Знакомство детей подготовительной группы с весной. Комплексное занятие «Как народ весну встречал» (подготовительная группа)

Конспект НОД

в подготовительной к школе группе

Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

В подготовительной к школе группе

Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Материалы:

· Картинки к ребусу «Весна», набор букв, картинки с изображением 4-х времен года.

· Картинки с изображением примет весны.

· «Солнышко».

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Прослушивание мелодии «Весенняя капель».

Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Весна.

Воспитатель: Она приходит ласково.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.

Воспитатель: Ответьте на вопросы:

После какого времени года наступает весна?

А перед каким временем года?

Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?

Дети: Нет, солнце - главный помощник весны.

Дети: Что-то загрустило наше солнышко.

Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»

Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянке,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:

Какая погода бывает весной?

Какие облака весной?

Какая весной капель?

Какое небо весной?

В какую одежду одеваются весной люди?

Какая весной вырастает травка?

Дидактическое упражнение.

Скажите со словом «Весенний» - день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.

Воспитатель: Послушайте загадки :

  1. Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

  1. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (МАЙ)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Викторина.

  1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
  2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
  3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
  4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
  5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
  6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
  7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
  8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)

Игра «Исправь ошибку»

Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

Весной идет листопад?

Звери делают запасы весной?

Весной на юг улетают птицы.

Дети весной надевают весеннюю одежду

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)

Что было легко, а что трудно?


Ирина Калугина
Конспект итогового занятия «Весна» в подготовительной группе

МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р. п. Выездное

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области

«Коммуникация»

С интеграцией образовательных областей

«Познание» , «Социализация» , «Безопасность»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Детский сад

№34 «Чиполлино»

Калугина И. А.

Программные задачи

ОО «Коммуникация» :

Развитие связной речи :

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна ) с

использованием наглядных пособий, связно, с логической

последовательностью.

Словарная работа :

Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Расширить словарь признаков по теме : «Весна » .

Грамматический строй речи :

Учить строить разные формы предложения, правильно его проговаривать.

Обогащать речь существительными, определениями, глаголами.

Продолжать подготовку к обучению грамоте посредством звукового анализа.

ОО «Познание» :

Учить детей использовать полученные знания при решении различных проблемных ситуаций, искать различия между разными весенними месяцами; - Учить детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;

Расширять знания о характерных признаках весны .

ОО «Социализация» :

Воспитывать умения работать сообща;

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать умение действовать в команде;

Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи;

ОО «ЧХЛ» :

Формировать интерес и потребность в чтении;

Оборудование :

Интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, карточки с первоцветами и грибами, сигнальные значки, воздушные шарики,

бумажные кораблики с заданиями, индивидуальные тетради, карандаши.

Предварительная работа :

Чтение рассказов о весне , разучивание стихотворений, пословиц,

Рассматривание иллюстраций, анализ инсценировок, дидактическая игра «Времена года» , наблюдения в природе, рисование весенних пейзажей на бумаге и интерактивной доске, изготовление корабликов.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям подойти поближе, читает стихотворение :

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь. Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров :

Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, на что это похоже?

Воспитатель : В нашей группе появилась волшебная тучка.

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки,

Закатились к нам в окошко.

О чем же она нам хочет рассказать?

Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

Тучка приглашает нас с вами в сказку.

Но чтобы попасть в сказку, нужно пройти испытания – выполнить много заданий, чтобы тучка рассеялась, выглянуло солнышко, и можно было бы идти гулять. Вы ГОТОВЫ отгадать загадки?

1. Загадки.

На интерактивной доске появляются картинки, демонстрирующие загадки о весенних месяцах.

(дети отгадывают, нажимают маркером на нужную картинку)

2. Беседа о весенних приметах.

По каким признакам вы узнали этот месяц? (Солнце светит ярко, с сосулек падает капель, текут ручейки.) Знаете ли вы, как по-другому в народе называется месяц март? Например, солнечник - почему? Потому что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает.

Какие перемены в пейзажах вы здесь наблюдаете? У апреля тоже есть другие имена. Например, его называют снегогон. О чем говорит вам это слово? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.) А еще апрель называют водолей. Как появилось у апреля это имя? Именно в этом месяце всюду очень много воды : текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди. В народе говорят : «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит? Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха.) (На магнитной доске появляются картинки с этими цветами) . Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

В народе его называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники.) Почему в народе говорят : «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай» ? В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. А какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.) Знаете ли вы, что в мае появляются первые грибы - строчки и сморчки (рассмотреть их на картинках) . Растут они только в лесу. Собирать грибы надо очень осторожно, но в сыром виде вообще их есть нельзя.

Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где расположены названия весенних месяцев.

Ребята, что общего у этих слов? (это весенние месяцы)

Какое слово можно убрать из этой цепочки и почему?

(слово «апрель» состоит из двух слогов, а слова март, май из одного слога)

Произнесите слова с одним слогом, с двумя слогами?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием, и я1. убираю одну капельку. Наша тучка становится меньше и пропускает нас в сказку.

Послушайте ее :

«Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

Дети : Зима, Весна , Лето, Осень. (интерактивная доска)

Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

На доске появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

3. Беседа о солнце.

Только посмотрите, солнышко у нас почему-то невеселое.

Может, его стихотворение порадует. Вспомните, какие мы учили стихи про солнце?

Ребенок : Среди поля голубого

Яркий свет огня большого,

Не спеша огонь тот ходит,

Землю матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну конечно это солнце.

Нет, ребята, все равно не улыбается, что же нужно сделать, чтобы оно засияло? Как вы думаете?

Дети : Сказать как можно больше комплиментов

Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» - солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко - наш друг, наша радость.

Воспитатель : Все равно не улыбается. Что же делать?

Дети : Раскрасить! (ребенок с пом. заливки раскрашивает солнце)

Вот теперь солнышко стало теплым. От его света мир становится прекрасней.

А на что похоже солнышко по форме? (На мячик, апельсин, блин)

А по теплу, которое от него исходит? (На печку, оно горячее как сковородка, чайник, костер) .

4. Звуковой анализ :

А еще, ребята, посмотрите в тетради, там есть рисунки тех предметов, на которые похоже солнышко, у каждого свой рисунок. Обозначьте кружочками нужного цвета каждый звук в своем слове.

(один ребенок делает анализ вслух)

Молодцы, тетради закрываем, все ли сделали правильно, я потом проверю. А за то, что вы хорошо работали,2. уберем еще капельку.

Воспитатель : Вот оно и солнышко улыбнулось вам! Покажите, как вам приятно греться на солнце. Вот также приятно и растениям и животным. А хотите посмотреть, как живут растения и животные весной в лесу ?

Физкультминутка :

Пойдемте на лесную полянку. Только помните, что в лесу не только деревья и трава растет, но и живут птицы, звери и насекомые, поэтому пойдем по лесу тихонько, чтобы ни кого не спугнуть, перешагиваем через пенечки-Вот первый пень, вот второй, третий, сколько пней мы перешагнули. (три) . Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. Идем только по тропинке, чтобы не вытоптать траву. Вот и вышли на полянку. Подышали, покружились, протянули ручки к солнышку. Как хорошо весной в лесу .

Муз. Послушаем шум леса. (10сек.)

5. Интерактивная технология «Большой круг»

Воспитатель : Я предлагаю поиграть в игру «Большой круг»

Она поможет нам узнать, сколько вы знаете пословиц о весне .

В.: Встаньте в круг и напомните всем правила игры.

Встают в круг и проговаривают правила игры : каждый имеет право высказать свое мнение, не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку, договориться, кто из детей подведет итог .

В.: Ну что ребята, давайте начнем, вспоминать пословицы о весне .

1. Весна – днем красна

3. Грач на горе, весна на дворе

5. Весенний день год кормит…

6. Пришел май - только успевай да не зевай.

7. Коли в мае дождь, будет и рожь.

В.: Ребята, договоритесь, чья пословица вам показалась наиболее интересной, пусть он повторит пословицу еще раз и объяснит ее значение.

(Подвести итог игры )

В. Молодцы! Вы друг друга слушали, не перебивали, значит, вы настоящие друзья. А природу вы любите? Будьте ей тоже настоящими друзьями. Ой, ребята, а вот белочка к нам пришла и что-то нам принесла. А, это, чтобы вы не забывали, как себя вести в лесу, возьмите вот эти памятки, прочитайте дома с мамами и папами. А теперь также тихо пойдем из леса на свои места.

Тучке очень понравилась наша игра, передумала она поливать нас дождем. 3. Убираем еще капельку.

Предлагает занять свои места и поиграть в игру

6.«Незаконченное предложение»

Один ряд называет, за что любит Весну .

Другой ряд, за что не любит это время года.

(на доске появляются картинки)

ХОРОШО ПЛОХО

На улице стало тепло

Много ручейков, можно пускать кораблики

Все просыпается от зимней спячки

Скоро появятся первые первоцветы

В огородах, полях оживится сельхоз работы

Много воды, домой приходишь с мокрыми ногами

Много на улице мусора показалось из под снега

Дороги разбиты, плохо ездить на машине

Бабушка со мной мало играет, потому что занимается посадкой овощных культур

Умницы, очень понравились нашей тучке ваши ответы, и она потихонечку тает 4.(убираем следующую каплю, но гулять нас еще не отпускает.

7. А предлагает нам в игру поиграть : «Убери лишнее»

(Работа с интерактивной доской)

Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Капель, проталина, урожай, сосулька

Мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ромашка, ландыш.

Подснежник, весна , листопад, грач

Жаворонок, скворец, ласточка, снегирь, грач.

В : Вы мне много говорили о том, что весной идет посев и высадка овощных и плодовых культур.

Предлагаю вам решить один ребус.

8.«Расположи в нужной последовательности»

Всходы, плод, зернышко, цветок. (интердоска)

Листок, почка, ветка

Ребята и с этим заданием справились,5. уберем еще капельку, наша тучка совсем похудела.

Солнце радостно смеётся,

Звон капели раздаётся.

Ручейки звенят, бегут.

Птицы весело поют.

Шагает по земле весна ,

В гости к нам она пришла. –

Посмотрите, у нас тоже есть ручеек, а по нему плывут кораблики. Но у нас кораблики не простые, а волшебные. Т. к. вы скоро пойдете в школу, кораблики с сюрпризом. Они везут задания. Ну-ка, посмотрим (каждый ребенок подходит и берет один кораблик, делает задание, если он не справляется, ему помогают гости). (Если не хватит времени, несут их домой)

9. Задания корабликов :

1. Назови месяц между мартом и маем.

2. Объясни значение слова «проталина» .

3. Какие птицы называются «перелетными» .

4. Отгадать загадку :

Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.

5. Объяснить значение слова «оттепель» .

6. Назвать весеннюю обувь.

7. Подобрать слова на вопрос : «Что делают?» -

сосульки, почки, птицы, дети.

8. «Исправь ошибку» : моя сапоги, мой перчатки, мои шарф.

9. Убери лишнее :

Куртка, резиновые сапоги, панама, перчатки.

10. Как мы назовем перчатки, если они из кожи?

А сапоги из резины, шапка из шерсти?

11. Отгадай загадку :

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл.

12. Каких перелетных птиц ты знаешь?

13. Найди ошибку и исправь предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

14. Найди ошибку и исправь предложение.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

15. Найди ошибку и исправь предложение.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

16. Найди ошибку и исправь предложение.

Наступила весна , потому что прилетели грачи.

17. Найди ошибку и исправь предложение.

Пришла весна , потому что проснулся медведь.

18. Убери лишнее :

Март, апрель, декабрь, март.

19. Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Итог .

О каком времени года мы сегодня говорили?

Во что вам понравилось больше всего играть?

Ребята, я думаю, вы очень понравились весне , и она будет вас радовать хорошей погодой. Но у нас еще одна капелька от тучки осталась, а на ней написано «сюрприз» . На обратной стороне магнитной доски нарисована схема групповой комнаты . Место, где спрятан сюрприз, обозначено на схеме крестиком. Нужно его отыскать. Дети находят конфеты и угощаются.

Овладение детьми основными логическими приемами по теме "Весна"

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, обобщила методические разработки по проблеме «Развитие логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи». Разработки были представлены систематизированным лексическим и иллюстративным материалом по всем лексическим темам, который предназначался для работы с детьми, как логопеда, так и воспитателей. Данное занятие проводила с детьми (7-го года жизни), которые посещали мой кружок "Занимательная логика". Русскую народную сказку "Как Весна Зиму поборола" переделала, представленные игры разработала и оформила картинным материалом сама.
Цель : овладение детьми основными логическими приемами: умозаключение, систематизация, ограничение.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме «Весна»;
- закреплять продуктивную и двигательную деятельность;
- развивать умение раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности; вычленять предметы из множества разнообразных объектов по характерному общему признаку, качеству, свойству; формировать навыки последовательных действий.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог: «Ребята, я знаю, что вы все любите слушать сказки. И сегодня я расскажу вам новую сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Сказка «Как Весна Зиму поборола»
Жила-была в одном селе Машенька. Однажды ранним весенним утром сидела она у окошка и о весне думала.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и
уходить не собирается, всё Морозы куёт. Надоела она всем, холодная, да студёная. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко, Золотое вёдрышко,
Выгляни из-за горы, Всё в округе озари!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
- Видело ли ты, Солнышко, Весну красную?
Солнце говорит:
- Видела и тебе скажу, где Весну искать, только выполни сначала моё задание, тогда и скажу.
Педагог:
- Дети, а Машеньке одной никак не справиться. Давайте ей поможем?
Я буду начинать фразу, а вы будете её заканчивать, нужными по смыслу словами.
Д/и «Закончи фразу» - умозаключение.






Педагог:
- Молодцы ребята, помогли Машеньке. А теперь слушайте, что же было дальше.
Говорит солнце:
- А теперь, Машенька, иди дальше, как увидишь перед собой лес зеленый, там и ищи Весну. Да зови её в края свои.
- Пошла Маша искать Весну. Долго ли коротко ли шла Машенька. Вдруг предстал перед ней лес зеленый.
Ходила, ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Только присела на пенёк отдохнуть, как видит:
Валежник зашевелился. От зимнего сна, Медведь – батюшка пробудился.
И пред Машенькой появился.
- Здравствуй, девица, зачем ко мне в лес пожаловала?
- Ищу, я, Медведь – батюшка, Весну красную. Хочу ее в наши края пригласить.
- Хорошо, Машенька, я тебе помогу, но и ты мне сослужи службу верную:
- Разложи фишки в пустые клетки так, чтобы одинаковые друг с другом не стояли.
Д/и «Заполни пустые клетки» - систематизация.










Молодцы, ребята! А сказка наша продолжается. Поблагодарил медведь Машеньку и дал ей волшебный клубочек.
- Куда он покатится, говорит мишка, туда и ты ступай.
Долго ли коротко ли шла Машенька совсем устала, только хотела отдохнуть...
Как видит, летит лебедь красавица: выпускает по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые реки.
Та лебедь и была - Весна.
Стала тут Маша Весну звать:
- Ой, Весна-Весна, добра - матушка! Ты иди в края наши, прогони Зиму лютую.
Педагог:
- Давайте и мы вместе с Машей позовем Весну красную.
Речь с движением «Веснянка»
Педагог:
- Услышала Весна Машин голос и говорит:
Выполни мою просьбу, тогда я и в ваши края приду, зиму лютую прогоню.
- Закройте фишкой «лишнюю» картинку.
Закройте то, чего весной никогда не бывает.
Д/и «Четвертый лишний» - ограничение.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»

Воспитатель: Попова Е.Ю.
Программные задачи:
I часть

Приобщать детей к истокам народной культуры;
расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
закреплять знания детей о народных играх;
формировать желание использовать в речи фольклор;
продолжать формировать уважение к традициям русского народа;

Воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
воспитывать патриотов.

Закреплять умение делать птиц по принципу оригами;
совершенствовать навыки работы с бумагой;
воспитывать аккуратность в процессе деятельности.
Предварительная работа:

Беседы о праздниках и традициях русского народа;
чтение художественных произведений;
заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
рассматривание иллюстраций;
разучивание хороводов, подвижных игр;
прослушивание музыкальных произведений о природе;
занятия по конструированию из бумаги;
проведение праздников и досугов.

Словарная работа:
Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

Оборудование:
Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр, аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.

Ход занятия:
1 часть занятия.
Звучит музыка.
Дети рассаживаются на стульчики.
Слайд 2.
Воспитатель: «Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»
Воспитатель: - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)
Воспитатель: - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и
хорошую погоду.
Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.
Воспитатель: - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Воспитатель: - «Март, март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май
Солнце в терем приглашай!»
Воспитатель: Матушка весна, всем красна!
Слайд 3.
Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)

Слайд 4.
Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре?
Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.
Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.
Дети: « Ой, весна моя
Ты, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!»
***
Весна, весна красна,
Тепло солнышко,
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом богатым!

Воспитатель: - Весну на Руси встречали трижды, когда?
Дети: 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается);
22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);
7 апреля - в Благовещенье.
Воспитатель: - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.
Воспитатель: - Назовите какие вы знаете приметы марта?
Слайд 5.
Дети:
увидал грача- весну встречай;
сухой март- плодородие, дождливый - неурожай;
сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.
Воспитатель: - Молодцы! Назовите второй весенний месяц (Апрель).
Воспитатель: - Какие названия имел апрель в народном календаре?
Слайд 6.

Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).
Воспитатель: - Хорошо, правильно. Какой праздник отмечал народ в апреле?
Дети: - Благовещение- третья встреча весны.
Воспитатель: - Что интересного вы знаете об этом празднике?
Слайд 7.
Дети:
- На Благовещенье весна зиму победила.
- Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Слайд 6.
Слайд 8.
- Существовал обычай выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.
- Люди примечали:
гроза на Благовещенье - к урожаю грибов;
как Благовещенье проведешь - так и весь год будет.
- Люди пели заклички, закликали птиц.
Слайд 9.
Воспитатель: - Можете ли вы сейчас закликать птиц?
Дети: «Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!»
***
Жаворонки, перепелушки,
Птички, ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: - Какие еще отмечали люди праздники в апреле?
Дети: - Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.
Слайд 10.
Воспитатель: - Какие вы знаете приметы, связанные с вербой?
Дети:
без вербы - не весна;
верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.
Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который будем отмечать в воскресенье, мы не поговорили? (О Пасхе.)
Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный. Расскажите, что вы знаете о нем!
Слайд 11.
Дети:
- Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.
- Яйцо - это символ зарождения новой жизни.
- По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.
Слайд12.
- Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.
- Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Как много вы знаете о народных праздниках!
Назовите последний месяц весны? (Май) Как в старину называли май?
Слайд 13.
Дети: - Травень, розоцвет, цветень.
Воспитатель: - Что говорил народ про месяц май?
Дети:
май леса наряжает, лето в гости ожидает;
май холодный - год хлебородный;
много майских жуков - к засухе;
запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.
Воспитатель: - Хорошо, дети. Вы правильно вспомнили приметы весны, назвали народные весенние праздники. А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».

Слайд 14.
Физминутка:
Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)

2 часть занятия.
Слайд 15.
Дети садятся за столы:
Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».
Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.
Я предлагаю каждому сделать свою птичку.
Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.
Вспомните, с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.
Слайд 16.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные.
Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).
Воспитатель: - Наше занятие законченно.
Слайд 17.

Cветлана Гористова
Конспект НОД «Весна пришла» в подготовительной группе

Конспект НОД

в подготовительной к школе группе

Тема : «Весна пришла »

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей :

«Познание» ,

«Коммуникация» ,

«Чтение художественной литературы» ,

«Музыка» .

Цель : способствовать обобщению представлений о весне как времени года , о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Задачи :

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.) .

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне ; развивать логическое мышление, разговорную речь : обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Планируемые результаты :

Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы);

умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Материалы :

Картинки с изображением примет весны .

«Солнышко» .

Предварительная работа :

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне , весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны , почему наступает весна .

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов о весне , о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход НОД:

Воспитатель : Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, давайте посмотрим в окно, что вы там увидели.

Красиво как кругом.

Сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами.

Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Прослушивание мелодии «Весенняя капель» .

Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Почему вы так думаете?

Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Дидактическая игра «Составь слово»

Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.

Дети выполняют задание.

: Какое слово получилось? /Весна/

Она приходит ласково.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

И как мы уже сказали - говорить мы сегодня будем о весне .

: Ответьте на мои вопросы, пожалуйста :

После какого времени года наступает весна ?

А перед каким временем года?

Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной… » .

(Дети выполняют задание) .

Как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать?

Что-то загрустило наше солнышко.

Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнышко, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

- Есть такая пословица : «При матушке добро, а при солнышке тепло»

Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Физкультминутка «Веснянка »

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Ребята, ответьте на вопросы :

Какая погода бывает весной ?

Какие облака весной ?

Какая весной капель ?

Какое небо весной ?

В какую одежду одеваются весной люди ?

Какая весной вырастает травка ?

Дидактическое упражнение.

Продолжите словосочетание «Весенний»

/ день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы. /

- Послушайте загадки :

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел ? (АПРЕЛЬ)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (МАЙ)

А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Викторина.

1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)

2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными ? (ель и сосна)

3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)

4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?

5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки ?

6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)

7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей?

8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю?

Игра «Исправь ошибку»

Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

-Весной идет листопад ?

Звери делают запасы весной ?

- Весной на юг улетают птицы .

Дети весной надевают весеннюю одежду

Подведение итогов.

Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне , о приметах весны , отгадывали загадки и т. д.)

Что было легко, а что трудно?

Публикации по теме:

Тема: Пришла весна – красна. Путешествие на луг, где много насекомых вокруг. (Познавательное развитие, развитие речи, коллективное рисование).

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование.