Анализ работы по развитию мелкой моторики рук. Опыт работы по развитию мелкой моторики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 104» г. Владивостока

Составитель: Копылова Ю.С. Владивосток 2017

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» .

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я как педагог, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Свою работу я начала с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) . Наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке, рисованию.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка просто необходимо, я решила уделить как можно больше внимания развитию у детей мелкой моторики.

Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Я взяла разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с природным материалом, а также работа с нетрадиционными материалами (проволока, помпоны, пуговица, палочки, макароны, различные виды круп) . Постоянно подбирала пальчиковую гимнастику, разминку для рук.

У детей развивалось внимание, усовершенствовалась сенсомоторика – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. Речь стала более согласованная и понятная.

Педагогический стаж у меня совсем небольшой, всего полгода, времени было совсем мало. Но и за это время, мы успели многое.

Особое внимание в своей работе, я бы хотела уделить нетрадиционным материалам, таким как, пуговица, помпоны, мягкая проволока, палочки, прищепки. Так как материалы очень яркие, разнообразные и необычные, детям очень понравилось работать с ними. Приходя с утра в детский сад, они подбегали ко мне и просили провести занятие по изготовлению поделок.

Формирующий этап (описание системы работы по развитию мелкой моторики и речи)

В течение одного года мы проводили с детьми младшего дошкольного возраста (10 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем:

ь Развитие мелкой моторики рук;

ь Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

ь Формирование всех сторон речи детей младшего дошкольного возраста.

ь Коррекция нарушений общего развития речи младших дошкольников;

ь Развитие умений действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;

ь Совершенствование движений рук;

ь Развитие психических процессов;

ь Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и Формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить речи регулярной, выделить для неё оптимальное время в режиме дня, ввести её в систему педагогической работы.

ь Их в занимательную игру.

Работа проводилась на базе ГККП "Ясли - сад "Аленушка" акимата Федоровского района с. Пешковка.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Изучив литературу, и обобщив накопленный передовой опыт по данному направлению, соблюдая, основной принцип дидактики: от простого к сложному мы разработали методическое пособие: "Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста". В данном пособие описана система работы по развитию мелкой моторики основой, которой являются целенаправленно подобранные нами разнообразные виды ручной деятельности в целях формирования речи детей младшего дошкольного возраста. Организуя формирующий эксперимент, мы апробировали, представленную в методическом пособии систематическую, целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младших дошкольников.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьировались в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Для этого используются приемы:

ь систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

ь последовательность - (от простого к сложному) сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

ь все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

ь если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие - теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые - упражнения с пальчиками (В.В. Цвынтарный) и др.

Мы же считаем, что работа по развитию мелкой моторики должна вестись в определённой последовательности и комплексно.

Для этого следует знать основные пути моторного развития и совершенствования.

Учитывая имеющийся факт, весь материал в пособии расположен именно в той последовательности, как его следует включать в педагогический процесс.

Для работы с детьми использовались следующие методы и приёмы работы:

1. Развитие общей моторики

ь Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

ь Упражнения для развития пространственных представлений.

ь Групповые игры

ь Игры с песком

2. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

3. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):

4. Работа с предметами и материалом (пластилин, бумага, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

5. Теневой, пальчиковый театр. Куклы.

6. Шнуровка

7. Развитие графических навыков. Рисование.

ь Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.

ь Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование "петелькой" и "штрихом" (упражнения выполняются только простым карандашом).

ь Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе;

ь Поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела: Игры с предметами домашнего обихода, домашние дела:

ь Перемотка ниток;

ь Завязывание и развязывание узелков;

ь Уход за срезанными и живыми цветами;

ь Чистка металла;

ь Водные процедуры, переливание воды, мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

ь Собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп и т.д.

11. Физминутки

Работа по развитию мелкой моторики с детьми экспериментальной группы проводилась по определенной системе, именно так как она представлена в методическом пособии.

Занятия начинались с ежедневного тщательного массажа кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики.

Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Ш "Пунктиры".И. п. - подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней.

Ш Движениями назад-вперед ("пунктирами") смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

Ш "Пила".И. п. - левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх - вниз. То же для другой и т.п.

После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Таких как:

Ш "Найди, из чего сделано?". Ребенок вначале ощупывает три-пять игрушек с различной фактурной поверхностью, затем кусочки материалов, из которых они сделаны. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

Ш "Пальчиковый бассейн". В большую коробку с бортиками высотой 7-8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис.) И поместить несколько предметов, различных по форме и величине и знакомых ребенку. Ребенок должен опустить кисти рук в "бассейн", найти предметы, ощупать и узнать их.

Ш "Волшебный мешочек". Ребенок должен на ощупь угадать, что лежит в мешочке: а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо.); б) мелкие

Ш игрушки; в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (из наждачной, бархатной бумаги, плотной фольги); г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними). Ит.п.

Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения с вспомогательными предметами. Можно использовать, например, игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой .

Упражнения с мячами

Ш Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

Ш Катать мяч по часовой стрелке;

Держать одной рукой - другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Так же можно выполнять игры с такими предметами как:

Упражнения с массажерами:

Ш Катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Ш Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди

Упражнение с четками.

Четки можно купить или сделать из крупных бусин.

Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину

(но не как на счетах, а держа четки этой же рукой).

Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки.

Упражнение выполняется попеременно каждой рукой.

Игры с песком и водой.

Примерные виды заданий:

Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Игры с веревочкой.

Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению

Моторики пальцев после полученных травм рук.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы).5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. И т.п.

Очень полезны в младшем дошкольном возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные "пальчиковые игры" и гимнастика для пальцев. Смысл пальчиковых игр заключается в том, что ребёнку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Задачей пальчиковой гимнастики является укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде. Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности.

Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать

Свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела.

В развитии мелкой моторики широко используется продуктивная деятельность - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности такие как (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

Начиная с младшей группы в детском саду, необходимо организовывать уголок творчества. Он должен быть оборудован таким образом, что бы ребенок в любое время самостоятельно мог взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

По мере того, как дети взрослеют, содержимое "Уголка творчества" меняется (большие кисточки - на маленькие, гуашь - на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Необходимо привить детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учит работать с бросовым материалом.

Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими

Материалами и овладению разными инструментами.

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Особое развивающие значение имеют игры и упражнения на развитие тактильных ощущений.

Развитию тактильных ощущений у детей способствуют игры и упражнения со специального вида предметами, различными по своим качествам (форма, размер, материал изготовления).

Особенно интересны для детей занятия с такими предметами как прищепки, разная по фактуре материя, горох, фасоль, мелкая крупа, бусы, природный и бросовый материал, разные мелкие предметы: игрушки "Киндер сюрприза", пуговицы, монеты. Очень нравится ребятам игры с пуговицами. Организовывая игры с пуговицами, подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков.

Не менее увлекательны для дошкольников игры с крупой, бусами, природным материалом. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) В процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра Золушка (дети перебирают перемешанную крупу), письмо на крупе.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Большое практическое значение для развития мелкой моторики.

Дошкольников имеют и различного вида конструкторами, кубиками, пазлами, мелкой и крупной мозаикой. При этом у детей ещё развивается и воображение - мышление, творчества. Эти виды игр рекомендуется использовать в свободное время в виде самостоятельного творчества детей и на специальных по конструированию.

В работе по развитию мелкой моторики широко используется самый любимый вид детской деятельности - игра в куклы и театр

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их.

Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные "куклы-рукавички", комбинированные куклы, "я-куклы", куклы-марионетки. Популярен "Театр пальчиков". Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть "напёрстки" в виде зверушек или сказочных героев.

"Театр рукавичек" требует от взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

С детьми младшего дошкольного возраста полезно играть в театр теней. В театре теней особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, движения. Сначала исполнителями должны быть взрослые, посмотрев, дети непременно захотят попробовать роль актёров. Дети узнают, как можно получить изображение птиц, животных и других персонажей путём складывания определённым образом пальцев.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Многие методисты рекомендуют сделать пальчиковый театр, персонажами которого показываются небольшие игры - инсценировки, проведённые в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка.

Особое развивающее значение, роль которых трудно переоценить при работе по развитию мелкой моторики являются Игры - шнуровки Марии Монтессори.

Игры - шнуровки Марии Монтессори являются уникальным материалом для развития пальцев рук с самого раннего возраста.

В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Но не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. В знаменитой книге Марии Монтессори: "Познают мир "руками"" можно найти свидетельство о том, что Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

способствуют развитию речи;

развивают творческие способности.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком. Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, липучками" Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на отдельные этапы.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики . Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5 - 7 минут.

Особую роль играет рисование. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.

Рисование - занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Рисуя, ребенок тренирует свою руку для письма, совершенствуются ее движения.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие

Представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц

Руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Во время занятий рисованием и штриховкой взрослым нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш

Немаловажное значение в развитии ручной умелости играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Первый шов, который осваивают дети, это шов "вперед иголку". Стараются, чтобы стежки были одинаковыми, образовывали ровную контурную линию.

Освоив этот шов, дети переходят к швам "за иголку" и "строчке".

Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т.е. имитируют соответствующее действие руки, а затем действуют и иголкой с ниткой.

Детям поначалу трудно бывает научиться завязывать узелок на нитке.

Обучают их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушек волчков с помощью пальцев. Запуск волчка требует характерных скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на нитке.

В младшем дошкольном возрасте работа по освоению ремёсел только начинается. Можно научить детей некоторым видам плетения (из бумажных полос, кожи, ниток). Так же можно начинать осваивать простые элементы макраме, некоторые виды бисероплетения, азы вязания и вышивания.

В группе детского сада необходимо иметь набор счётных палочек на каждого ребёнка, а также сделать (для разнообразия) пеналы из цветных спичек. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предложить сосчитать палочки каждого цвета.

6. Самому придумать и сложить фигуру.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, а особенно соревнование у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Педагог вместе с детьми анализирует: сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечает победителей. Наши наблюдения показывают, что особенно это задание нравится мальчикам.

Еще одним способом развития мелкой моторики, который не требует особой подготовки и рекомендуется для занятий родителей с детьми - это игры с предметами домашнего обихода. Родители могут значительно повлиять на развитие мелкой моторики своего ребенка, организуя игры на кухне и игры с различными предметами. На кухне найдется немало дел, полезных

Для развития пальчиков. Попросите ребенка помочь приготовить блюдо

Из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными

Детскими руками и фантазией.

Достоинством приведенных ниже игр с предметами домашнего обихода является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.

Дайте ребенку круглую щетку для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят" и т.д.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги ДОУ смогут добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогут педагогам ДОУ добиться хороших результатов.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, а самое главное, и что для нас важно положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга.

Следовательно, применяя в формирующем этапе разработанную нами систему работы по развитию мелкой моторики, в которую входят все приведенные выше методы и приемы по развитию, мелкой моторики (ручной умелости) в полном объеме и систематически в течении одного года мы добились значительных успехов в области развития речи детей младшего дошкольного возраста

После проведения формирующего этапа исследования повторно был проведен контрольный срез, где по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования был вторично выявлен уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Фиксировалась связность речи, уровень развития словарного запаса, правильность произношения грамматических форм слов, уровень развития сенсомоторики.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад № 74 «Звёздный»

Опыт работы

по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Зюбина Вера Леонидовна

Курган, 2016

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 4-5 лет. По результатам диагностического обследования (по Т.Н Дороновой) детей на начало учебного года 2012, преобладал недостаточный уровень развития мелкой моторики.

Выявив проблемы и затруднения у детей определила цель своей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста. Исходя, из цели работы, были поставлены следующие задачи:

  • Создать условия, способствующие эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
  • Содействовать развитию графических навыков и подготовке руки ребенка к овладению письмом.
  • Способствовать накоплению ребёнком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости.
  • Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Использую принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников:

1. Принцип целенаправленности . Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности . Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

3 . Принцип интегрированности . Взаимосвязь с разными видами деятельности.

4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

5.Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.

Выстраивая систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников, определила основные направления деятельности:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

2. Работа с детьми

3. Сотрудничество с родителями

4.Взаимосвязь со специалистами детского сада

5. Работа с педагогами

  • Создание предметно – развивающей среды:

В группе создан центр «Ловкие пальчики», куда вошли различные картотеки, пособия, игры. Например вкладыши различного типа, массажные мячики, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы, живой песок, картотеки с различными видами штриховок, графических заданий, диктантов, упражнений, лабиринтов. Для изготовления пособий использован природный и бросовый материал: ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др. Преимущества которых состоят в следующем: - многофункциональность;

Экономическая выгода;

Общедоступность.

  • Работа с детьми:

Для работы с детьми по данному направлению разработан перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка занятий, картотек по развитию мелкой моторики.

Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные, такие как упражнения с круглой щеткой для волос, рисование пером, игры с различной крупой, костяшками от деревянных счет, пипетками, прищепками. По сравнению, с традиционными приемами нетрадиционные в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры:

Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма.

Аквагимнастика. Специальные пальчиковые упражнения в воде.

Пальчиковые шаги.

Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

  • Игры с предметами.

Прокатить шарик (бусинку) по дорожке: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

  • Игры со счётными палочками.

Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время.

  • Игры-мозаики, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
  • Игры-задания с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

В подготовительной группе большое внимание уделяется графическим упражнениям , способствующих развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка , обведение по трафарету с использованием карандашей, гелиевых ручек. Работа в тетрадях «Веселые прописи» не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

Рисование по клеточкам – еще одно увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагается образец графического рисунка и он повторяет точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый дает словесную инструкцию последовательности действий. Графические диктанты способствуют правильному развитию умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями. Важны для выработки красивого и четкого почерка.

После проведённой мною работой, анализ уровня развития мелкой моторики у детей на начало учебного года 2014 показал, что уровень повысился: средний на 13,4%, высокий на 6,4%, низкий уменьшился на 19,9%.

Совместно с детьми принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «Подводный мир», «Игрушки у Петрушки». В 4 международных конкурсах в номинациях «Лучшая поделка», «Развитие мелкой моторики рук», «Ярмарка детских поделок», «Мы фантазеры» заняли первые места.

  • Работа с родителями:

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.

Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: ««Полезные советы родителям по пальчиковым играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», Развиваем руки, чтобы учиться писать », родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.

Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

  • Взаимосвязь со специалистами:

Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ по развитию мелкой моторики пальцев рук улучшает качество результатов работы. С каждым специалистом имеется тетрадь взаимодействия. Воспитатель по физкультуре проводит педагогическую диагностику, совершенствует моторные навыки через различные виды упражнений.

Педагог по ИЗО деятельности и художественному труду использует нетрадиционные формы художественно–графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами, ниткопись, которые эффективно влияют на развитие мелкой моторики.

Таким образом, взаимодействие со специалистами в педагогическом процессе успешно помогает детям легко адаптироваться в обществе, к школьному обучению.

  • Работа с педагогами.

Для педагогов подготовила и провела консультации:

  • «Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».
  • «Уголок развития мелкой моторики в детском саду».
  • Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики.

Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации, консультаций, открытые НОД).

Результаты на промежуточном этапе работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, показали высокий уровень повысился на 38, 1%, средний повысился 1,2 %, низкий уровень отсутствует.

Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, способствовало развитию познавательных процессов, графических навыков, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе), совершенствованию активной речи, словарного запаса. Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, и каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. Уже с 10-ти месячного возраста проводятся активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Так малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки:

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому тоже.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки, затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачек пальчики как левой, так и правой руки.

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уже заснул.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой руке, то на левой руке. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз .

Таким образам, важно начинать работу по развитию моторных процессов с раннего возраста, с 6 – 7 месяцев и продолжать ее в течение всего дошкольного периода, это ведет к предупреждению моторных нарушений у детей в младшем школьном возрасте. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.В. Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов.

Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:

1. Ежедневная пальчиковая гимнастика :

Пальчиковые игры и упражнения представлены в приложении Б.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия.

Упражнения необходимо проводить систематически в течение 3 – 5 минут на каждом занятии.

Пальчиковые упражнения для развития кинестетических ощущений:

Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.

С целью развития ручной моторики используются так же игры и упражнения, сопровождающиеся стихотворениями. При проведении таких игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом.

В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответственно текстом стихотворения .

Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Некоторые из них представлены в Приложении В.

В практику многих логопедов и воспитателей вошло проведение физкультурных минут на занятиях. Организованные физкультурные минуты и призваны снять усталость, создать эмоциональный настрой и включить учащихся в творческий процесс, подготовить мелкую мускулатуру к работе. Физкультурные минутки могут проводиться в течение 1-2 минут в начале занятия, перед объяснением нового материала, после объяснения – перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя.

Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Физкультурная минутка пройдет более успешно, если будет сопровождаться ритмичной, легкой, веселой музыкой. Упражнения выполняется фронтально, сидя за партой и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минутки выполняются 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением рук (кистей). Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной игры или 5-6 раз на счет учителя. Такие упражнения приведены в Приложении Г.

Гимнастика для рук успешно используется на логопедических занятиях. Эффект от проведения подобных упражнений большой .

2. Теневой, пальчиковый театр .

Включает в себя инсценирование сказок (пальчиковый театр).

3. Упражнения в обводке контуров предметов , рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». Упражнения выполняются только карандашом.

4. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.

5. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки; рисование водой.

6. Работа с пластилином (лепка).

Скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей;

7. Печатание букв в тетради .

8. Конструирование и работа с мозаикой:

Раскладывание и складывание разборных игрушек;

Составление предметных разрезных картинок;

Работа с мозаикой.

9. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

10. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

11. Массаж и самомассаж пальцев рук.

12. Наматывание ниток на катушку, на клубок;

13. Растегивание пуговиц, зашнуровывание;

14.Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ребро – ладонь. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.

15.Работа с природным материалом - выложить из горошин ствол дерева, из крылаток ветки дерева. Соберем 2 пальчиками крылатки и уберем в баночку, посчитаем их, учитель может придумать любое задание и разнообразить природный материал.

16. Обрывная аппликация. Из кусочка цветной бумаги выполнить аппликацию елочку (таким образом можно придумать любое задание).

17. Выполнение шнуровки (на шаблонах).

18. Упражнения с палочкой (любые упражнения с палкой).

19. Работа со скрепками - посчитайте (прямой и обратный счет) .

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая благоприятно влияет на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Педагогу следует добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Заключение

Развитие тонких движений пальцев признано педагогами, практически в любом общеобразовательном учреждении.

Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

Логопедическая ритмика является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи.

Изучив особенности и основные черты развития детской моторики, можно сделать вывод о прямой закономерности развития речи и руки. Из этого следует, что если развитие движений пальцев соответствует норме, то и уровень развития речи тоже в норме, если же развитие пальцев рук отстает - отстает и развитие речи, хотя и общая моторика может и не страдать. Результаты диагностики целиком подтверждают эти закономерности. Недостатки развития моторики детей вызывают недоразвитие речевой деятельности.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения в поколение. Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В ходе написания работы были проанализированы теоретические и экспериментальные основы изучения вопроса логоритмической работы по развитию моторики. В частности, раскрыты сущность, состав и основные направления логоритмической работы, изучены особенности и основные черты детской моторики.

Анализ вопроса диагностики общей и мелкой моторики детей позволил раскрыть основные методики ее проведения. Обследование детской моторики позволило выявить трудности у некоторых детей, которые требуют непосредственной логоритмической работы.

Система логоритмической работы по формированию общей и мелкой моторики детей достаточно многообразна, включает различные игры и упражнения. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошую тренировку движений пальцев руки обеспечивают различные упражнения с пальчиками

Таким образом, недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Поэтому важным аспектом в преодолении таких трудностей и является логоритмическая работа по развитию моторики.

Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. У них не были сформированы навыки самообслуживаниям. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности.

На первом этапе мною производилась диагностика координационной работы левой и правой рук.

Для этого дети выполняли следующие упражнения:

  • 1. Ребенку предлагается положить перед собой руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
  • 2. "Шагать" пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
  • 3. "Загибание пальчиков" (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
  • 4. "Щепоть-ладонь" - "ладонь-щепоть" (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
  • 5. Проделать движение - чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
  • 6. "Поскакать" (пальцами обеих рук, начиная с мизинца Кроме пальчиковых упражнений мною были использованы также различные графические упражнения. На втором этапе диагностики применяла следующие методики:
  • 1. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
  • 2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
  • 3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Результаты диагностики: На каждом этапе были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. Этап пальчиковых упражнений: При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

При выполнении 2-го задания неточность отмечалась в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданы в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно. Этап графических упражнений: С рисованием домика удовлетворительно справились 50% детей, которым понадобилась незначительная помощь педагога, у остальных детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 60% детей, остальные сделали это с моей помощью, 10% детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать. Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто "малевать". Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием40% детей, остальные - с моей помощью.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Для решения этой задачи было принято решение - создать в группе мини-центр "Мелкой моторики". Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. На сегодняшний день мини-центр оборудован фабричными играми: разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревяннный, "Мелкое лего"; магнитные игры, шнуровки; игры Воскобовича: "Чудо - крестики", "Чудо - цветик"; игры Никитина: "Сложи узор", "Сложи квадрат"; и играми, изготовленными родителями: "орехи" "Золушка", дидактические игры.

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители - поделились опытом семейного воспитания. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.

Второе направление - работа с бумагой. Я часто использую в работе с детьми такой вид как оригами. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами. Свои "игрушки" дети дарят родителям на праздники. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, воспитывать у детей трудолюбие. Детей очень привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Конструирование из бумаги представляет для детей дошкольного возраста некоторые трудности, так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объемные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приемам работы с бумагой. Воспроизведение действий показанных взрослым, не является для ребенка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпали.

Третье направление - работа с пластилином.

Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности. Такая деятельность интересна и разнообразна. Дети с удовольствием выполняют задания. моторика дошкольный ручной труд

Четвертое направление - работа с тканью. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является вышивание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе вышивания. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движение рук и глаз.

При планировании работы по ручному труду всегда учитываю возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость. Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могут видеть на выставках. Стенды регулярно обновляются к праздникам. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что ручной труд трудовое воспитание является эффективным методом развития мелкой моторики рук. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.