Девушки в доспехах обои. Портрет актрисы Мэри Кингсли в роли Жанны Д"Арк в спектакле "Генрих IV""ThinkStock. Как средневековые женские доспехи могли бы выглядеть

На протяжении истории человечества, военное дело было в основном мужской провинцией, хотя и женщины иногда участвовали в войнах - в качестве командующих, разведчиков и реже - в качестве воинов. Существует довольно длинный список женщин, активно участвовавших в военных действиях , в частности, в период Средних Веков. Здесь рассматривается более узкий вопрос - сражались ли средневековые воительницы в доспехах, и, если да, то в каких.

Средневековые воительницы

Когда мы говорим о средневековой Европе, мы объединяем различные культуры, нации и традиции, менявшиеся в пространстве и во времени. И роль женщин, включая их скромное место на полях сражений, также менялась. И так же как их соратники-мужчины, некоторые женщины сражались без дорогих доспехов, а некоторые носили роскошные доспехи, особенно командующие и стратеги, не получившие ни одного удара на полях сражений.

Необычный случай участия женщины в средневековом сражении произошел в 12-м столетии, в Каталонии. В 1149 году, женщины из города Тортоза оделись в мужское платье и приняли участие в яростной борьбе с напавшими на город маврами. Говорили, что Раймонд IV был так поражен мужеством этих женщин, что основал “Орден Топора”, в котором членам женского пола были дарованы привилегии рыцарей: они были освобождены от уплаты налогов и даже получали преимущество по отношению к некоторым мужчинам в публичных собраниях.

Тем не менее, случай Ордена Топора вряд ли являлся нормой для женщин, участвоварших в вооруженых конфликтах. Меган МакЛафлин в своем эссе “Воительница: пол, война и общество средневековой Европы” отметила, что участие в военных действиях в критических ситуациях было вполне обычным делом для женщин: они защищали свои города во время неприятельской осады и командовали воинскими отрядами в отсутствии мужей и отцов. В период Высокого Средневековья несколько дам из высшего сословия сделали карьеру воинов и военачальников: Этельфледа Мерсийская, вдовствующая дочь Альфреда Великого, вместе со своим братом Эдвардом участвовала в кампании по вытеснению скандинавов из Северной Шотландии; Сишельгаита, принцесса Ломбардии, сопровождала своего мужа Роберта в кампаниях, командовала осадой Трани в 1080 году и, облачившись в доспехи и с копьем, участвовала в битве при Дураццо в 1081 году, когда их армия была на грани поражения; Петрония де Гранмесниль, вместе со своим мужем, Робертом де Бомоном, участвовала в восстании короля Генриха Молодого против короля Генриха II.

В период Позднего Средневековья военные действия становятся более организованными и упорядоченными, в них участвуют армии, укомплектованные тренированными воинами и членами рыцарских орденов (откуда и проишодят канонические доспехи с бронированными пластинами). В связи с этим МакЛафлин отмечает, что в эту эпоху и без того редкие упоминания о воительницах становятся еще более редкими, поскольку жесткий воинский порядок оставлял женщинам меньше возможностей для участия в битвах - как в качестве рядовых воинов, так и военачальников. Однако, это не означает, что женские имена совсем не встречаются в летописях войн Позднего Средневековья. Особо следует отметить Столетнюю Войну, в которой отличилось немало женщин, таких как Жанна Д"Арк и Жанна Пентьевр, лично участвовавших в битвах (есть достоверные сведения, что последняя сражалась в доспехах). В 1405 году Кристина Пизанская написала книгу “Город дам”, в которой советовала женщинам изучать воинское искусство на случай необходимости защищать свой дом и свою землю. Джеймс Блит отмечает в своем труде “Женщины в армии: Научный взгляд на средневековые изображения воительниц”, что в 14-м веке женщины из низших классов сражались и умирали во время восстаний во Фландрии.

Но даже во времена, когда женщины иногда брались за оружие, война считалась чисто мужским занятием, и этот факт оказал существенное влияние - как на боевое одеяние реальных воительниц, так и на их изображения

Изображения женщин в доспехах

Очевидно, что часто изображаемые на картинках куцые женские доспехи, которые позволяют видеть ложбинку между грудями, бесполезны в реальном бою. Более того, эти “нагруднички” даже могут создать проблемы для здоровья*. Так или иначе, возникает вопрос: если иногда воительницы в средневековой Европе облачались в доспехи, как они выглядели? Являются ли доспехи, подогнанные к женским формам, современным изобретением или подобные женские доспехи существовали в Средних Веках?

Изображения мужских доспехов в иллюстрациях рассказов или фантазий о европейских Средних Веках хотя бы частично опираются на известные факты, даже, если они не очень соответствуют исторической правде - боевые доспехи может увидеть каждый в любом музее. В то же время, женские доспехи изображаются в гораздо более фантастическом виде, поскольку их не увидишь в музеях. Глядя на картинки с воительницами, изображенными в пресловутом боевом облачении с бронированными чашками-лифчиками и кольчугой на чреслах, хочется сказать: “Пожалуйста проткните мне живот!” Что касается закрытых доспехов, то эти бронированные нагрудные латы в форме чаш добавляют воображаемым воительницам женственности, но и создают реальную угрозу проникновения металлических стыков нагрудников прямо в грудину носительницы таких доспехов.

Сейчас женщин частенько наряжают в красивые доспехи, отчасти из эстетических соображений - художники и кинорежиссеры стремятся показать женское тело своих фантастических воительниц в выгодном свете. Проблема в том, что определить как выглядели женские средневековые доспехи очень трудно - согласно специалистам по оружию из нью-йоркского Музея Метрополитен, не сохранилось ни одного изображения женщины в доспехах, сделанных при её жизни. Это относится и к изображениям Жанны Д’Арк, которая, как известно, носила доспехи, сделанные по приказу короля Карла VII специально для нее и в соответствии с ее размерами. Единственное изображение Жанны Д Арк, сделанное при ее жизни, представляет её без доспехов.

В то же время существуют живописные картины и иллюстрации, изображающие мифологических и исторических персонажей женского пола в доспехах. Можно увидеть закованных в доспехи амазонок, богиню Минерву (Афину) и царицу 6 века до н.э. Томирис. Изображение женщины в доспехах часто служило символом мужества в средневековом искусстве. Тем не менее, художники, изображавщие этих воительниц, возможно никогда не видели собственными глазами женщин в доспехах, скорее всего они сами создавали художественные изображения, основываясь на домыслах и традициях. Некоторые историки ссылаются на старинные манускрипты, содержащие изображения женщин, состязающихся в жюсте (вид рыцарских конных состязаний), но, поскольку художники не желали вкладывать им в руки копья, традиционно напоминающие фаллические символы, они изображали их сражающимися на прялках - приспособлениях, применявшихся для прядения нитей.

Даже анализируя основные словестные описания женщин, облаченных в доспехи, мы должны учитывать кругозор авторов. Джеймс Майкл Иллстон в своей диссертации “Пересмотр концепции ‘женщина и война’ в середине и в конце Средних Веков”, защищенной в Университете Кентербери, цитирует труд византийского историка Никиты Хониата, описавшего отряд воительниц (по мнению некоторых историков, речь идет об Элеоноре Аквитанской и ее отряда) во время Второго Крестового Похода:

Среди них было немало женщин, передвигающихся верхом, но не сидя на коне боком, как подобает даме, а бесстыдно расставив ноги, подобно мужчинам. Подобно мужчинам, они были вооружены копьями и другими видами холодного оружия и одеты в мужское платье. Они выглядели как настоящие воины, более мужеподобно, чем амазонки. Одна из воительниц выделялась среди других (подобно Пентесилее среди амазонок) - в обшитом золотом костюме, с бахромой, касавшейся ног.

Иллстон предположил, что это описание не обязательно полностью соответствует действительности, автор мог подчеркивать этим нецивилизованность и дикость племени франков, которые позволяют своим женщинам участвовать в битвах наравне с мужчинами. Майкл Эванс в своем эссе “Оружие и доспехи женщин в Крестовых Походах” считал по-другому. Эванс считал, что христианские авторы брезговали упоминать женщин, сражающихся наравне с мужчинами в Крестовых Походах, поскольку это могло принизить величие Крестоносцев. С другой стороны, мусульманские авторы чаще описывали женщин, сражающиохся на стороне Крестоносцев, очевидно из тех же самых соображений. Многие историки с осторожностью относятся к подобным описаниям воительниц.

И тем не менее, мы знаем, что женщины действительно участвовали в военных действиях в Средние Века, а в некоторых случаях, командовали армиями. И были женщины, на самом деле сражавщиеся в отрядах Крестоносцев, причем некоторые из них носили доспехи, даже в те времена, когда доспехи считались чисто мужским атрибутом.

Как средневековые женские доспехи могли бы выглядеть

Средневековые авторы нередко обращались к одному и тому же сюжету, в котором участвовали женщины в доспехах. Средневековые историки отмечали, что воительницы редко облачались в доспехи - это было скорее исключением, чем правилом. Недаром авторы, описывавшие таких воительниц, обращались к прошлому - к амазонкам, изображая своих героинь в виде реинкарнации Пентесилеи. Тем не менее, поскольку рыцарство считалось чисто мужским атрибутом, женщина, надевшая доспехи и взявшая в руки оружие, воспринималась как мужеподобное существо.



Этельфледа Мерсийская ведет в бой воинов-саксонцев
против датских викингов при Дерби, Англия, 917 год
Historical Warrior Illustration Series Part XII


Кейт Бланшетт в роли Королевы Англии Елизаветы I (1533 – 1603)
в кинофильме "Золотой век".
Дизайн костюма Александры Бёрн. Иллюстрация с сайта DramaStyle

Во времена, предшествовавшие изобретению тяжелых доспехов, воительницы носили практически ту же одежду, что и их мужья и братья. Женщины, состоявшие в упомянутом выше Ордене Топора носили ту же одежду, что и мужчины и сражались в тех же доспехах и с тем же оружием. В тех случаях, когда в исторических хрониках упоминаются доспехи воительниц, неизменно описывается железная кольчуга, которая прикрывает руки, торс и бедра. Англо-норманский историк Джордан Фантосм (умерший ок. 1185г.) вспоминает, что во время пленения Петронии де Гранмесниль, сражавшейся против Генриха II, “она была облачена в кольчугу и вооружена мечом и щитом”. Эрменгарда, виконтесса Нарбонны, прославилась в 12-м веке тем, что сама командовала своими войсками против Раймона VI Тулузского. Ее современник, Андрэ Капелланус, описал ее в своем трактате Любовь, вложив в ее уста следующие слова:

"Я сама поскачу туда,
облачившись в броневой наряд и блесящий шлем,
окаймленный раструбом, защищающим шею,
с мечом на боку, с копьем в руке, впереди всех.
Хотя мои волосы белы,
мое сердце - как камень и жаждет боя".

Кстати, это вовсе не факт, что Андрэ Капелланус лично видел виконтессу, облаченную в доспехи, он мог пересказать другие рассказы об Энмергарде (она ведь была любимой героиней трубадуров) или создать образ воительницы на основании своих представлений. В то же время, исследователь Фредрик Шейетт, в своем труде “Эрменгарда из Нарбонны и мир трубадуров” аналогично описывает ее в кольчуге и в шлеме.

Персидский историк 12-го века, Имад ад-Дин (к чьим свидетельствам многие относятся скептически) так описал женщин-крестоносцев, носивших те же доспехи, что и мужчины, которых они сопровождали:

На поле битвы вышло несколько женщин, которые выглядели так же как рыцари, демонстрируя мужество и выносливость, не присущие слабому полу; они были закованы в латы, и, пока они не снимут свои доспехи, нелегко распознать в них женщин.

Мэттью Беннетт, как и другие историки, цитирующие вышеприведенный текст, сомневается в свидетельствах Имада ад-Дина о воительницах, но в своем эссе “Вирильные латинцы, изнеженные греки и сильные женщины: Половой состав Крестоносцев” допускает, что женщины могли носить доспехи и латы для своей защиты, если у них была возможность приобретать это дорогостоящее облачение.

К тому времени, когда Жанна Д’Арк стала ангелом-хранителем войска Карла VII во время Столетней Войны, в качестве доспехов уже использовались тяжелые латы. Как уже говорилось, не сохранилось прижизненных изображений Жанны Д’Арк в доспехах. Действительно, единственное сохранившееся прижизненное изображение Жанны Д’Арк - это рисунок Клемента Фокенберка, который никогда ее не видел, а изобразил ее по описанию других людей: молодая девушка в платье с мечом и знаменем. Все более поздние её изображения в доспехах выполнены в стиле времени написания того портрета.

И, тем не менее, есть достоверное подтверждение того, что Жанна Д’Арк носила доспехи. В 1429 году, в городе Тур, с нее сняли мерку для изготовления доспехов из лат, которые бы подошли ей по размеру. Это были относительно недорогие металлические доспехи стоимостью в 100 турских ливров. Эти доспехи назывались “белая амуниция”, что означает, что на нем не было украшений, даже геральдической лилии, которая украшала актрису Лили Собески, исполнявшую роль святой Жанны. Анатоль Франс, автор знаменитой биографии Жанны, предположил, что примерка в Туре также производилась для пошива гупелянда, просторного плаща, надеваемого поверх панцыря. В книге Регины Пернуд и Нару-Вероник Клин “Жанна Д Арк: Её история” говорится о том, что Жанна носила шлем ‘капелину’, стальную шляпу с широким раструбом, но часто выходила на поле боя с непокрытой головой. Хотя дизайн доспехов Жанны предполагал практичность его использования - удобство в носке и защита тела от ударов (что полезно в горячем бою), надо помнить, что Жанна играла роль символа и стратега, а не пехотинца на поле боя, поэтому ее шлем был немного декоративным, и она могла позволить снимать его во время сражений. Если бы она сражалась как солдат, то ей бы сделали шлем другого фасона.


Статуя Жанны Д"Арк в Шато Динан
Flickr by Alyse & Remi

Статуя Жанны Д"Арк в Филадельфии, США
Waymarking

Портрет актрисы Мэри Кингсли в роли Жанны Д"Арк в спектакле "Генрих IV""
ThinkStock

Исторические данные свидетельствуют о том, что женщины-воительницы носили мужские доспехи или, в крайнем случае, ‘мужеподобные’, и тем не менее, феминизация воительниц - это далеко не современное изобретение. Давид Хей в статье “Оружие и доспехи” (сборник “Женщина и пол в средневековой Европе”) отметил, что авторы средневековых рыцарских романов затруднялись сочетать женственность и вооруженных воительниц. В поэме 13-го века “Роман молчания” (из цикла сказаний о Короле Артуре) героиня, носящая доспехи, описана как мужчина, и только после её гибели, когда с её головы был снят шлем, она превращается в женщину. Популярными были истории о женщинах, переодетых мужчинами-рыцарями, ключевым моментом которых являлось разоблачение псевдо-рыцаря. В рассказе о реальной женщине, Агнес Отот, утверждается, что Агнес заменила больного отца в его дуэли с другим мужчиной. Она надела одежду и доспехи отца и в бою на клинках сумела победить своего противника, после чего обнажила грудь, демонстрируя окружающим, что женщина одолела мужчину.

Хей также утверждал, что “в некоторых рыцарских романах была предпринята попытка придать половые признаки самим доспехам. Так, мужские доспехи украшались амулетами, подчеркивающими ‘мужественность’, в то время как стиль женских доспехов был более изысканным и открытым”. Он подчеркивает, что этот приём не отражал реальных особенностей женских доспехов, а просто являлся художественным методом, позволяющим изобразить женщину в подобном обличье так, чтобы это было более социально преемлемым.

Надо отметить также, что на исторические и художественные изображение средневековых воительниц безусловно повлияли образы античных амазонок. Эллисон Уэйр в книге “Элеанора Аквитанская: Жизнь” отмечает, что французский поэт 12-го века Бенуа де Сент-Мор в своем “Романе о Трое”, описывая Элеонору, уезжающую в Крестовый Поход, сравнил ее со скачущей на коне Пентесилеей, украшенной “сотней маленьких звонких бубенчиков”, одетую в “кольчугу белее снега”, со свободно распущенными волосами. (Опять же, стоит отметить, что, если Элеонора и носила доспехи, отправляясь с крестоносцами, как это описано многими авторами, это было всего лишь церемониальным жестом).

Помимо украшения доспехов и придания им женственных форм, существовали и другие способы представить воительниц более женственными. Эванс упоминает историю Маргарет из Беверли, которая на самом деле участвовала в обороне Иерусалима от Саладина во время Третьего Крестового Похода. Её брат написал, что она надела на колову кухонную кастрюлю, когда подносила воду защитникам крепости. Хотя её поведение считалось мужским, Эванс отмечает, что это весьма правдоподобно - использовать сподручные средства для самообороны, ведь каждый может приспособить кастрюлю или другую кухонную утварь в качестве оружия или доспехов. Но при этом она предполагает, что шлем Марагрет был преднамеренно сфантазирован, чтобы подчеркнуть её женственность или абсурдность участия в войне женщины, использующей кухонную утварь для самозащиты.

Современные изыскания в области женских военных доспехов.

Если рассматривать реальную историю Средних веков, то очевидно, что женщины очень редко носили доспехи, тем более, тяжелые латы. Но, если кто-то хочет выдумать историю, относящуюся к Средним Векам, когда ношение доспехов женщинами не было обычным делом, они стараются придать женские доспехам черты, отличающие их от мужских. Рецензируя серию рисунков “Женщины-бойцы в подобающих им доспехах” в социальной сети Tumblr художник Райан с ресурса MadArtLab заметил, что одним из способов сделать доспехи женственными (если вы к этому стремитесь) - прорабатывать детали. Так же как амулеты на мужских средневековых доспехах подчеркивали их маскулинность, конструкция костюма, подбор цветов и материалов может создавать ассоциации с маскулинностью или с женственностью.

На популярном блоге Tor.com отходят от традиции изображения женских доспехов в виде "бронированных лифчиков", вместо этого они нашли другой источник вдохновения для изображения женских доспехов – современную армию. Они используют новейшие разработки в области дизайна военной формы для женщин в американской армии. Этот новый дизайн военной формы учитывает меньшие габариты женщин, особенности пропорций женского тела, а также особенностей мочеиспускания. Если у вас нет долгого опыта конструирования женских военных доспехов, вы не обратите внимания на подобные тонкости. Если же вы имеете дело с массой женщин-воинов, вам придется подумать о том, чтобы им было удобно мочиться.

Иллюстрации с сайтов: Too Timid and Squeamish and Forrest Imel .

*) Может ли "бронированный лифчик" на самом деле убить его носительницу?

По мнению Эмили Эйшер-Перрин , доспехи, сконструированные по форме женской груди, не просто выглядят нелепо, но - что существенно - могут стать непосредственной причиной гибели воительницы, как только она вступит в реальный бой. Эйшер-Перрин подробно разобрала концепцию бронированного лифчика, начав с очевидного принципа: доспехи служат для того, чтобы отражать удары. При наличии промежутка между грудными чашечками, удар по ним холодным оружием отклоняется прямо в центр грудины. Более того, даже падение на землю грудью может привести к переломам грудной клетки твердой перегородкой между грудями - добавляет она. "Вы носите доспехи, которые по сути играют роль копья постоянно направленного вам в самые уязвимые части тела".

Известно, что одним из популярных фасонов средневековых рыцарских доспехов являлась конусообразная или шарообразная выпуклость на груди, существенно усиливающая прочность металлического доспеха и способствующая соскальзыванию меча или копья противника вбок. Неожиданным образом эта конструкция - именно то, что небходимо для эффективной защиты груди воительницы. Не исключено, что до этого догадались и в Средние Века, и воительницы сражались именно в таких доспехах. Это косвенно подтверждается и “одночашечной” формой доспехов на некоторых скульптурах Жанны Д’Арк.


Церемониальные латы.
Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Фото Чарльза Тилфорда. Альбм Flickr

Средневековые доспехи. Музей Искусств Кливленда

Николь Лей в сериале "Завеса" (The Shroud).
Фото с сайта Armor Archive .

Конусообразный дизайн доспехов.

С другой стороны, люди, знакомые со спортивными единоборствами, могут возразить, что боксерши, кикбоксерши и единоборки в стиле ММА носят протекторы груди как раз в форме “бронированного лифчика” с жесткими пластиковыми вставками. Учитывая, что эти единоборки нередко получают прямые удары руками и ногами в грудь, можно предположить, что при правильно подобранных чашечках доспехи в “двухчашечной“ форме не так уж и плохи.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Аниме — это совершенно особенная вещь. Специфическая анимация, не совсем привычная для нас, фантастические сюжеты и необычные герои — все это у половины зрителей вызывает предубеждение, а у другой — горячую любовь, порой доходящую до фанатизма.

Редакция сайт собрала 15 лучших полнометражных аниме-мультфильмов и сериалов, которые навсегда останутся в «золотом списке» мирового кино и которые стоит посмотреть каждому, независимо от отношения к аниме. Это настоящие шедевры — тонкие, умные, захватывающие и потрясающе красивые. Конечно, список далеко не полон — добавляйте в комментариях свои любимые ленты и сериалы.

Твое имя (Kimi no na wa), 2016

Девушка из японской провинции и юноша из Токио обнаруживают, что между ними есть странная необъяснимая связь — они начинают чувствовать друг друга через сны. Захватывающий сюжет, по насыщенности и драматичности не уступающий лучшим фильмам, прекрасные и очень реалистичные пейзажи, отличная музыка — все это принесло «Твоему имени» высочайшие оценки зрителей и критиков.

  • Рейтинг на IMDb — 8,7; КиноПоиске — 8,48

Паприка (Papurika), 2006

Действие происходит вокруг DC Mini — устройства, позволяющего терапевтам проникать в сны пациентов, а также записывать их на пленку. Три таких устройства были украдены, что дает их владельцу возможность не только проникать в фантазии людей, но также проникать в сознание и открывать им путь в собственные фантазии. Полет фантазии режиссера породил одну из лучших артхаусных аниме-лент, которая отличается красочной, насыщенной и изящной картинкой, затягивающим сюжетом и необычными персонажами.

  • Рейтинг на IMDb — 7,7; КиноПоиске — 7,5

Призрак в доспехах (Kôkaku Kidôtai), 1995

Свежий фильм со Скарлетт Йоханссон «Призрак в доспехах» — это еще одна экранизация одноименной манги. Кстати, именно этим мультфильмом вдохновлялись Вачовски при создании «Матрицы», и он по праву считается одним из лучших фильмов в направлении аниме. Мамору Осии создал удивительную смесь из техно-панка и футуристической утопии с мрачной и невероятно реальной атмосферой о мире, где грань между человеком и машиной практически стерта.

  • Рейтинг на IMDb — 8; КиноПоиске — 8,16

Унесенные призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi), 2001

Этот фильм Хаяо Миядзаки видели, наверное, даже те, кто далеки от аниме, как Набережные Челны от Токио. «Унесенные призраками» рассказывает о маленькой Тихиро, которая вместе с родителями оказывается в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и к ужасу девочки превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы. Теперь Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар коварной старухи и спастись из пугающего царства призраков.

  • Рейтинг на IMDb — 8,6; КиноПоиске — 8,41

Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro), 2004

Мультфильм снят по мотивам романа Дианы Уинн Джонс. По словам Миядзаки, прообразом для ходячего замка послужила избушка на курьих ножках из русских сказок. Елси так, то в фантазиях Миядзаки она пережила неслабую метаморфозу, став центром событий в фантасмагорическом мире мультфильма. Это история о том, как злая ведьма заточила 18-летнюю Софи в тело старухи. В поисках того, кто поможет ей вернуться к своему облику, девушка знакомится с могущественным волшебником Хаулом и его демоном Кальцифером. Софи и демон решают помочь друг другу избавиться от злых чар.

  • Рейтинг на IMDb — 8,2; КиноПоиске — 8,28

Мой сосед Тоторо (Tonari no Totoro), 1988

Переехав в деревню, две маленькие сестры — старшая Сацуки и младшая Мэй — знакомятся с лесным духом, которого Мэй называет Тоторо. Подружившись с девочками, Тоторо не только устраивает им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогает повидаться с мамой, которая лежит в больнице. Обаятельный, нежный и ностальгический аниме-шедевр, который можно смотреть всей семьей, как и большую часть фильмов Миядзаки. Они интересны и понятны (пусть и на разных уровнях смыслов) взрослым и детям.

  • Рейтинг на IMDb и КиноПоиске — 8,2

Принцесса Мононоке (Mononoke-hime), 1997

Юный принц Ашитака, убив вепря, одержимого ненавистью, навлек на себя смертельное проклятие. Старая знахарка предсказала ему, что только он сам способен изменить свою судьбу. И отважный воин отправился в опасное путешествие. Так он оказался в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи Эбоши воевали с обитателями леса: духами, демонами. И была с ними принцесса Мононоке — повелительница зверей и дочь волчицы.

  • Рейтинг на IMDb — 8,4; КиноПоиске — 8,13

Вообще, фильмы Миядзаки могли бы послужить материалом для отдельной подборки на 15 аниме, потому что все, что он делает, — прекрасно. Стоит посмотреть и «Навсикаю из Долины ветров », и «Небесный замок Лапута », и «Ведьмину службу доставки », и «Рыбку Поньо »,и другие. Но мы, скрепя сердце, решили ограничиться четырьмя, которые получили наиболее высокие оценки и зрителей и критиков.

Могила светлячков (Hotaru no haka), 1988

Последние дни Второй мировой войны. В водоворот ежедневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко. Они потеряли близких и остались совсем одни. Мальчик в одночасье становится взрослым, столкнувшись с жестокостью мира, и осознаёт, что от него зависит жизнь его маленькой сестры. Укрывшись в заброшенном убежище, Сэйта и Сэцуко пытаются выжить, положившись только на свои силы.

  • Рейтинг на IMDb — 8,5; КиноПоиске — 8,17

Шепот сердца (Mimi wo sumaseba), 1995

Сидзуку, взяв очередную книгу в библиотеке, случайно заметила, что до нее эту книгу взял некий Сейдзи. И это произошло не впервые, этот Сейдзи читал и другие книги, которые понравились девочке. Заинтересовавшись, Сидзуку решила узнать, кто же он, этот таинственный Сейдзи. И с этого момента начинается сказка с заколдованными котами, таинственными лавками и принцами.

  • Рейтинг на IMDb — 8; КиноПоиске — 8,1

Босоногий Гэн (Hadashi no Gen), 1983

Аниме рассказывает историю мальчика Гэна из большой семьи, жизнь которой прерывает страшная трагедия — взрыв ядерной бомбы в Хиросиме. Выживают только Гэн и его мама, ожидающая ребенка. И с этого момента вся ответственность за них ложится на его плечи. Честный, жесткий и даже страшный фильм о пугающей бессмысленности войны и о страданиях японского народа.

  • Рейтинг на IMDb — 8,1; КиноПоиске — 7,99

Волчьи дети Амэ и Юки (Ookami kodomo no Ame to Yuki), 2012

Юки и Амэ — только с виду обычные дети, но на самом деле они оборотни. Когда погибает их отец, последний представитель древнего рода, их матери, обыкновенной девушке, приходится переехать подальше от большого города и начать все сначала.

На первый взгляд, сказочная история, не имеющая отношения к действительности, но все гораздо сложнее. Она рассказывает о том, как выживать людям «с особенностями» в равнодушном мире, а также поднимает множество вопросов, которые задает себе современный родитель: как происходит взросление и становление детей в этом мире, какой вклад могут внести родители в воспитание гармоничной личности, какова роль матери и заключается ли она в контроле и наставлениях или в предоставлении полной свободы и т. д. Кстати, это аниме можно вполне смотреть вместе с маленькими детьми, интересно будет всем.

  • Рейтинг на IMDb — 8,2; КиноПоиске — 7,99

Крутой учитель Онидзука (GTO), 1999 (1 сезон)

Эйкити Онидзука, в прошлом легендарный главарь банды байкеров, вдруг решает стать учителем, поскольку вообразил себе, что это замечательная жизнь в окружении симпатичных школьниц. И вот этот, на первый взгляд, разгильдяй и оболтус с вредными привычками, которому достался самый трудный класс в школе, оказывается замечательным учителем, способным преподать детям самые важные в жизни уроки. Кроме прочих достоинств в сериале можно отметить отличный юмор и музыку.

  • Рейтинг на IMDb — 8,6; КиноПоиске — 8,57

Евангелион (Shin Seiki Evangelion), 1995—1996

Может показаться, что это аниме про гигантских роботов. Но нет, все гораздо сложнее — статус культового сериалу принесли сложный драматичный сюжет и экстраординарные главные герои с непростыми судьбами и взаимоотношениями. И все это на фоне постапокалиптического будущего Земли. Сразу скажем: начинать знакомство с аниме с «Евангелиона» не стоит, к нему лучше обратиться, немного подготовив почву, поскольку снят он так, что почти не делает скидок для европейского зрителя.

  • Рейтинг на IMDb — 8,6; КиноПоиске — 8,06

Стальной алхимик: Братство (Hagane no renkinjutsushi), 2009

Два брата Альфонс и Эдвард живут в мире, где алхимия — реально работающая штука. Нарушив запрет на оживление человека, они пытаются вернуть к жизни свою мать, после чего один из них теряет ногу, а другой — тело (остается лишь душа, которую удается прикрепить к старинному доспеху). Теперь братья заняты поиском философского камня, который должен помочь вернуть утраченное.

Есть еще аниме 2003 года, снятое по одноименной манге, но данную экранизацию хвалят за более динамичный сюжет и интересную анимацию.

  • Рейтинг на IMDb — 9,1; КиноПоиске — 8,54

Ковбой Бибоп (Kaubôi bibappu: Cowboy Bebop), 1999

Этот без преувеличения шикарный сериал рассказывает о забавных, но порой и трагических приключениях охотников за головами, живущих на космическом корабле «Бибоп». Команда — это Джет Блэк — бывший детектив и владелец корабля, Спайк Шпигель — человек с темным прошлым, Фэй Валентайн — картежница с огромным долгом, Эд — эксцентричная девочка и гениальный хакер и Айн — возможно, самая умная собака на свете.

  • Рейтинг на IMDb — 9; КиноПоиске — 8,52

Самурай в боевой выкладке выглядел так, как если бы Чужой оделся на Хеллоуин в костюм Дарта Вейдера. Доспехи должны были наводить ужас на врагов, но также от их вида снижались надои, падала яйценоскость и дохли муравьи. Видимо, поэтому японская диета состоит из рыбы, которая не видела этого ужаса, и риса, которому все равно.

Перед боем самурай надевал больше двадцати предметов, многие из которых крепились шнурами. Неудивительно, что сэппуку делали легко. Наверное, даже с облегчением.

Крылья на латах


Историки считают, что военачальники часто потчевали героических воинов дели (так звали всадников в войсках Османской империи) опиумом, чтобы те сохраняли позитивное мышление и внутреннюю раскованность. Поэтому шкуры леопардов поверх лат, украшения в виде крыльев и шлемы из кожи пятнистых гиен не казались самим дели чем-то странным. Но враги справедливо предпочитали убраться с дороги, если было куда: дели были известны не вполне адекватной храбростью и такой же жестокостью. Надеемся, эта заметка о вреде наркотиков будет тебе полезна в дальнейшей жизни.

Шлем с кукушкой


От кельтов нам осталось бесчисленное множество орнаментов для рокерских татуировок и несколько полумертвых языков вроде ирландского. Но на раскопках в Румынии был найден шлем, который по смелости дизайна превосходит даже ластики студии Тёмы Лебедева.

Крылья птицы крепятся на шарнирах, и, если в этом шлеме прыгать или скакать верхом, она будет ими хлопать. Неизвестно, пользовались шлемом в бою или его похоронили вместе с дизайнером сразу после презентации.

Бронелифчик


Индусы всегда очень уважали богиню Варахи. Она представляла мужской принцип в Шри-чакре, хотя некоторые считают ее формой Дурги, расширения внутренней силы Радхарани. Это то немногое, что нам удалось узнать, прежде чем наш интернет-браузер слег с инсультом. Так что осталось неясным, зачем в честь этой богини индусы сделали кирасу с развитыми грудными железами. И нет, латы не женские: женщины в бою не приветствовались. К тому же персидские доспехи тоже грешили таким своеобразным дизайном.

Черепник


На первый взгляд в этом шлеме нет ничего особенного. До такой степени ничего, что его можно вводить в школьную форму. Но есть одна деталь в его судьбе: черепник в Средние века было принято надевать под шапку или шляпу. Не в бой, а просто чтобы ходить по улице или, например, в Шервудский лес по грибы. Об этом стоит рассказывать тем романтичным натурам, которые хотели бы оказаться в славном прошлом.

Бронеюбка


В любой современной драке человек в юбке может рассчитывать на снисхождение. По крайней мере, если он женщина. В Средние века все было сложнее. Бронированную юбку приходилось надевать рыцарям на тех турнирах, где сражались пешком. Иначе в тогдашнем честном бою легко можно было получить от оппонента тяжелым острым предметом ниже пояса. А в доспехах нельзя даже было всласть покататься по земле, подвывая от боли.

Стальной зад


Любой мало-мальски крупный политик стремится в сложной ситуации прикрыть свои ягодичные мышцы. Как наиболее уязвимую часть себя, а иногда и лучшую. Традиция пошла, видимо, от короля Генриха VIII. Обычно рыцари не уделяли защите своего зада особого внимания, поскольку он находился в седле. Но король был перфекционистом, и в его латах появился один из первых тщательно сделанных кулетов - набор пластин на шарнирах для защиты глубокого тыла.

Ювелирные латы


Нет, это не Бартенев, явившийся на программу «Модный приговор», чтобы исправить ошибки ведущего. Это парадный доспех французского короля Генриха II. Считается, что латы были созданы в середине XVI века придворным ювелиром Этьеном Делоном. И конечно, они гарантировали Генриху жизнь на поле боя: достаточно было их сбросить при бегстве. Кто бы стал ловить короля, если есть такие латы?

Рогатый шлем


В XVI веке в Европе стал популярным армет - полностью закрытый сферический шлем с забралом. А так как времена минимализма уже прошли, дизайнеры стали упражняться с забралами. Шлемы, которые в итоге получались, были названы гротескными. Самый известный из гротескных шлемов тоже принадлежал Генриху VIII. Забрало - это, по сути, портрет короля в очках. Что касается бараньих рогов, то они символизировали организованность и склонность доводить дело до конца.

Броня Брюстера


После того как любопытные купцы привезли из Китая порох, людям в доспехах стало тоскливо. И доспехи в итоге сняли за ненадобностью. Кирасиры не в счет, их было не так много. Но после появления пулемета люди без доспехов впали в еще большую тоску. И во время Первой мировой американцы придумали броню Брюстера. Примечательно, что это снаряжение весом в 18 килограммов использовали в основном снайперы. Очевидно, они любили маскироваться среди мусорных бачков и у телеграфных столбов.