Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Конспект занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники

План-конспект занятия

« Помоги Зайке сберечь здоровье »

Программное содержание:

Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;

На основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности;

Воспитывать чувство взаимовы­ручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоро­вье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит по­ словицы:

Здоровье - лучшее богатство.

Здоровому все здорово.

Здоровье - всему голова.

Раз даётся сту к в дверь, появляю тся два мальчика , одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто, шнурки развязаны, шарф размотан.

Они здоровают ся с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внима­ние детей на внешний вид Зайки и говорит , что, одеваясь таким образ ом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает де­тям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.

Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; рас­ стегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф - он может зацепиться за что- нибудь, и ребенок упадёт .

Как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;

- как спускаться по лестнице;

Как одеваться, собираясь на прогулку.

Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель по­буждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям пока­зать все это, собираясь на прогулку.

Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.

Надеваете пальто, Неприятностей не ждите.

Нужно сразу сделать что? Лучше в зеркало смотрите!

Пуговицы застегнуть, И тогда не упадёте,

А потом уже и в путь . Ничего не разорвёте.
Вы надели башмаки -

Завяжите все шнурки!

Чтоб в дороге не упаст ь

Чтобы в лужу не попасть.
Можно использовать персонажи кукольного театра .

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Доктор Айболит »

Программное содержание:

Через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;

Формировать навыки здорового образа жизни;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

Развивать речь, воображение.
Оборудование: игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов, шапочки с изображением животных.
Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Назы­вается она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хоро­шее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое - молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!

Игра «И я тоже»

Я умею аккуратно ее есть.

Я не слушаю старших.

Я с ребятами дружу.

Хорошо себя веду!

Я на улице гуляю!

Я ребят всех обижаю!

В случае если кт о-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка

я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..

Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».

Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.

Воспитатель уходит за ширму и переодевается : Нет, лучше сами отгадай­те, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадал ис ь? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Прав ильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)

Айболит : Након ец-то, я к вам добралс я. Трудно было идти: и ветер, и с нег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.

Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.

Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит ? (Наклоняется к зай чику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расс кажи, как ты мог так прос-тудиться.

Ребёнок рассказывает: Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался з айка!

Со скамейки слезть не мог.

Весь до нит оч к и про мок! (А.Барто)


Айболит : Ай-я-яй! Нехорошо бросать свои игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.

Игра «Полезное – неполезное»

Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.

Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?

Ребёнок читает: Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший. (А.Барто)

Айболит: Лапка? Мы ее сейчас пе­ревяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.

Игра «Кому что нужно»

Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные.

Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей)

Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.

Надо, надо нам помыться! шагаем

Где тут чистая водица? разводят руками

Кран откроем – ш-ш-ш, вращение кистями рук

Руки моем – ш-ш-ш, имитируем мытьё рук

Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.

имитируем мытьё щёк, шейки

Буль – буль – буль – журчит водица, надуваем щёки

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли, имитируем мытьё рук

Нос и щёки не забыли. показываем на щёки и нос

Не ленились вымыть уши показываем уши

И вытерли всё посуше.

Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и забот­ливые. А мне пора идти других деток и зверю­шек лечить. До свидания, ребята ! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)

Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)

Воспитатель : Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Чтобы быть здоровым »

Программное содержание:

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Оборудование:

Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
Ход занятия :

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:

Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!».

Вопросы:


    Какой из мальчиков вам больше нравится?

    Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?

    А другой мальчик кому-нибудь понравился?

    Почему не понравился?

    Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?

    Что, кроме мыла и губки , необходимо для мытья?

Воспитатель предлагает показать, как дети моют руки и лицо (имитации движении), а затем вспомнить, в каком стихотворении есть слова:

Давайте же мыться, купаться,

Плескаться, нырять, кувыркаться

В лохани, в корыте,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане.

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Педагог предлагает выучить чистоговорку:

Мама Милу

С мылом мыла.

В глаз попало

Миле мыло.

Мама Миле говорил а:

Не сердись, дочу рка М ила .

Не сержусь, - сказала Мила,

Я выплакиваю мыло.

Затем воспитатель читает стихотворение К. Чуковского «Мойдо-дыр» полностью, выясняет, почему от мальчика убежали все вещи, и напоминает о правилах гигиены.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

» 4-ый год жизни

« Экскурсия в прачечную

детского сада»

Программное содержание:

Познакомить с работой мастера по стирке белья,

Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье;

- воспитыв ать уважение к труду людей, работающих в прачеч­ной .
Ход экскурсии:

До начала экскурсии воспитатель предлагает послушать отрывок из знакомого стихотворения и назвать его.

Одеяло убежало.

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.
Воспитатель уточняет, почему от мальчика убежали все вещи, говорит, что хотя среди ребят в группе нет грязнуль, но полотенца иногда бывают грязными; задаёт вопросы, кто стирает полотенца и постельное белье, предлагает познакомиться с мастером по стирке белья, повторяет ее имя и отчество, закрепляет слова: «прачечная», «белье», «постельные принадлеж-ности».

В прачечной после осмотра помещения и знакомства с мастером по стирке белья предложить послушать её рассказ, сопровождаемый показом действий: белье замачивается, загружается в стиральную машину, засыпает-ся стиральный порошок. По ходу рассказа взро­слые задают вопросы, пред-лагая сравнить стиральные машины в детском саду и дома, демонстрируют грязные полотенца, объясняя, что дети недостаточно чисто мыли руки и теперь полотенца придет­ся кипятить или дополнительно отстирывать руками. Затем показы­вают, как сушат и гладят белье, предлагают сложить несколько вы­глаженных вещей.

Подводя итог, воспитатель обращает внимание, как много белья нужно выстирать и отгладить, как трудно отстирывать грязные вещи , объясняет, что дети могут помочь работникам прачечной, если будут тщательно мыть руки.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

» 4-ый год жизни

« Тел о человека»

Программное содержание:

Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека,

Рассказать о роли органов чувств.
Оборудование: кукла, картинки с изображением разных кукол, фотографии (картинки) детей разного возраста.
Ход занятия:
В гости к детям пришла кукла Маша, принесла картинки с изображением своих подруг, предлагает рассмотреть их. Воспитатель обращает внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предлагает найти различия. Затем побуждает дет ей определить, чем похожи все куклы, подводя к выводу: у всех однии те же части тела, предлагает показать их на себе.
Далее воспитатель выясняет с детьми:


    что можно делать ногами, в какие игры играть;

    что делают руками;

    почему руки называют первыми помощниками;

    для чего нужны уши;

    от чего нужно беречь глаза.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть фотографии детей раз­ного возраста, обращает внимание на изменение их роста, побуждая прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильным и здоровым, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя и рисование (комплексное)

4-ый год жизни

« Витамины и

полезные продукты»

Программное содержание:
- рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья чело­века,

Закрепит умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом);

Воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты.
Оборудование:

Картинка или фотография с изображением крепких , здо­ровых людей, картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед), загадки, гуашь, листы бумаги.
Ход занятия:

Показать картинку или фотографию с изображением крепких, здо­ровых людей, подвести детей к пониманию того, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание, побеседовать о любимых блюдах детей.

Рассказать о витаминах, оказывающих влияние на работу орга­низма, назвать некоторые витамины, рассказать, работе каких орга­нов они помогают и в каких продуктах содержатся:


    витамин А важен для зрения, содержится в моркови, луке, пе­трушке, яйцах;

    витамин В способствует хорошей работе сердца, со­держится в молоке, мясе, хлебе;

    витамин С укрепляет весь орга­низм, помогает не болеть,

содержится в апельсинах, лимонах, яго­дах, капусте, луке.

Вспомнить, как выглядят знакомые овощи, назвать их по картин­кам, подобрать картинки-отгадки к загадкам.

Показать картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед). Объяснить: для того чтобы быть здоровым, крепким и сильным, нужно ку шать только полезные продукты. Рассказать, что некоторые про ду кты не очень полезны, особенно если употреблять их в большом количестве (шоколад, конфеты). Предложить нарисовать любимые продукты.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Безопасность на дорогах»

Программное содержание:
- познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения,

Рассказать о светофоре.

Оборудование:

Картинка «Машины на улицах города», манишки с изображе­нием участников дорожного движения, картинка с изображением мили­ционера
Ход занятия:

Воспитатель напоминает детям, что они научились играть с машинка-ми, а на настоящих дорогах машин много, предлагает рассмотреть картинку «Машины на улицах города». Объясняет, что для того, чтобы управлять ими, нужно много знат ь и уметь, задает вопросы, подводя детей к тому, что водители дол жны знать правила дорожного движения.

Воспитатель предлагает подумать, почему машины не сталкиваются друг с другом, кто помогает им двигаться без аварий, загадывает загадку:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь

Зеленый, желтый, красный.
Педагог уточняет значение сигналов светофора, действия пешехо­дов и водителей и предлагает поупражняться в движении в соответ ствии с сигналами светофора. Дети надевают манишки с изображе­нием участ-ников дорожного движения и и митируют движение машин и пешеходов на улице. Воспитатель напоминает правила: не спешить, следить за движением других и сигналами светофора , пе­реходить улицу в указан-ном месте.

Затем воспитатель показывает картинку с изображением мили­ционе-ра, предлагает рассмотреть ее, объясняет его роль в управле­нии движением на улице.

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Здоровье в порядке,

спасибо зарядке!»

Программное содержание:

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

Закре­пить название некоторых видов спорта.
Оборудование:

Кукла в спортивной одежде, картинки с изображением разных видов спорта, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.), мыльные пузыри.

Ход занятия:

На занятие приходит кукла в спортивной одежде - тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта, уточняет, знают ли дети их название, задает вопросы:


    какие виды спорта нравятся и почему;

    каким видом хотели бы заниматься;

    какими видами спорта можно заниматься зимой, летом.

Гантелькин объясняет, почему полезен каждый вид спорта и спорт вообще, и предлагает детям позаниматься физкультурой:

Состязание, ребятки.

Мы начнем сейчас с зарядки!

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать!

Если кто-то от зарядки

Убегает без огляд к и –

Он не станет нипочём

Настоящим силач ом!
Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз ,

Все присели, подняли сь,

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку!

Провели разминку ловко.

Приступаем к тренировке.

Выполняются упражнения с мячом:


    Эстафета «Кто быстрее передаст мяч».
Дети, стоя в две шерен­ги, передают мяч друг другу.

    «Перебрось, поймай, упасть не давай!».
Дети стоят в две шеренги друг против друга и перебрасывают мячи от одной команды к другой.

    «Мыльные пузыри».
Воспитатель пускает мыльные пузыри и предлагает детям поймать их.

Гантелькин предлагает еще позаниматься:
Чтобы сильным быть и ловким,

Продолжаем тренировку.
Выполняются знакомые упражнения с предметами. После упраж­нений Гантелькин предлагает поиграть:
Чур-чура, чур-чура,

Начинается игра.
Проводится подвижная игра по желанию детей.

Прощаясь, Гантелькин еще раз напоминает, что нужно занимать­ся физкультурой и спортом, чтобы быть сильными и здоровыми:
Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт - здоровье, спорт – помощник,

Спорт - игра, физкульт-ура!
Гантелькин дарит детям спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.).

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

« Айболит в гостях

у детей»

Программное содержание:

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,

Закрепить знания о витаминах,

Уточ­нить представления об овощах,

Учить сажать лук .
Материал для занятия:

Машина, кукла Доктор Айболит , овощи, фрукты, плоды шипов-ника, термос с настоем шиповника, репчатый лу к и инвентарь для посадки и полива.
Ход занятия :

В группу приезжает автомашина, в которой лежат мешочки с ши­ повником, овощами и фруктами и доктор Айболит.

Проводятся игры:

«Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют овощи (огу-рец, помидор, картофель, свекла, морковь), называют их и дают не­большое описание.

«Угадай на вкус» - после рассматривания и уточнения названия фруктов детям предлагается с закрытыми глазами определить их на вкус (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).

Затем Айболит показывает плоды шиповника, предлагает их по-тро­гать, понюхать, объясняет, что это та кое. Плоды шиповника очень по­лезны, их надо собирать, сушить, а зимой заваривать вкусный вита­минный чай. Объясняет, что после занятия угостит детей таким чаем.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в автомашине лежит мешочек с луком, объясняет, что в зелёном луке много витаминов, и предлагает вырастить лук самим и есть его за обедом.

После показа проводится посадка лука в ящики. Доктор Айболит напоминает, что после работы нужно помыть руки, чтобы не занес-ти микробы, быть здоровыми и не болеть, и угощает детей ви­тамин-ным чаем.

План-конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя

4-ый год жизни

«Экскурсия в парк (лес)»

Программное содержание:

Учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения,

Формировать бережное отно­шение к природе.
Ход экскурсии:

Воспитатель предлагает детям осмотреться в парке и загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем

(Лес)
Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие по чу­десному зелёному до му, полюбоваться, рассмотреть и запомнить все, что покажется интересным.

Дети с воспитателемрассматривают деревья, растущие в парке, сравнивают листья, ствол, кору, отмечают характерные черты, вы­соту, крону.

Зате м проводится игра «Найди дерево»: воспитатель называет знакомое детям дерево, они должны найти его, добежать и обхватить руками ствол.

Затем воспитатель предлагает вспомнить, что растет в лесу инте­ресное и полезное, уточняет название лекарственных растений, показы-вает иллюстрации и предлагает найти, но не рвать знакомые лекарствен-ные растения. Воспитатель подходит к каждому ребен­ку, нашедшему растение, напоминает его название и полезные свойства, предлагает сорвать по одному лекарственному растению каждого вида для гербария как чудесный подарок и воспоминание о лесе.

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.



Продолжение таблицы.


Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.


В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:


Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.


Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка


У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.

Проводится игра «Назови отчество».

Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:

Александр – Александровна – Александрович;

Олег – Олеговна – Олегович;

Иван – Ивановна – Иванович;

Василий – Васильевна – Васильевич.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Проводится игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

Примерные вопросы:

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.


Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)


Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:


На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.


В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель загадывает третью загадку:


Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».

Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.

Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего возраста, тема «Моя Семья»

Цель занятия:

Помочь детям понять родственные отношения в семье.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.
2. Развивающие: развитие мелкой моторики, словарная работа: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой, папочка, папуля, угличане.
3. Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи и городу.

Предварительная работа:

Рассматривали фотографии семьи, учились называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Дети сделали заготовки (на картон нанесли слой пластилина). Чтение художественной литературы о семье.

Материалы и оборудование:

Фланелеграф, изображения домов, «ладошки-деревья», картонные заготовки со слоем пластилина, горох, фотографии (лица) мамы, папы, дедушки, бабушки и ребенка.

Ход работы:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете, ракете, лодке, корабле)

Воспитатель:

А мы с вами не полетим, не поедем и не поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.

Воспитатель:

Посмотрите, мы прискакали с вами в город. Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.

Этюд:

Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.

В нашем городе тоже умеют дружить.

Воспитатель:

(на фланелеграфе расположены дома одноэтажные и многоэтажные, деревья в виде ладошки)
- Что есть в нашем городе? (дома, деревья)
- Какие дома? (многоэтажные, одноэтажные)
- Что еще есть в городе? (деревья)
- На что похожи деревья? (на ладошки)
- Возьмите себе по дереву, какоё вам понравилось, и садитесь за столы.

Воспитатель:

Давайте поиграем пальчиками. Сжали кулачок.

Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.

О чем мы говорили, когда играли? (о семье)
- А у вас есть семья?
- Кто самый младший в вашей семье? (я)
- Как ласково вас называют в семье?
- Найдите свою фотографию и положите на мизинец.

Воспитатель:

Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел
Мы с мамой думали при этом
Как вместе быть нам хорошо.

О ком это стихотворение? (о маме)
- А вам хорошо с мамой?
- Как зовут твою маму?
- А по взрослому? (отчество)
- Найдите фотографию мамы и положите на безымянный палец. Мама рядом с вами.

Воспитатель:

Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь.

О ком это стихотворение? (о папе)
- А, папа какой? (сильный, смелый, добрый)
- А как ласково можно назвать папу? (папуля, папочка)
- Найдите фотографию папы и положите на средний палец. Папа рядом с мамой.

Физкультминутка «Ладушки, ладушки»

Воспитатель:

Встаньте, мы немного отдохнем, поиграем ладошками.

Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопки)
А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые, предобрые (гладим ладони)
Всё работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)
По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)
И с любой печалью сладят, добрые ладони (подносим к лицу и дуем)
Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопаем)

Отдохнули? Садитесь на свои места.

Воспитатель:

Что умеет делать ваша бабушка? (вязать, пироги печь)
- Найдите фотографию бабушки и положите на указательный палец.
- У нас остался один пальчик - большой. Кто это? (дедушка)
Послушайте, какое стихотворение я знаю про дедушку.

У меня есть дедушка
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.

А дедушка дома помогает бабушке?
- Как он о вас заботится?
- Найдите фотографию дедушки и положите на большой палец.

Воспитатель:

Посмотрите, у вас получилась большая дружная семья на вашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Давайте с вами сделаем подарок. Задумайтесь на минутку, кому вы хотите сделать подарок и какой (на столе заготовки – картон и пластилин, в тарелочках горох). Дети делают подарки.

Воспитатель:

Сделали, положите подарок на тот палец, кому хотите подарить свой подарок. (Смотрим кому ребенок сделал подарок).
- Возьмите свои «ладошки-деревья» и поместите в нашем городе, куда вам хочется.
Отойдите, посмотрите, все наши семьи в городе. Он большой, красивый, в нем все дружат.

Итог:

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Что вам больше всего запомнилось?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

олеся булавко
Занятие по ознакомлению с окружающем миром

Тема занятия : История и достопримечательности деревни Слобода.

Цель : Формировать представления о достопримечательностях деревни Слобода.

Задачи :

П :Продолжать знакомить с достопримечательностями деревни. Закрепить знания о детском саде, школе, музеи, библиотеке, клубе, фапе, почте, памятниках ВОВ.

Р : Продолжать развивать речь как средство общения. Обогащать речь детей. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Х – Э : Закреплять умение лепить из соленого теста.

С – К : Продолжать воспитывать любовь к родному краю.

Ф : Учить сохранять правильную осанку в положении стоя. Воспитывать у детей умение согласовывать движение со словами.

Этапы работы Методы и приемы Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности Письмо от Незнайки

Проблемная ситуация :

Ребята, сегодня придя в детский сад у себя на столе я нашла вот этот конверт.

Как вы думаете что это?

Ответы детей.

Правильно это письмо. Оно написано Незнайкой для вас.

Хотите узнать, что пишет Незнайка?

Давайте прочитаем : «Дорогие друзья, я очень люблю путешествовать. У меня уже большая коллекция фотографий из разных уголков нашей необъятной Родины. Пришлите мне пожалуйста фотографии ваше деревни, чтобы я мог насладиться красотой вашей малой Родины и показать фотографии своим друзьям. Письмо от Незнайки.

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Проблемный диалог :

Что нам нужно сделать, чтобы помочь Незнайке?

Но чтобы рассказать Незнайке о своей деревне нужно хорошо знать ее достопримечательности нужно знать места, которые можно сфотографировать.

Ребята, а вы хорошо знаете достопримечательности своей деревни?

А чтобы лучше узнать наиболее интересные места деревни нам нужно отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать?

На чем мы отправимся в путешествие? И нужно не забыть фотоаппарат.

Хорошо занимаем свои посадочные места.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Ребята, как называется страна, где мы с вас живем?

Россия – это огромная страна, где много красивых мест. Но каждому дорого, то место где он родился, вырос, живет. А кто мне скажет, где мы живем?

Слобода – эта наша малая Родина.

А вы любите место, где вы живете?

Чтение стихотворения воспитателем.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Итак отправляемся в путешествие.

«Интерактивная презентация»

«Въездные ворота»

Первое место, в которое мы совершили путешествие, это «Слободские въездные ворота» , так называемая визитная карточка деревни, установленные еще в прошлом веке. Деревня Слобода одно из старейших поселений Омской области, основанная казаками Фирсовым и Горбуновым. Название «слобода» произошло от искаженного слова «свобода» . Раньше название звучало «Аёвская слобода»

«Яр»

Место, для постройки деревни было выбрано неспроста возле реки Аёв. Как вы думаете почему

В нашей деревне родился и вырос поэт Федор Васильевич Лютиков. Родная деревня, свой родной край навсегда заняли место в сердце поэта. И сейчас проживая в большом городе он не забывает о своей малой Родине.

Высокий яр, от глины рыжий,

Глубокий омут, светлый пляж.

Мне всех равнин на свете ближе,

Окрестный Слободской пейзаж.

Вдоль большака полоской узкой,

Для побуждений добрых чувств

На полдеревни растянулся

На хлебном поле Долгий куст.

Пологие и с грозной кручей,

С песком и илом берега

Реки Аёва, где за Лучкой

Белова следует лука.

Сфотографировали.

Я сейчас мы отдохнем

По ровненькой дорожке,

Дети идут шагом,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

прыгают на двух ногах,

По камешкам, по камешкам.

В яму - бух!

приседают на корточки

Обелиск в память солдатам, не пришедшим с войны.

У этого обелиска мы встречаемся каждый год в праздник День Победы, чтобы почтить память солдат, которые отдали свои жизни за мирное небо над нашей головой.

Сфотографировали.

Не первый год в нашей деревни проходит акция «Бессмертный полк» , которая начинает от музея и заканчивается у памятного знака на кладбище у памятного знака войнам прошедшим ВОВ и похороненным на этом кладбище. Акция всегда проходим с участием многих жителей нашей деревни, которые в руках держат портреты с изображение воинов, участников ВОВ.

А в вашей семье есть такие воины?

Давайте сфотографирует этот памятный знак.

Следующая остановка у памятного знака установленном на участке Московско-Сибирского тракта.

наша деревня в давние времена была крупным населенным пунктом. И вышло так, что деревня стояла по прокладке тракта, так раньше называлась дорога.

Сфотографировали.

Наша остановка у Придорожного креста, который был установлен этой осенью для того, чтобы верующие люди, люди, которые верят в Господа Бога, могли прийти и поклониться к кресту и попросить Господа о нужных человеку вещах.

А эта остановка вам всем знакома, ведь сюда вы приходите каждый день, это знание детского сада.

Сфотографировали.

Что здесь мы делаем?

Давайте немножко разомнемся.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Здание у нас большое и поэтому на втором этаже у нас имеются соседи.

Это клуб. Зачем он нам нужен? Тут работает – Наталья Михайловна Севрикова.

Это Фап, или как мы его называем больница. Зачем мы сюда ходим? Здесь вас ждет каждый день Тамара Анатольевна.

Это почта. Кто ходил на почту и для чего? Наш почтальон – Татьяна Николаевна.

Это библиотека, где хранятся книжки, которые вы сможете взять почитать, когда научитесь это делать. В библиотеке работает Татьяна Евгеньевна.

Не забываем фотографировать.

А это здание куда вы будите ходить каждый день, когда закончите посещать детский сад.

Это школа. Для чего она нужна?

Жизнь в школе разнообразна, она начинается с первых ступеней, много в школе учителей, с которыми вы познакомитесь со временем . Учебные кабинеты в школе просторные, здесь есть парты и стулья за которыми вы будите получать знания. Чтобы не переутомиться и получить энергию нужно посещать столовую. Захотели почитать пришли в школьную библиотеку. А захотели поиграть нужно идти в школу в спортзал.

Сфотографировали.

И последняя наша остановка это музей.

Богата история деревни, богат и музей экспонатами. Эти экспонаты собираются не один год.

Сфотографировали.

На этом наша экскурсия подходит к завершению. Какие достопримечательности вы запомнили?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Ребята смотрите, какие замечательные фотографии у нас получились.

Но я хочу вас предложить для этих фотографий сделать красивые рамочки, чтобы Незнайка мог поставить эти фотографии к себе на стол или повесить на стену и любоваться нашими достопримечательностями.

Задание детям : изготовление рамки из соленого теста разного цвета. Соленое тесто разных цветов.

Дощечки, форма для рамки

Подведение итогов обсуждение результатов

Итог творческой деятельности.

Вопросы детям :

В чем испытывали затруднение?

Как вы думаете Незнайке понравятся ваши рамки с фотографиями?

Хотите ему показать свои работы?

Давайте вышлем посылку Незнайке с нашими работами и будем ждать ответа.

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)