Доу «детский сад «золотой петушок» П. Пангоды пояснительная записка. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия В старшей группе «Осенние заботы человека

Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустар­ников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспиты­вать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фрук­тов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия

Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (Птицы не успеют улететь на юг, животные не пригото­вятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснутся, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, пло­ды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяет ся прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы под­готовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).

Правильно, это прежде всею сбор урожая. (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с по­лей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои цен­ые питательные качества.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полез­ными и вкусными крупами; манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т.д. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука - будут и ма­кароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Позаботился человек о зерне, теперь об овощах пора подумать.

Ребята, какие овощи собирают на полях? (Помидоры, огурцы, бак­лажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.)

Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче. (Рассказы детей).

Как в вашей семье хранят овощи зимой? (Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и поми­доры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.)

Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафа­реты). Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку в мешках, огурцы и помидоры в банках, капусту - в бочке, перец - на ниточку, грибы - на ниточку, лук и чеснок - в косы и т.д.)

Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.

Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят, сушатся, а в доме стоит такой чудесный травя­ной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспи­татель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы, березовых листьев, плодов шиповника, бо­ярышника, красной и черной рябины и др.)

Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить от вара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).

Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Работы ещё мною. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, пле­ти, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удоб­рения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапы­вают деревья и кустарники, обрезают сухие ветки, белят деревья специаль­ным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарни­ков и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустар ников и многолетних цветов.)

Сегодня на прогулке мы также займемся посадкой растений, укра­сим наш участок новыми насаждениями. Будем ухаживать за ними до самой весны. Осенью прикроем корни листьями, зимой будем засыпать пушистым белым одеялом - снегом.

Если правильно посадим растения и будем бережно за ними ухажи­вать, то весной будем радоваться зеленым листочкам на них.

Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам? ( B деревне - утеплить ко­ровники, курятники, приготовить дрова и уголь для отопления дома. В городе - отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.)

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо? (Отре­монтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленые грибы, моченые яблоки, сушеные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варе­нье, повидло, джемы, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семеч­ки, орехи и т. д.)

Спасибо тебе, земля-матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая. (Дети говорят хором.)

Па прогулке занимаются посадкой кустарников и многолетних цветов.

Проект «Золотая волшебница осень!»

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети старшего возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: в условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая волшебница осень».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • способствовать развитию памяти, восприятия;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов ОД;
  • подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  • подготовка для родителей информационных листов по теме «Осень»;
  • беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Золотая волшебница осень!»

Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим :

  • «Осенний лес. Дары леса»
  • «Приметы осени»
  • «В гости к осени»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

  • «Бабочка» (из листьев)
  • «Жар – птица» (из листьев)
  • «Лесовичок» (из шишек)

Беседы:

« Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени», экскурсии в сосновый бор и березовую рощу

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа :

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

« Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое

развитие

Творческое рассказывание детей по темам:
  • «Мы гуляли на участке»
  • «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок об осени.

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Чтение художественной литературы:

  • Пословицы, поговорки, загадки об осени
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
  • А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
  • А. Плещеев «Скучная картина»
  • К. Бальмонт «Осень»
  • Н. Сладков «Осень на пороге»
  • Е. Благинина «Улетают, улетели»
  • Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
  • А. Ерикеев «Наступила осень
  • Л.Толстой «Дуб и орешник»
  • З.Федоровская «Осень»
  • К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
  • Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры : «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Третий лишний»,

«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Когда это бывает?», «Назови одним словом»«Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева)

«Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность:

  • участие в субботнике «Чистый двор»
  • сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • подготовка клумбы группового участка к зиме
  • укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое

развитие

Аппликация:
  • «Осенние деревья», «Осень в ладошках»
  • «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
  • «Что нам осень подарила»

Рисование: рисование с элементами аппликации

«Дождь идет»

  • «Нарядные грибочки»
  • «Осенний лес» (пейзаж),
  • «Дары осени» натюрморт

Лепка

  • «Ветка рябины»
  • «Овощи»
  • «Грибочки»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Деревья осенью»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

  • «Осенний праздник»
  • «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)
Физическое

развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

  • Стендовая информация для родителей, консультация «Влияние природы на духовное развитие ребенка »;
  • Круглый стол с родителями «Воспитание доброты к природе»
  • Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
  • Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
  • Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
  • Организация выставок детских работ;
  • Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;

Продукт проектной деятельности:

  • семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
  • работы детей на тему «Осень»;
  • выставка совместных работ

Презентация проекта:

  • досуг «Осень в лесу»;
  • выставка «Осенняя фантазия»

Результаты проектной деятельности:

  • в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Литература

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014

  1. «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В.Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005
  2. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008
  3. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвяшение 1981
  4. «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005
  5. « Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
  6. «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
  7. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991
  8. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981
Программное содержание:
Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде, для употребления в пищу)
Уточнить представления о многообразии овощей, формировать умение обобщать по существенным признакам. Систематизировать знания о труде людей осенью, уборка урожая, заготовка на зиму продуктов, семян.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно, полно отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Словарная работа - корнеплоды, консервирование.
Развивающая среда - поднос с овощами, карточки с изображением овощей, банки с соленьями, семена овощей, шапочки с изображением овощей.
Предварительная работа.
Беседа об овощах и труде людей осенью, проведение дидактических и настольно- печатных игр, загадки, чтение стихотворений, рисование и аппликация овощей, сюжетно - ролевая игра в магазин, знакомство с работой продавца в овощном магазине.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка - течёт ручеёк дружбы
(дети с закрытыми глазами слушают музыку)
Пожелаем всем доброго дня.
- Ребята, какое сейчас у нас время года? Что было бы если бы после лета наступила зима?
Дети: Такого не бывает. В природе все идет по плану (одно время за другим)
- Как люди готовятся к холодной зиме? Что принесла в подарок осень?
(урожай овощей, фруктов)
Осень - дивная пора,
Любит осень детвора
Груши, сливы, виноград
Все поспело для ребят.
-Как называется первый осенний месяц? Какая осень, почему?
(ранняя, золотая, щедрая- урожай грибов, ягод, овощей)
- А где растут овощи?(на грядке)
Летом славно потрудились
Наши ручки не ленились
И богатый урожай
Дружно с грядки убирай
Вот капуста и морковка
Соберем их быстро, ловко
Будет на зиму запас
Закрома полны у нас.
-А кто выращивает овощи?
Показать семена(они все разные, у всех овощей есть имена)
-Что надо делать с семенами? (поливать, рыхлить, чтобы дышали, воздух поступал)

Есть такая пословица- « Что посеешь, то и пожнешь»

Все ли овощи растут на поверхности земли? Какие? (огурцы, помидоры, перец, кабачок, тыква)
Есть корнеплоды (корни находятся в земле).
-Что делаем с овощами? (выдергиваем из земли - редис, петрушка, репа, картошка, морковь, лук, свекла)

Игра 1: «Вершки, корешки».( на магнитной доске).
Игра 2: - «Вершок, вершок, где твой корешок ?» (дети вершки и корешки ищут себе пару)

Все овощи разные, отличаются друг от друга.

Игра 3: « Чудесный мешочек».
(дети на ощупь определяют овощ и рассказывают о нем)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Иван, Иван вырывай бурьян
(дети наклоняются и обеими руками вырывают сорняки, отбрасывают их в сторону от себя)
Чтоб росла редиска
Чтоб росла морковка
Зеленел лучок (имитируют посев семян)
Не ленись, дружок!
(имитируют работу граблями и другими огородными инструментами).
Чтобы была репка сладкая и крепкая
Чтоб капусты кочан рос большой, как чугунок.
(делают широкий круг - растягивая руки)

Все ли овощи можно есть сырыми?

Игра 4: « Определи на вкус.»
(показать кусочек овоща всем и положить в рот ребенку - глаза у него должны быть закрытыми)

А как вы помогали в огороде своим родителям, бабушкам и дедушкам?
- Как хранить овощи?
Есть такие овощи, которые долго не хранятся, их солят, консервируют.

Аппликация - Будем с вами консервировать на зиму огурцы и помидоры.
На столе лежит вырезанная из картона банка - дети вырезают огурцы и помидоры, наклеивают на банку.
- Как складываем полоски?
- Как срезаем уголочки? (плавно, поворачивая)
(Когда справятся с работой показать настоящую банку с соленьями (сравнить).
-Почему говорят, что овощи нужно есть круглый год.(полезные, в них много витаминов, экологически чистые).

Вот однажды овощи поспорили, кто из них вкуснее и полезней.
Стихотворение:
Однажды хозяйка с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла

Петрушку, и свеклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка, капуста, морковка, горох
Петрушка и свекла ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу ох!
И суп получился совсем уж не плох.

Давайте послушаем и посмотрим какая история произошла с девочкой Таней.
Стихотворение
(инсценирование)
« Таня и овощи».
Таня: Посылает меня мама в огород,
И капуста и морковка здесь растет.
Но каких нарвать не знаю овощей!
Для салата, винегрета и для щей!
Как мне только разобраться и узнать
Что мне для обеда собирать?
Кто бы в этом трудном деле мне помог?
Где морковка, где капуста, где лучок?
Морковь: Я - красна девица,
Зелена косица
Собою я горжусь!
И для сока и для щей,
Для салатов и борщей.
В пироги и в винегрет,
И…зайчишкам на обед.

Капуста: Я бела и сочна,
Я полезна и вкусна!
Стою на толстой ножке,
Скрипят мои одежки.

Зеленый лук: Говорят я горький,
Говорят не сладкий,
Стрелочкой зеленой,
Я расту на грядке
Я полезный самый-
В том даю вам слово!
Лук зеленый ешьте,
Будете здоровы.

Свекла: Я, кругла и крепка,
Темно-синие бока,
Свекла молодая,

Красная такая.
Я гожусь на обед
И в борщи и в винегрет

Картошка: Я картошка - загляденье!
Я картошка- объеденье
Крах-ма-лис-та!
Без меня, нет, нет,
Не получится обед!

Козел: Не дам я морковки,
Не дам огурцов!
За каждый кочан
Я сражаться готов.

Овощи все вместе : Защити нас Таня,защити,
От козла нас сможешь
Ты спасти.
Прогони его ты поскорей.
Пусть идет дорогою своей!

Таня: Ты козел, козлище,
Зеленые глазищи,
Уходи, уходи,
Огороду не вреди
Не стучи ногами
Не крути рогами,
Уходи, уходи
Огороду не вреди,
Вот я тебе:

Овощи: Спасибо, спасибо,
Большое спасибо!
Мы выгнать козла без тебя не смогли бы
- Вот капусты кочан!
-Вот морковки пучок!
- Вот душистый огурчик!
- Вот свежий лучок!
- Вот свекла, красные бока!
- А вот картошка!
Мы все поделились с Танюшкой немножко.

Вот так мы помогли Танюше собрать урожай. Набрали полную корзину овощей. А теперь все сядем в машину и поедем домой.

Песня « Урожайная»

Осенний досуг в подготовительной группе. СценарийКонспект беседы в подготовительной к школе группе на тему «Приметы и поговорки про осень»
Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

Описание материала: Конспект обобщающей беседы по теме «Осень» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: Развитие компонентов устной речи детей: связной речи – диалогической формы, лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепить представления о времени: времена года, осенние месяца;

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе,

Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;

2. Развивающие:

Развивать у детей интерес к окружающему;

Развивать умение находить взаимосвязи и делать выводы, логическое мышление, память внимание;

3.Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения: уважение к окружающим (слушать сверстников и взрослых не перебивая, быть внимательными друг к другу);

Словарная работа:

Уточнение и активизация словаря по теме «Осень»;

Совершенствование навыков ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко.

Воспитатель: Наступила осень. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, холодает. Дни становятся короче, солнце греет меньше. Часто идут дожди, на земле появляются лужи.

Как называются осенние месяцы?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Люди всегда отмечали все изменения в природе и вывели много примет и поговорок про осень.

Про осень говорят
«Осень - погоды перемен восемь».

Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей:

Воспитатель: Какая бывает осенью погода?

Ответы детей:

пасмурная;

солнечная;

облачная;

прохладная;

ветреная;

дождливая;

холодная;

Воспитатель: Одинаковая ли погода осенью в сентябре, октябре, ноябре? Как она меняется?

Ответы детей:

Про осень говорят
«Осень идет, и дождь за собой ведёт».

Осенью часто идут дожди. Ребята, скажите, а какой бывает дождь?

Ответы детей:

Дождь бывает

холодный;

моросящий;

затяжной;

проливной;

Воспитатель: В народе говорят
«В сентябре и лист на дереве не держится».

Воспитатель: Осенью листья на деревьях меняют окраску. У разных деревьев они окрашиваются по - разному, от ярко желтого, оранжевого до тёмно - красного и коричневого.

Листья опадают с деревьев. Как называется это явление?

Воспитатель: Как можно сказать про осенние листья, какие они?

Осенние листья разноцветные, резные, желтые, красные, зелёные, прохладные, гладкие, сухие.

Воспитатель: А какие деревья не теряют свой облик осенью?

Ответы детей.

Воспитатель: Про осень говорят
«Осенняя пора - птица со двора».

Интересная поговорка, Помните, как всё с утра и до вечера над детским садом и домами летали быстрые стрижи и ласточки?

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой… А. Фет.

Ребята, скажите, куда улетели птицы? А почему птицы улетают в тёплые края?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, птицы улетают, потому что им становится трудно добывать себе еду, они улетают туда, где есть корм.

Воспитатель: Какие птицы улетают на юг?

Ответы детей.

ласточки, стрижи, соловьи, грачи

Воспитатель: как можно назвать этих птиц, какие они?

Дети: перелётные

Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать?

Ответы детей.

воробьи, вороны, голуби, синицы.

Воспитатель: «Я люблю осень, потому что осенью необычно и интересно. Осень - самое красочное время - листья расцвечиваются разными цветами, птицы улетают в тёплые края, воздух чистый и свежий.

А вам нравиться осень?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, представьте, что было бы, если не было времени года осень?

Воспитатель: Какие приметы и поговорки об осени вы запомнили?

Ответы детей.

Если домашнее задание на тему: » Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Приметы и поговорки про осень» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе "В гостях у бабушки ".
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики Конспект урока на тему «Зима» подготовила Егорова Людмила Анатольевна, воспитатель Программное содержание: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка» Республики Татарстан Урок на тему «Конспект целевой прогулки во второй младшей группе ООД в подготовительной (старшей) группе. Методическая разработка занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Вот и Осень пришла Конспект занятие «Знакомство с туристическим снаряжением»Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)