Заниженная самооценка у подростков и методы ее преодоления. Низкая самооценка у подростка

Вы хотите укрепить чувство собственного достоинства своих детей, но у вас не получается делать это правильно? В этой статье вы найдете несколько простых способов, как повысить самооценку у ребенка и что поможет ее поднять подростку?

Самооценку следует воспитывать в детях. (неважно девочки или мальчика) с самого начала их детства. Так как наличие хорошего уровня самооценки имеет решающее значение, особенно в подростковом возрасте.

Она помогает ребенку, несмотря на трудности строить позитивный образ самого себя, не бояться экспериментировать и правильно относиться к сверстникам. Развивать чувство доверия к собственным способностям, а также к окружающему миру.

Как узнать самооценку ребенка, по каким признакам, можно понять какая она

Самооценка является основным элементом личного формирования детей. Детское развитие в обучении, а также хороших отношениях и построение личного счастья будет зависеть от их степени самооценки.

Когда ребенок приобретает хорошую самооценку, он чувствует себя компетентным, уверенным и ценным. Это помогает ему быть ответственным человеком, свободно общаться и относиться к другим соответствующим образом.

Напротив, ребенок с низкой самооценкой не будет доверять своим возможностям или другим людям. Детям и подросткам с низкой самооценкой характерны следующие черты:

  • Его поза и манера вести себя принимает закрытое положение. Например, с изогнутыми плечами, использует слабый тон голоса, ходит с опущенной головой, бегающий взгляд из-за боязни смотреть другим в глаза.
  • Ему кажется что другие не испытывают к нему интереса, поэтому он не пытается понять чувства других.
  • В группе дети с низкой самооценкой никогда не являются лидерами наоборот самоограничиваются.
  • Обычно такие дети не говорят о себе хорошо, а иногда и о других из-за зависти или тенденции сосредоточиваться на негативе.
  • У них есть трудности в принятии решений, потому что они не доверяют своим критериям.
  • Страх неудачи и разочарований мешают им делать что-то по собственной инициативе.
  • Они не способны к истинным дружеским отношениям, так как не верят во взаимность.
  • Часто хвастаются материальными вещами, чтобы завоевать уважение или признание своих сверстников
  • Обычно много фантазируют и переоценивают собственные способности, которые не поддаются проверке в школьной среде. А чтобы не быть обнаруженными во лжи говорят, что рассказанное ими событие произошло с ними не в этом городе, деревне либо стране.
  • Если заниженная самооценка у ребенка он будет чувствовать себя хуже других людей. Следовательно, будет вести себя более робко, критично или агрессивно.
  • Когда сталкиваются с новой или трудной задачей, то их неумение ее решить или преодолеть может сопровождаться слезами либо агрессией.
  • Они импульсивны.
  • Для них неудача является результатом их интеллектуальных способностей, а успех приписывается случайности. Поэтому им трудно поверить в искренность похвалы в свой адрес.
  • Им не хватает энергии.
  • Часто довольно таки неряшливы, потому что не беспокоятся о своем внешнем виде.
  • Их мало интересует собственное будущее.
  • Они пассивны и избегают трудных ситуаций, с которыми, по их мнению, им не справиться.
  • Он может быть застенчивым или наоборот, раздражительным, надменным, агрессивным.
  • Ему чужда собственная инициатива в отношениях с другими.
  • Плохо реагирует на критические замечания или суждения других (одноклассники, учителя, родители), отвечает на них злобно, категорически.
  • Когда самооценка у ребенка низкая он часто замыкается в себе, предпочитает одиночество.
  • Ему трудно справляться с разочарованиями и неудачами, это его деморализует. Сильно эмоционально расстраивается, когда получает критику в свой адрес. Либо испытывает сильное чувство неловкости из-за того, что стал чьим-то центром внимания.
  • У него плохое мнение о себе, имеет склонность преуменьшать или недооценивать собственные способности и ресурсы.
  • В его словах часто прослеживается пессимизм, как будто все действия, которые он должен выполнять, обречены на провал.
  • Часто сравнивает себя с другими, притом не в свою пользу.
  • Боится браться за любые поручения, особенно новые дела, а, желая скрыть свою боязнь, придумывает много отговорок либо задает слишком много вопросов.

Зная, как выглядят, ведут и чувствуют себя дети и подростки с заниженной самооценкой, спросите себя: «хотелось бы вам подобного будущего своему чаду»? Наверняка нет, тогда что можно сделать, чтобы поднять самооценку своим детям?

Как повлиять на развитие адекватной самооценки у ребёнка

Самооценка ребенка - это его настоящее зеркало, которое учит тому, кто он, какие навыки у него есть и как он развивается благодаря приобретенному опыту. Это результат отношения между характером и окружающей средой, в которой он развивается.

  • Важно, чтобы дома малыш чувствовал себя комфортно, а в семье всегда были любовь, взаимопонимание, доверие и уважение. Счастливые дети развиваются более гармонично и вырастают уверенные в себе.
  • Сосредоточьтесь на позитиве. Позитивный настрой родителей создает более здоровую и спокойную среду для ребенка. Эта атмосфера обеспечит ему большую безопасность и поможет научиться, даже в трудных ситуациях видеть положительную сторону.
  • Необходимо поощрять самостоятельность ребёнка. Чем раньше он научится оценивать свои силы в какой-либо деятельности, тем смелее в дальнейшем будет браться за выполнение разной работы. Во взрослом возрасте такие люди могут соотносить свои возможности с окружающей обстановкой и брать на себя то количество обязанностей, которое способны выполнить. Ценный навык в современном мире.
  • Запомните в том, как повысить самооценку и уверенность ребенку важно понять, что любить надо не за что-то, а просто так (сообщая об этом ребёнку). А вот хвалить следует за конкретные старания и достижения, даже самые маленькие, делая акцент на его сильных качествах.
  • Нельзя препятствовать проявлению детской инициативы. Вредны фразы: «У тебя это не получится» или «Ты сделаешь это плохо, давай лучше я». Такая позиция родителей сформирует у крохи лишь комплекс неполноценности, и в будущем он может испытывать страх перед любой деятельностью, так как посчитает, что не способен её выполнить.
  • Важно хвалить, но не перехваливать. Ведь можно воспитать зазнайку, если постоянно чрезмерно хвалить ребенка. Малыш будет думать, что он самый лучший и Земля вертится вокруг него, все для него. Если в поведении ребенка проявляются эти черты, необходимо провести с ним беседу по этому поводу, объяснив, что вести себя высокомерно по отношению к другим людям - плохо. Это не хорошая черта характера. Его отношение к людям должно быть таким, какое он хочет видеть к себе
  • Нельзя сравнивать своё чадо с другими детьми, иначе он может вырасти тревожным и неуверенным в себе. Всегда следует опираться на его индивидуальные особенности.
  • В том, как поднять самооценку у ребенка, запомните нельзя навешивать ярлыки. Любая критика должна относиться не к личности ребёнка, а только к его действиям. Не стоит бросать обвинения в стиле: «Не будь неумехой!» Гораздо благоприятнее фраза: «Ты же у меня способный, а сейчас ленишься. Попробуй ещё раз, и всё получится!»

  • Важно всегда демонстрировать веру в своего ребёнка. Это подкрепляет его самооценку и вызывает желание проявлять инициативу.
  • Необходимо приучать детей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Если они привыкнут выглядеть достойно, то будут выше себя оценивать.
  • Нельзя игнорировать совершение ребёнком плохих поступков. Надо обязательно указывать ему на это и говорить, как следует поступать в подобных ситуациях, то есть направлять в нужное русло. Как родители вы не можете избавить свое чадо от совершения ошибок, они будут их совершать, но и учиться на них. Так детки научатся тому, что действия имеют последствия.
  • Повышение самооценки у детей возможно, только если вы поможете им учиться на своих ошибках. Учите детей рассматривать ошибки как способы научиться чему-то новому, положительному. Учите тому, что всегда лучше попробовать что-то и допустить ошибку, чем ничего не делать из-за боязни неудачи.
  • Важно помнить, что чрезмерная опека довольно часто провоцирует развитие низкой самооценки, поскольку ребёнок вырастает несамостоятельным и может даже не представлять своих способностей. Чем позже он начинает сталкиваться с трудностями, тем больнее обжигается.
  • Необходимо учить доводить начатое до конца. Чем больше завершённых дел в копилке у человека, тем выше его удовлетворённость собой.
  • Вознаграждайте усилия независимо от результата. Важно ценить усилия детей, независимо от того, преуспели они или потерпели неудачу. Так вы поможете ребенку понять, что его тяжелая «работа», даже если вышла неудачной всегда будет вознаграждена родителями.
  • Проводите время с детьми. Даже если очень вы заняты, постарайтесь провести качественное время со своими детьми. Вам это поможет построить лучшие отношения, а детям чувствовать, что их любят, поддерживают и ценят.

Как повысить самооценку подростку

Правильная, адекватная самооценка не означает быть самонадеянным. Это означает иметь реалистичное понимание своих сильных и слабых сторон. При этом пользоваться сильными сторонами и работать в проблемных областях.

Согласно многочисленным исследованиям подростки с адекватной самооценкой имеют более позитивный взгляд на жизнь и, следовательно, более счастливые, чем дети с низкой самооценкой.

При этом правильная самооценка ведет к большему успеху в школьных и социальных отношениях. А заниженная самооценка ведет к депрессии и стрессу.

Поэтому крайне важно научить детей и подростков навыкам противостоять детско-подростковым трудностям, не позволяя им влиять на их самооценку.

Хотя это непростая задача, родителям иногда нужно использовать все имеющиеся в их распоряжении средства для улучшения самооценки своих детей-подростков. Вот несколько советов для достижения успеха на этом поприще.

Спрашивайте мнение своего подростка

Тем самым, показав, что вы цените точку зрения и идеи своего ребенка. Это придаст им уверенности и побудит быть открытыми, не боясь делиться своими мыслями.

Нет ничего такого, что так повышало бы самооценку подростка, чем отношение родителей к ним словно к взрослым. Обычно они всякий раз польщены таким родительским доверием, когда их приглашают участвовать в мире взрослых.

Однако, формируя личное мнение у детей, избегайте навязывать им свои собственные идеи или видение других.

Поощряйте развивать свои таланты и интересы

Это следующий хороший способ, как поднять самооценку подростку. Пусть детский потенциал раскрывается в его интересах. Даже интересы, которые, по мнению родителей, считаются легкомысленными, могут обеспечить возможности для успеха.

Это необязательно, спорт, музыка или танцы, возможно, это некое хобби. Главное чтобы любое времяпрепровождение не мешало более важным обязанностям, таким как учеба, успеваемость, некоторая работа по дому.

Помогите подростку найти позитивные пути для укрепления чувства собственного достоинства и изучения своей идентичности.

Поощряйте участвовать в школьных мероприятиях и презентациях

Подростки хотят чувствовать себя ценными не только своими семьями, но и обществом в целом. Один из способов достичь желаемого - это возможность иметь важные и полезные социальные функции.

Когда подростки участвуют в школьных мероприятиях, выполняют общественные работы, они получают признание и одобрение других, что способствует повышению их собственной самооценки.

Научите детей позитивно относиться к самим себе

Это поможет им не винить себя в случающихся неудачах или своих недостатках. Некоторые примеры позитивного отношения:

  1. «Я обязательно смогу решить эту проблему, если просто больше приложу усилий».
  2. «Все нормально, если наша команда сегодня проиграла. Мы все старались изо всех сил, но не всегда получается всех победить, зато в следующий раз мы свое наверстаем».
  3. «Мне хорошо, потому что я помог другому человека, даже если он меня за это и не поблагодарил или не заметил мою помощь».

Такое отношение сочетает в себе методы релаксации наряду с позитивным взглядом и мысленными картинками, что естественно помогает детям развить собственную адекватную самооценку.

Будьте щедры на похвалу

Многим родителям свойственно желать, чтобы их дети добивались успехов и побеждали других. При этом чаще всего родители сосредотачиваются на том, в чем их дети подростки не преуспели или как они могли бы улучшиться.

Даже если подросткам нужно ставить цели, родителям также важно замечать то хорошее что они уже сделали.

Но особенно важно хвалить их за навыки, которые они сами решили развивать или, к примеру, за хорошую дисциплину. Даже если вкусы или устремления детей отличаются от родительских предпочтений все равно нужно уважать и признавать их ценность.

Чтобы самооценка подростка не была заниженной, а он себя чувствовал признанным и любимым, ему нужно и важно слышать слова родительского одобрения.

Однако не стоит преувеличивать с похвалой, забывая обо всем остальном. Честная похвала может мотивировать, тогда, как ее переизбыток имеет негативные последствия. Особенно если похвала всегда сопровождаются материальными вознаграждениями,

Стимулируйте принятие собственных решений

Подросткам нужно также учиться принимать собственные решения в соответствии с критериями, основанными на их личных ценностях, а затем уметь отвечать за них.

Поощряйте своих детей-подростков самим решать, каким жизненным целям ставить приоритет, а какие подождут. Это как с маленьким дитём, которое учится ходить.

Родители позволяют ему идти в том направлении, которое он предпочитает. Но смотрят, чтобы на его пути не было никаких препятствий, которые могут ему навредить.

Поэтому не стоит слишком сильно оберегать подростка от возможных трудностей. Если его чрезмерно оберегать, он будет расти с ощущением постоянного родительского контроля или «зоркого ока».

При этом так и не научится рассчитывать на свои силы и свое умение принимать те или иные решения даже по преодолению каких-то жизненных барьеров.

А это фундаментальный аспект не только чтобы обрести уверенность в себе, но и в том, как им поднять собственную самооценку.

Можно предложить подросткам помощь, но не брать все в свои руки. Аккуратно, тактично направляйте, подсказывайте, открывайте глаза на опасности, но при этом оставьте ему место для автономии решений.

(Это не относится к тому, если подросток выбрал плохую компанию или вредные привычки, так как там, в силу вступают другие родительские принципы).

Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Каждый подросток уникален, по своему характеру, в своих интересах или способностях. Поэтому постарайтесь избегать нереалистичных ожиданий о нем, воздерживаясь от ненужного давления.

Если непрерывно сравнивать его с другими и притом не в его пользу, желая, таким образом, промотивировать своего подростка-ребенка то из этого вряд ли получится что-то стоящее.

Самооценка не поднимется у ребенка, скорее у него появится еще больше разочарований в отношении себя.

Заключение

Некоторые эксперты говорят, что низкая самооценка может привести детей к проблемам. Например, к депрессии, анорексии или употреблению наркотиков, в то время как хорошая самооценка может помочь ребенку чувствовать уверенность в своих способностях, а не манипулировать другими.

А также быть более внимательным к потребностям других и, кроме всего прочего, быть готовым отстаивать свои принципы и ценности. Поэтому родителям и учителям крайне важно знать способы повышения детской самооценки, описанные в данной статье.

Твердо знайте, чего хотите добиться. Чтобы добиться желаемого результата, нужно для себя достаточно четко его сформулировать. Очень важно найти и выполнить любимую работу. Следует овладеть методом «швейцарского сыра», т. е. вырабатывать умение «вгрызаться» в ведущую проблему, но не углубляться в нее настолько, чтобы утратить чувство перспективы. Необходимо быть терпеливым к тому, что объективно пока нельзя увидеть. Желательно управлять собой по «принципу исключения», т. е. решить, чего делать не надо. Важно научиться забывать все, что не нужно, т. е. не обращать внимание на то, что не относится к делу.

Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план. Важнейшим шагом к успеху является планирование. Это касается определения как перспективных целей, так и ближайших. Необходимо спланировать ситуацию «как пережить успех».

Вообразите желаемый результат. Подтверждено практикой, что человек способен создать все, что способен вообразить. Будущий результат должен вызвать положительные, интенсивные переживания.

Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата. Мотив - это то, что вызывает активность, побуждает человека к деятельности. Зарождение и формирование мотивации происходит б процессе взвешивания положительного и отрицательного в том или ином действии или поступке.

Будьте уверены в себе. Уверенность в себе невольно порождает решительность. Необходимо сделать первый шаг к успеху. Важную роль в зарождении уверенности в себе играет самовнушение. Пережив успех, важно закрепить чувство уверенности в успехе. Для закрепления чувства уверенности в себе важно не столько вызвать приятные, позитивные переживания по поводу уверенности в своих силах, сколько удержать их.

Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели. Выработайте умение мудро относиться к ошибкам и радоваться препятствиям. Не допускайте со своей стороны обвинения в адрес объективных обстоятельств, обусловивших ваши проблемы,

Другими словами, старайтесь легко принять то, что неизбежно. Научитесь время от времени признавать свои поражения. Анализируйте свои слабые стороны, ибо этим вы способны раскрыть свою спрятанную сипу. Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.

Способы изменения самооценки:

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни.

2. Относитесь к людям так, как они этого заслуживают.

3. Относитесь к себе с уважением.

4. Начинайте принимать решения самостоятельно.

5. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе.

6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние.

7. Начинайте рисковать.

8. Обретите веру: в человека, в общество и т. д.

Как развить уверенность в себе:

1. Считайте себя удачливым.

2. Не уклоняйтесь от принятия решений.

3. Любите себя.

4. Любите других.

5. Считайте все достижимым.

6. Доводите начатое дело до конца.

7. Рассматривайте все событий как благоприятные.

8. Не позволяйте себе идти на компромисс с собой.

9. Не делитесь ни с кем сокровенным.

10. Не оправдывайтесь.

11. Не довольствуйтесь малым, считайте, что имеете право на самое лучшее.

12. Отстаивайте свои права.

13. Будьте терпеливыми,

14. Верьте в себя.

15. Внушайте себе приятные мысли по отношению к себе и другим.

16. Улучшайте все, что можете или хотите.

17. Если вы хотите в чем-то отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «нет».

18. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

19. Просите пояснить, почему вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать.

20. Хвалите тех, кому удалось вести себя уверенно.

21. Никогда не говорите о себе плохо.

22. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества, предметом обсуждения могут быть только ваши действия.

Выводы по главе 3

Итак, мы разработали и внедрили в учебный процесс программу коррекции самооценки подростков, по которой с испытуемыми работали в течение двух месяцев.

Затем с учащимися подростками экспериментальной группы мы провели повторное тестирование по тем же методикам. В результате формирующего эксперимента нами были получены необходимые данные исследования.

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» после проведения коррекционной работы из всех учащихся экспериментальной группы 18% имеют высокую самооценку, среднюю (адекватную) самооценку - 64% учащихся, низкий уровень самооценки показали 18% от всех исследуемых учеников.

По методике выявления «коммуникативных склонностей» (кос-2) после проведения коррекции самооценки среди учащихся экспериментальной группы высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали 12%, высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали 39,5%, средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 39,5% учащихся, 9% показали низкий уровень проявления коммуникативных склонностей.

По методике «Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)» (Приложение 4) в результате контрольного эксперимента преобладание зависимого типа общения показали 15% подростков, компетентный тип общения показали 73%, преобладание агрессивного типа общения - 12% подростков.

Нами был проведен анализ этих данных. В ходе этой работы нами было установлено, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, следовательно, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность подростков зависит от уровня их самооценки.

Подростки, обладающие адекватной самооценкой, способны отвечать за свои поступки, спокойно переносят неудачи, стремятся стать как можно лучше. Они уверены в себе, не унижают слабых, не хамят окружающим.

Помочь подросткам развить в себе чувство собственного достоинства могут только взрослые. Вот несколько советов, как это сделать.

1. Не сравнивайте с другими

Подросток, которого постоянно сравнивают с более , покладистыми и красивыми, не умеет себя ценить. Вместо того, чтобы искать и развивать свои сильные стороны, он зацикливается на малейших промахах. В итоге ребёнок может потерять мотивацию вообще что-либо делать. Ведь окружающие, по словам родителей, всегда оказываются лучше него.

Взрослым стоит научиться замечать в своих детях что-то хорошее и проговаривать это. Все дети разные: одни получают пятёрки по математике, другие превосходно танцуют. Для подростка очень важно разглядеть и принять собственную индивидуальность, какой бы она ни была.

2. Хвалите за достижения

Подростка нужно хвалить тогда, когда он действительно поработал над собой. Пустое расхваливание только обесценивает реальные усилия. Поводы для гордости могут быть как материальные, так и нематериальные. Можно хвалить как за пятёрку в школе, так и за то, что ребёнок уступил кому-то место в транспорте.

Если подросток не знает, как раскрыть свои способности, предложите ему какое-нибудь занятие: музыка, танцы, рукоделие, волонтёрство, помощь по дому, научные курсы. Может, не сразу, но он найдёт, где проявить себя. После первого успеха ребёнок поймёт, на что способен, и у него поднимется .

Подросток должен чувствовать вашу поддержку и понимание, чтобы пережить внутренние страхи.

Олег Иванов, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

3. Уважайте его мнение и вкус

Никогда не критикуйте вкус своего ребёнка. Даже если вам кажется, что он вырядился непонятно как, а от включённой им музыки раскалывается голова. Ребёнку нужно чувствовать в вас опору и искреннюю заинтересованность, ему не нужны ваши оценочные суждения. Позвольте ему найти себя, научиться выбирать и отстаивать собственное мнение. Интересуйтесь тем, что он слушает и смотрит. Иначе вы рискуете прослыть занудой и потерять с ним связь.


Просите ребёнка закачивать вам на смартфон новую музыку, посещайте квесты и концерты его любимых групп, смотрите фильмы. Это поможет удержать эмоциональную связь и понять, что сейчас волнует вашего подростка.

Валентина Паевская, детский нейропсихолог, блогер

4. Увлеките подростка спортом

В подростковом возрасте тело сильно меняется. Многие дети набирают вес, становятся неуклюжими, сутулятся, страдают от прыщей. Сложно при этом оставаться довольным своей внешностью. Кроме того, большую часть времени подростки проводят сидя: то за партой, то за компьютером. Энергия не направляется в нужное русло, и дети, не зная, что с ней делать, становятся агрессивными или .

Чтобы привести самооценку и чувства в порядок, подростку следует регулярно заниматься спортом. Это не только укрепит тело и повысит выносливость, но и снимет напряжение, поможет обрести уверенность в себе.

Подростки чаще всего хотят заниматься экстремальными видами спорта, например сноубордом, скейтом, уличными танцами. Делая новые трюки, подросток как бы доказывает сам себе, что его тело слушается.

Валентина Паевская, детский нейропсихолог, блогер

5. Разберитесь с собой

Проанализируйте атмосферу в доме: как члены семьи друг к другу относятся, что говорят, как ведут себя в ситуациях. Чтобы у подростка сложилась адекватная самооценка, она должна прежде всего присутствовать у самих родителей. Начинайте любое воспитание с самих себя.

Советы для повышения самооценки


Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Описание: Предлагаю Вашему вниманию советы для повышения самооценки.
Назначение: Советы предназначены для учащихся. После проведения теста по выявлению уровня самооценки учащихся эти советы можно им раздать. А так же они будут интересны любому человеку, работающему над собой.
Цель : помощь в повышении самооценки.
Задачи: помочь быть уверенными, успешными,развивая самооценку; подсказать пути развития самооценки.

Советы для повышения самооценки.

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти.


2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, отношениях или любых других аспектах нашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления с ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что недостойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.


4. Используйте утверждения для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например пластиковой карточке или кошельке, утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная девушка и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем как лечь спать и после того как проснетесь.

5. Используйте семинары, книги, аудио- и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация влияет на ваше поведение. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка растет.


7. Составьте список ваших прошлых достижений. Он не должен обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились играть в шахматы, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т. д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Составьте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и предыдущий, важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Речь идет не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим, или позитивного поощрения других. Когда делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства, если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка повышается, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценным. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете жить так, как вы хотите. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и отклонять возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствуете более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Борислава Билявская

Переживая переходный период в подростковом возрасте, мы не подозреваем, что нам придется преодолевать эти трудности еще раз – уже став взрослыми, вместе с нашими детьми. Это тяжелое время как для подростка, так и для родителей. Естественно, что мы хотим облегчить его для наших чад, помочь им.

Одной из основных проблем в подростковом возрасте является заниженная самооценка. Объективно оценить себя и свои способности зачастую не способен и взрослый, что уже говорить о подростке. Дети могут найти у себя кучу выдуманных недостатков, а уж если существует какая-то реальная проблема, то самооценка падает вообще ниже нуля. Это формирует комплексы неполноценности и в дальнейшем может повлиять на всю жизнь вашего ребенка. Главное для родителей – научить подростка нормально оценивать свои данные, верить в себя. Это очень сложная задача, так как психологическое состояние подростка очень нестабильно, авторитет родителей уже не столь непреклонен, как в младшем возрасте, а мнение окружающих приобретает главенствующее значение, особенно мнение ровесников.

Подростки склонны замыкаться в себе, скрывать свои переживания, поэтому мамы и папы должны быть особенно внимательны, чтобы вовремя заметить проблему. Основные принципы поведения родителей приобретают особую актуальность.

Во-первых, осторожность с критикой. Никогда нельзя критиковать самого ребенка, его внешность и способности. Каждое слово бьет подростка буквально «по живому» и может навсегда отпечататься на его психике. Если это необходимо, критикуйте исключительно его действия и поступки, и только в конструктивном ключе.

Во-вторых, не скупиться на похвалу. Не бойтесь перехвалить, поощряйте ребенка за любые позитивные поступки, будь то уборка в комнате, достижение в учебе, умное замечание или хорошее поведение. Даже если подросток внешне никак не отреагирует, будьте уверены, он это обязательно оценит.

В-третьих, никакой критики внешнего вида. Подросток и без вашей помощи найдет в своем отражении в зеркале миллион недостатков — ведь у него в этот период и без того заниженная самооценка. Вкусы в одежде и макияже у разных поколений всегда не совпадают, не стоит создавать проблему из столь преходящего вопроса. А с последствиями гормональной перестройки организма в виде прыщей, сальных волос, излишком или недостатком веса, лучше помогите бороться, обеспечив своего ребенка здоровым питанием и средствами ухода за лицом и телом.

В-четвертых, никаких сравнений. Ваш ребенок уникальный. Не нужно сравнивать его с другими, ставить кого-то ему в пример. Забудьте фразы «Вот я в твоем возрасте…» или «А Вова получил за эту контрольную оценку выше, чем у тебя…» и прочие в таком духе. Ни к чему хорошему это не приведет, только к озлоблению подростка и еще большему понижению и без того низкой самооценки.

Даже внимательным и чутким родителям порой сложно вовремя подметить изменения в поведении подростка и соответственно вовремя взяться за решение проблемы. Поэтому психологи составили список вопросов, на которые нужно ответить.

  1. Часто ли ваш ребенок проявляет тревожность, панические настроения?
  2. Ребенок не хочет общаться, потому что боится критики и осмеяния?
  3. Насколько мнение вашего ребенка зависит от мнения окружающих?
  4. Есть ли среди окружения ребенка товарищи, которым он подражает?
  5. Рассказывает ли вам ребенок о своих проблемах, переживаниях, делится планами?
  6. Стремиться ли ребенок избежать внимания к себе на собраниях родственников?
  7. Предпочитает ли ребенок проводить время в одиночку или в шумной компании?
  8. Отказывается ли ребенок принимать участи в школьной самодеятельности и других подобных мероприятиях?
  9. Положительный результат в каком-либо деле ребенок считает своей заслугой или стечением обстоятельств?

Если вы ответили положительно на три вопроса и более, ваш ребенок действительно нуждается в помощи. Не надо выяснять, кто виноват, нужно просто действовать, чтобы решить проблему. Помните, что в этом возрасте подростки очень ранимы. В особо сложных случаях не стоит полагаться на то, что проблема «рассосется» сама собой, лучше обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.

Со своей стороны родители должны стремиться к тому, чтобы быть примером для своего ребенка. В этом возрасте он уже не считает вас лучшими только потому что вы его родители. Уважение и любовь подростка нужно заслужить, пусть это вас не обижает.

Старайтесь, чтобы ваш ребенок не выглядел хуже сверстников. Для подростка очень важны модная одежда и прическа – глупые «подколки» приятелей могут реально испортить жизнь ребенка, сделать его изгоем. Не стоит потакать всем прихотям подростка, но и не недооценивайте этой проблемы.

Помогайте ребенку достигать результатов. Поощряйте его занятия, особенно те, в которых он может иметь успех. Пусть он участвует в конкурсах и посещает мастер-классы, это поможет подростку обрести уверенность в своих силах.

Не экономьте на прогрессе. Сейчас для каждого ребенка практически обязательно наличие компьютера, современного мобильного телефона и прочих девайсов. Не думайте, что если вы пользуетесь своим телефоном уже пять лет, то и ваш ребенок не будет стесняться доставать устаревшую модель на виду у сверстников. Такие вещи, как и модная одежда, позволяют подростку чувствовать себя увереннее в коллективе, а их отсутствие – прямой путь к низкой самооценке и комплексам.

И самое главное – научитесь уважать своего ребенка. Он – пусть еще не до конца сформированная, но уже самостоятельная уникальная личность. У него есть свои интересы, свое мнение. И это мы должны уважать, хотя и не всегда соглашаться. Когда между детьми и родителями есть любовь и уважение, они способны преодолеть любые трудности подросткового периода. И не только.