Заметки практикующей няни. Помощь невнимательному ребенку в школе и дома

Случается, дети такие непоседы, что не могут ни минуты спокойно поиграть или посмотреть картинки. Родители очень непоседливых, неусидчивых детей часто беспокоятся, не повлияет ли это плохо на их развитие? Как бороться с неусидчивостью ребенка в 1,5 — 2 года?

Когда ребенок в конце первого года жизни овладевает умением ходить самостоятельно, он большую часть своего досуга проводит в движении. Если вовремя не приучать оебенка к умению заниматься игрушками, к рассматриванию книжек, наблюдению за окружающим, то из всех видов деятельности будет преобладать ходьба. Со временем она может стать помехой для спокойной, сосредоточенной деятельности и даже для развития речи. Как поступить, чтобы этого не произошло?

В раннем возрасте поведение ребенка, в частности его умение обращаться с игрушками, целиком зависит от того, чему научил его взрослый. Специалисты советуют:

  • обучать ребенка игровым действиям, доступным его возрасту. Например, научите его складывать небольшую, из 3-4 колец, пирамидку, заниматься с матрешкой-вкладышем, накладывать друг на друга кубики и складывать их в коробку, укладывать спать мишку, купать куклу и т. п. При этом ассортимент игрушек должен быть таким, чтобы действия с ними не были слишком сложны для ребенка. Новые игрушки давайте только после того, как действия с предыдущими уже в какой-то степени освоены.
  • Само движение ходьбы можно упорядочить. Ставьте перед неусидчивым, непоседливым малышом определенные задания: принести мишку, прокатить его в машине и т. п.
  • Во время кормления, одевания, укладывания, умывания следите, чтобы у непоседы не было излишней двигательной активности, вырабатывайте у него спокойный, «деловой» тип поведения. Вы достигнете этого своим спокойным, ровным тоном, созданием удобного места для еды, умывания, сна, а также тем, что будете давать малышу посильные для его возраста поручения.
  • Приучайте непоседливого ребенка к умению есть самостоятельно (сначала густую пищу), пить из чашки, при одевании или раздевании подавать различные части одежды, протягивать ручку, нагнуть головку, перед сном или сборами на прогулку собрать игрушки. Вместе с ним посмотрите картинки в книге, заводную игрушку.
  • Не перевозбуждайте ребенка, не активизируйте его деятельность перед сном. Но и не впадайте в другую крайность: не устраивайте «тихих», ничем не заполненных минут, так как такие преднамеренно тихие и пустые минуты вместо успокоения могут вызвать обратный эффект - возбуждение, стремление к активной деятельности.

Дети активно познают мир и, вполне возможно, что ваш ребенок не неспоседа, а просто любопытный, интересующийся окружающим миром малыш. И это плюс в его развитии.

  • Витамины
  • Не слушается
  • Подарки
  • В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.


    4 года - переходный период в детской псикике

    Причины

    Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.

    Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.

    Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.

    Что делать?

    Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.

    Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.


    Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.

    Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.


    В разговоре можно выяснить, каковы истинные причины непослушания

    Наказание

    Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.

    Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже - разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.

    Главное - ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый "нагоняй" становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева - результат от такого "воспитания" может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.


    Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.

    Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.

    Запреты

    Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

    Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:

    • запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
    • запрещается обижать животных – они живые;
    • запрещается кусаться – это плохо.


    Ребенок четко должен понимать, что можно, а что нельзя

    Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.

    Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

    1. Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
    2. Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
    3. Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
    4. Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

    Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?


    Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

    И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

    Развивающие занятия

    Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

    • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
    • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
    • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
    • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
    • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
    • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.


    Занимайтесь с ребенком общими делами

    Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.

    Если ваш ребенок отличается неусидчивостью, то причиной этого может быть несколько факторов. Во-первых, такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении (ребенок может быть еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат). Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

    Во-вторых, причиной могут являться расстройства, которые называются гиперактивностью вследствие дефицита внимания. Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания.

    Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.

    Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.

    Возможен вариант медикаментозного лечения. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)

    Кроме этого, ребенку будут полезны занятия специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.

    Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.

    Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции сладкого.

    Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Будьте терпимее к ребенку, даже если на выполнение определенной задачи у него уходит уйму времени, а в следующий раз постарайтесь проделать тоже самое вместе, но затратив на это как можно меньше времени. Это позволит понять ребенку, как можно сэкономить время и оставить его, допустим, для игр.

    Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей и не воспринимаются

    Журнал «Будь здоров» № 6, 2005 г.

    Как именно проявляется невнимательность у ребенка?

    1. Всю работу, особенно школьные задания, он делает быстро и слишком поверхностно.
    2. В работе допускает очень много ошибок.
    3. Он не уделяет достаточно внимания.
    4. Ребенок слишком быстро устает даже от небольшого количества работы.
    5. Ребенок делает работу очень медленно.
    6. Высокий уровень мечтательности.

    Ребенок рассеянный и невнимательный

    Рассеянный и невнимательный ребенок – это не диагноз. И об этом стоит в первую очередь помнить всем родителям. Произвольное внимание можно тренировать даже в раннем возрасте. На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разнообразные динамические игрушки, которые предназначены для улучшения внимания у детей до одного года.

    Если же расстройство внимания развилось у ребенка со временем, например, когда он пошел в детский сад или школу, можно попытаться устранить основные причины невнимательности. Педагоги рекомендуют отвести детям в доме отдельное место, где они всегда будут готовиться к урокам. Необходимо, чтобы оно было хорошо организовано.

    Не забывайте, что детям нужно правильно питаться, ведь недостаток омега жирных кислот приводит к уменьшению внимания. Сегодня уже не нужно заставлять ребенка есть рыбий жир или рыбу. На современном фармацевтическом рынке представлено много различных добавок, которые богаты на эти жиры. Они поддерживают психическое и физическое здоровье малыша.

    Ребенок невнимателен на уроках

    Успех ребенка в школе сильно зависит от его внимательности. Как правило, дети становятся рассеянными, если родители не принимают участия в их воспитании. Именно поэтому нужно стараться развивать внимательность своего ребенка еще с первых классов школы. Прежде всего, психологи рекомендуют выяснить, что именно учителя и родители скрывают за понятием «невнимательность». Также нужно обратить внимание на то, как именно проявляется рассеянность у вашего ребенка.

    Бывает такое, что дети невнимательны только на каком-то конкретном уроке, тогда, скорее всего, ему не нравится данный предмет или учитель не слишком понятно объясняет материал. Если же ребенок рассеянный не только в школе, но и дома, это может означать, что его что-то беспокоит.

    Родители могут помочь своему ребенку улучшить внимательность с помощью простых психологических методов и специальных игр. Также не забывайте, что для внимательности очень важно соблюдать определенный режим дня. Помните, что ребенок будет менее рассеянным, если домашнее задание, игры и время на себя будут проходить по заранее написанному плану.

    Если ребенок медлительный и невнимательный

    Медлительные дети отличаются низкой лабильностью нервных процессов, которые определяют, насколько быстро ребенок сделает то или иное задание. Взрослые люди могут при необходимости изменить темп своей деятельности, но даже у них это происходит не сразу. Детям же делать это крайне сложно.

    К сожалению, большинство психологов придерживаются мнения, что медлительность у ребенка с низкой подвижностью нервных процессов не пройдет никогда. Так как она является их индивидуальной особенностью. Конечно, со временем все действия ребенок сможет выполнять быстрее, чем раньше, но всегда будет отставать от своих сверстников.

    Для того чтобы медлительные дети не теряли внимательности во время выполнения любых заданий, особенно школьных, их ни в коем случае нельзя заставлять работать быстрее. Необходимо создать идеальные условия, при которых ребенку будет комфортно. Психологи утверждают, если выбить такого человека из колеи, то ему будет очень сложно вернуть себе внимательность.

    Ребенок заторможенный и невнимательный

    Уже в младенчестве можно определить, является ли ваш ребенок заторможенным или нет. Такие дети вяло и неохотно сосут грудь матери, много спят и достаточно быстро засыпают. Но если в маленьком возрасте это не пугает родителей, то в начальных классах начинает достаточно сильно беспокоить. Это объясняется тем, что заторможенный ребенок часто невнимательный, что негативно сказывается на его работе.

    Как только вы заметили, что ваш ребенок излишне инертный, необходимо сразу же начинать побуждать его быть более активным. Прежде всего, психологи рекомендуют не делать следующие вещи:

    1. Не заставлять делать домашнее задание сразу же после того, как школьник вернулся домой. Ему нужно сделать перерыв хотя бы на два часа.
    2. Письменные задания не стоит заставлять часто переделывать, даже если он не сделал их аккуратно первый раз. Это может привести к тому, что у ребенка выработается негативное отношение к учебе.
    3. Не оставляйте ребенка одного, когда он делает домашнее задание.
    4. Не стоит заставлять малыша играть в командные подвижные игры. Он будет тормозить всю команду, а это приведет к негативным последствиям для обеих сторон.
    5. Не наказывайте ребенка, если он делает все слишком медленно.

    Ребенок неусидчивый и невнимательный

    Неусидчивость и невнимательность, чаще всего, объясняются тем, что ребенок просто не готов еще к школе из-за особенностей своего физического и психического развития. Некоторым детям скучно в начальных классах, потому что они уже выучили этот материал дома. Другие, наоборот, не могут понять задание, поэтому их внимательность сильно страдает.

    Чаще всего таким детям ставят особый диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Для лечения такого состояния психологи рекомендуют использовать специально разработанные методики, благодаря которым поведение ребенка корректируется. В эти методики входит и психотерапия. Ребенок быстрее адаптируется и сможет изменить свой образ мыслей.

    Иногда используется и медикаментозное лечение, но стоит понимать, что любые лекарства в таком случае должен назначать специалист.

    DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

    Все дети имеют свой индивидуальный характер, и все они развиваются по-своему. Даже психологический портрет близнецов позволяет заметить существенную разницу между двумя детьми. Некоторые малыши все больше только радуют родителей своим поведением, в то время как другие нередко разочаровывают.

    Одна из основных черт, которая может раздражать родителей и окружающих, а также создавать определенные проблемы при воспитании и обучении ребенка – это неусидчивость. Неусидчивые малыши могут быть грубыми и несдержанными, рассеянными, или просто чересчур энергичными. Все это создает определенные проблемы: ребенок уже в раннем возрасте отличается тем, что не может долго сидеть над с трудом поддающейся ему головоломкой, и после двух-трех неудач с агрессией отбрасывает ее, и отказывается продолжить свои упражнения. В дальнейшем такого ребенка трудно обучать чтению, письму, математике – тут приходится буквально вспоминать пословицу "Азбуку учат – на всю избу кричат". Конечно же, такое поведение ребенка нельзя назвать нормальным, но прежде чем наказывать или обучать насильно чрезмерно активного или рассеянного малыша, нужно разобраться в причинах его поведения.

    В некоторых случаях неусидчивость ребенка связана с проблемами с его здоровьем, и это нужно уяснить. Так, неусидчивыми могут быть малыши с психическими расстройствами. Это может быть временным, так сказать, возрастным – в связи с развитием лобной доли головного мозга. В таком случае явление вскоре пройдет само по себе. А может быть, у ребенка заболевание расстройства внимания, и тогда его нужно непременно отвести к специалистам и полечить. Причиной рассеянности могут быть также и многие другие нарушения, и только специалист сможет определить их. Родители своими силами могут проверить только зрение и слух ребенка, поскольку нарушения, связанные с органами чувств, также могут стать причиной неусидчивости.

    Важно учитывать, что неусидчивое поведение ребенка нередко сопрягается с вызывающим комплексом. В поведении таких детей, кроме неусидчивости, можно отметить и следующие отклонения: если ребенка что-то раздражает, он начинает вести себя агрессивно, может накричать, оскорбить, ударить даже маму. Поведение таких детей нуждается в срочной корректировке, в противном случае у вас будут постоянные проблемы с милицией, жалобы от сверстников и их родителей. В жизни такой ребенок едва ли станет успешным.

    Порой с неусидчивостью сопрягаются и иные проблемы в поведении и психике ребенка. Порой малыши при этом страдают от неуверенности и подавленности, или других проблем. Все это нужно выявлять и корректировать. Если проблема выражена остро – обращайтесь к специалистам. Если же нет, и вы чувствуете, что сможете справиться с поведением ребенка и своими силами – вперед. У вас это действительно может неплохо получиться, ведь именно родители знают своего ребенка лучше всего, и зачастую интуитивно знают, как можно ему помочь.

    Если ваш малыш не может проявить упорство и справиться с заданиями средней или высокой сложности, которые не даются ему с первого раза, присоединитесь к нему. Вы можете пообещать ему награду за выполнение той работы, которой он занят, чтобы у него был дополнительный стимул. Если ребенок продолжает капризничать – предложите отвлечься на что-то более интересное, и доделать задание потом. Но не сулите таких наград, которые он сможет получить сразу по окончанию задания – это вызовет еще более сильное негодование из-за того, что задание не получается. Скажите, что если он справится за сегодня (за ближайшие дни), в выходные вы пойдете в зоопарк или цирк.

    И помните, что ребенок по природе своей не может сконцентрироваться на достаточно длительный срок. Так, постарайтесь давать ребенку в возрасте 4-6 лет задачки, над которыми ему придется работать минут 15-20, не более. Не требуйте от ребенка невозможного, а если ему надлежит выполнять более длительные работы, предложите делать перерыв каждые 10-20 минут. Тогда работа будет даваться ребенку проще, и вероятно, он будет меньше переживать и жаловаться. Также не ругайте малыша, если у него что-то не получается – лучше хвалите за то, что он выполнил хотя бы несколько этапов. Доброжелательная обстановка при выполнении сложных задач поистине творит чудеса – понимая, что в него верят, ребенок будет выполнять работу увереннее, будет меньше переживать из-за возможной неудачи, ведь поймет, что его не будут ругать за это.

    Во многих детях усидчивость следует воспитывать. И эта задача бывает под силу только понимающим родителям. Если вы будете выражать свое огорчение по поводу неудач ребенка – он будет напрягаться и переживать, что не справится, а это не приведет ни к чему хорошему.

    Но бывает и так, что ребенок уже привык вызывающе вести себя в случаях, когда ему что-то не удается. Тогда работа предстоит более сложная – вам нужно не только научить ребенка быть усидчивым, но и прекратить его нежелательное поведение. Для этого есть довольно простой рецепт: игнорируйте истерики. У малыша не получилось собрать конструктор? Он швырнул его в стену, начал реветь и бить ножками? – Просто не обращайте внимания. А когда он успокоится, предложите собрать конструктор еще раз, укажите, что несколько элементов он все же собрал, и потому он – молодец. Или – передохнуть, поиграть или посмотреть мультфильм, а потом начать работы снова. Очень эффективно действует и такое предложение: скажите малышу, чтобы он собрал конструктор наполовину, а потом пообещайте ему свою помощь. То же самое касается чтения или письма: скажите, чтобы ребенок прочитал одну-две страницы интересной сказки, и пообещайте, что тогда вы прочитаете ему историю до конца. Обязательно хвалите ребенка за проделанную работу, не акцентируйтесь на ошибках, и изо дня в день доверяйте ребенку все большую часть работы, а сами делайте все меньше. Так вы сможете научить ребенка усидчивости без слез и истерик – если не станете отклоняться от принятого курса, и вновь ругать его за неудачи.