Духовное воспитание. Сущность духовно-нравственного воспитания личности

Духовное развитие – это то, о чём сегодня много говорят, но все определяют по-разному. Для кого-то это означает чтение священных книг, для кого-то – посещение театра, концертов и выставок, кто-то видит в духовности «расширение сознания» и выход на связь с нематериальными сущностями, а кто-то – возможность осознать своё предназначение в этом мире.

Лично для меня понятие духовности определяет наши отношения с Создателем, степень близости нашей связи с ним. А Бога каждый представляет себе по-разному, хотя само по себе это занятие (попытка Его представить) довольно бессмысленное.

Однако в силу своей природы мы всегда пытаемся осознать рассматриваемый объект, да ещё и представить себе его визуально. В данном случае, при любых представлениях, думаю, все сойдутся на мысли о том, что речь идёт о субстанции энергетической.

Сразу возникает вопрос: о какой именно энергии мы говорим? Ответ нам заранее дан: Бог есть любовь! Совсем недавно я поняла, что любовь не следует рассматривать, как чувство, потому что на самом деле это – энергия.

И то максимальное, что мы можем испытывать, переживая это чувство – всего лишь микроскопическая доза той энергии, при помощи которой создавалась вселенная.

Все цели, которые мы ставим перед собой в этой жизни, какими бы амбициозными они ни были – преходящи. А вот энергия (мы помним из курса физики) вечна!

Любовь – это тот мостик, при помощи которого осуществляется наша связь с Творцом, а духовное развитие – усилия, направленные на то, чтобы мостик этот был крепким и надёжным.

Поскольку Любовь – энергия Творения, она не может ничего испортить или разрушить. Она призвана для созидания и украшения нашей жизни. И в духовном развитии ребёнка, как я себе представляю, основная задача родителей – наполнить его сердце и душу этой благодатной энергией настолько, насколько это возможно, по максимуму.

Не бойтесь испортить ребёнка чрезмерной любовью. Портит всегда недостаток любви. Именно «недолюбленные» дети бывают самыми сложными и проблемными в воспитании.

Среди всех атрибутов преуспевания в жизни: здоровье, карьера, материальное благополучие, семья, самое главное – это то, как мы на самом деле относимся друг к другу.

А это определяется той мерой любви, которая находится в вашем сердце. Отсюда можно сделать очень простой вывод: хотите иметь счастливого и благополучного во всех отношениях ребёнка – создайте вокруг него атмосферу всеобщей любви.

Я хочу уточнить, что речь идёт именно о любви всеобщей. То есть недостаточно, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым. Он должен видеть любовь в отношениях между всеми взрослыми, которые его окружают.

Только тогда не возникает перекоса и любовь становится для него нормой жизни. Ребёнок приходит в этот мир, ощущая себя его центром. Он бесконечно от нас что-то требует, и эти требования выражает криком.

В какой-то момент, когда получить желаемое при помощи крика не удаётся, он пробует перейти к физическому воздействию. Попытка применения силы по отношению к взрослому происходит до смешного рано: у кого-то в год, у кого-то в немного более старшем, но всё равно смешном возрасте.

Когда мой сын впервые поднял кулачок и попытался ударить бабушку, она взяла этот кулачок в свою руку, разжала его и … поцеловала каждый пальчик, сказав при этом: «А я тебя всё равно люблю».

И свершилось чудо: он протянул к ней ручки, обнял её, заплакал и сказал: «Прости меня, бабушка!». Любовь всегда творит чудеса. Для меня это был наглядный урок на всю жизнь. Большинство родителей совершает ошибку, пресекая агрессию ребёнка силой. В ответ они получают десятикратную агрессию.

Музыка, театр, книги – это всего лишь пути-дорожки, по которым мы приближаем свою душу к состоянию приятия и любви ко всему Творению, это ещё не духовность, а способы приближения к ней. Духовность – это Любовь.

А ваши отношения в семье (к родным, к соседям, к знакомым) наполнены любовью, пониманием, сочувствием, состраданием? Если нет – вы не имеете права воспитывать ребёнка.

Конечно, я говорю сейчас об условиях идеальных. Но, с другой стороны, почему ваш ребёнок не должен их иметь? Просто потому, что в каждом из окружающих его взрослых слишком много эгоизма?

Конечно, во взрослом мире есть много своих сложностей, проблем, противоречий. Но в каждой семье, где растёт ребёнок, имеется прекрасный повод для взрослых поработать над собой, над наполнением отношений в семье любовью.

Ради здоровья и счастья самого главного, что у вас есть. Потому что именно это – основа, база, без которой ничего хорошего в жизни вашего ребёнка возникнуть не сможет по определению: нельзя построить дом без фундамента.

Духовное развитие как раз и является таким фундаментом, на котором только и могут раскрыться, расцвести все остальные возможности. И в этом вопросе среди великих педагогов всех времён нет разногласий. Начните с главного!

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм - главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании - это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности - большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании - духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей - главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма - модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе - взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель - Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников - это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания - это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.

Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагог как ключевая фигура

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Компетентность

Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности - методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Мировоззренческая эрудиция

Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей - христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  1. Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  2. Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  3. Становление гражданственности, (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).

Путь развития профессиональной компетентности

В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

Гармония жизни современного учителя

  1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви - относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
  2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
  3. Гармония с Абсолютом Добра - любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.

Принципы духовного воспитания

Опыт воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

Системы ценностей

Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

Следует всегда помнить наставления "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

Слободчиков В. И.

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент – так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог - это одно, а то, что может сказать и сделать педагог - это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит - могут стать подлинными со-работниками.

Первая позиция - духовная ситуация в современном мире и в России - в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция – понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Здесь мы с вами должны опять сделать разметку или произнося это слово, мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция - может быть в кавычках, как некая метафора - это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека. А где все это живет? - это живет в наших мозгах или это живет в книгах, или есть какое-то другое более внятное пространство, и мы должны его обозначить.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано и потихоньку она входит в профессиональный язык педагогов – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа», вот такими глобальными оргформами мы оперируем, а существо дела зачастую пропадает за этой организованностью, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто (не что?), а кто встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах - это требует специально отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа - школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некая криминально-временная метка и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы часто не обсуждаем. Или ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, т.е. мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками существует.

И еще один момент (он не последний) - это вопросы, связанные с проблемой семьи, семья - как малая церковь, прежде всего в этом своем измерении, не только в со-циальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю - встреча поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы постоянно любые человеческие объединения сводим к понятию коллектива, у нас всегда только коллектив - как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура. А вот что там внутри, сам дух общности - к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы у нас и у наших детей станут более прозрачными.

Это примерная разметка проблемного поля нашей с вами Встречи. Разметка не полная, оговорюсь сразу, она может быть расширена, более детализирована, и частично я попытаюсь сделать это в своем сообщении.

1. Духовная ситуация в мире и в России

Сегодня практически у всех на слуху такие слова, такие два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь, как глобализация и постмодернизм. Эти два принципа, эти две, если можно так сказать, головные боли современного мира уже фактически привели к цивилизационному кризису не только европейского, и планетарного масштаба.

Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно – призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

Сверхценностью объявлена демократия, ради которой можно идти на уничтожение не только государственного строя, но и целого народа. Это мы наблюдали в Югославии, это мы ощущаем у себя в России. Самый последний урок – это Ирак, в списке ожидания - целый ряд других стран, а сама эта тенденция набирает силу, например, сегодня на Украине.

В свое время, будучи в Штатах и разговаривая с американцами, я сталкивался с таким вопросом: «Ну почему у многих вызывает раздражение наше поведение, наши требования, когда мы появляемся в Европе, в вашей стране?» – Я отвечал: «По одной простой причине, вы хотите, чтобы на каждом квадратном метре планеты была Америка. Вот вы пришли на Северный полюс. Там живут белые медведи. Вы не хотите, чтобы там жили белые медведи по своим, медвежьим законам, вы хотите, чтоб там было по-американски, чтобы там был Макдональдс, чтобы были все удобства и т.д., т.е. везде, на каждом квадратном метре. А как это можно сделать? Только снести бульдозером нечто уже существующее, и на этом месте, как на пустом месте построить то, к чему есть навык и привычка. Поэтому идет тотальная цивилизаторская война - она не горячая и не холодная; это тотальное переустройство самого сознания того или иного народа, разрушительное переустройство его многовековой культуры. Как когда-то европейцы были цивилизаторами так называемых диких примитивных племен, они и поступали соответствующим образом. Сейчас эта тенденция достигла и самой Европы. Целый ряд европейских стран должен подвергнуться этой цивилизационной модернизации.

Сегодня уже фактически сложилась идеология постмодернизма (самая «современная современность»), который настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны – как договоримся. Отсюда еще две идеологические приманки – толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лицемерная терпимость; терпение, так сказать, стиснув зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации направлены на то, чтобы разрушить, смести, или, по крайней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа – в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще – хоть какого-нибудь осмысленного уклада. Только в этом случае можно будет превратить народ в этнографическую массу, в так называемое население.

Здесь необходимо учитывать две составляющие. Политико-экономическая составляющая, которая задает тип государственности и его границы, и духовно-культурная - глубинная составляющая, которая цементирует и сохраняет во времени такую реальность, как народ - с его исторической памятью и со своей системой ценностей.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании исчезает (падает) до некоторого критического уровня понятие «норма». Для того чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством в плане сохранения общественного человеческого сознания в России обладает только православная Церковь!

Вы знаете, что даже у нашего организма есть специальный механизм, который отторгает некое чужеродное тело, попадающее в наш организм. Например, несовместимость тканей. Уже на генном уровне есть мощные механизмы защиты, которые придают уникальность, единичность, некую самостность любому организму.

Известно, что эволюция человека осуществляется по двум направлениям: совер-шенствование формы развития и обогащение сознания. При повреждении духовно-культурного генетического кода происходит потеря достижений, как в развитии формы, так и в становлении сознания. Геноослабленность в области сознания может происходить незаметно, поскольку форма человека при этом почти не ухудшается. Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут также происходить неприметно, общество может их «не замечать», впадая в «апокалипсис мелкого греха», возводя грех в ранг нормы (добродетели). Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в скрытой (незаметной) форме.

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья`.

Сейчас в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о духовном и нравственном воспитании, где самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его высокими духовными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей. Задача духовного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. добро зло общество поступок

В Концепции модернизации российского образования прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание нового поколения представляет собой проблему, которая становится национальным делом. Для решения этой проблемы, решения задач воспитания призван классный руководитель. На него возлагается важнейшая задача координации и направления усилий всех педагогов образовательного учреждения по формированию воспитательной системы, благодаря которой состоится самоактуализация личности растущего человека.

  • 1. Организационный момент
  • - Сегодня мы с вами будем вести разговор о добре и зле. (Включается проектор (1-ый слайд)).
  • 2. Постановка цели урока
  • - Итак, какие цели нам необходимо поставить перед собой на уроке, чему мы научимся на этом уроке?

Выберите те выражения, которые, по вашему мнению, будут сопутствовать целям, подчеркните их красным цветом и те, которые будут сопутствовать результату данного урока, подчеркните зелёным.

3. Изучение нового материала

Среди христиан существует мнение, что добро и зло, это почти одно и то же, так как являются плодами одного дерева. Это привело к тому, что верующие не чувствуют осуждения от творимого ими зла и не видят надобности в творении добра. Однако Библия - Слово Божие - очень ясно говорит, что добро и зло - это совсем не одно и то же, а наоборот, явления диаметрально противоположные. Писание ясно даёт нам понять, что добро - от Бога, а зло - от дьявола.

Библия нигде не призывает нас делать зло. Наоборот, она призывает делать только добро, отвращаясь от зла. Так откуда же появляется суждение, что добро и зло - вещи одного порядка?

На примере понятных нам образов, таких как, дерево, плод, змей и др.- образно показана «модель» грехопадения человечества.

  • - Дети, как вы думаете, кто на самом деле говорящий змей, обольстивший Еву (это дьявол).
  • - Давайте подумаем, что же именно символизируют деревья, что «посреди рая» и что символизируют их плоды.

Два дерева по среди рая, символизируют жизнь по двум разным принципам - жизнь по принципам Божьим (дерево жизни) и жизнь по принципам врага Бога - дьявола (дерево познания добра и зла). Жизнь в Боге, с Богом и по Его святым принципам любви и гармонии, аллегорично (преувеличенно) представлена в виде «дерева жизни». Только плоды такого «дерева» могут давать вечную жизнь, ведь живущие свято и праведно, достойны неба. В контакте с Богом происходит познание нами добра и зла в совершенном, истинном, то есть в Божьем понимании. Происходит познание Его мудрости и Его закона, что ведёт к праведности, святости, а значит к жизни.

Посреди рая было дерево «познания добра и зла», употреблять «плоды» которого было запрещено Богом. Дерево «познания» символизирует жизнь по принципам, предложенным дьяволом. Это говорит нам о том, что к моменту появления первых людей, к сожалению, зло во вселенной уже зародилось. Дьявол, поднявший восстание против Бога, предложил свой путь развития вне Бога. Естественно, что первые люди, как и все существа во вселенной, наделённые правом выбора и свободой волеизъявления, имели право выбрать любой из этих путей, но они были заранее предупреждены Богом о последствиях, то есть о неминуемой смерти в случае выбора дьявольского, греховного, эгоистического пути.

И так всю жизнь человек подвергается испытаниям при выборе того или иного пути. Очень тяжело не искушаться и не грешить, но отказываясь от чего-либо, мы становимся сильнее, мы укрепляем свою силу воли.

  • - Скажите, что такое добро, что такое зло?
  • - Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтоб наша жизнь стала чуть лучше? (ответы детей)
  • -Как же нам стать добрее?
  • - А вы слышали когда-нибудь слово «БОМЖ»? Кто это такой?

Это человек, оставшийся без жилья, обездоленный, несчастный.

  • - Как ему живется? Что он ест? Почему остался на улице? Что он чувствует? Есть ли у него друзья, родственники?
  • -Что вы думаете, когда проходите мимо такого человека?

Я расскажу вам одну притчу. Каждое утро по берегу моря ходила старая женщина. Она была в рванной и грязной одежде. Она что-то собирала в черный пыльный мешок. Женщина улыбалась каждому встречному ей ребенку, но они в ответ корчили ей рожи (думали, что она больная). Позже выяснилось, что женщина каждый день собирала с песка осколки стекла, чтоб никто из детей не поранил свою ножку…

Если будем думать о других, мы сможем сделать мир чуть лучше. Давайте смотреть глубже. Учиться анализировать и размышлять над поступками людей. Нельзя судить о человеке по внешнему лишь только виду!

Что еще можно сделать? Каждый из вас встречался с компьютерными играми, с теми в которых нужно стрелять, убивая других. Мы можем до конца не осознавать всего ужаса происходящего. Наше сознание страдает от этой жестокости, мы выносим ее из виртуальной жизни в реальную. Мы становимся грубы и жестоки.

Первым шагом на правильный путь может стать такой поступок, как отказ от таких игр.

Доброта-это качество изначально присущее душе. Доброта проявляется:

  • 1. В склонности к позитивному мышлению в отношении других;
  • 2. В способности быть непритязательным по отношению к другим;
  • 3. В мягкости сердца.

Настоящая доброта всегда проявляется там, где есть правильное понимание того, как помочь людям, и там, где есть твердость характера, способная противостоять их недостаткам. Существует особый вид доброты--МИЛОСЕРДИЕ. Это милость сердца, жалость, сострадание, любовь к людям. Милосердие не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.

Давайте подведем итоги и сделаем вывод о том, что ДОБРОТА это: (дети)

Умение радоваться удачам других, умение сопереживать, умение сочувствовать, умение прощать и просить прощения, умение сострадать, сильный всегда защищает слабого, помощь другому человеку не ради выгоды, а бескорыстно, противоречит злу.

Доброта--это то, что совершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Преимущества доброты.

Доброта обеспечивает открытость по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

Доброта дает зоркость - для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

Доброта дает возможности становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

Доброта дает энергию для совершения добрых дел.

Проявления доброты в повседневной жизни.

Семейные отношения. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, в то, чтобы объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, дети вырастают добрыми людьми.

Как развить в себе доброту.

Общение с Богом. Бог есть высшее проявление доброты.

Чуткость к окружающим. Проявляя интерес к окружающим людям, заботу о них -- человек проявляет доброту.

Участие в благотворительных акциях. Доброты не бывает без сострадания; участвуя в благотворительных акциях, люди проявляют сострадание и воспитывают в себе доброту.

Чтение. И духовная, и большая часть светской литературы, обращается к лучшему к человеку; пробуждает она, в том числе и доброту.

Какие добрые дела мы можем совершать сами?

  • -проявить заботу о членах семьи: поухаживать за старенькой бабушкой, помочь уставшей маме, поиграть с младшим братом...
  • -помочь пожилому человеку нести сумку;
  • -сделать скворечники весной, кормушки для птиц зимой;
  • -накормить бездомных животных,
  • -отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
  • -помочь детям сиротам и инвалидам;
  • -посадить цветы, дерево, помочь в благоустройстве территории школы...