Задания для практикумов по обществознанию "семейное право". Семья и брак. семейное право

3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейный Кодекс Российской Федерации

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

    Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Статья 68. Защита родительских прав

1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих

детей либо против жизни или здоровья супруга.

Фундаментальные знания Семейного Кодекса

Условия вступления в брак :

Брачный возраст;

Личное присутствие;

Добровольное взаимное согласие.

Обстоятельства, препятствующие браку:

Наличие зарегистрированного брака;

Близкое родство;

Усыновителями и усыновленными:

Между лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Брак расторгается в органах ЗАГС:

Взаимное согласие при условии отсутствия общих детей, несовершеннолетних детей;

Если судом признан недееспособным;

Если судом признан безвестно отсутствующим;

Лишен свободы свыше трех лет.

Расторжение брака в судебном порядке:

Если один из супругов против расторжения;

Если имеются несовершеннолетние дети.

Основание признания брака недействительным:

Заключение фиктивного брака;

Сокрытие лицом наличие венерической болезни или ВИЧ инфекций;

Несоблюдение лицами условий для заключения брака.

Права и обязанности супругов:

Л ичные :

Выбор рода занятий;

Выбор профессии;

Выбор места пребывания;

Выбор места жительства;

Выбор в вопросах воспитания, образования;

Выбор фамилии.

Имущественные:

1.Совместная собственность (имущество, нажитое в период брака):

Доходы каждого из супругов;

Результат интеллектуальной деятельности;

Пенсии, пособия;

Движимые и недвижимые вещи;

Ценные бумаги;

Паи;

Вклады в кредитных учреждениях.

2.Личная собственность:

Имущество, принадлежащее до вступления в брак;

Полученное в дар;

В порядке наследования;

По безвозмездным сделкам.

Брачный договор (соглашение лиц, вступающих в брак, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае расторжения)

Особенности брачного договора:

Письменная форма;

Нотариальное удостоверение (до брака, в период брака, в любое время);

Личное присутствие;

Расторжение в одностороннем порядке не допускается;

Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака;

Не является обязательным условием брака.

Содержание брачного договора:

Устанавливает режим совместной собственности;

Взаимное содержание супругов;

Способы участия в доходах друг друга;

Определение имущества, которое будет передано в случае расторжения брака.

Брачный договор не может:

Ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;

Право на обращение в суд за защитой своих прав;

Регулировать личные неимущественные отношения;

Права и обязанности супругов в отношении детей;

Ограничивать право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания.

Права несовершеннолетних детей:

Жить и воспитываться в семье;

На общение с родителями и другими родственниками;

Выражать свое мнение;

Имущественные права;

Изменение имени, фамилии ребенка;

Право на защиту.

Права и обязанности родителей:

Равенство прав и обязанностей родителей;

По воспитанию и образованию детей;

По защите прав и интересов детей;

Осуществление родительских прав, родителем проживающим отдельно от ребенка;

Защита родительских прав;

Право на общение с родственниками.

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

Пояснение.

Семейное право - это одна из отраслей частного права. Это система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи - да, верно (2 ст. Семейного Кодекса РФ).

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим - нет, неверно. Брак не приостанавливается, а прекращается (16 ст. СК РФ)

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) - да, верно.

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором - нет, неверно, законный режим имущества действует тогда, когда он не изменен брачным договором (33 ст. СК РФ)

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям - да, верно.

Ответ: 135.

Ответ: 135

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Трудовое право - порядок принятия на работу, увольнения, заключения трудового договора. Семейное право -  порядок вступления и расторжения брака, усыновления, опекунства. Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

А) гражданин был принят на работу в должности механика - трудовое право.

Б) суд установил опеку над несовершеннолетним - семейное право.

В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны - уголовное право.

Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск - трудовое право.

Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы - уголовное право.

Ответ: 12313.

Ответ: 12313

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм, Право. Система российского права, законотворческий процесс

1) конституционное право

2) административное право

3) гражданское право

4) семейное право

Пояснение.

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Семейное право - совокупность норм права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Имущественные и неимущественные права, Право. Система российского права, законотворческий процесс

Семейное право регулирует более узкий род отношений.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Семейное право , предпринимательское право , частное право , трудовое право , гражданское право .

Пояснение.

Правовые нормы принято подразделять на нормы публичного и частного права.

Публичное право регламентирует жизнь общества в целом: порядок деятельности государственной власти и управления, осуществление правосудия и т. д.

Частное право - определяет взаимоотношения в лично-имущественных, брачно-семейных и тому подобных областях деятельности.

Семейное, предпринимательское, трудовое, гражданское право относятся к частному праву.

Ответ: частное право.

Ответ: частноеправо

Петр Дмитриевич Садовский

Нет. Читайте пояснение, там указана классификация, принятая в юриспруденции.

Максим Маторин 27.01.2019 11:32

слитное написание ответа

Иван Иванович

Если это вопрос, то да, слитное.

·

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Ответ___________.

Пояснение.

Конституционное право, граж­дан­ское право, тру­до­вое право, ад­ми­ни­стра­тив­ное право, эко­ло­ги­че­ское право, се­мей­ное право - ма­те­ри­аль­ное право.

Ответ: материальное.

Ответ: материальное

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

Установите со­от­вет­ствие между субъ­ек­та­ми от­но­ше­ний и от­рас­ля­ми права, ко­то­рые эти субъ­ек­ты представляют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А Б В Г Д

Пояснение.

A) ра­бот­ни­ки и ра­бо­то­да­те­ли - тру­до­вое право.

Б) про­дав­цы и по­ку­па­те­ли - граж­дан­ское право.

B) служ­бы и ор­га­ны за­ня­то­сти - тру­до­вое право.

Г) арен­да­то­ры и арен­до­да­те­ли - граж­дан­ское право.

Д) усы­но­ви­те­ли и усы­новлённые - се­мей­ное право.

Ответ: 23231.

Ответ: 23231

1) гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой JI.

2) гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры

3) гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера

4) гражданин П. не оплатил проезд в автобусе

Пояснение.

Семейное право регламентирует порядок вступления в брак и его расторжения, усыновления.

Второе и третье -  это гражданское право.

Четвертое -  административное.

Ответ: 1

А. К отраслям частного права относится предпринимательское, гражданское, семейное право.

Б. К отраслям публичного права относится конституционное, административное, уголовное право.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Частное право - собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право). Частное право - это совокупность отраслей - часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей(предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников - равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

Установите соответствие между отраслями и частями системы права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Публичное право: АБГ

Частное право: ВД

Ответ: 11212

Ответ: 11212

А. Условия и порядок вступления в брак регулируются нормами семейного права РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс

1) административное право

2) семейное право

3) уголовное право

4) процессуальное право

5) гражданское право

6) конституционное право

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Публичное право - регулирует отношения власти и подчинения, основано на методе предписаний и распоряжений, защищает интересы государства (конституционное, финансовое, уголовное, административное).

Ответ: 25.

Как на­зы­ва­ет­ся отрасль права, ко­то­рая регулирует об­ще­ствен­ные отношения в сфере го­су­дар­ствен­но­го управления, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственной власти?

1) конституционное право

2) административное право

3) гражданское право

4) семейное право

Пояснение.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Особенности административной юрисдикции, Право. Система российского права, законотворческий процесс

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Конституция устанавливает общие положения, но конкретно регуляцией занимается административное право.

Понятие «аренда» является одним из основных понятий

1) семейного права

2) гражданского права

3) обязательственного права

4) трудового права

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Имущественные и неимущественные права

Иван Хеорхе

Обязательства это институт гражданского права.

Что из перечисленного ниже регламентируют нормы семейного права?

1) получение наследства по завещанию

2) порядок получения гражданства

3) порядок выплаты алиментов на ребенка

4) порядок приобретения недвижимого имущества

Пояснение.

Алименты - средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других, нуждающихся в этом, членов семьи.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака


Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть проиллюстрировано изменение статусов на примере трех вех в биографии.

1. Цикл студенческой жизни. Человек осваивает роль студента. Он может рассчитывать на получение качественного образования, доступа в библиотеки, научные учреждения, если этого требуется, на квалифицированную помощь и руководство преподавателями. Обязан посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты, проходить практику, защищать дипломную и курсовые. Студент может жить в общежитии, часто подрабатывает, самостоятелен, старается экономически не зависит от родителей.

2. Цикл семейной жизни. Осваивает роль мужа или жены, отца или матери. Может рассчитывать на понимание эмоциональную поддержку со стороны второй половинки, уважение со стороны детей. Отвечает за воспитание детей, материальное содержание семьи. Супруги обычно стараются жить в отдельной квартире, человек ценит стабильность, старается найти постоянный источник заработка, время ролевых экспериментов уходит в прошлое, свободное время проводит в своей семье.

3. Трудовой цикл. Осваивает роль работника. Встраивается во иерархию на работе, может быть как подчиненным, так и начальником, обязан выполнять свою трудовую функцию, соблюдать дисциплину, технику безопасности, получает зарплату за свою работу. Работник пытается показать зарекомендовать себя с лучшей стороны, часто рассчитывает на карьеру, уровень жизни, затраты зависит обычно от дохода работника.

Правильный пример может содержать иные примеры.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определёнными правами и обязанностями, а роль - это ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребёнка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребёнка играет семья.

Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет ещё ряд функций, а именно: экономическую функцию - в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление; функцию передачи социального статуса - семьи разных слоёв общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям; функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Семья - как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Я считаю, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растёт число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьёй как таковой.

(В. Н. Дружинин )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три типа властных отношений в семье и приведены соответствующие примеры принятия решений по важным вопросам семейной жизни:

1) патриархальная семья (например, главой семьи считается старший мужчина, все решения по важным вопросам принимаются им единолично);

2) матриархальная семья (например, главой семьи считается старшая женщина, она принимает все решения по важным вопросам, касающимся семьи).

3) эгалитарная (партнёрская) семья (например, статус главы семьи отсутствует, в принятии важных решений по вопросам, касающимся семьи, участвуют все взрослые члены семьи независимо от пола).

Могут быть приведены другие примеры роли различных компонентов правовой культуры в обеспечении правопорядка

По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .="">

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

(Н. И. Матузов )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть приведены:

1) за­щи­та соб­ствен­но­сти от по­ся­га­тельств дру­гих лиц

2) про­бле­мы рас­по­ря­же­ния собственностью

3) про­бле­мы дол­го­вых обязательств

4) за­щи­та от по­ся­га­тельств на жизнь и здо­ро­вье человека

Могут быть на­зва­ны и иные проблемы, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права , правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

  • Семейный кодекс (основной источник);
  • федеральные законы, принятые в соответствии с Семейным кодексом;
  • законы субъектов федерации (действующие только на территории этих субъектов).

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права , есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством . Эти положения называют принципами семейного права :

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Основные понятия семейного права.

Семья - малая социальная группа , основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.

Семейные правоотношения - вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.

Брак - регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

Брачный договор (или брачный контракт ) - соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор - официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.