Занятие по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Кошка с котятами. НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами

Кристина Шамонова

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами »

Цель : формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины , отвечая на вопросы по ее содержанию.

Задачи :

Образовательные :

Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине , формировать ответы на вопрос;

Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Развивающие :

Развивать мышление;

Развивать творческие способности у детей;

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.

Воспитательные :

Воспитывать взаимопомощь;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа : чтение стихов о домашних животных (кошке ) ; пение песенки «Серенькая кошечка» ; загадывание загадок о животных.

Индивидуальная работа : научить Оксану К. называть детенышей животных, учить Егора Е. придумывать имена котятам , научить Артура П. рассказывать о котятах .

Словарная работа : бородатый, смешная, играет с клубочками, лакает молоко, хозяйка, охота.

Взаимосвязь с другими видами деятельности : познавательное развитие (ФЦКМ, художественно-эстетическое развитие (рисование, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал : картина «Кошка с котятами » , картинки животных и их детенышей, листы бумаги с изображением нед

рисованных кошек.

Раздаточный материал : краски, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, непроливайки.

Ход НОД

I. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)

Давайте вместе представим, что мы в гостях у бабушки Федоры. Мы играем во дворе и кого-то увидели :

Кошку усатую

Корову рогатою

Козла бородатого

Собаку лохматую

Поросенка чумазого

Давайте еще раз вспомним, кого мы видела в гостях у бабушки Федоры.

II. Дидактическая игра «Мама и детки» .

(по картинкам )

III. Рассматривание картины «Кошка с котятами » .

Кто изображен на картинке ? (кошка )

Кошка какая ? (большая, пушистая, ласковая, красивая)

Котята какие ? (маленькие, пушистые, смешные)

Что делает кошка ? (лежит отдыхает)

Какое имя можно дать кошке ? (Мурка)

Что делает этот котенок? (играет с клубочками)

Какое имя можно ему дать? (Васька)

Что делает этот котенок? (лакает молоко)

Какое имя дадим ему? (Пушок)

Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает вместе с ней)

Давайте ему придумаем имя? (Соня)

Как можно назвать всех, кто изображен на картине ? (Кошачья семья)

Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину с клубочками котятам ? (Хозяйка, мама, бабушка)

IV. Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки )

Посмотрела кошка наверх , посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась (повернуть голову налево,

Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)

V. Составление рассказа по сюжетной картине .

А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказы по сюжетной картине , а дома расскажите мамам про кошку и котят .

«На картине изображена (кошка с котятами ) . Кошка большая… (пушистая, красивая) . Рядом с ней… (три котенка) . Они… (маленькие, смешные) . Одного котенка зовут (Васька) . Он (играет с клубочками) . Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко) . Третьего котенка зовут… (Соней) . Сон уже наелась и … (легла рядом с мамой) . Папа-кот ушел… (на охоту) . Корзину с клубками принесла… (хозяйка) . Мне понравилась картина , потому что котята получились… (смешные) ».

А сейчас девочки и мальчики закроем глазки, пусть наши глазки отдохнут. Мы подумаем, как составить рассказ о кошке и котятах .

Воспитатель выслушивает рассказы детей , поощряя их попытки к рассказыванию .

VI. Творческая деятельность. Рисование на тему : «Чего не хватает у кошки

Давайте подарим картинки кошке с котятами

VII. Итог. Рефлексия деятельности.

А чему мы научились на занятии? (дети отвечают)

О ком составляли рассказы ? (дети отвечают)

Что запомнилось больше всего на занятии? (дети отвечают)

А я хочу сказать вам – спасибо! Вы очень старались на занятии.

Конспект образовательно – воспитательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».

Образовательная область: Развитие речи

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами».

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение внимательно рассматривать картину;

Формировать умение активно участвовать в беседе;

Формировать умение составлять описательный рассказ по картине;

Упражнять в подборе определений к качествам кошки и котят (тёплая, пушистая, мягкая);

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного;

Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.

Развивающие:

Развивать умение согласовывать слова в предложении;

Развивать умение согласовывать речь с движением;

Развивать психические функции: воображение, внимание, память;

Развивать умение определять местоположение предмета (слева, справа, рядом, около).

Воспитательные:

Формировать доброе отношение к животным, желание заботиться о них;

Воспитывать уважениек другим детям на занятии, не перебивать друг друга, умение слушать сверстника.

Возрастные особенности детей: 4 года

Предварительная работа .

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных;

чтение стихотворений и рассказов о животных;

игра «загадки»;

словесные игры: «Какой, какая, какое? », «Назови ласково», «Угадай-ка»;

А какая бывает кошка (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная, заботливая и т. д.)

А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котенок, мурысенька и т. д.)

Материал:

Картина «Кошка с котятами»;

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: дети здороваются

Воспитатель: Отгадайте загадку:

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Дети: Кошка.

Воспитатель: Где живет кошка?

Дети: Дома.

Воспитатель: Кошка -это какое животное домашнее или дикое?

Дети: Кошка – это домашнее животное.

Воспитатель: Кошка – это удивительное животное. Ия хочу вам показать одну интересную картину.

Давайте ее внимательно рассмотрим.

Воспитатель Кто нарисован на картине?

Дети Кошка с котятами

Воспитатель: Что делает кошка?

Дети Сидит и смотрит на котят

Кошка какая? (большая, пушистая, красивая)

У кошки шерсть на спинке, ушах, хвосте полосатая, а на лапках белая.

Дети: Скажите где у кошки еще белая шерсть (белая еще на грудке и на животе).

Воспитатель заканчивает рассказ: У кошки зеленые глаза, острые ушки. Она лежит и смотрит на котят.

Воспитатель: Ребята, а сколько котят на картине? (три котенка)

Котята какие? (маленькие, пушистые, смешные)

Давайте внимательно рассмотрим котят. Я расскажу про одного котенка, а вы про остальных: полосатый котенок лежит около мамы. Он пригрелся и крепко спит.

Нелли расскажет про рыжего котенка.

Ульяна расскажет про серого котенка.

Где же папа-кот? (папа кот ушел на работу)

А как бы вы хотели назвать эту картину?

Художник дал картине название «Кошка с котятами».

Воспитатель: Давайте представим что мы находимся на картине, что мы рядом с кошкой и котятами. Что вы слышите?

Дети: котята сопят, мурлыкают, рычат.

Воспитатель: Погладьте кошку и котят, что вы чувствуете?

Дети: Мягкие, пушистые, теплые.

Воспитатель : А давайте, мы с вами, превратимся в котят! (Дети одевают маски котят)

Физкультурная минутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышли котята на карниз (имитирует грациозную походку кошки)

Посмотрели котята наверх, посмотрели котята вниз

Вот налево повернулись (повернуть голову налево),

Проводили взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулись, улыбнулись и уселись на карниз (присесть)

Воспитатель: Ребята, а с чем любят играть котята?

Дети: с клубочком.

2.Словесная игра: «Что умеет делать кошка?»Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать клубок, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

Воспитатель Пришло время вернуться к нашей картине.

Пока мы с вами играли, котята все спрятались за клубочки. Нужно угадать кто там спрятался и тогда клубочек откроется. Кто спрятался под розовым клубочком.

Давайте откроем клубочек.

Да, правильно это Рыжик.

А кто хочет про него рассказать? Какой он?

Иди, Нина, а я тебе помогу.

У Рыжика, рыжая шерстка, она мягкая, пушистая, та и хочется ее погладить.

Нина, а скажи нам, пожалуйста, а каким цветом у Рыжика глазки?

Зеленые

А еще у него глаза веселые, озорные.

Нина, а как ты думаешь, что делает Рыжик?

Он играет с мячиком.

Ребята, а как вы думаете, а кто спрятался за синим клубочком?

Серый котенок.

Алина, что он делает?

Он играет с клубочком.

Давайте откроем клубочек.

Вот мы с вами нашли еще одного котенка маме кошке.

А кто же спрятался за синим клубочком?

Это полосатый котенок.

Давайте откроем клубочек.

Правильно это он, спит рядом с мамой.

Олеся, иди расскажи нам про полосатого котенка.

Воспитатель: А теперь Владик попробует составить рассказ по картине.

Составление рассказа по картине с помощью вопросов воспитателя.

«Картина называется «кошка с котятами». На ней изображена…(кошка с котятами). Кошка большая… (пушистая красивая). Рядом с ней… (три котенка). Они… (маленькие, смешные). Одного котенка зовут…(Васька). Он…(играет с клубочками). Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко). Третьего котенка зовут… (Соней). Соня уже наелась и … (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел… (на охоту). Мне понравилась картина, потому что котята получились… (смешные)».

Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

Рефлексия деятельности.

Опрос детей: Почему понравилась эта картина?

Воспитатель хвалит детей за работу на занятии и за составление рассказов.

Вы друзья мои старались

Все прилежно занимались

Всех хочу благодарить

И раскраску подарить

Дети по желанию раскрашивают Кошек.


Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ с детьми второй младшей группы

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами».
Назначение: методическая разработка для проведения НОД по развитию речи.
Цель : развитие речи детей через обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине.
Задачи: Формировать умения внимательно рассматривать персонажей картины.
Обучать мыслительным действиям, ведущим к перечислению объектов на картине, к преобразованию выбранного персонажа во времени.
Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов,изображенных на картине.
Развивать логическое мышление.
Развивать умение соблюдать правила игры.
Воспитывать культуру ведения диалога
Методы и приемы: введение в игровую ситуацию, художественное слово, вопросы, сообщения, побуждения к диалогу, введение игрового персонажа.
Материалы и оборудование.
Сюжетная картина «Кошка с котятами», магнитная доска, магниты, мяч

Виды детской деятельности : исследовательская, познавательная, игровая.
Ход НОД:

1.Организационная часть.

Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми. умными стать.
Воспитатель загадывает загадку:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт
Замурлычит, запоёт.(кошка )
Воспитатель открывает картину предлагает
сделать гимнастику для глаз, а потом рассмотреть картину:

Вот окошко распахнулось
Вышла кошка на карниз
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась,
И уселась на карниз.
-Посмотрите и расскажите, кто изображён на картине?.
Расскажите о кошке? Какая она?
А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперёд и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите.(воспитатель включает аудиозапись пищание котят и мурлыкание кошки ) Открываем глаза. Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину?
Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка».
Дети я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос: « Что умеет делать кошка? ». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: « Царапаться». Так будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?
Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное?
Правильно они отличаются окраской шерсти.
А чем они ещё отличаются?
Посмотрите, что делает каждый котёнок?
Чем похожи все котята?
Котята очень разные
.Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Физминутка
- На ковре котята спят,
Просыпаться не хотят,
Тихо спят, спина к спине,
И мурлыкают во сне.
Вот на спинку все легли,
Расшалилися они,
Лапки вверх и все подряд,
Всё мурлыкают, шалят.
Вот идёт лохматый пёс,
И зовут его Барбос,
Здесь котята всё шалят?
Расшугаю всех котят-ГАВ.
Как можно назвать всех, кто изображён на картине?
Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть? А теперь подумайте, кто бы мог принести корзинку с клубочками? Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся?

Рефлексия деятельности.
Дети, я предлагаю встать в круг. А сама встану в центре. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Тот, кто его поймает- даёт ответ, и возвращает мяч мне.
- Чему учились сегодня?
- О ком составляли рассказы?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какое задание было самым трудным?
(в свободное вечернее время дети составляют свои загадки о кошке и котятах, рифмовки, придумывают рассказы)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Надыма»

Конспект

по образовательной области «Речевое развитие»,

развитие речи в средней группе

Тема:

воспитатель,

Образовательная область : «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Форма организации образовательной деятельности: НОД.

Тема: «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»».

Цель: Формирование коммуникативных навыков детей, развитие кругозора.

Задачи:

1. Продолжать учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть ее;

2. Формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных;

3. Закрепить представления детей о диких и домашних животных, их детенышах;

4. Развивать графо-моторные навыки и зрительную координацию;

5. Способствовать развитию чувства сострадания и готовности оказывать помощь.

Предварительная работа: составление описательного рассказа об игрушке, рассматривание картины «Собака со щенятами»; дидактические игры «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большие и маленькие»; игры – импровизации, рисование «Усатый – полосатый»; сюжетно – ролевые игры «Зоопарк», «Путешествие в лес», «Ферма».

Материал и оборудование: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – зайчик, рисунок – схема «лес», «дом», салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами», наборы разрезных картинок «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», цветные клубочки ниток на каждого ребенка, цветные фломастеры (карандаши), альбомный лист, атрибуты – шапочки котят.

Ход занятия:

1. Вступительная часть (введение в ситуацию)

В: Ребята, я знаю, что вы очень любите маму и папу, бабушку и дедушку, других членов семьи. Ведь так? А за что вы их любите?

А как вы думаете, можно ли любить животных?

А каких животных вы знаете?

У кого дома есть животное?

Как вы его любите?

Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как – то по тропинке, медленно иду, и вдруг…(снимаю салфетку, а под ней рукавичка).

«Ой! Что за хатка невеличка?

Из овчинки рукавичка!

Плачет кто-то.

Не помочь ли, нам, друзья?»

Кто же может плакать там? (ответы детей)

(Из рукавички достаю зайчонка)

Ребята, кто это?

Спросите у зайчонка, почему он плачет? (дети задают вопрос)

З (В): Я маленький, я еще глупенький, многого не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Ребята, пожалуйста, помогите мне найти мою маму.

В: Ребята, хотите помочь зайчонку? А сможете?

2. Актуализация знаний - дидактическая игра «Помоги найти маму».

Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания.

На магнитной доске вперемешку картинки домашних и диких животных, схематическое изображение елочек и дома; отдельно картинки детенышей животных.

В: Ребята, кого вы здесь видите? А как вы будете помогать зайчонку? (Дети поочередно выполняют игровое действие – соотносят маму с ее детенышем. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш щенок. Это домашнее животное. Разместим их возле домика. У козы - козленок, домашнее животное, тоже к домику. У коровы – теленок, домашнее животное, у лисы – лисенок, живет в лесу, поместим их возле елочек, дикое животное. У волка – волчонок, дикое животное, в лесу живет. А у тебя, зайчонок, мама зайчиха. Вы тоже живете в лесу. Ступай, зайчонок, к маме и больше не теряйся!)

В: - Ребята, вы смогли помочь зайчонку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли зайчонку найти маму! А теперь я познакомлю вас с другой семьей. Хотите? (Воспитатель выставляет на доску картину «Кошка с котятами».) Внимательно рассмотрите эту картину (делаю паузу, дети рассматривают).

3. Открытие нового знания – рассказывание по картине

В: Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться?

Д: «Кошка и ее котятки», «Мама кошка играет с котятами», «Про котят», «Кошка лежит на коврике и смотрит на котят».

В: Да, разные названия. Но я хочу напомнить вам о том, что название картины не должно быть очень длинным, а коротким. Но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина. Маша коротко назвала картину. Молодец! Сашино название картины мне тоже нравится. А вам? А почему?

Д: Потому что коротко и понятно о чем картина.

В: Художник написал эту картину и назвал ее «Кошка с котятами» (пауза). Ребята, вам не показалось странным то, что я сказала «написал?» Нет, я не ошиблась: нужно так говорить – «художник написал картину», а не нарисовал. Понятно? Давайте вместе проговорим (хоровое проговаривание «художник написал картину») Запомните это! Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Итак, внимание на маму – кошку. Большая красивая кошка любуется котятами, не правда ли? Расскажите о ней.

Д: (2-3 ребенка рассказывают о кошке). Кошка большая, серая и полосатая. У нее большие зеленые глаза. Она лежит и смотрит на своих котят. У кошки большая голова и короткие острые ушки, пушистый хвост и т. д.

В: Молодцы, ребята! Правильно подметили и Саша, и Маша, что кошка большая, усатая, вся полосатая, с красивой густой шерсткой. Кошке очень приятно слышать эти слова. Она отдыхает и любуется своими детками – котятками. Сколько их? (хоровые ответы) Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три котенка. У кошки трое котят. Они подросли и могут сами себя занять. Ведь так? Расскажите о них.

Д: (2-3 ребенка рассказывают о котятах). У кошки три котенка: один серый, один полосатый, точь в точь в маму, и один рыжий. Его назвали, наверное, Рыжиком. Они уже подросли и умеют играть с цветными клубочками. Серенький котенок устал и заснул возле мамы. А Рыжик хочет молочка и т. д.

В: Молодцы, ребята, все рассказали о котятах. Они уже подросли и умеют сами играть. Любимое занятие котят – игра с клубочками.

Вот мой котик – игрунок.

Брошу я ему клубок.

Он с клубочком поиграет

Мои нитки размотает.

Ребята, я думаю, что котятам хорошо дома. А вы как думаете?

Д: Я тоже думаю, что котятам хорошо, они веселые. Рядом с ними их мама. А с мамой и спокойно и весело. У котят есть свое место в квартире - коврик. Он полосатый и разноцветный. На полу блюдце с молоком. Значит, у кошки и котят заботливая хозяйка. Она их любит. И всем хорошо! (выслушиваю хоровые и индивидуальные ответы детей, проявляю удивление, согласие).

В: Смотрите, ребята, кажется, и вправду котята улыбаются! Ведь Катя правильно сказала, что им с мамой и спокойно, и весело. Им хорошо. Вы согласны с Катей и со мной? Молодцы, что заметили на полу красивый полосатый коврик и блюдце, полное молока. Это хозяйка позаботилась, чтобы котятам было тепло и сытно.

А сейчас Рефат составит свой рассказ по картине, а вас, ребята, я прошу внимательно слушать рассказ и проследить, не будет ли в нем повторов. Ну а Рефат постарается избежать их. Сначала он расскажет о кошке, потом о котятах, а позже – о том, хорошо ли котятам в доме. (Ребенок рассказывает, придерживаясь плана рассказа.)

В: Спасибо, Рефат. Ну что, ребята, понравился вам рассказ Рефата?

Чем понравился?

Были ли повторы?

Как Рефат избежал повторов?

Давайте оценим его рассказ. Если вам очень понравился рассказ, то весело похлопайте в ладоши, а если кому – то не понравился, то топните ножкой.

В: Ребята, мы сегодня учились рассказывать по картине. Мне так понравились ваши рассказы, что я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто – то из вас еще порадует её, рассказав о том, какая она красивая и её котята тоже.

4. Физминутка. Игра – импровизация «Изобрази животное»

(дети надевают на голову шапочки – котята)

В: Я домашний котик,

Мягонький животик, (Дети изображают животное:

Мягонькие лапки, важно передвигаются по ковру на «чет-

В лапках цап – царапки. вереньках», поглаживают животик,

Я люблю играть, коготки; ползая, догоняют цветные

«Мяу-мяу» повторять, клубочки ниток, наматывают их на

И клубочки догонять. клубок – моторика рук.)

В: Молодцы! Хорошие котята! Котятам так понравилось играть с клубочками, что они просят вас нарисовать клубочки для других котят. Нарисуете? А сможете? Садитесь за столы, будем рисовать.

5. Рисование разноцветных клубочков

(Показываю образец рисунка – разноцветные клубочки.)

- Какого цвета клубочки?

Какой формы?

Сколько их?

Одинаковые ли они по размеру?

- Ребята, а заметили ли вы, почему одни клубочки получились большими, а другие маленькими? (каждый следующий виток больше предыдущего)

Давайте в воздухе нарисуем клубочки. Возьмите правильно фломастер. (Проверяю, все ли дети правильно держат фломастер.) Ставим в воздухе точку и рисуем кривую круглую линию, не соединяем линию, а с каждым разом делаем все больший и больший завиток. И чем больше завитков, тем больше клубочек. У всех получились большие клубочки? Ребята, котята просят вас нарисовать большие и разноцветные клубочки. Всем понятно? Возьмите правильно карандаш (фломастер) и приступайте к работе. (Звучит спокойная мелодия; индивидуальная работа в полголоса - совет, похвала, помощь, показ на отдельном листке.)

В: Ой, как много получилось разноцветных клубочков! Целая выставка! Ребята, спросите у котят, им понравились клубочки? Какими они должны быть? Все старались! Лера нарисовала большие клубочки. Много завитков и очень близко ниточки друг к другу. Молодец! И Саша, и Катя, и Ильяс нарисовали клубочки красные, синие, зеленые. Да все большие! А какие вам, ребята, понравились рисунки? (2-3 ребенка анализируют работы). Молодцы! Все клубочки хороши! Котята вам говорят «мяу-мяу!» - спасибо!

6. Осмысление. Ребята, вам понравилось заниматься? Чем мы занимались на занятии? А как правильно назвать картину? А как нужно рассказывать по картине, чтобы рассказ был интересным? Молодцы! Общение с вами доставило мне радость. От этого у меня вот такое настроение! (изображаю мимикой) Изобразите и вы свое настроение, либо мимикой, либо смайликами. Здорово! Дарите друг другу улыбки! И всегда помогайте тому, кто в ней нуждается!

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией, ; М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. « Развитие речи в детском саду, средняя группа»; М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. «Комплексные занятия в средней группе детского сада» (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) ТЦ «Учитель», 2001г.

Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является развитие связной речи. Используются разнообразные способы, методы и приемы по развитию связной речи. Одна из эффективных форм работы – это составление рассказа по сюжетной картине. К подбору картины нужно подходить ответственно. Содержание должно быть доступно для детей, сюжет понятен, близок и интересен. Вопросы педагога – продуманны, последовательны, помогающие шире использовать имеющийся словарный запас. Конспект такой образовательной деятельности предлагаем в помощь воспитателям.

Составление рассказа по картине

«Кошка с котятами»

(старшая группа)

Программные задачи: Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различия и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида; подбирать точные слова для характеристики действий. Учить самостоятельно образовывать клички животных.

Материал: Картина «Кошка с котятами».

Ход занятия:

Воспитатель: загадывает загадку

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком,

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком.

Дети: Это кошка.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это кошка? По каким выражениям вы догадались, что это кошка?

Дети: Она умывается язычком и любит пить молоко.

Воспитатель: выставляет картину «Кошка с котятами». Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети: На картине изображена кошка с котятами.

Воспитатель: Посмотрите на кошку, расскажите какая она.

Дети: Кошка большая. У нее густая, пушистая шерсть. На спине рыжие и черные пятна.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие глаза у кошки, как она смотрит на котят.

Дети: Глаза у кошки добрые, она ласково смотрит на котят.

Воспитатель: Кошка пушистая разноцветная приносит в дом покой и удачу. Глаза у кошки умные, добрые. Она лежит на коврике и греется. Ребята, посмотрите на коврик, расскажите какой он.

Дети: Коврик полосатый, мягкий и теплый.

Воспитатель: Коврик деревенский полосатый. Он мягкий и теплый. Кошке на нем тепло и уютно. У кошки есть котята. Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?

Дети: Они все маленькие и пушистые.

Воспитатель: Чем котята отличаются друг от друга, что у них разное?

Дети: Один котенок рыжий, другой – черный, третий – серый.

Воспитатель: Котята отличаются друг от друга по цвету. У них разная окраска шерсти. Кошка разноцветная, и каждый котенок взял от мамы по чуть-чуть разного цвета. Посмотрите, что делает каждый котенок? Одно и тоже или нет?

Дети: Серый котенок лакает молоко, рыжий котенок играет с клубочком, а черный спит.

Воспитатель: Ребята, все котята очень разные. А давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.

Дети: дают клички кошке и котятам, объясняют их.

Воспитатель: Котенок Рыжик играет. Как еще можно сказать, что он делает?

Дети: Рыжик катает клубок.

Воспитатель: Котенок Черныш спит. Как еще можно сказать, что он делает?

Дети: Черныш лежит закрыв глаза.

Воспитатель: Котенок Дымок ест. Как еще можно сказать, что он делает?

Дети: Дымок лакает молоко.

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы все превратитесь в котят, а я буду ваша мама-кошка.

Физкультминутка.

Ночь прошла и мы проснулись

Улыбнулись, потянулись.

Лапки друг о дружку трем

И в ладоши громко бьем

А теперь поднимем ножки

Как у нашей мамы-кошки

Левую и правую, мы котята бравые.

Вправо, влево повернулись,

Снова дружно потянулись.

Постучим об пол немножко

Набирайтесь силы ножки

Сил набрались наши ножки

Побежали по дорожке.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас вы снова превратитесь в ребят. Ребята, а как вы думаете, как нитки могли попасть котенку в лапы? Кто мог оставить корзинку с нитками?

Дети: Бабушка оставила.

Воспитатель: Бабушка собралась идти в магазин и поставила корзинку с нитками на лавку. А когда вернулась, то увидела, что рыжий котенок запутал все нитки. И об этом бабушка рассказала мне по телефону. Послушайте, я вам расскажу, что мне сказала бабушка:

Бабушка собралась идти в магазин и поставила корзинку с нитками на лавку. На коврике лежала большая пушистая кошка. У кошки три котенка. Все котята очень разные. Один котенок рыжий, другой серый, а третий черный. Черный котенок, свернувшись клубком, спал около мамы. Серый котенок лакал молоко из блюдца. А рыжий котенок самый озорной прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все нитки запутал. Кошка-мама ласково смотрела на своих котят и тихонько мурлыкала.

Воспитатель: Вот, что здесь случилось, пока бабушки не было дома. А кто сейчас хочет побывать бабушкой и рассказать про кошку и котят. Сначала расскажите, кто оставил корзинку с нитками, а потом что делали котята, когда не было бабушки, что делала кошка.

Воспитатель предлагает 2- 3 детям рассказать о кошке и котятах.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказывали о кошке с котятами. Мне очень понравилось. А скоро у нас в саду будет проходить выставка «Кто сказал мяу?» и мы можем по вашим рассказам нарисовать рисунок.

Воспитатель: