Занятие по изотерапии в детском саду. «Использование изотерапии на занятиях по изодеятельности. Упражнение «Парное рисование»

Конспект занятия по изотерапии для детей дошкольного возраста.

Тема занятия «Настроение цвета. Цвета веселые и грустные».

Автор-составитель: Барминова Ольга Егоровна, методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Изотерапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность. Актуальность данной технологии состоит в создании современных интересных и эффективных занятий.
За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Творческое воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Поэтапно надо напомнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Желательно чтобы все сенсорные процессы у детей развивались синхронно и сбалансировано. Ведь именно ни раскрывают внутренний мир ребенка и эмоционально окрашивают весь последующий процесс познания.
Работая с малышом можно заметить, что они как бы раскрепощенные в рисунке. Для них главное оставить след на бумаге, и при этом они много говорят, жестикулируют, потому что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны.
Некоторые дети боятся самовыразиться, поэтому нужно стараться заинтересовать их творческим процессом, раскрепостить, чтобы исчез страх перед листом бумаги, перед красками. Дети с большим желанием участвуют в проведении практических занятий.
Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования (см. Приложение№1) помогает педагогу достичь максимальных успехов в развитии творческих способностей детей и формировании изобразительных умений и навыков. Цель занятия : познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Задачи:
-Определить настроение, как характеризуется «радость» и «грусть».
-Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
-Познакомить с новыми приемами печати поролоном, созданием различных фактур.
-Развивать творческое воображение и фантазию.
-Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умения слушать друг друга.
Задание: выполнить два живописных упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
Применяемые методы: метод построения эмоционально – образной драматургии занятия, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагоги выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; форма коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность.
Техника: гуашь, печать поролоном, коллаж.
Время: 2часа (1 ч. – теория, 1ч. – поролоном).
Наглядные пособия:
-разнообразный иллюстрированный материал,
-репродукции работ художников,
-скульптуры,
-декоративно-прикладное искусство,
-книжные иллюстрации и т.п. в соответствующем колорите,
-работы ребят,
-музыка-настроение и стихи-настроение для создания эмоционального настроя на выбор педагога,
-дидактические игры: «Цветные приветики», «Палитра художника».
Материал и оборудование: формат бумаги 30х30 см, 2 вырезанных персонажа, примерно 10х10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра, салфетка.
План занятия.

Организационный момент. Проверка готовности к занятию

I этап занятия «Вхождение в настроение».
Приветствие, дидактическая игра «Цветные приветики».
Введение в тему занятия «Карта путешествия», выбор плана действий.
Беседа «Грустное настроение», знакомство с иллюстративными, литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра «Палитра художника», заполняем первую половину.
Практическое занятие «Зарисовки путешествия», выполнение первого упражнения «Грустный листочек».
Беседа «веселое настроение», знакомство с иллюстративными, литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Дидактическая игра «Палитра художника», заполняем вторую половину.
Практическое занятие «Зарисовки путешествия», выполнение второго упражнения «Веселый листочек».
Просмотр рисунков, анализ и рефлексия.

II этап занятия «Расположение персонажа».

Игра «Я превращаюсь…». Ребенок в пантомиме или игре осваивает и закрепляет содержание художественного образа, проживание ситуации изнури.
Практическое задание, расположение персонажа в пространстве фона.
Сочинение названия.
Устраивается выставка в галерее «Грустного настроения» и «Веселого настроения» для детей и гостей.
Итог занятия, анализ и рефлексия.
Предварительная подготовка к занятию.
Рассматривая дома и на занятиях репродукции с картин художников или иллюстрации в книгах, а также фотографии, обращайте внимание на то, какое настроение ни несут, какие выразительные средства – цвет, мимика, поза, композиционное расположение – помогает передать это настроение.
Попросить ребят подобрать картинки с персонажами – веселый и грустный, вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. попросить обратить внимание на персонажей русских сказок, мультфильмов и т.п., постараться воздержаться от героев Диснея, т.к. они не соответствуют настроению персонажа, его цветовому решению, даже если персонаж грустный, цвет одежды всегда яркий, веселый. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа, не должны быть очень большими (10х10 см).
Варианты картинок.



Ход занятия

I этап занятия «Вхождение в настроение»
Дидактическая игра «Цветные приветики».
На подносе расположены карточки разных цветов. Предложить детям выбрать тот цвет, каким сегодня они хотели бы с нами «поздороваться». Цвет, который сейчас выражает его настроение, а в конце занятия можно сказать «до свидания».
-У Маши яркое – желтое «Здравствуйте», а у Кати зеленое «Здравствуйте», а вот Вася выбрал серое «Здравствуйте». Как вы думаете, какое настроение несут эти цвета, отражают ли они ваше настроение? Попробуйте сейчас тембром голоса показать настроение и поздороваться с нами цветным «приветиком».
-Замечательно! У многих ребят цвет настроение и звучание голоса совпадают, а вот у некоторых мы заметили разногласие, и, чтобы попытаться объяснить это несоотношение, мы сегодня отправимся в путешествие по «Стране настроений».
Рассмотрим нашу карту путешествий, здесь перед вами две тропинки, ведущие к двум домикам. Вымостим дорогу определенными цветами и расположим предметы, подберем цвет штор на окнах, двери, крыши и т.п. выкладываем дорожку из цветных квадратиков соответствующих цветов или располагаем предметы, определим, какая дорожка к какому «домику-настроению» нас приведет – к грустному или веселому.
-А какие элементы подойдут, предлагаю вам подобрать самостоятельно.
-Какие вы молодцы, куда какая дорожка нас приведет вполне понятно. Ну что, в путь?
-Сначала посетим грустный домик, узнаем, что же там происходит, что заставляет всех грустить. Вам интересно узнать?
Начинаем с беседы «вхождение в настроение».
Музыкальное сопровождение. Звучит
-Почему мы грустим, что заставляет нас грустить? Вам когда-нибудь бывает грустно?
Ребята поднимают руки и по очереди рассказывают свою грустную историю. Очень важно с пониманием выслушать друг друга.
-Когда вы грустит, как вы думаете, что изменяется в положении вашего тела, головы, выражении лица? Примите позу грустящего человека и опишите ее.

Сейчас грустили мы сами, а бывают ситуации, когда мы грустим вместе с кем-то, переживаем за кого-то и для нас это очень важно, эти герои живут в своих история. Мы можем узнать о них, если только прочитаем в книгах, сказках, стихотворениях.
-Знаете ли вы грустных героев, грустных по чертам своего характера и взгляду на мир?
Дети называют разных героев.
-Вы помните, какие грустные стихи всегда читал Пьеро из сказки «Буратино»? Может ли кто прочесть нам грустное настроение?
-А что еще бывает грустным? (Время года, погода, дождь, туман и т.п.).
-Что еще? Конечно музыка. Под музыку очень хорошо грустить и даже если у вас было веселое настроение, то, слушая грустную музыку, вы все равно задумаетесь и взгрустнете. Давайте представим себе под эту музыку грустную комнату. Как она будет выглядеть? Опишите обстановку, предметы вокруг.
-Где еще может быть грустно? (Одному вечером дома, в больнице, когда болеешь и т.п.).
-Вы заметили, что «грусть» у нас какая-то трагичная и несчастная, а ведь она может быть совсем другая – мечтательная, меланхоличная, и это все тоже грусть.
Давайте рассмотрим репродукции картин художников и поразмышляем, как художники отражали настроение в своих картинах. Какими выразительными средствами и в первую очередь цветом. Сюжеты на картинках, как вы успели заметить, разные. И природа, и животные, и даже абстрактные картины, но одно у них общее – это колорит. А как вы считаете, какой цвет у грусти? (коричневый, зеленый, серый, синий и т.п.).
Бывает. Что очень часто называют черный цвет, здесь необходимо пояснить, черный цвет в данном случае может использоваться в качестве отражения горя, страдания, несчастья, а мы выяснили, а мы выяснили, что грусть – это немного другое настроение.
Дидактическая игра «Палитра художника»
Игра используется для подбора колорита. Те цвета, которые называют дети, составить на палитре. Выложить кружочки разных цветов на верхнюю половину палитры. Проследить достаточно ли разнообразно ее содержание. Наше практическое занятие включает в себя выполнение двух упражнений «Зарисовки путешествия».
Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных настроению выполнить первое упражнение «Грустный листочек бумаги» - создание цветовой гаммы из спокойных, приглушенных тонов.
Педагог показывает последовательность работы в материале, смешение цвета на палитре. Приемы нанесения краски с помощью разных способов печати поролоном – приманивание, растирание, закручивание. Наносить цвет на лист, используя выразительные композиционные приемы – ритм цветового пятна и линий.
Далее дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Смешивают цвета на палитре, создают фактуру. Педагог корректирует и помогает затрудняющимся ребятам. Может в это время завершить и свой рисунок.



Выполненные задания располагаются для просмотра.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе. Вместе рассматривают и описывают рисунки, определяют самый грустный рисунок.
-Вспомните, сколько разных состояний грусти мы с вами определи в процессе беседы, какой она бывает разной и наши с вами рисунки нам это доказали. Но наше путешествие на этом не закончилось. Сейчас мы отправимся по веселой тропинке к веселому домику.
Звучит веселая ритмичная музыка.
-А что нас радует больше всего?
Беседу можно построить на аналогии с беседой о «грустном настроении».
Дидактическая игра «Палитра художника».
Заполняем вторую половину палитры, подбираем сочетания цветов, характеризующие веселое настроение.
Практическое задание. Выполняем втрое упражнение «Листочек радости», создание цветовой гаммы из радостных ярких тонов. Цветовые ассоциации – созвучные настроению.
Ребята высказывают свое мнение о проделанной работе. Вместе рассматривают и описывают рисунки, определяют самый веселый рисунок.



-Вспомните, сколько разных состояний радости мы с вами определили в процессе беседы, какой она бывает разной и наши рисунки нам это вновь доказали. Получилось ли у нас передать состояние грусти и радости, отличаются ли они и чем? Как мы можем использовать эти знания в будущих творческих работах?
II этап занятия «Расположение персонажа»
-Давайте рассмотрим те картинки, которые вы приготовили к занятию. Они тоже несут в себе определенное настроение и поиграем в игру «Я превращаюсь…»
-Что же делают ваши персонажи? Примите позу персонажа, попытайтесь описать возникающие ощущения, рассказать, что они испытывают, как себя чувствуют, где могут находиться.
-Сейчас наш персонаж отправится в путешествие по выполненному вами фону. Рассмотрите его внимательно, наша фактура не однородна, где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, все они могут что-то обозначать. Расположим персонажей на листочке, но не просто так, а сочиним целую историю про них.


-Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают рисунки и размещают персонажей в соответствии с колоритом
– Сейчас еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе. Вы помните, какую важную роль играют в картинах названия. Они во многом помогают понять, что хотел передать нам художник, или заставляют задуматься.
Наше название не должно быть скучным, оповещая только о том, что это, например, “грустный мальчик” или “веселый чебурашка”, нам важно описать не только настроение, но и действие персонажа в этом пространстве фона. Например: “А, может, здесь я найду свою маму?”, “Как же грустно плавать одному!” и т.п.
Устраиваем выставку по окончании занятия в галерее “Грустного настроения” и “Веселого настроения”. Рассматриваем работы. Делимся впечатлениями.









– Понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?
– Теперь, рассматривая картины, старайтесь видеть настроение в целом, как персонажа, так и фона, это поможет вам в создании выразительных рисунков настоящих картин.
Мотивация к следующему занятию.
Педагогические рекомендации по проведению занятия
Педагогу необходимо подобрать зрительно-иллюстративный ряд, разделяя материал на два стенда, один - отражающий веселое настроение, другой – грустное настроение, но на начало занятия воздержаться от показа. Необходимо, чтобы дети обратились к своему опыту, проанализировали свои чувства, постарались описать свои ощущения и свое восприятие цветовых сочетаний.
Дидактическую игру “Цветные приветики” желательно проводить все занятия, связанные с изучением основ цветоведения, это поможет ребенку начать соотносить цвет с каким-либо ощущением, в данном случае с настроением. Можно использовать в качестве момента рефлексии занятия.
Дети практически всегда находятся в веселом настроении, особенно если собираются заниматься своим любимым делом – рисованием. Настроить его на грустное настроение является трудной задачей, поэтому большую часть беседы мы ведем о “грустном настроении” и, когда переходим на обсуждение “веселого настроения”, то переключение происходит мгновенно, кажется, что радость увеличивается вдвое, даже если вначале занятия она не была ярко выражена. Не следует переживать, что беседа о “грустном настроении” может слегка затянуться. В разговоре о “веселом настроении” обратите внимание на цвет, чтобы сочетания цветов “веселых и грустных” не дублировали цвета “теплые и холодные”.
Педагогу необходимо иметь варианты запасных картинок (персонажей); если картинка, принесенная ребенком, не совсем соответствует определенному настроению, предложить возможность выбора и замены. При замене картинки обязательно обсудить с ребенком, что именно не соответствует, по вашему мнению, и согласен ли он с этими изменениями.
Важно, чтобы педагог проделывал все упражнения вместе с детьми, выступая в роли ребенка. Наглядный пример работы самого педагога оказывает стимулирующее действие на творческую активность детей.
По аналогии этого занятия можно построить еще ряд занятий, изучающих другие настроения, чувства, состояния и ощущения. Построенные таким образом занятия не требуют особых рисовальных навыков, но дают положительный результат в формировании творческих способностей, хорошо развивают чувство цвета и помогают ориентироваться в композиционном расположении на плоскости листа. В младшем возрасте такое задание может проводиться как самостоятельная работа, в старшем возрасте – в качестве упражнений в подготовке к основной работе.

Приложения

Приложение №1

Нетрадиционные техники рисования
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.
Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа).
Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную палочку для чистки ушей. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.
Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
След, оставляемый такой «кисточкой» может имитировать шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» - зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать.
Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.
«Фигурная» фигурка
Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов - одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков - это силуэты машин и самолетов, для девочек - животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.
Загадочные рисунки
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование мелками
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
Рисуем пеной
Возьмите краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И набулькайте себе в стакане много цветных пузырей. А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатывались цветы, салюты, мороженое и многое другое, что вы с малышом можете увидеть.
Метод волшебного рисунка
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Странные узоры
Взять ватман и маленький апельсин (мандарин) или мячик, вылить немного краски разного цвета на лист и катать мячик по листу в разных направлениях. Потом «оживлять» полученное.
Метод пальцевой живописи
Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!
Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
Метод монотопии
Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Рисунок под пленкой
На картон или бумагу выдавливаем краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом хорошо получается закат, море, огонь.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Рисуем с помощью открыток
Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Трех-, четырех- и даже пятилетнему ребенку порой сложно нарисовать собаку и жука. Их можно взять готовыми, а к собачке и жучку пусть он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Зеркальная копия
Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.
Чей след
Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.
Штампиком может служить не только картофелина, а так же и крышки от бутылок, колпачки от фломастеров, пуговицы, небольшие коробочки и т.п.
Можно попробовать изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д.
Соленые рисунки
А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Зубная краска
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом - рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт - он быстрее засыхает.
Рисунок с рельефом
В краску добавляется мука, наносится на лист. Картонная полоска нарезается зубцами и прочерчиваем узоры вдоль и поперек. Из высохшего листа вырезаем форму, например вазу. Нарисуем на белом листе цветы, а потом приклеиваем. Прочерчивать можно и палочкой, зубочисткой, вилкой, спичкой.
Клеевая картина
Выдавливаем на изображение на бумаге клей, даем высохнуть, а потом закрашиваем краской, получается рельеф.
Как художник художнику
А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время - пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе - малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.
Дождливые фантазии
Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.
Рисование по точкам
Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и название.
Картинка с двух сторон
Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши. Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.
Царапки
Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.
Рисуем гуашью методом тычка
Понадобится гуашь, кисточка, альбомные листы. Ребёнок держит в руках кисточку и ставит её на бумагу перпендикулярно. Покажи, как кисточка у тебя прыгает! Таким методом тычка можно нарисовать салют, можно раскрасить пушистую кошку (кошку заранее следует нарисовать фломастером или карандашом), можно раскрасить и цветы.
Техника разбрызгивания
Опустите зубную щетку в один цвет краски. Держите щетку над бумагой. Пальцем распыляйте краску – разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов.
Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.
На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на “незапятнанной” части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев.
Осенняя картина
Соберите с малышом несколько листочков разных деревьев. На нижнюю часть листа (там, где выступают жилки) нанесите ровный слой краски. Аккуратно положите лист на бумагу окрашенной стороной вниз, сверху прижмите сооружение салфеткой. Теперь можно убирать салфетку и листок, а на бумаге останется симпатичный отпечаток. Для осенней картины сделайте на бумаге красные, желтые, зеленые и оранжевые отпечатки листьев разных деревьев.
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.
Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Выдуваем из соломки
Понадобится трубочка для питья. Можно использовать или темперу или акриловые краски, чтобы создать уникальную картину, используя только навыки выдувания из соломки. Разведите немного краски водой.
Налейте небольшое количество одного из цветов на бумагу. Держите один конец трубочки около краски и раздувайте ее во всех направлениях. Угадывайте, что у вас получилось.
Чудо – рисунок
Предложите ребенку нарисовать портрет мамы, бабушки, животное или что-либо еще из разных цветов (ромашки, колокольчика, розы …), из овощей (огурцы, морковки, арбузы), из зайчиков, мишек, котиков.

МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Вашему вниманию представлен опыт применения нетрадиционных методов обучения детей с использованием изотерапии.

Выбор обусловлен несколькими факторами:

Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;

На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

Каждый ребёнок может раскрыться, проявить, показать себя в полной мере;

Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Цель данной работы - определить эффективные пути коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Практическая значимость заключается в её направленности на оказание помощи детям, работающим с ними педагогам и родителям.

В своей работе использовала разработанный комплекс методик по развитию связной речи у детей посредством сказки, мнемотехники, игровых упражнений, наглядного моделирования, нетрадиционных приёмов и методов работы с элементами изотерапии, направленный на развитие связной речи.

Например, использование сюжетного нетрадиционного рисования в коррекционной работе часто используется в практике с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, напряжённость, тревожность.

Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».

Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

Занятия с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка.

Особое внимание уделялось использованию художественного слова при создании рисунков, учили детей отвечать на вопросы, формировали практические умения, развивали речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. Развивая моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

В системе работы использовались нетрадиционные средства и методы в развитии связной речи с элементами изотерапии:

Рисунки в технике «Волшебные листья»

Рисунки в технике «Монотипия»

Рисунки в технике «Портреты-натюрморты»

Рисунки в технике «Волшебные ладошки»

Рисунки в технике «Ниткография»

Рисунки в технике «Выдувание рисунков»

Большим успехом пользуется техника «Монотипия» - нанесение рисунка красками на стекло и последующее отпечатывание картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые мы старались «довести до ума». Делали несколько отпечатков, обменивались мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивали воображение детей, речь, стимулировали их на общение друг с другом.

Интересен приём кляксографии (выдувание рисунков). На глазах детей капали на листы бумаги кляксы тушью или гуашью, предлагали им подуть в трубочку для коктейля, « погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета. Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали.

В результате выявления особенностей связной речи был сделан вывод о необходимости разработки и внедрения нетрадиционных форм и методов развития связной речи. Были выявлены особенности таких нетрадиционных форм, как игровые упражнения с элементами ИЗО, наглядное моделирование, ТРИЗ.

Перспективы дальнейшей работы по данной теме мы видим в разработке методических приёмов и форм работы с детьми по формированию связной речи с использованием приёмов формирования рассказывания с элементами творчества, а также повествовательной формы связного высказывания.

В материале даны рекомендации педагогам-психологам детского сада и школы, воспитателям, учителям начальных классов по организации и проведению психокоррекционной работы с детьми с невротическими страхами, дан практический материал: игры и упражнения для проведения занятий, подробные комментарии к каждой части занятия.

Представленное занятие состоит из трех частей.

Вводная часть предполагает создание безопасного комфортного пространства, развитие доверия, сплоченности и сотрудничества между детьми

Основная часть включает рисование страхов, по завершении которого проводится комплекс релаксационных упражнений.

Заключительная часть – рефлексия. Подведение итогов занятия проходит в форме упражнения «Связующая нить».

В комментариях к каждой части содержатся пояснения и рекомендации к созданию соответствующей атмосферы на занятии, стимулирующей поддержке детей, к организации последующей психокоррекционной работы с детьми.

Цель занятия: коррекция детских страхов

Основные задачи:

  • помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию
  • снизить ситуативную тревожность на занятии
  • способствовать повышению самооценки детей
  • обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения

Организация занятия:

Занятие проводится с группой, состоящей из 3-4 детей 6-7-летнего возраста. Продолжительность занятия – от 25 до 30 минут.

Материал: клубок ниток; листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики; настольная игра «Поиграем в сказку» (картинки формата А4, состоящие из 6-9 частей).

Предварительная работа:

Диагностика страхов. Беседа о способах избавления от имеющихся страхов (рисование, игра). Игры для развития доверия и сплоченности между детьми для усиления группового эффекта. Рисование на свободные и предложенные психологом темы («Свободный рисунок», «Я в детском саду», «Семья животных», «Автопортрет», «Я и мои друзья»)

Ход занятия:

Приветствие. Дети стоят свободно на ковре

Психолог. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие.

Разогрев. Игра «Поменяйтесь местами те…»

Цель: способствовать развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.

Психолог. Мы всесвами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:

— сегодня завтракал
— кто любит мороженое
— кому не нравится болеть
— кто с нетерпением ждет Нового года и подарков
— кто любит, когда ему читают книжки
— кто любит играть и рисовать
— кому не нравится драться
— кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.

Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей ). Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего.

Игра «Поиграем в сказку»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе.

Психолог . Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки).

Комментарий. Психолог наблюдает за тем, чтобы каждый ребенок активно участвовал в выполнении задания, подбадривает детей.

Основная часть. Рисование страхов

Психолог. Дети, мы с вами уже говорили о «полезных» и «вредных» страхах. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают. Об этом мы говорили с вами на предыдущих занятиях.

Сегодня мы будем с вами страхи рисовать. Зачем рисовать страхи? (Ответы детей: «Чтобы избавиться от страхов», «Перестать бояться»)

Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверена, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок «Чего я боюсь днем» (или «Что мне снится страшное»).

Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)

Комментарий. Предложенная тема дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, психологом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают контакт, соприкосновение с ним, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

Психолог. Дети, вы закончили рисовать страхи. Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей).

Комментарий. Если рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализовался как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны. Важным является выражение одобрения психологом по поводу выполнения задания (гордость за это в известной степени является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе).

В дальнейшем занятия проводятся 2 раза в неделю. Детям предлагается нарисовать все имеющиеся у них страхи (на одном занятии изображается один или несколько страхов).

На последующих занятиях проводится рисование по контрасту. Ребенку предлагают нарисовать страхи снова, но так, чтобы на рисунках он изобразил себя небоящимся. Инструкция в подобных случаях будет такой: «Нарисуй, что ты теперь боишься меньше (или совсем не боишься)». Ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Положительный успех подкрепляется похвалой, одобрением.

Психолог. Сейчас мы проведем гимнастику для отдыха.

Комплекс релаксационных упражнений

(по Джекобсону – детский вариант)

Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.

Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).

Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.

Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.

Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело…

Высокий забор. Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится заброшенный фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза.

Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…

Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза.

Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.

Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.

Самоанализ. Упражнение «Связующая нить»

Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.

Психолог. Дети, передавая клубок друг другу, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).

Данный материал могут использовать в своей работе логопеды , воспитатели детских садов.

Использование на занятии представленных приёмов изотерапии предоставляет педагогу разнообразные возможности в плане повышения мотивации к выполнению заданий, преодоления негативизма, развития зрительно-моторной координации,мышления, речи.

Упражнение «Закрашиваем зеркало»

Задачи : активизация диалогической речи, закрепление знания названий частей лица, развитие пространственной ориентировки, стимуляция указательного слова «Вот» .

Ход упражнения.

Взрослый сажает ребенка на колени перед большим зеркалом, совместно рассматривается лицо ребенка. Затем взрослый вместе с ребёнком губкой или большой кистью закрашивает зеркало краской,чтобы постепенно смывая краску влажной губкой рассказывать ребенку о его частях лица,стимулировать ребенка к сопряженному или повторному произнесению. В конце игры взрослый несколько раз эмоционально произносит : «Где Саша? Вот!» , побуждая ребенка к активной речи. Важно, чтобы действия по закрашиванию и смыванию краски проводились ребенком или совместно с ребенком, но не самим взрослым.

Упражнение «Овощные печати»

Задачи : развитие слухового внимания, закрепление лексической темы «овощи» , совершенствование умения соотносить ритмы движений со слуховым ритмом, повышение самооценки.

Ход упражнения.

Взрослый демонстрирует ребёнку кусочки овощей (свёклу, томат, тыкву и т. д.) Ребёнок определяет, от каких овощей отрезаны кусочки : в зависимости от речевых возможностей произносит названия сопряженно со взрослым или указывает на соответствующую картинку . Затем взрослый выдаёт ребенку ватман и предлагает поиграть в «директора» ,«начальника» : поставить овощные печати. Взрослый произносит название овоща, ребенок ставит оттиск на ватмане соответствующим кусочком. Опыт овощного рисования способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне.

Упражнение «Рисование ладошками»

Задачи : формирование умения соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения.

Взрослый предлагает ребенку, воспользовавшись пальчиковыми красками и ватманом, оставить отпечатки ладоней. Одновременно с прикладыванием руки к бумаге ребенок произносит слог

(цепочку слогов ) вслед за взрослым. То же самое упражнение проводится во время рисования подушечками пальцев.

Упражнение «Части тела»

Упражнение проводится при закреплении соответствующей лексической темы.

Задачи : совершенствование соматогностических представлений, активизация слов : нога, рука, ухо, щека, живот .

Ход упражнения.

Взрослый обмазывает части тела (нога, рука, ухо, щека, живот) ребенка пальчиковыми красками, ребенок оставляет «след» на большом ватмане, называет часть тела, которую он «отпечатал» .

Упражнение «Рисуем на льду»

Задачи : активизация слов «кап» , «лед» , развитие тактильного и зрительного восприятия.

Ход упражнения.

Взрослый заранее изготавливает достаточно большой кусок льда. Демонстрирует его ребенку, дает его погладить, затем оставляет кисточкой кляксы на льду, стимулирует ребенка к произнесению «кап» , «лед» .

Упражнение «Салют»

Задачи : активизация слова «салют» , развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Ход упражнения.

На темном фоне взрослый совместно с ребенком размазывает цветные кусочки пластилина, стимулируя ребенка к произнесению слов «салют» , «ура» . Желательно показать ребенку мультимедийную презентацию, видеофрагменты различных салютов. Провести эту игру 9 мая - для того, чтобы слова «праздник» , «салют» закрепились в лексиконе ребенка.

Упражнение «Волшебные нитки»

В арттерапии существует отдельная техника «ниткопись» , на ее основе построено это упражнение .

Задачи : активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развития мелкой моторики.

Ход упражнения.

Взрослый показывает ребенку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Например, контуры овощей и фруктов. Ребенок может выполнять упражнение совместно со взрослым, «рука в руке» или самостоятельно.

Упражнение «Фруктовая картина»

Задачи : активизация лексикона по теме «Фрукты» , ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики.

Ход упражнения.

Взрослый демонстрирует ребенку большой лист картона и упаковку из-под сока с изображением фрукта. Взрослый совместно с ребенком вырезает изображение фрукта, просит ребенка наклеить на большой лист и назвать, что он наклеил. Взрослый поручает ребенку собирать и приносить упаковки из-под сока, чтобы составить большую картину .

Упражнение «Фруктовая аппликация»

Задачи : ознакомление ребенка со словами : семя, кожура; развитие воображения.

Ход упражнения.

Взрослый (при изучении натуральных фруктов) предлагает ребенку очистить от кожуры лимон, киви; достать из лимона косточки. На большом листе бумаги или в индивидуальном логопедическом альбоме взрослый предлагает ребенку составить аппликацию : разрезать кожуру лимона на полоски - наклеить солнышко; семя лимона - камушки; кожура - личи - ежик; кожура киви- земля и т. д.

Игра «Магазин»

Задачи : активизация лексикона по выбранной теме.

Ход игры.

Взрослый заготавливает различные тематические наклейки, в зависимости от изучаемой лексической темы. На картоне изображаются прилавки магазина, взрослый совместно с ребенком наклеивает стикеры на «прилавки» , называя изображение.

Игра «Волшебный крем»

Задачи : активизация простых слов, развитие воображения.

Ход упражнения.

Взрослый показывает ребенку детский крем. Далее взрослый рисует кремом (выдавливая из тюбика или размазывая по руке ребенка) различные фигуры, по контурам похожие на какие- либо предметы, названия которых необходимо закрепитьв лексиконе ребенка : часы, весы, бак, изюм и др. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий. В конце игры можно предложить ребенку поменяться ролями для того, чтобы и он попробовал рисовать кремом на руке взрослого .

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.

1. Понятие и сущность изотерапии.

2. Художественные материалы и их роль в арт-терапевтическом процессе.

3. Этапы изотерапии.

4. Основные изотерапевтические техники и их характеристика.

5. Особенности изотерапии с детьми.

1. Понятие, сущность изотерапии.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством (лепка, коллаж и т.д.), в первую очередь рисованием.

В настоящее время изотерапия используется как средство психологической коррекции:

Клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями;

Детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации;

Неадаптивных форм семейных отношений, внутрисемейных конфликтов.

Сущность изотерапии:

1) Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя;

2) Выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды;

3) Быть самим собой

4) Освободиться от негативных переживаний прошлого.

5) Позволяет клиентам отражать в сознании окружающую и социальную действительность, моделировать ее, выражать отношение к ней.

6) Изобразительная деятельность развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие [Осипова А.А. Общая психокоррекция, 2000 ].

Таким образом , психокоррекционные занятия с применением изотерапии способствуют изучению чувств, идей и событий, развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки и уверенности в себе.

При работе методом изотерапии и интерпретации результатов необходимо учитывать режимы (механизм) работы полушарий головного мозга. Рассмотрим его.

Режим работы левого полушария - аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный, объективный. Левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении, оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, его система линейна - первые вопросы решаются первыми, а вторые вторыми.

Режим работы правого полушария - интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. В режиме работы правого полушария можно воспринимать вещи и события посредством внутреннего зрения и воображения. Используя правое полушарие, можно мечтать, понимать метафоры, создавать новые комбинации идей [Эдвардс Ю.Художник внутри нас. 2000 ].

Таблица 1

Режим работы полушарий

Левое полушарие

Правое полушарие

Вербальный: использование слов для наименования, описания и определения.

Аналитический: постижение вещей шаг за шагом, часть за частью.

Левое полушарие

Невербальный: понимание вещей при минимальной связи со словами.

Синтетический: соединение вещей вместе, формирование целостных картин.

Правое полушарие

Символический: использование символов для обозначения чего бы то ни было (например, графическая форма <*> может служить обозначением глаза, а знак « + » использоваться для обозначения процесса сложения).

Абстрактный: использование маленькой частицы информации для представления всей вещи целиком.

Временной: учет хода времени, последовательного чередования вещей: выполнение первого действия всегда первым, второго - вторым и т.д.

Рациональный: вывод умозаключений, основанных на рассуждении и фактах.

Цифровой: использование чисел, как при счете.

Логический: вывод заключений, основанных на логике, - одна вещь вытекает из другой в логическом порядке (например, математическая теорема или хорошо обоснованный довод).

Линейный: мышление в рамках взаимосвязанных идей, одна мысль непосредственно следует за другой, часто приводя к общему выводу.

Конкретный: отношение к вещам как к таковым, какими они являются в данный момент.

Аналоговый: замечающий сходство между вещами; понимание метафорических связей.

Вневременной: отсутствие чувства времени.

Нерациональный: не требующий рассуждений или фактов; готовность отказаться от суждений.

Пространственный: отмечающий относительное взаиморасположение вещей и то, как части формируют целое.

Интуитивный: совершающий скачки в понимании, часто основанные на неполной информации, догадках, чувствах или зрительных образах.

Целостный: сразу видящий все вещи в целом; выявляющий общие характеристики и структуры, часто ведущие к разным выводам.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия использует процесс создания изображений как способ реализации целей - это не создание произведения искусства и не часть занятий по изобразительному искусству.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов.