Эмоциональные игры. Игры на развитие эмоционально – волевой сферы

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

В своей профессиональной деятельности большое внимание я уделяю развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, которые помогут ребенку лучше понимать и описывать свое эмоциональное состояние.

"Моё настроение"

Для этой игры необходимо изготовить следующие картинки:

С детьми проводится беседа о том, что наше настроение можно сравнить с различными погодными явлениями.

Так, солнышко обозначает веселое, радостное, доброе настроение;

солнышко за тучкой - настроение в течение дня меняется, то грустное, то радостное;

тучка - грустное, печальное настроение;

туча с молниями - злое настроение;

тучка с капельками - печальное, тоскливое, обидное настроение.

"Цветное настроение"

Для этой игры мною был изготовлен радужный круг и маленькие схемы-пиктограммы, обозначающие эмоции.

С детьми проводится беседа о том, что наше настроение можно сравнить с различными цветами радуги. Так, яркие цвета могут обозначать радостное, доброе, веселое настроение; а темные - грустное, печальное, злое настроение.

Детям по очереди предлагается выбрать цвет своего настроения и объяснить свой выбор.

Также можно предложить деткам разложить схемы-пиктограммы, обозначающие различные эмоции на нужный сектор радужного круга также объясняя свой выбор.

"Угадай эмоцию"

Для этой игры потребуются схемы-пиктограммы (см. выше)

Их необходимо положить в мешочек или шкатулку. Далее ребенку предлагают вытащить одну картинку, посмотреть на неё и постараться изобразить мимикой такую же эмоцию. Остальные дети пытаются её угадать.

"Разрезные картинки"

Для игры необходимо подобрать картинки героев с изображениями различных эмоциональных состояний. Далее разрезать их на несколько частей. Детям рассказывается история о том, что злой волшебник заколдовал лесных жителей, и нам необходимо им помочь.

Дети складывают картинку и называют эмоцию героя. Как вариант, можно сложить картинку, назвать эмоциональное состояние героя и попытаться его изобразить.

Исходя их опыта моей работы в дошкольном учреждении, могу сказать что детям очень нравятся эти игры.

www.maam.ru

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников.

При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка, определенного уровня развития.

Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей? В игре. Играя ребята научаться контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающем миром.

Представленные дидактические игры помогут развивать эмоциональную сферу дошкольников, научат: различать основные эмоциональные состояния, сравнивать эмоциональные ощущения как своих так и других.

www.maam.ru

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе играет большую роль в моей работе. Для укрепления психического здоровья детей в своей группе я использую игры изготовленные мной.

Предлагаю для просмотра эмоциональную зону группы.

Для изготовления солнца я использовала само клеящуюся бумагу, картон. Играем по утрам в игру "Солнечное приветствие" (приветствуем солнце, педагога, детей-словом, комплиментом, ладонью, пальцем, боком и т. д), тем самым создаю положительный эмоциональный фон для дальнейшей работы.

Оформила зону на стене «Моё настроение». Использовала зеркала, само клеящуюся пленку, картон, кармашки (футляры от кассет).

Дети, приходя в детский сад (в группу) определяют своё настроение глядя в зеркало, анализируют, рассказывают о причинах его изменения, знакомятся с разными эмоциями, учатся владеть навыками управления своими эмоциями.

Использовала открытки для игры «Лепестки желаний». Дети вытягивают из - под волшебного цветка лепестки и продолжают начатую мысль. (Я люблю…. свою маму.)

«Я люблю и не люблю»

«Мне нравиться и не нравиться»

«Я умею и не умею»

«Я могу и не получается»

«Меня хвалят и ругают за … »

«Я хочу … » и др.

Эта игра формирует положительный образ «Я», позитивную самооценку, доброжелательные отношения, умение слушать сверстников, развивает мышление, речь. В конце игры открывается цветок и звучит мелодия (музыкальный цветок).

Смастерила "эмоциональных человечков" из картона и трубочек для сока. Она знакомит детей с разными человеческими эмоциями. Способствует развитию лучшего понимания себя и других.

Распечатала разные эмоции, которые дети используют при совместных обсуждениях, тем самым расширяют представления о собственных переживаниях (дают определение радости, страха).

В альбом «Наши эмоции» вкладываем вырезки и фото детей и взрослых с разными эмоциями.

Эмоциональные варежки помогают направлять внимание на выражение собственных и чужих эмоций. Дети показывают, как они радуются, грустят, определяют веселого сказочного (грустного персонажа, напевают ту или иную песню, получают призы.

Желаю творческих успехов. Спасибо за внимание.

www.maam.ru

Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей

Картотека игр

на развитие эмоциональной сферы детей

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Игра «Детский сад»

Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Игра «Художники»

Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.

Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

Радуется, веселиться, восторгается, злиться;

Радость, веселье, счастье, злость;

Игра «Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

Можно посадить за праздничной стол;

Нужно успокоить, подбирать;

Обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

Игра «Что было бы, если бы. »

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Что случилось? »

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно, » потому что… » Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. »

Игра «Выражение эмоций»

Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».

Дети выражают жалость

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… »

Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».

Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »

Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

«Крошка Енот»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».

Картотека игр и упражнений

ЭМОЦИЯ ГНЕВ

Гнев, злость

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

Жил (а) -был (а) маленький (ая) мальчик (девочка) .

Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а) .

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

Игра «Волшебные мешочки»

Цель: снятие психонапряжения детей.

Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда… »

«Я злюсь, когда… »

«Мама злится, когда… »

«Воспитатель злится, когда… »

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

Упражнение «Уходи, злость, уходи! »

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи! » Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Удивления

Удивление - это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.

Упражнение «Закончи предложение».

«Удивление – это, когда… »

«Я удивляюсь, когда… »

«Мама удивляется, когда… »

«Воспитатель удивляется, когда… »

Упражнение "Зеркало".

Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:

Что общего в том, как вы изображали удивление?

Игра "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

К нам пришел слон.

Мы оказались на другой планете.

Внезапно исчезли все взрослые.

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.

Этюд Фокус на выражение удивления

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Погода изменилась".

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

h4]]Картотека игр и упражнений

Эмоция Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.

Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.

Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.

Упражнение «Одень страшилку».

Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха.

Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Упражнение «Дорисуй страшного».

Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.

Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета… Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них.

Упражнение «Азбука настроений».

Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал.

Упражнение «Конкурс боюсек».

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.

Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся… ». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».

Упражнение «Рыбаки и рыбка».

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.

Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Упражнение «Воспитай свой страх».

Цель: коррекция эмоции страха.

Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д.

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: снятие страхов.

Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Картотека игр и упражнений

Эмоция Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.

Упражнение на разыгрывание историй.

Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.

«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

История 1 «Хорошее настроение»

«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».

Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

История 2 «Умка».

«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».

Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.

Игра с зеркалом.

«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на… »

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Упражнение «Изобрази… »

Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».

Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда… »

Составители: Соболева М. Ю., Сушкова В. С.

www.maam.ru

«Игры и упражнения для развития эмоционально-личностной сферы»

Цветотерапия

Упражнение №1

Цель: Коррекция страхов, инертности, апатии.

Ход: В пластиковые тарелки налить пальчиковую краску красного цвета. Под музыку мизинцами левой руки и правой руки ставить точки на листе бумаги. Спросите у ребенка: «На что похожа картина, которую вы нарисовали».

Игра№2 «Красный предмет в моей ладошке»

Цель: та же

Ход: Закрой глаза и приготовь ладонь. Когда на твоей ладони окажется какой – то предмет, сожми кулачок. (Взрослый кладет ребенку на ладонь небольшой предмет красного цвета.) Открой глаза, но не раскрывай ладонь.

Попробуй догадаться, что у тебя в ладони. (Ребенок высказывает свои догадки) . Молодец! Теперь рассмотри свой предмет. Опиши, какой он. (Крупный или мелкий, круглый, овальный, гладкий, шершавый, с рисунком, с дырочкой в середине и т. д.)

Упражнение №3

Цель: та же

Ход: Подготовить кусочки бархатной бумаги и нитки мулине красного цвета, шерстяные нитки того же цвета. На листе бумаги нарисовать контур цветка. Под музыку наклеить подготовленные кусочки разных материалов на контур нарисованного цветка.

Оранжевый цвет.

Упражнение №1

Цель: Используется при коррекции застенчивости, замкнутости, скованности.

Ход: На плотный картон нанести клей, насыпать пшенную крупу, распределяя по всему листу, подождать, пока высохнет. Под музыку пальчиковой краской оранжево цвета раскрасить пшено.

Упражнение №2Релаксация.

Цель: Та же

Ход двух цветов: красного и желтого.) после того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы! : Закройте глаза и представьте себя большой бабочкой оранжево цвета. (Включается музыка) . Рассмотрите ее получше. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.

Мы с вами только что представляли себя оранжевыми бабочками. Сейчас мы будем вырезать бабочку из листа белой бумаги.

Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого.) После того как все вырезали своих бабочек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжево узора на бабочке. Молодцы!

Желтый цвет

Упражнение№1

Цель: используется при коррекции гиперреактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки.

Ход: На листе акварельной бумаги нарисовать ветку мимозы. Из бархатной бумаги желтого цвета сделать конфетти. Под музык наклеить конфетти на изображение ветки, ветку и листья раскрасить акварельной краской зеленого цвета.

Упражнение№2

Цель: та же

Ход: Ребенок наклеивает свой листок на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет.

Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить то, что ему хочется.

Зеленый цвет

Упражнение№1

Цель: используются при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Ход: На листе акварельной бумаги или картона нарисовать грозди винограда. От куска пластилина зеленого цвета отрезать небольшой кусочек, скатать в шарик. Под музыку отделять от шарика кусочки и размазывать по изображению ягод, листья раскрасить акварельной краской светло-зеленого цвета.

Игра№2«Зеленые обитатели леса»

Цель: та же

Ход: Назовите лесных жителей – зверей, птиц, насекомых – зеленого цвета (зеленая ящерица, зеленая змея, лягушка, гусеница, бабочка, жучок, кузнечик и т. д.) . Сейчас каждый из вас превратится в любое зеленое существо, и когда зазвучит музыка, вы будете двигаться как ваши герои. То есть бабочка будет летать, кузнечики – прыгать, змеи-ползать, лягушка-скакать.

Покажите, как вы будете двигаться. Хорошо! Когда музыка остановится, ваш герой должен замереть на месте. (Игра повторяется несколько раз) .

Упражнение№3

Цель: та же

Ход: Бархатную бумагу зеленого цвета нарезать на полоски длиной 15 см. Под музыку наклеить полоски на лист акварельной бумаги или картона, промежутки раскрасить пальчиковыми красками, смешав зеленую краску с желтой. Покажите детям, как смешивать краски, добиваясь нужных оттенков, как пользоваться палитрой.

Голубой цвет

Цель: используется при коррекции тревожности, агрессии, повышенной возбудимости.

Ход: На акварельной бумаге приклеить несколько кусочков ваты (облака) .

Под музыку «Звуки природы. Пение птиц» пальчиковой краской голубого цвета раскрасить небо. Покажите детям, как смешивать синий и белый цвета, чтобы получился необходимый оттенок голубого.

Упражнение №2

Цель: та же

Ход: Подготовить 10 отрезков мулине голубого цвета. На листе акварельной бумаги или картона нарисовать несколько волнистых линий одну над другой. Под музыку наклеить нитки на линии, стараясь соблюдать форму.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

и эмоциональной сферы дошкольников.

«Осьминожки»

Это игра – приветствие, при котором дети, сидя на ковре, опуская пальчики на ковре, изображают осьминожек, которые ползают по полу и, встречаясь с другими осьминожками, здороваются и приветствуют друг друга.

В данной упражнении каждый ребенок может почувствовать себя в импровизированном море. Ребенок, изображающий купальщика, становится в круг детей, изображающих волны. «Волны» ласково поглаживают «купальщика» со всех сторон, приговаривая, «Мы тебя любим», и каждый ребенок может почувствовать нежность и ласку своеобразных волн.

«Волшебная ракушка»

Ведущий, рассказывает ребятам таинственную историю про волшебную ракушку, при этом описывая во всех красках подводный мир. Затем дает каждому из ребятишек ракушку, предлагая, приложив её к уху послушать, о чем ракушка хочет нам рассказать. А после, ведущий просит детей рассказать, о чем поведала им ракушка и спросить детей, как они предоставляют подводный мир.

«Подводный мир»

Она является продолжением игры «Волшебная ракушка», в которой малышам предоставляется возможность рисовать ладонями и пальчиками подводный мир так, как они его себе представляют.

По теме:

Материал nsportal.ru

Адекватные формы общения с детьми.

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет.

Ожидаемые результаты:

Развития высших чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных.

Сформированность высших эмоциональных свойств личности, (умение сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других) .

Наличие способности соподчинять мотивы, управлять своим поведением.

Стремление к достижению результата своей деятельности, развитие позитивного мировосприятия.

Управляемость эмоциональными процессами.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Психологами доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается: её необходимо развивать, создавая для этого определённые условия. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, на значения своих собственных поступков для окружающих».

Чтобы этого не произошло, необходимо в работе с детьми дошкольного возраста учитывать особенности данного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребёнка, так как он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития особенностей поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сферами.

Эмоция – это сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно мышечный и чувственно –переживательный аспекты. Нейрофизиологические процессы вызывают мимические и соматические проявления: частоту дыхания и сердечных сокращений, потоотделение, мышечный тонус и т. д. Они же посредством обратной связи осознаются человеком, в результате чего у него возникают эмоции.

На нервно – мышечном уровне эмоция появляется в виде мимики, пантомимики, голоса.

На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для человека.

Стимулами эмоций могут быть:

Сенсорная информация (боль, холод, голод)

Познавательная информация (оценочное суждение, предвосхищающая информация о том, что может случится, память ит. д.)

Нервно – мышечные раздражители (изменения температуры тела, кашель и т. д.)

Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным.

Безразличное, равнодушное отношение, обычно не связано с какими – либо эмоциями. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, верность чего до этого момента была невелика или во всяком случае не определенна.

Интерес – это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельства. Отрицательное отношение выражается в эмоциях не довольствования, горя, ненависти и:

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.

Важным заключением в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств. Ребёнок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы.

Ребёнок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к любому занятию, но также легко и отвлечь; чувства его быстро возникают и также быстро исчезают.

Он живо реагирует на происходящее, но его эмоции не устойчивы. Часто приходится видеть, что не прошло и 2-3 минут после перенесённой малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что показывают ему.

В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные, эстетические, интеллектуальные. Постоянные наблюдения за детьми позволяют нам предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует эмоциональная нестабильность.

При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития. Главные цели развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние (своё и окружающих людей) ; дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово) ; совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Деятельность с детьми:

Игра: «Озорные осьминожьи» Цель: эмоциональное развитие детей в процессе формирования познавательной сферы. Развивать воображение, мышление, формировать культуру общения детей, используя игру.

Игра: «Волшебный мешочек» Цель: учить детей распознавать у себя и других эмоцию гнева, выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Игра: «Котелок настроения» Цель: развитие эмоциональной сферы.

Игра: «Нарисуем гнев» Цель: игра помогает снять состояние агрессии, понять своё эмоциональное состояние, учить выражать эмоции с помощью рисунка, говорить о них, а также создавать модели поведения.

Игра «Живые цветы» Цель: поучить детей доверительному отношению друг к другу; развитие раскрепощённости в выражении эмоций.

Игра «Смешилки» Цель: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить положительно, воздействовать на настроение других людей.

Игра «Дождик и ромашки» Цель: помочь ребёнку научиться более свободно выражать свои эмоции, научить чуткости, поднимать настроение других людей.

Игра «По кочкам» Цель: снижение агрессивного поведения, гиперактивности, эмоционального напряжения; развитие саморегуляции, группового сплочения.

Игра «Вот так» Цель: формирование представлений о причинах эмоциональных состояний, развитие способности выражать эмоции вербальным и невербальным способами.

Игра «Раз, два, три-настроение замри» Цель: развитие способности определять эмоциональные состояния людей и выражать их с помощью мимики.

Игра «Кто как радуется (огорчается) » Цель: развитие способности изображать различные эмоциональные состояния вербальным и невербальным способами.

Игра «Кто смешнее засмеются» Цель: развитие способности передавать эмоциональное состояние радости.

Игра «Щекотушки» Цель: развитие навыков регулирования эмоций.

Игра «Рисунок по кругу» Цель: развитие групповой сплочённости и навыков совместной деятельности, уметь сотрудничать, развивать связанную речь.

Игра «Эмоции» Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка. Формы работы с родителями:

Анкета для родителей. «Охарактеризуйте эмоциональное состояние своего ребёнка».

Консультация. «Если дети рисуют монстров» Список литературы.

1. В. А. Крутецкой «Психология» Москва «Просвещение» 1986.

2. И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан «Психология» Издат. Центр «Ракселия» 2002.

3.«Общая психология» под редакцией А. В. Петровского М. Просвещение 1986.

4. Г. А. Широкова «Справочник дошкольного психолога» Ростов-на-Дону 2008 г.

5. Е. Г. Вотинова, И. В. Карнеева «Формирование эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста» 2009.

6. Журнал «Обруч» 2006.

7. Журнал «Дошкольное образование» 2003.

«Зеркало»

Глядя в зеркало, дети должны увидеть в нём:

  • Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения6 голова слегка откинута назад. Брови приподняты, на лице улыбка.
  • Удивлённого мальчика, или удивлённую девочку. Выразительные движения: рот закрыт, брови и верхние веки приподняты.

Печального мальчика или печальную девочку. Выразительные движения6 туловище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены

  • Злой мальчик или злая девочка. Выразительные движения: брови сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.
  • Испугавшийся мальчик или испугавшаяся девочка. Выразительные движения: брови приподняты вверх, глаза расширены, рот открыт как бы для восклицания.
  • Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения: голова слегка откинута назад, брови приподняты, на лице улыбка.

«Передай чувства по кругу»

С помощью мимических и пантомимических движений дети стараются передать друг другу заданное взрослым чувство по кругу.

«Тренируем эмоции»

Под руководством педагога дети выполняют мимическую гимнастику.

  • Улыбнись, как Буратино.
  • Удивись, как ребёнок, который увидел волшебный цветок.
  • Испугайся, как заяц увидевший волка.
  • Нахмурься, как осенняя туча.
  • Позлись, как ребёнок, у которого отняли мороженное.
  • Испугайся, как ребёнок, потерявшийся в лесу.

«Свет мой, зеркальце, скажи!»

Вы, наверное, все любите и знаете сказку «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? Вспомните слова, которые царевна говорила зеркалу:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Поставьте ручку на локоток и посмотрите на ладошку, так как вы смотритесь в зеркальце. Спросите у зеркальца радостно (затем гневно. обиженно и т.д.)

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

«Танец»

Ребёнок должен выразить в танце какое-либо чувство, например, «радость», «страх», «печаль», «удивление», «счастье», «жалость». Педагог использует музыку разную по характеру, чтобы ребёнку легче было выразить то или иное чувство.

Этюды, упражнения, направленные на развитие эмоций.

«Золотые капельки»

Представьте, что пошёл тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен тёплый летний дождь!

Выразительные движения: голова запрокинута. Плечи опущены, нежная улыбка.

«Цветок»

Представьте себе, что все вы превращаетесь в цветочки. Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.

Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить, затем поднять голову, распрямить корпус, встать. Руки медленно поднять в стороны – цветок расцвёл. Мимика6 глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Игры и упражнения, направленные на профилактику чувства обиды.

« Что звучит обидно?

Педагог по очереди бросает мяч каждому участнику и предлагает ответить на вопрос «Что звучит для тебя обидно?». Например, «Для меня обидно когда…дети не делятся игрушками, не здороваются, не берут в игру, когда смеются, когда толкаются» и пр.

Педагог обобщает сказанное всеми детьми и побуждает их к тому, чтобы они не обижали друг друга, относились к окружающим людям уважительно.

«Волшебный стул»

Грустному, обидчивому ребёнку предлагают присесть на стульчик. А остальным детям даётся задание придумать как можно больше ласковых и добрых слов и адресовать их товарищу.

«Мусорное ведро»

Педагог рассказывает детям о роли мусорного ведра и о том, что чувство обиды, как и мусор, нельзя копить, его надо выбрасывать. Но как это сделать? Можно рассказать о своей обиде в бумажный стаканчик, а затем смять его и выбросить в ведро. А можно нарисовать обиду, разорвать рисунок и так же выбросить в ведро.

Педагог предлагает детям использовать один из понравившихся вариантов, чтобы «выбросить» обиду.

«Тух- тиби-дух»

Все дети становятся в круг. Педагог сообщает по секрету волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее: ребёнок, который обиделся на что –либо, идёт по кругу, останавливается напротив одного из участников, смотрит ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнести волшебные слова: «Тух-тиби-дух!» В ответ на сказанные слова участник игры обидевшемуся приветливо улыбается и жмёт руку.

Водящим может стать любой ребёнок группы, если у него плохое настроение, или он на кого-то обиделся.

«Твой друг плачет»

Один ребёнок лежит на подушке, его обидели и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова.

Упражнение делают все дети по очереди, воспитатель помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.

«Дотронься до…»

Педагог громко произносит фразу:»Дотронься до…(и называет какой - нибудь цвет), а затем дети как можно быстрее найти в одежде друг друга найти этот цвет и дотронуться до него. То кто не успел, становится ведущим.

«Раскрась вторую половинку»

Нужно приготовить несколько половинок раскрашенных картинок. И ребёнок должен раскрасить вторую половинку точно так же, как раскрашена первая половинка. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половинку кортики, а затем её раскрасить. Это могут быть бабочка, стрекоза, домик, ёлка и т.д.

Найди отличие»

Детям предлагают внимательно посмотреть на картинку, сравнить предметы и их тени, найти сходства и различия.

«Пожалуйста»

Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокам с просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

«Замри»

Включите какую- нибудь танцевальную музыку. Пока она звучи, ребёнок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключаете звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

«Передай сигнал»

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (2 раза пожать руку, поднять руку вверх т.д.) Получивший справа и слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «Испорченного телефона».

« Запрещённое движение»

Дети стоят полукругом, Взрослый стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять всои вверх. А остальные движения повторяйте за мной.

Взрослый выполняет различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности соблюдали инструкцию.

«Слушай хлопки»

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на оной ноге, руки в стороны). Ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Суша – вода»

Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: «Я буду называть слова. При слове «суша» вы делаете шан вперёд, при слове «вода» - шаг назад». Ведущий начинает быстро называть слова, затем неожиданно говорит: «Берег, море, озеро». Игроки сделавшие шаги, выбывают из игры.

«Картошка, капуста, огурец»

Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: « Я буду произносить слова, сопровождая их движениями рук. Когда я скажу слово «капуста», нужно поднять руки ладошками вверх, при слове «картошка» - опустить руки вниз ладошками, при слове «огурец» - руки раздвинуть в стороны по диагонали». Затем ведущий начинает произносить слова, при этом показывая и другие движения. Участникам важно не сбиться. Кто собьётся, выбывает из игры.

«Нос-пол – потолок»

Ведущий называет слова «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, нос, потолок (иногда не на то что говорят, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что показывает ведущий. То, кто ошибся, выбывает из игры.

«Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», то все должны опустить руки вниз, если слово 2вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками.

«Зеркало»

Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует лёгкие физические упражнения. А дети воспроизводят его движения.

После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди выступает пред остальными. В каждой паре один совершает какое-- либо действие (например, хлопает в ладоши, или понимает руки, или делает наклон в сторону), а другой как можно точнее пытается воспроизвести его движения, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, на сколько хорошо «работает зеркало». Показателями правильности зеркала являются точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться, и починить испорченное зеркала. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.

« Да» и «нет» не говори!

Детям предлагают поиграть в интересную игру. Им необходимо отвечать на вопросы, соблюдая одно условие, не употреблять слова «да» т «нет».

Примерные вопросы для беседы:

Ты девочка? Ты мальчик?

У тебя есть игрушки?

Ты ходишь в детский сад?

Ты далеко живёшь от детского сада?

Ты любишь мороженное?

Ночью солнце светит?

Ты любишь ходить к врачу?

Ты ходишь в школу?

Тебя зовут…(неверное имя)? И т.д.


Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4 . Упражнение «Музыка и эмоции».

П рослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

7.Про Таню (горе - радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3 . Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?


Здравствуйте! С Вами снова семья Шевцовых со статьей об эмоциональных играх . С этой статьей мы участвуем в в номинации «Все хочу на свете знать «.

Разные точные науки очень нужны человеку, но не менее важно научить его комфортно чувствовать себя в окружении других, уметь их понять и правильно реагировать в различных ситуациях. Поэтому сегодня предлагаю несколько игр для эмоционально развития ребенка.

Вначале понять, а потом и научиться контролировать разные свои эмоции – задача не простая не только для детей, но и порой для взрослых. Довольно часто маленький ребенок не может осознать свои чувства в разных ситуациях. Как же научить малыша понимать обуревающие его чувства, выражать свои эмоции адекватно и находить нужные варианты поведения в определенный момент?

Можно, конечно, поискать в магазине что-нибудь из пособий или игрушек, которые помогут в игровой форме научить ребенка понимать, определять и управлять эмоциями, но их катастрофически мало. Значит нам, родителям, следует проявить изобретательность и придумать свои игры. Предлагаю вашему вниманию несколько наших любимых эмоциональных игр.

Эмоциональный календарь настроения

Мой сын Дима пошел в садик где-то в 2,5 года. Садик ему не понравился и холить он туда совершенно не хотел. Говорил, что лучше сразу в школу, как Маша:-).

Поэтому для Димы я решила сделать календарь его настроения. Такой календарь часто используют вожатые в детских лагерях и воспитатели в детских садиках.

Календарь особо не отличается от покупных, за исключение того момента, что рядом с числом у него есть свободное место.

Суть игры проста – когда Дима возвращается домой из садика, я расспрашиваю как прошел день, какое у Димы было настроение. Потом мы рисуем нужное личико на календаре. В воскресенье мы вместе с Димой считаем, сколько же было радостных денечков с веселыми рожищами, а сколько дней – было плохих. Мы еще и в конце каждого месяца такие же подсчеты делаем.

Дима всегда спешил домой, чтобы поскорей нарисовать веселую рожицу. Сначала я рисовала рожицы сама, а потом разрешила Диме рисовать рожицы самостоятельно.

Через несколько месяцев мы заметили, что радостные мордашки на нашем календаре встречаются все чаще. Выходит, что в садике Диме было не очень грустно.

Этот календарь помог Диме научиться ориентироваться в днях недели — он все время считал когда настанет выходной, когда не надо ходить в садик.

Самодельный конструктор «Эмоции»

Эмоции мы с Димой осваивали с помощью самодельного конструктора.

Я вырезала овал для лица и разные виды ртов, бровей, глаз и носов Мы взяли плотный картон желтого цвета (можно было бы использовать приятненький для маленьких ручек материал — фетр или флис).

Сначала я сама показывала Диме, что лицо человека состоит из отдельных частей. Потом показала эмоции грусть и радость, напомнив истории из Диминой жизни, когда он грустил, что потерял машинку и радовался, когда нашел. Еще мы вспоминали мультяшных героев, которые радовались и грустили.

Скоро Дима сам стал складывать разные лица, изображая эмоции, которые я ему показывала, а потом уже придумывал сам.

Еще мы играли в «путаницу» — меняли местами части лица.

А еще играли в «запоминайку», когда Дима отворачивался, а я меняла то нос, то глаза и сынок пытался угадать, что изменилось.

Игра «Тренируем эмоции»

В эту игру мы играем всей семьей, чем больше людей, особенно детей, тем лучше.

Выбираем ведущего и он называет эмоцию, которую нужно изобразить. Причем не просто нужно изобразить улыбку, а придумать интересный сюжет: «Улыбка беззубого младенца» или «Улыбка хитрой лисички».

Когда требуется изобразить злость, можно показать сюжет «Голодный злой волк» или «Злая »

Еще мы изображали усталость: «Папа устал, перетаскивая тяжелый шкаф», «Мама устала, неся большой пакет продуктов».

В этой игре мы старались изображать все эмоции, даже самые простые с разными ситуационными оттенками.
Победителем становится тот, кто сможет подобрать больше всего вариантов эмоций.

Эмоциональная игра: листочек гнева

Всем известно, что нельзя таить в себе гнев и обиду и советуют выплескивать эти эмоции разными способами, к примеру разрывая в клочья лист гнева или громко крича в мешочек.

Листики гнева в нашей семье и Маша и Дима делают сами. Они рисуют что-нибудь и вешают на стену. А когда одолевает злость, то детки подходят к своим листочкам, срывают их, тщательно мнут, рвут и выбрасывают.

Раскрою Вам маленький секрет. Листочки гнева можно бросать не в мусорку, а в баскетбольное кольцо. При этом детки тренируют меткость.

Еще мы смятыми листочками играем в домашние «снежки» и делаем бумажных снеговичков.

Игры для снятия стресса: мешок для крика и другие.

Детки очень любят кричать. И кричать детям даже полезно, естественно, в меру.

Только кричать нужно в специальный мешочек, который сошьет мама. Захотелось покричать, открываем мешочек и кричим, пока не надоест: и ребенку хорошо — выплеснул ребенок и мама довольна — никто не пострадал)

А еще снятию стресса хорошо помогает боксерская груша , да и небольшая подушка годится. Нужно подвесить грушу или подушку и «чесать» кулачки.

Если ребенка кто-то обидел, можно нарисовать обидчика смешным или некрасивым и выбросить в ведерко.

А можно слепить из пластилина и добавить лишние части тела. Отобрал игрушку — на тебе лишнюю руку; толкнул ногой — получи лишнюю ногу и т.д. Такие занятия заставят ребенка улыбнуться и забыть обиду.

Надеюсь, вам пригодится подборка наших эмоциональных игр ! Спасибо за внимание!

Волшебная игротека

Игра «Встаньте все те, кто…» (с 5 лет)

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ход упражнения: Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

Игра «Море волнуется» (модификация игры)

Цель: тренировать детей в выражении с помощью мимики и позы заданных эмоциональных состояний.

Ход упражнения: Дети свободно передвигаются по комнате и по сигналу ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ….. замри». Дети с помощью мимики изображают эмоцию.

Игра «Дразнилки снежками».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, побуждение к соблюдение определённых правил.

Оборудование: снежки из ваты, колокольчик.

Ход упражнения: Дети кидают друг в друга снежки, при этом обзываются названиями продуктов. По сигналу ведущего собираются снежки в коробку. Психолог оговаривает правило, что кидать можно только по ногам, спине, животу. Нельзя кидать в голову и по лицу.

Игра «"Угадай эмоцию"

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: схематическое изображение эмоций.

Ход упражнения: На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра «Мои ощущения»

Цель: расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими его эмоциями.

Оборудование: подборка музыки с разными эмоциями.

Ход упражнения: Дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент. Потом дети называют испытанные эмоции в момент прослушивания.