Задержка физическогоразвития. Лечение задержки физического развития

Цель лечения – нормализация темпов физического развития в детском возрасте.

При лечении различных форм задержки физического развития, для получения наибольшего эффекта необходимо соблюдение трех основных принципов:

1. максимальное приближение скорости роста к физиологическим показателям;

2. щажение эпифизарных зон роста;

3. применение индивидуального подхода с учетом соответствующей соматической патологии.

I. Лечение эндокриннозависимых вариантов задержки физического развития (дефицит ГР (СТГ) – гипопитуитаризм).

Заместительная терапия генно – инженерными препаратами ГР:

· Хуматроп (США);

· Нордитропин (Дания);

· Сайзен (Франция);

· Генотропин (Щвейцария).

Применение ГР противопоказано при:

· закрытых зонах роста (в заместительных дозах);

· наличие активных злокачественных новообразований, при прогрессирующем росте интракраниальных опухолей;

· гиперчувствительность к любым составляющим препарата или растворителя. До начала назначения ГР интракраниальные опухоли должны быть инактивированы, а противоопухолевая терапия завершена. Отсутствие роста внутричерепной опухоли или ее рецидива должно быть документировано в течение 6 – 12 месяцев до начала лечения ГР (доброкачественная опухоль), или 24 месяцев (злокачественная опухоль). Дети после операций по поводу опухолей мозга, получающие ГР, должны наблюдаться совместно с онкологом и нейрохирургом.

Схема введения ГР:

Путь: подкожно

Место: бедро

Кратность: 1 раз

Время: перед сном

Доза: суточная 0,07-0,1 МЕ/кг (2-3МЕ/м 2)

Недельная 0,5-0,7 МЕ/кг (14-20 МЕ/м 2)

Для введения используются мультидозные шприц – ручки.

Госпитализирующая терапия ГР продолжается до достижения конечного роста, или до закрытия эпифизарных зон роста.

Терапия ГР прекращается при:

· достижение скорости роста менее 2 см/год на фоне лечения ГР;

· достижения костного возраста 14-15 лет у девочек и 16-17 лет у мальчиков;

· достижение социально – приемлемого роста: девочки 155-160см, мальчики 165-170 см.

Дети и подростки с соматотропной недостаточностью, получающие лечение ГР, должны находиться под постоянным мониторингом детского эндокринолога. Кратность осмотра врача – 1 раз в 3 месяца (в начале терапии), затем – 1 раз в 6 месяцев.

Основными параметрами мониторинга являются:

· антропометрические данные (увеличение абсолютных показателей роста, динамика скорости роста);

· гормональный статус (контроль уровней свободного Т 4 , кортизола, ЛГ, ФСГ, половых стероидов и ИГФ – 1 в крови);

· консультация окулиста с осмотром глазного дна;

· определение костного возраста (1 раз в год).


При дополнительной терапии ГР возможно возникновение осложнений:

· образование АТ к ГР.;

· болезнь Крестцфельдта – Якоба (неизлечимое дегенеративное).

Клиническая картина болезни Крестцфельдта – Якоба:

· деменция с летальным исходом в течение 6 – 12 месяцев;

· легкая миоклония;

· ригидность мускулатуры;

· нарушение походки;

· мозжечковая атаксия;

· невнятная речь;

· головокружение;

· нистагм и нарушение зрения.

Диагностика болезни Крестцфельдта – Якоба:

· на ЭЭГ высоковольтные всплески медленных волн.

При наличии гипопитуитаризма необходимо замещение соответствующих тропных функций гипофиза. Заместительная терапия включает постоянный прием L – тироксином при вторичном гипотиреозе (1 -2 мкг/кг реального веса для достижения эутиреоза). При вторичном гипокортицизме используют гидрокортизон (кортеф). При несахарном диабете – минирин. При гипогонадизме применяют заместительную терапию половыми гормонами и анаболическими стероидами (при достижении костного возраста 12 лет у девочек и 14 лет у мальчиков):

· метиландростендион (1,5 мг/кг веса в сутки под язык);

· метандростенолон (0,15мг/кг веса в сутки);

· феноболил (в/м в 3 приема, т.е. 1 раз в 10 дней из расчета 1 мг/кг веса в месяц);

· гетаболил (1 мл в/м № 3 , затем 2 месяца перерыв).

Во время терапии половыми гормонами и анаболическими стероидами, каждые 6 месяцев контролируют костный возраст, если отставание уменьшилось, перерывы между курсами увеличивают; если костный возраст «догнал» паспортный, введение половых гормонов и анаболических стероидов прекращается.

II. Лечение эндокринно – независимой и конституциональной задержки физического возраста:

· общеукрепляющая терапия (полноценная физическая нагрузка; питание с увеличенным количеством белка, свежих овощей, фруктов; долгий сон);

· витаминотерапия (В 1 , В 6 , В 12 , А);

· негормональные стимуляторы ГР:

Глютаминовая кислота по 0,5 3 раза в день, 1 месяц пить, 1 месяц перерыв, 5 – 6 месяцев в год;

Карнитин хлорид 20% по 1 ч.л. 3 раза в день – 1 месяц, затем перерыв 2 мес.;

Калия оротат по 1 таб. 3 раза в день 1 месяц пить, 2 месяца перерыв.

· При задержке физического развития, до назначения андрогенов в пубертатном периоде используют препараты ХГТ (хорионический гонадотропин): профази – 1000Ед в/м 3 раза в неделю № 10, затем 2 – 3 мес. перерыв, в течении года 2 курса.

· Препараты ГР не назначают (подавление эндогенной секреции ГР).

VI. Литература.

Основная:

1. Дедов И. И., Тюльпаков А. Н., Петеркова В.А., Соматотропная недостаточность: - М.: Индекс Принт, 1998. – 312с.

2. Н. П. Шабалова, Диагостика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков: - М.: Мед – пресс – информ., 2003 – 544с.

Дополнительная:

1. С. А. Соболева, И. И. Соламатина, Е. П. Кулагина, Характеристика детей с различными клиническими формами низкорослости.// Российский педиатрический журнал, 2003г., №2, с.36 – 38.

VII. Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятия «задержки физического развития».

2. Укажите основные патогенетические механизмы развития данной патологии.

3. Классификация задержки роста у детей и подростков.

4. Клинические особенности эндокринно-зависимого варианта задержки физического развития.

5 . Клинические особенности задержки физического развития, обусловленной неэндокринными факторами (врожденными и приобретенными).

6. Дайте клиническую характеристику конституциональной формы задержки физического развития.

7. Каковы методы диагностики различных форм задержки физического развития.

8. Укажите основные принципы лечения задержки физического развития.

9. Лечение различных форм задержки физического развития.

В этой статье:

Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.

Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.

Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.

Что собой представляет задержка физического развития?

О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических
показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.

Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.

Причины задержки физического развития

На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:

  • педагогическая запущенность;
  • биологические факторы;
  • социальные факторы.

Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные
с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.

Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.

Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.

На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды,
патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.

И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.

Как определить, что ребенок отстает в развитии?

Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.

Специалисты
определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.

Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:

  • легким;
  • умеренным;
  • тяжелым.

Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.

Особенности диагностики задержки физического развития

Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.

Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.

Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.

Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие
промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.

Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.

Лечение задержки физического развития

Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.

Если основная причина задержки физического развития - это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная
терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.

Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.

Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.

Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.

Каких последствий опасаться?

Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны
проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.

Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.

Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.

Когда стоит думать о госпитализации?

О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.

Основная цель госпитализации - научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.

О прогнозах

Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.

Если причина задержки - заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.

В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.

В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.

Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.

Многие родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. Как педиатр я часто сталкиваюсь с вопросами: когда ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? А ходить? А привыкнуть к горшку? Различия норм развития часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы (а следовательно, и тревогу) у молодых родителей. Так кто же прав? Какими нормами руководствоваться родителям и педиатрам?

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.

Как формируются нормы физического развития ребенка ?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал (некое количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое в десятках, а то и сотнях тысяч человек). На основании анализа физических параметров и параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поточной поликлинической медицины это было выгодно и удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей. Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности.

Однако в последние десять лет «советские» нормы стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками. Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физразвитию первого года: повороты со спины на живот – к 4 месяцам, ползание – к 7, ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично: перевороты теперь с 3 до 6 месяцев, ползание – с 6 до 9, ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе: там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав. Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать). Когда-нибудь все это будет, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» – все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца. Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная , перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш. Часто ставятся диагнозы: темповая задержка моторного развития, заместительная гидроцефалия, ….., ……но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев?
– не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев. А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей. И нередко сразу делается вывод: «на вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша, Полина или Ванечка отстает»…

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?» На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет? Начинается тернистый путь по врачам.

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи. Но родителям первого ребенка приходится совсем тяжко.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.

В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации. В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Грубые отклонения видны и , другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы). Пример: ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику? Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка. Важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Отставание в физическом развитии или индивидуальная норма – что нужно знать родителям

Прочинано статью: 134

Многие привыкли считать, что все детки абсолютно разные и это правильно. Кто-то выше ростом, кто-то ниже, одни детки худенькие, а другие наоборот. В норме все же считается, если вес ребенка немного ниже среднего. Любое, самое выдающееся отклонение от нормы вызывает рой мыслей о неправильном уходе, о плохой наследственности, о поступках в далеком прошлом, которых вы теперь стыдитесь, и о том, что призраки прошлого возвращаются и как-то влияют на естественный ход развития малыша. Поэтому сегодня мы поговорим о том, что же такое физическая задержка развития ребенка .

Основные виды отклонений физического развития детей

Типология проблем физического развития детей включает: гипотрофию; замедление роста ребенка; паратрофию; ожирение; акселерацию; чрезмерный рост; непропорциональное физическое развитие.

Несоответствие в длине тела обуславливается высокорослостью (гигантизм) и наоборот так называемым в медицине термином нанизмом (задержка роста).

Отклонение в массе тела характеризуется ее уменьшением или увеличением. Если масса тела больше или меньше 10% тут имеет место такое явление как гипертрофия и паратрофия. Показатель массы тела малыша более 14% свидетельствует об ожирении.
Отклонения также могут наблюдаться в уменьшении или увеличении окружности головы малыша — микроцефалия и гидроцефалия. Помимо размера головы, такие проблемы могут быть и в изменении грудной клетки.

Какие причины у задержки физического развития

В нашей системе педиатрии к сожалению довольно таки часто можно встретить проблему подобного характера, это скорее всего связано с тем, что нежный детский организм слишком быстро и чувствительно реагирует на смену окружающей среды вследствие чего усиленное физическое развитие ребенка может значительно изменяться. Какие же причины способствуют этому отклонению.

Первой наряду с остальными трудностями есть проблема связанная с эндокринной системой, которая регулируется определенными центрами мозга и нарушение которой (включая неудачные роды, травмы, инфекции) могут влиять на неправильность роста ребенка.

Вторая причина это генетика, а точнее генетические заболевания (ахондроплазия, дизостозы, синдром Шерешевского-Тернера и Рассела-Сильвера и др.). Порядка 100 генов у человека несут ответственность за рост. И не зависимо от лечения, задержка роста это сохраненный проводной симптом.

Далее следует выделить также хронические заболевания разных органов и систем детского растущего организма, которые являются следствием нарушения роста скелета. Сюда можно отнести длительное течение некоторых заболеваний пищеварительного тракта, сердца, почек, печени, легких.

Еще одной причиной, которая требует повышенного внимания это дети с хронической внешней интоксикацией химических веществ, которые имеют большое влияние на ростковую хрящовую ткань.

Задержка роста также может обуславливаться нарушением обмена веществ и неправильностью усвоения (к примеру болезнь Крона или язвенный колит) всех пищевых продуктов.

Причинами изменений грудной клетки может быть аномалия ее формирования; несоответствие развития легких; степень физической подготовки и развития мышц; заболевание органов дыхания и т.д.

Самой распространенной проблемой микроцефалии и гидроцефалии есть нарушения развития мозга еще в утробе матери; травмы во время родов; гипоксия во время беременности; а также опухоли головного мозга у новорожденных малышей.

Не забываем о важном

Дети, которые опаздывают в физическом развитии, нуждаются в постоянном наблюдении со стороны врача и входят в так называемую «группу риска». И всегда помните что Ваша забота, терпение и любовь поможет любому малышу справиться со всеми трудностями!

Многие детские заболевания могут приводить к задержкам в физическом и половом развитии. Это хромосомные и генетические недуги, болезни эндокринной системы, а также различные поражения внутренних органов. Диагноз может быть поставлен только в условиях специализированного учреждения, там же проводят подбор необходимых коррекционных мер. При этом успешность лечения напрямую зависит от своевременного начала терапии.

У детей задержка полового и физического развития может происходить по двум типам: гормонально зависимые, и, соответственно, гормонально не зависимые.

К первым относят следующие нарушения:

Недостаток в выработке соматотропного гормона. При этом он может быть как частичным так и полным, и выражаться в нарушениях секреторной функции. Последнее характерно для семей, в которых есть предрасположенность к низкому росту. Также может развиваться из-за психосоциальных факторов.

Синдром Ларона. При этом нарушении гормон роста производится должным образом, но в организме нет рецепторов, которые его воспринимают.

Снижение функциональной деятельности щитовидной железы параллельно с развитием гипотиреоза.

Увеличение уровня гормонов, производимых надпочечниками.

Сбой в функциях половых гормонов.

К гормонально независимым относят:

Кислородное голодание, анемию, нарушения в функциональной деятельности печени или почек, сбой в поступлении разных питательных веществ в организм. Потеря белка, микроэлементов, красных кровяных телец с мочой.

Нарушения во внутриутробном развитии.

Семейную предрасположенность.

Хромосомные и генетические аномалии: Шерешевского-Тернера.

Особо тяжелый прогноз при нарушениях в работе эндокринной системы, так как подобные неполадки с трудом поддаются правильной диагностике и лечению.

К главному фактору, влияющему на задержку физического и полового развития, относят сниженную выработку соматотропина – гормона роста. Его производят специальные клетки в гипофизе, так что к такому нарушению могут привести разные состояния и заболевания, которые сопровождаются поражением головного мозга. Это приводит к отставанию в половом, физическом и психическом развитии.

Такая проблема может развиться в результате некоторых дефектов головного мозга, наличия опухолей. В некоторых случаях работа гипофиза может нарушаться из-за перенесенных внутриутробных инфекций. Диагностика проводится путем компьютерной томографии и лабораторного исследования для определения уровня гормонов. Такая патология более характерна для мальчиков, чем для девочек, ведь первые болеют в три-четыре раза чаще.

При этом заболевании дети обычно растут нормально лет до четырех, после темпы роста заметно падают, но размеры тела остаются пропорциональными. Если не начать лечение, то рост мальчиков не будет превышать 130см, а девочек – 120см. Кроме того в крови больных снижен уровень глюкозы.

Недостаток гормонов щитовидной железы сказывается не на росте длины, а на развитии костей и тканей. Это приводит к непропорциональному росту ребенка. Такие нарушения являются самыми благоприятными в плане прогноза и будущего лечения. Симптомы этой патологии: сухость кожи, запоры, малоэмоциональность, низкая частота сокращений сердца, позднее прорезывание зубов.

Для роста и развития важны также гормоны, вырабатываемые половыми органами. Они обеспечивают своевременное начало полового развития, но в случае соматических заболеваний и психических травм их синтез может снижаться. Также важную роль играет здесь и достаточное количество гормона роста.

Физическое и половое развитие во многом зависит от нормальной работы поджелудочной железы, а именно выработки инсулина, так как этот элемент необходим для синтеза белков.

Если организм не воспринимает нормально гормоны надпочечников, это также может спровоцировать недостаточную выработку гормона роста.

Итак, все нарушения в работе гормоновырабатывающих органов следует рассматривать в комплексе, так как все они взаимосвязаны и одинаково важны для роста и развития детей. При этом каждый орган имеет свой период активности.

Но чаще всего задержка в развитии как физическом, так и половом, не связана с гормонами. К ней приводит большая группа заболеваний, вызывающих нарушения в функциональной деятельности органов и систем, которые долго страдают от недостатка кислорода.

Основная разница между гормонозависимой и гормоннезависимой задержкой в развитии состоит в том, что в первом случае всегда наблюдают отставание в костном возрасте от паспортного одновременно с нарушенным гормональном статусом. Гормоннезависимая форма характеризуется тем, что отставание в развитии и росте развивается в дополнение к основному заболеванию.

Для лечения недостаточности соматоропина прибегают к приему генномодифицированного гормона роста, и курс при этом длится до окончания развития скелета. Если же наблюдается недостаток других гормонов, также используется заместительная терапия, которая может носить пожизненный характер.
Гормоннезависимые формы лечатся путем терапии основного заболевания.

Общая специфика всех патологий, приводящих к задержке роста и развития, подразумевает наибольшую эффективность лечения при условии как можно более ранней постановке диагноза.