карту Б - ребенок низкорослого отца и карту В - ребенок высокорослого отца). При нанесении на стандартную карту не только веса, но и окружности головы, видно, что оба показателя соответствуют одному и тому же процентилю и ребенок имеет тот же тип телосложения, что и один из родителей.
Низкий вес при рождении
Низкий вес при рождении бывает обусловлен недоношенностью, задержкой внутриутробного развития или обеими указанными причинами. У большинства детей, родившихся с низким весом, в первые месяцы жизни наблюдается скачок роста, но у некоторых из них антропометрические показатели не достигают 2-го процентиля и во взрослом возрасте (см. карту Г). По-видимому, это связано с ЗВУР.

Недели
Карта В. Ребенок, унаследовавший телосложение высокорослого отца

Причины задержки физического развития
Переход веса тела к более низкому процентилю, в то время как окружность головы соответствует прежнему процентилю, указывает на задержку физического развития. У здоровых детей, родители которых имеют астеническое телосложение, при однократном измерении тоже может оказаться, что вес соответствует более низкому процентилю, чем рост и окружность головы. Многократная регистрация антропометрических показателей на стандартной карте помогает исключить влияние конституциональных особенностей.
Причиной задержки физического развития может быть недоедание, потери питательных веществ из-за нарушения всасывания или наследственные расстройства метаболизма. В основе задержки физического развития, обусловленной психосоциальными факторами, по-видимому, часто лежит недоедание.
При сборе анамнеза особое внимание уделяют наследственности, перинатальным факторам, питанию. Подробно выясняют, что тревожит мать, бывают ли у ребенка рвота, понос, вздутие живота. Физикальное исследование обязательно включает оценку психомоторного развития и подкожного жирового слоя, в частности, на ягодицах и внутренней поверхности бедер.
Недоедание
В тех странах и географических областях, где широко практикуется естественное вскармливание, встречаются

Недели Недели
Карта Г. Низкий вес при рождении Карта Д. Гипогалактия
случаи недоедания из-за нераспознанной гипогалактии. Если ребенка с рождения регулярно взвешивают, гипогалактию обычно выявляют своевременно (см карту Д), хотя и при достаточном количестве молока вес при рождении до 2 нед жизни восстанавливается не всегда. Оценивая динамику веса в первые дни жизни, следует иметь в виду, что сроки установления лактации колеблются в широких пределах (см. главу 16).
При искусственном вскармливании недоедают плохо сосущие дети (см. главу 16).
При ДЦП слабое сосание и задержка физического развития вследствие недоедания нередко выявляются раньше, чем двигательные нарушения. Однако обычно задержке физического развития сопутствует задержка психического.
Задержка физического развития при ВПС бывает связана как со слабым сосанием, так и с высоким уровнем метаболизма. Как правило, у ребенка имеются типичные симптомы ВПС (цианоз, сердечный шум).
В дифференциальном диагнозе причин задержки физического развития следует также иметь в виду инфекцию мочевых путей и для ее исключения посылать на анализ собранную после тщательного подмывания среднюю порцию мочи.
Большая потеря веса
При желудочно-пищеводном рефлюксе с постоянной рвотой ребенок худеет, если его не докармливают для возмещения объема срыгиваний (см. главу 12).
Врожденный стеноз привратника (пилоростеноз) проявляется до 3-х мес жизни. При упорной рвоте, возникшей до этого возраста, его следует исключить в первую очередь (см. главу 15).
Основные причины синдрома нарушенного всасывания в Великобритании - непереносимость белка коровьего молока, муковисцидоз и целиакия (см. карту Е). При всех этих заболеваниях наблюдается частый жидкий стул, но неопытные матери не всегда это замечают. Необходимо не только тщательно выяснить все особенности функции кишечника у ребенка, но и осмотреть кал.
При большой потере веса надо также исключить сахарный диабет, исследовав мочу с помощью тест-полоски.
Психосоциальные причины задержки физического развития
Задержка физического развития у детей в семьях, где имеются психологические и социальные трудности, тоже может иметь соматические причины. Исключение последних помогает убедить родителей, что задержка физического развития обусловлена, в основном, психосоциальными факторами - разладом или отсутствием порядка в семье, депрессией у матери, иногда ее нерациональным питанием (полным исключением
молока и молочных продуктов или неоправданными и бесконтрольными ограничениями в питании, ведущими к голоданию).
Действие психологических факторов подчас трудно уловимо. Так, при депрессии и тревожности у матери ребенок сосет хуже, а мать недокармливает его. Некоторым детям свойственна слабая эмоциональная реакция на кормление грудью. В таких случаях мать не ощущает, хватает ли ребенку молока. В результате объем высосанного молока падает до относительно низкого уровня, которого ребенку достаточно, чтобы не обнаруживать признаков голода. Встречаются случаи, когда мать, придерживающаяся диеты с целью похудания, с той же целью ограничивает в питании ребенка.
Если причиной задержки физического развития является плохой уход, ребенок начинает прибавлять в весе, как только ему обеспечивают внимание и заботу.
Чтобы обеспечить их, необходимы согласованные усилия работников медицинской помощи на дому, семейного врача и других специалистов, тщательная коррекция питания под наблюдением работника помощи на дому или подготовленной в области питания медицинской сестры.
Исследования
Выбор лабораторных и инструментальных методов исследования определяется анамнезом и данными фи- зикального исследования. Если анамнез и клиническая картина не дают возможности предположить причину задержки физического развития, производят определение глюкозы в моче, общий анализ крови, потовую пробу, анализ и посев мочи, определение уровня креатинина в сыворотке.

В этой статье:

Когда врач ставит ребенку диагноз «задержка физического развития», многие родители совершенно не знают, что делать дальше. Малыш в 7 месяцев не сидит сам или слишком пассивен? В любом случае необходимо точно знать: что означает этот диагноз, как лечить малыша и сможет ли он вести нормальную жизнь?

У этих проблем могут быть разные корни: генетика, проблемы развития, неправильный уход в младенчестве. Бывает, что основную роль играет питание, лечение, наличие витаминов у детей. При правильном лечении отставание можно скорректировать. Малыш сможет вести абсолютно нормальную жизнь. Если же причина глубже, а лечение сложное - родителям необходимо вести себя правильно. Помните, малыш не виноват в том, что с ним происходит.

Этиология возникновения проблемы

В 35% случаев задержки уровня физического
развития ребенка все происходит очень быстро. Например, до 3 месяцев малыш наблюдается у врача, все идет хорошо. Мама радуется, не волнуется, пока на следующем приеме ее не огорошат. Врач ставит неожиданный диагноз . Традиционно выделяются два типа причин таких нарушений:

  • физиологические;
  • психосоматические.

Такое явление может происходить у детей разного возраста. Основная масса задержек обычно выявляется рано, в 2-3 года. Благодаря этому, можно помочь ребенку, вернуть к нормальной жизни. Чаще всего наблюдаются:


В случае тяжелых наследственных или генетических заболеваний ребенку необходимо сразу же оказать помощь. К сожалению, избежать некоторых генетических проблем невозможно .

Проблема внутриутробного развития

Первая - проблема внутриутробного развития. Повлиять на него могут многие факторы:


В любом случае очевидно, что кроха не виноват в своем недуге. Иногда ситуация легко поправима занятиями, приемом лекарств и витаминов, массажами. Одна из частых проблем - задержка роста. Адекватная терапия и питание смогут помочь ребенку. Тогда особенно опасно употребление матерью алкоголя во время беременности. Почти всегда это ведет к отставанию в росте, часто - довольно серьезному.

Перинатальные проблемы

Многие серьезные травмы , ведущие к задержке развития, происходят во время родов:

  • неправильное положение плода;
  • тяжелые, затяжные роды;
  • гипоксия;
  • фетальный дистресс.

Как следствие, возникает недостаток гормона роста, случаются сложные переломы конечностей. Сегодня проводится успешная гормональная терапия для детей, перенесших такие проблемы во время рождения.

Отставание полового созревания

К сожалению, основная причина задержки роста и полового созревания у детей пока еще не установлена. В какой-то момент времени происходят сильные изменения в половой системе , в выработке необходимых гормонов. Что-то дает этот сдвиг. Причин врачи называют много:


Это частые проблемы, но иногда изменения происходят и без них. Задержка развития половой системы впервые проявляется в возрасте 4-5 лет. Хотя в этот момент обнаружить ее трудно. Половое созревание, вступление в пубертатный период всегда связано с гормоном роста, поэтому в это время все становится очевидно. Обычно, если есть проблемы физического характера , они влекут за собой сбой половой системы у детей.

Обычные темпы роста – 5-6 сантиметров в год для детей младшего возраста. Если прирост всего 3-4 сантиметра, то можно говорить об отставании в росте.
Конечно, если оба родителя низкорослые, сами вступили в период пубертата позже, то для их детей такая ситуация станет нормальной. Это уже не задержка, а наследственная особенность. Хотя часто бывает и так, что у низких родителей дети выше на 5-10 сантиметров , чем «семейная норма».

Основные симптомы

Кроме простого отставания в росте, можно выделить и другие симптомы:

  • потеря подкожного жира;
  • облысение;
  • дерматиты;
  • потеря мышечной массы .

Многие проблемы идут от неправильного питания. Бывает
банально недостаточно питательных веществ, кальция, витаминов для нормального физического развития, и организм «оперирует» тем, что у него есть. Часто корректировка питания может привести к быстрым результатам . Детям назначают дополнительные витаминные комплексы.

Иногда отставание проявляется как потеря массы тела или ее изначально недостаточное количество. Дело тут совсем не в питании. Оно может быть здоровым, разнообразным, полным, но проблема в другом: организм не может нормально усвоить питательные вещества. Врач назначает анализы:

  • забор крови;
  • анализ мочи;
  • наличие свинца в крови.

Если эти анализы не показали никаких существенных недостатков развития, то проводятся более серьезные:

  • потовая проба;
  • функциональные нагрузки;
  • исследование щитовидной железы.

Посредством таких исследований можно выявить, где именно корень проблемы, чем вызвана задержка. Не всегда можно поправить ситуацию, но чаще всего после
адекватного лечения малыш приходит в норму.

Важно понимать, что не всякая задержка физического развития реально вредит жизни, здоровью и трудоспособности ребенка. Низкий рост, худоба, частичное облысение могут сочетаться с нормальной жизнью. Если девочка излишне худая, у нее в пубертатном периоде медленно развиваются грудные железы, а созревание произошло поздно, это еще не приговор. Совершенно не значит, что она не сможет стать мамой, родить здорового ребенка.

Кто ставит такой диагноз?

Первично родители обращаются к педиатру или детскому терапевту. Он назначает анализы. В зависимости от того, в чем именно проблема, детей направляют к специалистам :

  • андрологу;
  • детскому гинекологу-эндокринологу;
  • диетологу и т.д.

Причины разные, а значит, проблемы физического развития решают разные специалисты. Поставить такой диагноз при беглом осмотре нельзя.

Карликовость

Один из видов отставания физического развития. У подобных людей рост редко достигает 140 сантиметров. Виновниками могут быть или проблемы эндокринного характера (чаще всего то, что гипофиз вырабатывает недостаточно гормона роста), или некоторые генетические заболевания.

В зависимости от вида заболевания рост человека можно корректировать гормоном роста, но не во всех случаях это поможет.

Генетические нарушения – не единственная причина такого отклонения у детей. Структурные изменения мозга, гипоксия во время родов и другие проблемы во время беременности тоже могут стать причиной.

Всегда ли родителям стоит волноваться?

На самом деле, не всегда. Организм ребенка часто сам может скорректировать проблему. Многие мамы сильно переживают: 7-8 месяцев, а ваш кроха пассивен, еще не сидит сам… Обычно проходит всего 2-3 месяца, и он полностью вливается в нормальный график развития. Потом его абсолютно не отличить от детей, которые начали сидеть тогда, когда это положено.

В любом случае при каждом подозрении обращайтесь к врачу, проходите контрольные проверки вовремя. Это поможет выявить возможные заболевания на ранних стадиях.

Задержка физического развития это значительное отставание ребенка по антропо­метрическим показателям от сверстников. Неред­ко оно сопровождается и задержкой становления двигательных навыков и познавательных функций.

Единого мнения относительно критериев диаг­ностики заболевания нет, но обычно о задержке говорят, когда антропо­метрические показатели ниже 3-5-го процентиля или за короткий срок произошло их значительное снижение (например, с уровня выше 75-го про­центиля до уровня ниже 25-го). Традиционно раз­граничивают задержку физического развития, об­условленную заболеваниями (органическую) или социальными и психологическими причинами в отсутствие болезней, вызывающих задержку роста (неорганическую, психосоциальную), характерную для детей до 5 лет.

Эпидемиология и этиология

Распространен­ность заболевания зависит от обследуемого контингента детей. Среди детей, родившихся с низкой массой тела или живущих в плохих материально-бытовых условиях, она до­стигает 5-10%. Задержке развития способствуют также конфликты в семье, заболе­вания в периоде новорожденности, депрессия у матери. В США задержка физического развития, обусловленная психологическими и социальными причинами, встречается значительно чаще обу­словленной заболеваниями.

Круг последних довольно широк и затрагивает любые органы и системы. Ведущие психологические и социальные причины задержки физического развития - бедность, недостаточное внимание и отсутствие привязанности к ребенку родителей, иногда тяжелые психотравмирующие ситуации, такие как жестокое обращение. Несколь­ко факторов могут воздействовать одновременно, например жестокость сочетается с плохим уходом, глубокая недоношенность с эмоциональной холод­ностью родителей к ребенку.

Симптомы задержки физического развития

Тяжесть проявле­ний колеблется от небольшого отставания роста, массы до облысения, утраты под­кожного жирового слоя, уменьшения мышечной массы, дерматита, рецидивирующих инфекций, белково-энергетического (маразм) или белкового истощения (квашиоркор). В развитых странах за­держка физического развития обычно ограничива­ется отставанием в росте и массе, диагности­руемым амбулаторно, в развивающихся - весьма распространены такие ее проявления, как рециди­вирующие инфекции и истощение (белковое или белково-энергетическое).

Степень задержки развития ко­личественно определяют, оценивая каждый из антропометрических показателей (масса тела, рост и весо-ростовой индекс) в процентах от средних возрастных на соответствующих диаграммах фи­зического развития. В отсутствие диаграммы, срав­нение с которой было бы корректно (например, при некоторых влияющих на физическое развитие забо­леваниях), опираются на многократные определе­ния антропометрических показателей в динамике. У детей, родившихся недоношенными, учитывают продолжительность недонашивания, так как до 1-2 лет корректированного возраста сравнение ан­тропометрических показателей с диаграммами для соответствующего корректированного возраста бо­лее точно, чем с диаграммами для соответствующе­го хронологического.

Отставание расценивается как легкое, умерен­ное или тяжелое, если масса тела составляет 75-90, 60-74 и менее 60% стандартного соответственно, рост - 90-95, 85-89 и менее 85 % стандартного соответственно, а весо-ростовой индекс- 81-90, 70-80 и менее 70% стандартного соответственно. Как правило, отставание массы тела проявляется раньше, чем отставание ро­ста. При хроническом недоедании масса тела часто соответствует росту, так как оба показателя отста­ют от возрастных стандартов.

Лабораторные исследования при отставании физического развития обычно мало информатив­ны, а потому их следует ограничивать разумным пределом. Для начала достаточно общего анализа крови, анализа мочи и определения свинца в сыво­ротке крови. Определение костного возраста часто помогает отличить семейную низкорослость, при которой он соответствует хронологическому воз­расту, от эндокринных заболеваний и расстройств питания, при которых он отстает от хронологиче­ского. Другие исследования, такие как определение функции щитовидной железы, всасывания и ацидемий, вызванных органическими кислотами или аминокислотами, потовая проба, назначают при соответствующем анамнезе или физикальных на­ходках.

Диагностика задержки развития

Диагностика опирается в первую очередь на анамнестические и клинические данные и наблю­дения взаимоотношений родителей и ребенка. По­следние, особенно во время кормления, зачастую важны в диагностике причин физического развития.

К ним относятся:

  • неспособность родителей обеспечить ребенку достаточное питание;
  • неспо­собность ребенка получить достаточное питание
  • его неспособность усвоить питание.

Питание ребенка может быть недостаточным из-за того, что родители не знают, как правильно кормить ре­бенка, имеют необычные убеждения относитель­но питания, потому что мать страдает депрессией или просто потому, что семья бедна. У детей пер­вых мес. жизни особенно важно выяснить состав питания, его режим и реакцию родителей на то, что ребенок беспокоен между кормлениями или, наоборот, просыпает очередное кормление. Нару­шения координации сокращения мышц полости рта и глотки, анатомические аномалии, сердечно­сосудистые расстройства, увеличение нёбных мин­далин и их рецидивирующие инфекции, (гипертрофия глоточной миндалины) могут нару­шать глотание. Основные причины недостаточного поступления источников энергии - рвота, понос и нарушения всасывания. В диагностике причин болезни надо исходить из возраста ребенка и клинической кар­тины.

Лечение задержки психического развития

Для успеха лечения необходимо уяс­нить, каково состояние здоровья ребенка и состо­яние его питания, понять, каковы проблемы семьи и взаимоотношения ребенка и родителей. Неза­висимо от причины необходимо создать в семье условия для нормального питания. Особая тща­тельность в восстановлении питания требуется при тяжелом истощении.

Если в основе патологии лежит заболевание, ведущее значение имеет его те­рапия. Тип усиленного питания зависит от тяжести задержки физического развития и характера забо­левания, вызвавшего ее. Например, при почечной недостаточности необходимо тщательно контро­лировать поступление с питанием белка. Эффек­тивность высококалорийного питания зависит от характера заболевания, его лечения и тяжести за­держки физического развития.

Грудным детям старше 6 мес. и детям 1-2 лет, у которых задержка физического развития обу­словлена психологическими и социальными при­чинами, продолжительность кормления должна быть 20-30 мин, начинать его следует с гу­стой пищи. Следует, по возможности, исключить отвлекающие моменты. Дети старше 1 года должны принимать пищу вместе с другими членами семьи.

Нельзя кормить насильно. Потребление воды, со­ков, низкокалорийных напитков следует ограничи­вать, а потребление высококалорийных продуктов, таких как цельное молоко, сыр, масло, сухие фрук­ты, - поощрять. Иногда целесообразно ввести вы­сококалорийные пищевые добавки, такие как Дуокал (Duocal) или Поликос (Polycose), высокока­лорийные добавки к цельному молоку или молочную смесь повышенной калорийности, содержащую более 20 ккал на 30 мл - Педиасур (PediaSure), Энсур (Ensure), Ресурс (Resource). Быстрая прибавка массы тела обычно подтверж­дает предположение о психологической и социаль­ной причине задержки физического развития.

Госпитализация показана при тяжелом истоще­нии, необходимости тщательного обследования, отсутствии соответствующего ускорения роста, не­уверенность в адекватности отношения родителей к ребенку. Если нарушения развития связана с заболеванием, в стационаре должно быть проведено обследование и лечение, не оставляющее родителей и ребенка неудовлетворенными. При за­держке физического развития ребенка госпитали­зируют на 5-10 дней для контроля калорийности питания и взаимоотношений родителей и ребенка. Цель госпитализации в подобных случа­ях - добиться ускоренного роста и научить роди­телей правильно кормить ребенка. Независимо от причины болезни к кон­цу госпитализации характер питания и его режим должны соответствовать рекомендуемым после вы­писки.

Прогноз

Независимо от причины задержка фи­зического развития на первом году жизни опасна. Максимум постнатального роста головного моз­га приходится на первые 6 мес. жизни. Его уве­личение на первом году равно увеличению за все остальные детские годы. Приблизительно у трети де­тей с задержкой физического развития, вызванной психологическими и социальными причинами, за­держивается психомоторное развитие, возникают расстройства социальной адаптации и эмоциональ­ные нарушения. При патологии, обусловленной заболеваниями, прогноз зави­сит как от характера болезни и тяжести задержки. Всем детям, у которых наблюдалась эта болезнь, следует в дальнейшем оценить когнитивное и эмоциональное развитие и постоян­но его контролировать, при необходимости при­менять коррекционные меры.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург